100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как делают трехмерные панорамы автомобилей

Создание панорамы. От съемки до склейки.

На этом уроке я расскажу как сделать снимки для панорамы и покажу как их склеивать.
Казалось бы, все просто. Нащелкал подряд несколько кадров и склеил их в графическом редакторе. С этим даже мыльницы и смартфоны давно справляются. Однако, есть несколько рекомендаций, игнорирование которых может сильно затруднить дальнейшую работу. Качественно и правильно отснятый материал — залог легкой склейки и здоровой нервной системы 🙂

Это не жесткие правила, а общие рекомендации, облегчающие дальнейшую работу.
1. Горизонтальные панорамы снимаются вертикальными кадрами. Вертикальными панорамы (да, такие тоже есть) снимаются горизонтальными кадрами. Такая съемка позволяет захватить больше пространства.
2. Чем больше фокусное расстояние объектива, тем легче склеивать отдельные кадры. Меньше искажения перспективы — программе легче найти и соединить ключевые точки соседних кадров. Желательное фокусное — это от 35 мм. Никто не запрещает сделать исходники на 24 или 16 мм., но будьте готовы дорисовывать не стыкующиеся линии, обрезать края панорамы, стягивать соседние кадры в ручную и так далее.
3. Соседние кадры должны быть сняты с перекрытием. Желательно 30-50 процентов. Тут все должно быть понятно, программа анализирует изображения и находит общие ключевые точки, по которым соединяет кадры. Делайте больше снимков, особенно, в угловых областях. Будет обидно, если при склейке панорамы обнаружится недостача углов и ее придется обрезать.
4. Все кадры, из которых планируется собирать панораму должны быть сняты с одинаковой экспозицией. Это очень важно! Положившись на автоматику, может случиться так, что разные участки панорамы будут иметь разную яркость. Если в кадр попадает очень яркий источник света, разница в яркости может быть катастрофической. В пасмурную погоду это не сильно критично. Так что, никакой автоматики, если только вы не владеете искусством блокировки экспозиции.
Выберите значение ISO. Сделайте замер по самой яркой значимой области и самой темной в режиме "Приоритета диафрагмы". Прикиньте среднее значение и установите эти значения в режиме "М".
5. Фокусировка должна быть на одном расстоянии. Представляете, как будет выглядеть конечное изображение, когда на одних кадрах фокус настроен на бесконечность, а на других возле ног?
Сфокусируйтесь на 1/3 глубины сцены и переключите фокусировку объектива в ручной режим. Постарайтесь не прикасаться кольцу фокусировки.
6. Съемка со штатива. Крайне желательна, но не обязательна. Если вы, при съемке с рук, научились не заваливать горизонт, то можно обойтись без него. Главное, стараться поворачивать камеру вокруг ее нодальной точки (находится, если говорить упрощенно, на оптической оси объектива в месте пересечения лучей), а не вокруг себя. Иначе, эффекта параллакса (смещение объектов ближнего и дальнего планов)не избежать, что приведет к проблемам при склейке.
Слышал когда-то интересное сравнение: "Представьте, что камера стоит на столбике и поворачивая камеру вокруг ее оси, вы этот столбик обходите (или топчитесь вокруг него, если угодно)." Проще объяснить не могу, поснимаете — поймете.
То же про панорамную головку. Штука дорогая, от ее использования качество только выиграет. Желательна, но не обязательна.

Склейка панорамы.

После съемки и первичной цветокоррекции настало время заняться склейкой. В качестве примера я бы мог предложить набор из фотографий, снятых на объектив с фокусным расстоянием 85 мм. Искажения перспективы, на таких снимках, минимальны и сборка не вызовет никаких затруднений. Это скучно, я предложу хардкорный вариант — двухрядная панорама, состоящая из 28 горизонтальных кадров, снятых с рук на 24 мм.
Архив с исходниками.
Программ для создания панорам можно найти предостаточно. Даже последние версии Lightroom научились объединять фотографии. Я пользуюсь двумя: Photoshop и специализированной PTGui. Последняя обладает большими возможностями. Ей я пользуюсь, когда Photoshop не может справиться с задачей.
Открываем в Photoshop фотографии с фрагментами панорамы.
Файл — Автоматизация — Photomerge.

Нажимаем на кнопку "Добавить открытые файлы", проставляем галочки во всех чекбоксах, убеждаемся, что параметр "Макет" отмечен, как "Авто". Нажимаем "ОК" и ждем завершения операции.

Если результат не удовлетворителен, то можно попробовать изменить параметры "Макет". У каждого пункта есть свои особенности.
Самый нижний чекбокс "Заливать прозрачные области с учетом содержимого" не обязателен, заливка происходит на отдельном слое. При неудовлетворительном результате его можно просто удалить.
Как видно, в нашем случае эта функция сработала не идеально. Видны явные клонированные области. Снимаем выделение и удаляем этот слой.

Камера, мотор, панорама: как создаются 3D-фото автомобилей в приложении Авто.ру

Чем лучше удастся рассмотреть потенциальную покупку перед оплатой, тем меньше шансов столкнуться с неприятными сюрпризами после, вопреки недобросовестным продавцам и недостаточно подробным описаниям. Чтобы ожидания пользователей чаще совпадали с реальностью, всё больше онлайн-магазинов внедряют 3D-фото на карточки своих товаров: одежда, электроника и даже маркетплейсы. Спрос на панорамные фото автомобилей был только делом времени и технологий, ведь в отличие от обуви или телефона, съёмка машины требует намного больше места и усилий.

Привет, на связи Антон Тимофеев, продуктовый менеджер в Авто.ру, и Александр Сапатов, разработчик команды компьютерного зрения Яндекса. Под катом расскажем о том, что происходит под капотом нашего приложения, после того как вы нажимаете кнопку «Панорама», и почему для создания хорошего снимка теперь достаточно обычного смартфона.

Что было до

Крупные автодилеры начали массово использовать панорамы где-то в 2017 году. Строго говоря, это были не совсем панорамы: вокруг автомобиля строили целые съёмочные павильоны или замкнутые «рельсы», по которым толкали камеру, пока она не возвращалась на место старта, на выходе — видео, где машина видна со всех сторон. В 2018 мы поддержали этот формат на Авто.ру и наблюдали процесс подготовки: дилеры закупают оборудование ценой в сотни тысяч рублей, возводят вспомогательные приспособления — камера, мотор! Красивые фото и видео приятно рассматривать даже если не собираешься приобретать автомобиль. Неудивительно, что частные продавцы стали интересоваться, можно ли повторить такое в домашних условиях.

Читайте так же:
Как делают унитазы (видео)

Технологии развивались, процесс упрощался, но для создания качественной панорамы всё ещё требовалась если не профессиональная камера, то, как минимум, топовый смартфон. К 2019 году мы поставили себе амбициозную цель — сделать панорамную съёмку авто доступной почти каждому владельцу смартфона: простой и быстрой, не требующей дополнительных затрат, специального оборудования и профессиональных навыков.

Как это работает

В двух словах так: пользователь снимает видео в нашем приложении, а оно обрабатывает полученные кадры с использованием технологий компьютерного зрения и машинного обучения — очищает от шумов, выравнивает изображение, склеивает панораму. Звучит просто, но если представить, каким образом человек идёт с телефоном вокруг автомобиля, удерживая его в кадре, задача начнёт обрастать подробностями: например, телефон шатается из стороны в сторону, несмотря на оптическую стабилизацию. На пути могут возникнуть препятствия — столбы, деревья, заборы — и объект съёмки пропадёт из кадра. А походка или скорость шага могут привести к неравномерности съёмки — ниже ещё вернёмся к тому, как боремся с этими и подобными шумами.

Итак, вы открыли приложение, нажали кнопку «Панорама» в форме редактирования объявления, обошли автомобиль с включённой камерой, тщательно следуя всем инструкциям. Что дальше?

Шаг 0. Снятое видео отправляется к нам на сервера: во-первых, зачем экспериментировать, справится ли ваше устройство с не самыми лёгкими расчётами, если можем взять это на себя. Во-вторых, чем больше вычислительных мощностей, тем быстрее сгенерируется панорама. Запускается классический для задач Structure from Motion алгоритм обработки видео, который умеет одновременно делать всё, что потребуется для моделирования: позиционировать камеру в пространстве, понимать, где находился объект, и оценивать его размеры.

Шаг 1. От реальной картины мира к математической модели. По доступным кадрам видео алгоритм вычисляет облако подозрительных точек для проверки на совпадение и определяет какие из них на самом деле одна и та же точка, снятая с разных ракурсов. Ещё не известно, что из этого действительно машина, а что фон. Выбираются «опорные» кадры — включающие много подозрительных точек. Пока идёт работа с облаком, реальные, абсолютные расстояния не понадобятся, важны именно взаимное расположение камеры и объекта, то есть модель — проекция реального мира в некотором масштабе. По небольшому количеству кадров выполняется грубая оценка позиций камеры в пространстве: чем точнее известно, где она находилась, тем качественнее получится ограничить интересующие нас объекты.

Можно было бы попробовать определить позицию камеры с помощью гироскопа и других встроенных в телефон датчиков, но они накапливают ошибку измерения с течением времени: чем дольше видео — тем больше ошибка. Поэтому мы пытаемся восстановить точки в трёхмерном пространстве: сравнивая соседние кадры, собираем общую трёхмерную модель траектории движения камеры. Опытные читатели могут возразить — почему не попробовать делать сегментацию на разных кадрах? — маска может получиться разная, возникнет дрожание объекта.

Шаг 2. Для опорных кадров алгоритм ищет соседние: выбирает таким образом, чтобы они равномерно (по углу обхода), покрывали панораму. То есть точки, существующие в реальном 3D-мире, не рассчитываются для каждого нового кадра, а ищутся на соседних.

Параллельно алгоритм* подбирает параметры камеры: после нахождения опорных точек оптимизирует систему линейных уравнений (минимизирует ошибку определения положения), по которым эти точки проецируются на кадры, где были найдены. Решая такую систему уравнений, требуем, чтобы параметры камеры на каждом кадре были одинаковы, позиция — от кадра к кадру — разная, а точка в 3D-профайле тоже опять-таки на всех кадрах должна быть одинаковая. Для кадров, где опорных точек не было, соответственно, определяются только позиции камеры.

*Мы уже ссылались на эту статью выше: больше деталей, математические подробности.

Шаг 3. Облако точек есть: как понять, какие из них относятся к машине? Технология, помогающая по кадрам создавать облако точек и находить позицию камеры, довольно известна. Мы для решения этой задачи используем opensfm. Однако следом отрабатывает наша собственная технология, позволяющая сделать фильтрацию облака точек и выравнивание позиции камеры. Эвристика следующая:

  • Объект должен быть вытянут: машина в любом сечении больше длинная, чем высокая.
  • Облако точек — плотное: автомобиль едва ли просвечивает.
  • Всё, что вне траектории камеры (а она теперь известна) — шум.
  • Машина обычно стоит на земле — плотное скопление точек в нижней части кадра также обычно имеет характерную форму.

Кстати, развеем популярный миф. Неоднородный фон — самый лучший:

  • Для нас — потому что алгоритму проще отличить, какие точки относятся к машине, а какие к фону. Кирпичная стена, сетка-рабица и другие повторяющиеся текстуры исключения — алгоритм может неправильно определить, какие точки совпадают.
  • Для вас — потому что машины на живом фоне, по статистике, находят больший отклик у покупателей, чем салонные интерьеры и правильная подсветка.

Когда не получается найти точное положение точки на фотографиях, трёхмерная модель начинает напоминать ежа: пиксельное дрожание на кадрах переносится в такое же дрожание, но с большими расстояниями. Обязательно сглаживаем поверхность, боремся с выбросами: если возникают далёкие точки, рядом с которыми нет никакого облака — выкидываем их, так как скорее всего шум.

Читайте так же:
Как охлаждают Париж

Лучше один раз увидеть:

Шаг 5. От облака точек возвращаемся к понятной человеческому глазу картинке: панораме.

Когда мы саппроксимировали bounding box машины, можно оценить, насколько много именно её попало на разные кадры и отбраковать неудачные. Если известно местоположение объекта, все нужные точки легко спроецировать на каждый кадр, обрезать его до нужных размеров. Параллельно алгоритм восстанавливал параметры камеры: он знает, когда картинку нужно отмасштабировать (приблизить/удалить) или повернуть.

Для безопасности продавца не забываем скрыть номера: в России мы были одними из первых, кто реализовал эту опцию. Тут тоже есть нюанс: если искать номер на каждом сыром кадре — возникнет дрожание, и есть шанс, что где-то что-то упустим. Поэтому наш алгоритм ищет номер на готовой 3D-модели и проецирует его на панораму.

Конечно, если подходящих кадров недостаточно, придётся переснять видео, но мы очень стараемся извлечь максимум из исходников.

Шаг 6. Готовая панорама отправляется в объявление.

Немного цифр для масштаба

  • Сейчас для создания панорамы используется около 60 опорных кадров, «приклеиваются» к ним ещё около 120. Для этого выбирается по 15 соседних кадров, для них вычисляются позиции камеры и облако совпавших точек. Количества кадров не случайны: так не страдает ни качество панорамы, ни скорость сборки. Первые панорамы, где мы ещё не нащупали баланс, собирались по 40 минут, что, конечно, недопустимо.
  • Обычно съёмка панорамы автомобиля происходит где-то за минуту. На смартфонах видео такой длительности после съёмки занимает от 100 до 300 МБ, что с условием загрузки на наши сервера было бы серьёзным стопором для пользователя. Поэтому в рамках проекта мы стали «на лету» менять битрейт и формат съёмки, тем самым сократив размер файла видео до приемлемых 20–40 мегабайт, без потерь в размере картинки или качества для компьютерного зрения.
  • С другой стороны, нам пришлось провести адаптацию выдачи объявлений с панорамами, т.к. пользователи не готовы ждать загрузки 5–6 мегабайт на каждое, учитывая, что за сессию поиска автомобиля они просматривают десятки и даже сотни объявлений. Для решения этой проблемы мы перекодируем полученный результат под разные разрешения и форматы файлов – от простого сета .jpeg до достаточно редкого .webm, в некоторых случаях сокращая размер скачиваемой панорамы до 150 КБ.
  • На данный момент у нас на сайте можно встретить больше 3000 панорам автомобилей, созданных как дилерами (мы не забыли и про них), так и обычными продавцами.
  • Будущие покупатели видят в выдаче «живые» объявления с панорамами и «залипают» на них до 30% дольше. Конверсия звонков продавцу для автомобиля с панорамой также растёт.

Товар != автомобиль. Надеемся, что наш опыт окажется полезным и для других сфер ритейла: простое, быстрое и бесплатное создание 3D-модели для объявления облегчит жизнь продавцам, возможность тщательно осмотреть предмет сделки поможет покупателям.

Интересно ли крутить баранку и снимать панорамы для «Яндекс.Карт»? Водитель «панорамомобиля» рассказал про ремесло

Город постоянно меняется, его инфраструктура не застыла отлитой в янтаре, что ярко демонстрирует минский проспект Дзержинского, значительно изменившийся за последнее десятилетие. А потому панорамы на «Яндекс.Картах» нуждаются в регулярном обновлении. О том, как снимают эти панорамы, появляются ли профессиональные болячки и кто ждет почти дальнобойщика дома, нам рассказал водитель «панорамомобиля» Владислав Макаров, который в мае вместе с коллегой изъездил Минск вдоль и поперек.

Решение о подготовке новых панорам сотрудники «Яндекса» принимают, как правило, прислушиваясь к народу. Они следят за проектами сервиса «Народная карта», в которые пользователи постоянно вносят изменения. Город ведь живой: строятся новые объекты, появляются свежие развязки. Со временем собирается критическая масса изменений, которые и провоцируют обновление панорам.

В этом году панорамы Минска решили обновить накануне проведения II Европейских игр. Ожидается, что в столицу приедет большое число туристов, зарубежных спортсменов. Так что для них сервис будет актуальнее.

Панорамная съемка Минска начиналась с запроса на разрешение у городских властей. После положительного ответа «панорамомобиль» приступает к обкатыванию улиц. Водитель, к которому нас посадили в машину, за три недели в Минске уже умудрился наездить более 2000 км. Примерно столько понадобилось, чтобы полностью отснять панорамы в пределах МКАД.

— Есть места, где нельзя проехать на автомобиле. Например, «кирпичи». Но если это критично, то дальше идет пешеходная съемка с фотоаппаратом и штативом, — объясняет Владислав.

Пешеходная съемка используется и для создания панорам изнутри общественно важных объектов. Например, двух крупнейших минских ледовых дворцов — «Минск-Арены» и «Чижовка-Арены».

Скорость съемки панорам зависит от качества дорог. Собеседник отмечает, что в Минске, как и в любом крупном городе, довольно хорошее покрытие дорог, а потому снимают панорамы тут быстро. Самое важное — аккуратно водить и выдерживать скоростной режим. Система гарантирует качественные фотографии при скорости не больше 65 км/ч.

— Водителем «Яндекс.Карт» работаю вот уже два года. Как-то познакомился с человеком, который рассказал про такую работу и предложил попробовать. В то время я был руководителем проектов, а эта работа привлекла тем, что связана с путешествиями. Решил что-то поменять в жизни и поездить по стране. За это время накатал уж точно больше 50 000 км. В основном по дорогам России.

Передвигается Владислав на Hyundai Creta — переднеприводном кроссовере. На заднем диване этого автомобиля особо не развернуться. Там пролегает несколько кабелей, идущих от камеры над крышей, а также находится ноутбук с открытой картой Минска. Над крышей установлен самый главный аппарат, который делает снимки. На нем красуется надпись neq4. Поверхностное гугление приводит к российской компании, которая разрабатывает «железо» и софт для создания панорам. Она еще с бородатого 2008 года является партнером «Яндекса».

Читайте так же:
Как делают елочные игрушки

В коробке над крышей установлены три камеры, которые смотрят вокруг машины, а также еще одна камера, которая смотрит в небо, дабы итоговый снимок получался более целостным.

Несколько лет назад в машине находился экипаж из двух человек, а пройденный маршрут отмечали на бумажной карте. Сегодня этот процесс максимально автоматизирован и оптимизирован, справляется и один водитель. На центральной консоли автомобиля установлен планшет, на который выведена карта Минска — вся в черных прожилках и красных точках «кирпичей». Это основной маршрут, по которому наш водитель уже проехал. Синее — это то, что ему осталось нанести на карты.

В веб-интерфейсе приложения можно заметить настройки светосилы, светочувствительности, скорости срабатывания затвора. Чуть ниже указано ограничение скорости. Этот порог нельзя превышать, если хочешь получить качественную панораму. Водить надо предельно аккуратно, а на перекрестках не забывать фотографировать по центру пересечения дорог.

Владислав вывозит нас на перекресток в глубинах Грушевки и нажимает кнопку на выносном пульте. Это сигнал для камеры. Обычно в городе она снимает окрестности автоматически каждые 15—30 метров.

Суммарное разрешение четырех снимков, которые используются для построения панорамы, составляет больше сотни мегапикселей. О мгновенной публикации при таких размерах речи не идет. Фотографии направляются в серверное хранилище прямо в автомобиле, где алгоритмы склеивают их в панораму, обрабатывают графическими фильтрами. Водитель может просмотреть отснятый материал и выбрать те участки, которые стоит заменить. Редко, но случается брак, когда камера загрязнена или не вовремя подкрадывается большой автобус. Он может перекрыть вид на важное место. Даже несмотря на то, что камера находится на высоте 2,5 метра от земли, стоит быть внимательным.

Отснятый материал хранится на SSD-накопителях в машине. Ежедневно его дублируют, чтобы ничего не потерялось. И в зависимости от того, сколько его накопилось и есть ли рядом высокоскоростной интернет, принимается решение: либо везти накопители в офис самостоятельно после командировки, либо отправлять специализированными курьерскими службами.

— В среднем в день собирается от 200 до 500 ГБ информации, — подчеркивает Владислав.

Если в какой-то город выпадает долгая командировка, то водителю снимают квартиру посуточно. В случае особо длительных поездок бронируются отели. Семьей парень пока не обзавелся, а потому по максимуму наслаждается романтикой дорог. Правда, далеко за границу не уедешь. Три года назад снимали в Турции, но наш собеседник в том проекте не участвовал. А так география поездок — это в основном европейская часть России и ближнее зарубежье: Беларусь, Армения, Казахстан, Украина (с недавних пор панорамы там не обновляются) и т. д. Дальше всего водитель добирался до Урала, крайней точкой был Магнитогорск.

На вопрос, колоритный ли был город, Владислав ответить затрудняется.

— Знаете, вся Россия, кроме двух столиц, практически одинаковая: одинаковые дороги, одинаковые люди, города.

Прошлой осенью впервые для панорам снимали Махачкалу. В интернете у этого города благодаря блогеру Илье Варламову сложилась репутация мусорной столицы России. Владислав как человек, объехавший его вдоль и поперек, придерживается немного другого мнения.

— Самого мусора в Махачкале не видно, хотя мусорки бывают переполнены. Но стоит отъехать от города, как становится хуже. Правда, все это не так критично… Во многих городах России такая же ситуация.

— Какое самое грязное место за 2000 км пробега встретили в Минске?

— В Минске вообще нет мусора. Каждый раз, когда мне надо выбросить мусор, я вижу рядом урну.

На заправку Владислав заезжает каждые два-три дня. Примерно на столько хватает 55-литрового бака «Креты». Полезного километража за сутки получается примерно 50% от накатанного.

— Чтобы отснять все улицы, приходится ездить по трекам, которые я уже отснял, разворачиваться, кружить. Работа и построение маршрута заключаются в том, чтобы максимально оптимизировать эти моменты, то есть чтобы большинство времени я проезжал по неотснятым улицам. Построение маршрута происходит в динамике. Город ведь живой, на дорогах случаются ДТП и ремонтные работы, а потому жесткого планирования по дням у меня нет. За рулем уже смотрю на три-четыре улицы вперед.

Также каждые полчаса-час надо забираться на крышу и протирать камеры от пыли или насекомых. Ведь из-за критичных загрязнений придется проезжать участок еще раз.

В летнее время, когда солнечный день длинный, а непогода не донимает, рабочий день Владислава начинается в районе 8:30 и продолжается до 17:30. Если же за окном дождь, то можно погулять по городу в свое удовольствие.

— В отпуск предпочитаю ездить в горы. Иногда работу и отпуск удается совмещать. Мой коллега прошлой зимой таким образом ездил в Сочи. Мы катались, а он работал, — смеется парень.

При довольно интенсивной водительской нагрузке (20 000 км с начала солнечного сезона в этом году) наш собеседник ни на какие профессиональные болячки не жалуется. Последние восемь лет он практически каждый день находится за рулем, закален московскими пробками.

— Я люблю водить. Меня к этому тянет, и я не устаю за рулем. В прошлом году ездили на Skoda Yeti, Kia Soul. В этом сезоне пересели на Hyundai Creta. Меня характеристики комфорта беспокоят меньше, чем динамика и полный привод. В Закавказье, например, есть старые города, где улицы находятся под наклоном 30 градусов. Пробираться по ним на моноприводной машине довольно сложно.

Наш водитель рассказывает, что люди по-разному реагируют на «панорамомобиль». Часто мешают проехать, засматриваются, но в целом относятся с пониманием.

Читайте так же:
Как делают шоколадные конфеты

— Многие хотят попасть на панорамы. Пару мотоциклистов меня буквально догоняли, махали руками. И если мне нужно было снимать в этот момент, то они в кадр попадали. Ну а если просто переезжал с локации на локацию или ехал на базу отснятый, то не снимал.

Сколько штрафов прилетает водителю, который снимает панорамы для «Яндекс.Карт»? На самом деле совсем не много, так как в городе для качественной съемки надо выдерживать скоростной режим. А вот на трассе, признается Владислав, грешки случаются.

— В Минске нет столько камер, как в городах России. А потому соблюдать ПДД несложно. Да и смысла нарушать их нет, ведь при съемках некуда торопиться.

Панорамы уже обновлены. Специалисты «Яндекс.Карт» называют это обновление самым масштабным с момента их появления в 2010 году. Зона покрытия ими в окрестностях города была расширена, отсняты новые поселки — Мачулищи, Колодище, Замосточье.

На панорамах городских улиц теперь можно наблюдать построенные за последние несколько лет здания. Например, Верховный суд на Орловской улице, обновленный стадион «Динамо».

Самостоятельное создание 3D панорам 360°

В этой статье вы узнаете о процессе создания панорам 360. Я пошагово расскажу о том, как делаются 3D панорамы, начиная со съемки и заканчивая сборкой и вариантах использования.

Создать 3D панорамы можно на основе фотографий или на основе 3D модели (рендер). В этой статье речь пойдет исключительно о фотопанорамах без использования компьютерной графики.

Содержание

  1. Что такое 3D панорама 360°
  2. Съемка 3D панорам
    • Фотосъемка на камеру 360°
    • Съемка на фотоаппарат
  3. Склейка 3D панорам
  4. Публикация 3D панорам
    • Бесплатные способы
    • Платные способы
  5. Затраты на самостоятельное создание 3D панорам
    • Время на обучение
    • Расходы оборудование
    • Расходы на ПО
    • Время на съемку и сборку панорам
  6. Стоимость 3D панорам
  7. Выводы

Что такое 3D панорама 360°?

3D панорама или панорама 360 — это интерактивное фотоизображение позволяющее показать окружающее пространство вокруг точки съемки со всех сторон.

Панорама может состоять минимум из двух кадров при съемке на специальные камеры 360, или и из гораздо большего количества исходных фотографий при съемке на оборудование с меньшим углом обзора, например камеры со сменной оптикой.

Съемка 3D панорам

Есть два самых популярных способа: съемка на специальные камеры 360° и на обычный фотоаппарат с последующей склейкой фотографий.

Фотосъемка на камеру 360°

Используются на специальные компактные камеры 360°, например, Ricoh Theta V.

Плюсы

  • невысокая стоимость
  • малогабаритная и легкая
  • простота в использовании — съемка в один клик
  • высокая скорость съемки
  • автоматическая склейка панорам — не требует навыков сборки панорам и экономит время

Минусы

  • стыки при автоматической склейке панорам
  • низкое разрешение и детализация
  • шумное изображение
  • неестественные цвета
  • узкий диапазон яркостей — пересвеченные источники света и проваленные тени
  • съемка в формате Jpeg — мало пригодно для постобработки

Использовать такие камеры я рекомендую только при очень больших объемах и при очень ограниченных бюджетах, так как единственное ощутимое преимущество этого варианта — это скорость съемки и автоматическая сборка.

Съемка на фотоаппарат

В большинстве случаев съемка осуществляется на зеркальную или беззеркальную камеру с гораздо большей матрицей, чем в первом случае, чаще всего — полнокадровой.

Для получения качественных 3D панорам без следов сшивки, снимать кадры для панорамы требуется со штатива с использованием специальной панорамной головы.

Камера вертикально устанавливается на панорамную головку, позволяющую вращать камеру вокруг беспараллаксной точки — это значит, что при повороте или наклоне камеры, расположенные на переднем плане объекты, не смещаются относительно заднего плана — это позволяет получить идеальную склейку панорамы без стыков.

схема съемки сферической панорамы
При съемке делается множество кадров с поворотом и/или наклоном камеры. После чего все полученные кадры склеиваются в 3D панораму с помощью специализированного программного обеспечения (PTGui, AutoPano) в автоматическом, полуавтоматическом либо полностью автоматическом режиме.

Плюсы

  • отсутствие стыков на панораме
  • высокое разрешение и детализация
  • изображение без шумов
  • естественные цвета
  • широкий диапазон яркостей
  • съемка в формате RAW — позволяет обработать изображение более качественно

Минусы

  • относительно высокая стоимость панорамного комплекта
  • габариты и вес — камера + штативная головка + штатив — около 5 кг
  • требуются знания и опыт для настройки панорамной головки и фотосъемки
  • низкая скорость съемки в сравнении с камерами 360°
  • полуавтоматическая склейка панорам — требует навыка сборки панорам
  • времязатраты на сборку и обработку

Склейка 3D панорам

При съемке на портативную камеру 360°

При съемке на камеру 360° сборка происходит автоматически либо в специальной программе, которая идет в комплекте с камерой.

При съемке на фотоаппарат

При использовании фотокамеры вместе с панорамной головой, процесс сборки заключается в сцепке соседних кадров панорамы снятых внахлест друг к другу, когда один кадр перекрывает другой.

развертка 3D панорамы

Для этого применяется специальное программное обеспечение:

    — самая продвинутая и функциональная программа для сборки панорам, но при это довольно сложная в освоении;
  • AutoPano Giga — средний вариант по сложности и простой в освоении, но вместе с тем менее функциональный; — в программе есть функционал для работы с панорамами, но для панорам 360° он практически не применим из-за простоты функционала и невозможности сцепить края панорамы и замкнуть ее; и др.
Читайте так же:
Как делают настоящее сицилийское мороженое

Процесс сборки заключается в склейке соседних кадров панорамы снятых внахлест друг к другу, когда один кадр перекрывает другой.

Публикация 3D панорам

Публиковать панорамы 360° можно как отдельно, так и в составе 3D тура. Ниже я опишу основные способы публикации, наверняка есть еще множество менее популярных вариантов.

Бесплатные способы публикации

Facebook — опубликовать панорамы можно только по одной, но нем есть встроенный просмотрщик панорам.

Google Maps — можно создавать проекты из панорам со стрелками переходов, но есть ряд условий, выполнение которых необходимо для прохождения модерации.

Платные способы

В основном используются для публикации проектов 3D туров состоящих больше чем из одной панорамы. Для сборки виртуальных туров необходимо платное программное обеспечение. ПО для сборки либо покупается разово, либо доступно по подписке с ежемесячной оплатой.

Публикация на своем хостинге/сайте — для сборки туров используются Pano2VR, PanoTour, KrPano.

Яндекс Карты — публикация проекта платная, через аффилированную компанию neq4. Сборка проекта оплачивается отдельно, плюс публикация каждой панорамы. Также необходимо, чтобы панорамы соответствовали требованиям Яндекса.

Затраты на самостоятельное создание 3D панорам

В этом разделе я расскажу сколько времени и денег вам необходимо потратить, чтобы сделать панорамы сопоставимые по качеству с теми, которые вы получите заказывая бюджетный 3D тур.

Время на обучение

Разумеется вы потратите гораздо меньше времени на обучение если у вас есть опыт фотосъемки или вы специализируетесь на других сферах фотографии и решили развивать новое направление. В противном случае вам придется потратить около полумесяца, чтобы освоить большое количество важных нюансов настройки оборудования, а также съемки и сборки 3D панорам, и это без учета того, что для обработки панорам нужно освоить Photoshop. Уже на этом этапе мы получаем неоправданные вложения для создания одного или нескольких проектов.

Расходы на покупку или аренду оборудования

В минимальный комплект фотооборудования для съемки панорам входит:

  • фотоаппарат
  • объектив
  • штатив
  • панорамная головка
Покупка оборудования

Самый простой бу комплект — от 23 000 руб.

Самый простой новый комплект — от 49 300 руб.

Мой рабочий комплект для сравнения — больше 165 000 руб.

В крупных городах в аренду можно взять любой из приведенных выше комплектов стоимостью от 5000 до 1000 руб. в сутки.
Итого учитывая запасной день на предварительное тестирование стоимость аренды составит около 10-20 тыс. руб.

Расходы на ПО

Если вы планируете самостоятельно собирать и публиковать панорамы не забудьте учесть стоимость необходимого софта

  1. ПО для сборки 3D панорам — от 9000 руб. (PTGui)
  2. ПО для цветокоррекции и ретуши — от 650 руб. в месяц (Adobe Photoshop)
  3. ПО для сборки 3D туров — от 10900 руб. (KrPano)

Время на съемку и сборку панорам

Для примера возьмем проект 3D тура из 10 панорам.

Продолжительность съемки

Среднее время съемки 1 панорамы 5-10 минут — итого 1-2 часа на съемку.

Времязатраты на склейку панорам

Здесь все слишком индивидуально, в зависимости от сложности панорамы, качества настройки оборудования и опыта, сборка может занимать от 10 минут до часа. Но это без учета подготовки изображений к сборке: первичная цветокоррекция, сборка HDR и т.п.

Время затраты на сборку 3D тура

Время сборки виртуального тура зависит от сложности навигации и используемого ПО. В среднем заложите 1-2 часа. Опять же в случае если вы делаете это не в первый раз.

Стоимость 3D панорам

Это среднерыночные цены, разумеется они сильно отличаются от региона к региону и от фотографа к фотографу. Сборка 3D тура почти всегда входит в стоимость, но этот момент, как и уровень обработки требуется уточнять заранее.

  • от 500 до 1000 руб. — обычно цилиндрические панорамы или сферические без пола, из обработки только базовая цветокоррекция, скорее всего будут видны следы сборки: стыки и засечки на местах склейки кадров. Вертикали скорее всего не выровнены, из-за чего панорама может наклоняться при вращении.
  • от 1000 до 2000 руб. — цилиндрические или сферические панорамы со съемкой в HDR и более детальной обработкой. Ретушь может быть включена в стоимость, но не всегда.
  • от 2000 до 3000 руб. — сферические или цилиндрические панорамы с детальной обработкой, в стоимость включена съемка в HDR и ретушь изображений: следы износа помещений, пыль, царапины, провода и т.п.. В стоимость панорам могут быть включены дополнительные модификации тура.
  • от 3000 руб. — сложные 3D панорамы, например внутри салонов автомобилей.

Выводы

Самостоятельно разбираться в процессе создания 3D панорам имеет смысл только в том случае, если вы планируете снимать часто и помногу, в качестве хобби или заработка.

Если же вам требуется создание тура для коммерческой недвижимости или портфолио, то нет никакого смысла пытаться снять панорамы самостоятельно. У вас уйдет неоправданно много времени на обучение, покупку ПО и аренду оборудования, качество результата же будет по нижней границе рынка, так как слишком много важных нюансов, от которых сильно зависит итоговое качество работы.

Евгений Галанин

Фотограф интерьеров и архитектуры.
Делюсь личным и профессиональным опытом. Провожу фотосъемки интерьеров и архитектуры в Москве и других городах

Евгений Галанин
Интерьерный фотограф, Москва

Личный блог рекламного фотографа интерьеров, архитектуры и 3D туров. Здесь я публикую полезные статьи и обзоры реализованных проектов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию