100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как делаются Фальконы

форум моделистов Судомоделизм

Фальконеты,фальконы,кулеврины,мушкетоны. мелкая артиллерия.

  • Версия для печати
  • Страница 1 из 12
  • Перейти на страницу:

Фальконеты,фальконы,кулеврины,мушкетоны. мелкая артиллерия.

  • Цитата

#1 Сообщение Андрей Немо » Ср янв 14, 2009 18:03

Фальконеты.Не просто украшение бортов,но грозное оружие в ближнем бою.История,конструкции,способы и материалы изготовления.Тема актуальная и для Российского флота и особенно доПетровского да и для китов. Пока что мы имеем в магазине. А как было на самом деле?Естественно больше интересны морские «вертлюги»!
ХVIII век Британия! Какой калибр фальконета мы подразумеваем на бортах? 2-3 фунта??Запыживался ли заряд в фальконете?? Мог ли ствол быть опущен носом вниз??Есть ли причина ожидать бронзовых стволов в это время. Фото! Чертежи! Опыт изготовления! Интересно все.Знатоки,АУ!!

Изображение

Орудие XVII века из реки Волхов

В 1951 году волховскими школьниками было обнаружено и передано в Артиллерийский музей небольшое чугунное орудие(1). Оно относится к широко известному в Европе типу орудий малой корабельной (фальшбортной) артиллерии известной как фальконеты. Однако такие орудия выполненные в чугуне в европейский странах единичны, а в России эта пушка является уникальной(2).

Данное орудие уже упоминалось в литературе в «Каталоге материальной части отечественной артиллерии» (Каталог… 1961) и автором данной работы (О применении судовой артиллерии в допетровское время на Северо-Западе России. ВМУ №1 2001). Однако до настоящего времени не рассматривался ряд особенностей связанных с эти орудием и местом его находки.

Сначала о фальконетах и корабельной артиллерии в допетровской России. Вероятно, вся русская корабельная артиллерия в это время была малокалиберной – это связано с размерами применявшихся судов и условиями боя на реках. Не противоречат этому и письменные источники – Боплан говорит о вооружении казачьих чаек несколькими фальконетами (Боплан Г.1832. Описание Украины. Стр.64.), К.де Бруин путешествует по Волге на струге с «маленькими бронзовыми пушечками» (Корнелий де Бруин. 1989.Путешествие в Московию. \Росссия XVIII в. глазами иностранцев. Л. стр. 180.). Малокалиберные «пищали корабельные» присутствуют в «Описной книге пушек и пищалей» составленной во второй четверти XVII столетия (Кирпичников А.Н. 1987. О единообразии в изготовлении русских средневековых орудий. \ Fasciculi archaeologiae historicae. Стр 40.) Два бронзовых фальконета на вертлюгах аналогичных вертлюгу пушки из Волхова находятся в коллекции ЦВММ.

Наконец интересны обстоятельства находки орудия – оно было обнаружено в районе Волховских порогов в момент когда были открыты шлюзы ГЭС и уровень воды в реке сильно упал. Это означает, что оно могло быть потеряно при прохождении порогов или перевозке военных грузов каким либо из военных отрядов. Вполне вероятно, что это может быть связано с намечавшимся во время войны 1656 г. морским походом на Стокгольм.

1 Пушка 1-гривенниковая чугунная, отлита в XVII веке. Диаметр канала ствола – 47 мм., длина – 84 см, вес – 52 кг, на средней части ствола – цапфы с вертлюгом (Каталог материальной части артиллерии. Л. 1961. Стр. 152)
2 Большая часть известных фальконетов литые бронзовые или кованные железные.

Медный всадник

Медный всадник фото

Петр I — наиболее значимая фигура в российской истории последних веков. Он стал основателем нескольких городов и «прорубил» окно в Европу. Он стал «злым гением» для Швеции, покорившей значительную часть мира. Он попытался старую Русь, ходившую в лаптях, сделать европейским государством. Удалось не все, и не в той мере, как он хотел. Дело Петра было продолжено Екатериной I, дочерью Елизаветой Петровной и Екатериной II — немкой, сделавшей для страны больше, чем многие русские.

Петру I за его заслуги перед Россией и в соответствии с императорским статусом было поставлено много памятников, из которых наиболее известным является Медный всадник, разместившийся по заказу Екатерины Великой на Сенатской площади Санкт-Петербурга.

Важно подчеркнуть, что монумент и сам по себе является значимым событием в мировой архитектуре, и расположен среди зданий, сыгравших в судьбе страны значительную роль.

Современная панорама памятника:

Как создавался медный всадник

Инициатором возведения столь грандиозного медного, а точнее, бронзового, памятника стала императрица Екатерина ii. По ее распоряжению князем А. Голицыным приглашения взять работу на себя были отправлены Дидро и Вольтеру. Важно отметить, что с последним Екатерина долгое время переписывалась лично и очень ему доверяла.

Профессора лично не стали заниматься решением данного вопроса, но посоветовали обратиться к Этьену-Морису Фальконе. По рекомендации Вольтера, скульптор отличался тонким вкусом и умом. И не требовал с работодателей большой оплаты за свой труд.

Фальконе мечтал перейти от фарфоровых кувшинов и тарелок к монументальной скульптуре. Он не раздумывал, когда ему поступило предложение поработать над скульптурой всадника, изображавшей русского царя. Он согласился на оплату 200 тыс. ливров и переехал в Россию.

Читайте так же:
Как делают одноразовую посуду (видео)

Ему пришлось столкнуться с тем, что единства мнений по поводу памятника и облика великого Петра I нет. Екатерина хотела видеть его на коне, И. Бельский, возглавлявший Императорскую Академию искусств, предпочитал более «классическое» воплощение — без лошади. Единственное, что хотели видеть все — жезл или скипетр в руке. Дидро предлагал вообще отойти от канонов создания памятников и отдать предпочтение фонтану. Штелин отдавал предпочтение аллегориям, но не вокруг фонтана, а вокруг Петра I. Скульптуры должны ассоциироваться с Благоразумием, Трудолюбием, Правосудием и Победой. А под ногами самодержца должны были пасть пороки человека, олицетворяющие лень, нежелание учиться, стремление к обману себе подобных и зависть к окружающим

Этьен Фальконе отказался реализовывать любой из предложенных вариантов. Он полагал, что скульптура должна быть одна, и обязана олицетворять и человека, и благодетеля, и самодержца.

Под работу по приказу Екатерины был выделен Зимний дворец, занимаемый в свое время Елизаветой Петровной. Модель лошади создавалась по эскизам, зарисованным с жеребцов Каприз и Бриллиант. В задачу гвардейских офицеров входило ставить коня на дыбы и удерживать его в таком положении, как можно дольше.

Фальконе не удалось вылепить голову Петра I так, как этого хотелось Екатерине. В итоге эта работа была перепоручена помощнице мастера Мари-Анн Колло. Ей удалось получить нужное сочетание мужественности, воли и разума. Девушка, прибывшая в Россию вместе с Фальконе, в одночасье стала членом Императорской Академии искусств за свою работу. А от императрицы ей пожалована пенсия в размере 10 тыс. ливров. Получать деньги Мари должна была пожизненно. Федору Гордееву — скульптору из России — поручено создать змею, попираемую Петром.

К середине 1778 года гипсовая модель готова. Екатерина II не одобрила облик, предложенный Фальконе, но не отобранный ею лично.

Как отливался Медный всадник

Важно подчеркнуть, что памятники таких размеров ранее не делались и не отливались. Никто из литейщиков того времени не гарантировал ни качество, ни сроки изготовления. При этом за отливку с Фальконе запрашивали значительные суммы денег.

По итогам поисков к работе был подключен Емельян Хайлов, ранее занимавшийся отливкой пушек. Долгое время подбирался нужный состав. Скульптура императора имеет значительные размеры, но при этом опирается только на три точки. Значительная часть статуи для облегчения веса должна была стать полой, а толщина стенок не должна превышать сантиметра.

Первая попытка отлить оказалась неудачной. Лопнула труба, по которой подавалась бронза. Практически ценой своей жизни Хайлов предотвратил пожар. Памятник был испорчен. На подготовку новой модели ушло почти три года. Отливка завершилась успешно. Автор не смог избежать искушения и оставил надпись на плаще о том, что над данной скульптурой работал Этьен Фальконе.

Как проходила установка монумента

По первоначальному замыслу скульптора постамент предстояло вытесать в форме волны, используя природный камень. Но найти обломок скалы высотой более 11 метров долго не удавалось. В итоге решили обратиться к горожанам, и в газете «Санкт-Петербургские новости» опубликовали просьбу указать, где можно найти нужный камень, чтобы установить памятник.

Вскоре поступила информация от крестьянина Семена Вишнякова, что подходящая скала обнаружена в непосредственной близости от деревни Лахта. Обломок получил название Гром-камня.

Его доставка стала целым событием. Первоначально на специальных платформах перекатили к водам Финского залива. От места находки к воде прокопали специальные желоба, в которые уложили шары из медного сплава. По шарам и катили платформу с камнем. Далее уже по воде на выстроенной только для камня барже везли к Сенатской площади. Во всех операциях, связанных с доставкой, было занято свыше 1000 человек.

Процесс извлечения Гром-камня из земли был начат 15 ноября 1769 года и только осенью 1770 года его удалось погрузить на борт баржи, специально для этого выстроенной на верфях города. 25 сентября 1770 года камень был перевезен на Сенатскую площадь.

Размах операции был столь велик, что за ее ходом следили даже в Европе. Ранее ничего подобного в современной истории не было (если не считать Египетские пирамиды). Екатерина II для наиболее активных участников учредила награду «Дерзновению подобно. Генваря, 20, 1770»

Важно подчеркнуть, что Екатерина II так и не одобрила проект памятника. Ее отношение к скульптору ухудшалось с каждым годом и днем. До конца 1778 года Фальконе, не завершив работу, покидает Россию. Вместе с ним уезжает и Мари-Анн Колло. Далее операцией по установке руководил Федор Гордеев.

Читайте так же:
Как собирают ГАЗ-2330 «Тигр»

Открытие монумента

Зрители были приглашены на открытие Медного всадника 07 августа 1782 года. По различным причинам скульптор Фальконе так и не получил приглашения на парад по случаю окончанию отливки и монтажа памятника.

В честь данного события был проведен военный парад под руководством князя Голицына. Екатерина почтила своим присутствием балкон Сената. По взмаху руки императрицы с монумента удалена ткань, Петр I предстал перед изумленной публикой.

Если говорить о технических параметрах Медного всадника, то его вес превысил 8 тонн, высота непосредственно Петра I, восседающего на лошади, 5 метров. С лицевой стороны на постаменте высекли посвящение «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782». Такая же надпись, но уже на латыни, была сделана на реверсе памятника.

Важно подчеркнуть, что название Медный всадник не появилось сразу. Тем более что скульптура отлита из сплавов бронзы. Устоявшееся современное название неофициально присвоено скульптуре только после выхода в свет произведения А. С. Пушкина «Медный всадник».

Медный всадник: мифы, небылицы и легенды

Среди наиболее востребованных у туристов мифов можно выделить следующие:

— Петр I отлично управлялся с лошадьми, сам не раз скакал во главе войск. Любил и похвастаться своей выправкой и выездкой. Один раз, приняв на грудь лишнего, решил показать, что может перепрыгнуть через Неву. Первые два раза ему это удалось. Но на третий раз он опрометчиво произнес фразу «Все мое и божье» по время прыжка. Наказание от господа последовало немедленно. И всадник, и конь окаменели там, где стояли. Так и появился памятник;

— Петр I тяжко заболел. В бреду ему показалось, что шведские войска штурмуют его любимый город — Санкт-Петербург. Петр в горячке сел на коня и хотел ехать шведам наперерез, но ему не дала этого сделать змея, опутавшая ноги лошади. А памятник был поставлен там, где змея стала спасительницей всадника — русского императора.

Некоторые летописцы приписывают Петру I фразу о том, что городу некого бояться, пока он взирает на город со своего места Сенатской площади. И эта легенда отчасти сбывается. В памятник не попадали снаряды в годы Великой Отечественной Войны, не смотря на то, что его не убирали с постамента. Все, что могли сделать горожане, это обложить его мешками, засыпанными песком и землей.

Согласно еще одной легенде памятник Петру I в Санкт-Петербурге смотрит в сторону монумента, возведенного в Стокгольме в честь Карла XII. А знатоки говорят, что в свою очередь рука шведского правителя направлена в сторону его непримиримого врага — великого Петра I.

Изначально вокруг памятника была выставлена ограда. За несколько веков от нее ничего не осталось. Нынешние власти Санкт-Петербурга всерьез раздумывают над тем, чтобы ограждение восстановить и даже выставить охрану. Слишком много туристов желает оставить на постаменте сообщение о том, что и они здесь были с указанием даты и года.

На сегодняшний день побывать в Санкт-Петербурге — городе на Неве и не увидеть Медного всадника, Петра I в бронзе на Сенатской площади, значит не видеть вообще ничего.

kak_eto_sdelano

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала

Rafal, сразу оговорюсь, нам показали в виде нескольких зеленых корпусов на сборке, но фотографировать не разрешили. Собственно, даже если бы и разрешили, смотреть там особо не на что. А вот Falcon — другое дело! Поехали.

Производственные цеха и конструкторские бюро Dassault разбросаны по всей Франции. Проектируют самолеты под Парижем в Сен-Кло, кабины Фальконов и Рафали собирают здесь же, крылья делают в Мартиньясе в 10-ти километрах от Бордо, начинку для них везут почти что из Швейцарии, а цех окончательной сборки находится практически в самом в аэропорту Бордо, на противоположной стороне от пассажирского терминала — Мериньяке. Есть также цех доводки в США для американских заказчиков.

В основном речь пойдет о производстве Falcon7X — это модифицированный вариант 900-й серии фальконов, который поставляется с 2007 года.
2. Вывеска при входе на инженерном корпусе в Saint-Cluod, Paris.

3. Самое потрясающее в проектировании то, что оно целиком и полностью происходит не на бумаге, а в 3D-модели, которая выполнена с высочайшей точностью вплоть до последней заклепки. То есть у самолета не было прототипов и первых "твердых" испытательных экземпляров. Спроектировали, построили и сразу полетели!

4. Специалисты по сертификации присутствовали на всех стадиях проектирования и сертифицировали самолет поэтапно, используя 3-D модель. Все испытания прошли штатно.
На фото: путешествует по виртуальному салону Фалькона, который находится в полёте. Поднимает полочки, открывает двери и даже выходит наружу (наконец-то осуществилось "Выйди вон из самолета!". Снаружи, кстати, летит сопровождающий Fafale.

Читайте так же:
Как делают русский квас

5. На Falcon900 поставили третий движок, удлинили кабину, модифицировали крыло и получили 7X. А с 2009 года добавились винглеты. Разработкой занимались те же инженеры, что проектируют военные и учебно-тренировочные самолеты и они рассчитали все так, чтобы при минимальном весе самолета получить максимальную производительность.

6. Для нас показ процесса сборки начали с кабины. Когда скрепляют первые ее детали, она похожа на ощетинившегося ежа. Эти дырки и швы рассверливаются под рабочие размеры, потом обрабатываются антикоррозийкой и, где надо, крепятся заклепками, болтами.

7. Две детали на заднем и переднем плане ждут воссоединения.

8. В Dassault работают около 11 тысяч человек, которые очень тесно общаются, практически все друг друга знают. Здесь практикуется семейная преемственность профессии. 2007 год стал рекордным по продажам, но расширять производство не стали, и поэтому кризис 2008-го пережили относительно без потерь кадров.

9. По всему миру эксплуатируется 1925 самолетов Dassault Falcon. Они летают в 80 странах, из которых 65% это США, 26% Европа и по 3-1% остальные страны. В президентском авиаотряде России есть два Falcon7X с бортовыми номерами RA-09009 и RA-09007.

10. Завершающая стадия сборки кабины. Вскоре после этого ее отправят в Бордо в цех окончательной сборки. Мы тоже перелетаем туда.

11. На следующее утро мы перелетели в Бордо. Сначала в Мартиньяс, где идет сборка крыла. Фотка не моя, переснята с висящей в коридоре.

Перемещаемся в "крылатый" цех.

12. Каждая линия заклепок выполняется специально обученным роботом-клепальщиком компании ABB и Dassault.

13. Рядом со сверлом прикреплена видеокамера, через которую оператор можно проследить за качеством отверстий. Дырки сверлятся под рабочие размеры и робот сразу вычисляет, на каком последующем участке сборки сколько заклепок или болтов понадобится сотруднику сборочной линии для дальнейшей работы.

14. Здесь два оранжевых робота круглосуточно раскладывают по коробочкам тысячи винтиков, шпунтиков и заклёпок, которые автоматически распределяются на каждую линию сборки под определенного работника. Парень справа раскладывает, а парень слева забирает и ставит коробочки на линию. И так без перерыва на обед и перекуры уже лет 10.

15. Дальше крыло скрепляют "ежами" на стапелях вручную. В первую очередь основные узлы, потом все остальные.

16. Обработка швов антикоррозийкой

17. Когда крыло полностью собрано, в нем оставляют дырочки размером 2 мм, через которые заполняют оставшиеся пробелы герметиком, который также придает прочности. Герметик выходит через следующую дырку и так поэтапно заполняются все пустоты. В дырки в конце процесса ввинчивают винтик. Готово!

Все собранные крылья промываются потом под давлением, чтобы не осталось ни микрона-пылинки-соринки или не дай бог стружки.

18. После проверяют на герметичность, заливая в него жидкость, по составу схожую с авиационным керосином, но не воспламеняющуюся. Заливают под давлением, смотрят, нет ли где подтеканий и если все идеально герметично, крыло отправляют в Мерминьяк на стыковку с фюзеляжем.

Стыковочный край крыла настолько идеально ровный — микрон к микрону, что на окончательной сборке его достаточно просто прикрутить болтами к фюзеляжу.
19. Это мои отпечатки, через секунду испарились с поверхности.

20. Внутренняя начинка крыла (провода и т.п.) производится на предприятии рядом со Швейцарией. Это какбэ намек на точность.

21. Здесь на крылья Фальконов предыдущей серии устанавливают новые законцовки.
Конструкция разработана так, что вместо одной нижней панели ставятся две дополнительные и привинчивается винглет. Быстро и вкусно — старый самолет с новым крылом!

22. У Falcon7Х, в отличие от бизнес-самолетов других компаний модифицированный вариант крыла — двое закрылок и двое предкрылок.

23. Готовый хромированный участок заботливо укутывают специальной защитной пленкой.

24. Переезжаем в цех окончательной сборки в десяти километрах от Мартиньяса — Мериньяк. Цеха находятся в непосредственной близости от аэропорта Бордо и новенькие самолеты впервые взлетают именно отсюда.

25. На территории растут сосны — запах потрясающий!

26. Ну, вы же понимаете, что для меня сделали исключение.

27. Все части фюзеляжа и крыла готовы к окончательной стыковке.

28. Самолет стоит в этом цеху в среднем шесть дней, периодически перемещаясь по периметру от одного участка доводки до другого против часовой стрелки.

29. В целом же новый самолет строится полтора года. Примерно столько же времени проходит с момента заказа Фалькона заказчиком до получения его в летное пользование.

30. Но если на предприятии есть готовый самолет, то заказчик может использовать его уже через полтора месяца.

Читайте так же:
Kак работает автоматизированный приемный мост

31. Стоимость Falcon7X — от 42 млн долларов.

32. Одиннадцать километров проводов и внутренней обшивки пока не выглядят как интерьер бизнес-класса

33. Дизайн интерьера обычно прорисовывается на стадии заказа. Нам показали только один готовый изнутри, но фотографировать не дали, ибо это уже был самолет под известного заказчика. Но среди богатого внутреннего салона бросались в глаза надписи на русском.

34. Т-образная конфигурация расположения дисплеев разработана и выработана тест-пилотами Dassault. На двух центральных общая информация по полету, на боковых – сиюминутная ситуация.

35. Целиком покрашенные самолеты тоже нельзя было фотографировать — заказчики обидятся

36. В поисках другого ракурса

37. Что я пропустила мимо ушей, так это то, где их красят.

38. В самом последнем цеху, откуда самолеты уже выкатывают, идет установка авионики и двигателей.
Вот радар под носовым обтекателем.

39. А вот подогнали движок

На данный момент произведено Фальконов:
Falcon 10 — 226 штук, Falcon 20 series — 476, Falcon 200 — 38, Falcon 2000 — 231, Falcon 200DX-EX-LX — 246, Falcon 50-50EX — 352, Falcon 900 A-B-C — 202, Falcon 900DX-EX-LX — 283, Falcon 7X — 155.
Итого 2209 самолетов.

40. Внимание! Выкатка!
При нас новый самолет выкатили, повозились часок на улице и закатили.

Технические характеристики:
Длина салона — 11,9 метров, максимальная ширина салона — 2.34, ширина на уровне пола 1.91 м, высота 1,87 м, объем салона 42,48 м3, р азмах крыльев 26,21 м, длина — 23,19 м, да льность 11000 км, крейсерская скорость 900 км/ч, максимальная высота полета 14000 м. Вот почему все эшелоны под нами проходили — мы летели выше всех!
41.

42. Всё ок!

43. Готовый самолет в аэропорту Ле Бурже

Смотрите предыдущие посты про то, как мы летели на Фальконе и про эшелоны из иллюминатора.

Как повысить эффективность фалькона Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Дробязко Р. В.

Текст научной работы на тему «Как повысить эффективность фалькона»

Как повысить эффективность фалькона

по продуктам и культурам компании «Байер КропСайенс»

Поиск и развитие новых технологических приемов, основанных на использовании современных средств защиты растений, — безостановочный процесс, и даже если пестицид уже несколько лет присутствует на рынке, поиск оптимальных и экономически выгодных путей его применения не останавливается. Сказанное в полной мере можно отнести к фунгициду фалькон. И именно поэтому производитель этого препарата «Байер КропСайенс» считает нужным довести до аграриев некоторую информацию, собранную в процессе производственных испытаний фалькона на зерновых колосовых культурах и виноградниках, изучения литературных источников и бесед с учеными и практиками.

Фалькон обладает рядом уникальных свойств, о которых надо помнить при принятии решения о сроках его применения. В отличие от других триазолсодержащих фунгицидов в его состав, кроме действующих веществ класса триазолов (тебуконазол, триади-менол), входит спироксамин (класс спирокеталамины), значимость которого состоит в том, что он ускоряет проникновение тебу-коназола и триадименола в растение, и дождь, прошедший через 4 часа после опрыскивания, минимально отразится на эффективности. У других триазолсодержащих фунгицидов это время составляет 6 часов. Это означает, что в дождливую погоду с трудно прогнозируемыми сроками выпаде-

ния осадков можно использовать технику значительно производительнее, не рискуя потерять затраченные на это средства.

Известнотакже, что проникновение триазольных действующих веществ практически останавливается при температурах ниже 15 °С. Благодаря спироксамину у фаль-кона этот «порог» на 3 °С ниже. Пример для размышления: оидиум прорастает при 5 °С и внедряется в растение при 8 °С, мучнистая роса злаков развивается при температуре 4-30 °С. В этом заключено преимущество фалькона при опрыскивании в условиях прохладной погоды в сравнении с другими триазолсодержащими фунгицидами (например, при осенних и ранневесенних обработках озимых культур).

Фалькон обладает сильным профилактическим действием и длительно сдерживает инфекцию. Наибольшую экономическую эффективность дает использование двукратной обработки зерновых культур в фазах полного кущения и начала колошения с расходом 0,6 л/га. Эта норма подтверждается многочисленными опытами и наблюдениями и выбрана с учетом длительности защитного действия против широкого спектра патогенных грибов. Снижение дозировки увеличивает вероятность снижения биологической эффективности и длительности защитного действия фалькона.

Как показали посещения хозяйств, некоторые агрономы не учитывают этого, и результатом являются случаи снижения эффективности фалькона против мучнистой росы на зерновых и оидиума на виноградниках. При

Читайте так же:
Как дышат насекомые? Описание, фото и видео

обработке в фазе колошения или цветения озимых плотной посадки, а также виноградника с мощным листовым покровом системные свойства триазолов и спиро-кеталаминов проявляются в проникновении в ксилему и движении с ксилемными (восходящими) токами к вышерасположенным органам или краевым частям органа (листа, кисти). Движение с нисходящими (флоэмными) токами для большинства системных фунгицидов не характерно. Существует также диффузное перемещение действующих веществ по межклеточным и межтканевым каналам к зонам с меньшим их содержанием. Поэтому части побега, расположенные в недоступных местах для выбранного метода обработки, не могут быть в достаточной мере защищены. Аналогичные причины выявляются при обработке неполными дозировками фалькона плотных созревающих гроздей винограда. Но недопустимо и увеличение нормы расхода выше рекомендованной — это не оправдано экономически. Наши рекомендации состоят в профилактической направленности обработки зерновых культур на защиту флагового листа. У устойчивых и среднеустойчивых к мучнистой росе сортов пшеницы и ячменя поражается только нижний и средний ярус растения, и вредоносность ее в верхнем ярусе не существенна.

Исследования последних лет показали, что, попадая на пораженные листья, действующие вещества фалькона начинают концентрироваться вокруг пораженных участков листа. В связи с этим способность защищать здоровые участки листьев и молодые, непораженные части побега, снижается, сокращается защитный период после обработки. В результате специальных опытов на растениях

зерновых культур, пораженных мучнистой росой, было установлено, что длительность защитного действия при 1 % поражении сокращается на 10 %, при 3 % -на 40 %, при 10 % — на 60 %, а при 20 % поражении растения время, в течение которого фунгицид сдерживает болезнь, сокращается на 80 %. Обрабатывая виноградники против оидиума по симптомам, необходимо использовать поэтому максимальный расход фалькона — 0,4 л/га.

С большой осторожностью надо подходить к использованию половинных дозировок фалькона для

двукратных обработок, что на фоне насыщенности системы защиты зерновых культур триа-зольными фунгицидами постепенно приводит к развитию резистентных рас возбудителей мучнистой росы и пиренофороза к этим препаратам. Следует предупредить и против использования завышенных дозировок при опрыскивании фальконом виноградников.

В Венгрии и Болгарии для снижения риска развития резистентности оидиума к фалькону рекомендуется применять его не более 2 раз за сезон в смеси с препара-

тами серы в фазе до цветения и окрашивания ягод с нормой расхода 0,3-0,4 л/га.

Таким образом, профилактические обработки фальконом всегда выгоднее обработок по симптомам (меньше расход препарата, длительнее срок действия, лучше контроль инфекции нижнего яруса и листьев, близких к штамбу). Для предотвращения формирования устойчивости оидиума к фалькону не следует использовать его для подавления уже начавшейся эпи-фитотии (обработка по симптомам) и к тому же с завышенными дозировками.

Поздравляем с юбилеем

Исполнилось 70 лет со дня рождения ветерана службы защиты растений Н.И. Мировой.

На Пензенскую областную станцию защиты растений она пришла в 1967 г. после окончания Ленинградского сельскохозяйственного института и проработала здесь почти 40 лет, сначала в должности заведующей лабораторией диагностики и прогнозов, а с 1993 г. — главным агрономом.

Вся трудовая деятельность Нинель Исааковны отдана нелегкому и благородному делу — защите растений. При ее активном участии проходили становление и совершенствование структуры службы. Приобретенный опыт и профессионализм позволяли ей верно оценивать фитосанитарную обстановку, которая не раз осложнялась вспышками размножения опасных вредителей, требующих особого подхода. Благодаря этому своевременно принимаемые решения позволяли вовремя проводить необходимые защитные мероприятия.

За годы работы под руководством Н.И. Мировой прошли стажировку и освоили профессию агронома по защите растений десятки молодых специалистов. Она сумела передать им любовь к выбранной специальности.

Ее долголетний и безупречный труд на благо сельского хозяйства Пензенской области оценен по достоинству. Медаль «За трудовое отличие», многочисленные Почетные грамоты отмечают ее вклад в основную задачу службы «Зеленого креста» — сохранение и преумножение урожая.

Работая вместе с ней и до сих пор постоянно общаясь, мы всегда чувствуем поддержку и искреннее участие, знаем, что всегда она даст совет, вовремя придет на помощь. Это человек широкой души, добрый, отзывчивый, веселый.

Мы знаем ее и как хранительницу домашнего очага, уют и тепло которого притягательны для всех родных и друзей, и как активную дачницу, у которой грядки славятся большими урожаями.

Поздравляя Нинель Исааковну со знаменательной датой, коллектив филиала желает ей крепкого здоровья на долгие, долгие годы, счастья, успехов и семейного благополучия.

А.И. ОЛЬХОВ, руководитель филиала ФГУ «Россельхозцентр» по Пензенской области

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию