100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как мы на самом деле узнаём, который час: изучайте с нами

Как научить ребенка определять время по часам быстро и легко

Чувство времени необходимо любому человеку: от этого во многом зависит эффективность его деятельности. Как и любую способность, развивать навык лучше в детстве. Зная, как научить ребенка времени на часах, и обучая его в форме игры, можно помочь не только освоить умение ориентироваться в частях суток. Малыш станет более дисциплинированным, научится планировать свой день, станет пунктуальнее.

Из этой статьи вы узнаете

Когда начинать

Течение времени дети начинают чувствовать, едва родившись, ожидая кормлений и общения с мамой. Малыши постарше наблюдают, как ночь сменяет день, связывают привычные события: прием пищи, прогулки, вечерние процедуры с темным и светлым временем суток.

Определить, готов ли ребенок ознакомиться с циферблатом и стрелками, можно по его умению распознавать цифры. Если он с легкостью считает до 60 и дальше, знает, как выглядят двузначные числа, можно начинать. Как правило, это происходит к 6 годам.

В этом возрасте дошкольник имеет понятие о частях суток и их особенностях, осознает понятия «завтра», «вчера», «сегодня». У него уже есть сложившийся распорядок дня.

Хорошо, если малыш сам даст знать, что интересуется ходом часов, задавая вопросы: «А двадцать минут — это долго?», «Когда мы пойдем гулять?» К этому моменту у родителей должен быть примерный план, как научить ребенка определять время.

Знакомим малыша с понятием «время»

Распорядок дня маленьких детей регламентируется родителями, поэтому ощущения времени, свойственного взрослым, у них нет. Всю сложность этой категории малышу сразу понять трудно, поэтому до того, как он возьмет в руки часы, его нужно научить некоторым терминам.

Его задача — понять, что такое день, неделя, месяц, какие части суток бывают, что значит сегодня и вчера.

Помочь ребенку осознавать течение времени можно в 2 — 3 года, обращая его внимание на последовательность событий: сначала, потом, сейчас. Например, сначала мы помыли руки перед едой, потом поели, а теперь мама моет посуду.

Говорите, какая часть дня настала и что нужно делать: утром умыться и позавтракать, днем поиграть, вечером почитать. Составляйте распорядок дня на следующий день вместе, вспоминайте, чем занимались вчера.

Важно! Обращайте внимание на временные промежутки. Сделать это можно, проговаривая предполагаемые занятия: через 5 минут идем гулять, ляжем спать в 9 часов, через 15 минут пора ужинать.

Малыш в 4 — 5 лет знает, что такое сутки, и легко называет их части? Это хороший показатель. Если он в затруднении, ему поможет красочный плакат с распорядком дня, где изображены привычные действия, характерные для того или иного времени.

Как только он освоит понятия из категории, характеризующей время суток, он готов к изучению дней недели. Для закрепления результата полезно спрашивать малыша почаще, какой вчера был день недели, какой сегодня, какой будет завтра.

Для легкого и быстрого обучения подойдут следующие приемы:

  • подборка стихов, песенок, считалок о днях недели и времени суток;
  • рисунки о времени: что было и что стало, например, семечко стало ростком, затем цветком, взрослый кот был маленьким котенком и т.д.;
  • рассматривание семейного альбома с ранними детскими фотографиями; разглядывая свое изображение в год, ребенок осознает, как изменился;
  • совместный просмотр мультфильмов или обучающих видеоуроков о времени.

Например, этот мультик очень наглядно показывает в чем заключается суть процесса обучения. Покажите его ребенку или посмотрите сами.

Начинаем изучать часы

Лучше всего для обучения подойдет модель с крупным циферблатом и четкими цифрами. Лучше, если они будут круглыми, без отвлекающего декора. Макет можно изготовить своими руками из плотного картона вместе с ребенком.

делаем сами

макет

  1. Мотивация. Расскажите малышу о том, что этот механизм нужен человеку, чтобы никуда не опаздывать. Кто умеет дружить со временем, много успевает. Поэтому выучить, как правильно определять время, необходимо всем.
  2. Знакомство с часами. Дайте понять малышу, что такое циферблат, стрелки, для чего нужны цифры. Расскажите, что стрелки передвигаются только вперед. Предложите вместе подумать, почему нет обратного хода времени.
  3. Механизм работы. Обратите внимание, что на обычных часах существует две стрелки: часовая и минутная, дайте знать, что есть модели и с секундной. Объясните, что такое секунда, минута, час.
  4. Начинайте обучение с целых чисел, изображенных на циферблате. Для удобства снимите тоненькую минутную стрелку и работайте только с крупной. Скажите, что она считает количество часов. Тренируйтесь, перемещая стрелку, и просите кроху называть, который час она показывает.

Совет. Понять, как работает стрелка, малышу проще по плакату, на котором возле каждого часа изображена какая-либо деятельность: игра, завтрак, прогулка. Желательно, чтобы картинка совпадала с режимом дня ребенка.

Собираясь выполнять то или иное действие, соотносите его со временем, изображенным на плакате.

Минутная стрелка

Когда малыш поймет, что такое час, начните знакомство с ходом минутной стрелки:

  • Обратите внимание, как отличать две стрелки: одна толще и короче, другая тоньше и длиннее. Расскажите, что ход обеих начинается с цифры 12 и у нее же заканчивается. Покажите наглядно, как двигаются стрелки.
  • Скажите, что продолжительность одного часа – целых 60 минут.
  • Объясните пятиминутное деление от 12 до 1 часа. Затем нужно научить малыша считать наизусть в следующем порядке: 5,10, 15, 20 и так до 60.минутные отрезки
  • Скажите, что минутная стрелка проворнее, чем часовая: пока последняя сдвинется на одно деление, первая обойдет циферблат полностью.
  • Обратите внимание, что, когда толстая стрелка показывает точно на определенную цифру, тонкая указывает на 12.
  • Дайте определение понятию полчаса, покажите, где в таком случае должна располагаться минутная стрелочка. Затем перейдите к объяснению, где будет находиться стрелка, когда от начала хода пройдет 5, 10, 15 минут. Для простоты нарисуйте второй круг цифр поменьше, от 1 до 60.пятиминутки

Для объяснения, что такое четверть часа, без четверти, нарисуйте круг, где будут только цифры 3, 6, 9, 12. Покажите, как этот круг разбивается на четыре части.

Читайте так же:
Как делают солнечные батареи для космоса

Секундная стрелка

Скажите ребенку, что эта деталь — самая быстрая. Она нужна, чтобы определить совсем маленькие промежутки времени. За секунду можно успеть сказать слово с двумя слогами или хлопнуть в ладоши.

За 1 минуту секундная стрелка пройдет все 12 отрезков времени, за час 60 раз обежит циферблат.

Используем самодельные часы

Для того чтобы малыш лучше различал дневное и ночное время, сделайте своеобразный тренажер: часы с двойным циферблатом:

  1. Вырежьте два круга из картона, одного размера, но разных цветов. На круге с «дневным» временем напишите или приклейте цифры от 1 до 12, с «ночным» — от 13 до 24.вырезать из картона
  2. Вырежьте стрелки, для удобства можно тоже сделать их разного цвета и подписать.
  3. На циферблате с цифрами от 1 до 12 слегка надрежьте картон отрезками равной длины по бокам от цифр так, чтобы при поднятии сектора образовалось окошко.надрезать картон
  4. Прикрепите секундную и минутную стрелки декоративной кнопкой с двумя циферблатами к основанию макета, выполненного из плотного материала. Циферблат с привычными цифрами должен располагаться сверху.циферблат
  5. Покажите ребенку, какой «дневной» цифре соответствует ее «ночная» соседка. Выставьте стрелки определенным образом и предложите ребенку самому назвать, сколько времени.показать результат

Совет. Параллельно осваивайте электронный формат цифр. Дайте малышу в руки секундомер: пусть наблюдает, как значения равномерно сменяют друг друга. Предложите поиграть: за сколько секунд вода наполнит чашку или малыш вымоет руки. Сколько раз можно подпрыгнуть за секунду? А за минуту?

Игры для закрепления результата

Обучение подкрепляйте несложными практическими заданиями в игровой форме. Выполняя определенное действие: ложась спать, просыпаясь, накрывая стол к ужину, просите ребенка смотреть и говорить вам, сколько времени показывают часы.

Включая мультики, компьютерную игру, отправляясь в гости или гулять, четко проговаривайте планируемый временной интервал: 15 минут, полчаса, час — и обращайте внимание на расположение стрелок при этом.

Просите помощи у ребенка, выполняя домашние обязанности, например, попросите его напомнить вам выключить плиту через 5 минут, сказать, что пора ужинать, если большая стрелка стоит на цифре 6. Приучайте к пунктуальности: собираясь куда-нибудь, проговаривайте время на сборы и дорогу.

Вот несколько способов освоить временные категории играючи:

  • «Подскажи, который час». Установите время на макете. Возьмите игрушечного мишку, скажите малышу, что он торопится домой и спрашивает, сколько времени. Малыш должен ответить, если не сможет, помогите ему.который час
  • Усложните упражнение, меняя положение стрелок на циферблате. Повторите несколько раз для закрепления результата.
  • «Составь распорядок дня». Возьмите в руки макет часов. Выставьте стрелки на время, когда малыш обычно просыпается, затем, передвигая их ход, обговорите все действия, которые он выполняет в течение дня, утром, в обед и вечером.распорядок дня
  • «Верно — неверно». Выставьте стрелки на макете, спрашивайте у ребенка, правильно ли, что сейчас столько-то времени. Он должен подтвердить сказанное или опровергнуть. Если он в затруднении, задавайте наводящие вопросы.
  • «Расписание». Предложите малышу начать играть в автостанцию. Для отправления машин ему нужно самому выставить стрелки часов на заданное время. Сначала употребляйте целые числа, потом усложняйте задачу, применяя такие определения, как «полдень», «четверть часа».

Стихи о времени для детей

Очень хорошо в процессе обучения использовать короткие стишки для запоминания основ времени. Так ребенку будет веселее и проще погрузиться в процесс познания этого понятия.

Вот самые веселые и интересные стихотворения.

Пробегут часы, минутки
Соберутся вместе в сутки.
В них двадцать четыре часа,
И стрелки творят чудеса.

Стрелка первый круг проходит, —
Полдень в гости к нам приходит,
А она спешит опять
Час за часом отмечать.

Стрелка круг второй прошла, —
В гости полночь к нам пришла,
День прошел, прошла и ночь, —
Убежали сутки прочь.

На секунды счет идет,
Гномик вырвался вперед,
Но не знает он пока,
Как секунда коротка.

Посмотри — ка на часы —
Стрелки здесь не для красы:
Они указали для нас
Секунду, минуту и час.

Секунду — тоненькая,
Минуту — длинненькая,
А коротенькая — час:
Так бывает всякий раз.

Шестьдесят секунд прошли —
Мы к минуте подошли.
Ну, а шестьдесят минут
Вместе целый час дадут.

Ходики внезапно стали.
Что случилось, что стряслось?
Стрелки сразу перестали
День наматывать на ось.
Оглядел их мрачновато
Сероглазый циферблат:
«Если вы не виноваты,
Кто-то всё же виноват?»
«Может быть, — подумал Рома –
Сил у маятника нет, —
Головою вниз попробуй
Покачайся столько лет!»

На стенке в комнате часы,
Висят они не для красы.
И в ритм стуча: тик – так, тик — так.
Всем подают условный знак.
День — ночь меняют за окном.
Рассвет чудесный. А потом
У человека круглый год
Пришла пора дневных забот.

Посмотрите еще одно интересное видео про обучению времени детей.

Ценить время, использовать его с толком ребенка нужно учить с детства. Спрашивайте его, что хорошего, полезного или приятного можно сделать за час, минуту, полчаса. Не ждите быстрых результатов, не торопите в процессе обучения: ориентация во времени – навык сложный.

Чем меньше ребенок, тем короче должен быть урок. Чтобы он быстрее научился разбираться в сложных понятиях, научился понимать ход механизма, узнавать, сколько времени, купите ему яркие наручные часы. Так малыш быстрее станет пользоваться полученными знаниями на практике.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_vremeni_na_chasah.html

Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

НОД по освоению образовательной области «Познание» в подготовительной группе «Часы. Как узнать время»

ТЕМА: ЧАСЫ. КАК УЗНАТЬ ВРЕМЯ.

формирование представлений о часах, времени

Образовательные

Знакомство детей с часами и их видами

Учить детей определять время по часам с точностью до часа

Учить определять длительность процессов с помощью песочных часов

Учить работать с моделями картонных часов

Учить выставлять время, заданное педагогом

Учить читать показания с модели часов

Развивать чувство времени, умение беречь время

Развивать умение регулировать свою деятельность в соответствии со

временем

Развивать познавательные процессы

Способствовать овладению детьми количественной характеристикой временных эталонов

Воспитывать умение слушать указания педагога, действовать в соответствии с ними

Воспитывать самостоятельность в выполнении заданий

Атрибуты для подвижной игры по количеству детей

Часы разных видов

Модель магнитных часов

Диск с инструментальной музыкой

Карточки с заданием по количеству детей

Модели часов по количеству детей

Цветные карандаши по количеству детей

Альбомные листы по количеству детей

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Рассматривание видов часов

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Знакомство с часами

Игровое упражнение «Найди и обведи»

Работа с моделями часов, игра «Поставь правильно время на часах»

Игра «Короче -длиннее»

Игра — опыт «Молчанка»

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Подвижная игра «Ходят стрелочки по кругу»

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, в нашем городе много разных музеев, театров, интересных мест. Вы с родителями часто посещаете их. Сегодня я приглашаю вас на выставку. Что мы увидим на выставке, вы узнаете,отгадав загадку:

Мы день не спим, или Ног нет, а хожу

Мы ночь не спим. Рта нет, а скажу

И день и ночь Когда спать, когда вставать,

Стучим, стучим. Когда работу начинать.

(часы)

Что такое часы, как вы думаете? (механизм, который придумал человек, чтобы измерять время)

Для чего человеку нужны часы? (чтобы не проспать в д/с, на работу, никуда не опаздывать, вовремя включать телевизор и др.)

Воспитатель: мы отправляемся на выставку часов

(слышится звук тиканья часов)

Словесная игра «Продолжи предложение»

Посмотрите, тут много разных часов. Вот часы висят на стене, значит они. (настенные)

А эти стоят на столе, значит они. (настольные)

Эти часы, человек носит на руке, они (наручные)

А вот эти часы необычные, старинные, их носят в кармане (карманные)

Есть часы, которые стоят на полу, они (напольные)

Даже на башне Кремля есть часы (башенные)

Это часы по которым можно узнать время, если следить за цветами (цветочные)

А эти часы измеряют время с помощью солнца (солнечные)

В этих часах отмеряет время вода (водяные)

А эти часы -точные!

В них песчинки текут-

Как песчинки собрались,

В колбочке из стекла

Так и минута прошла.

Какие это часы (песочные)

Часы неугомонные!

Только раз их заведи,

Заведешь и год ходи! (Электронные)

Воспитатель: Есть часы с кукушкой, специально для офисов, для кухни, есть детские. Они яркие, красочные, со сказочными героями и просто с картинками.

Слышится шуршание за ширмой.

Воспитатель: Что это там шуршит? (Раздаются звуки, шепот)

Кто же там мог спрятаться? (достаю магнитные часы в виде человечка)

Какие интересные часы. Они живые?

Тик — Так: Здравствуйте! (дети тоже здороваются).

Давайте познакомимся, меня зовут ТИК-ТАК. Я очень хочу быть вашим другом, быть вам полезен.

Воспитатель: Ребята, давайте пройдем за столы, ближе познакомимся с нашим новым другом.

(Обращаю внимание на осанку детей)

Воспитатель: Обратите внимание, что общего есть у нашего друга ТИК-ТАКА и у большинства часов?

Дети: у этих часов есть циферблат, цифры, стрелки.

Воспитатель: Правильно, на часах есть стрелки, короткая (часовая)-она движется медленно, и длинная (минутная)— она проходит путь по циферблату гораздо быстрее.

Тик-так показывает вам что сейчас ровно 1 час. Минутная стрелка пробежала 1 полный круг, это 60 минут. Это значит, что прошел еще час (показываю).

Какое время будет?

Минутная стрелка пробежала еще круг, еще 60 минут.

Данил покажи, какое сейчас время? (З часа) Молодец!

Если минутная и часовая стрелки встретились и указывают на цифру 12 -это обозначает что сейчас 12 часов.

Ребята, перед вами карточки, внимательно рассмотрите какое время указано на часах.

Игровое упражнение «Найди и обведи»

Обведите часы, которые показывают 12 часов красным карандашом.

Где расположены эти часы? (Посередине)

Какое время показывают часы слева? (З часа) Обведите, синим карандашом. Какое время показывают часы справа? (6 часов) Пожалуйста, обведите зеленым карандашом.

Мы играли, рисовали

Дружно все тихонько встали,

Два хлопка над головой

Три хлопка перед собой.

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем.

Воспитатель: ТИК-ТАК приготовил для каждого из вас модель часов и предлагает поиграть

Игра «Поставь правильно время на часах»

Прочитать детям шуточное стихотворение:

Кот Антипка жил у нас,

Он вставал с лежанки в час,

В два на кухне ел сосиски,

В три — сметану ел из миски

Он в четыре умывался,

В пять по коврику катался,

В шесть тащил сельдей из кадки,

В семь играл с мышами в прятки,

В восемь — хитро щурил глазки,

В девять — ел и слушал сказки,

В десять — шел к лежанке спать,

Потому что в час вставать.

Воспитатель: Ребята поставьте на часах стрелки так, чтобы они показывали время в соответствии с текстом стихотворения. вызываю по одному к доске

«В два на кухне ел сосиски». (Два часа.)

«В семь играл с мышами в прятки». (Семь часов.)

«В восемь хитро щурил глазки». (Восемь часов.)

«В десять –шел к лежанке спать»(Десять часов)

Сколько времени было на часах, когда кот ел сметану? (Три часа.)

Сколько времени было на часах, когда кот тащил сельдей из кадки? (Шесть часов.)

Смотри скорей, который час,

Тик-так, тик-так, тик-так!

Налево -раз, направо –раз!

Мы тоже сможем так!

Тик- так, тик-так, тик-так!

«Нарисуй цифру», «Далеко-близко»

Тик-так: Ребята, я знаю что вы скоро пойдете в школу и уже много знаете.

Игра «Короче – длиннее»

Воспитатель: ребята, определите какой отрезок времени является более длинным, более протяженным. Слушайте внимательно, думайте, потом отвечайте.

Один час или 2 часа?

Что длиннее — неделя или месяц?

Пять часов или одни сутки?

Семь суток или одна неделя?

12 месяцев или 1 год?

Тик-так: Молодцы ребята!

Игра опыт «Молчанка»

Воспитатель: А хотите, мы проведем опыт?

Как вы считаете 1мин — это много или мало времени. (много)Давайте проверим

Я предлагаю вам помолчать одну минуту. Песок в песочных часах будет сыпаться ровно одну минуту.

Соня следит за временем, как только последняя песчинка упадет, подай нам сигнал «Стоп игра». Один, два, три.

Как вы считаете 1мин — это много или мало времени. (много)

А теперь за 1 мин попробуем нарисовать портрет нашего друга.

За временем буду следить я. Один, два, три.

А сейчас, 1 минута- это много или мало времени. Мало времени, мы не успели нарисовать портрет.

Воспитатель: Ребята, когда мы заняты делом, время проходит быстро, а когда мы просто сидим и молчим, время тянется долго.

Поэтому люди придумали пословицу «Скучен день до вечера, коли делать нечего»

А вам в детском саду скучно? (Нет)

Тик-так: Ребята, отгадайте — ка мои загадки

Воспитатель: Друзья мои, я предлагаю вам перейти на ковер.

Я напрасно не стучу,

Когда надо — разбужу.

Цифры все блестят, сверкают

Они точно знают суть,

Быстро время ты узнаешь

Лишь на него спиши взглянуть.

Хвост на месте лежит,

Г олова вокруг бежит.

(стрелка часов)

Воспитатель: А теперь давайте поиграем!

Подвижная игра “Ходят стрелочки по кругу”

На полу разложены карточки с цифрами от 1 до 12, по кругу. Дети встают около карточек. Педагог встает в центре и произносит с детьми слова.

Мы — часы, наш точен ход,

Водят стрелки хоровод.

Ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга.

(Дети ходят по кругу, взявшись за руки.)

Стрелки, стрелки, не спешите,

Вы нам время подскажите!

(Дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой.)

Воспитатель: Пять часов! (Встают дети, сидящие с цифрой 5 и 12.)

Где мы ребята сегодня побывали? Что интересного вы увидели?

С кем познакомились? Чему научил вас ТИК-ТАК?

Что понравилось? Что тебе запомнилось? Что нового узнал? Тик-так я предлагаю тебе остаться в гостях у детей, и мы еще с тобой поиграем.

НОД по освоению образовательной области «Познание» в подготовительной группе «Часы. Как узнать время»

Мини-музей «Время» Цели: Формировать представление у детей о музее. Формирование интереса к понятию Время Знакомство детей с историей возникновения часов,и.

НОД «Путешествие в страну часов»НОД «Путешествие в страну часов» «Путешествие в страну часов».Задачи: Познакомить детей с тем, как люди научились узнавать время до изобретения часов: какие самые большие.

Как мы на самом деле узнаём, который час: изучайте с нами

Факты о знаменитых достопримечательностях мира являются для нас столь же непреложной истиной, как и то, что Земля вращается вокруг Солнца. Мы не подвергаем их сомнению, хотя иногда стоило бы: некоторые из них — не более чем легенды или заблуждения.

Гномон – солнце светит, время известно

До того, как механические часы получили широкое распространение, время определяли при помощи солнечных часов. Это устройство имело три детали: гномон, то есть элемент, отбрасывающий тень, циферблат, на которой эта тень попадает, и еще одна, условная деталь – непосредственно солнышко, которое и «заводит» эти самые часы.

На циферблат нанесены линии, а гномон имеет величину и форму, для расчёта которой используются географические координаты. То есть каждые солнечные часы создаются для определённой местности. Их изготовление – кропотливый и сложный процесс, требующий знаний, умений. Потому такие устройства стоили недешево.
На Руси поступали проще: наши предки просто вкапывали в землю высокий шест, который и отбрасывал тень. Наблюдая за величиной тени, можно было определить время. Конечно, это не был идеальный способ. Но сравнивая длины тени, например в полдень, в вечернее время или на рассвете, а также замеряя ее в разное время года, наши предки составляли достаточно чёткий определитель времени.
Всё бы было хорошо, если бы на Руси постоянно светило солнышко. К сожалению, это из области фантастики – дожди, облачность и прочая непогода здесь очень часта. Если добавить особенность северных районов, где солнце не поднимается слишком высоко над горизонтом, отчего и теневые показатели гномона имеют очень большую длину, получается, что солнечные часы нельзя было рассматривать как единственный, точный, круглогодичный вариант.

9. Биг-Бен — это башня с часами

Один из самых известных символов Лондона, да и всей Англии в целом, — башня с часами, которую мы все называем Биг-Бен. На самом деле ее название — Башня Елизаветы, а до 2012 года она и вовсе именовалась Часовой башней Вестминстерского дворца.

Тогда почему Биг-Бен? Да потому что такое имя носит самый большой из колоколов башни, который имеет столь узнаваемый «голос». И вот почему так часто говорят «звонит Биг-Бен», башня же звонить не может, а колокол — очень даже.

Клепсидры, которые крадут воду

Вид часов, которые не зависят от солнечного света, – водяные. Называются они клепсидра. Если разобрать это слово на части, а состоит оно из klepto – скрывать и hydor – вода, то понятно, что в переводе с греческого но означает не что иное, как «похититель воды». Простейшая клепсидра представляет собой два сосуда, установленных на различных уровнях. В верхнем есть отверстие, через которое вода по капле попадает в нижний. Время определяли при помощи наблюдения за тем, как понижается уровень воды в верхнем сосуде, либо – как поднимается в нижнем. Есть версия, что отсюда произошло выражение «течение времени».

Поскольку на скорость движения воды влияет давление в сосуде, то ёмкость стали делать в виде усеченного конуса. По строению клепсидра имеет преимущество перед солнечными часами, поскольку система сообщающихся сосудов может быть доведена до совершенства. Их можно использовать в любое время суток, они определяют время более точно.

Современные водяные часы

Но использовать их можно только в том случае, когда вода находится в жидком состоянии. Увы, на Руси часто бывают морозы, и она могла просто замерзнуть. Широкого распространения среди населения такие конструкции не нашли, использовались они в основном при проведении церковных обрядов и назывались при этом «гидрология».

8. В Мертвом море самая соленая вода

Верно сказать, что Мертвое море — самое соленое среди морей, но вот считать, что там плещется самая соленая в мире вода, не стоит, хотя многие и совершают эту ошибку. Уровень солености Мертвого моря достигает 28 %, что, несомненно, впечатляет, но не является рекордом.

Соленостью в 35 % может похвастаться пусть не море, но довольно большое озеро Ассаль в Республике Джибути в Восточной Африке.

Петухи, жаворонки и цветочки для бедноты

Часы на Руси долгое время были предметом роскоши. Простые люди использовали свои собственные методы, позволяющие обходиться без сложных механизмов. Наши предки были наблюдательны, природные процессы не были для них тайной.

Например, птицы. Понятно, что будильником в стародавние времена (да во многих деревнях и поныне) был петух, которой кукарекал три раза за ночь: в первый раз после полуночи, затем в два часа пополуночи, и в последний раз рано утром, примерно в начале пятого. Иволга, жаворонок, воробей – эти птахи тоже просыпались и начинали свои песнопения в определенное время. Надо было лишь понаблюдать, прислушаться к советам стариков и запомнить время.
Крестьяне вели наблюдение за цветами, поскольку те, повернувшись к солнцу, распускаются и закрываются в строго определенное время. Ну и, конечно, само солнце. Славяне делили сутки на день и ночь, ориентируясь на движение небесного светила. Серединой дня был полдень, когда солнце находилось в самой высокой точке. Чем позднее, тем длиннее тени от предметов.

В древности не было электричества, освещать избы было нечем. Да, были свечи, но жечь их постоянно было экономически невыгодно. Потому как только солнце садилось, дома накрывала тьма – можно ложиться спать с чистой совестью. Кроме того, наши предки не нуждались в четком определении времени, в минутах, секундах. Для чего? Рассветает – можно идти в поля, работа – до заката, в сумерках возвращаются в деревню. Пастухи, например, измеряли тень от дерева при помощи лаптей, надетых на ноги. Тень достигла семи лаптей – можно собирать стадо и вести домой.
Интересен процесс замены временных понятий пространственными, например: « -Далеко ли эта деревня? – Да, далековато, два дня ходьбы». Отрезок, которое можно было пройти за один день, называли днище.

7. Стоунхендж построили друиды

Немногие знают, что современные ученые опровергли друидское происхождение одной из самых узнаваемых достопримечательностей мира и с помощью радиоуглеродного анализа доказали, что Стоунхендж куда древнее друидов, так что их благодарить за строительство не стоит.

На данный момент исследователи придерживаются мнения, что таинственный Стоунхендж строился в несколько этапов, первый из которых относится к периоду около 3 000 лет до нашей эры.

Четкие биологические часы

О биологических часах сегодня знают все, так называется внутренний циркадный ритм. Для его формирования требуются годы, с его помощью формируется все биологические процессы человеческого организма. Мы испытываем голод, значит, подошло время обеда, к которому мы привыкли. Нам хочется спать – можно посмотреть на часы убедиться, что уже полночь (час ночи, два и так далее), в зависимости от привычки.

Художник К.Маковский. Крестьянский обед во время жатвы

Наши предки жили по строгому распорядку. Крестьянка знала, что ей не нужно звать мужа к обеду. Он приходил сам, либо уже ждал жену в поле, поскольку тяжелая работа и привычка делали свое дело, и аппетит разыгрывался очень сильно.
Размеренность, монотонность, свойственные жизни на Руси, следование определенному распорядку, отсутствие искусственного освещения делали ориентировку во времени простой и отчасти условной.

Цветы распускаются и закрываются в определенное время

Часовые мастерские стали развиваться в России в 18 веке. Это событие ознаменовалось открытием «Часового двора» в Москве. А сегодня часами невозможно удивить даже детсадовца – настолько привычным, недорогим и повсеместно распространенным стал этот предмет.

6. Архитекторов собора Василия Блаженного ослепили

Все мы еще со школьной скамьи помним историю о том, что Иван Грозный был так восхищен собором Василия Блаженного, который носит официальное название Собора Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, что приказал ослепить зодчих Барму и Постника Яковлева, чтобы они никогда не смогли построить собор красивее.

Но если Постник действительно участвовал в возведении собора Василия Блаженного, то он никак не мог быть ослеплен, ведь несколько лет спустя он трудился на строительстве Казанского кремля.

5. Пизанская башня — самая падающая

Главная «падающая» достопримечательность, с которой так любят фотографироваться туристы, на самом деле имеет довольно небольшой угол наклона — всего 3,54 градуса.

А вот небоскреб Capital Gate, который еще часто называют Падающей башней Абу-Даби, попал в «Книгу рекордов Гиннесса» как здание с самым большим наклоном в мире — он отклоняется к западу на 18 градусов.

4. Собор Святого Петра — самый большой

9 заблуждений о достопримечательностях мира, в которые мы до сих пор верим

Собор Святого Петра, который все мы знаем как сердце Ватикана, многими ошибочно считается самым большим собором в мире. И хотя его размеры действительно впечатляют, ведь он может вместить 60 000 человек, но его конкурент — Базилика Пресвятой Девы Марии Мира в городе Ямусукро, Кот-д’Ивуар, вдвое больше. Она даже занесена в «Книгу рекордов Гиннесса» как самая большая церковь в мире.

3. Ниагарский водопад — самый высокий в мире

Если вы спросите любого знакомого, какой водопад он считает самым высоким в мире, то с большой вероятностью услышите название Ниагарского. В действительности же ниагарские водопады «Подкова», «Фата» и «Канадский водопад», хоть и впечатляют своей шириной, а вот высотой не отличаются — 53 метра, а видимая высота и того меньше — 21 метр.

А вот кто поражает высотой, так это другой американский водопад Анхель, расположенный в Венесуэле. Его высота составляет потрясающие 979 метров.

2. Пирамиды стоят среди пустыни

Представляя себе египетские пирамиды по книгам и фильмам, мы уверяемся, что они стоят в безлюдной пустыне, овеваемые суровыми ветрами. А на самом деле бедные районы Каира подходят к ним почти вплотную, так что зрелище открывается не слишком впечатляющее.

1. Китайскую стену видно из космоса

Долгое время бытовал миф, что Китайская стена — единственное сооружение, построенное руками человека, которое видно даже из космоса. Увы, в 2003 году это опроверг китайский космонавт Ян Ливэй (Yang Liwei). Событие имело такой резонанс, что даже китайское правительство пообещало удалить эту информацию из всех учебников страны.

А вы знали, что эти факты — всего лишь заблуждения? Или, возможно, вы можете вспомнить другие заблуждения о достопримечательностях, которые большинство считает истиной?

Как люди научились считать время

Все мы привыкли к обычным фактам — в сутках 24 часа, месяц насчитывает 30 дней, в году их 365. Механические и электронные часы — наша повседневная реальность, и сложно сегодня представить себе, что может быть по-другому. Как жили люди до того, как были изобретены современные часы? Какие способы исчисления времени существуют у других народов? С ответами на эти вопросы мы познакомимся ниже.

Как люди научились считать время

В древности существовали различные способы определять время. Солнечные часы помогали ориентироваться по тени, которую отбрасывало Солнце, перемещаясь в течение дня по небосводу. Они включали в себя шест (гномон), отбрасывающий тень, и циферблат с отметками, по которому двигалась тень. Сам принцип действия часов подразумевает их полную зависимость от Солнца, так что ночью или в пасмурную погоду этими часами было пользоваться невозможно. У разных народов древности, таких как Египет, Рим, Китай, Греция, Индия существовали свои разновидности солнечных часов, которые различались по конструкции.

Водяные часы представляли собой сосуд цилиндрической формы, из которого истекала по каплям вода. Время определялось по количеству истекшей воды. Такие часы были распространены в Египте, Вавилоне, Риме. Однако существовала и другая разновидность водяных часов, которая была распространена в странах Азии — плавающий сосуд наполнялся водой, которая поступала через небольшое отверстие.

Песочные часы всем нам знакомы. Они существовали и до нашей эры, в средние века их разработка была усовершенствована. Для точности часов большое значение имело качество песка и равномерность его сыпучести, он изготавливался специально. Использовался мелкий порошок черного мрамора, а также песок из свинцовой и цинковой пыли, предварительно проходивший обработку, и другие виды песка.

Время определяли также и с помощью огня. Огненные часы были в древности очень распространены, особенно в домах. Существовали разные типы таких часов — свечные, фитильные, лампадные. В Китае, где, как считается, огненные часы появились впервые, была распространена разновидность, состоявшая из основы, сделанной из горючего материала (в виде спирали или палочки), и прикрепленных к ней металлических шариков. При сгорании определенного промежутка основы шарики падали, таким образом отбивая время.

В Европе популярностью пользовались свечные часы, которые позволяли определять время по количеству сгоревшего воска. Эта разновидность была особенно распространена в монастырях и церквях.

Можно упомянуть и о таком способе определения времени в древности, как ориентирование по звездам. В Древнем Египте существовали звездные карты, по которым египетские наблюдатели при использовании пассажного инструмента ориентировались в ночном времени.

Следует отметить, что в древнем Египте также существовало деление дня и ночи на 12 часов, однако часы были неодинаковой длины. Летом дневные часы были длиннее, ночные короче, зимой же наоборот. Месяц по египетскому календарю состоял из 30 дней, год насчитывал 3 сезона по 4 месяца каждый. Для египтян Нил служил основой жизни, и сезоны были тесно связаны с событиями вокруг этой реки: время разлива реки (ахет), время выхода земли из-под воды и начала земледелия (перет) и время низкой воды (шему).
Новый год египтяне праздновали в сентябре, с появлением на небе звезды Сириус.

В Древнем Риме год насчитывал всего 10 месяцев (304 дня). Начало года приходилось на март. В дальнейшем римский календарь подвергся изменениям — Юлием Цезарем был установлен календарный год из двенадцати месяцев, начало которого было определено на 1 января, поскольку в этот день римские консулы вступали в должность и начинался новый хозяйственный цикл. Этот календарь получил название юлианского. Названия месяцев, которые привычны нам с детства — январь, февраль, март и т.д. — пришли к нам из Рима.

В наше время в большинстве стран отсчет времени ведется от Рождества Христова и принят григорианский календарь. Однако существуют и иные варианты отсчета времени. К примеру, в Израиле летосчисление ведется от сотворения мира, которое датируется на 3761 г. до н.э. согласно положениям иудаизма. Год в иудейском календаре бывает 3-х видов — правильный, состоящий из 354 дней, достаточный, насчитывающий 355 дней, и недостаточный, состоящий из 353 дней. В високосный год прибавляется один дополнительный месяц.

Всем известен китайский календарь, в котором каждый год посвящен определенному животному. Сначала в Китае придерживались именно его, однако со становлением коммунизма в этой стране произошел переход на григорианский календарь. Восточный календарь используется в Китае и сегодня для определения дат праздников, например, Праздника весны, который есть китайский Новый год, и Праздника середины осени. Новый год в Китае — переменный праздник и приходится на «День первого новолуния», которое находится в промежутке между 21 января и 21 февраля.

На сегодняшний день существуют и другие примеры систем отсчета времени, отражающие видение мира и традиции создавших их народов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию