100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как добывают и хранят нефть

kak_eto_sdelano

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала

Далеко-далеко, на холодном-холодном севере, в дальнем-дальнем городе, даже далеко-далеко от города есть русское место. Работают там суровые мужики, которые не боятся холода и сильного ветра, и находится там национальное богатство — нефть. Черное золото, оказавшееся на самом деле коричневым, в больших объемах хранится в недрах Русского газонефтяного месторождения.

Русское месторождение было открыто в 1968 году, находится за Полярным кругом на полуострове Ямал. Проще и быстрее всего добраться до месторождения от города Новый Уренгой на автомобиле. Геологические запасы нефти составляют более 1,4 миллиардов тонн, а извлекаемые запасы нефти — 420 миллионов тонн. Этого должно хватить на многие десятки лет вперед, так чтобы работы еще море.

Добыча нефти производится через скважины, которые перед этим нужно пробурить. Это делается с помощью буровых установок. Многие могут подумать, что сами скважины выглядят, как высокие красивые вышки, но нет. Это всего лишь буровые установки, которые переезжают с места на место, когда заканчивают бурение.

Бурение одной скважины может занимать около 30 дней. Причем бурят здесь не вертикальные, а горизонтальные скважины – только так можно эффективно добывать здешнюю нефть, которая похожа скорее на пасту чем на жидкость. Длина скважины может достигать 2-3 километров и даже больше. Например, глубина залегания нефти у Русского месторождения всего 0,8-0,9 километра.

На Русском месторождении используется кустовой метод бурения, при котором устья скважин находятся на одной площадке. Прежде всего, это позволяет вести эффективную добычу, а также сокращает время на обустройства самой площадки.

Современные скважины совсем не похожи на знакомые всем нам качалки. Они ушли в историю и служат своеобразным памятником нефтянке. Новые скважины – это мощные насосы, которые на поверхности выглядят в виде металлических труб с вентилями и датчиками. Лицензией на разработку Русского владеет «Тюменнефтегаз», дочка «Роснефти».

На месторождении применяется оборудование отечественных производителей с использованием самых передовых технологией для добычи нефти. К концу года на месторождении будет работать 29 скважин.

С 2007 года до настоящего момента на Русском было добыто 750 тысяч тонн нефти. Этот символический юбилей как раз совпал с нашим визитом. И тут можно проследить динамику развития производства на месторождении. К примеру, уже в 2016 году здесь будет добыто более 230 тыс тонн нефти, а это треть от общего добытого объема. Планы на 2017 год извлечь уже 400 тысяч тонн, в год запуска месторождения, то есть в 2018 добыча составит 1,3 млн тонн и дальше только будет расти.

Нефть Русского месторождения обладает хорошими свойствами и показателями: она низкопарафинистая, малосернистая, не замерзает даже при температуре -26 градусов. Из такой нефти производится реактивное и дизельное топливо, арктические низкозастывающие малосернистые масла, битумы и нефяной кокс.

Одно дело нефть добыть, но ведь дальше надо ее как-то транспортировать. Перед тем, как отправлять нефть куда-то, сначала необходимо полученное сырье где-то хранить. Правильно? Хранить нефть надо тоже правильно, для этого на Русском месторождении идет строительство Центрального пункта сбора нефти, откуда из всех скважин будет стекаться добытое сырье.

Это площадка под строительство центрального пункта сбора. Совсем скоро здесь вырастет резервуарный парк и другие производственные объекты, а также трубы, дороги, жилые объекты – ведь люди здесь работают вахтовым методом.
Будущий ЦПС будет аккумулировать добытую нефть и направлять по трубопроводу на пункт сдачи нефти в 65 км отсюда.

Сейчас ведется активная подготовка площадки Центрального пункта сбора нефти. Для этого обязательно производится отсыпка площадки песком. Делается это для того, чтобы во-первых сделать инженерное основание под объект, а во-вторых для того, чтобы не повредить мерзлый грунт. Кстати, для этого между слоями песка прокладывают термоизоляционную пластину из пеноплекса. И вообще все строительство здесь ведется на вмороженных сваях – чтобы не нарушать природный режим жизни тундры.

На данный момент, завершены работы по трассировке нефтепровода от ЦПС до станции Заполярное, где будет храниться нефть. В начале 2017 года планируется начало монтажа металлоконструкций и экстакад для прокладки трубопровода.

А пока сами трубы лежат и ждут момента, когда из них соберут новый нефтепровод.

Длина нефтепровода от пункта сбора на Русском месторождении до станции Заполярная составит 65 километров.

Тюменнефтегаз планирует увеличить добычу, но для этого необходимо бурить много новых скважин. Для этого в 2017 году планируется увеличить количество буровых установок до 7 штук. Процесс бурения скважин ведется в режиме on-line: в оснастку бурового инструмента вмонтированы геофизические датчики, которые позволяют оценивать свойства недр на 20-30 метров в глубину.

Сейчас завершена инженерная подготовка площадки приемно-сдаточного пункта Заполярное, в стадии завершения строительства свайных оснований под блочное оборудование и парк резервуаров.

После сбора и сортировки нефти на ЦПС Русское, сырье по будущему нефтепроводу будет поступать на ПСП Заполярное и храниться вот в таких огромных емкостях объемом 10000 кубических метров.

Специально для связи Русского месторождения с внешним миров была построена дорога длиной 48 километров, соединяющая трассу и непосредственно само месторождение.

К 2020 году Тюменнефтегаз планирует создать более 500 дополнительных рабочих мест.

Пока не построен трубопровод, нефть с месторождения вывозят специальными автоцистернами. На фото грузовик, в который грузят добытую на месторождении 750 тысячную тонну нефти. Работа идет при температуре -44.

А это знаменитая вахтовка. Без этих машин не обходится ни одно месторождение. На таких вездеходах доставляют к месту работы сотрудников. Там где обычная машина увязнет в снегу или грязи, эти – пройдут везде. А значит рабочий процесс остановлен не будет.

Читайте так же:
Установлена причина неодинаковой массы мозга у человека и обезьян

Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Почему нельзя прекратить добычу нефти

Мы живем в таком мире, когда главным ресурсом является нефть. И тут бесполезно рассуждать на тему того, что появление электромобилей что-то изменит. Кроме производства бензина, нефть применяется при изготовлении смазочных материалов (в том числе и для электромобилей), для обогрева жилищ, для автономных систем питания, для производства потребительских товаров и много чего еще. Все это делает ее очень важным продуктом и таким она останется еще на много лет. Но, когда в мире все хранилища заполнены этим ”черным золотом”, цены на него падают и приходится буквально уговаривать покупателей забрать его. Все из-за того, что нельзя просто выключить насос до лучших времен и оставить нефть в скважине. А вот почему нельзя так делать, мы сегодня и разберемся.

Такая картинка является символом нашего времени. Вокруг нас очень много нефти. А про факел на фоне я расскажу чуть ниже.

Как коронавирус влияет на добычу полезных ископаемых

Коронавирус крайне негативно влияет на добычу полезных ископаемых. Это если коротко. Если ответить более развернуто, то надо вначале представить, каким был уровень потребления до всемирной самоизоляции и то, каким он стал сейчас.

Люди почти перестали покупать одежду, технику, аксессуары и многие товары для дома. Существенно сократились пассажирские перевозки, особенно авиационным и железнодорожным транспортом, поездки людей на личных автомобилях. Все это привело к очень серьёзному снижению потребления ископаемого сырья — особенно нефти.

Добыча нефти рассчитана на ее потребление. Так в любом производстве. Нет смысла производить существенно больше, чем у тебя купят. Небольшой запас на складе нужен, но существенные излишки пойдут только во вред. Как минимум, их надо где-то хранить, а значит, и платить за хранение. Даже на своем складе это делать невыгодно, так как свободное пространство проще сдать или просто законсервировать склад и не платить за его обеспечение. Так и с нефтехранилищами. Зачем их забивать, если можно оставить пустыми?

Такой склад это тоже плохо, но лучше, чем переполненный.

Аналогичная ситуация и с добычей нефти. Когда она течет из трубы, объем ее добычи можно немного регулировать, но только до какого-то момента. Полностью перекрыть подачу нельзя (ниже мы разберем почему). В итоге, хранилища переполняются и сырую нефть становится негде хранить. Когда все совсем плохо, доходит до того, что даже танкеры стоят полными в портах, чтобы хоть куда-то слить излишки. При этом, нефть никто не покупает, так как из-за снижения потребления она никому не нужна.

Как добывают нефть

Прежде чем рассказать, почему нельзя просто заткнуть скважину и перестать качать, стоит в двух словах рассказать, как вообще работает скважина и как добывают нефть.

Считается, что нефть появилась в результате процессов, которые проходили в телах умерших древних животных под большим давлением пород. Породами этими были слои глины, образовавшиеся за миллионы лет.

Миллионы лет назад эти красавцы умирали и дошли до нас в виде нефти.

Для обнаружения нефти геологи пропускают через породы ультразвуковые импульсы и благодаря разным акустическим свойствам этих пород, они могут составить картину того, что есть под землей. Если они находят пласт залегания нефти, начинается разработка месторождения. Если есть сомнения в том, что нефть действительно есть, бурится тестовая шахта для того, чтобы убедиться в результате.

Когда наличие нефтяного горизонта (так называется порода, из которой добывают нефть) подтверждено, бурится основная шахта. Она может достигать нескольких сотен метров в глубину. В нее погружаются стальные трубы, диаметр которых меньше диаметра самой шахты, а в получившуюся полость между трубой и породой под давлением закачивается бетон.

Иногда рядом с нефтяными вышками стоит труба, на конце которой горит огонь. Так выжигают скопившийся газ. Впрочем, на некоторых месторождениях этот газ собирают в резервуары.

После этого на глубину предполагаемого залегания опускается мощный заряд, который взрывается и делает перфорированные отверстия в трубе. Если все сделано правильно, через эти отверстия начинает поступать нефть. Делает она это тремя способами.

Если не усложнять, то первый из них — это когда нефть бьет фонтаном из-за давления пород сверху. Когда давление немного спадает, в саму полость с нефтью или в соседние полости заливается большое количество воды. В итоге давление растет и нефть снова начинает поступать под напором. Правда, в этом случае ее надо очищать от воды.

Примерно так выглядит добыча с подачей воды.

Второй способ более привычный. Это когда ставится качающая вышка, которая как молоток машет вверх-вниз. Она приводится в действие электричеством и передает движение на насос в шахте. Он подает нефть наверх.

Третий способ тоже связан с насосом, но в этом случае он погружается непосредственно на дно шахты и уже оттуда качает нефть наверх.

Способ каждый раз выбирается индивидуально и зависит от особенностей шахты и наличия денег у того, кто разрабатывает месторождение. Одно надо знать точно. Оборудование стоит очень дорого и постоянно нуждается в обслуживании. Времена, когда можно было воткнуть палку в землю и оттуда бил фонтан нефти, давно прошли.

Читайте так же:
Как снимали фильм «Чародеи»

Теперь можно обсудить, почему скважины нельзя просто закрыть, выключив насос, и оставить так до тех пор, пока все не уляжется и ее не надо будет снова включить.

Почему нельзя остановить добычу нефти

Как вы поняли из сказанного выше, откачать нефть не то же самое, что выпить компот через соломинку. Надо серьезно потрудиться и вложить немалые деньги только для того, чтобы начать качать ”черное золото”.

Теперь представим ситуацию, что уже никто не покупает нефть не то, что по 100 или 50 долларов за барель, а даже за 20 она никому не нужна. В этот момент многие добытчики начинают отдавать товар себе в убыток, понимая, что им так просто выгоднее.

При такой динамике цены на нефть, сложно на ней зарабатывать.

Дело в том, что закрытие шахты, в первую очередь, стоит очень дорого. Надо не просто закрыть кран, а провести консервацию самой шахты. Это сложный процесс, который нет смысла описывать в деталях. Вкратце можно сказать, что она должна бетонироваться на большую глубину с использованием сложных технологий и специального оборудования. После этого ее надо будет практически бурить заново, чтобы начать снова работать.

Это уже огромные потери и риски того, что кто-то расконсервирует свою шахту раньше и перехватит ваших клиентов. Такого никто не хочет.

Допустим, вы решили законсервировать шахту, а ваши конкуренты с отличием закончили институт благородных девиц и ни в коем случае не уведут ваших покупателей. Что еще может помешать прекратить добычу?

Во-первых, вы сразу же разорвете все цепи поставок. Это большое количество контрактов и подрядчиков, каждому из которых надо сначала будет заплатить неустойку, а потом заново налаживать все перевозки, транспортировку и хранение. Во-вторых, оборудование на шахтах и на перерабатывающих заводах будет простаивать. Это может привести к тому, что оно выйдет из строя. Производители гарантируют исправную работу оборудования, но не его исправность во время простоя. Стоит оно очень дорого и никто не хочет доводить до того, что оно просто сломается и придется покупать новое.

Вот мы думаем, что добыча нефти на Земле стоит дорого. Возможно, но на Марсе ей будут заниматься микробы. Ну хоть тут сэкономим. Хорошая новость?

Кроме всего вышесказанного, вам придется уволить сотрудников. Кажется, что в этом нет проблем, но они есть. Потом их надо будет нанимать снова, но хороших специалистов очень мало и их могут увести. Даже если этого не случится, и они вернутся обратно, они могут растерять навыки, которые надо постоянно поддерживать.

Как видим, причин, которые не позволяют просто так закрыть скважину, очень много. В этом деле, как нельзя лучше подходит поговорка ”Вход — рубль. Выход — два”. Конечно, если вы планируете вернуться обратно на это месторождение.

Во время кризиса многие вышки просто стоят. Но для этого надо законсервировать месторождение.

Именно поэтому многие мелкие компании, владеющие буквально парой вышек, в периоды кризисов закрываются. Они просто не могут выдержать такой нагрузки. В итоге происходит передел рынка и их скважины забирают себе новые игроки или просто крупные корпорации. Закон джунглей — выживает сильнейший.

Многие думают, что нефти на планете больше нет. Мол высосем все, что есть и будем ходить пешком. Это не так! Новые месторождения продолжат находить. Если переживаете по этому поводу, подписывайтесь на наш новостной канал. Мы часто рассказываем о полезных ископаемых.

Как выглядит нефтехранилище

Хранение добытой нефти производится как на местах добычи, так и в других местах. Для этого используются комплексы, которые называются нефтехранилищами. Это большие резервуары, объемом от нескольких кубометров до нескольких сотен кубометров. Резервуары делятся на три типа: наземные, полуподземные и подземные. Из названия понятно, чем они отличаются.

Нефтехранилище — промышленный объект для хранения нефтепродуктов и нефти. Они бывают перевалочными, перевалочно-распределительными и распределительными. Обычно представляют собой подземные или надземные резервуары.

Стоит понимать, что нефть это не вода и просто так залить ее в бочку нельзя. Она горит, она густеет и она может сильно навредить окружающей среде в случае утечки. Поэтому к хранилищам предъявляются самые жесткие требования. От технического состояния резервуаров до систем предотвращения пожара.

Первое нефтехранилище было построено В.Г. Шуховым в 1878 году в рамках строительства первого российского нефтепровода. До этого добытую нефть хранили в больших прудах под открытым небом.

Кроме первого российского нефтепровода и нефтехранилища, по проекту В.Г. Шухова была построена знаменитая Шаболовская телебашня.

Новая конструкция, которая и получила название ”нефтехранилище Шухова” была из листов стали, толщина которых уменьшалась к верхней части (внизу давление больше). Так получилось сделать конструкцию крепкой и относительно недорогой. Немаловажным фактом являлось то, что стояло нефтехранилище на песчаной подушке. Это обеспечивало ему большую надежность.

Эти штуки до сих пор строят почти по изначальному проекту.

Цилиндрическое нефтехранилище оказалось очень правильным решением с точки зрения распределения нагрузки. Стенки наращивались снизу вверх. Они как бы собирались из больших сваренных колец. К дну и крыше они крепили угольниками для большей прочности, но сильной нагрузки на эти места не было.

Только до 1917 года по технологии Шухова были построены более 20 000 нефтехранилищ. Основные конструктивные приемы применяются при строительстве подобных сооружений и по сей день.

В чем сложность добычи нефти

Как видим, добыча нефти не такое уж и просто занятие. Мало того, что дорого начать добычу, ее завершение тоже удовольствие не из дешевых. А если добавить сюда расходы на оборудование и доставку сырья, жалобы добытчиков на то, что цена барреля упала ниже тридцати долларов, уже не кажутся простым нытьем. В этот момент они выходят почти в ноль, а дальше и вовсе начинают терять.

Читайте так же:
Итальянец в одиночку построил парк аттракционов в лесу

Со временем ситуация будет только ухудшаться. Добыча будет все более дорогой, а потребление будет падать. Многие компании разорятся, а мы найдем себе новый золотой стандарт. Появятся новые магнаты, произойдет перестройка экономики, но это все потом . Пока у нас еще есть несколько десятилетий наедине с нефтью. Так что — качаем, господа.

Путь Нефти

В повседневной жизни человек пользуется огромным количеством продуктов нефтепереработки. Даже не беря в расчет такие очевидные примеры, как бензин и другие топлива, мы повседневно имеем дело с предметами из пластмассы, сырьем для изготовления которой является все то же «черное золото».

Однако, перед тем как превратится в ценные товары потребления, нефть проходит долгий путь, начинающийся глубоко в недрах нашей планеты и заканчивающийся на прилавках магазинов и заправочных станциях. Этот путь можно разбить на несколько отдельных, но по своему значимых этапов:

  • Разведка
  • Добыча
  • Транспортировка
  • Хранение
  • Переработка
  • Сбыт

Разведка

Самым первым шагом, предшествующему началу добычи, является разведка определенного участка местности на предмет залегания нефтеностных пластов. Этот этап включает следующие последовательные мероприятия:

  • Визуальное исследование потенциального района, в том числе с помощью аэрофотосъемки и съемки из космоса.
  • Исследование недр с помощью геофизических методов. Наиболее распространенным способом является создание искусственных возмущений в толще пород путем взрывов специальных зарядов. Механические колебания от этих взрывов отражаются и преломляются подземными структурами. Улавливая сигналы с помощью специальных сейсмографов, можно определять и оценивать форму поземных залежей.
  • Опорное бурение исследовательских скважин, в результате которого получают так называемые керны – образцы породы, чаще всего имеющие цилиндрическую форму. Керны изучаются по слоям с помощью разнообразных физико-химических методов, позволяющих оценить перспективность добычи нефти на данном участке.

Добыча

Следующим этапом является непосредственно разработка нефтяного месторождения с целью добычи углеводородов. Этот процесс включает бурение разных видов скважин: эксплуатационных, контрольных, нагнетательных, которых в сумме может быть от нескольких десятков до нескольких тысяч, и последующее извлечение сырой нефти на поверхность.

Основными видами бурения при разработке месторождений являютcя ударное бурение и вращательное бурение.

Ударное бурение заключается в раздроблении пород с помощью тяжелых ударов специального бурового инструмента, оснащенного лезвиями клиновидного вида. Раздробленные обломки породы выносятся из скважины на поверхность с помощью специальных водных растворов. Существует несколько разновидностей данного метода, такие как ударно-вращательное бурение, ударно-поворотное и др., суть, однако, остается прежней.

При вращательном бурении порода постепенно срезается так называемым долотом, на которое сверху давит буровая колонна. Срезанные обломки также извлекаются на поверхность с помощью специальных буровых растворов, которые кроме этого играют роль смазки и охлаждающей жидкости.

Буровое долотоБуровое долото

После того, как бур достиг нефтеносных пластов (вскрытие скважины), следует стадия непосредственного извлечения сырой нефти на поверхность. В пластах флюиды находятся под давлением, и, как правило, на начальной стадии извлечения нефть фонтанирует естественным образом. Однако, по мере истечения, давление уменьшается и появляется необходимость применения механизированных способов добычи. Основными методами являются использование разных видов насосов, а также нагнетание в скважину сжатого газа (газолифтный способ) или воды, которые выталкивают нефть на поверхность. Для этого процесса как раз используются специальные нагнетательные скважины.

Около 70% всех добывающих скважин в мире оснащены штанговыми, или плунжерными насосами, в качестве привода которых используются так называемые станки-качалки.

Станок-качалкаДобыча нефти с помощью станка-качалки

Добыча нефти на морском шельфе

Шельф – прибрежная, относительно мелководная зона океана, с глубиной, как правило, 100 – 200 м. В зависимости от глубины, добычу нефти осуществляют различными способами.

Так, на мелководье обычно сооружают искусственные острова, с которых осуществляют бурение, аналогичное бурению на суше. Основной недостаток такого метода – риск разрушения плавучими массивами льда.

Другой способ – построение специальных дамб. Из получившегося «колодца» откачивают воду и производят бурение непосредственно на обмелевшем дне. В настоящее время эта технология потеряла актуальность.

В случае нахождения месторождения недалеко от суши, наиболее рационально бурить наклонную скважину с берега. Сегодня технологии развились на столько, что данный вид бурения позволяет попасть в нужную точку с расстояния в несколько километров.

Буровая платформа "Орлан" на месторождении Чайво в Охотском море. Проект "Сахалин-1"Буровая платформа «Орлан» на месторождении Чайво в Охотском море (проект «Сахалин-1»)

По мере удаления от берега, и, соответственно, увеличения глубины, усложняются и технологии добычи.

На глубинах до 40 метров монтирую стационарные буровые платформы, которые удерживаются на дне благодаря своей массе. Опоры такой конструкции как правило полые – в них можно хранить добытую нефть или оборудование. На участках с глубиной не более 200 метров используют полупогружные платформы, которые удерживаются с помощью якорей и системы динамической стабилизации, включающей в себя специальные двигатели, подруливающие устройства, энергоблок и систему управления. Бурение скважин на глубине более 200 метров осуществляют уже только с помощью специальных буровых судов.

Измерение эффективности нефтедобычи оценивается с помощью КИНкоэффициента извлечения нефти, который представляет собой отношение добытой нефти к общему объему запасов месторождения. Для его увеличения применяются так называемые методы увеличения нефтеотдачи (МУН).

Важным моментом, в первую очередь для окружающей среды является консервация или ликвидация скважин после завершения разработки месторождения.

Выходящая из скважины смесь сырой нефти, попутного газа, воды и механических примесей подвергается специальной обработке для последующей транспортировки на перерабатывающие заводы или с целью сбыта.

Транспортировка

Транспортировка сырой нефти осуществляется тремя основными способами:

  • по нефтепроводу
  • водным транспортом
  • железнодорожным транспортом
Читайте так же:
Как алкоголь действует на мозги?

Самым дешевым и экологически безопасным способом является транспортировка нефти по нефтепроводу, которые прокладывают как над, так и под землей, и даже под водой, в зависимости от ландшафта местности и погодных условий в течение года. Трубы для нефтепровода изготавливаются как из высоко-пластичных сталей, выдерживающих механические, температурные и химические воздействия, так и из армированного пластика, имеющего практически неограниченный срок эксплуатации.

НефтепроводНефтепровод

Внутренний диаметр труб обычно варьируется от 100 до 1400 мм. Каждые 70 – 150 км на нефтепроводе устанавливаются насосные станции, обеспечивающие перепад давления, и соответственно, движение нефти (скоростью потока может достигать 3 м/с). А каждые 10-30 км размещаются специальные задвижки, на случай аварийного перекрытия и устранения неисправностей.

По своему назначению нефтепроводы делятся на следующие виды:

  • Промысловые – соединяющие скважины и различные объекты в пределах промысла
  • Межпромысловые – связывают между собой отдельные месторождения, а также месторождения и магистральный нефтепровод
  • Магистральные – нефтепроводы, служащие для доставки сырья от месторождения до пунктов перевалки, терминалов, нефтехранилищ и нефтеперерабатывающих заводов

Вторым по значимости средством доставки сырой нефти и нефтепродуктов являются танкеры. Основной объем международных перевозок осуществляется именно с их помощью. Вместимость танкеров варьируется от нескольких тысяч тонн (речные танкеры) до десятков тысяч тонн. Стоимость перевозки нефти обратно пропорциональна их дедвейту, однако в последнее время гигантские супертанкеры потеряли свою популярность, так как имею трудности при прохождении некоторых каналов и остановки в портах. Кроме этого, ужесточились требования к безопасности нефтеналивных судов, что сделало некоторые танкеры недееспособными.

Супертанкер BatillusСупертанкер Batillus

Второстепенным способом транспортировки является перевозка по железной дороге. Преимущества данного вида транспорта в универсальности – можно довольно быстро доставить потребителю большие объемы как нефти, так и нефтепродуктов. Недостаток же заключается в том, что после доставки, цистерны возвращаются пустыми, а это в свою очередь приводит к издержкам.

Автомобильный транспорт используется для перевозки в пределах небольшого региона, например, для доставки нефтепродуктов на автозаправочные станции, промышленные предприятия и т.п. Авиатранспорт вообще крайне редкий случай и подходит только для труднопроходимых уголков нашей планеты, например, для Крайнего Севера.

Хранение

Естественно, что не вся нефть подвергается незамедлительной переработке. Существенная часть сырой нефти помещается в так называемые нефтехранилища, которые представляют собой либо искусственно созданные резервуары (надземные и полуподземные), либо природные подземные коллекторы.

Надземное нефтехранилищеНадземное нефтехранилище

В подавляющем большинстве случаев нефть хранят в стальных надземных или железобетонных полуподземных резервуарах. Кроме этого, обретают популярность мягкие нефтехранилища, выполненные из специальных высокопрочных полимерных материалов. Иногда в роли хранилища нефти выступают отслужившие свое гигантские танкеры, пришвартованные недалеко от берега.

Хранение нефтепродуктов также осуществляется в специальных резервуарах, отвечающим определенным техническим требованиям, что, впрочем, относится и к нефтехранилищам.

Переработка

Процесс переработки нефти делится на два цикла: первичную и вторичную переработку. Однако этим процессам предшествует стадия ее подготовки, которая заключается в удалении механических примесей и растворенных газов, обезвоживании и обессоливании на специальных электрообессоливающих установках (ЭЛОУ).

Далее следует не менее важная стадия – лабораторный анализ полученной нефти, который необходим для оценки состава и моделирования условий дальнейшего крупномасштабного процесса переработки. В лаборатории выполняется перегонка небольших объемов нефти на специальных установках и анализ полученных фракций.

После того, как нефть подготовлена и изучена ее отправляют на первичную переработку, которая представляет собой процесс дистилляции на ректификационных колоннах. В них нефть разделяется на фракции с заданными температурными интервалами выкипания.

Нефтеперерабатывающий заводНефтеперерабатывающий завод

Для получения товарных продуктов, таких как топлива или масла, фракции, выходящие с риктификационных колонн фракции собирают и подвергают дальнейшей вторичной переработке.

Процессы вторичной переработки зависят от конкретной фракции. Так бензиновая и лигроиновая фракции и подвергаются каталитическому риформингу с целью повышения октанового числа. Каталитический крекинг используют для получения из темных остаточных нефтепродуктов более светлые, тем самым повышая глубину переработки и увеличивая выход светлых. Гидроочистка необходима для удаления нежелательных элементов, таких как сера, азот, микроэлементы, в том числе металлы, и др., находящихся в связанном с углеводородами виде.

В результате переработки получается широкий спектр товарных нефтепродуктов, включающий:

Как добывают нефть и можно ли в России делать это самостоятельно?

Хотите узнать, как это делается и можно ли поставить рядышком свою собственную качалку?


(ВНИМАНИЕ! Лужа на фото — не растёкшаяся нефть, а последствия удивительно жаркого и сухого лета в Центральной России)

С третьей попытки

Чёрное золото в Поволжье было обнаружено еще в 18 веке, но тогда такого ажиотажа, как сейчас, оно не вызывало, поэтому про нефть успешно забыли. Спустя 200 лет, когда после Второй мировой войны стране нужно было много топлива, сюда отправили первые геологические разведки. Они-де и отчитались о Поволжье, как о районе огромных нефтяных месторождений!

Но немного просчитались.

Приехавшие сюда следом за геологами буровики дали куда более скромные оценки. Но скважины всё же пробурили. И опять о них забыли.

Третий раз про Поволжскую нефть вспомнили уже только в 1976 году. И поспособствовали этому. деревенские пироманы!

На поверхность одной из законсервированных в 50-х годах скважин за 20 лет вытекло под естественным давлением целое озеро нефти. Местные любители огонька решили "море синее зажечь" и с N-й попытки им это удалось. Нефть вспыхнула как факел, вода под ней вскипела и начала выбрасывать высоко в голубое небо горящие водонефтяные фонтаны. Поднялись клубы чёрного дыма, которые было видно даже из окон Кремля. Так и вспомнили, что на берегах Волги уже много лет пропадает народное достояние. В 1977 году в Новоспасском были запущены в эксплуатацию первые скважины "Новоспасскнефти", приносящие стране около 12000 тонн бурой жидкости в год.

Читайте так же:
Азиатские слоны (видео)

После распада Союза "Новоспасскнефть" превратилась в АО "Ульяновскнефть" и вместе с другими нефтедобытчиками Ульяновска и Пензы была включена в холдинг "РуссНефть".

Сейчас у "Ульяновскнефти" 259 добывающих скважин на территории 33-х месторождений Ульяновской и Пензенской областей. Их силами выкачивается из земли более 700 000 тонн нефти в год.

Давайте посмотрим, как устроена типичная нефтекачалка — глубинный штанговый насос. Одна из таких и установлена в Новоспасском районе Ульяновской области. Глубина её скважины — 1300 метров. Это как раз та скважина, которою пробурили еще в 50-х годах и законсервировали.

Принцип работы станка-качалки очень прост. Представьте себе, что вам нужно из пузырька, не переворачивая его, вылить какую-нибудь жидкость. Как лучше всего это сделать? Правильно — взять шприц и за несколько приёмов выкачать её оттуда. Так же работает и нефтекачалка. Только вот пузырёк с жидкостью находится на глубине более километра. "Шприц" (поршневой насос) опускают на самое дно скважины, а его хвостовик соединяют с поверхностью сваренными между собой стержнями-штоками.

Приводимый в движение электромотором станок совершает возвратно-поступательные движения балансиром, двигает глубинный поршень вверх-вниз, и тот поднимает столб нефти на поверхность. Там, в зависимости от объёмов запаса (дебетности) месторождения, нефть попадает либо в подземный нефтепровод, либо накапливается в хранилище, откуда её регулярно забирает нефтевоз — та самая воняющая тухлыми яйцами оранжевая автоцистерна, за которой вы плетётесь, ожидая "окно" для обгона.

Однако, добытая сырая нефть мало куда годится и до товарного вида ей нужно пройти путь очистки. Дело в том, что нефть, поднимаемая с глубин, смешана с грунтовыми водами. Получается своего рода эмульсия, в которой содержится много воды. К примеру, на этой скважине доля воды в смеси — 68%. Понятно, что никто не хочет транспортировать и покупать воду, поэтому первым делом от неё избавляются. Для этого сырую нефть по трубопроводам или автоцистернами доставляют на УПСВ — установку предварительного сброса воды. Там смесь отстаивается, сепарируется и деэмульсируется.

Следующий этап — центральный пункт подготовки нефти (ЦППН). Здесь нефть окончательно очищают от ненужных примесей, доводят до стандарта и заливают в систему трубопроводов "Транснефти" под маркой Urals (тяжёлая, высокосернистая нефть).

У "Ульяновскнефти" более 200 качалок, разбросанных по центру и югу Ульяновской области. Как правило, стоят они в чистом поле, куда нельзя проложить даже отсыпанную гравием дорогу (земли вокруг качалок зачастую используются как пахотные). Как управлять качалками? Как отслеживать, работают они или стоят? Как охранять их от посягательств любопытных граждан?
Можно было бы посадить возле каждой сторожа и оператора, но тогда вся прибыль компании уходила бы им на зарплату. Что же делать?

Конечно же, сейчас на дворе 21-й век и управлять качалками можно удалённо, используя мобильную сеть. К примеру, качалки "Ульяновскнефти" обмениваются данными с центром мониторинга в Новоспасском через сеть "МегаФон". Эта технология имеет название M2M — Machine-to-machine, "машина с машиной". Вот так, машины общаются между собой и люди им совсем не нужны.

Каждый станок-качалка оснащена блоком управления, в котором есть два модема, через которые в центр управления отправляется телеметрия и принимаются различные команды. К примеру, можно удалённо остановить или запустить станок, получить оперативную информацию о его состоянии и в случае поломки незамедлительно выехать на место.

Информация кодируется и отправляется по GPRS в центр, где она отображается на экране оператора.

Но это еще не всё. С помощью M2M "Мегафона" снимаются и передаются в пункт учёта показания счётчиков расхода электроэнергии. Эта система позволяет сэкономить уйму времени при расчёте затрат электроэнергии каждой качалки.

Поставщик электроэнергии самостоятельно обращается к базе данных и на основе её данных автоматически формирует счёт на оплату.

Вот этот волшебный ящик у трансформатора:

С помощью чёрной антенны и передаются данные по мобильной связи.

И это не всё! Симки "Мегафона" установили даже в те самые нефтевозы. Каждая машина оборудована системой "ГЛОНАСС", которая помогает отследить местоположение автоцистерны на карте. Датчики уровня топлива через мобильную связь передают данные о количестве солярки в баках и сигнализируют о его резком падении. Да, так бывает, когда за счёт компании водитель решает заправить свой трактор или "толкнуть горючку налево". Система мониторинга решает и эту проблему.

Ульяновские нефтяники остановили свой выбор на "МегаФоне" из-за того, что у этого оператора большое количество базовых станций и наиболее устойчивый сигнал связи, что очень принципиально.

Можно ли добывать нефть самому?

Уже давно прошли те романтические времена фонтанирующей из скважины нефти. Чтобы что-то вычерпать из глубин земли, нужны технологии, машины, люди и глубокие знания. По Конституции РФ недра России принадлежат государству и народу, проживающему в нём. Это означает, что теоретически вы можете поставить свою качалку и качать, качать, качать сколько душе угодно! Но на практике всё намного сложнее. Чтобы начать добывать нефть, нужно получить лицензию на этот вид деятельности. А вот сделать это может только ограниченный круг лиц, доказавших свою состоятельность в данном вопросе.

  • Разведать и определить его запасы;
  • Определить лимиты добычи;
  • Доказать, что вы сможете придерживаться этих лимитов и ежегодно докладывать перед комиссией об успехах и провалах свой миссии. За последние вас просто лишат лицензии. Категорически запрещено качать больше и не приветствуется добыча нефти меньше установленных лимитов.

Но, поговаривают, нефть сейчас сильно подешевела. Добывайте лучше биткоины, а нефть оставьте профессионалам. 🙂

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию