100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как шьют пуанты

КАК ДЕЛАЮТ ПУАНТЫ?

Каждая танцовщица, хотя бы единожды, обувала эти «зефирные» туфли. Балетные туфли приобрели такой вид не сразу – начиная с XIX века их облик трансформировался и сегодня мы можем видеть пуанты, которые изготавливают для виртуозной техники танца «на пальцах».

Внешний слой пуанта шьют из трёх слоёв атласа. Каждый кусочек ткани вырезается с помощью металлического штампа. За один ход такой штамп выкраивает детали на 4 пары туфель. Для каждой детали делают подкладку из чистого хлопка, чтобы защитить стопы танцовщицы от раздражения. V-образная верхняя деталь называется союзка. К ней пришивают две других атласных детали – это задник пуанта. Затем, полученную деталь сшивают, усиливая шов лентой из искусственного материала. Такую же ленту пропускают через машину, которая сворачивает её пополам вокруг шнурка. Полученный кант пришивают по периметру туфли. Такой обёрнутый лентой шнурок помогает танцовщице плотно затянуть туфель на ноге. Затем, атласный верх надевают на специальную заранее подготовленную деревянную колодку, что бы проверить размеры. В мастерских при крупных театрах (Большой, Мариинский) такие колодки делают специально для каждой балерины. Мало того, за каждой индивидуально закрепляют мастера, который знает все нюансы изготовления пары пуантов конкретно для этой танцовщицы.

Высота союзки не должна отличаться от заданной более, чем на 3 миллиметра. Даже небольшое отклонение приведёт к тому, что туфля будет врезаться в стопу.

SONY DSC

Обувщик прибивает хлопковую подкладку к внутренней стельке. Стельку делают из твёрдого картона (для опоры), с добавлением пластика, который увеличивает гибкость. Затем срезают излишки и приклеивают подкладку к стельке, закладывая аккуратные складки. Когда клей высыхает, мастер убирает гвозди и обрезает лишние складки, что бы избежать бугорков, которые могут вызвать раздражение стопы. Затем он формирует коробочку – жесткий чехол внутри пуанта. Коробочку (или «стакан») изготавливают из папье-маше, но вместо бумаги используют ткань. После, отрез покрытой смолой хлопковой ткани, размачивают в воде и укладывают сверху. Затем два куска рогожки (как правило её делают из сизаля) проклеивают и один за одним помещают на хлопковый слой. Клей готовят из муки, воды, крахмала и смолы на резиново-пластиковой основе, которая обеспечивает необходимую эластичность, которая очень важна – коробочка должна быть достаточно жёсткой что бы выдержать вес балерины, но при этом довольно эластичной, что бы танцовщица могла свободно двигаться. Последний слой ткани – чистого хлопка. Коробочку оборачивают целлофаном, что бы не испачкать в ходе обработки носка, для формирования «пятака» – передней части туфли, благодаря которой балерины встают на пальцы.

Затем коробочку прижимают к куску мрамора, чтобы пятак стал абсолютно плоским. Пятак должен быть идеально ровным, иначе балерина не сможет на нем устоять. Коробочку ставят сохнуть на сутки, затем контактным клеем приклеивают к ней подкладку, срезают излишки и наклеивают на подкладку атлас, закладывая мелкие складки. В этот раз используют более лёгкий клей, потому что контактный может оставить пятна.

Тыльную сторону внутренней стельки выравнивают пенозаполнителем , покрывают сверхсильным виниловым клеем. Тот же клей наносят на подошву и оставляют сушиться. Через 24 часа детали нагревают в печке до 93°C и через полминуты высохший клей активируется.

Затем крепят подошву и на 15 секунд кладут туфлю под пресс для более прочной склейки. Подошву делают из замши – материал, который обеспечивает оптимальное сцепление – он не скользит, и помогает танцовщице без проблем перемещаться по полу. Стелька из белой замши поддерживает стопу балерины и не позволяет ноге скользить, когда балерина танцует на кончиках пальцев.

Читайте так же:
Как работает судоходный шлюз?

ОТРЫВОК ИЗ СКАЗКИ «ТУФЕЛЬКИ» ИЛЗЫ ЛИЕПА. КНИГА «ТЕАТРАЛЬНЫЕ СКАЗКИ».

Жили-были балетные туфельки. Там, откуда они родом, днём всегда было шумно, стучали молотки, пахло клеем, а стёкла запотевали так сильно, что трудно было различить за окнами угол соседнего дома и большие деревья, растущие во дворе. Это была мастерская театральной обуви. К вечеру обувщики и обувщицы, утомлённые долгими рабочими часами, поднимались с низеньких стульчиков, потирая спины, вешали на крючки большие кожаные фартуки и неспешно расходились. Мастерская пустела.

Тусклая лампочка, оставленная мастерами, освещала высокие шкафы с открытыми полками, сплошь занятыми аккуратно разложенными деревянными формами. По этим формам шились балетные туфли. Рядом с формами стояли ящики с мелкими гвоздями, молотками и множеством диковинных инструментов.

Ровно в десять часов раздались знакомые шаги сторожа. Как всегда, он медленно поднялся по боковой лестнице, прошёл по коридору, заглянул во все комнаты, выключил дежурный свет, и мастерская погрузилась в темноту.

Когда шаги на лестнице затихли, некоторое время стояла тишина. Но вот на полу появилась голубая дорожка лунного света, в окно заглянула подружка Луна и ласково спросила:

— Как дела, молоточки? Как дела и что у вас новенького?

Что тут началось! Молоточки застучали, гвозди зазвенели, обувные колодки заёрзали, перекатываясь с боку на бок, и все наперебой начали делиться новостью: сегодня главный мастер закончил новую пару балетных туфель! И всё бы ничего — ну, туфли как туфли. Конечно, они красивые: из нежно-розового атласа, с кожаной пахучей стелькой и матовой каймой. Но какими оказались задирами! Ни с кем не хотят дружить, только любуются собой! Утверждают, что их ждёт блестящая жизнь, успех, аплодисменты, цветы, и всё выше и выше задирают свои жёсткие круглые носы!

— Ах, ах! — закачала своим круглым ликом Луна. — Как обидно, что такие красивые туфельки оказались такими невоспитанными! Что-то с вами будет!

— Что-что! — дерзко передразнили туфли. — Вот завтра нас отсюда заберут, из этой грязи, из этой ужасной грубой обстановки, и тогда вы узнаете, какие мы важные особы! Мы — Пуанты! Вот так-то!

С этими словами новые туфли отвернулись к стене и больше не разговаривали. Луна ещё раз показалась в дальнем окне и скрылась, забрав с собой голубую дорожку света. Мастерская погрузилась в тишину, все постепенно успокоились и уснули.

Наутро из магазина приехал посыльный. В его кожаный мешок мастера сложили готовую обувь — и пуанты тоже. Посыльный закинул мешок за спину и, перешагивая через ступеньку, заспешил обратно в магазин, где его уже ждали. В кожаном мешке туфли подпрыгивали, но мирились с этим неудобством. Только пуанты, завёрнутые в папиросную бумагу, охали и недовольно фыркали.

В магазине все обувные новинки выставили на полки, а пуанты сразу положили на прилавок, потому что за ними уже пришла красивая хрупкая девушка. Это была балерина.

«Вот так! — думали пуанты. — Мы такие необыкновенные и такие необходимые, что и минуты нас не заставляют ждать. А вы… — и они покосились в сторону другой танцевальной обуви, — сидите тут и ждите. А нам некогда, нас ждёт сцена! С нашей хозяйкой мы увидим мир, а мир узнает нас. Мы будем много путешествовать. Какая нас ждёт необыкновенная жизнь!»

И действительно, необыкновенная жизнь началась. Правда, весь день до самого вечера им пришлось провести в сумке балерины. Там было темно и довольно тесно, но зато это не какой- нибудь там мешок посыльного!

Читайте так же:
Цитаты Наполеона Бонапарт

Под вечер руки хозяйки выложили туфли на ровную поверхность гримировального столика и направили на них яркий свет. Тут же появились иголка, нитки, ножницы и розовые ленты.

— Ой! — вскричали туфли, когда иголка первый раз вошла в розовый бок одной. — Помогите! Спасите! — продолжали они кричать, но никто их не слышал.

Руки привычно орудовали над туфлями, словно опытный хирург над пациентом. Вскоре к каждой туфельке были пришиты по две атласные ленточки. Это было красиво. Но только туфли успели перевести дух, как началась новая пытка.

Как шьют пуанты

Пятак

Именно на этих примерно 5 квадртных сантиметрах стоит балерина. Он отличается в основном размером. Например, у Гришко (очень крупный российский производитель популярный во всем мире), есть модели с большим пятаком (Foutte и Triumph) — они устойчивее, а есть с очень маленьким (Vaganiva и Maya, в честь великих балерин) — они создают ощущение, что балерина не стоит на сцене, а парит над ней.

Пуанты
Перечисленные модели пуант Гришко, которые нормальному человеку кажутся практически одинаковыми

Ленты

РазрезКОробочка

Закрытость

Коробочки тоже бывают разные. Первое отличие называется закрытостью — это высота коробки спереди (обычно различают 3 степени). Дело в том, что пальцы у всех разные по длинне — у когото короткие, у кого-то слишком длинные, а если говорить о профессиональных танцорах, у кого-то очень хорошо накачена мышца подъема — ее хочется продемонстрировать во всей красе, сильнее открвы стопу. Сила пальцев тоже влияет на выбор закрытости: со слабыми пальцами при минимальной закрытости нога просто будет вываливаться из коробочки.

Второй параметр — это вырез (V- или U -образный). Это дело вкуса, но он также влияет на закрытость.
И третья характеристика — полнота , ориентированная на объем ноги (у худого человека он меньше, у полного — больше). Объемов существует от трех (у китайского Санша) до пяти (у Гришко). Иногда также встречается такой параметр как величина подъема в дополнение у полноте.

Если пятак, закрытость и вырез — нюансы модели, то полнота — полноценная характеристика на равне с размером. То есть продавцу вам нужно назвать не только размер вашей ноги но и ее объем.
Цвета
Далее идет верхняя мягкая часть пуанта. Она отличается по степени закрытости сбоку, а пятка по глубине (бывает глубокая, свойственная больше российскому балету, бывает — мелкая).

Весь пуант снаружи текстильный. Обычно его делают из атласа телесного цвета (правда понятие “телесного” у всех свое 🙂 и меняется от светло-желтого до поросячьи-розового). Атлас отличается по своему качеству (и бывает даже такой, что не бликует под светом софитов). Помимо этого верх пуант может быть из кирзы (матовая плотная ткань), а цвета — практически любого. Но балерины традиционно танцуют в телесных атласных, так как пуант — продолжение ноги. И, хотя для балетов шьются костюмы потрясающей сложности, как технически, так и в плане отделки, у пуант может поменяться только оттенок: от практически белых на лебеде Одетте, до рыже-коричневых у испанки Китри.

Что касается подкладки, внутри используются разные материалы, например байка, но традиционной и самой гигиеничной является бязь.

Второя важная вещь в пуанте после коробочки — стелька. Стелька тут жестче чем коробочка. Существует несколько степеней жесткости, которая достигается площадью усиления стельки и материалами — новички носят наименее жесткую стельку, профессионалы, судя по описанию моделей, предпочитают стельку по-жесче. Различают от трех до семи степеней жесткости.

Читайте так же:
Как делают бумагу

Второй характеристикой стельки является ее тип — со вскоком и без вскока. На пальцы (на пятак) можно вскочить или подняться через полупальцы (то есть встать на цыпочки, а потом уже на пальцы).

Кроме этого стелька бывает не полной, а 3/4, а бывает вообще раздельная.

На рисунке 1 — шнурок в кулиске, 2 — внутренняя стелька, 3 — жесткая вставка и 4 — подошва.

Подошва тоже бывает разной — изготавливается из разных материалов. У хороших пуант — это натуральная кожа, у дешевых искуственная кожа или картон.

На фоне перечисленных почти полутора десятков параметров, размер уже не кажется такой уж важной деталью 🙂 Но, как в любой обуви, он первостепенен: дорогие производители выпускают много половинных размеров, чтобы пуант сидел как влитой.

Ну и последнее: крепятся на ноге пуанты на лодыжке при помощи лент по нехитрой и с первого взгляда узнаваемой схеме. Думаю, каждый взрослый человек хотя бы раз в жизни видел как завязаны ленты.

2601

image

Кроме того для надежной фиксации пятки иногда к ней пришивается резинка-невидимка, а по периметру в большинстве моделей пропущен шнурок , позволяющий затянуть его плотнее по стопе.

Шьют пуанты (и клеят) и вручную, и автоматически — по разному, с применением разных технологий: от дешевых — крепить подошву строительным степлером, до дорогих — изготовление персональной колодки для заказчика, часто это полностью ручная работа. На YouTube этому посвящено множество роликов .

kak_eto_sdelano

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала

Последние две недели я занимаюсь довольно непривычным для себя делом — потрошу балетные туфли различных фирм: Geynor, Sansha, Chacot и Grishko.

Сегодня я решила изменить самой себе. Тем более что речь пойдет от туфлях, изготавливаемых в мастерских Большого театра.

Когда-то, давно, эти туфли считались лучшими и были на вес золота. Учась в МАХУ мы с завистью смотрели на тех, кто занимался в туфлях Большого театра. На двух последних курсах, я тоже оказалась в числе тех, кому посчастливилось стать обладательницей пуант, сшитых в мастерских Большого театра.

И сегодня мы с вами там побываем, и конечно увидим весь процесс изготовления. Ну согласитесь, глупо потрошить, если можно увидеть как это создается.

Б (85).JPG

Вот так на полочках, разложены заготовки, которые в будущем станут чьими-то пуантами.

Б (1).JPG

Из этих самых деталей сшивается тканевая заготовка. Кстати 50% успеха пуантов зависит от того как заготовка сшита.
Для туфель берется один слой атласа и два слоя бязи.

collage.jpg

Спасибо Анне Фатеевой за показ и рассказ. К передней части пристрачиваются детали пятки, затем сшивается сама пятка. После этого все отстрачивается близко к шву. Анна сшивать пятку и отстрачивать не стала не стала, так как в машинке была заправлена коричневая нитка. Она шила мягкие туфли темного цвета.

collage1.jpg

Ну а дальше. Берется именная колодка. На фотографии моя. Ей больше 15 лет. Это еще раз к тому, что господин Гришко пытается убедить всех, что колодку надо менять раз в три года.Лет 7-8 назад я лишь внесла некоторые коррективы, и касались они не колодки, а глубины выреза на передней части пуанта.

Б (7).JPG

К колодке прикладывается, вымеряется, а затем и прибивается кожаная стелька. Прикрепляется она в трех местах.

collage2.jpg

Таким вот образом проверяется одинаковое расстояние от начала стельки до носка колодки.

Читайте так же:
Как устроена транспортная система в Сингапуре

Б (14).JPG

Все заготовки подписаны.

Б (16).JPG

Будущий пуант одевается на колодку. Гвоздем регулируется глубина выреза.

Б (19).JPG

Так же гвоздем регулируется и высота боковых вырезов.

Б (20).JPG

Ну а дальше начинается настоящее колдовство. Первым в работу идет атласный слой.

Б (21).JPG

Первые четыре складочки самые важные. Ведь именно они будут видны с лицевой стороны.

Б (23).JPG

Затем по очереди закладываются складки с одной стороны.

Б (25).JPG

Б (26).JPG

Каждый раз уложенные складки закрепляются гвоздем. Сверху все это промазывается клеем. Про клей обязательно расскажу.

Б (28).JPG

Ту же самую процедуру проводим и с одним из слоев бязи.

Б (32).JPG

Настал черед пятачка. Он формируется из пяти слоев: первый плотная бязь, остальные четыре — холстина. Бязь и два слоя холстины в виде треугольников, оставшиеся два в виде квадратов.
Клей варится самый обыкновенный из муки, воды и вещества, похожего на картофельный крахмал, название которого я забыла. Простите. Но понятно, что все натуральное.
Кстати и все остальные материалы тоже натуральные.

collage3.jpg

Промазав каждый слой, начинаем аккуратно "укутывать" ими пятачок пальцев.
Сначала бязь, затем холщовый квадрат, потом холщовый треугольник, снова квадрат и в конце еще один треугольник.

collage4.jpg

Вот так вот выглядит пятачок с одной и другой стороны.

collage5.jpg

Красота. Напомнила мне куколку в платочке. )))

collage6.jpg

Теперь, пока клей подсыхает, пришивается стелька. Сначала срезается все лишнее.

Б (51).JPG

Туфель укладывается на такую вот . Не знаю как называется. А может и нет специального названия.

Б (53).JPG

И. Начинается процесс соединения верха туфель со стелькой.

collage7.jpg

Если вы помните складки крепили гвоздиками.

Б (61).JPG

Теперь их вынимают и начинают аккуратно прошивать носок.

Б (63).JPG

Особое внимание складочкам.

Б (65).JPG

Мне очень было интересно, как это все теперь будет выворачиваться. Ведь на колодке туфель одет "наизнанку".
Оказалось очень просто.
Сначала туфель снимается с колодки вот таким образом.

collage8.jpg

Затем берется круглая палка, и.

collage9.jpg

Туфель вывернут на лицевую сторону. После чего пуант вновь надевается на колодку.

collage10.jpg

Специальный молоток. Им можно не боясь себя поцарапать провести по руки и даже по щеке. Именно так проверяется гладкость инструмента.

Б (80).JPG

Этим молотком туфли подбиваются по колодке.

Б (81).JPG

Практически цирковой номер. Самостоятельно стоящий пуант. Даже с относительно маленьким пятачком, "пальцы", как вы видите, очень устойчивы.

Б (84).JPG

Теперь необходимо вклеить внутреннюю стельку.

Б (83).JPG

Внутренняя стелька изготовлена из достаточно толстой кожи. С обратной стороны дублируется для жесткости прессованным картонной пластиной, которая подрезается под нужный размер. По желанию владелицы колодки, пластину можно сделать жестче или мягче.

collage11.jpg

Дальше пластина крепится к стельке, а затем целиком промазываются клеем ПВА и вклеиваются внутрь пуанта.

Б (96).JPG

Полностью собранный туфель вновь одевается на колодку и остается на ней до полного высыхания клея. Точно таким же образом собирается и второй пуант.

Б (97).JPG

Пуанты сушат в специальных печах. Хотя последнее время их чаще сушат на обыкновенных батареях. Почему? Резко сократилась количество заказываемых туфель и нет смысла ставить большие печи. Увы.

Ну а вот так вот выглядят готовые пуанты, изготовленные в мастерских Большого театра. Туфли, которые не только на словах, но и в реальности учитывают все особенности стопы конкретной балерины.

DSC01608.JPG

А теперь я хочу вас познакомить с человеком, благодаря которому я до сих пор танцую в туфлях Большого театр. Это Владимир Терентьев — "последний из Могикан". Единственный оставшийся в мастерских Большого человек, который шьет туфли. Есть еще Денис. Но Денис работает в мастерских не так давно. Владимир же работает в театре практически столько, сколько и я — с 1990 года.

Читайте так же:
Как перерабатывают мусор в Тольятти

Б (94).JPG

Я очень надеюсь, что после ремонта здания мастерских театра в Петровском переулке обувной цех в полном составе переедет в отремонтированное здание.

Очень жаль, что сегодня исчезает легендарное и некогда большое производство. А для артисток балета закупаются балетные туфли исключительно импортного производства: Geynor, Sansha, с прошлого года Chacot. Ну и естественно Grishko. Куда без него.

Недаром ведь бытует мнение, что именно господин Гришко внес лепту в развал производства обуви в Большом театре, сначала переманив к себе, а потом и уволив за ненадобностью многих мастеров из Большого театра.

Отдельная благодарность начальнику обувного цеза Большого театра Олегу Борисовичу за возможность сделать этот репортаж.

Как шьют пуанты

Ко дню города многие организации устраивали день открытых дверей. Можно было посетить с экскурсией московские заводы и предприятия. Акция называлась «День без турникетов». Я была на фабрике «Гришко».

Производство было организовано в 1988 году. Сначала это была исключительно балетная обувь, потом добавилась обувь для танца и художественной гимнастики, сейчас выпускают еще театральные костюмы и репетиционную одежду. Есть базовые модели, которые не меняются, но дважды в год в каталог добавляются новые наименования в зависимости от моды и современных потребностей.

Раскройщицы делают заготовки. На самом деле кроит машина, надо только ввести программу и проконтролировать процесс. Все быстро и четко, с минимумом отходов.

Здесь на готовую одежду наносится рисунок. Что поразило ВРУЧНУЮ. Трафарет опускается на ткань и рисуется девочка, потом станок переворачивается и другим цветом дорисовывется юбочка, потом также шляпка, затем сердечки. Это ж надо.

Следующий цех. Мастер готовится к вырубке заготовок для подошвы.

Отходы производства. Похоже от каблуков.

В этот момент я так увлеклась наблюдением за работой мастеров, что прослушала, что они делают. Предполагаю, что это будущие джазовки.

Процесс показывали не в хронологическом порядке, а по ходу расположения цехов. В коридоре стояли металлические шкафы, оказывается в них сушатся пуанты! Через сутки их вынимают из печи и готовят к отправке в магазин.

Кроме шкафов есть целые сушильные комнаты

Везде много разных плакатов. Некоторые очень креативны.

В этом цехе собирают пуанты. Все делается вручную! За смену мастер производит около 12 пар. Здесь насколько я вижу дядечка пришивает подошву. Работают между прочим одни мужчины.

Парень напротив выворачивает «полуфабрикаты», приклеивает подошву и стельку, тщательно расправляет складки и околачивает, чтобы не было неровностей. Причем все надо сделать быстро, пока клей не засох и пуантина еще мягкая.

Главное в этой работе аккуратность, ведь никто же не захочет покупать обувь, заляпанную клеем

Клей кстати делается из муки высшего сорта. В трудные 90-е пытались сэкономить и покупать смет, но были вынуждены отказаться от этой затеи, так как состав выходил фиговый и обувь расклеивалась.

Продукцию Grishko охотно покупают за рубежом. В коридорах стоят коробки, готовые к отправке.

А это отправится в фирменный магазин на Пятницкой

Дальше был цех народной и характерной обуви

Последняя комната – шоурум

Такая форма юбки называется «пачка»

Миниатюрные сувенирные пуанты

В завершении нам показали шкафчик, где хранятся балетные туфли с автографами известных балерин. Из всех я знаю только Нину Ананиашвили и Майю Плисецкую.

Автограф Николая Цискаридзе. Он танцевал балет «Светлый ручей» в шуточном стиле. Кстати это всего лишь 42 размер, хотя туфля кажется просто гигантской.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию