100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как снимали фильм «Афоня»

Как снималась алко-комедия «Афоня», и За что кинематографисты обиделись на автора сценария

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Единство и борьба двух творцов

Александр Бородянский. / Фото: www.mosfilm.ru

Сценарист Александр Бородянский после того, как закончил писать свою историю об Афоне, показал законченный вариант приятелю. Тот сразу же загорелся идеей отправить сценарий на всесоюзный конкурс произведений о рабочем классе. Сам автор очень сомневался, ведь Афоня вовсе не был примером для рабочих: хапуга и рвач, да ещё и любитель выпить.

И всё же трагикомедия тогда завоевала первый приз, а Александр Бородянский получил возможность увидеть воплощение своего сценария на экране. Госкино приняло решение снимать картину не в Киеве на киностудии имени Довженко, как изначально планировалось, а на «Мосфильме». Режиссёром вместо Леонида Осыки был назначен Георгий Данелия, исполнителя главной роли тоже решено было заменить. В Киеве речь шла о том, чтобы главного героя играл Борислав Брондуков, но у Данелии было собственное видение образа Афони.

Георгий Данелия. / Фото: www.photonews.ru

При этом на Бородянского оказались обижены киевские кинематографисты, решившие, будто автор сценария передумал снимать фильм на киностудии Довженко, а Данелия был недоволен тем, что Бородянский не хотел снимать на «Мосфильме». Расстроен был и Борислав Брондуков, которого лишили возможности сыграть главную роль. Но выигрыш в конкурсе послужил основанием для того, чтобы решение принимало Госкино СССР.

Кадр из фильма «Афоня». / Фото: www.rossaprimavera.ru

После встречи с режиссёром молодой автор сценария уже не сомневался: на экране ему доведётся увидеть очень видоизмененную историю. Георгий Данелия сценарий оценил по достоинству, но вот печальный финал его не удовлетворил. Когда был готов режиссёрский вариант сценария, Данелия поинтересовался у Бородянского, понравился ли ему результат. Услышав вымученное «Нормально», режиссёр всё понял и тут же, извинившись, отправил готовый сценарий в мусорную корзину. Каждую сцену начали переписывать заново.

У автора сценария и режиссёра было разное представление о будущем картины. Александр Бородянский представлял фильм в миноре, а вот Данелия изначально хотел снять картину в оптимистичной тональности.

Актёры и музыканты

Кадр из фильма «Афоня». / Фото: www.forumnov.com

Георгий Данелия видел в главной роли обаятельного и фактурного актёра, способного покорить сердце наивной девушки. Из трёх претендентов он решил остановиться всё же на Леониде Куравлёве, хотя роль Афони могли сыграть поляк Даниэль Ольбрыхский или Владимир Высоцкий. Но первым двум актёрам в образе главного героя могли не простить того, что в результате простили Куравлёву. Зрители искренне полюбили Афоню, и это был именно тот эффект, которого и хотел добиться режиссёр.

Кадр из фильма «Афоня». / Фото: www.press.lv

На роль Кати Георгий Данелия без проб утвердил Евгению Симонову, но ему пришлось согласиться с условиями съёмок в кратчайшие сроки. В то время актриса уже была задействована в картине «Пропавшая экспедиция», и Александру Яблочкину, директору картины, удалось увезти её из Башкирии всего на трое суток. Именно за это время и снял Данелия все сцены с участием милой Кати. При этом работа велась круглосуточно, а Евгения Симонова успевала спать только в машине во время переезда съёмочной группы с места на место.

Кадр из фильма «Афоня». / Фото: www.funart.pro

Борислав Брондуков, сыгравший Федула, неожиданно для режиссёра стал настоящим любимцем публики. Он был очень органичен в этом образе. Его даже попытались не пустить в ресторан, где проходили съёмки одной из сцен, а швейцар уже был готов отправить «нарушителя» в милицию. К счастью, на пороге вовремя появилась ассистент режиссёра, спасшая ситуацию.

В фильме «Афоня» впервые на широкую публику прозвучала песня «Ты или я» группы «Машина времени». Исполнители могли и сами сняться в картине, но произвели впечатление ненадёжных музыкантов, которые вполне могут сорвать съёмку и не прибыть на площадку вовремя. Поэтому Данелия решил подстраховаться и снять группу «Аракс» вместо самой «Машины времени».

Счастливый финал

Кадр из фильма «Афоня». / Фото: www.kinokopilka.pro

По сценарию в финале картины Афоня берёт билет на случайный рейс. Когда же милиционер проверяет документы героя, то с фото в паспорте на него смотрит весёлый парень, но в жизни наш герой выглядит потухшим, уставшим и унылым. Финальная сцена в таком виде абсолютно не удовлетворяла режиссёра.

И Данелия принял решение вставить кадры с Катей, появлявшейся перед героем и произносящей: «Афанасий, мне кто-то позвонил, и я решила, что это вы!» Некоторые критики сочли подобный финал слишком примитивным, зато зрители приняли её с восторгом.

Кадр из фильма «Афоня». / Фото: www.life.ru

Режиссёр и актёры мешками получали письма, а в руки Георгия Данелии попало одно, в котором женщина обвиняла режиссёра в неправдоподобности и излишней обаятельности главного героя. Она даже спрашивала, доводилось ли «товарищу режиссёру» когда-нибудь спать с пьяным сантехником? Георгий Николаевич даже написал даме ответ, в котором признался, что не вообще не спал никогда с сантехниками.

Несмотря на критику и слишком банальный счастливый финал, зрители продолжают смотреть «Афоню», смеясь и огорчаясь вместе с его героями.

Непутевый сантехник Афанасий стал одним из лучших кинообразов Леонида Куравлёва, но своим успехом фильм был обязан не только ему, но и исполнительницам женских ролей. У некоторых из них после этого карьера пошла на взлет, а у других «Афоня» остался единственной вершиной в творческой биографии. Кто из актрис на протяжении долгих лет боролся с алкогольной зависимостью, кто эмигрировал в США, а кто стал заложницей одного образа?

Стеснительный секс-символ, пьяный Данелия и суицид. Как снимали советский фильм "Афоня"

Впервые "Афоня" вышел на экраны в октябре 1975 года. Картину за год посмотрело 62 миллиона человек. Редкий случай в карьере режиссёра Георгия Данелии и сценариста Александра Бородянского, когда картина пришлась по вкусу одновременно и зрителю, и критикам, и коллегам. Процесс написания сценария и съёмок фильма оброс кучей слухов, не обошлось и без скандалов.

Читайте так же:
Эндемик - Что такое, описание, примеры, фото и видео

<p>Кадр из фильма "Афоня" / © Кинопоиск</p>

Кадр из фильма «Афоня» / © Кинопоиск

Если профукал жизнь — значит, профукал

Разногласия Бородянского и Данелии начались с того, что каждый по-своему видел настроение «Афони».

Моя идея сценария была такая: «Горюй», то есть не «живи и горюй», но, если ты профукал жизнь, значит, профукал. А Георгий Николаевич считал, что у него и так жизнь сложная, чтобы ещё кино снимать в мрачной тональности. Он говорил: «Я должен кино делать в тональности «радуйся». Но материал сценария не давал это сделать, это же не оптимистичный сценарий, — рассказывал сценарист Александр Бородянский. — Из-за этого Георгию Данелии пришлось изрядно помучиться.

Самокритичный секс-символ

Кадр из фильма "Афоня" / © Кинопоиск

Кадр из фильма «Афоня» / © Кинопоиск

В одной из сцен герой Куравлёва должен был лежать с героиней Евгении Симоновой в одной постели. Леонид возмутился, сказав, что он не Ален Делон, чтобы обнажаться, и наотрез отказался снимать майку. Хотя многие считали его парнем хоть куда. Как отмечает сам Александр Бородянский, из всех кандидатов Куравлёв был самым обаятельным, и ему зритель был готов простить то, что не простил бы Высоцкому или Караченцеву, которые тоже пробовались на роль Афанасия Борщова.

Правда, если бы он был лысый и без парика, может быть, он не был бы таким красавчиком, — смеётся сценарист.

Прости, Саша, я испортил сценарий

Когда Данелия сделал режиссёрский сценарий, перемены не обрадовали Бородянского. Но, как человек тактичный, он не мог сказать об этом Данелии напрямую. Однажды он пришёл к нему в гости, чтобы, собравшись с духом, сказать всё-таки, что он думает. Однако, когда Данелия спросил его, он только и смог сказать: «Нормально». В ответ режиссёр тяжело вздохнул, произнёс: «По-моему, получилось говно. Прости», — и швырнул сценарий в корзину для бумаги. Начали переписывать сцены заново.

Подковёрные интриги Госкино

Кадр из фильма "Афоня" / © Кинопоиск

Кадр из фильма «Афоня» / © Кинопоиск

Изначально «Афоню» должны были снимать на студии имени Довженко, и ставить его предстояло Леониду Осыке. Потом сценарий передали на «Мосфильм», а Бородянский даже не был инициатором этого, хотя некоторые так думают. На него одновременно обиделись актёр Борислав Брондуков, изначально претендовавший на главную роль, режиссёр Леонид Осыка, потому что ему сказали, что это Бородянский отдал сценарий на «Мосфильм», и сам Георгий Данелия, потому что Бородянский не желал изменять своему слову и менять студии. Но как раз в то время сценарий «Афони» выиграл в конкурсе — и Госкино посчитало, что теперь он не принадлежит сценаристу, а является достоянием государства.

Алкоголик Федул затмил Афоню

В процессе проработки сценария выяснилось, что алкоголик Федул, которого сыграл Борислав Брондуков, стал затмевать Афанасия Борщова.

В нём меньше глубины, но он более эффектный. Я всегда удивлялся, почему люди смеются над этой его фразой «Гони рубль, родственник», не видел я в этом ничего смешного, а потом понял, что всё дело в Брондукове, как он это произносил. Был бы другой актёр, было бы не смешно, — отмечает сценарист. Сценарий переписали, но всё равно Федул остался одним из самых ярких персонажей.

Никулин в роли Борщова

Кадр фильма "Афоня" / © Кинопоиск

Кадр фильма «Афоня» / © Кинопоиск

Когда 28-летний Александр Бородянский писал сценарий, он держал в голове молодого Юрия Никулина. Но не того Никулина, которого все знали по роли Балбеса из знаменитого трио, в которое также вошли Вицин и Моргунов, а Никулина образца драмы Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими». Бородянский представлял себе такого весёлого разгильдяя, но не красавчика. Но в таком случае «Афоня» бы зазвучал совсем по-другому, и это был бы уже фильм Бородянского, а не Данелии.

Жена ученика Данелии выгнала знаменитого пьяного режиссёра

В Афоне Георгий узнал себя, особенно его умилил эпизод, в котором подруга Борщова в исполнении Нины Руслановой выгоняет из дома пьяного штукатура Колю и бьёт возлюбленного. Аналогичный случай был в жизни самого режиссёра. Однажды он напился со своим учеником и пришёл к нему домой. Супруга ученика, недолго думая, выгнала знаменитость взашей, возмутившись его непотребным видом. И вообще Данелия считал, что «Афоня» — это фильм про него.

Тема суицида в советской классике

Кадр из фильма "Афоня" / © Кинопоиск

Кадр из фильма «Афоня» / © Кинопоиск

В процессе написания сценария Александр Бородянский давал интервью и ещё не знал, какой он будет. Тогда он учился заочно и был в Москве проездом. С ним занималась его второй мастер Вера Тулякова (первый мастер Илья Вайсфельд вообще сценарий «Афони» разгромил). И вот с ней Бородянский как-то встретился и сказал, что хочет сделать сценарий про маляра. Она спросила, про что он будет. А он ещё не знал об этом и начал так: «Ну, там будет девушка, которая его любит, а он её не любит, и она повесится». А Вера Владимировна таким трагическим голосом: «Саша, ни в коем случае не делайте так, чтобы героиня повесилась». Он ей тогда сказал: «Хорошо, хорошо, она не умрёт». С тех пор пошли слухи, что Афанасий покончит с собой. А Афоня должен был в деревню поехать после увольнения.

Я же, когда пишу сценарии, не знаю, что будет дальше. Я же не знал, что он у меня в деревню должен ехать или там покончить с собой. Тем более что такой герой и не мог покончить с собой после того, как его уволили, — смеётся сценарист.

Читайте так же:
Почему собака не ест из миски, но ест из рук?

Единственное, что ждало героя в первоначальном сценарии, — одиночество и моральное поражение. Он должен был вернуться в город и, проходя мимо кинотеатра, увидеть весёлых людей и пёструю афишу, которые бы создали контраст с его разбитой «профуканной» жизнью.

Тайны создания и съемок легендарного фильма "Афоня"

Георгий Данелия, Евгения Симонова и Александр Бородянский раскрыли тайны съемок знаменитого фильма «Афоня».

40 лет назад состоялась премьера легендарного фильма Георгия Данелии «Афоня». Впервые он вышел на экраны 13 октября 1975 года. Картину за год посмотрели 62 миллиона зрителей. Главный герой – слесарь-сантехник Афанасий Борщов (Леонид Куравлев) по кличке Афоня – с утра до вечера был занят поиском очередной бутылки. Из-за этой пагубной привычки он пропустил главную любовь в жизни – медсестру Катю (Евгения Симонова), которая по уши влюбилась в него. выяснили, кто заставлял Куравлева снимать штаны перед Симоновой, за что Михаил Светин готов встать на колени перед Данелией и как случилось, что самого Высоцкого не утвердили на главную роль в киноленте.

– Сценарий возник как бы сам собой, – излагает историю создания фильма-легенды 71-летний заслуженный деятель искусств РФ, сценарист Александр Бородянский. – В то время я работал маляром-штукатуром и заочно учился во ВГИКе на сценарном факультете, и жизнь моя была похожа на судьбу героя картины. Сначала я хотел сделать Афоню тоже маляром, а потом остановился на слесаре-сантехнике, так как фигура сантехника тогда была на слуху, про них сочиняли массу анекдотов. Они были, как сейчас модно говорить, в топе обсуждения. Надо сказать, что писал сценарий практически с себя, наделил героя своими лучшими качествами: веселый, добрый, готовый прийти на помощь. Вообще «Афоня» раньше носил название «Про Борщова, слесаря-сантехника ЖЭКа». Один из однокурсников предложил отправить сценарий на профсоюзный конкурс произведений о рабочем классе. Решил попытать счастья и получил поощрительный приз. После этого мой друг посоветовал отдать сценарий фильма начинающему режиссеру студии имени А. Довженко. Но на студии решили, что наградной сценарий нельзя поручать дебютанту, и отправили его маститому Леониду Осыке, где Афоню должен был играть Борислав Брондуков. Вдруг мне пришла телеграмма, что по решению Госкино режиссером картины станет Георгий Данелия.

Оказывается, на роль Афони претендовал не только Брондуков.

– В кино пробовались польский актер Даниэль Ольбрыхский, Владимир Высоцкий и Леонид Куравлев, – продолжает сценарист. – В итоге остановились на Куравлеве и не ошиблись. В нем есть что-то манкое, какой-то секрет.

Симонова покорила сердце режиссера

Кроме Евгении Симоновой, на роль главной героини – медсестры Кати – пробовалось огромное количество актрис, но юная студентка Щукинского училища покорила сердце режиссера.

– Данелия утвердил без проб, – вспоминает народная артистка России Евгения Павловна. – Мне нужно было параллельно сниматься в другой картине в Башкирии, и я вынуждена была уезжать на съемки. Данелия, конечно, обиделся и был недоволен таким раскладом, поэтому стал искать другую на роль Кати, но ему всё не нравилось. СМИ писали, мол, директор картины буквально выкрал меня со съемочной площадки, но такого не было. Все решилось мирным путем. Режиссер меня отпустил в Ярославль на несколько дней. Я была практически без сна, так как снимали днем и ночью, спать удавалось лишь тогда, когда мы переезжали с объекта на объект.

Сама народная артистка РФ как женщина не посмотрела бы на Афанасия Борщова, а на Куравлева едва не запала:

– На Афоню я бы не обратила внимания, а на Куравлева посмотрела бы (улыбается). Считаю его очень привлекательным, но я не смотрела на него как на потенциального мужчину в силу возраста, он все-таки старше меня на 18 лет.

Куравлев стеснялся снимать штаны

По сценарию Куравлев должен был лежать с Симоновой в трусах под одеялом, он слегка возмутился: «Раздеваться не буду, только до футболки!»

– Леонид не стал снимать штаны, он очень стеснялся быть в трусах перед Женей, – смеется сценарист. – Режиссер так и не смог его заставить, Лёня лежал в штанах под одеялом. Данелия понимал, что в советском кино секс – это не более чем разговор мужчины и женщины.

Сам Леонид Вячеславович после смерти жены Нины Васильевны, с которой прожил в браке 53 года, уже на протяжении трех лет ведет затворнический образ жизни и практически не выходит из квартиры.

– Возможно, Леонид обиделся, что былая слава прошла и его уже практически не снимают, – говорит сценарист фильма Бородянский. – Ведь артисты – это те же самые дети, только еще ранимее.

Помню, когда мы с ним последний раз виделись шесть лет назад, он грустно сказал: «Представляешь, я уже пять лет перед камерой не стоял». И было видно, что ему от этого очень горько.

Леонов о своем герое: «Ну какой же он говнюк!»

Штукатура Колю сыграл Евгений Леонов. Он любил свою роль, но не уважал таких персонажей, как Коля.

– Он все время жаловался, что штукатур у него получается слишком плоским, мол, он эгоист еще хуже, чем Афоня, – рассказывает о любимом актере 85-летний Георгий Николаевич Данелия. – Женя всегда в своих героях искал отрицательные черты, чтобы образ сделать как можно объемнее. На съемке одной из сцен достал бумажку из кармана, из нее высыпались монетки. Он их собрал и положил в карман: «Какой говнюк этот штукатур! Две недели прожил у человека, пил, ел, а самому жалко три гроша оставить!»

Читайте так же:
Несерьезые причины некоторых войн — излагаем суть

В 1988 году во время гастролей в Германии у актера случился обширный инфаркт, после операции на сердце он впал в кому на 16 дней. Через три месяца немецкие врачи поставили его на ноги, и Леонов снова вернулся на сцену. Но 29 января 1994 года артист уже не вышел на сцену из-за того, что у него оторвался тромб. Народного артиста СССР похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище, ему было 67 лет.

Несмотря на то, что в фильме снимались легенды советского кино, самым невероятным успехом пользовался Савелий Крамаров (по сценарию друг детства Афони, Егоза). Когда он ходил во время съемок на рынок за продуктами, то продавцы всегда задаривали его гостинцами.

– Савелия, конечно, это задевало, когда его принимали за легкомысленного человека и давали соответствующие роли, – вспоминает Бородянский. – Ведь он-то хотел играть серьезных персонажей, даже сделал операцию в Америке по устранению косоглазия.

Крамарова в Америке утвердили на роль без кинопробы, но сыграть ему было не суждено. У него обнаружили рак, несмотря на то, что он был фанатиком здорового образа жизни.

В марте 1995 года 60-летнему актеру должны были сделать операцию по удалению злокачественной опухоли толстой кишки. Но у него внезапно возникло осложнение, врачи отказались делать операцию. Вскоре у Савелия Викторовича случилось два инсульта.

6 июня 1995 года Крамарова не стало. Актера похоронили на еврейском мемориальном кладбище неподалеку от Сан-Франциско.

Вдова Брондукова: «Данелия влюбился в моего мужа»

Самое большое количество аплодисментов срывал Федул, роль которого сыграл Борислав Брондуков. Его реплика «Гони рубль, родственник!» стала визитной карточкой фильма.

– Борислав мог сыграть главную роль в «Афоне», – вспоминает вдова актера Екатерина Брондукова. – Ведь поначалу картину собирался снимать на киевской киностудии имени Довженко друг Брондукова Леонид Осыка. Потом приняли решение снять ленту на «Мосфильме», где режиссером стал уже Данелия. Александр Бородянский уговорил Георгия Николаевича пригласить Борю на эпизодическую роль Федула. Однако после проб Данелия буквально влюбился в него, и его роль разрослась до нескольких сцен. Кстати, Борислав долго искал костюм для съемок, перерыл весь «Мосфильм». В итоге стал сниматься в старом свитере самого Данелии.

– В костюме и гриме Боря был настолько органичным, что во время съемок в ресторане, когда он вышел на улицу покурить, швейцар категорически не хотел пускать его обратно. Брондуков так перевоплотился, что в нем было не узнать популярного актера, – утверждает Бородянский.

После роли Федула режиссеры часто предлагали Брондукову роли любителей выпить, а многие зрители и подавно считали актера алкоголиком.

– Это абсолютно не так! – восклицает Екатерина Петровна. – Он всегда держал себя в форме. Ведь железной дисциплине его научил именно Евгений Леонов. Он говорил Боре, что алкоголика должен играть абсолютно трезвый артист.

В 1984 году 46-летний актер пережил первый инсульт, вскоре его разбил второй, затем врачи выявили у него гематому головного мозга. В 1997 году случился третий инсульт. 10 марта 2004 года актер потерял сознание, и его сердце остановилось.

– Даже перед самой смертью муж все равно боролся за жизнь: его дыхание все время прерывалось, – признается вдова артиста. – За несколько минут до ухода он зажмурил глаза, побелел и перестал дышать.

Светин: «Готов встать на колени перед Данелией»

Народный артист РФ Михаил Светин в фильме «Афоня» сыграл маленькую, но запоминающуюся роль водителя ЖЭКа Воронкова. Изначально Георгий Данелия планировал для персонажа Светина снять еще две сцены, но увы. На съемочной площадке произошел конфликт, из-за которого Михаил Семенович переживает и по сей день.

– Даже сейчас готов встать на колени перед Георгием Данелией, – ошарашил нас Михаил Семенович. – Я прожил свою жизнь глупо, обижал прекрасных людей, за что очень стыдно. Съемки «Афони» проходили в Ярославле. Георгий Николаевич пригласил меня, встретил, разместил в гостинице, где были прекрасные условия. По плану было три съемочных дня, а платили мне как за 11 дней. Георгий Николаевич попросил отработать 4 дня, нужно было доснять совместные сцены с Леонидом Куравлевым. Я стал возмущаться: мол, как это так, у меня съемки на телевидении! Данелия выругался матом пару раз и больше со мной никогда не работал, не позвал даже на озвучку. В «Афоне» мой герой говорит голосом другого актера. Сейчас очень жалею о том, что так мало снимался у Георгия Николаевича. Это мой режиссер, которого чувствую и понимаю, мне близко его видение, но увы.

Морской узел и крупа – секрет пышного бюста героини фильма

Георгий Данелия поведал нам удивительную историю о том, как актрисе Татьяне Распутиной, которая в эпизоде танцевала с Куравлевым, увеличили грудь на несколько размеров.

– Когда снимали эпизод на танцах, в котором Афоня знакомится с девушкой с пышным бюстом, заболела костюмерша. На съемочную смену она прислала своего мужа, который должен был подтянуть лямки бюстгальтера так, чтобы грудь казалась больше. Так он, недолго думая, взял и затянул сзади на морской узел. Грудь так «заиграла» в прозрачной блузке, что потом критики искренне восхищались этой художественной деталью. Костюмеры насыпали ей в бюстгальтер манную крупу, что еще больше усилило эффект.

Читайте так же:
Интересные факты о гепардах

Финал сценария киноленты все время менялся. По последнему варианту Афоня покупает в провинциальном аэропорту билет на первый попавшийся рейс и лежит на летном поле в ожидании самолета. К нему подходит милиционер и просит предъявить документы. Герой Куравлева показывает ему паспорт, где на фотографии красуется кудрявый парнишка с беззаботной улыбкой, а перед милиционером предстает потерянный мужчина со стеклянным взглядом в никуда. На этом моменте фильм и заканчивался.

– Данелия хотел, чтобы Симонова все-таки появилась в конце фильма! – восклицает сценарист Бородянский. – Ведь она получилась такой чистой, нежной и трогательной. Мы решили зафиналить все-таки встречей Кати и Борщова: «Афанасий, мне кто-то позвонил, я подумала, что это вы». Когда Борщов открывает глаза, то никакой Кати рядом нет, это было всего лишь видение.

Несмотря на то, что Афанасий Борщов – халтурщик, пьяница и лгун, он сумел завоевать сердца миллионов зрителей. Ведь в конце киноленты он все-таки изменился, осознал, что жил неправильно. Из-за своей беспечности он даже не приехал на похороны тети, которая заменила ему мать. К сожалению, очень поздно опомнился, когда остался совсем один. Залог успеха этого фильма в том, что его сценарий близок миллионам россиян, судьба героя Куравлева схожа с жизнью простых россиян, которые порой в погоне за деньгами пропускают свою любовь и счастье и даже забывают о самых близких людях. Наверное, этот фильм сейчас нужно включить в студенческую программу образования, чтобы они чаще задумывались о смысле знаменитой фразы немецкого поэта и драматурга Бертольта Брехта: «Бояться надо не смерти, а пустой жизни».

Как мрачную поучительную драму Данелия превратил в легендарную трагикомедию «Афоня»

Как мрачную поучительную драму Данелия превратил в легендарную трагикомедию «Афоня»

45 лет назад, в октябре 1975 года, на экраны вышла трагикомедия «Афоня», сценарий которой изначально был куда мрачнее и безнадежнее, чем финальный вариант, полюбившийся зрителям.

Сценарист Александр Бородянский придумал историю Афони, когда работал в Киеве маляром-штукатуром после окончания строительного техникума и заочно учился на сценарном факультете ВГИКа. История рождалась легко, будто сама собой – Бородянский описывал практически собственную жизнь и приключения. В первой версии сценария Афоня был маляром – в центре истории были взаимоотношения работника ЖЭКа №2 Борщова с влюбленной в него скромницей Катей. Благодаря ей рвач и хапуга, пропивающий с дружками все заработанные махинациями барыши, понимает, что с ним что-то не так.

Трансформация сценария: всесоюзная премия и путь на «Мосфильм»

Постепенно замысел Бородянского изменился – сантехник казался куда более комической фигурой. Потому что в то время сантехники были постоянными персонажами баек и анекдотов. Это, впрочем, не означало веселой истории со счастливым концом. Напротив, к финалу становилось очевидно, что герой «профукал свою жизнь». Афоня был «лишним человеком» в традиции классической русской литературы, но в комическом изводе.

На съемках художественного фильма «Афоня», 1975

Прочитав готовый сценарий, приятель Бородянского посоветовал послать его на всесоюзный конкурс произведений о рабочем классе. Начинающий сценарист решил, что это не лучшая идея — ведь главный герой пропойца и бездельник. «Но все равно ведь рабочий!» — убеждал приятель. В итоге трагикомическая история в духе критического реализма выиграла на конкурсе первый приз, и впереди замаячила экранизация. Снимать «Афоню» автор сценария Александр Бородянский планировал в Киеве на киностудии имени Довженко с Бориславом Брондуковым в главной роли. Режиссером худсовет выбрал опытного Леонида Осыку. Но не успел Бородянский договориться с ним о съемках, как из Госкино пришла другая разнарядка: снимать будет на «Мосфильме» Георгий Данелия!

В отношении сюжета между творцами сразу начались трения. Скоро сценарист-дебютант Бородянский понял, что в процессе съемок придуманная им история будет видоизменяться.

«Сценарий мне понравился, — вспоминал режиссер «Афони» Георгий Данелия, — но сюжет был жесткий, с печальным концом. А мне после фильмов «Не горюй!» и «Совсем пропащий» хотелось снять что-то совершенно иное».

Кадр из художественного фильма «Афоня», 1975

Как снимали фильм «Афоня»: претенденты на главную роль и подбор актеров

По сюжету, сантехник Афоня Борщев был сердцеедом, за которым как привязанная ходит наивная Катя, поэтому он как минимум должен был выглядеть видным мужчиной. На роль Афони у Данелии было три главных кандидатуры: поляк Даниэль Ольбрыхский, уже снимавшийся в СССР в киноэпопее «Освобождение», Владимир Высоцкий — появись он в фильме, Данелия непременно бы включил туда сцену, где Афоня поет под гитару. Последним претендентом на роль был Леонид Куравлев.

«Мы остановились на Куравлеве. И не ошиблись! Афоне в его исполнении прощают то, чего никогда бы не простили ни Афоне Ольбрыхского, ни Афоне Высоцкого. А этого мы и добивались. Нам хотелось, чтобы зрители не возненавидели нашего Афоню, а полюбили».

Кадр из фильма: Катя и Афоня

На роль влюбленной в Афоню трогательной Кати режиссер утвердил студентку Щукинского училища Евгению Симонову сразу, без проб. Но с молодой актрисой тут же возникла загвоздка: она уже подписала договор на съемки в фильме «Пропавшая экспедиция» и должна была надолго уехать на натуру в Башкирию. Никого, кроме Симоновой, Данелия в этой роли не видел — и директор картины Александр Ефремович Яблочкин взял ситуацию в свои руки. Он сам полетел в Башкирию и привез оттуда Симонову в Ярославль, где снимали «Афоню».

Позднее Данелия рассказывал, что Яблочкин чуть ли не обманом выкрал актрису со съемочной площадки, как Шурик «кавказскую пленницу». На самом деле бывалый киношник Яблочкин просто договорился, чтобы Симонову отпустили со съемок, со строгим уговором, что Данелия не задержит ее дольше чем на три дня. Данелии пришлось сразу отснять все сцены с Симоновой, которые из-за спешки снимали буквально днем и ночью. Спать актрисе приходилось в машине, пока съемочная группа переезжала с объекта на объект.

Читайте так же:
Какие возможности нашей памяти?

Леонид Куравлев в роли Афони

В книге мемуаров «Тостуемый пьет до дна» Данелия написал, что все эти трудности съемочная группа переживала не зря: зрители полюбили светлую и наивную Катю. Но, как показали творческие встречи после выхода «Афони» в прокат, главным любимцем публики неожиданно оказался алкоголик и мерзавец Федул в исполнении Борислава Брондукова, которому едва не отошла главная роль в фильме, снимайся он на киностудии Довженко. Сыгравший штукатура Колю Евгений Леонов наставлял коллег по съемочной площадке, что алкоголиков должны играть абсолютно трезвые артисты, и Брондуков придерживался железной дисциплины.

История создания фильма: курьезы на съемках и танцы под «Машину времени»

Тем не менее в роли Федула Борислав Брондуков был настолько убедителен, что швейцар московского ресторана, где проходили съемки одной из сцен, принял его за настоящего забулдыгу. Одетый по роли в старый свитер самого режиссера Данелии, актер вышел на улицу покурить. А когда попытался вернуться, многоопытный московский швейцар отказался пускать его обратно, едва не сорвав съемки. Ситуацию спасла ассистентка Данелии, догадавшаяся выскочить на улицу и отбить актера, когда швейцар уже собирался сдать «алкаша» в милицию.

Кадр из кинофильма «Афоня»

Комичные моменты на съемках время от времени возникали и по вине съемочной группы. В эпизоде на дискотеке Данелия хотел усилить комический эффект, представив партнершу, с которой танцует Афоня, утрированно сексуальной. Для этого костюмер предложил визуально увеличить ей бюст, засунув в бюстгальтер наполненные водой презервативы. На репетиции они первым делом треснули, вымочив актрису с ног до головы. Тогда смышленый костюмер наполнил ее бюстгальтер манной крупой и стянул на спине узлом. Получившийся результат выглядел скорее смешно, чем сексуально, и комический эффект был обеспечен.

Кадр из фильма «Афоня»: знаменитый энергичный танец

Едва не опростоволосился с этой дискотекой и сам Данелия. На момент съемок «Афони» ему исполнилось 45 лет, он был солидным уважаемым кинематографистом и совершенно не разбирался в тогдашней молодежной модной музыке. Он поручил все тому же талантливому администратору Яблочкину, который обеспечил присутствие на съемках Евгении Симоновой, найти на ночные съемки дискотеки в ДК им. Крупской в Текстильщиках популярных у молодежи эстрадных музыкантов. Яблочкин расстарался и обеспечил популярнейшую на тот момент группу «Машина времени», но на Данелию они произвели впечатление ненадежных артистов.

«В мое время лабухи выглядели совершенно по-другому, красиво: длинные волосы густо набриолинены, пиджак в клетку до колен, яркий галстук с павлином, белые носки и туфли на толстом каучуке, на безымянном пальце – перстень».

Кадр из фильма «Афоня»: танцы

Данелия решил, что лохматые парни в драных футболках и джинсах попросту не явятся на съемки, и попросил Яблочкина для страховки найти второй ансамбль. Так в фильме засветилась еще одна популярнейшая группа тех лет — «Аракс». Каково же было удивление режиссера, когда на подступах к клубу он увидел толпы молодых людей, которых еле сдерживала милиция. А ведь Данелия опасался, что ночью едва удастся заполнить массовкой ползала, потому что мало кто согласится не спать всю ночь за положенные артистам массовки три рубля за смену.

Кадр из фильма «Афоня»: Леонид Куравлев и Савелий Крамаров

Банальный хеппи-энд

Картина была уже практически отснята, но Данелия все никак не мог утвердить финал. В сценарии он выглядел очень мрачно: Афоня покупает в провинциальном аэропорту билет на первый попавшийся рейс, к нему подходит милиционер и спрашивает документы. С фотографии в паспорте на него глядит беззаботный веселый парень, а перед ним стоит унылый человек с потухшим взглядом – и на этом фильм кончается. Такой финал выглядел логично, но Данелии он не нравился – он все искал возможность вставить в сценарий Катю. Вначале она должна была присниться Борщову, который задремал на летном поле, но в окончательном варианте фильма героиня все же появляется во плоти и говорит свою коронную фразу: «Афанасий, мне кто-то позвонил, и я решила, что это вы!»

«Умные люди написали в рецензиях, что фильм мог быть не таким примитивным, если бы не финал. Появление Кати на летном поле — банальный хеппи-энд…» – вспоминал Данелия в мемуарах.

Памятник персонажам «Афони»

Памятник Афоне в Ярославле

Но зритель принял картину на ура — ее посмотрели 62 миллиона человек. «Афоня» стал лидером советского кинопроката по итогам 1975 года. Среди писем, которые мешками несли Данелии на студию, попадались и курьезные: одна дама возмущалась «неправдоподобием сюжета» — Афоня вышел слишком обаятельным! — и гневно вопрошала: «А вы, товарищ режиссер, сами когда-нибудь спали с пьяным сантехником?» Данелия написал ответное письмо, где сознался, что не спал ни с пьяным, ни с трезвым. С тех пор фильм зажил в народном сознании собственной жизнью и по сей день остается незабвенной советской классикой, пережившей свое время, несмотря на «неправдоподобие» и «банальный хеппи-энд». Под видом комедии нравов Данелия снял серьезную экзистенциальную драму, которая веселит и печалит зрителей до сих пор.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию