100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как работает Тобольская косторезная фабрика

Как работает Тобольская косторезная фабрика

Как работает Тобольская косторезная фабрика

Вход на фабрику по адресу Тюменская область, г.Тобольск, ул. Знаменского, 58А, строение 2 ничем особо не выделяется, никаких указателей и вывесок со стороны
дороги нет, но по навигатору её легко найти. Договориться об экскурсии лучше заранее, по телефонам 8-919-922-6025, 8(3456) 25-35-52, 25-11-09, 25-13-20, салон: 25-33-03,
чтоб не ждать, пока мастера будут на технологическом перерыве или пока экскурсовод освободится после предыдущих посетителей.
Понравилось, что экскурсию проводят не только для больших групп: нас было трое, и хозяева с удовольствием провели нас по цехам фабрики.
Стоимость экскурсии — 300 рублей.

Как же происходит волшебство превращения костей и бивней в произведения искусства?

Сначала весь материал сортируется по цвету, размеру, состоянию, отрезаются дефектные части.
Потом по заказу от мастеров выбираются фрагменты нужного цвета и размера.

Станок для первичной разделки материала, на нём производят первичную обрезку материала на

мелкие обрезки, которые остаются после заготовки материала.

Мастер готовит заготовки для дальнейшей обработки, подгоняет их под нужные размеры.

После чего сортирует по форме и размеру по разным отделениям.

Далее в другом помещении происходит грубая обработка оснований, на которых потом размещаются фигуры.

И шлифуется основание фигур, чтоб они устойчиво располагались на основании.

Большинство сотрудников занимается именно вырезанием, есть мастера и ученики, которые делают элементы разной сложности.

Все мастера работают или бормашинами, или лобзиками, у каждого рабочее пространство расположено под вытяжной вентиляцией.
Впрочем. и она не сильно помогает, в помещении стоит специфический запах, правда «пыли» нет.

Представьте себе процесс вырезания бормашиной из целой кости симпатичной ёлочки, а ведь это только один элемент композиции.

А вот здесь работа, видимо, идёт к завершению, осталось добавить деталей композиции и можно отдавать на полировку.

А это работа лобзиком, не менее сложная и точная, чем бор-машиной.

Очень много продукции на тему нефтегазодобычи — видимо, пользуется спросом у местных.

Мамонты готовы к приклеиванию бивней, и скоро они появятся в салоне-магазине при фабрике.

На другом столе — иная тематика: коромысла и вёдра.

И фирменные тобольские ножи, полотно которых делают в Златоусте.

А вот и подставка для мамонтов, сделанная из дефектной части бивня, из которой нельзя сделать что-то более интересное.

Например, вот в таком состоянии попадают бивни, их приходится заливать эпоксидной смолой (если я не ошибаюсь), чтоб они не рассыпались

Ещё один вид резьбы по кости. Цвет кости зависит от условий, в которых она находилась. В вечной мерзлоте они светлые, в болотах коричневые.

Классический мотив для резчиков по кости: олени, нарты, юрты, собаки и жители севера.

Мы попали в период отпусков, некоторые помещения были полностью безлюдными, хотя, как нам сказал экскурсовод — дело ещё и в кризисе — люди стали меньше
покупать, соответственно кто-то работает под заказ, кто-то на склад, кто-то в отпуске.

Для всех изделий финишной обработкой перед «сборкой» является полировка. Как раз в работе были крупные «детали», очень приятные наощупь и довольно тяжелые.

На этом одно волшебство заканчивается и начинается другое. Из «цеха» мы идём в магазин-салон, где всё это можно купить.

Изделия разной сложности и разной ценовой категории.

От одиночных фигурок до целых композиций.

В основном сейчас всё делается из кости коров или оленьих рогов.

Сотни лет добычи бивней мамонта привели к тому, что бивней на поверхности всё меньше, состояние их всё хуже.

Неспециалисту и не отличить, из чего сделаны фигуры и из чего подставка.

Бивни мамонта в настоящее время добываются контрабандным путём, конечно, у местных хантов и манси есть «квоты» на добычу, но кто это контролирует?

Читайте так же:
Почему нельзя здороваться через порог?

kak_eto_sdelano

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала

Вам приходилось бывать в таком месте, аналогов которому нет нигде в мире?
Тобольская косторезная фабрика считается единственной в мире фабрикой резки по кости.
Приглашаю вас узнать как это работает

Косторезное исскуство тобольские мастера оттачивают примерно с конца 17 века, когда здесь жили ханты, манси, ненцы. И возникло
оно благодаря обилию и лёгкой добыче бивней и костей мамонта. Первая косторезная мастерская была открыта в Тобольске 1874 году, а в настоящем виде
Тобольская фабрика художественных косторезных изделий открылась при СССР в 1929 году.

01

До фабрики мы смогли добраться лишь во второй день нашей поездки в Тобольск, в первый день мы просто физически не успели, собственно из-за неё мы и остались
в Тобольске ещё на один день. И оно того стоило!

02

Вход на фабрику по адресу Тюменская область, г.Тобольск, ул. Знаменского, 58А, строение 2 ничем особо не выделяется, никаких указателей и вывесок со стороны
дороги нет, но по навигатору её легко найти. Договориться об экскурсии лучше заранее, по телефонам 8-919-922-6025, 8(3456) 25-35-52, 25-11-09, 25-13-20, салон: 25-33-03,
чтоб не ждать, пока мастера будут на технологическом перерыве или пока экскурсовод освободится после предыдущих посетителей.
Понравилось, что экскурсию проводят не только для больших групп: нас было трое, и хозяева с удовольствием провели нас по цехам фабрики.
Стоимость экскурсии — 300 рублей.

Как же происходит волшебство превращения костей и бивней в произведения искусства?

03

Сначала весь материал сортируется по цвету, размеру, состоянию, отрезаются дефектные части.
Потом по заказу от мастеров выбираются фрагменты нужного цвета и размера.

04

Станок для первичной разделки материала, на нём производят первичную обрезку материала на

05

мелкие обрезки, которые остаются после заготовки материала.

06

Мастер готовит заготовки для дальнейшей обработки, подгоняет их под нужные размеры.

07

После чего сортирует по форме и размеру по разным отделениям.

08

Далее в другом помещении происходит грубая обработка оснований, на которых потом размещаются фигуры.

09

И шлифуется основание фигур, чтоб они устойчиво располагались на основании.

10

Большинство сотрудников занимается именно вырезанием, есть мастера и ученики, которые делают элементы разной сложности.

11

Все мастера работают или бормашинами, или лобзиками, у каждого рабочее пространство расположено под вытяжной вентиляцией.
Впрочем. и она не сильно помогает, в помещении стоит специфический запах, правда «пыли» нет.

12

Представьте себе процесс вырезания бормашиной из целой кости симпатичной ёлочки, а ведь это только один элемент композиции.

13

А вот здесь работа, видимо, идёт к завершению, осталось добавить деталей композиции и можно отдавать на полировку.

14

А это работа лобзиком, не менее сложная и точная, чем бор-машиной.

15

Очень много продукции на тему нефтегазодобычи — видимо, пользуется спросом у местных.

16

Мамонты готовы к приклеиванию бивней, и скоро они появятся в салоне-магазине при фабрике.

17

На другом столе — иная тематика: коромысла и вёдра.

18

И фирменные тобольские ножи, полотно которых делают в Златоусте.

19

А вот и подставка для мамонтов, сделанная из дефектной части бивня, из которой нельзя сделать что-то более интересное.

20

Например, вот в таком состоянии попадают бивни, их приходится заливать эпоксидной смолой (если я не ошибаюсь), чтоб они не рассыпались.

21

Ещё один вид резьбы по кости. Цвет кости зависит от условий, в которых она находилась. В вечной мерзлоте они светлые, в болотах коричневые.

Читайте так же:
Как появилась зубная щетка?

22

Классический мотив для резчиков по кости: олени, нарты, юрты, собаки и жители севера.

23

Мы попали в период отпусков, некоторые помещения были полностью безлюдными, хотя, как нам сказал экскурсовод — дело ещё и в кризисе — люди стали меньше
покупать, соответственно кто-то работает под заказ, кто-то на склад, кто-то в отпуске.

24

Для всех изделий финишной обработкой перед «сборкой» является полировка. Как раз в работе были крупные «детали», очень приятные наощупь и довольно тяжелые.

25

На этом одно волшебство заканчивается и начинается другое. Из «цеха» мы идём в магазин-салон, где всё это можно купить.

26

Изделия разной сложности и разной ценовой категории.

27

От одиночных фигурок до целых композиций.

28

В основном сейчас всё делается из кости коров или оленьих рогов.

29

Сотни лет добычи бивней мамонта привели к тому, что бивней на поверхности всё меньше, состояние их всё хуже.

30

Неспециалисту и не отличить, из чего сделаны фигуры и из чего подставка.

31

Бивни мамонта в настоящее время добываются контрабандным путём, конечно, у местных хантов и манси есть «квоты» на добычу, но кто это контролирует?

32

Так что 90% всех экспонатов представлены из материала обычных бурёнок 🙂
И тем не менее выставка производит неизгладимое впечатление. Филигранность и разнообразие работ, реалистичность персонажей, мастерство косторезов не могут оставить
равнодушными никого.

ООО «Тобольская фабрика художественных косторезных изделий»

Старинный сибирский город Тобольск известен не только своей славной историей, но ещё и широко известен в мире, как один из центров художественной резьбы по кости России. Замечательное искусство косторезов бывшей столицы Сибири славится издавна. Изделия тобольских мастеров можно встретить в залах крупнейших музеев Москвы, Санкт-Петербурга в частных коллекциях России и других странах мира.

Резьба по кости зародилась на Руси в глубокой древности. Материалом для изделий художников-косторезов служили прочные моржовые клыки, привозившиеся с Севера, мамонтовая кость, которой в Сибири было много. В среде тобольских кустарей косторезное дело зародилось в XVIII веке, а в конце ХIХ века тобольский косторезный промысел начал быстро развиваться. В 1872 году губернский землемер И.Е. Овешков открыл в городе косторезную мастерскую. Вначале она имела любительский характер, но вскоре, после получения похвальных отзывов на различных выставках, в 1874 году дело было поставлено на коммерческую основу. Мастерская существовала и после смерти И.Е. Овешкова в 1902 году. Дело вели его сыновья и жена. Закрылась мастерская в годы первой мировой войны.

Иван Иванович Овешков за работой. 1930-е гг. Москва. Художник прикладного искусства, ставший известным советским мастером игрушек, резчик по кости и по дереву.

Значение овешковской косторезной мастерской в истории Тобольского косторезного промысла очень велико. В ней прошли первую школу резьбы по кости все лучшие мастера, работавшие в дореволюционное время — Порфирий Терентьев, Василий Денисов, Терентий Песков, Иван Венгерский и другие. Первое время резьбой по кости занимались исключительно мужчины.

В период первой мировой войны косторезный промысел почти полностью прекратил свое существование. Тяжело отразилось на состоянии косторезного промысла.

Советская власть возродила старинное народное искусство, и в 1929 году был организован косторезный цех при артели «Кустарь», а в 1932 выделилась самостоятельная артель художественной резьбы по кости «Коопэкспортсбыт»

Коллектив артели «Коопэкспортсбыт» 1939 г. Фото из альбома «Тобольская резная кость (История производства)», хранящегося в Музее истории ТФХКИ

Производство косторезных изделий непрерывно росло. Артель неоднократно участвовала в различных выставках, получала за работы своих мастеров почетные грамоты.

Читайте так же:
Винный туризм — 12 лучших направлений

В последующие годы в артели выросла и воспиталась целая плеяда молодых косторезов. Наиболее одаренными из которых были Виктор Лопатин, Семён Трегубов и Федор Викулов. Успехи коллектива мастеров, быстрый рост артели стали возможным благодаря неустанной заботе партии и правительства, в развитии народного искусства.

В первые годы своей деятельности артель работает на этнографическом материале, но с 1935 года наметился сдвиг в области освоения современной социалистической по содержанию тематики.

В 1937 году на международную Парижскую выставку артель представила много своих работ, свидетельствующих о возросшем мастерстве и расцвете творческих сил мастеров. За отличное исполнение экспонатов жюри выставки присудила В.И. Денисову диплом золотой медали. В.Н. Лопатину и С.И.Трегубову — дипломы серебряной медали. На очередной Всемирной выставке в 1939 году в Нью-Йорке изделия артели вновь отмечены высокими наградами.

Работа, за которую В. Н. Лопатин получил серебряную медаль на выставке в Нью-Йорке 1939 г.

В годы войны артель потеряла лучших своих мастеров В. Н.Лопатина, С.И.Трегубова, П. Бизина и других резчиков. Один за другим ушли из жизни старейшины промысла Т.С.Песков и В.И.Денисов. За верстаки сели подростки и молодёжь Виктор Синицких, Федор Федоров, Валерий Иванов, Виктор Багаев.

После войны резчики Алексей Ремизов, Александр Уженцев, Павел Третьяков, Геннадий Килин и остальные вернувшиеся фронтовики с жадностью принялись за работу, отражали в своих произведениях героические подвиги нашего народа в Великой Отечественной войне, патриотизм людей в восстановлении и строительстве народного хозяйства страны в послевоенный период. Позднее поиск новых тем заставил обратиться к литературным сюжетам, в первую очередь к сказочным и былинным.
Александр Уженцев и Виктор Синицких

В 1949 году председателем артели становится Е.А. Трухина. При ней была введена спецодежда-белые халаты и разделение труда, появились отдельные квалификации распиловщика и полировщика.

Елизавета Абрамовна Трухина

В 1950-ые годы создаются условия для творческой работы мастеров. Была начата механизация производства, появилось разделение труда. На предприятии появились циркулярная пила, сверлильные и шлифовальные станки, а медицинская бормашина со временем стала основным режущим инструментом. Новые машины облегчили процесс резьбы. Появились и мастера женщины.

Групповое фото женщин мастеров-резчиков в цехе

Распиловщики Косыгин. Н.Г и Балыков Н.С.

Групповое фото резчиков в цехе

Полировщицы Балуева В.В. и Ренева М.И.

Упаковка изделий. Панкина Р.Ф и Бакшеева Н.С.

В качестве материала до 1950-х годов, использовали только бивень мамонта-благородную ископаемую кость. Эти годы были расцветом сил для предприятия. На предприятии выросли замечательные мастера-художники, такие как В.А. Решетников, Г.Г. Кривошеин, А.З Марко. Г.А.Хазов приехал в Тобольск в артель после Холмогорской школы уже с высшим 7-м разрядом.

Хазов Гавриил Андреевич

Кривошеин Геннадий Георгиевич

Скульптура Илья Муромец. Автор Решетников В.А.

Уникальные работы, созданные художниками, экспонируются на Всемирных фестивалях в городах Варшаве и Москве, на ярмарках, всесоюзных и республиканских выставках.

Главным событием в жизни предприятия был 1958 г.- Всемирная выставка в г. Брюсселе. Были представлены произведения, которые отражали действительность социалистической системы. Произведения тобольских резчиков получили высокое одобрение и были удостоены золотой медали.

В1960-е годы появляется новая плеяда замечательных мастеров-косторезов: В.А. Русаев, В.С. Колычев, В.П. Обрядова и В.А. Обрядов. Никакие трудности не сломили творческий порыв художников фабрики, появляются новые произведения с освоением нового сырья (кости) зуба кашалота. Новые выставки: 1967 год — Всемирная выставка в Монреале-Канада. 1972 год.- г. Осака-Япония, грамоты и дипломы с Выставки достижений народного хозяйства.

Начало 70-х выдвигает новые имена талантливой молодежи таких, каких Д.Е. Хорищенко, В.К. Товкач, А.Г. Ананьин. Т.С. Зыкова и другие.

В 1970 г. Гавриил Андреевич Хазов назначен главным художником Тобольской фабрики косторезных изделий. Именно ему пришлось во многом определять пути развития, перспективы художественного промысла, который должен и сохранять традиции и соответствовать динамичной современности. В 1975 году фабрика была награждена орденом «Знак почета».

Читайте так же:
Почему 19 век называют золотым веком? Причины, фото и видео

В 1980-90 гг. появляется множество работ из жизни русской Сибири, работы с исторической тематикой.

В 2000-ые года на фабрику пришла талантливая молодежь из потомственных семей косторезов: Елена Шишова, Стас Замятин, Альфия Шафигулина, Арслан Кинчин, Вера Коржановская, Дмитрий Кугаевский. Бок о бок они работали вместе со своими родителями, такими зрелыми мастерами, как Любовь Янушковская-Знаменская, Юрий Замятин, Сафиулла Аминов, Альберт Кинчин, Тамара Коржановская и Алексей Кугаевский, который в начале нового века был главным художником фабрики. Пятеро из молодых потомственных резчиков работают на предприятии и ныне.

Наталья Климова, которая является внучатой племянницей Порфирия Терентьева — одного из основателей промысла в XIX веке, является сейчас мастером производства на фабрике На фабрике трудится и её дочь Людмила Климова, продолжая легендарную династию тобольских резчиков.

За последнее десятилетие изделия фабрики были представлены на многочисленных международных и национальных выставках. В 2010 году на Национальной выставке России во Франции ТФХКИ получает приз «за сохранение традиций». Современные изделия фабрики стабильно держат место признанных победителей ежегодных конкурсов «Лучшие товары Тюменской области».

Из года в год растет и расширяется ассортимент миниатюрной скульптуры, утилитарно-бытового и художественно-декоративного назначения. В работе применяется объемная, рельефная, ажурная резьба, токарная обработка, с гравировкой, полировкой и инкрустацией.

Благодаря генеральному директору Маргарите Николаевне Нейковчен в апреле 2019 года к 90-летию фабрики открылся Музей истории ТФХКИ.

Коллекция музея включает уникальные экспонаты с доисторических времён до XXI века. В экспозиционных витринах размещены фотографии художников, которые наполнены событиями, яркими воспоминаниями, а также лучшие произведения резчиков фабрики нескольких поколений, их рисунки и эскизы, всё разнообразие видов кости, включая палеонтологические находки, рабочие инструменты, высокие награды и многое-многое другое.

На фабрике проводят групповые и индивидуальные экскурсии, во время которых посетителей знакомят с секретами создания резного изделия из кости. Гостей проводят через производственные цеха: основной цех, где собственно возникает резная скульптура, а также цеха шлифовки, распиловки, полировки и отбеливания сырья.

При фабрике имеется салон-магазин с огромным ассортиментом различных изделий: сувениры (миниатюрная объемная скульптура, многофигурные композиции),ювелирные украшения (броши, кольца, серьги, кулоны, бусы, колье), предметы церковно-культового назначения (иконы, иконки, кресты, ладанки), художественные экраны и панно, вазы, шкатулки, игольницы, шашки, шахматы, сувенирные ножи, письменные настольные приборы и многое другое.

Многие поколения мастеров вложили свое умение и фантазию в изделия народного промысла. За свою историю фабрика выпустила внушительное количество косторезных изделий.

ТФХКИ расширяет свою торговую сеть, новый салон-магазин начал работать с 2019 года в г. Тюмени по улице 50 лет Октября, 58А.Здесь можно купить понравившееся изделие и не сомневаться в его подлинности.


На сегодняшний день изделия, которые выпускает ТФХКИ, знают во всем мире. Сюда едут туристы, любители искусства, чтобы самим увидеть волшебство рождения живой скульптуры из обычной и благородной кости.

Любое изделие можно заказать на сайте https://www.tfki72.com

Тобольская фабрика художественных косторезных изделий

Тобольск – крупнейший в России центр косторезного мастерства. Уникальные работы тобольских мастеров хранятся в Эрмитаже, Русском музее, с большим успехом экспонировались на международных выставках.

Тобольск – крупнейший в России центр косторезного мастерства. Уникальные работы тобольских мастеров хранятся в Эрмитаже, Русском музее, с большим успехом экспонировались на международных выставках.

Работы мастеров являются самым желанным сувениром для туристов – каждое изделие индивидуально, неповторимо и изготовлено только вручную.

За полуторавековой период деятельности на косторезной фабрике накоплен большой опыт в производстве высокохудожественных произведений искусства, магия которого завораживает и никого не оставляет равнодушным. Сувениры из кости хранят в себе индивидуальную манеру и тепло рук мастера. Тематика поделок самая различная: от северных мотивов до прекрасных женских украшений.

Читайте так же:
Как сделать садовый бур

Возникновение косторезного промысла в Тобольске обусловлено обилием бивня мамонта, который находили по берегам северных рек. В XIX веке резьбой по кости в Тобольске занимались ссыльные поляки, которые в 1860-е годы занялись изготовлением брошей, табакерок, заколок, пресс-папье, а также распятий и образов Мадонны. К концу 1860-х годов в городе работала группа местных косторезов, а в 1874 году открылась «Сибирская мастерская изделий из мамонтовой кости С. И. Овешковой». Тобольские косторезы пользовались спросом в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Киеве, Нижнем Новгороде. К середине 1870-х годов тобольская резьба по кости практически становиться промыслом, со всеми присущими ему особенностями организации производства и сбыта.

Основной линией развития тобольского промысла стала миниатюрная объемная скульптура. Она находила спрос в среде городской интеллигенции, деятельно участвовавшей в создании Тобольского губернского музея с его уникальной этнографической коллекцией. В 1897 году при музее была создана комиссия по изучению кустарных промыслов губернии. В их возрождении видную роль сыграл тобольский художник М. С. Знаменский (1833-1892), научившийся резать кость у ссыльных поляков и потом дававший уроки косторезам-тоболякам. Самым талантливым из них оказался П.Г. Терентьев. В тобольском косторезном искусстве он заложил основы миниатюрной жанровой скульптуры, отмеченной точностью социальных характеристик и бытовых реалий.

В конце 1920-х годов была поставлена задача восстановления народных промыслов, в том числе и тобольской резьбы по кости. В городе создается артель «Коопэкспорт», обеспечивавшая поставку косторезных изделий за границу.

В 1957 году освоены 55 новых образцов изделий, лучшие работы получили высокую оценку на республиканской выставке произведений прикладного искусства, завоевана Большая золотая медаль Брюссельской выставки.

Определяющей композиционной схемой в 1950-1970-е гг. остается принцип решения скульптуры как единого блока. Фигуры отличаются обобщенной пластикой, выявляется фактура материала, поверхность которого оставляют гладкой, тщательно отшлифованной. Северная тема объявляется традиционной для тобольской резной кости.

В конце 50-60-е годы происходит еще одно этапное событие: меняется традиционный подход к поделочному материалу. Дело в том, что для тобольской резьбы характерна круглая скульптурная форма. Однако со временем бивень мамонта, а затем и зуб кашалота становятся дефицитным сырьем, в связи с этим необходимо, было переориентироваться на простую поделочную цевку (кость крупного рогатого скота). Этот рубеж был преодолен благодаря сотрудничеству с научно-исследовательским институтом художественной промышленности.

В 70-е и 80-е годы продолжился поиск новых выразительных средств. Мастера М.В. Тимиргазеев и А.Г. Ананьин пытаются использовать цевку в сочетании с деревом. Курительные наборы и декоративные коробочки некоторое время составляют часть ассортимента предприятия, но все же, главное место занимает скульптура.

В 90-е годы преобладают работы, связанные с русской фольклорной тематикой: тройки, герои сказочных сюжетов, женских украшений.

В настоящее время на фабрике трудится 60 резчиков. Здесь выпускают достаточно широкий диапазон художественных сувенирных изделий: от дорогостоящих (из элитных материалов, например, кости мамонта) до относительно дешевых (из простой цевки и рога лося). Тобольская резная кость — прекрасный сувенир, подарок к празднику и юбилею, предприятие работает по коллективным и индивидуальным заказам.

Тобольская фабрика художественных косторезных изделий всегда открыта для посещения. Сотрудники с удовольствием рассказывают о своей работе, имеется уникальная возможность подержать в ругах окаменелый кусочек бивня мамонта, и проследить его превращение в настоящее произведение искусства.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию