100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как реставрируют самолёты времен Великой Отечественной

Реставрация самолетов Великой Отечественной войны

В связи с ожидаемым в ближайшее время введением в строй нового ангара, необходимо провести реставрацию отправляемых туда машин, а именно:

Первая очередь:

Вторая очередь:

Каждый самолет необходимо обследовать. В первую очередь — состояние шасси, возможность подкачки стоек и пневматиков. Также крайне важно состояние обшивки и все, относящееся к внешнему виду.
Для каждой машины необходимо найти подходящую схему окраски, желательно, использовавшуюся именно на этом борту, т.е очень желательно проследить историю каждой машины. К нашим услугам архив музея.

Нужно, чтобы каждой машиной кто-либо занялся вплотную.

Типичные дефекты:

Спущенные пневматики и стойки шасси

Окраска не соответствует исторической
Окраска плохого качества, т.е облезлая
Отсутствует техничка и большая часть опознавательных знаков, а имеющиеся не соответсвуют историческим

Пробоины и следы неумелого ремонта на рулевых плоскостях
Вместо перкали плоскости заклепаны или заклеены пластиком, а то и просто стоят без обшивки

Отсутствуют тросовые антенны

Срок по машинам первой очереди — один месяц, т.е к 23-му февраля должны быть готовы схемы окраски и предварительные планы ремонта. По машинам второй очереди — пока что ограничиваемся осмотром и накоплением информации, на них у нас будет гораздо больше вермени.

Какие-то самолеты будем реставрировать сами, оставшимися займутся ВВС. На данный момент мы уже взяли на себя Пе-2.

Также было бы очень хорошо, если бы мы смогли перетянуть хотя бы поворотные плоскости своими силами. Так что пора осваивать перетяжку. Если у кого-нибудь есть какие-либо возможности в этой области — свяжитесь со мной.

Напоминаю, что эта задача — основная на весь сезон-2008.

Захарий
заблокирован
  • #2

Ответ: Реставрация самолетов Великой Отечественной войны

Это не новая информация, но все же замечу, что известна история следующих самолетов: Ил-2, СБ, ДБ-3, Ла-7. На Ил-2 реставрации требует только кабина стрелка (там же необходимо ставить макет пулемета).

Старожил
  • #3

Ответ: Реставрация самолетов Великой Отечественной войны

Выкладывай, если что известно. Насчет состояния Ил-2 — твоя информация неверна. Подробности позже.

Захарий
заблокирован
  • #4

Ответ: Реставрация самолетов Великой Отечественной войны

Shy, если неверна — плохо. Но не смертельно. Буду ждать подробностей.
По машинам информация пойдет в энциклопедию на Вики.

Старожил
  • #5

Ответ: Реставрация самолетов Великой Отечественной войны

Где же вы, активисты, энтузиасты и передовики, в субботу громогласно требовавшие, чтобы я как можно скорее выложил задание?

Задача сформулирована, дальше дело за вами.

Павел
Старожил
  • #6

Ответ: Реставрация самолетов Великой Отечественной войны

Паш, я могу завтра осмотреть шасси, нужен будет подъёмник и ещё один человек.

Serge
Активный участник
  • #7

Ответ: Реставрация самолетов Великой Отечественной войны

Подразумевается нечто вроде кураторства над каким-то самолетом?
Я бы мог взять шефство над одним из экспонатов. Например, По-2.

Павел
Старожил
  • #8

Ответ: Реставрация самолетов Великой Отечественной войны

Serge, Тут скорее всего не шевство, а организованной группой из 5 человек заниматься покрасочными и другими работами для приведения экспоната в соответствии с его исторической окраской и т.д.

Старожил
  • #9

Ответ: Реставрация самолетов Великой Отечественной войны

Serge
Активный участник
  • #10

Ответ: Реставрация самолетов Великой Отечественной войны

Да где же их взять, аж 5 человек, да ещё и организованных? А остальными кто заниматься будет?

Старожил
  • #11

Ответ: Реставрация самолетов Великой Отечественной войны

Начни с нашей ФТП

Гаврик
Старожил
  • #12

Ответ: Реставрация самолетов Великой Отечественной войны

Есть подробности по У-2 (По-2): ТО, рук-во по ремонту, учебник для авиашкол. в них и подробные описания с достаточно точными чертежами, и рекомендации различного рода по уходу и ремонту.

Старожил
  • #13

Ответ: Реставрация самолетов Великой Отечественной войны

Надо Все надо Я тоже три книги по По-2 нашел, на след. неделе отсканю.

Гаврик
Старожил
  • #14

Ответ: Реставрация самолетов Великой Отечественной войны

Гаврик
Старожил
  • #15

Ответ: Реставрация самолетов Великой Отечественной войны

остальное уже у вас.

Старожил
  • #16

Ответ: Реставрация самолетов Великой Отечественной войны

Все помнят, что окончательно фронт работ мы определяем 23-го февраля? Если кто чего надумал — поторопитесь

Mishel
Активный участник
  • #17

Ответ: Реставрация самолетов Великой Отечественной войны

Ээээ, не пинайте, если что.
Я долго искал куда ткнуть эти материалы, но подумал, что сюда они ближе всего подходят.
Инфа по реставрации нашего ДБ-3 на ИАПО.

Вложения

Aviation&Time 03_2002_Page_31_Image_0001.jpg

Aviation&Time 03_2002_Page_32_Image_0001.jpg

Aviation&Time 03_2002_Page_33_Image_0001.jpg

Aviation&Time 03_2002_Page_34_Image_0001.jpg

Foxhound
Старожил
  • #18

Ответ: Реставрация самолетов Великой Отечественной войны

Гаврик, Скинь мне плизз книжечки по По-2)

Старожил
  • #19

Ответ: Реставрация самолетов Великой Отечественной войны

Итак, предварительный план:

1) Подготовка Р-5 к перетаскиванию (колесо, помывка)
2) Подготовка И-15 к перетаскиванию (помывка, осмотр)
3) Перетаскивание обоих в новый ангар
4) Затаскивание на освободившееся место МиГ-3, Р-63 и Як-17 (примазался )

Читайте так же:
Как производят боевые вертолеты Ка-52 «Аллигатор»

На данный момент требуется только камера для колеса Р-5.

Все остальные телодвижения — только после согласования с начальником музея. Вернее, после его одобрения нашего плана и заявки на материалы и оборудование.

Старожил
  • #20

Ответ: Реставрация самолетов Великой Отечественной войны

План работ по восстановлению экспозиционного облика самолетов МиГ-3 и Р-63 "Кингкобра"

Нулевая очередь:

Осмотр и подготовка к буксировке самолетов МиГ-3, Р-63, а так же Р-5 и И-15 (для освобождения места в ремонтном ангаре)
Выбор и разработка цветовых схем окраски МиГ-3 и Р-63, согласование с руководителем музея

Требуются:
камера R20 для колеса Р-5 (300р)
мягкие стропы для безопасной буксировки самолетов (12.000р)
ГСМ (3.000р)

Первая очередь

Помывка самолетов И-15 и Р-5
Буксировка самолетов И-15 и Р-5 из ремонтного ангара(7-й) в новый(6-й) ангар
Буксировка самолетов МиГ-3 и Р-63 с открытой стоянки в ремонтный ангар
Смывка старой краски с самолетов МиГ-3 и Р-63

Требуются:
большое количество автомобильной(200л) и авиационной(100л) смывки
большое количество растворителя для удаления смывки (50-100л)
полный комплект средств индивидуальной защиты для работы с едкими веществами на 15 человек (костюм ОЗ, защитные очки, забрало, защитный фартук и защитные перчатки по локоть, респиратор для защиты от газообразных и аэрозольных токсичных веществ и пыли)
малярный инструмент

Вторая очередь

Грунтовка и покраска самолетов МиГ-3 и Р-63 в соответствии с выбранной технологией и схемами окраски

Требуются:
покрасочный компрессор большой мощности с очисткой воздуха и набором малярного и вспомогательного пневмоинструмента(для больших поверхностей)
покрасочный компрессор малой мощности с очисткой воздуха и набором малярного и вспомогательного пневмоинструмента(для нанесения ОЗ и точной работы)
грунтовка, краски, лаки, растворители
средства индивидуальной защиты для работы с краскопультами на 15 человек (костюм ОЗ, забрало, респиратор для защиты от газообразных токсичных веществ)
800кв.м. армированной пленки для создания покрасочной зоны в ангаре и защиты других экспонатов во время проведения работ
шпатлевка и инструмент для работы с ней.

Третья очередь

Буксировка самолетов МиГ-3 и Р-63 в новый ангар с установкой в будущую экспозицию

Требуются:
ГСМ (2.000р)
Мягкие стропы (аналогично первой очереди)

Примечание 1: изучение возможности проведения аналогичных работ на самолете Пе-2 будет проведено после завершения 50% работ по данному плану и анализа приобретенного опыта

Примечание 2: Ввиду большой схожести задач и требуемых материалов(более 90%), считаю возможным параллельно выполнению данного плана вести аналогичные работы на самолете Як-17(включенным в утвежденный План работ на 2009 год) с целью значительной экономии времени и средств(с составлением отдельной заявки на материалы).

Генеральный директор АНО "Фонд содействия музею ВВС"
Сологубов Е.А

Как реставрируют самолёты времен Великой Отечественной

Сначала это разведка и сбор информации об объекте.
Потом подготовка к выезду и выезд на предполагаемое место с оборудованием.
Часто экспонаты хорошо сохраняются или в болотах или в водоемах.
Данная машина была найдена в озере в Мурманской области.
Скорее всего машина уходит на дно и ее скрывает слой ила. Тянуть канатами не имеет смысла, так как нарушится хрупкая конструкция скелета.
Для того чтобы ее вытащить оттуда, нужно подкачать воздух под нее, чтобы процесс был максимально естественным.

01. Самолет с баллонами воздуха.

02. Далее самолет нужно очистить от грязи и ила

03. Уже чистый корпус

04. Всё начинает моментально ржаветь на воздухе

05. После начинается погрузка

06. Детали упаковывают и грузят на грузовики

Далее детали грузят на поезда и отправляют в Новосибирск, на завод, где в течении ближайших нескольких лет самотел будет восстановлен до летного состояния!

07. Начинают со скелета

08. Далее всё обрастаем «мышцами»

И из груды металлолома машина приобретает знакомые черты

За этой работы проходят месяцы и годы!
Отдельная работы — двигатель и летные узлы. Восстановление практически с нуля.
Двигатель вымачивают в керосине, чтобы отделить грязь. Все детали меняются и собираются.

11. Помните как выглядела кабина после подъема?

12. Самолет собирают

И начинают выкатывать на улицу, чтобы начать испытания двигателя и узлов.

После того, как всё проверено. Самолет окончательно собирают, красят и он готов к первым полётам.

И вот спустя годы самолет совершил свой полёт!

16. Разгон по аэродрому

17. И он взмывает в воздух

19. МиГ встал на крыло!

Эта огромная работа, длинной в несколько лет. Удивительная, кропотливая и благородная.

Возвращение "Лавочки". Реставраторы воссоздали один из лучших самолетов времен войны

В лаборатории "Авиареставрации" на первом этаже Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) пыль лежит на поверхностях и летает в воздухе, рядом с частями военных самолетов, чертежами, кружками из-под кофе и другими деталями быта людей, которые заново собирают машины из прошлого. В центре мастерской в практически собранном виде стоит уникальное воздушное судно — легендарный цельнодеревянный истребитель Ла-5ФН, на котором в том числе летал трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб.

Читайте так же:
Как собирают грузовики МАЗ

Самолет, который вы знаете

Про "Лавочку" можно писать целые книги: самолет многими признается одним из самых лучших истребителей Великой Отечественной войны, рассказывает начальник экскурсионного отдела Музейного комплекса УГМК Григорий Павлюков. С 1942 по 1945 год было выпущено порядка 10 тыс. легендарных машин ОКБ С.А. Лавочкина. "У абсолютного большинства людей этот самолет прежде всего ассоциируется с трижды Героем Советского Союза Иваном Кожедубом — самым результативным летчиком Советского Союза и антигитлеровской коалиции, на счету которого 330 боевых вылетов, 120 воздушных боев, 64 лично уничтоженных самолета противника", — отмечает Павлюков.

Летчик Иван Кожедуб у именного самолета Ла-5, 2 мая 1944 года Яков Паволоцкий/ТАСС

Но, отмечает рассказчик, многие и не подозревают, что знают об этом самолете еще больше. Например, Ла-5 является "героем" "Повести о настоящем человеке" Бориса Полевого. Алексей Мересьев и его реальный прототип — летчик Алексей Маресьев тоже летали на Ла-5. Скорее всего, именно на Ла-5 модификации ФН, макет которого и изготавливают в Новосибирске.

На Ла-5, продолжает Павлюков, летал и "Маэстро" Алексей Титаренко — главный герой фильма "В бой идут одни старики" Леонида Быкова. Режиссер еще в начале 70-х столкнулся с проблемой, что невозможно найти ни одного самолета. По словам специалиста отдела экспозиции Музейного комплекса УГМК Андрея Зимина, ни одного оригинального Ла-5 после войны не осталось. Возможно, поэтому в роли "Лавочек" выступили самолеты Як-18, которые по ходу фильма Ла-5 не называют, но исторически это должны быть именно они.

Помимо названных летчиков-асов на самолете летали дважды Герои Советского Союза Кирилл Евстигнеев, на счету которого — 56 самолетов противника, Виталий Попков — 54 самолета, Николай Скоморохов — 54 самолета. Еще один особенный герой, летавший на Ла-5 так же, как Маресьев, без обеих ног, — Леонид Белоусов, а также Герой Советского Союза Александр Горовец, который на Ла-5ФН уничтожил девять вражеских самолетов в ходе воздушного сражения, став единственным летчиком, который сбил такое количество самолетов в одном бою.

Сюрприз для противника

В цехе "Авиареставрации" по выкрашенному в серый цвет фюзеляжу самолета сложно догадаться, что он полностью сделан из дерева — настолько корпус машины кажется прочным и непробиваемым. Так и ждешь, что сейчас, как в фильме "В бой идут одни старики", к истребителю неторопливо подойдет Макарыч и нарисует на обшивке белой краской звезды за сбитые немецкие "мессеры". В кино двигатель истребителей не выглядит таким внушительным, но подвешенный под потолком в мастерской авиареставраторов он словно занимает все свободное пространство.

"Понимаете, самолеты Лавочкина невозможно реставрировать, их можно сделать заново. Они ведь из дерева, это недолговечный материал", — поясняет генеральный директор ООО "Авиареставрация", доктор технических наук, почетный авиастроитель России Владимир Бернс. По его словам, раньше сотрудники мастерской с самолетами Конструкторского бюро Лавочкина не работали, хотя за 28 лет они воссоздали больше 20 машин времен Великой Отечественной войны.

Начальник экскурсионного отдела Музейного комплекса УГМК Григорий Павлюков Полина Петренко/ТАСС

Первое серьезное испытание нового самолета, рассказывает Григорий Павлюков, произошло при Сталинградской битве. "Для немцев это был сюрприз. Новый русский истребитель, который издалека принимали за модернизованный "Ишачок" И-16. Немцы с ним познакомились еще в Испании и дали прозвище "крыса". Поначалу Ла-5 так и называли — "новой крысой". И "новая крыса" начала доставлять проблемы, потому что была достаточно маневренна и проста. А вот когда появились модернизированные версии Ф (форсированный) и ФН (непосредственного впрыска — с инжекторным двигателем), у немцев возникли действительно серьезные проблемы, потому что и "Мессершмитты", и "Фокке-Вульфы" уже не превосходили новейшие модификации Ла-5. Это был серьезный ответ на новые немецкие истребители", — поясняет Павлюков.

Еще одно достоинство самолета, по его словам, — полный вираж в небе за 19 секунд, тогда как "Фокке-Вульф" того же времени разворачивался за 22 секунды. А даже три секунды в воздушном бою — это серьезное преимущество.

В поисках нервюры

Работа над восстановлением самолета заняла почти полтора года. Как рассказывает главный инженер "Авиареставрации" Виктор Лушин, только на создание чертежа ушло около полугода, потому что оригинальных заводских чертежей Ла-5 почти не осталось. "У нас был один чертеж — это так называемый теоретический чертеж фюзеляжа, на его основании были выстроены все сечения. Все остальное базировалось на технических описаниях, настоящего рабочего чертежа не было ни одного", — поясняет Владимир Бернс.

Читайте так же:
Как в США выращивают и собирают клюкву

Инженеры заново воссоздали корпус самолета из березового шпона — особой разновидности сверхтонкой древесины толщиной от 0,1 до 10 мм. Для достижения высокой прочности авиареставраторы выклеивали до трех слоев материала, каркас самолета выполнен из сосны. "Практически все самолеты во время войны были наполовину деревянные, металла не хватало. Принципиальная разница в том, что, если у вас металлическая нервюра (элемент крыла самолета — прим. ТАСС) — она делается штамповкой на заводе, а чтобы сделать деревянную нервюру, нужно реечки напилить, на специальном приспособлении все это выложить вручную, склеить с соответствующими поджатиями. Одна такая нервюра, бывает, состоит из 14–15 деталей, поэтому это очень кропотливая работа", — объясняет Владимир Бернс.

Григорий Павлюков подтверждает слова Бернса. "Фактически самолеты делали из сосны. В его производстве использовалось дерево и так называемая дельта-древесина, которая была внедрена еще накануне войны. Она представляла собой композитный материал — прессованный древесный шпон, который был пропитан специальными смолами. Такая древесина была плотной, не горела и была прочнее, чем многие алюминиевые сплавы. Таким образом самолеты можно было выпускать очень массово, очень продуктивно", — рассказывает Павлюков.

Детали прошлого

Сейчас, по словам Бернса, в работе у его мастеров находятся еще два макета и три летных самолета. Каждый из них в чем-то уникален. "Мы сейчас делаем одноместный Ил-2 — это будет первый в мире одноместный Ил-2, он будет летным. Дальше мы планируем собрать два бомбардировщика Ту-2 и еще один Ил-2 музейный. На ближайшие пять лет мы заказами точно обеспечены", — поясняет Бернс. В лаборатории "Авиареставрации", чем-то похожей на ангар для самолетов, на стеллажах хранятся детали от разных машин. Некоторых из них в таком состоянии, что на машину, даже нелетную, их больше не поставить. Части самолетов авиареставраторы ищут по всей России у коллекционеров, которые всерьез увлекаются военным прошлым.

"Это наши люди, которые живут в средней полосе или на Севере, в Иваново, Курске, Брянске. У них есть желание копаться, искать чего-нибудь, они собирают этот металл с войны. Сейчас это делать очень трудно, потому что все почти исчезло", — говорит Бернс.

Специалист отдела экспозиции Музейного комплекса УГМК Андрей Зимин Полина Петренко/ТАСС

Для Ла-5 авиареставраторы специально искали двигатель воздушного охлаждения, который был на оригинальной машине. Еще из "родных" деталей — шасси и кронштейн. На двигатель обращает внимание и Андрей Зимин — ведь силовой агрегат сыграл важную историческую роль в популярности Ла-5. "С одной стороны, в самолете была использована простая деревянная конструкция предыдущих поколений самолетов, а с другой — в 1942 году на него поставили новый двигатель воздушного охлаждения. Предвоенное поколение советских истребителей — Як-1, МиГ-3 и ЛаГГ-3, — у них у всех был двигатель водяного охлаждения, с которым были проблемы, в том числе погодные. Да и спрос на них был высочайший. А тут поставили новый двигатель, который меньше использовался. Из недостатка деревянной конструкции родился плюс простоты изготовления в сочетании с современным по тем временам двигателем".

Запах самолета

Над созданием одной машины каждый раз трудится порядка 30 мастеров. Среди них — конструкторы, инженеры, слесари и мастера других специальностей. Всех их, по словам Виктора Лушина, кроме любви к самолетам объединяет умение работать в очень сжатые сроки.

Создавая чертеж одной детали, авиареставраторы почти сразу переходят к ее изготовлению. Для каждой части самолета у "Авиареставрации" есть свой специалист. Есть те, кто занимается созданием фюзеляжа, а есть мастера, которые вплоть до рычагов восстанавливают приборную доску управления машиной. "Один из наших умельцев очень хорошо выколачивал, то есть работал с металлом, бывший подполковник, который вышел в отставку. Сейчас он уже не может с нами работать, потому что возраст и некоторые болезни. Еще у нас есть очень хороший сотрудник тоже по работе с металлом, работает у нас уже 20 лет, а пришел к нам из промышленной вентиляции", — поясняет Владимир Бернс. Для него самого реставрация крылатых машин далеко не основной вид деятельности, несмотря на то что воссозданные его командой модели военных самолетов летают по всему миру.

За годы работы мастера "Авиареставрации" восстановили почти все основные модели истребителей советской военной авиации. Они воссоздали самый скоростной самолет конца 30-х годов — И-16, самые маневренные — И-15, И-153 бис, а также самый высотный истребитель — МиГ-3, его авиареставраторы собрали в шести экземплярах. Самым массовым самолетом времен Великой Отечественной войны был штурмовик Ил-2. "Мы сделали его, и это был единственный настоящий штурмовик — не доработанный до штурмовика, а настоящий", — поясняет Бернс.

Читайте так же:
Как перестать страдать от ночных кошмаров

В 2018 году на авиасалон в Берлин восстановленный Ил-2 полетел вместе с реставраторами на борту. Из-за малой дальности полета машина часто садилась, но в каждом европейском городе, где самолет приземлялся, его встречали с восторгом. "Мы, грубо говоря, на крыльях несем историю нашу российскую, и люди во всех странах, где летают наши самолеты, адекватно воспринимают то, что мы делаем", — говорит Виктор Лушин.

Сейчас в лаборатории "Авиареставрации" пусто, Ла-5 почти собран и скоро отправится в музей, смахнув с крыльев пыль мастерской.

А музей тем временем готовится к масштабным переменам — там почти готово новое здание, посвященное исключительно поршневым самолетам "Крылья Победы". Именно там и будет установлен Ла-5.

"Новосибирский самолет будет представлен для детального осмотра, так как он уникален по своей точности и полностью будет копировать самолет военных лет и технологии того времени. Этот Ла-5 будет из тех экспонатов, которые можно посмотреть вблизи — кабину, двигатель, приборы. Важно все: фактура материалов, запах. Любая машина имеет свой. Вспомните старые родительские "Волги", "копейки". Я не знаю, есть ли свой характерный запах у самолетов, но только придерживаясь точности и аутентичности в производстве реплики, технологий времен Великой Отечественной войны, мы можем приблизить ощущения от нее к оригинальному самолету", — подчеркивает Андрей Зимин.

Крылья победы: где купить военный самолет времен ВОВ

Крылья победы: где купить военный самолет времен ВОВ

В один из дней крупнейшего британского авиашоу в Даксфорде (Duxford) — этот день называется Flight Past — напротив Букингемского дворца собирается целое людское море. В праздничном настроении собравшиеся ждут, когда в небе над центром английской столицы появится армада боевых самолетов. И вот они летят над городом. В небесном строю только английские машины времен Второй мировой — Spitfire, Hurricane, Lancaster. С дворцового балкона армаду приветствует сама королева Елизавета II. В этот самый момент самолеты открывают бомболюки и обрушивают на город, на ликующую толпу, на дворец, на королеву облака из лепестков роз. Не надо пафосных слов — все присутствующие и так знают: да, вот на этих самых машинах наши британские летчики победили гитлеровскую люфтваффе. Так сохраняется память.

И-16

Где купить краснозвездных?

В Англии, США, Германии и даже в Новой Зеландии авиационные ретрошоу относятся к популярнейшим развлечениям. Только в Великобритании ежегодно проходят 12−14 авиапраздников, собирающих сотни тысяч людей. Если же брать небольшие шоу, устраиваемые в масштабах графств, то они следуют буквально одно за другим. Вполне летающие самолеты времен Второй мировой сохранились в Британии в огромном количестве и находятся в частных, государственных и корпоративных коллекциях. Для них есть музеи, реставрационные ангары и, конечно же, летные поля. Причем если ретрошоу посвящены Второй мировой войне, организаторы стремятся устроить полеты максимального количества моделей в цветах всех воюющих сторон. Англосаксонская авиация, конечно, всегда представлена наилучшим образом. После объединения Германии появилось много восстановленных немецких машин (долгое время до этого интерес к технике гитлеровских ВВС не поощрялся). И только краснозвездные советские самолеты всегда были в дефиците.

И-16

В 1991 году в Россию приехал бизнесмен и коллекционер из Новой Зеландии сэр Тим Уоллес. В его стране, не имеющей авиапромышленности, шоу старинных боевых самолетов столь же любимы, как и в бывшей метрополии. Богатый новозеландец хотел сделать простую вещь: в освободившейся от коммунизма и открытой миру новой России он намеревался прикупить несколько летающих боевых машин времен Второй мировой. Но вскоре понял, что это невозможно. Как выяснилось, еще в 1950-х годах по приказу Сталина вся поршневая боевая авиация была изведена под корень. Сделав свои первые реактивные машины, СССР избавлялся от самолетов, выигравших войну, как от проклятия. Не сохранилось почти ничего (лишь единичные экземпляры в музеях). Вся техническая документация была также уничтожена.

Тим Уоллес не отчаялся и решил, что если самолеты времен войны в России никто до сих пор не реконструировал, надо этим заняться. Судьба свела новозеландца с Борисом Осетинским — физиком и океанологом, бывшим директором музея и человеком, увлеченным историей авиации. «Ты можешь восстановить для меня самолеты?» — спросил Осетинского Уоллес. «Конечно, могу», — ответил Борис, имевший в те времена, по его собственному признанию, очень приблизительные представления о том, как это делается. Но желание было, а это в любом деле самое главное.

И-16

Новозеландские уроки

«Мы обошли все московские авиапредприятия, — рассказывает Борис Осетинский, — и везде видели одно и то же: люди там совершенно не понимали, что такое реставрация, и запрашивали за восстановление самолета времен войны безумные деньги, как будто речь шла о разработке новой модели». Не найдя понимания в Москве, партнеры встретили его в Новосибирске. Здесь, под крылом Сибирского НИИ авиации (СибНИИА) собралась целая команда энтузиастов, увлеченных старыми самолетами. Мотором этой команды был и остается Владимир Бернс. Итогом знакомства с новосибирцами стало существующее по сей день ЗАО «Авиареставрация», которое взялось реконструировать боевые машины времен Великой Отечественной по заказу новозеландских любителей авиации. Начать решили с истребителя И-16.

Читайте так же:
Как делают солнечные батареи для космоса

Самолет

Поскольку «живых» образцов самолета, как уже говорилось, практически не сохранилось, «Авиареставрация» тесно контактировала с поисковиками. Поднятые со дна озер и болот И-16 дали возможность обмерить их, восстановить чертежи и приступить к строительству летающих копий. Да, именно копий, потому что первые воссозданные «ишаки» по сути были новоделами, имеющими в своей конструкции лишь небольшое число несиловых элементов от оригинального самолета. Малоопытным российским реставраторам идея поставить на летающую машину силовую деталь от самолета, пролежавшего полвека в болоте, казалась чересчур экзотичной. А между тем высокий класс реставрации как раз подтверждается максимальным использованием «родных» элементов. Перед тем как занять свое место в конструкции, исторические детали, разумеется, проходят тщательное исследование: химический анализ, рентген, технологические пробы. По правилам аутентичный элемент должен быть особым образом окрашен, чтобы можно было легко определить, где в самолете историческая деталь, а где новодел. Всему этому приходилось учиться, и, к счастью, такая возможность была. Тим Уоллес привозил в Новосибирск лучших новозеландских и британских реставраторов. Они обучали российских коллег не только технологическим секретам, но и, например, тщательному документированию всех работ по реставрации самолета: любые детали должны иметь сертификат, все операции фиксируются в специальном журнале, все этапы реставрации фотографируются.

Самолет

Секреты из прошлого

За И-16 наступил черед И-153 («Чайка»), И-15-бис, И-15 ДИТ, затем МиГ-3, на очереди Ил-2. В воссоздаваемых российскими реставраторами машинах появлялось все больше деталей от исторических самолетов, а источником этих деталей по-прежнему были находки поисковиков. «Наша деятельность имеет не только историко-техническое, но и гуманитарное измерение, — говорит Борис Осетинский. — Мы теперь можем с полным правом сказать, что каждый из наших восстановленных самолетов имеет свою историю. Про любую из найденных и использованных нами машин мы стараемся узнать всё. Кто был ее пилотом, при каких обстоятельствах самолет был потерян, какова судьба летчика и даже кто его подбил. Если летчик погиб вместе со своей машиной, мы организовываем похороны, находим родственников, оплачиваем их приезд к месту захоронения».

widget-interest

Борис Осетинский вспоминает, что первым историческим самолетом в его жизни стал «Мессершмит-109», поднятый его бывшими коллегами-океанологами со дна Черного моря. Сам Борис в те времена уже руководил историко-краеведческим музеем г. Геленджик.
Самолет оказался непростой – на борту красовалось «зеленое сердце», что означало, что на счету этого «Мессера» было больше сотни подбитых самолетов.
Красивая, хорошо сохранившаяся машина первоначально хранилась на территории Южного отделения Института Океанологии, где сотрудники потихоньку растаскивали ее на сувениры.
Вскоре руководство института предложило Осетинскому забрать истребитель к себе, с чем Борис тут же и согласился и чем вызвал гнев идеологического начальства. Как? Мы показываем в советском музее самолет со свастикой? Компромисс был найден. «Мессершмит» остался в экспозиции, но был поставлен хвостом вверх (что означало, что его сбили).

Желание воссоздать самолет на основе исторических технологий порой наталкивается на неожиданное препятствие — эти технологии утрачены. «Многие вещи в старых самолетах вообще непонятно как сделаны, — рассказывает Борис Осетинский. — Например, это касается обратной клепки. Приходится пролистывать журналы 1930−1940-х годов, где иногда подобные технологии подробно описывались. Или другой пример — мы пытались восстановить авиадвигатель 1938 года, а в нем основная шестерня имеет зуб-шеврон. С виду металл казался качественным, но, когда двигатель запустили, через некоторое время зуб-шеврон раскрошился и засорил маслоканал. Мы решили заказать новую шестерню. Обращались на все действующие предприятия, производящие двигатели и редукторы, и везде нам отказали. Шевроны, раньше выпускавшиеся массово, теперь никто не умеет делать! Пришлось обойтись двумя косозубыми шестеренками, насаженными на один вал. Сейчас практически нереально найти классных инженеров, понимающих чертеж, а не только 3D-модели из AutoCAD, опытного токаря, медника, занимающегося выколоткой. Нет таких специалистов».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию