100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как передвигали дома в Москве

Как в СССР передвигали дома вместе с жильцами

Фото: public domain

Если градостроительная концепция изменилась, у архитекторов остается два варианта. Самый простой — снести все то, что мешает. Но это непрактично. Поэтому был найден более изысканный способ: передвигать старые здания в новые места. Пусть даже они весят тысячи тонн. Именно этим в 1930-е годы увлеклись советские строители. Благодаря инженерным находкам удалось расширить центральные московские улицы и сохранить исторические здания.

Кому-то это до сих пор кажется фантастикой. Тем более если учесть, что такие перемещения происходили без отключения коммуникаций и выселения людей. Рассказываем, как все началось и почему дома переезжали без повреждений.

Первые гуляющие дома

Первые документальные свидетельства о передвижении зданий относятся к 1455 году. Тогда итальянский архитектор Аристотель Фиораванти без единого повреждения передвинул 25-метровую каменную колокольню в Болонье на 13 м. Российские умельцы осуществили подобную операцию несколько столетий спустя. В 1812 году крестьянин Дмитрий Петров из города Моршанска вызвался увезти старую церковь, чтобы расчистить место под новую. В результате деревянная постройка была сдвинута на 30 м вместе с находящимися внутри прихожанами. Первый же «переезд» каменного здания состоялся в 1898 году. Опираясь на опыт иностранных коллег, инженер Осип Федорович передислоцировал двухэтажный дом на Каланчевской улице в Москве.

Фото:oldmos.ru

И все же эти случаи долгое время были единичными. Массовое «переселение» домов началось в 1935 году, когда утвердили Генеральный план реконструкции Москвы. Документ предполагал расширение центральных улиц города, для чего требовалось разрушить многие постройки, в том числе памятники архитектуры. Поскольку делать этого никто не желал, советские руководители сформировали специальную организацию, которая занялась передвижением зданий. В нее в основном входили специалисты-метростроевцы. Ради пробы они переместили шесть небольших зданий, а потом взялись за масштабные объекты. Руководить работой назначили инженера Эммануила Генделя, который незадолго до этого передвинул 320-тонную фидерную подстанцию: она мешала прокладке трамвайных путей.

Как менялись центральные улицы

«Дом стоял на этом месте, он пропал с жильцами вместе», — так писала про передвижку одной из пятиэтажек Агния Барто. И это не художественный вымысел: иногда строители двигали здания без предварительного выселения людей. Один из примеров — «переезд» жилого дома на улице Осипенко (ныне Садовническая улица). Он был построен буквой Г, длинная сторона которой пересекалась с новым Краснохолмским мостом. Сложность заключалась в том, что дом стоял на заболоченном грунте, а его каркас обладал недостаточной жесткостью. Эммануил Гендель предложил решение: разделить дом на две части, а затем переместить одну из них и развернуть на 19 градусов. Задумку осуществили за три дня. Все это время жители находились в своих квартирах.

Фото:oldmos.ru

Похожая история случилась при строительстве Большого Каменного моста. На его пути стоял совсем еще новый пятиэтажный жилой дом, включавший четыре подъезда. Никто не хотел его сносить. Но прежде чем перевозить здание, его требовалось поднять почти на 2 м. И это при том, что вес постройки составлял внушительные 7,5 тыс. тонны. Однако инженеры снова превзошли себя. Более того, при «переезде» люди продолжали вести привычную жизнь. Вот что писали в «Известиях» 27 сентября 1937 года: «В передвигаемом доме жизнь идет вполне нормально. Действуют телефон, водопровод, электричество, газ». Это оказалось возможным благодаря временной системе коммуникаций и специальным гибким кабелям, которые предварительно подключили к зданию.

Советские инженеры перемещали объекты настолько плавно, что жильцы не всегда сразу это замечали. Так произошло с бывшим Саввинским подворьем, которое теперь находится по адресу Тверская, 6/1. О новом месте жительства люди узнали только наутро, когда проснулись. Им намеренно не озвучивали точные сроки проведения операции, поэтому в назначенный день все были в квартирах и ни о чем не догадывались. Пока жильцы спали — метростроевцы трудились в поте лица. Это сооружение оказалось самым тяжелым из всех, что перевозили ранее: оно весило 23 тыс. тонн. Результат впечатлил всех. Бригада Эммануила Генделя провернула все так ловко, что в одной из квартир уцелела башня из кубиков, которую накануне вечером сложила шестилетняя девочка.

Рельсы, шпалы и домкраты

Чтобы добиться плавности и не повредить здания, требовалось огромное количество рабочих рук и строгое соблюдение технологии, которая к тому моменту мало чем отличалась от метода Аристотеля Фиораванти. Разве что для тяги вместо лошадей теперь использовались гидравлические домкраты и паровые двигатели, а катки и рельсы стали изготавливать из металла. Рабочим нужно было аккуратно отделить здание от фундамента, а затем приподнять его и отправить на новое место. Подготовка к транспортировке домов была очень основательной: на это уходило не меньше полугода, тогда как сама операция занимала от одного до шести дней — в зависимости от расстояния. Всего в довоенной Москве успели передвинуть 23 каменных сооружения.

Читайте так же:
Как делают патроны Remington

Фото:oldmos.ru

Чаще всего «переезды» происходили по следующему сценарию. По периметру несущих стен устраивали раму из железных балок — она помогала сохранить хрупкую конструкцию от разрушений. Затем с помощью специальных тросов дом отрезали от фундамента, заранее подставив мощные домкраты. Дальше метростроевцы подготавливали территорию, по которой должен был проехать «переселенец». Они пробивали траншеи, куда на твердое бетонное основание укладывали шпалы, а на них — катки. Установленное на двутавровые балки и окончательно отделенное от фундамента здание могло катиться. Помогали лебедки, которые буксировали его вперед, и домкраты, толкавшие сзади. Со стороны эта конструкция напоминала гигантские сани с десятками полозьев.

Практика, которая возвращается

Постепенно советские инженеры стали выполнять все более сложные задачи, в частности, научились передвигать дома вместе с подвалами. Яркий пример — передвижка здания Моссовета, где теперь находится мэрия. В послевоенные годы денег на осуществление подобных проектов не хватало, поэтому перенос домов пришлось прекратить. Одним из последних место прежней дислокации сменил МХТ имени Чехова. Во время капитальной реконструкции в 1983 году здание театра сначала разделили надвое, а затем отодвинули одну из частей вглубь квартала. Этот прием позволил расширить сценическое пространство и установить новые механизмы для сценических эффектов. С тех пор практика передвижек ушла в прошлое: сегодня здания куда проще разрушить.

Фото:oldmos.ru

По словам экспертов, дело — в изменившихся реалиях: подготовка к «переезду» занимает не меньше полугода, а расширить дорогу иногда требуется за месяц. И все же некоторые архитекторы считают, что в отдельных случаях технологию передвижек стоит использовать. Например, когда дело касается исторических сооружений. Первый за последние 40 лет подобный проект недавно начали реализовывать на Складочной улице за Савеловским вокзалом. Застройщик передвинул водонапорную башню XIX века на расстояние более 100 м ради ее сохранения. В ближайшее время такая же участь ждет фасады двух корпусов бывшего компрессорного завода «Борец». Их хотят интегрировать в новый комплекс технопарка и использовать в качестве офисных помещений.

Как двигали дома на Тверской: новаторская технология тридцатых

В тридцатых годах на улицах Москвы случилось чудо — появилась движимая недвижимость. Дома встали на рельсы и поехали на новые места своего постоянного пребывания.

Первый дом в Москве передвинули в 1897 году при помощи конной тяги. А 30 с лишним лет спустя начался настоящий бум перемещения зданий. Был даже создан специальный Трест по разборке и перемещению зданий.

Как двигали дома на Тверской: новаторская технология тридцатых Москва, Тверская, Перенос, 30-е, Длиннопост

Зачем нужно было передвижение домов?

В Москве на Тверской В 1937 году было решено провести реконструкцию столицы СССР. Она предполагала расширение главных улиц, в том числе и Тверской. Для этого некоторые здания на ней пришлось бы снести. Но делать этого никто не хотел. Дело в том, что многие подлежащие сносу здания уже в те годы являлись памятниками архитектуры.

Поэтому специалисты Метростроя предложили свежее решение. Они разработали план, как можно было сохранить здания, просто передвинув их. Передвижением домов в Москве занимались и раньше. Например, в 1897 году был перемещён особняк Евгении Мак-Гиль. Для перемещения многотонного дома использовали катки и рельсы, а также лошадиную тягу. Похожую технологию использовали и в тридцатые, только значительно улучшенную.

Под руководством Эммануила Генделя инженеры Треста придумали поистине инновационную технологию. Для перемещения зданий не требовалось выселять жильцов и обрезать коммуникации. Более того, многие жители движимых домов даже ничего не замечали! Но как такое было возможно?

Перед тем, как передвинуть дом, рядом с ним прокладывали рельсы, ведущие к новому месту. После здание отделяли от фундамента при помощи тросов и строили вокруг основания раму. Эту раму ставили на специальные катки, а само здание двигалось при помощи лебёдок. Сзади его перемещению помогали домкраты.

Как уже было сказано выше, при переезде дома на Тверской и других улицах коммуникации не перекрывали. Даже если дом ехал по рельсам, в нём горел свет, были вода и отопление. Специалисты просто подключали новую временную систему коммуникаций при помощи резиновых труб. Ход домов по рельсам проводился ночью, и многие жильцы его даже не чувствовали.

Большим испытанием для инженеров стало перемещение Савинского подворья на Тверской. Дом ни в коем случае нельзя было разрушить, поскольку он был памятником архитектуры. Все работы проводились под видом реконструкции. Подготовка к перемещению этого здания длилась долгих четыре месяца. Основной проблемой стала масса дома — немыслимые 23 000 тонн. Но и с этой задачей справились. Дом со скоростью десять сантиметров в час был передвинут всего за одну ночь. При этом его жильцы даже не проснулись.

Читайте так же:
Как делаются немецкие сосиски в Италии

А в 1940 году пришлось передвинуть здание Моссовета на Тверской. Уникальность этого переезда дома в Москве заключалась в том, что его переместили вместе с подвалом. Во время передвижки никто из чиновников не прекратил своей работы. Не переставали работать и хирурги Глазной больницы на углу Мамоновского переулка и Горького. Это здание удалось убрать в глубину квартала и развернуть на 97 градусов.

Последним крупным передвижением здания в Москве стал переезд театра имени Чехова в 1983 году. Его разделили на две части, увеличив при этом площадь зрительного зала. А сцену сначала передвинули на 25 метров, а после — на 12.

После этого глобальных перемещений зданий в Москве не было. Писательница Агния Барто даже увековечила эту грандиозную работу в произведении «Дом переехал». Книга с ним разошлась огромным тиражом, а стих цитировали и взрослые, и дети.

По улицам дома возили: какие здания и зачем передвигали в Москве

Передвижка Саввинского подворья по плану реконструкции улицы Горького, 1939 год. Репродукция Фото ИТАР-ТАСС

В Москве возродили забытую практику передвижения зданий. На днях возле Савеловского вокзала, передвинули на сто с лишним метров водонапорную башню 1898–1899 годов. Видео уникального события широко разошлось по сетям. Несмотря на то, что в нашей стране передвижения зданий проводились еще в сталинские времена (а первые опыты и того раньше), нынешнее событие уникально. В водонапорной башне, весящей, кстати, 1600 тонн, понятное дело, никто не живет, и сместили ее не ради расширения улицы, как это практиковалось раньше, а ради сохранения самого объекта.

На участке, где выполняли передвижение башни, планируют построить жилой дом. Но прежде — передвинут еще два здания с сохранившимся фасадом: модельную мастерскую завода "Борец" на Складочной улице, 31 и сборочный корпус на Складочной, 2. Эти объекты будут использоваться как офисы.

В Москве впервые за 40 лет передвинули историческое здание.

В недалеком будущем (по предварительным данным, осенью) планируют передвигать еще и дом Римского-Корсакова на Остоженке, 4.

Вспомним, какие еще здания и зачем передвигали в Москве.

Сталинский план реконструкции Москвы

Как известно, крупные политические деятели не раз предпринимали попытки изменить вид Москвы. Столица нашей родины — это город с естественным развитием, что во многом неудобно. Если посмотреть на карты разных лет, можно увидеть, что улицы в городе и кривые, и неровные, и с зазубринами, будто бы погрызенные неведомыми зверушками. В отличие, например, от Петербурга, где применен регулярный план и все четко по линейке.

Спрямить московскую криванчу попыталась Екатерина II. Она мечтала для начала перелопатить Кремль, но вышло плохо. Кремлевская стена жестоко отомстила императрице и мы писали, как.

Следующие радикальные изменения внес Сталин. Приняв во внимание печальный опыт предшественницы, Кремль он решил не трогать, а вместо него — перелопатить всю Москву и, в частности, расширить и спрямить улицы и проспекты.

Яркая иллюстрация того, что хотел сделать Сталин — это улица Горького (ныне Тверская). Все улицы должны были стать такими прекрасными и широкими.

По мысли Сталина, московские улицы должны были стать такими же прямыми и широкими, как улица Горького (ныне Тверская).

Вопрос: как расширить улицу. Самый простой вариант — снести здания. Так, в основном, и поступали. Причем, снос производился эффектно. Старые дома не ломали, а сначала по обе стороны от них построили новые здания и лишь затем в один прекрасный день бабахнули то, что стояло посередине. Когда пыль осела, советские трудящиеся увидели новоявленный проспект.

Эффектный снос домов на улице Горького запечатлен в фильме "Новая Москва".

До войны массово переделывали и перемещали мосты. Длинные мосты с длинными подходами, неудобные для пешеходов, но комфортные для автомобилистов, по сути, стали первыми развязками. Часто они пробивались на новых местах и чтобы проложить мост — нужно было снести старую застройку. Если на пути стоял какой-нибудь дом 19 века, то его не жалко было и разрушить. Но что делать, если мешало новое здание, построенное 5-7 лет назад? Чтобы решить эту проблему, в 1935 году была создана контора, где за два года освоили технологию передвижки.

Г-образный дом, построенный несколько лет назад, мешал строительству Краснохолмского моста, поэтому одну его "ножку" было решено повернуть и передвинуть.

Первым переехавшим зданием стал многоквартирник в форме буквы "Г" на улице Осипенко. Он мешал строительству Краснохолмского моста и спрямлению Садового кольца. Правую длинную ножку буквы Г нужно было оторвать, повернуть на 20 градусов и отодвинуть на несколько десятков метров.

Операция прошла успешно. Сегодня этот дом благополучно стоит на улице Садовнической, дом 77, строение 1.

Так передвигали "ножку" здания.

В фильме "Новая Москва" 1938 года, есть смешной эпизод: художник, удобно расположившись возле окна, зарисовывает расположенное напротив красивое здание. И вдруг: у него на глазах дом "уезжает", как поезд.

Фрагмент фильма "Новая Москва" (1938)

Из невышедшего на экраны фильма "Новая Москва" (1938)

Кстати, этот фильм, посвященный сталинским преобразованиям Москвы, содержит массу интересных и исторических кадров, в том числе — снос домов на улице Горького и процессы подготовки домов к переезду. Режиссер Александр Медведкин смело предложил, как должна выглядеть столица в будущем, после всех модернизаций. Однако вождю это видение не понравилось. Сталин картину запретил и впервые ее показали лишь спустя 60 лет, уже в девяностые.

Читайте так же:
Как делают краску

Как двигали дома

Чтобы дом не развалился и не покрылся трещинами во время "поездки", его заключают в каркас. В фундаменте делаются сквозные отверстия, в них просовываются рельсы полметра шириной и здание стягивается по периметру. Потом рельсами протыкают дом сверху и приваривают к нижней металлической конструкции. Дом оказывается в металлической раме. Потом его тянут лебедками на новый фундамент. Передвижка занимает сутки, хотя подготовка процесса может продолжаться месяцами.

Чтобы дом не развалился, его заковывали в металлический каркас и перемещали вместе с людьми, присоединив гибкие системы коммуникаций.

Следующее переехавшее здание располагалось у Большого каменного моста. Это событие прекрасно описано в стихотворении Агнии Барто "Дом переехал" 1938 года. Мальчик Сема возвращается из Крыма и не может найти свой дом номер четыре, пока постовой не объясняет, что здание мешало на пути и его было решено перевезти в переулок. Особую радость доставляет чтение следующих строк:

Сёма бросился к соседям,

А соседи говорят:

— Мы все время, Сёма, едем,

Едем десять дней подряд.

Тихо едут стены эти,

И не бьются зеркала,

Едут вазочки в буфете,

Лампа в комнате цела.

Значит, можно ехать

На самом деле, домик мальчика Семы был не номером четыре: он располагался на улице Серафимовича 5/6. Но в остальном — все верно. Ехать действительно можно (и даже нужно) было "дома". Жильцам, которые боялись двигаться вместе с домом и хотели скрыться куда-нибудь подальше, специально назывались неправильные даты переезда, чтобы они не успели сбежать с подводной лодки. Передвижение было комфортным: даже детские башенки, построенные из кубиков в квартирах не падали. К зданию присоединялись временные коммуникации, так, что в квартирах был свет и телефон, и комфорт. Через несколько лет технологию освоили настолько, что когда передвигали глазную больницу, ныне расположенную в Мамоновском переулке, во время "поездки" там продолжали делать операции!

Тот самый дом из стихотворения Агнии Барто "Дом переехал".

Не было бы счастья, да переплюнули Америку

Есть легенда, что во время разработки Генплана реконструкции Москвы, Сталин провел по линейке линию на карте и сказал, что улица должна проходить так. Когда Иосифу Виссарионовичу возразили, что линия проходит по старинным домам, он ответил: "передвиньте, в чем проблема".

На самом деле, скорее всего, все происходило иначе. И чудесный доходник на Тверской не сохранился бы, если бы не стремление доказать Америке, что мы лучшие. Дореволюционная Тверская была красивой улицей с богатыми домами, торговыми заведениями. На старинной открытке видны два симпатичных дома. Скругленный дом слева на углу — это особняк Гудовичей в стиле модерн. Сооружение с аркой — Саввинское подворье. Как видим, располагались они окно в окно и разделяло их каких-нибудь 17-18 метров.

Старая Тверская была красивой улицей, но дома здесь располагались "окно в окно". Слева - Особняк Гудовичей. Справа- Саввинское подворье.

При расширении улицы эти дома сохранили, но раздвинули так, что каждый оказался задвинут в свой двор. Здание слева — в Брюсов переулок, дом справа — во двор на Тверской. Теперь их разделяет не 17, а 150 метров.

Возникает вопрос, почему дома все-таки сохранили, ведь, казалось бы, и не такую красоту ломали? Оказалось, что это история политическая. Саввинское подворье было крупным доходным домом весом в 23 тысячи тонн. Советские чиновники быстро смекнули, что у нас появился редкий шанс переплюнуть американцев. До этого мировой рекорд по передвижке держали они, переместив в Индианаполисе телефонную станцию весом 11 тысяч тонн. Дом передвинули, поставили рекорд и сохранили особняк эпохи модерна, который стоит по сей день под номером шесть на Тверской .

Сегодня Саввинское подворье располагается по адресу Тверская, дом 6.

Еще одно политическое передвижение произошло на Тверской площади, где стоит памятник Юрию Долгорукому. На этот раз переехало здание мэрии, поставив, на этот раз, скоростной рекорд: 13 метров за 40 минут.

Переезд здания мэрии со скоростью 32 сантиметра в минуту стал самым "скоростным" в истории домодвижения.

Всего в Советской России передвинули почти сотню домов и на удивление удачно. Никто не пострадал, и ничего не обрушилось. Несмотря на то, что многие специалисты считали такие переезды данью моде без особой надобности, существуют экономические расчеты, показывающие, что стоимость передвижки равна третьей части стоимости расселения жильцов. То есть, в три раза дешевле передвинуть дом, чем построить новый.

Война помешала осуществлению Сталинского генплана, поэтому процессы расширения улиц были приостановлены на долгий срок.

Последним зданием, которое передвинули в Советском Союзе, был МХТ имени Чехова. С тех пор почти сорок лет здания никуда не ехали.

В Москве впервые за 40 лет передвинули историческое здание.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Москва таинственная: Как мэрию передвигали в рекордные сроки и где прячется первый переехавший дом

Читайте так же:
Как делают бельевые прищепки

А также, как дом близ набережной подняли на 2 метра и почему современный МХАТ разрезан вдоль?! [аудио]

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО "ИД "Комсомольская правда". ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Москва 1930-х годов: как передвигали дома и расширяли Тверскую

В 1935 году Москва должна была кардинально изменить свой облик. Планы были масштабные, а ресурсы почти не ограниченные. Но помешала война. В Москве сохранилась часть улицы, которую успели реконструировать по известному грандиозному плану «Реконструкция Москвы 1935 года». Мы прогуляемся по обновлённому более 80 лет назад отрезку Тверской улицы — от Охотного Ряда до Пушкинской площади. Текст подготовлен совместно с Викторией Фролковой, гидом и организатором экскурсий по Москве.

Москва в 1920-е годы

Перенесёмся почти на сто лет назад. Буквально недавно Москва получила назад свой статус столицы, но выглядела она всё ещё провинциально: улицы узкие и кривые, малоэтажная застройка, плохая коммуникация, отсутствие инфраструктуры, но при этом большое население. Когда к власти пришёл Сталин, то в срочном порядке решил привести Москву в достойный вид, изменив целиком её облик, — показать всему миру, как должна выглядеть столица социалистического государства.

Началось всё с проекта Дворца Советов. Он послужил началом сталинской застройке Москвы и толчком к позднему строительству сталинских высоток.

Московский Дворец Советов — один из самых известных нереализованных архитектурных проектов в мировой истории (так называемая «бумажная архитектура»). Дворец задумывался как самое большое и высокое здание в мире, чтобы соответствовать статусу мирового символа социализма, и конечно же, новой страны и новой столицы. Проект поражает воображение и в наши дни.

Строительство началось на месте взорванного храма Христа Спасителя, но незнание современных технологий столь высотного строительства и подступающая война помешали реализовать данный проект.

Чуть позднее, в начале 1930-х, началась разработка известного «Генплана 1935», который должен был изменить столицу. В 1931—1933 годы в системе Московского Совета для разработки Генерального плана Москвы и переделки уже существующих построек были созданы разные архитектурные мастерские. Работа была коллективная, разрабатывали план несколько архитекторов и инженеров. В этот же план дополнительно вошли отдельные инженерно-технические проекты, строительство метрополитена, канала Москва-Волга, реконструкция парков города, строительство и реконструкция мостов, новые магистрали и проспекты. В 1935 году Генеральный план Москвы был готов.

Иллюстрация из Генерального плана Москвы 1936 года

Все значимые улицы Москвы — Моховая, Тверская, Ордынка, Воздвиженка и многие другие — должны были быть реконструированы. Вместо узких улиц они должны были стать крупными магистралями и проспектами, ведущими к главному зданию страны и социалистического мира — ко Дворцу Советов.

Первой реконструированной улицей по Генплану должна была стать Тверская

Улица Тверская в 1920-х годах

Тверская — одна из старейших улиц Москвы с сохранённым историческим названием. Популярной торговой улицей она стала после того, как столица возвращается в Петербург. Тверская служила активным транспортным узлом, на котором открылись кабаки, гостиницы, доходные дома и магазины. В народе улицу называли «змейкой» из-за того, что она была очень неудобной и кривой.

В 1937 году начинается масштабное строительство. Дома в первой линии не сносят, но за ними начинают строительство корпусов А и Б (ныне Тверская, 4-6). Когда корпуса сдали, старые дома снесли, тем самым увеличив проезжую часть. Затем должно было продолжаться строительство других корпусов, но реализовать планы помешала война.

Расширение Тверской улицы

Дома были построены и сданы к 1939 году. Финальный этап состоял в оформлении проезжей и прогулочной зон. В тот же год на экраны вышел известный фильм «Подкидыш» с Фаиной Раневской. Однако это была не простая семейная комедия, а лента, которая должна была рассказать о реконструкции Москвы — девочка потерялась не просто в городе, она потерялась в большой советской Москве Сталина.

Кадр из фильма «Подкидыш»

Обратите внимание на цвет асфальта — его только что уложили. В домах ещё никто не живёт, а в корпусе А вешают золотые буквы с надписью «Парикмахерская № 1». На заднем плане проезжает двухэтажный троллейбус. Да, да, в Москве был такой транспорт и просуществовал около 20-ти лет.

Параллельно со строительством корпусов на Тверской активно шла работа по передвижке домов. До сих пор многие не могут поверить в то, что целые здания переносили с одного места на другое. В 1930-е такая работа была регулярной.

Читайте так же:
Как делают сгущенное молоко

«Дом стоял на этом месте, он пропал с жильцами вместе. » — в этих строчках Агния Барто описывает перенос одного из домов в октябре 1937 года.

Вокруг здания Саввинского Подворья (ныне Тверская, 6, строение 6) ходит множество легенд. Одна из самых интересных — здание передвигали с жильцами, пока те спали. Легенда хороша, но по фото мы видим, что подступиться к дому почти невозможно из-за сложной инженерной работы по передвижению здания. К тому же, находиться в таком здании небезопасно. Правда в том, что здание передвинули почти на 100 метров за считанные часы и на данный момент Саввинское Подворье — одно из самых тяжёлых зданий в мире, которые было передвинуто.

Почти напротив располагается самое старое здание, которое было передвинуто на Тверской, — дом генерала-губернатора (ныне здание мэрии на Тверской). Здание конца XVIII века немного выходило за пределы новой красной линии. Было решено передвигать, но для сохранности столь старого здания понадобилось выстроить внутри металлический корсет по периметру. В итоге здание за 40 минут было передвинуто на 13 метров.

Все остальные постройки в стиле «сталинский ампир» были построены уже после войны и немного отличались от того проекта, которого придерживались изначально. Ещё один корпус был достроен до 1941 года, и на Тверской улице появился известный «дом под юбкой» (ныне Тверская, 17) по проекту архитектора Аркадия Мордвинова.

До 1958 года на ротонде на крыше дома стоял ныне утраченная скульптура в виде стройной женской фигуры в лёгком платье. В руках каменная девушка держала серп и молот. Москвичи прозвали её «балериной», так как некоторые узнавали в ней сходство со знаменитой примой Большого театра тех времён Ольгой Лепешинской. И почти никто не называл её комсомолкой. (Подробнее о балетной Москве и этом доме в частности читайте в нашей текстовой экскурсии).

Само здание, на котором стояла скульптура, горожане называли «домом под юбкой». В 1958 году обветшавшую «балерину» с башни убрали, так как она была небезопасна для прохожих. Теперь активисты и горожане просят вернуть её обратно. На данный момент реализовать проект невозможно, ибо ротонда тоже находится в аварийном состоянии.

Комичная история была связана с памятником Александру Сергеевичу Пушкину. Ранее он стоял на Тверском бульваре и преклонял голову перед Страстным монастырём, но после строительства дома складывалось впечатление, что Пушкин наклоняет голову, так как находится «под юбкой». В Москве на эту тему ходило множество анекдотов. Позже комсомолку убрали, Пушкина передвинули, и сейчас данная площадь выглядит совсем иначе.

Страстная площадь

Сегодняшняя Пушкинская площадь, в прошлом — Страстная площадь, которая носила своё название по расположенному на ней монастырю, а монастырь, в свою очередь, был назван во имя Страстной иконы Божией Матери.

История монастыря начинается с середины XVII века, со времён правления первого Романова — Михаила Фёдоровича. Он потребовал, чтобы икону привезли в Москву, а в честь этого был проведён большой крестный ход из Нижнего Новгорода в Москву. Закончили шествие у Тверских Ворот Белого города. Именно в этом месте было решено основать монастырь. Из века в век он активно застраивался и расширялся (занимал территорию, где сейчас располагается Театр Мюзикла на Пушкинской площади, 2/1.

В 1920-е годы советское правительство начало активную борьбу с религией, поэтому монастырь закрыли и использовали его помещения под различные учреждения — от Военного комиссариата и шиномонтажа до студенческого общежития Коммунистического университета трудящихся Востока. В конце 20-х годов было принято решение снести религиозную постройку.

В 1931 году Страстную площадь, на которой до сих пор располагался недействующий монастырь, переименовали в Пушкинскую (по уже знакомому нам памятнику) и расширили до современного размера. И только в 1937 году в процессе реконструкции улицы Горького (Тверской) Страстной монастырь был снесён. В 1950-е годы началось строительство самого большого кинотеатра в СССР — кинотеатра «Россия» на территории бывшего Страстного Монастыря. Несмотря на уничтожение монастыря, Страстную икону Божией Матери удалось сохранить. Теперь она находится в церкви Воскресения Христова в Сокольниках.

Мы прошли по маленькому отрезку реконструкции города, в то время как планы были куда масштабнее. Представьте себе, как бы выглядела Москва, если бы на каждой улице (практически без исключения) сносили церкви и монастыри, передвигали и уничтожали старинные постройки, а вдоль улиц высились только высокоэтажные сталинки. Напоминанием об этом «Генплане 1935» навсегда останется небольшой, но значимый отрезок Тверской улицы.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию