100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как делают тульскую гармошку

Экспедиция «Возродим народные промыслы» побывала на знаменитой Тульской фабрике музыкальных инструментов

YouTube Instagram

— Вот только что вернулись из Витебска со «Славянского базара», — рассказывает главный инженер фабрики «Тульская гармонь» Юрий Брызжев. — Удалось продать там только три гармошки.

Наверное, все хорошее когда–то да кончается. Эта довольно банальная истина преследовала меня все те несколько часов, что я провел в цехах знаменитой на весь мир Тульской фабрики музыкальных инструментов. Впрочем, все по порядку.

Прославленный брэнд «Тульская гармонь» без сомнения относится к самым уважаемым российским брендам, да что там говорить — заливистая двухрядка, сделанная тульскими мастерами, — это, без преувеличения, сама душа России. Какая свадьба без гармошки, какой праздник?!

Увы, производство знаменитых тульских гармошек и баянов нынче поражено теми же недугами, что и многие другие народные промыслы России. Налицо весь «стандартный набор»: падение производства, уход старых мастеров и отсутствие молодого пополнения, равнодушие со стороны госструктур, резкое сокращение спроса.

А ведь история самого, пожалуй, любимого на Руси музыкального инструмента насчитывает более 200 лет. Усилия многих поколений тульских умельцев превратили гармонь в технически крайне сложный механизм. Но эволюция эволюцией, а создание и двухрядной гармошки, и сложнейшего многоголосого баяна, как сто и двести лет назад, — это результат исключительно ручного труда конкретных мастеров, которых сегодня можно пересчитать по пальцам одной руки.

Как здоровье старейшего российского промысла сегодня? С этим главным вопросом мы отправились в Тулу — город оружейников и музыкантов.

— Свой расцвет мы пережили давно, в 70–е годы прошлого столетия, — ностальгически вспоминает главный инженер «Тульской гармони» Юрий Брызжев.

— Тогда у нас работали пять тысяч человек, и в торговые сети СССР мы отправляли 400 музыкальных инструментов.

Юрий Николаевич, немного помолчав, особо подчеркивает:

К Юрию Николаевичу меня подвели сразу же, едва я выразил желание познакомиться со старейшим работником «Тульской гармони». В эти цеха он пришел почти полвека назад шестнадцатилетним пареньком и не покидал их ни на день даже в самые трудные времена. А еще раньше здесь трудились его отец и дед. Тем понятнее горечь, которая звучит в словах Брызжева:

— Сегодня 400 инструментов мы делаем за месяц, а коллектив с пяти тысяч сократился до двухсот человек. Мы потеряли много поистине «золотых рук». Но каким–то чудом нам все же удалось удержаться на плаву.

Юрий Николаевич рассказывает очень непростую новейшую историю фабрики.

В печально знаменитые 90–е государство попросту бросило старейшее производство, «душу» России, на произвол судьбы. Мастерам русской гармони с лихвой досталось всех «прелестей» тех лет. Страна разваливалась, и гражданам стало не до веселья — закрывались музыкальные школы и училища, распадались музыкальные коллективы. Гармонистов перестали приглашать даже на свадьбы, а гармони покупать. А тут еще импортная электроника нагрянула, многие музыканты сменили баяны на дешевые электронные синтезаторы, способные играть без участия человека.

— Банкротство пришло к нам на порог, — вспоминают сегодня на фабрике. — Оно даже переступило его. Цеха не отапливались, канализацию отключили, зарплату не платили, предприятие погрязло в долгах.

К концу 90–х на фабрике осталось всего сорок человек. Но этот костяк немолодых уже людей собственно и не дал старейшему российскому промыслу умереть.

А вскоре на фабрике появились хорошо одетые люди в галстуках, походили по цехам, посмотрели и купили знаменитую фабрику.

Читайте так же:
Как делают сибирские пельмени и блины

— Неужели покупатели были жаркими поклонниками тульской гармони? — поинтересовался я.

— Да нет, — последовал ответ. — Их привлекли огромные площади заводских корпусов.

С приходом нового хозяина жизнь вроде бы стала налаживаться, хотя и в иных, очень скромных масштабах. Производство баянов, располагавшееся в огромных фабричных корпусах и нескольких филиалах, сжалось до одного этажа. Но с долгами потихоньку разобрались и дело пошло в гору. Потом был расцвет бартера, когда гармони и баяны выменивали на газовые плиты, телевизоры и прочую бытовую технику. Лишь к 2004 году мастера фабрики стали регулярно получать зарплату, иногда даже два раза в месяц. Количество работников стабилизировалось на уровне 200 человек.

Конечно, историю эту можно было бы назвать банальной, если бы речь шла о чем–то другом, более прозаичном.

К 2007 году фабрика достигла своего второго расцвета. Он, естественно, не шел ни в какое сравнение с семидесятыми годами, но интерес к культуре у россиян снова стал просыпаться, кривые продаж поползли вверх.

— Многие благополучные коллективы страны вдруг вспомнили о. художественной самодеятельности, — говорит Юрий Брызжев, — стали открываться музыкальные школы, а родители охотнее отправляли своих чад в музыкальные классы. И мы это сразу почувствовали.

Словом, гармошка и баян начали возвращать свой утраченный статус. Но тут вновь кризис — 2008 года. И все опять покатилось под гору.

Главный инженер вспоминает:

— Объемы продаж за год упали почти вдвое, пришлось уволить большую часть работников.

Тульская гармонь оказалась помимо всего прочего еще и отличным «градусником», показывающим точную экономическую температуру по стране. Если кривая производства музыкальных инструментов падает, это означает, что народ затягивает пояса, и наоборот.

Сегодня, по наблюдениям, температура близка к нормальной. Так, в ОТК «Тульской гармони» главный контролер Сергей Гусев, молодой рассудительный человек лет тридцати, показывал мне десятка четыре упакованных коробок с музыкальными инструментами, готовыми к отправке заказчикам. На каждой коробке был приклеен стикер с адресом и фамилией получателя. Тульские гармони и баяны ждали заказчики из множества городов России — Владивостока, Калининграда, Тюмени, Сочи. Фамилии на коробках мне ни о чем не говорили, и я поинтересовался у Сергея, часто ли в качестве заказчиков выступают знаменитости?

— Часто, — последовал ответ. — Старики рассказывают, что бывали у нас Людмила Зыкина с мужем баянистом–виртуозом Виктором Гридиным, музыканты знаменитого хора имени Пятницкого. По их заказам тульские мастера тоже делают баяны. Был тут и выдающийся рок–баянист Федор Чистяков, и многие другие знаменитые музыканты. Недавно, например, приезжал «звезда» Рунета, автор знаменитых «Комбайнеров» Игорь Растеряев. Он заказал нам гармошку с изображением. арбуза.

— Не знаю, возможно, потому, что он родом из Средней Азии, — ответил Сергей.

А вот и святая святых фабрики и, как выразился главный инженер, «вершина всей пирамиды» — цех тульских «страдивари». Здесь я познакомился с двумя из них — Юрием Моисеевым и Валерием Лапушкиным. Каждый из них отдал изготовлению баянов несколько десятилетий жизни и достиг в своем деле больших высот. Кстати, отправляясь в Тулу, я поинтересовался, сколько может стоить тульский инструмент. Оказалось, что в Москве баян «Русич» продается за. 500 тысяч рублей! Цена неплохого автомобиля.

И вот передо мной люди, своими руками сотворившие это чудо. Я увидел баян, что называется, в разрезе. Причем Юрий Моисеев собирал левую его часть, а Валерий Лапушкин — правую. Узкая специализация, виртуозная техника. За год из–под их рук выходит только шесть инструментов.

Читайте так же:
Как собирают ГАЗ-2330 «Тигр»

Визуально то, что они делали, и впрямь выглядело чудом. Недра баяна скрывали сложнейшие переплетения тяг, клапанов, множество других неведомых мне механизмов.

— Время мастеров–одиночек уходит, — с сожалением говорит Юрий Моисеев. — Людей, собирающих баян от начала до конца в тиши домашней мастерской, единицы. А молодежь, которой мы могли бы передать свои секреты, на фабрику не идет. Учебные заведения таких мастеров тоже не готовят. Возможно, скоро музыкантам останется довольствоваться лишь «конвейерными» инструментами.

Эти слова были ответом на мой вопрос: каково будущее русской гармони? Этот вопрос я задавал многим работникам фабрики. Люди отвечали крайне уклончиво.

Тогда я их спросил, насколько престижной они считают свою профессию. Последовало молчание, люди будто не понимали смысла вопроса. Лишь контролер ОТК Сережа Гусев, подумав минуту, ответил:

— Когда в незнакомой компании сверстников я говорю, что работаю на фабрике «Тульская гармонь», в лучшем случае замечаю некий интерес в глазах.

Александр Гатауллин, директор международного конкурса «Баян и баянисты»: — Тульские баяны обладают удивительной гармоничностью и признаны не только в России. У нас в Музыкальной академии имени Гнесиных из каждых десяти преподавателей четверо имеют инструменты тульского производства.

Как делают тульскую гармошку

Наряду с самоварами и пряниками тульская гармонь стала символом города, известным далеко за его пределами. Производство этого музыкального инструмента началось в Туле еще в начале XIX века, а уже на рубеже XIX и XX веков на Международной торговой выставке в Париже тульская гармонь завоевала медали и получила международное признание.

Сейчас гармони и баяны производят на фабрике «Тульская гармонь», которая располагается на месте бывшей фабрики «Мелодия» в Криволучье.

В создании каждого музыкального инструмента участвует команда мастеров, а все детали изготавливаются и собираются вручную.

Путь каждой гармони начинается с выбора дерева, из которого ее, собственно, изготовят. Корпуса гармони делают из березы, а резонаторы — из сосны. После того как древесину доставят на фабрику, ее высушивают в специальном ангаре, где датчики поддерживают определенную температуру и влажность. В среднем на сушку дерева уходит две недели.

В машинном цехе просушенную древесину распиливают и делают заготовки для корпуса и резонаторов будущего народного инструмента.

На специальном станке ЧПУ делают детали и товарный знак к каждому инструменту.

Логотип сохранился со времен существования фабрики «Мелодия».

Столяры вручную выравнивают поверхность, затирают неровности и, как конструктор, собирают каркас правой и левой частей гармони.

Тонкие пласты целлулоида (синтетического материала) вымачивают в ваннах со специальным раствором, в результате он становится мягким и идеально прилегает к деревянной поверхности.

Обклеенные части корпуса отправляются на сушку на неделю.

Чтобы придать корпусу глянец, верхнюю часть целлулоида счищают железными циклями и полируют на специальном станке.

Потом все корпуса тщательно измеряются, чтобы детали идеально подходили друг другу.

Отполированные корпуса попадают к художнику, который трафаретными красками расписывает каждый инструмент.

Затем корпуса, грифы и басовые накладки поступают в цех сборки и настройки. Здесь собирают внутреннюю часть гармони, ее сердце.

На резонаторы наклеивают специальную планку с «голосами» — так называют клапаны, которые контролируют движение воздуха. У каждого «голоса» своя тональность.

Мастера собирают электрокартон и герметично закрывают уголки лайкой. Так получаются меха гармошки.

Когда все части инструмента собраны, гармонь попадает к настройщику.

Читайте так же:
Как работает подъемник для велосипедов

В небольших кабинках у каждого настройщика есть специальная коробка. Мастер на слух настраивает каждый резонатор и подчищает каждый «голос». Сами настройщики называют себя врачами с набором специальных инструментов. Кстати, с помощью такого механизма настраивали гармони еще в XIX веке.

У настроенного инструмента «зашпиливают» корпуса и меха.

Потом гармонь ждет тест в отделе технического контроля. Специалист проверяет инструмент на герметичность, работу механизмов клавиатуры и устраняет недостатки.

Контролер проверяет инструмент на соответствие стандартам качества и выписывает гармони документ – паспорт.

Затем инструменты готовят к отправке: гармонь тщательно протирают, проверяют крепление ремней, упаковывают в пенопластовые ложементы и укладывают в коробки.

Вместе с инструментом в коробку отправляется специальный чехол и комплект ремней.

Теперь инструмент полностью готов!

Кстати, на тульских инструментах играют в ансамбле имени Александрова. Гармони и баяны, изготовленные в Туле, доставляют в ансамбли по всей России, а еще в Германию, Италию, Чехию, Австралию.

Как делают тульскую гармошку


Без сомнения, этот музыкальный инструмент, несмотря на свою относительную молодость, самый упоминаемый в интернете. Первые гармони появились в России в начале девятнадцатого века и, благодаря оригинальному звучанию и внешней привлекательности, быстро стали популярными. Количество мастеров гармонного дела выросло настолько, что промысел по их изготовлению стал в Туле вторым по значимости.

В 1870 году Николай Иванович Белобородов, стараясь расширить музыкальные возможности инструмента, изготавливает двухрядную гармонь с полной хроматической гаммой, включающей не только семь основных нот, но и пять полутонов.

Так как все частные фабрики в дореволюционной России были основаны на надомном производстве, и не годились для преобразования в промышленные предприятия, в 1930 году в Туле начинается строительство гармонной фабрики, на которой через несколько лет было налажено серийное производство.

В былые советские времена этот самый крупный в союзе завод выпускал 5 000 баянов и аккордеонов в месяц, теперь же только 300. Самая дешевая модель — одноголосая однорядная сувенирная гармонь стоит 5 000 рублей, а концертный многотембровый четырехголосый баян 420 000 (я не ошибся в нулях), ученические от 25-ти.

— Так все-таки, сложно ли порвать баян? — спрашиваю я у главного инженера.

— Ну, тут все от количества зависит, но, к слову, если на инструмент пролить стакан водки, то он испортится. Меха размокнут и порвутся в итоге. Гармонисты, например, не любят в Китай на гастроли ездить — баян через неделю разбухает от влажности, если сделан не из выдержанной пять лет древесины.

— А порванные пополам приносят чинить?

— Нет, ни разу не было.

— На новый год, восьмое марта играете на работе когда празднуете?

— За столом нет, бывает приглашаем коллектив какой, они выступают.

— Играть, естественно, все сотрудники умеют?

— Зачем? Далеко не все, тут же технология производства важна, но на проверке и настройке, конечно, играют.

На заводе три цеха: столярный, слесарный и сборочный. Удивительно молодой главный конструктор водит нас по этажам. В моем представлении он должен был быть, как минимум, стариком.

— Сколько нужно времени, чтобы спроектировать новую модель?

— Если использовать готовые детали — месяц.

— Так быстро?

— А что тут сложного? Если разобраться, баян — вещь достаточно простая.

Фабрика баянов (45 фото + текст)

Фабрика баянов (45 фото + текст)

Столярка — чисто мужской цех.

По традиции, баяны отделываются целлулоидом. Все модели выглядят классически. Никакого кевлара, полированного алюминия и карбона — звук будет не тот. «Модники» же привозят корпуса из Италии, они интереснее, и уже здесь вставляют наши внутренности «потому, что тульский звук еще никто не отменял».

Читайте так же:
Как производят холодильники

Сначала целлулоид отмачивают в ацетоне.

Затем, когда он станет мягким, обтягивают детали и полируют.

За этими обрезками советские тульские мальчишки специально ходили на фабричную помойку и, добавив к ним тюбик из под зубной пасты, получали отличную ракету. Московские же были вынуждены тратить деньги на целлулоидные пеналы и теннисные шарики для дымовушек. Вот сейчас пишу и расстраиваюсь, что не прихватил с собой пару листов. Дочке бы показал мастер-класс, а то нынче китайскую петарду купить проще, чем самому что-то сделать.

Фабрика баянов (45 фото + текст)

Фабрика баянов (45 фото + текст)

Фабрика баянов (45 фото + текст)

Все детали собственного производства

Изготовление баяна на 95% ручной труд. Единственная деталь, где используется станок с ЧПУ — декоративная решетка.

Высококлассные мастера работают в отдельных помещениях, среди красного дерева и самодельных рубанков, а не в общем цехе.

Считается, что по-настоящему хороший баян собирается одним мастером. Это модель с семью подбородочными регистрами — кнопками, расположенными сверху и нажимаемыми в процессе игры не руками.

Так изготавливается кусковая голосовая планка.

Именно она и издает звук.

Баян относится к язычковым музыкальным инструментам. Проходя через отверстия, воздух колеблет металлические планочки.

Каждая настройщица сидит в отдельной кабинке

На кусковую голосовую планку из трубок подается воздух, встроенный в стенд микрофон фиксирует частоту

Компьютер сообщает о погрешности. Далее кончик язычка легким прикосновением надфиля спиливается на ничтожную часть, меняется его вес, а значит и звук. — А если слишком сильно спилить? — спрашиваю у настройщика. — Тогда спиливаешь язычок ближе к началу и так по кругу.

Но в финале, когда баян собран целиком, его все равно настраивает мастер уже на слух.

На сборку одного полукорпуса уходит минимум 3-4 недели, каждая работница собирает свой от начала и до конца

Левый полукорпус содержит 2000 деталей.

— Целый месяц собираете! Потом его, наверное, видеть не можете? — Что вы! Мы переживаем, к настройщику заходим, узнаем, не хочется чтобы потом на переделку возвращался.

История создания тульских гармоней

За свою двухвековую историю долговечные и звучные тульские гармони стали одним из символов России, получив заслуженное признание во всем мире. Но как же все это начиналось?

Самые первые образцы ручных гармоник в своей мастерской были изготовлены тульскими мастерами — братьями Шкунаевыми. Примерно с 1820 года, производство простых ручных гармоник наладил оружейник Тимофей Воронцов в полуподвальном этаже своей самоварной фабрики.

Следующим этапом была привезенная оружейником Иваном Сизовым с Нижегородской ярмарки в 1830 году пятиклапанная гармошка. Он открыл в Туле гармонную мастерскую, в которой сначала копировал привезенный образец, а затем организовал у себя массовое производство гармоник.

Наиболее крупным в тот период предприятием по изготовлению гармоней была фабрика братьев Киселевых. Она специализировалась на выпуске двухрядных и трехрядных венских гармоней.

Среди гармонных мастеров нужно отметить Леонтия Алексеевича Чулкова. В 1880 году он организовал самостоятельную гармонную мастерскую. В 1907 году Геннадий Чулков создал механику так называемых заемных басов для двухрядной венской гармоники. С помощью этой механики при нажиме на кнопки басов открывались не только басовые клапаны, но и соответствующие клапаны из аккордного набора, и звучание басов становилось более насыщенным. На это изобретение им было взято патентное свидетельство.

Первые образцы русских гармоник отличались оригинальностью, хорошим качеством и внешней привлекательностью, но имели один существенный изъян — у них отсутствовал хроматический строй. Создание гармоники без этого изъяна было важным шагом на пути совершенствования инструмента.

Читайте так же:
Как делают печенье с зефиром (видео)

Н.И.Белобородов. В 70-е годы Х1Х века предложил мастеру Л.А.Чулкову изготовить для него инструмент с двухрядной клавиатурой по собственным эскизам, в которых Николай Иванович особо проработал систему клавиатуры.

Новый инструмент представлял собой двухрядную гармонику с полной хроматической гаммой и не с семью, а с 12-ю звуками. Новая хроматическая гармонь получилась необычайно певучей и прекрасно оформленной.

магазин музыкальных инструментов

Изобретение хроматической гармоники и создание оркестра заинтересовали отдельных представителей иностранных фирм. Кальбе — от имени австрийской фирмы уговаривал Н.И.Белобородова продать патент на свое изобретение. Но, будучи подлинным патриотом России, тот наотрез отказался это сделать, даже, несмотря на тяжелое материальное положение. Впоследствии гармонь с хроматическим строем петербургский музыкант А.Ф.Орлеанский-Титаренко назвал «баяном».

По окончании гражданской войны начинается кооперирование кустарей в артели по производству различных гармоник. Первая такая артель была организована гармонным мастером А.П.Пастуховым в Туле в 1922 году. В 1930 году со строительством гармонной фабрики началось становление новой формы предприятий по изготовлению гармоник. В результате было кооперировано порядка шести тысяч человек.

В начале 1943 года на базе артели «Тульская гармония» было организовано ремесленное училище по подготовке рабочих кадров для музыкального производства. За парты тогда сели первые 250 мальчишек и девчонок. Спустя полгода число учащихся удвоилось. Ребятам необходимо было освоить профессии сборщиков, наклепщиков, настройщиков музыкальных инструментов, чтобы стать продолжателями славы тульских умельцев-мастеров народного художественного промысла.

Тульские баяны зарекомендовали себя прекрасными инструментами. Много внимания уделялось и их внешней отделке. Корпуса то обклеивались шпоном в виде набора из разных пород дерева, то покрывались, как панцирем, металлическим орнаментом. Складки мехов переливались у одних то темно-синим, то фиолетовым или малиновым атласом. В руках музыканта такие инструменты смотрелись особенно ярко и выразительно.

Однако вплоть до 60-х годов производство баянов и гармоней носило разрозненный характер. В то же время в Туле находился завод по изготовлению металлоизделий для различных музыкальных инструментов. Вполне естественно произошло объединение этих предприятий. В 1963 году на музыкальных инструментах появилась фирменная марка объединения «Мелодия». Коллектив предприятия стремился удовлетворять самые взыскательные вкусы не только любителей, но и музыкантов-профессионалов. За высокое качество музыкальных инструментов выставочный комитет ВДНХ отметил его изделия серебряными и бронзовыми медалями.

Новые экономические отношения в стране в начале 90-х годов сказались на деятельности уникального предприятия. К 1993 году выпуск баянов и гармоник здесь фактически прекратился. Но трудовой коллектив нашел силы возродить традиционный промысел.

Пройдя в 1998 году через процедуру банкротства, восстановив платежеспособность и вернув себе историческое название «Тульская гармонь», предприятие приступило к восстановлению систем жизнеобеспечения. С этой целью пришлось заново создавать все коммуникации. Однако самым сложным оказалось вновь собрать мастеров и привлечь молодежь для освоения редких профессий, которых не готовят практически нигде.

Сегодня «Тульская гармонь» не только сохранила ассортимент выпускаемых изделий, но и расширяет его, осуществляя конструкторские и технологические разработки. Преемственность в сохранении народных традиций позволила создать уникальный музыкальный инструмент — баян новой конструкции «Русь», на который в 2001 году получен патент.

Весь спектр продукции предприятия «Тульская гармонь» доступен в интернет магазине музыкальных инструментов Бастон

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию