100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как рисуют федоскинскую миниатюру

Расписываем шкатулку в технике лаковая миниатюра Федоскино

Сегодня мы отправимся в мир пейзажа лаковой миниатюры Федоскино, к примеру предоставлена шкатулка с копией изображения замечательного художника А.В. Симонова «За околицей».

Пейзаж — это замечательная возможность научиться перспективе и плановости в живописи. Этот пейзаж показался мне очень интересным и необыкновенным по своей цветовой гамме, и я не ошиблась в своем выборе, так как он действительно очень увлекательный. В нем присутствует воздушная перспектива, задний план спокойный, средний план контрастный, а передний план наиболее насыщенный. В книгах по лаковой миниатюре и в электронных источниках есть множество различных пейзажей на данную тему.

И так начнем, нам нужно:

  • Ёмкость для масла (растворителей)
  • Небольшой кусок белой хлопковой ткани для вытирания кистей
  • Подручник (дощечка под руку, чтобы не задевать работу)
  • Лампа дневного освещения
  • Шлифовальная бумага номер 400 и номер 1000 (для подготовки поверхности под полировку)
  • Кисти (синтетика) № 00-3 — основной элемент в данном технологическом процессе. Ими производится роспись изделия
  • Кисти (белка) № 2-6 — для флейцевания
  • Кисть синтетическая плоская № 20 — для лакирования изделия
  • Само изделие (шкатулка)
  • Масляная краска — для росписи изделия
  • Масло — для росписи изделия
  • Лак Синтека — для лакирования изделия
  • Скипидар — для промывания кисти после лака
  • Полироль или паста ГОИ
  • Ватные диски
  • Карандаш
  • Ластик
  • Калька

Расписываем шкатулку в технике лаковая миниатюра Федоскино, фото № 1

Шкатулка делается на заказ у мастера под нужный размер изображения. Для начала нужно измерить высоту и ширину пейзажа и, отталкиваясь от этих размеров, заказать шкатулку нужной формы. Изделие может быть разным, все зависит от фантазии художника. Шкатулки бывают с бортиками и ножками или без них. Я выбрала обычную традиционную форму шкатулки без бортиков и ножек.

Расписываем шкатулку в технике лаковая миниатюра Федоскино, фото № 2

Вытаскиваем железный крепеж-шарнир и шлифуем наждачной бумагой крышку шкатулки до матового состояния.

Расписываем шкатулку в технике лаковая миниатюра Федоскино, фото № 3

Расписываем шкатулку в технике лаковая миниатюра Федоскино, фото № 4

Затем снимаем с поверхности пыль, можно протереть влажной тряпочкой, а потом сухой. На сухой корпус шкатулки с помощью плоской синтетической кисти наносим лак ПФ283, и на отлип (на отлип — это когда лак не доконца высох, то состояние, когда он не смазывается, а просто липкий, главное — не пропустить этот момент) делаем припорох. Для припороха используют серебрянку. Равномерно распределяем серебрянку по крышке. Далее изделие просушивается и удаляется весь лишний порошок водой.

Расписываем шкатулку в технике лаковая миниатюра Федоскино, фото № 5

Расписываем шкатулку в технике лаковая миниатюра Федоскино, фото № 6

Переводим рисунок на кальку. Калька накладывается на рисунок, с помощью карандаша переводим рисунок, далее переворачиваем кальку и закрашиваем масляной краской, накладваем изображение на шкатулку, повторно обводим изображение, и рисунок отпечатывается.

Расписываем шкатулку в технике лаковая миниатюра Федоскино, фото № 7

Расписываем шкатулку в технике лаковая миниатюра Федоскино, фото № 8

Следующий этап называется замалевок. В замалевке фиксируется основное цветовое решение, общие объемы, накладываются общие формы. Берем масляные краски и намешиваем средний цвет неба. Пишем небо кистью, вписываем в небо деревья. Затем слой краски надо расфлейцевать мягкой круглой кистью маховыми движениями, легким касанием проходя по поверхности краски в противоположенных направлениях.

Расписываем шкатулку в технике лаковая миниатюра Федоскино, фото № 9

После того, как замалевок написан, ему нужно полностью просохнуть несколько дней в теплом помещении или в сушильной печи

Сухой корпус шкатулки нужно покрыть лаком Синтека с помощью плоской синтетической кисти в несколько слоев с просушкой.

Расписываем шкатулку в технике лаковая миниатюра Федоскино, фото № 10

Шлифуем до матового состояния.

Расписываем шкатулку в технике лаковая миниатюра Федоскино, фото № 12

Прописываем второй слой живописи, мелкие детали, тени, свет.

Расписываем шкатулку в технике лаковая миниатюра Федоскино, фото № 13

Просушиваем живопись и покрываем лаком, далее сушка и шлифовка.

Расписываем шкатулку в технике лаковая миниатюра Федоскино, фото № 14

Расписываем шкатулку в технике лаковая миниатюра Федоскино, фото № 15

Расписываем шкатулку в технике лаковая миниатюра Федоскино, фото № 16

Следующий этап называется бликовка. Высветляем небо, столбы деревьев и дорогу, чтобы она вышла на передний план, а так же мелкие детали, такие как камушки, травинки и цветочки.

Просушиваем, покрываем лаком, шлифуем и полируем.

Расписываем шкатулку в технике лаковая миниатюра Федоскино, фото № 17

Покрываем лаком весь корпус шкатулки в несколько слоев с просушкой.

Расписываем шкатулку в технике лаковая миниатюра Федоскино, фото № 18

После высыхания матируем поверхность наждачкой. Полируем пастой ГОИ с помощью ватного диска или хлопковой ткани, со временем изделие будет приобретать зеркальный блеск.

Расписываем шкатулку в технике лаковая миниатюра Федоскино, фото № 19

Вставляем шарнир, шкатулка готова!

Расписываем шкатулку в технике лаковая миниатюра Федоскино, фото № 20

Произведения федоскинских мастеров во все времена высоко ценились, они украшают лучшие мировые коллекции, являются, как и в старые времена, предметами престижа и долговечными, дорогими подарками.

«Мастер-класс». Выпуск 2:Роспись в стиле Федоскинской лаковой миниатюры. Выпуск 3:Мезенская роспись


Мастер-класс представляет Александра Викторовна Антонова – Первого московского образовательного комплекса. С 2003 по 2007 год, не оставляя преподавательской деятельности, работала художником миниатюрной живописи на Федоскинской фабрике миниатюрной живописи. Александра Викторовна – многократный обладатель призовых наград общероссийских конкурсов художественного творчества и народных промыслов. Ее работы находятся во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства в Москве, в частных коллекция в России и за рубежом.
Этот вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино.
Производство изделий из папье-маше возникло в 1795 году, когда купец П. И. Коробов организовал в купленном им сельце Данилкове (в настоящее время входит в состав Федоскина) козырёчное производство. Несколькими годами позже Коробов побывал на фабрике Иоганна Штобвассера, в Брауншвейге, перенял там технологию изделий из папье-маше и завел на своей фабрике изготовление популярных в то время табакерок, украшенных наклеенными на крышку гравюрами, иногда раскрашенными и покрытыми лаком. Во второй четверти XIX века табакерки, бисерницы, шкатулки и другие изделия стали украшать живописными миниатюрами, выполненными масляными красками в классической живописной манере.
После смерти П. И. Коробова фабрика непродолжительное время находилась во владении его дочери Е. П. Коробовой, перейдя затем по родственной линии в собственность московским купцам Лукутиным, которым принадлежала на протяжении восьмидесяти пяти лет. Расцвет производства приходится на вторую половину XIX века, когда фабрикой владел А. П. Лукутин. Изделия этого времени называют «лукутинскими». Мастера работали на фабрике по найму, многие из них были выходцами из иконописных мастерских Сергиева Посада и Москвы, некоторые имели художественное образование, полученное в Строгановском училище. Известны имена некоторых из них — С. И. Бородкин, А. А. Шаврин, А. В. Тихомиров, Д. А. Крылов и др.

Читайте так же:
Рождество в сентябре ради 2-летнего ребенка: разбираемся внимательно

Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: «тройки», «чаепития», сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Наиболее всего ценились ларцы и шкатулки, украшенные сложными многофигурными композициями — копиями картин русских и западноевропейских художников.
«Федоскинская лаковая миниатюра» исполняется масляными красками в три-четыре слоя — последовательно выполняются замалевок (общий набросок композиции), пропись или перемалевка (более детальная проработка), лессировка (моделирование изображения прозрачными красками) и бликовка (завершение произведения светлыми красками, передающими блики на предметах). Оригинальной федоскинской техникой является «письмо по сквозному»: на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал — металлический порошок, сусальное золото или поталь, или делаются вставки из перламутра. Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину, удивительный эффект свечения. Помимо миниатюрной живописи, изделия украшаются «сканью» (орнамент из миниатюрных кусочков фольги нужной формы выкладывается по сырому лаку), «цировкой» (процарапывание рисунка с помощью лекала по лаку, положенному поверх листа металла на поверхность изделия), «шотландкой» (сложная сетка, нанесённая жидкими красками рейсфедером с помощью линейки) и др.

Виртуозное владение техникой письма прозрачными лессировочными красками, яркость которых усиливается контрастом с мерцающим чёрным лаковым фоном, отточенное несколькими поколениями мастеров умение соотносить композицию росписи с формой изделия, сделали произведения федоскинских миниатюристов популярными не только в России, но и в Европе. Ассортимент изделий фабрики был очень разнообразен — ларцы, шкатулки, многообразные по форме и размеру коробочки, крышки альбомов, чайницы, очёчники, кошельки, пасхальные яйца и др. Последний из Лукутиных — Николай Александрович, известный московский промышленник, коллекционер и меценат, поддерживал федоскинское производство, не приносившее ему прибыли. В 1893 году им был построен новый усадебный дом, в котором разместились и живописные мастерские. В 1904 году, спустя два года после смерти Н. А. Лукутина, фабрика была закрыта. Часть мастеров перешла на работу к В. О. Вишнякову, имевшему сравнительно большую домашнюю мастерскую в селе Осташково в десяти километрах от Федоскина.

В мае 1910 года десять мастеров учредили «Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров фабрики Лукутиных». Первые изделия артели, направленные на продажу в Москву, получили высокую оценку Московского земства и Кустарного музея. В 1912 году в артели работало 14 мастеров и девять учеников. Ассортимент артели насчитывал около 160 наименований изделий, которые по своему качеству не уступали знаменитым лукутинским и значительно превосходили аналогичные изделия вишняковской мастерской. Уже в 1913 году изделия артели были удостоены малой золотой медали на Всероссийской выставке сельскохозяйственной промышленности в Киеве. Некоторое время изображение этой медали штамповалось на оборотной стороне выпускавшихся изделий. В первые послереволюционные годы артель пережила большие сложности, обусловленные не только резким падением спроса на свою продукцию, но и негативным отношением новых властей, облагавших мастеров непосильным налогом и даже предпринимавших неоднократные попытки закрыть мастерские. Перелом в отношении к федоскинской миниатюре наступил после 1923 года, когда эти изделия были удостоены диплома I степени на Всесоюзной выставке сельскохозяйственной и культурно-промышленной продукции в Москве.

Производство стало постепенно расширяться, увеличился спрос на федоскинскую продукцию, которую стали активно продавать за границу. Большую творческую помощь в 1930-х годах оказали федоскинским миниатюристам известные искусствоведы А. В. Бакушинский и В. М. Василенко.

В 1930—1950-х годах художники Федоскина преимущественно занимались копированием произведений станковой живописи. Для расширения ассортимента изделий и обогащения творческого начала в деятельности артели в 1945 году при ней была создана экспериментальная мастерская, научное и творческое руководство которой осуществлял НИИ художественной промышленности. Были возрождены утраченные способы декорировки изделий — «скань», «цировка», «шотландка», «малахит», роспись по перламутру и др. Впервые перед художниками-миниатюристами была поставлена задача перевоплощения в декоративную миниатюру натурных зарисовок. Однако принципиально новый этап в истории федоскинской миниатюрной живописи, ознаменованный ростом авторского начала, пришелся лишь на конец 1950-х годов.

Художники создают оригинальные авторские произведения, в которых творчески переосмысливаются традиции федоскинской миниатюры. Большой вклад в развитие искусства Федоскино внесли: М. С. Чижов, С. П. Рогатов, М. Г. Пашинин, И. И. Страхов, В. Д. Липицкий, П. Н. Пучков и др. Основные темы их творчества — природа Подмосковья, русские песни и сказки, героическое прошлое России. В 1960-х годах артель была преобразована в Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи. В 1931 году при Федоскинской артели была создана школа кустарного ученичества (ныне Федоскинская школа миниатюрной живописи). В 1950—1980-х годах школа готовила специалистов по лаковой миниатюре, жостовской росписи по металлу и ростовской финифти.

Читайте так же:
Как сделать формы из силикона для декоративного камня

1. Для работы нам понадобятся заготовки (перламутровые серьги), кисти из волоса колонка (млекопитающее из рода ласок и хорей) №№ 0, 1 и 2, цировка (заостренный металлический стержень для перевода рисунка на изделие), тонкая пергаментная бумага или калька, ножницы, линейка, стеклянная палитра с масляными красками, льняное масло для замешивания красок, скипидар для коррекции возможных ошибок, скотч для фиксации кальки на заготовке.

2. В качестве рисунка будущей росписи мы выбрали репродукцию с полевыми цветами.

3. Первый этап работы – обводка на кальке тонким карандашом контура нашей серьги-заготовки.

4. С помощью скотча фиксируем кальку на репродукции и обводим карандашом выбранный фрагмент рисунка.

5. На обратную сторону кальки легкими прикосновениями подушки пальца наносим небольшое количество краски. Это требуется для дальнейшего переноса рисунка на изделие.

6. Кладем окрашенную поверхность кальки на серьгу, фиксируем скотчем и с помощью цировки переносим рисунок на перламутровую поверхность.

7. Кистью «колонок» №1 уточняем основные элементы будущей композиции.

8. Теперь наш художник приступает к созданию рисунка – прорисовывает, стебли, листья и бутоны цветов, разравнивает краску. Кажущаяся на первый взгляд простой работа, на самом деле требует невероятного мастерства и многих лет учебы и практики.

9. После высыхания краски, через сутки по окончанию работы, изделие покрывается масляным лаком ПФ-283 (4С) или двухкомпонентным паркетным лаком.

Мастер-класс 3: «Мезенская роспись»


Мастер-класс представляет Анашкина Ольга Игоревна – преподаватель специальных дисциплин высшей категории по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» факультета «Культура и искусство» Первого московского образовательного комплекса, постоянный участник престижных фестивалей и выставок художественного творчества, победитель и призер профессиональных конкурсов.
Как и большинство других русских народных промыслов свое название эта роспись получила от местности в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области между Северной Двиной и Печорой – двумя самыми крупными реками Северной Европы, на границе тайги и тундры.

Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ее истоки теряются в отдаленных веках первоначального формирования славянских племен. Тематика мезенских росписей и стилизация рисунка, лаконичность и выразительность, сближает их с древними наскальными рисунками русского Севера. С конца XIX века центром мезенской росписи становится деревня Палащелье, поэтому мезенская роспись по дереву известна также как «палащельская роспись».

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и черный. Когда-то краски приготовляли из красно-коричневой береговой глины и сажи, растертой на смоле лиственницы. Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие покрывалось олифой, что придавало ему золотистый оттенок. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти. Некоторое внутреннее различие современной мезенской росписи от старой ощущается и потому, что изначально роспись производилась только мужчинами, тогда как в наше время ею больше занимаются женщины.

Для мезенской росписи характерен свой самобытный символьный орнамент. Пожалуй, это самое интересное в ней. Каким то необъяснимым образом предметы с таким орнаментом притягивают, радуют глаз, источают тепло и свет. Причина здесь не только в том, что все изделия с мезенской росписью делаются вручную и мастер вкладывает в них свою душу, но и в том, что каждая черточка, каждый квадратик, ромбик орнамента мезенской росписи, равно как и каждая фигурка животного, птицы глубоко символичны. Идущие еще с наскальных рисунков символы огня, неба, земли, воды, воздуха, плодородия, урожая, достатка и многие другие, органично вплетены в орнамент мезенской росписи и, фактически, являются видом древнего письма. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.

1. Для работы нам понадобится деревянная заготовка, калька с выбранным рисунком, карандаш средней твердости, кисти колонковые №1 и №3, темперные краски цветов «капут-мортуум» (красно-коричневая) и «сажа газовая» (черная). Деревянные изделия, предназначенные для мезенской росписи, заранее покрывается тонким слоем клея ПВА, смешанного с водой в пропорции «один к одному». Покрытие осуществляется с помощью плоской синтетической кисти №12. Высушенное дерево шлифуется мелкозернистой наждачной бумагой.

Читайте так же:
Как выращивают ваниль на Мадагаскаре

2. Чтобы перенести рисунок на дерево, прикладываем кальку чистой стороной наружу (при необходимости ее можно закрепить строительным скотчем) и обводим все линии рисунка карандашом.

3. Теперь наша заготовка выглядит так.

4. Основные элементы композиции и крупный орнамент выполняются кистью № 3 красно-коричневой краской.

5. Мелкие графичные элементы наносятся кистью № 1 черной краской. Эта тонкая работа требует предельной точности: многие мастера используют специальную подставку для кисти руки, чтобы кисточка-инструмент находилась перпендикулярно к рабочей поверхности.

6. Итоговая работа

Федоскинская миниатюра: Как 200 лет назад в России появилась лаковая сказка, покорившая мир

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Федоскино. Миниатюра «Берендеево царство», 2000 г.

Интересно, что при изготовлении коробочек для лаковых миниатюр используется не дерево, а папье-маше. Поэтому, чтобы отличить настоящее изделие мастеров от дешевой подделки, можно аккуратно похлопать крышкой – звук должен получаться особенный, немного глуховатый.

Федоскинская миниатюра «Петушиный бой»

Первое производство в подмосковном селе Федоскино основал купец Петр Коробов в конце XVIII века. Сначала на фабрике производили армейские козырьки из папье-маше. Затем предприимчивый купец побывал в Германии на фабрике Штобвассера и загорелся идеей расширить свое производство. Он привез в Россию несколько иностранных мастеров и выделил им для обучения деревенских мужиков, показавших талант к этому делу.

Миниатюра «Девушка», 2006 г.

Из жеваной бумаги, как тогда называли папье-маше, стали изготавливать коробочки, шкатулки, табакерки и бисерницы. Сначала на коробочки просто наклеивали картинки. Расписывать вручную их стали с 1814 года. Позднее фабрика перешла к зятю основателя купцу Лукутину. Он-то и поднял планку мастерства для художников на новый уровень. После этого федоскинские мастера получили право ставить на изделиях герб – золотого двуглавого орла.

Федоскино. «Приглашение»

Темами для миниатюр становились сценки из деревенской жизни и эпизоды русских сказок. Также на коробочках изображали копии картин великих русских мастеров. Символом федоскинской миниатюры считается русская тройка.

Федоскино. Миниатюра на тему из сказки «Иван царевич и серый волк»

Изготавливаются шкатулки из папье-маше по особой старинной технологии, которая позволяет делать их прочнее деревянных. По весу, кстати, они также сравнимы с натуральной древесиной, хотя делают такие коробочки из картона. Его наматывают на основу, промазывая каждый слой клеем и прессуют. После сушки изделие вымачивают в льняном масле, еще раз сушат и шлифуют. Мастера дают для своих изделий 100-летнюю гарантию. Такое папье-маше выдерживает даже кипяток и не боится грибка.

Федоскино. «Поцелуйный обряд», 2009 г.

Для росписи шкатулок только федоскинские мастера используют масляные краски. Остальные школы русской лаковой миниатюры рисуют яичной темперой. Отличием этого старинного стиля является объемность. Она достигается за счет того, что между слоями рисунка – замалёвком, перемалёвком, основным слоем и бликами лежат слои лака. Всего за время росписи на изделие наносится около пятнадцати-двадцати слоев. Каждый из них высушивается, на некоторых этапах лаковые слои шлифуются. Еще одна особенность федоскинской живописи – это особый блеск. Он достигается за счет того, что из-под рисунка просвечивает первый слой – золотая, серебряная фольга или натуральный перламутр

Миниатюра «Чаепитие», 2012 г.

В среднем на изготовление одного изделия уходит от 4 до 6 месяцев. Каждой миниатюре присваивается индивидуальный номер. Ее подлинность подтверждается сертификатом с личной подписью художника.

Федоскино. «В степи»

За свою долгую историю федоскинское производство переживало несколько взлетов и падений. С 1945 года при фабрике работает экспериментальная мастерская, в которой ученым удалось возродить старинные прикладные техники: скань, цировка, роспись по перламутру и др. Кроме того, в Федоскино обучают мастеров росписи и действует музей лаковой миниатюры.

Не маляр или пропал: как работают современные мастера из Федоскино

Пока одни современные художники рисуют граффити на вокзалах, лепят абстрактные арт-объекты и устраивают в музеях перформансы, другие отдают предпочтение классике. Например, отправляются в подмосковное село Федоскино учиться лаковой миниатюре – той самой, которая украшает знаменитые русские шкатулки, брошки и табакерки.

Корреспондент M24.ru отправился в гости к современным мастерам многовекового промысла, семье Рогатовых. Мы узнали у Сергея, Марины и Павла про «хлебные» коробочки, страх превратиться в маляра и миниатюрном Кащее из детской книжки.

Фото: m24.ru / Александр Авилов

В гостях у федоскинских мастеров

Уютный домик в деревне Крюково, где живут потомственные миниатюристы Рогатовы, окружен цветущим садом. На подоконниках – горшки с розами, у забора – малинник, а арка, ведущая к входу на террасу, увита зелеными растениями. Антуража придают десятки тюбиков с красками, оставленные во дворе хозяевами.

В подмосковном селе Федоскино, что неподалеку от Крюкова, уже несколько столетий подряд делают знаменитые на весь мир шкатулки из папье-маше. Еще с далекого 1795 года на них масляными красками наносят миниатюрные тройки, церквушки, цветы, Жар-Птиц и русские пейзажи. К XX веку народный промысел «вырос» до крупного производства, а местная артель мастеров превратилась в Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи.

Было время, когда художники целыми днями были заняты на фабрике, но теперь правила смягчили, и надобность постоянно приезжать в цех отпала – мастерам разрешают работать дома. Некоторые же федоскинские творцы и вовсе выбирают свободную жизнь: трудятся на себя и самостоятельно ищут клиентов. Рогатовы – в их числе.

Читайте так же:
Как утилизируют лампы и батарейки

Сергей, Марина и Павел Рогатовы. Фото: m24.ru / Александр Авилов

— Мы с мужем долгие годы работали на фабрике. Познакомились тоже там. Могли бы и в местном училище встретиться, но Сергей меня постарше, так что там не пересеклись, – улыбается Марина Рогатова, провожая меня на террасу.

Здесь нет ожидаемого «творческого беспорядка», зато чувствуется душевность. В дальнем углу, например, «прописался» картонный замок, выкрашенный серебристой краской и сильно напоминающий Ласточкино Гнездо. Это сооружение еще в детстве вместе с родителями смастерил сын Марины и Сергея, Паша. Говорят, выбросить рука не поднялась.

Настоящее творчество, думаю, должном быть свободным. Мы не делаем фабричных сюжетов, не пишем портреты. Мы рисуем только свои композиции.

На производстве ты вынужден работать быстро – раз мазок, два мазок, три мазок. Но когда ты хочешь исканий и простора, трудиться на высокой скорости не получается.

Некоторые наши клиенты держат галереи, другие приобретают товар в собственные коллекции. Много и заграничных заказов – на западе миниатюра у многих вызывает настоящий восторг. Поскольку мы с мужем в этой сфере далеко не новички, у нас есть постоянные клиенты. А кто-то находит примеры работ в интернете, оценивает и решает приобрести что-то себе.

Муж Марины Сергей, о произведениях которого она рассказывает даже оживленнее, чем о своих собственных, является сегодня одним из самых известных мастеров федоскинского промысла. Он принимает участие в многочисленных выставках, а его работы приобретают в свои коллекции музеи.

У Рогатовых вообще очень творческая семья: в Федоскине трудились отец, мать, дядя и брат Сергея. Младший представитель династии, Паша, идти на производство отказался, но образование, как и родственники, получил в Федоскинском училище – где готовят мастеров народного промысла.

Художественно-промышленное училище миниатюрной живописи в Федоскине – это филиал Высшей школы народных искусств. Оно «выросло» из рисовальной школы, которая в 1818 году была создана при фабрике лаковой живописи (основанной в 1795 году).

В 1926 году в Федоскине появилась школа кустарного ученичества, которая готовила мастеров, затем, в 1931 – профтехшкола. В 1986 году учебное заведение превратили в училище, в 2012 оно стало филиалом Высшей школы народных искусств.

Если раньше выпускники учебного заведения после получения диплома обязательно должны были пару лет отработать в Федоскине, то теперь такого правила нет. Паша, например, отучился три года, «выпорхнул» на свободу и занялся рисованием копий старых мастеров, портретов и пейзажей. Недавно ему предложили раскрасить объемные декорации для фестиваля «Московское варенье» – согласился.

Молодой художник говорит, что, берясь за более простую работу, немного боится впасть в «потребительство». Грань тут тонкая, все как с мейнстримом в кино: одна второсортная комедия режиссеру еще может сойти с рук, но вот десяток – вряд ли. Впрочем, частенько именно несерьезная работа приносит основной заработок, так что без нее начинающему творцу все равно не обойтись.

Конечно, работы, которые не требуют огромной творческой отдачи, тоже необходимы. Они отвлекают от основных занятий, не дают зацикливаться и приносят деньги. Вот я думал месяц о каком-то проекте, отвлекся на менее серьезный заказ, а работа раз – и получилась наконец. Но если ты остановишься на всем этом, рискуешь стать не художником, а маляром.

А вообще я сначала, если честно, писателем стать хотел. Но был маленьким, и родители направили в свою стезю. Впрочем, я вовсе не жалею.

— Сын сейчас практически любой работе рад. Портреты девушек рисует, делает копии известных мастеров – пробует себя во всем, в общем, – говорит Марина. Неудивительно: пробиться в миниатюре ему пока тяжело. В отличие от родителей, у парня еще нет ни имени, ни опыта, ни авторитета.

От цветочков и натюрмортов к философской миниатюре

Пока я разглядываю террасу, напоминающую некий «филиал» художественной мастерской, Марина начинает показывать свои и мужнины шкатулки, украшенные миниатюрной живописью. Одну за другой она достает их из разноцветных картонных коробок – большие и маленькие, вместительные и неглубокие, круглые, квадратные, ажурные. На вещицах красуются незатейливые натюрморты, деревня Крюково, барышня в шубке, Пушкин на прогулке, просторное русское поле, по которому катится наливное яблочко.

Марина говорит, что чаще всего клиенты интересуются готовыми шкатулками – желающих сделать отдельный заказ немного. Цены на лаковые миниатюры при этом могут быть совершенно разными: от пары сотен долларов до нескольких тысяч.

Фото: m24.ru / Александр Авилов

Самая крохотная шкатулка с авторскими (хотя и напоминающими федоскинские) цветочными узорами стоит у Рогатовых в районе 400 долларов. Это «хлебная» работа: она делается сравнительно недолго – примерно неделю, – да и сюжет тут не слишком замысловатый. Такие коробочки, если клиенты попросят, художники могут изготавливать неоднократно.

Читайте так же:
Как производят кабель

Насчет заказов, кстати, действует важное правило: классических федоскинских сюжетов, которые постоянно повторяют фабричные художники, у Рогатовых не увидишь. Натюрморты, пейзажи, истории, развернувшиеся на их миниатюрных работах, супруги придумывают сами.

— Клиент может направить меня: сказать, например, какой сюжет ему интересен. Бывали такие случаи. Но конечный итог все равно за мной: что придумывается, то и оказывается на работе, — говорит художница. Кстати, хоть удивительного в этом и мало, но простые и маленькие изделия, по ее словам, продаются лучше. Людям нравятся цветочки, русская природа и другие стандартные, хоть и приправленные авторской изюминкой, сюжеты, отчасти вдохновленные традиционной федоскинской живописью.

Следующая работа, которую берет в руки Марина, впрочем, ничего общего с простотой и классикой не имеет. Это «Сон» Сергея Рогатова, объемный и вытянутый арт-объект с верхними краями разного уровня. У него нет функционального приложения, зато, как говорит художница, вещицу такого класса «выдать» может далеко не каждый.

Марина Рогатова с арт-объектом Сергея «Сон». Фото: m24.ru / Александр Авилов

Чтобы заработать на хлеб, мы рисуем бабочки, цветочки, стрекоз – в общем, то, что понятно всем. Другие работы – с философским сюжетом – делаются скорее для коллекционеров и выставок. Например, в «Сне» Сергей изобразил тревогу, борьбу, зло, уходящее в землю, разные другие вещи, оформленные в виде символов. Подобные изделия не повторяются – они уникальны.

Люди (не) фабричные

Рогатовы вспоминают, что во времена работы на Федоскинской фабрике им приходилось, как и другим художникам, не только придумывать собственные изделия, но и повторять классические.

Фабричные мастера регулярно должны рисовать шкатулки с классической Жар-Птицей и другими популярными и узнаваемыми федоскинскими сюжетами. Подобные эскизы давно стали классикой и, хотя исполнитель все равно указывает свою фамилию на новом изделии, слишком высоко оно не ценится. Работа поточная.

Раньше наша профессия не считалась, на самом деле, такой уж творческой. Отучился, пошел на фабрику, рисуешь работы по эскизу – это выглядело как-то так.

Сейчас в Федоскине художники больше придумывают сюжеты сами. Им дают свободу в этом плане. Раньше же все занимались в основном повторением классических работ. Новые – собственные – были гораздо реже.

Еще на Федоскинской фабрике существует специализация. Сейчас, по словам Паши, там работают девушки-орнаменталистки — они заняты исключительно оформлением шкатулок. Труд не особо творческий и несложный.

Другие узкие специалисты покрывают изделия лаком или полируют, некоторые федоскинские сотрудники создают шкатулки-полуфабрикаты.

Марина Рогатова в домашней мастерской. Фото: m24.ru / Александр Авилов

Не миниатюрой единой

Марина провожает меня вглубь дома — где-то там «притаилась» домашняя мастерская Рогатовых. Уютные комнаты и коридоры, которые мы проходим по пути, пестрят картинами: небольшими натюрмортами, объемными портретами, сюрреалистическими пейзажами. Последние Сергей особенно любит писать.

На столе мастерской — десятки кистей, карандаши, ручки, краски и разноцветные палитры. В темной комнате плотно задвинуты шторы, а единственным источником света служит настольная лампа. Становится окончательно ясно, что Марина и Сергей, хоть и не берутся, как сын, за любые проекты, но, тем не менее, занимаются изготовлением не одних только шкатулок. «Умение рисовать можно приложить в самых разных сферах», – улыбается Марина.

Если Сергей пишет картины, то его супруга активно мастерит кукол. Сейчас у нее еще один большой проект – одна молодая писательница предложила проиллюстрировать детскую книжку. Сказку про «осовремененных» Кащея, скоморохов, Ивана-дурачка опубликуют осенью.

— Она сама нашла меня в интернете, попросила сделать иллюстрации. У меня, правда, картинки получились более традиционными, чем история, — говорит Марина, показывая эскизы иллюстраций. Персонажи будто переместились на листы бумаги со шкатулок: такие же миниатюрные, до мелочи прорисованные и классические.

Фото: m24.ru / Александр Авилов

Бесперебойного потока клиентов у художника, впрочем, даже несмотря на хорошую репутацию и широкую сферу приложения таланта, быть не может, говорят Рогатовы. Впрочем, на это никто не сетует.

— Мои двоюродные братья вот отказались идти в художники. Посчитали, что опасно: нет никакой стабильности. Что ж, все верно: это профессия для тех, кто предпочитает романтику, — улыбается Павел.

Тех, кого не отпугнет нестабильный заработок, могут заставить волноваться другие негативные стороны творческой профессии: практически неминуемые профессиональные болячки, например. У миниатюристов быстро садится зрение, а пары лака и красок вредят их легким.

Покидая мастерскую и выходя со светлой террасы, оглядываю садик возле уютного дома Рогатовых. На козырек свисают яблоки, клумбы сладко пахнут цветами, а в дальнем углу участка, кажется, виднеются грядки. Остается только гадать, когда семейство Рогатовых успевает поддерживать здесь такую красоту. Талантливые люди, вероятно, талантливы во всем.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию