100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как на самом деле устроена подводная лодка

kak_eto_sdelano

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала

Большая дизель-электрическая подводная лодка Б-396 «Новосибирский комсомолец» проекта 641Б (шифр «Сом», по классификации НАТО — Tango) относится к лодкам 2−го поколения, спроектирована в ЦКБ-18, ныне ЦКБ МТ «Рубин», главный конструктор проекта — З.А.Дерибин, с 1974 года — Ю.Н.Кормилицын.

Подводная лодка была заложена в 1979 году в Нижнем Новгороде (в то время — г. Горький) на заводе «Красное Сормово».

С 1980 года по 1998 год подводная лодка несла боевую службу в составе эскадры Северного Флота, выполняла задачи в Атлантическом океане у западного побережья Африки, в Средиземном море, осуществляла боевое патрулирование по охране государственной границы в Баренцевом море.

В 1998 году подводная лодка Б-396 была списана и выведена из состава ВМФ России. 20 октября 2000 года из г. Полярный она была доставлена в г. Северодвинск на Северное машиностроительное предприятие, в апреле 2001 года поднята на слип и затем переведена в цех для переоборудование в музей.

4 июля 2003 года в торжественной обстановке состоялся спуск подводной лодки-музея на воду. В конце августа корабль отправился в свой последний переход по маршруту Северодвинск-Москва. Пройдя Белое море, Беломорско-Балтийский канал, Онежское озеро, Волго-Балтийский канал, Рыбинское водохранилище, Канал имени Москвы, подводная лодка прибыла в Москву.

Теперь местом её постоянной стоянки стал Музейно-мемориальный комплекс истории ВМФ России, расположенный на Химкинском водохранилище в парке «Северное Тушино».


Вход в подводную лодку в музейном варианте осуществляется с правого борта через специально оборудованный тамбур.


До переоборудования вход экипажа осуществлялся через люк.


В первом отсеке расположены носовые торпедные аппараты калибра 533 мм. Справа виден винт торпеды, слева — торпеды до загрузки в торпедный аппарат.


В случае необходимости экипаж мог покинуть подводную лодку через торпедные аппараты, выполнявшие функцию шлюзовых камер. Для выполнения работ за бортом или аварийного всплытия на её борту имелись комплекты снаряжения подводника ССП-К1, состоящие из изолирующего дыхательного аппарата (ребризера) ИДА-59 и гидрокомбинезона СГП-К, дополнительно, для обеспечения всплытия с больших глубин (до 220 м) в комплект входил баллон ДГБ с гелием (в составе дыхательных смесей для глубоководных погружений воздух заменяется гелий-кислородной смесью, что даёт возможность избежать азотной интоксикации и снизить риск возникновения кессонной болезни).


В интерьере подводной лодки есть изменения, в частности, оборудованы проемы в герметичных переборках между отсеками лодки для беспрепятственного перемещения посетителей. В период несения боевой службы члены экипажа перемещались между отсеками через люки.


Офицерская каюта.


Каюта командира подводной лодки.


Каюта врача.


Изолятор.


Центральный пост.


Штурманская рубка.


Радиорубка.


Камбуз. Советским подводникам в море полагалось трёхразовое питание: завтрак (именуемый также утренним чаем), обед и ужин. Первый в сутки приём пищи был наиболее лёгким из всех. Обязательными элементами завтрака был чай с сахаром и белый хлеб со сливочным маслом. Самым обильным был второй в сутки приём пищи. Традиционным первым блюдом был флотский борщ со свежей капустой, готовились также супы — фасолевый, картофельный и рисовый. Вторые блюда представляли собой различные мясные консервы с гарниром из риса, гречневой каши, фасоли или картофельного пюре. Третьим блюдом был флотский компот, который иногда заменялся какао или киселём. В автономном плавании к обеду в обязательном порядке подавалось сухое красное вино, как правило, из сорта винограда «Каберне-совиньон» по 50 мл на каждого члена экипажа. На ужин, как правило, был отварной или жареный картофель, гречневая каша, фасоль с маринованной сельдью, рыбными или мясными консервами, какао с печеньем.


Гальюн.


Кубрик оборудован в кормовом отсеке. В свободное время матросы могли посмотреть кинофильм.


Подводная лодка установлена на подводное гидротехническое основание, корабль приподнят на 4 метра, что сделало открытым для обозрения винто-рулевой комплекс.


Подводная лодка несёт гюйс Военно-морского флота России.

Схема подводной локи проекта 641Б

1 — основная антенна ГАК «Рубикон», 2 — антенны ГАК «Рубикон», 3 — 533-мм ТА, 4 — носовой горизонтальный руль с механизмом заваливания и приводами, 5 — носовой аварийный буй, 6 — баллоны системы ВВД, 7 — носовой отсек (торпедный), 8 — запасные торпеды с устройством быстрого заряжания, 9 — торпедопогрузочный и носовой люки, 10 — агрегатная выгородка ГАК «Рубикон», 11- второй (носовой жилой и аккумуляторный) отсек, 12 — жилые помещения, 13 — носовая (первая и вторая) группа АБ; 14 — выгородка батарейных автоматов, 15 — ходовой мостик, 16 — репитер гирокомпаса, 17 — перископ атаки, 18 — перископ ПЗНГ-8М, 19 — ПМУ устройства РДП, 20 — ПМУ антенны РЛК «Каскад», 21 — ПМУ антенны радиопеленгатора «Рамка», 22 — ПМУ антенны СОРС МРП-25, 23 — ПМУ антенны «Тополь», 24 — боевая рубка, 25 — третий (центрального поста) отсек, 26 — центральный пост, 27 — агрегатные выгородки РЭВ, 28 — выгородки вспомогательного оборудования и общесудовых систем (трюмных насосов, насосов общесудовой системы гидравлики, преобразователи и кондиционеры), 29 — четвертый (кормовой жилой и аккумуляторный) отсек, 30 — жилые помещения, 31 — кормовая (третья и четвертая) группа АБ, 32 — пятый (дизельный) отсек, 33 — вспомогательные механизмы, 34 — ДД, 35 — топливные и топливно-балластные цистерны, 36 — шестой (электромоторный) отсек, 37 — электрощиты, 38 — ГГЭД средней линии вала, 39 — кормовой якорный шпиль, 40 — седьмой (кормовой) отсек, 41 — кормовой люк, 42 — ГЭД экономического хода, 43 — средняя линия вала, 44 — кормовой аварийный буй, 45 — приводы кормовых рулей.

Читайте так же:
7 плачевных фактов о том, как люди сами программируют себя на бедность: объясняем тщательно

Тактико-технические данные подводной локи проекта 641Б

Как на самом деле устроена подводная лодка

Как на самом деле устроена подводная лодка

Большая дизель-электрическая подводная лодка Б-396 «Новосибирский комсомолец» проекта 641Б (шифр «Сом», по классификации НАТО — Tango) относится к лодкам 2−го поколения, спроектирована в ЦКБ-18, ныне ЦКБ МТ «Рубин», главный конструктор проекта — З.А.Дерибин, с 1974 года — Ю.Н.Кормилицын.

Подводная лодка была заложена в 1979 году в Нижнем Новгороде (в то время — г. Горький) на заводе «Красное Сормово».

С 1980 года по 1998 год подводная лодка несла боевую службу в составе эскадры Северного Флота, выполняла задачи в Атлантическом океане у западного побережья Африки, в Средиземном море, осуществляла боевое патрулирование по охране государственной границы в Баренцевом море.

В 1998 году подводная лодка Б-396 была списана и выведена из состава ВМФ России. 20 октября 2000 года из г. Полярный она была доставлена в г. Северодвинск на Северное машиностроительное предприятие, в апреле 2001 года поднята на слип и затем переведена в цех для переоборудование в музей.

4 июля 2003 года в торжественной обстановке состоялся спуск подводной лодки-музея на воду. В конце августа корабль отправился в свой последний переход по маршруту Северодвинск-Москва. Пройдя Белое море, Беломорско-Балтийский канал, Онежское озеро, Волго-Балтийский канал, Рыбинское водохранилище, Канал имени Москвы, подводная лодка прибыла в Москву.

Теперь местом её постоянной стоянки стал Музейно-мемориальный комплекс истории ВМФ России, расположенный на Химкинском водохранилище в парке «Северное Тушино».

Как на самом деле устроена подводная лодка
Вход в подводную лодку в музейном варианте осуществляется с правого борта через специально оборудованный тамбур.

Как на самом деле устроена подводная лодка
До переоборудования вход экипажа осуществлялся через люк.

Как на самом деле устроена подводная лодка
В первом отсеке расположены носовые торпедные аппараты калибра 533 мм. Справа виден винт торпеды, слева — торпеды до загрузки в торпедный аппарат.

Как на самом деле устроена подводная лодка
В случае необходимости экипаж мог покинуть подводную лодку через торпедные аппараты, выполнявшие функцию шлюзовых камер. Для выполнения работ за бортом или аварийного всплытия на её борту имелись комплекты снаряжения подводника ССП-К1, состоящие из изолирующего дыхательного аппарата (ребризера) ИДА-59 и гидрокомбинезона СГП-К, дополнительно, для обеспечения всплытия с больших глубин (до 220 м) в комплект входил баллон ДГБ с гелием (в составе дыхательных смесей для глубоководных погружений воздух заменяется гелий-кислородной смесью, что даёт возможность избежать азотной интоксикации и снизить риск возникновения кессонной болезни).

Как на самом деле устроена подводная лодка
В интерьере подводной лодки есть изменения, в частности, оборудованы проемы в герметичных переборках между отсеками лодки для беспрепятственного перемещения посетителей. В период несения боевой службы члены экипажа перемещались между отсеками через люки.

Как на самом деле устроена подводная лодка
Офицерская каюта.

Как на самом деле устроена подводная лодка
Каюта командира подводной лодки.

Как на самом деле устроена подводная лодка
Каюта врача.

Как на самом деле устроена подводная лодка
Изолятор.

Как на самом деле устроена подводная лодка
Центральный пост.

Как на самом деле устроена подводная лодка
Штурманская рубка.

Как на самом деле устроена подводная лодка
Радиорубка.

Как на самом деле устроена подводная лодка
Камбуз. Советским подводникам в море полагалось трёхразовое питание: завтрак (именуемый также утренним чаем), обед и ужин. Первый в сутки приём пищи был наиболее лёгким из всех. Обязательными элементами завтрака был чай с сахаром и белый хлеб со сливочным маслом. Самым обильным был второй в сутки приём пищи. Традиционным первым блюдом был флотский борщ со свежей капустой, готовились также супы — фасолевый, картофельный и рисовый. Вторые блюда представляли собой различные мясные консервы с гарниром из риса, гречневой каши, фасоли или картофельного пюре. Третьим блюдом был флотский компот, который иногда заменялся какао или киселём. В автономном плавании к обеду в обязательном порядке подавалось сухое красное вино, как правило, из сорта винограда «Каберне-совиньон» по 50 мл на каждого члена экипажа. На ужин, как правило, был отварной или жареный картофель, гречневая каша, фасоль с маринованной сельдью, рыбными или мясными консервами, какао с печеньем.

Читайте так же:
Если ходить пешком всего 20 минут в день

Как на самом деле устроена подводная лодка
Гальюн.

Как на самом деле устроена подводная лодка
Кубрик оборудован в кормовом отсеке. В свободное время матросы могли посмотреть кинофильм.

Как на самом деле устроена подводная лодка

Как на самом деле устроена подводная лодка
Подводная лодка установлена на подводное гидротехническое основание, корабль приподнят на 4 метра, что сделало открытым для обозрения винто-рулевой комплекс.

Как на самом деле устроена подводная лодка
Подводная лодка несёт гюйс Военно-морского флота России.

Схема подводной локи проекта 641Б
Как на самом деле устроена подводная лодка

1 — основная антенна ГАК «Рубикон», 2 — антенны ГАК «Рубикон», 3 — 533-мм ТА, 4 — носовой горизонтальный руль с механизмом заваливания и приводами, 5 — носовой аварийный буй, 6 — баллоны системы ВВД, 7 — носовой отсек (торпедный), 8 — запасные торпеды с устройством быстрого заряжания, 9 — торпедопогрузочный и носовой люки, 10 — агрегатная выгородка ГАК «Рубикон», 11- второй (носовой жилой и аккумуляторный) отсек, 12 — жилые помещения, 13 — носовая (первая и вторая) группа АБ; 14 — выгородка батарейных автоматов, 15 — ходовой мостик, 16 — репитер гирокомпаса, 17 — перископ атаки, 18 — перископ ПЗНГ-8М, 19 — ПМУ устройства РДП, 20 — ПМУ антенны РЛК «Каскад», 21 — ПМУ антенны радиопеленгатора «Рамка», 22 — ПМУ антенны СОРС МРП-25, 23 — ПМУ антенны «Тополь», 24 — боевая рубка, 25 — третий (центрального поста) отсек, 26 — центральный пост, 27 — агрегатные выгородки РЭВ, 28 — выгородки вспомогательного оборудования и общесудовых систем (трюмных насосов, насосов общесудовой системы гидравлики, преобразователи и кондиционеры), 29 — четвертый (кормовой жилой и аккумуляторный) отсек, 30 — жилые помещения, 31 — кормовая (третья и четвертая) группа АБ, 32 — пятый (дизельный) отсек, 33 — вспомогательные механизмы, 34 — ДД, 35 — топливные и топливно-балластные цистерны, 36 — шестой (электромоторный) отсек, 37 — электрощиты, 38 — ГГЭД средней линии вала, 39 — кормовой якорный шпиль, 40 — седьмой (кормовой) отсек, 41 — кормовой люк, 42 — ГЭД экономического хода, 43 — средняя линия вала, 44 — кормовой аварийный буй, 45 — приводы кормовых рулей.

Тактико-технические данные подводной локи проекта 641Б
Как на самом деле устроена подводная лодка

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите на адрес (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят тысячи читателей сайта Как это сделано

инста3

Отдельные фото из моих репортажей можно смотреть в инстаграме инстаграме. Жмите на ссылки, подписывайтесь и комментируйте, если вопросы по делу, я всегда отвечаю.

Также на ютюбе выходят мои интереснейшие ролики, поддержите его подпиской, кликнув по этой ссылке — Как это сделано или по этой картинке. Спасибо всем подписавшимся!

Как на самом деле устроена подводная лодка

Как на самом деле устроена подводная лодка

Большая дизель-электрическая подводная лодка Б-396 «Новосибирский комсомолец» проекта 641Б (шифр «Сом», по классификации НАТО — Tango) относится к лодкам 2−го поколения, спроектирована в ЦКБ-18, ныне ЦКБ МТ «Рубин», главный конструктор проекта — З.А.Дерибин, с 1974 года — Ю.Н.Кормилицын.

Подводная лодка была заложена в 1979 году в Нижнем Новгороде (в то время — г. Горький) на заводе «Красное Сормово».

С 1980 года по 1998 год подводная лодка несла боевую службу в составе эскадры Северного Флота, выполняла задачи в Атлантическом океане у западного побережья Африки, в Средиземном море, осуществляла боевое патрулирование по охране государственной границы в Баренцевом море.

В 1998 году подводная лодка Б-396 была списана и выведена из состава ВМФ России. 20 октября 2000 года из г. Полярный она была доставлена в г. Северодвинск на Северное машиностроительное предприятие, в апреле 2001 года поднята на слип и затем переведена в цех для переоборудование в музей.

4 июля 2003 года в торжественной обстановке состоялся спуск подводной лодки-музея на воду. В конце августа корабль отправился в свой последний переход по маршруту Северодвинск-Москва. Пройдя Белое море, Беломорско-Балтийский канал, Онежское озеро, Волго-Балтийский канал, Рыбинское водохранилище, Канал имени Москвы, подводная лодка прибыла в Москву.

Теперь местом её постоянной стоянки стал Музейно-мемориальный комплекс истории ВМФ России, расположенный на Химкинском водохранилище в парке «Северное Тушино».


Вход в подводную лодку в музейном варианте осуществляется с правого борта через специально оборудованный тамбур.


До переоборудования вход экипажа осуществлялся через люк.


В первом отсеке расположены носовые торпедные аппараты калибра 533 мм. Справа виден винт торпеды, слева — торпеды до загрузки в торпедный аппарат.

Читайте так же:
Разноцветные дожди – что это, почему появляются, где идут, фото и видео


В случае необходимости экипаж мог покинуть подводную лодку через торпедные аппараты, выполнявшие функцию шлюзовых камер. Для выполнения работ за бортом или аварийного всплытия на её борту имелись комплекты снаряжения подводника ССП-К1, состоящие из изолирующего дыхательного аппарата (ребризера) ИДА-59 и гидрокомбинезона СГП-К, дополнительно, для обеспечения всплытия с больших глубин (до 220 м) в комплект входил баллон ДГБ с гелием (в составе дыхательных смесей для глубоководных погружений воздух заменяется гелий-кислородной смесью, что даёт возможность избежать азотной интоксикации и снизить риск возникновения кессонной болезни).


В интерьере подводной лодки есть изменения, в частности, оборудованы проемы в герметичных переборках между отсеками лодки для беспрепятственного перемещения посетителей. В период несения боевой службы члены экипажа перемещались между отсеками через люки.


Офицерская каюта.


Каюта командира подводной лодки.


Каюта врача.


Изолятор.


Центральный пост.


Штурманская рубка.


Радиорубка.


Камбуз. Советским подводникам в море полагалось трёхразовое питание: завтрак (именуемый также утренним чаем), обед и ужин. Первый в сутки приём пищи был наиболее лёгким из всех. Обязательными элементами завтрака был чай с сахаром и белый хлеб со сливочным маслом. Самым обильным был второй в сутки приём пищи. Традиционным первым блюдом был флотский борщ со свежей капустой, готовились также супы — фасолевый, картофельный и рисовый. Вторые блюда представляли собой различные мясные консервы с гарниром из риса, гречневой каши, фасоли или картофельного пюре. Третьим блюдом был флотский компот, который иногда заменялся какао или киселём. В автономном плавании к обеду в обязательном порядке подавалось сухое красное вино, как правило, из сорта винограда «Каберне-совиньон» по 50 мл на каждого члена экипажа. На ужин, как правило, был отварной или жареный картофель, гречневая каша, фасоль с маринованной сельдью, рыбными или мясными консервами, какао с печеньем.


Гальюн.


Кубрик оборудован в кормовом отсеке. В свободное время матросы могли посмотреть кинофильм.


Подводная лодка установлена на подводное гидротехническое основание, корабль приподнят на 4 метра, что сделало открытым для обозрения винто-рулевой комплекс.


Подводная лодка несёт гюйс Военно-морского флота России.

Схема подводной локи проекта 641Б

1 — основная антенна ГАК «Рубикон», 2 — антенны ГАК «Рубикон», 3 — 533-мм ТА, 4 — носовой горизонтальный руль с механизмом заваливания и приводами, 5 — носовой аварийный буй, 6 — баллоны системы ВВД, 7 — носовой отсек (торпедный), 8 — запасные торпеды с устройством быстрого заряжания, 9 — торпедопогрузочный и носовой люки, 10 — агрегатная выгородка ГАК «Рубикон», 11- второй (носовой жилой и аккумуляторный) отсек, 12 — жилые помещения, 13 — носовая (первая и вторая) группа АБ; 14 — выгородка батарейных автоматов, 15 — ходовой мостик, 16 — репитер гирокомпаса, 17 — перископ атаки, 18 — перископ ПЗНГ-8М, 19 — ПМУ устройства РДП, 20 — ПМУ антенны РЛК «Каскад», 21 — ПМУ антенны радиопеленгатора «Рамка», 22 — ПМУ антенны СОРС МРП-25, 23 — ПМУ антенны «Тополь», 24 — боевая рубка, 25 — третий (центрального поста) отсек, 26 — центральный пост, 27 — агрегатные выгородки РЭВ, 28 — выгородки вспомогательного оборудования и общесудовых систем (трюмных насосов, насосов общесудовой системы гидравлики, преобразователи и кондиционеры), 29 — четвертый (кормовой жилой и аккумуляторный) отсек, 30 — жилые помещения, 31 — кормовая (третья и четвертая) группа АБ, 32 — пятый (дизельный) отсек, 33 — вспомогательные механизмы, 34 — ДД, 35 — топливные и топливно-балластные цистерны, 36 — шестой (электромоторный) отсек, 37 — электрощиты, 38 — ГГЭД средней линии вала, 39 — кормовой якорный шпиль, 40 — седьмой (кормовой) отсек, 41 — кормовой люк, 42 — ГЭД экономического хода, 43 — средняя линия вала, 44 — кормовой аварийный буй, 45 — приводы кормовых рулей.

Тактико-технические данные подводной локи проекта 641Б

Военная тайна Чем на самом деле занимался АС-31 «Лошарик», на котором погибли 14 моряков-подводников

Согласно официальному сообщению Минобороны, потерпевшая в июле в Баренцевом море аварию атомная глубоководная станция проекта 10831 АС-31 «Лошарик» занималась проведением батиметрических измерений. Впоследствии военные и чиновники, сославшись на секретность, отказались раскрывать подробности инцидента и конкретное содержание задач, решаемых научно-исследовательским глубоководным аппаратом. Тем не менее возможно предположить, чем мог бы заниматься АС-31 «Лошарик» в российских территориальных водах и чем станция в действительности занималась. «Лента.ру» рассказывает, какие задачи мог выполнять аппарат.

Читайте так же:
8 вещей, которые делает только любящий мужчина — разбираемся по порядку

Подгоревший шарик

Хотя официально конструкция научно-исследовательского глубоководного аппарата по понятным причинам не раскрывается, из неофициальных источников известно, что АС-31 «Лошарик» предназначен для проведения операций на морском грунте на глубине до шести километров, включающих, в частности, освещение окружающих ландшафтов, манипуляцию с различными внешними изделиями, например установку разнообразных датчиков и резку подводных кабелей, и наконец, общую разведку. Для выполнения таких задач глубоководный аппарат предположительно оснащен манипуляторным комплексом, грузоподъемной системой, гидроакустической станцией, оптической системой и малыми (необитаемыми) дронами.

Материалы по теме

Тайна «Лошарика»

Конструктивно корпус АС-31 «Лошарик» скрывает семь титановых относительно независимых друг от друга сферических отсеков, связанных между собой переходами. В хвостовых отсеках, предположительно, находится атомная энергетическая установка. Общая длина субмарины — 69 метров, ширина — 7 метров, скорость подводного хода — 30 узлов. Автономность плавания — по разным данным, вероятно, в зависимости от решаемых задач — несколько суток или месяцев. Общее пространство внутри семи сфер, которое может занимать экипаж из 25 человек и оборудование, как нетрудно подсчитать, будет составлять порядка одной тысячи кубических метров. Для дальних или продолжительных миссий АС-31 «Лошарик» требуется носитель, однако глубоководный аппарат, будучи небольшой подлодкой, может обходиться и без средства выведения.

Возможная конструкция АС-31 «Лошарик»

Так чем же мог заниматься и занимался в действительности АС-31 «Лошарик» в российских территориальных водах у берегов Кольского полуострова?

Китайское дно

Прежде всего, стоит вспомнить, что в сентябре 2012 года АС-31 «Лошарик», выводимый атомной подводной лодкой специального назначения БС-136 «Оренбург» проекта 09786 (667БДР «Кальмар»), в рамках экспедиции «Севморгео» в район северного полюса, извлек с глубины более двух километров керны, которые впоследствии использовались Москвой в качестве доказательства принадлежности хребтов Ломоносова и Менделеева к российской части континентального шельфа.

Политическую и экономическую важность таких работ нельзя недооценивать, поскольку общая площадь подводных территорий, рассматриваемых Россией как продолжение собственного континентального шельфа (естественной части материка), оценивается в 1,2 миллиона квадратных километров. В Минприроды уверены, что запасы углеводородов под расширенным материковым шельфом составляют пять миллиардов тонн условного топлива, иначе — 12 процентов мировых запасов нефти.

Материалы по теме

Вид на Арктику с борта ледокола

До полюса

Поскольку последние работы АС-31 «Лошарик» в Баренцевом море велись в непосредственной близости от Кольского полуострова на глубине не более 300 метров, сомнительно, что какие-либо материалы, добытые с такого участка, могут представлять ценность для обоснования территориальных претензий России. Однако тут интересно другое.

В июне лоцманской службой мурманского филиала «Росморпорта» была выполнена навигационная операция по выгрузке плавучей буровой установки Nan Hai 8, расположенной на специализированном судне-доке Red Zed I. Ожидается, что китайская техника будет использоваться для освоения Русановского газового месторождения в Карском море, где обнаружено более 390 миллиардов кубометров газа. Учитывая интерес Китая к Арктике, ведущиеся в Поднебесной работы по созданию собственных глубоководных аппаратов и острую потребность России в технологической модернизации и финансовых ресурсах, нельзя исключать некоторое весьма специфическое сотрудничество между Москвой и Пекином, предполагающее обмен имеющимися у сторон возможностями и ресурсами. И все же такой сценарий выглядит надуманным.

Русская звезда

Другой вариант, который тоже имеет право на существование, связан с беспилотным ядерным подводным аппаратом «Посейдон». Дело в том, что третьим носителем АС-31 «Лошарик», кроме БС-136 «Оренбург» и БС-64 «Подмосковье», может выступать атомная подводная лодка К-329 «Белгород» проекта 09852, которая должна первой получить шесть «Посейдонов». Спуск К-329 «Белгород» на воду на «Севмаше» состоялся в этом году. Известно, что субмарина способна опускаться на глубину более 500 метров и развивать скорость выше 30 узлов, а ее совместные испытания с «Посейдоном» должны состояться этим летом.

Материалы по теме

Как быстро российские ракеты долетят до США

Тем не менее явно не прослеживается, как конкретно инцидент с АС-31 «Лошарик» может быть связан с К-329 «Белгород». По имеющимся сведениям, последним носителем глубоководного аппарата был БС-136 «Оренбург» или БС-64 «Подмосковье», однако почему-то заметка «Красной звезды», официального издания Минобороны России, посвященная случившемуся, изначально сопровождалась ранее неизвестной схемой, напоминающей подлодку К-329 «Белгород» с прикрепленной снизу одной небольшой субмариной (впоследствии схема исчезла с сайта «Красной звезды»). Не исключено, что речь может идти о преднамеренной утечке, как было в ноябре 2015 года со стратегическим подводным беспилотником «Статус-6» (укрупненная версия «Посейдона»), небрежной работе дежурного администратора издания либо топорных попытках российского военного ведомства принять участие в информационной войне.

И все же если АС-31 «Лошарик» и К-329 «Белгород» действительно связаны, то, возможно, в мероприятиях в Баренцевом море отрабатывалось взаимодействие различных систем оружия, проводилась демонстрация работы таких систем, подготовка к таким работам или устранялись последствия удачных или неудачных испытаний прототипов перспективных вооружений.

Читайте так же:
Почему 8 марта Международный женский день? История праздника, описание, фото и видео

Не тот шарик

Вполне возможно, что АС-31 «Лошарик» действительно, как сообщило Минобороны, занимался проведением батиметрических измерений. Однако в таком случае непонятно, зачем это делать в непосредственной близости от Кольского полуострова в нескольких десятках километров от границы с Норвегией. Интерьеры донных ландшафтов на таких территориях должны быть известны Минобороны достаточно хорошо, в противном случае ни о какой автономности «Посейдона», тем более в неисследованных глубинах океана, не может быть и речи. Да и само использование АС-31 «Лошарик» для гидрографических работ на глубинах до 300 метров представляется избыточным и неэффективным.

Типичная получаемая в ходе батиметрических измерений картина

Таким образом, использование АС-31 «Лошарик» в гидрографических целях у побережья Кольского полуострова, вероятно, если и имеет смысл, то лишь в формате учений, испытаний оборудования или отработки технологий.

Наразворачивали

Четвертый вариант последнего применения АС-31 «Лошарик» — отработка методов транспортировки и применения изделий, предназначенных для размещения на морском дне. Такие устройства в зависимости от предназначения могут быть использованы, например, для отвлечения иностранных подводных лодок и американской гидроакустической противолодочной системы SOSUS (SOund SUrveillance System, Звуковая система наблюдения), расположенной на условной линии, соединяющей Гренландию и Британские острова, в то время пока российские субмарины покидают Кольский полуостров и уходят в Северную Атлантику, прослушивания акустических сигналов, производимых зарубежными подлодками, либо нарушения целостности и прослушка подводных гражданских и зарубежных военных кабелей связи или подрыв той же SOSUS.

Именно такой сценарий использования АС-31 «Лошарик» на Западе считают наиболее вероятным, заявляя, что авария на атомной глубоководной станции произошла во время летнего периода эксплуатации лодок Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) Минобороны России — предшествующих развертыванию в Северной Атлантике работ. Использовать АС-31 «Лошарик» для таких работ можно, но, хотя бы из соображений безопасности, не нужно.

Материалы по теме

Подводная охота

Причина — в распоряжении ГУГИ есть хорошо себя зарекомендовавшее океанографическое исследовательское судно «Янтарь», выступающее носителем обитаемых неатомных автономных глубоководных аппаратов «Русь» и «Консул» (оба — с глубиной погружения около шести километров), а также допускающее, вероятно, размещение аппаратов «Мир». Именно «Янтарь» принимал участие в марте 2017 года в операции по извлечению бортового оборудования переносимых авианосцем «Адмирал Кузнецов» самолетов МиГ-29КР и Су-33, утерянных Россией в ноябре и декабре 2016 года в Средиземном море, соответственно. Важно, что еще раньше, в октябре 2016 года, данный корабль был замечен вблизи сирийского побережья как раз там, где располагаются подводные линии связи.

Проходной двор

И наконец, пятый и наиболее приемлемый сценарий последнего использования АС-31 «Лошарик» предполагает отработку размещения элементов российской позиционной системы подводного наблюдения «Гармония», аналог SOSUS, которую образуют специальные подводные роботизированные комплексы, выходящие из подводной лодки и разворачивающие на морском дне автономные донные станции (АДС).

Ангары на базе в Североморске могут скрывать АС-31 «Лошарик» и К-329 «Белгород»

Вероятным дополнением (в рамках сетецентрического подхода) или полноценным компонентом «Гармонии» выступят комплексы МГК-608 различных адаптаций, гидрофоны (принимающие элементы) которых предполагают установку на глубину до одного километра и на расстояние до 200 километров от берега. Получаемые придонными датчиками акустические данные после оцифровки должны передаваться по волоконно-оптической кабельной линии на береговой пост для дальнейшего анализа.

Средством доставки АДС называют подлодки проекта 09852, к которым относится спущенная на воду К-329 «Белгород». «Гармония» должна быть развернута к 2020 году, чего наверняка не произойдет. Среди возможных причин отставания по срокам можно назвать не столько инцидент с АС-31 «Лошарик», сколько проблемы с необходимыми компонентами и оборудованием, например, оптоволоконным кабелем, соединительными муфтами, кабелеукладчиками и аккумуляторами. Любопытно, что пункт управления «Гармонией» находится в Белушьей Губе (Новая Земля), тогда как площадка для подготовки АДС — в бухте Окольная (Североморск), недалеко от предположительного местонахождения АС-31 «Лошарик».

Принципиальная схема устройства системы противодиверсионного мониторинга

Без «Гармонии» (в широком смысле) и МГК-608 (в узком) Вооруженные силы России фактически не в состоянии в собственных арктических водах отследить и идентифицировать иностранные субмарины. Прямым следствием такой ситуации является то, что без системы подводного наблюдения никакого стратегического преимущества «Кинжалы» и «Авангарды» обеспечить России не могут, а носитель с «Посейдоном» просто не успеет при необходимости покинуть пределы российских территориальных вод.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию