100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как делают суда из дерева на верфи «Варяг»

Призвание «Варяга»

Киностудия "Ленфильм" снова снимает картину на историческую тему. В центре внимания ленты под названием "Командор Полярной звезды" будут легендарные русские первопроходцы Василий Прончищев и Семен Челюскин, которые в 1735-1736 гг. отправились в плавание из Якутска вниз по Лене, достигли моря Лаптевых и обследовали побережье вплоть до Таймыра.

Экспедицию на первых этапах возглавлял Прончищев, но заканчивать ее пришлось уже Челюскину, потому что командор скончался на обратном пути — за несколько дней до того, как судно достигло Оленекского зимовья.

В основе сюжета помимо географических подвигов лежит история любви Василия Прончищева и его жены, отправившейся вместе с мужем в трагический поход по северным водам. Пережила своего супруга она всего на две недели и была похоронена в одной могиле с ним в устье реки Оленек.

Специально для съемок в Петрозаводске на верфи деревянного судостроения "Варяг" строится реплика дубель-шлюпа "Якуцк", на котором проходило это героическое, как и все арктические плавания тех времен, путешествие. В длину она составляет 19,5 метров, в ширину — 5 метров.

Помимо парусов шлюпку, как положено, оснастят веслами — 16 штук по 6 метров в длину каждое. А в дополнение к этому на всякий случай установят еще и дизельный двигатель — аутентичность аутентичностью, но подстраховка не помешает. Соответственно внутри размещен моторный отсек. Кроме того, на судне есть кают-компания, кубрик, гальюн и кормовая каюта.

Сейчас "Якуцк" уже спущен на воду, но во время нашего визита на верфь корпус шлюпа был еще в цехе — работа над ним была в самом разгаре.

Деревянное царство

Когда заходишь внутрь главного цеха верфи "Варяг", ощущение, что здесь, как и в Кижах (кстати, до них отсюда, в общем-то, рукой подать), все построено только из дерева, без единого гвоздя. Длинный корпус деревянного шлюпа покоится на деревянном стапеле. Дальше за ним вырисовывается еще одна деревянная лодка. Переводишь взгляд направо — там свалено огромное количество досок разного размера, формы и степени обработанности. Изогнутые деревянные элементы будущего рангоута в изобилии развешаны по стенам. Дощатый пол застилает желтый ковер из опилок.

Да и вообще, естественность, натуральность здесь явно в почете — на каждом этапе стараются обойтись без химии и синтетики.

— Для дерева, где возможно, лучше использовать натуральные материалы, — уверен Павел Мартюков. — Вот, например, весла у нас сначала пропитаны льняным маслом, затем покрыты натуральной льняной олифой и, наконец, обтянуты, кожей. Или, "шьем" мы сейчас лодочку, так называемый "фофан", — она будет пропитана смесью смолы, льняного масла и скипидара. Этот состав очень хорошо защищает древесину, финны так делают. Потом эта лодка может служить десятки лет.

Старина плюс безопасность

Для петрозаводской верфи "Варяг" строительство исторических судов — дело привычное. Знаменитая копия первого отечественного линейного корабля "Гото Предестинация", которая стоит сейчас в Воронеже, тоже была построена руками "варяжцев". Здесь же, в 2006 году спустили на воду ладью "Русич", которая из Онежского озера через Волгу, Черное море, Суэцкий канал и Индийский океан дошла до Австралии. В багаже у верфи — парусники семнадцатого-восемнадцатого веков, канонерские лодки, ганзейские коги, древнерусские ладьи и норманнские драккары. Как с улыбкой поясняет корреспонденту "Корабел.ру" генеральный директор верфи Павел Мартюков, не строили они еще разве что античных судов, а так — весь средневековый ассортимент в наличии.

— Наши суда, несмотря на свой облик старинных парусников, соответствуют при этом современным требованиям в плане безопасности мореплавания. Мореходные качества, прочность, непотопляемость и прочее, и прочее — мы все это соблюдаем! Оснащаются они двигателем, современным навигационным оборудованием. И получающееся в итоге сочетание старинного облика и современного комфорта, современной безопасности для заказчиков очень привлекательно. Ведь народ с гораздо большим удовольствием пойдет кататься на таком судне, чем на каком-нибудь железном пароходе.

Читайте так же:
Как производят игральные карты (видео)

Помимо гордых парусников, верфь спускает на воду большое количество маломерных лодок, но тоже — с историческим акцентом! Популярностью пользуется, например, гребная лодочка конструкции Фан-дер-Флита, которая в народе называется "фофан". Ее проект был предложен санкт-петербургским инженером и теоретиком кораблестроения Александром Фан-дер-Флитом в 1900 году на правительственный конкурс в качестве лодки для народной гребли. Строились потом эти лодки в большом количестве на протяжении нескольких десятков лет. В результате всю первую половину XX века представить российские реки без узнаваемых силуэтов "фофанов" было просто невозможно.

Когда заходит речь о деревянных исторических судах, неизбежно возникает вопрос о взаимоотношениях с Речным и Морским регистрами. Павел Мартюков отвечает на него просто — точки соприкосновения с Регистром сведены к минимуму, поскольку суда для российских заказчиков верфь старается, где возможно, строить под ГИМС. Для иностранных — все намного проще, их можно регистрировать за рубежом.

— Лет семь назад мы строили корабль герцога Якоба "Либава" для латвийского заказчика из Лиепаи. Этому заказчику был нужен парусник, чтобы катать туристов. Он приехал к нам, чтобы обсудить все детали, а мы предложили ему вписать все это в исторический фон. В XVII веке Лиепая, которая тогда называлась Либавой, входила в состав герцогства Курляндского. Правивший Курляндией герцог Якоб был большой любитель кораблей, вроде нашего Петра, строил по всей стране верфи. Поэтому логично было построить парусник тех времен, один из кораблей герцогского флота, — говорит директор "Варяга". — Судно мы сделали и зарегистрировали в Морском регистре Латвии. Их представители к нам приезжали, вопросов у них не возникло. Возникло только одно замечание — надо было в моторном отсеке установить систему углекислотного пожаротушения. Мы это сделали, и судно ходит сейчас без всяких проблем.

Это не единственный пример — все суда, спущенные верфью для зарубежных заказчиков, спокойно регистрируются соответствующими органами. С российским Регистром, признает директор, все сложнее.

С тех пор прошло два года, а ситуация так и не поменялась. Остается только вслед за директором верфи "Варяг" вздыхать — какое "золотое дно" для отечественного туристического бизнеса пропадает из-за бюрократических препон!

"Я без кораблей не могу". Как в Петрозаводске научились создавать реплики любых судов

Почти 30 лет в Петрозаводске работает редкое производство по строительству деревянных кораблей. В 1992 году выпускник института, ушедший с одного из старейших предприятий города — судостроительного завода «Авангард», Павел Мартюков основал верфь «Варяг», где начал делать парусники. Несмотря на то что деревянные шлюпки уже сняты с промышленного производства, а слово «верфь» стойко ассоциировалось с Петровской эпохой, «Варяг» вполне успешно пережил 90-е, нулевые и продолжает работать. О том, как в корпусе шхуны XIX века поставить современное оборудование и как корабль с двуглавым орлом оказался в кадре голливудского блокбастера с Джонни Деппом, — в материале ТАСС.

Кораблик в луже привел на верфь

«Почему увлекся? Потому что с детства в лужах кораблики начал пускать. Из песни слов не выкинешь. Я без кораблей не могу. Я читаю про корабли — жена смеется, занимаюсь судомоделизмом, хотя времени на это нет. Корабли — это красная нить через всю жизнь», — размышляет Павел Мартюков. В большом ангаре он встречает гостей, сходя с корпуса еще не достроенной шхуны XIX века — ее совсем скоро отправят в детский лагерь «Артек» на Черное море. Когда-то в этом ангаре находилась Петрозаводская судоверфь, где производили малые рыболовные боты. Предприятие обанкротилось, но не исчезло.

Директор верфи деревянного судостроения "Варяг" Павел Мартюков Игорь Подгорный/ТАСС

Павел Мартюков — редкий на сегодняшний день специалист. Получив профессию инженера-кораблестроителя, он всегда интересовался историческими судами. Огромная библиотека с редкими изданиями тому подтверждение. После окончания института Мартюков начал работать мастером на корпусе деревянного тральщика для военно-морского флота, который делали на судостроительном заводе «Авангард» в Петрозаводске. Практика вкупе с интересом к специализированной литературе дали свои плоды. В 1989 году будущий директор верфи «Варяг» ушел с предприятия, а через три года создал свое вместе с бывшими коллегами по «Авангарду».

Читайте так же:
Как делают разделочные доски за 500$

«До меня тут был Володя Тихонов, такелажник, он кое-что мне подсказал, что-то по книжкам изучил. Есть книжки по такелажному делу, еще советские. В интернете, конечно, тоже можно частично найти информацию, но там в основном мусор. Там те же книжки, только фрагменты», — рассказывает бывший боцман, а теперь такелажник на «Варяге» Михаил Меркушев. Он на верфи Мартюкова уже более десяти лет: работал тоже на «Авангарде», о верфи узнал от коллеги и попросил выяснить, нет ли места там и для него.

Михаил Меркушев Игорь Подгорный/ТАСС

Вначале костяк верфи составляли бывшие сотрудники судостроительного завода. Через 27 лет многие уже ушли на пенсию, но им на смену пришли новые. Директор на недостаток работников не жалуется — у него в распоряжении около 30 универсалов, которые уже здесь научились новому ремеслу.

«Как правило, это люди, которые так или иначе столярничали или плотничали, получили специальности по деревообработке. Научившись на производстве строительству деревянных кораблей, они вполне успешно с этим справляются. Специальных учебных заведений нет, поэтому учим здесь, прямо на месте», — рассказывает Мартюков.

Дойти до античности

За громадной шхуной для «Артека» спрятался корабль поменьше — ладья Афанасия Никитина XV века. Временная принадлежность относится к экстерьеру, внутри корабли чаще всего оборудуются в соответствии с современными требованиями к мореходным судам, хотя все зависит от заказчика. Шхуну для «Артека» оборудуют двигателем, а месяц назад в Сыктывкар ушла реплика древнерусской ладьи X века. Ее попросили сделать для себя местные реконструкторы. На ней только под парусом команда пойдет в экспедицию по Белому морю.

Шхуна для "Артека" Игорь Подгорный/ТАСС

Работа на «Варяге» идет вовсю. Хотя верфь не занимается многосемейным производством, сдавать заказы необходимо точно в срок. Команда не стремится к аутентичности и не рубит корпус топором. Пройдя чуть вглубь производственной зоны, Павел Мартюков показывает станки, на которых «Варяг» делает железные детали для своих «пароходов» (так между собой, любя, работники называют все эти ладьи и шхуны прежних времен). Оборудование было выкуплено с разных крупных предприятий Петрозаводска, которые на сегодняшний день уже исчезли. Эта часть производства стоит ровно под двумя советскими агитплакатами, сохранившимися еще от предыдущих владельцев ангара.

Оборудование для производства выкупали с разных крупных предприятий, которые уже закрылись Игорь Подгорный/ТАСС

«То, что раньше делали на века, — это для красного словца говорят. Конечно, люди старались строить, но каких-то технологий не было, например, склейки деталей. Приходилось использовать деревья естественной кривизны. Какие-то детали, стволы криволинейной формы искали в лесу, и из них уже приходилось вытесывать, выпиливать кницы, брештуки, то есть то, что необходимо для скрепления между собой корабельных деталей, частей корпуса. Детали из-за этого получались более тяжелыми, как и корпуса. Сейчас же технологии есть новые», — объяснил Мартюков.

Плотник Константин конопатит борт деревянного судна Игорь Подгорный/ТАСС

И все же некоторыми древними технологиями мастера пользуются до сих пор. В части конопатки корпуса судна плотник Константин и сегодня использует лебезу — тонкую лопатку, похожую на шпатель, и смольную каболку — пеньковую веревочку, как это делали в XVII–XVIII веках. Эти материалы можно найти и сегодня, но их давно не используют в судостроении. Каболку применяют в сантехнических работах, так как она не гниет и отлично сохраняет герметичность.

В арсенале «Варяга» есть построенные суда X века, есть шлюпки по проектам XX столетия. Пробел остается в античных временах. «Варяг» уже несколько раз предлагал заказчикам сделать для них реплику торгового древнеримского корабля — уже есть готовый эскизный проект. Но пока желающих не находится: «Просто не дождалось это судно своего заказчика, будущего хозяина. Ничего, терпеливые дождутся!» — философски подходит к проблеме Мартюков.

Читайте так же:
Как делают чай в Шри-Ланке

Двуглавый орел в Карибском море

Павел Мартюков настаивает: его предприятие вполне можно считать уникальным, по крайней мере, на территории России. Профессиональным деревянным судостроением в таких масштабах занимается только «Варяг» — за годы работы только больших судов-реплик построено порядка полусотни. Их покупают и простые любители яхт, заказывают клубы, покупают для развлечения туристов. За судьбой своих работ руководитель следит даже после того, как первый владелец перепродает свою покупку. Правда, иногда след теряется. Так произошло со шхуной «Святой Петр».

В 1991 году корабль сделали по заказу клуба «Русский мореход» в Санкт-Петербурге, спустя четыре года судно продали англичанину, а тот перегнал его в Карибское море. А еще через какое-то время «Святой Петр» с двуглавым гербом и кириллической надписью появился в кадре блокбастера «Пираты Карибского моря» с участием голливудских звезд.

Мастера сочетают в работе современные технологии и традиционные приемы Игорь Подгорный/ТАСС

«Когда на Карибах начали снимать «Пиратов», они собирали все, что похоже на суда XVIII века. «Святой Петр» как раз выглядит как судно петровского времени. Я сам этого не знал, случайно вычитал в одном журнале, что там снимался «Петр». Потом, когда фильм смотрел, увидел, что да, действительно — это наш корабль. Он, как правило, где-то на втором плане, но присутствует во всех трех сериях», — рассказал Мартюков.

Но и до Голливуда суда верфи «Варяг» попадали в кадры зарубежных фильмов. Специально для английского сериала «Капитан Хорнблауэр», экранизации серии романов Сесила Форестера о флоте времен Наполеоновских войн, в 1996 году в Петрозаводске изготовили 11 копий парусников конца XVIII века длиной от четырех до одиннадцати метров, а также четыре гребных судна в натуральную величину. Съемки проходили в Крыму, и выступить подрядчиками могли несколько компаний. Но выбор пал на «Варяг». Павел Мартюков уверен, что дело в том, что он сразу отгадал, по какому роману будет сниматься картина, а значит, в ту же минуту понял, что нужно кинематографистам.

Специальных учебных заведений нет, сборщики всему учатся на месте Игорь Подгорный/ТАСС

На счету «Варяга» корабли для картин «Пассажирка» Станислава Говорухина, два года назад верфь построила шлюпку «Якутск» для фильма «Первые», недавно с предложением построить ладью выходили создатели картины о древних русичах — проект находится на этапе обсуждения.

Строить для кино интересно, но есть и обратная сторона дела. Кинематографистам корабль нужен всего на несколько дней, при этом стоит он дорого и требует средств на содержание уже после выхода картины. Повезло шестиметровой модели «Крузенштерна», которую делали для Говорухина, — ее можно увидеть в музее «Мосфильма». В Англии создатели «Капитана Хорнблауэра» тоже собрали музей, а недавний «Якутск» простаивает пока на приколе, и владельцы не знают, что с ним дальше сделать.

Петрозаводские парусники не уступают тем, что производят западные коллеги Игорь Подгорный/ТАСС

«Обращаются часто, но заказывают редко, потому что специфика кино — это же временно. Отсняли и все, а суда относительно дороги и требуют денег на содержание. Съемочная группа фильма «Викинг» тоже выходила на нас — до сих пор у меня лежат материалы по этой картине. Но они решили потом обойтись компьютерными эффектами. Все драккары нарисовали после», — говорит Мартюков.

Корабли «Варяга» бороздят воды Карибского, Средиземного, Северного морей, и на этом руководитель верфи не собирается останавливаться. Сейчас Павел Мартюков пытается наладить отношения с европейскими покупателями через Финляндию. Говорит, что петрозаводские парусники ничуть не уступают тому, что делают сегодня его коллеги на Западе. Опыт и профессионализм, который передается буквально из рук в руки новому поколению корабелов, позволяют быть уверенными и в будущем предприятия, и в его судах.

«Когда мы спускаем судно на воду или оно отправляется в первый поход, волнение есть, но это не волнение новичков, которые что-то построили, но не понимают, что с кораблем дальше будет происходить. Мы понимаем. Все суда до сих пор ходят, а это главное», — говорит Павел.

Читайте так же:
Как делают зефир (видео)

kak_eto_sdelano

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала

После посещения яхтенного порта «Пески», наша часть экспедиции побывала на верфи деревянного судостроения «Варяг». Находится она рядом с портом в большом ангаре. «Варяг» — это уникальное (если не единственное) в своем роде предприятие, здесь занимаются проектированием и строительством деревянных судов, таких как: морских круизных парусных яхт и учебных парусников, прогулочных парусно-моторных судов, разъездных и туристских катеров, промысловых ботов, морских шлюпок типов ЯЛ-2, ЯЛ-4, ЯЛ-6, прогулочных парусно- гребных лодок, традиционных народных лодок «сойма», «кижанка», «финка» и др.

1)

2) Одним из основных направлений является строительство судов-реплик, стилизованных под старинные парусные и паровые корабли. В процессе постройки используются:
— традиционные и современные технологии и материалы;
— комплектация судов отечественным и импортным оборудованием ведущих производителей;
— авторский дизайн отделки внутренних помещений и наружного декора.

3) При входе в ангар я сразу увидел резчика по дереву, который вытачивал вот такую голову — носовое украшения корабля.

4) Долго вспоминать не пришлось, где я видел очень похожее.

5) Все помнят 2 драккара в Выборге на набережной? В 1984 году режиссёр Станислав Ростоцкий снимал под Выборгом исторический фильм «И на камнях растут деревья», рассказывающий о славянском юноше, волею судьбы ставшего викингом. После окончания работы режиссер подарил лодки городу в благодарность за помощь в съемках. Сделаны они были как раз на судоверфи «Варяг».

6) А это носовое украшение на драккаре викингов в Выборге.
Драккары (от древнескандинавских Drage — «дракон» и Kar — «корабль», буквально — «корабль-дракон») — деревянный корабль викингов, длинный и узкий, с высоко загнутыми носом и кормой.

7) За 20 лет деятельности верфи построено несколько десятков моторных и парусно-моторных судов и несколько сотен шлюпок и лодок, в том числе:
— копии исторических парусников XIV — XVIII веков;
— русские морские и речные ладьи и струги XI-XV веков;
— копии ботиков Петра I и Екатерины Великой для музеев Царского села и Переславля- Залесского;
— копии судов викингов для г. Выборга;
— плавающие модели старинных парусников и гребные суда для съемок английского сериала «Хорнблауэр» и российского фильма «Пассажирка» режиссера Станислава Говорухина.

8) На стапелях верфи находится очередной корабль. Заказов у верфи хватает, без работы не сидят. Суда делаются не только для заказчиков из России, но и из-за рубежа, поэтому их можно встретить в Англии, Испании, Италии, Швеции, Норвегии, Финляндии, в Карибском море и на Канарских островах.

9) Верфь деревянного судостроения «Варяг» — одно из немногих предприятий, где бережно сохраняют и развивают традиции отечественного деревянного судостроения.

10) Рекомендую к просмотру сайт «Варяга». Там можно посмотреть все работы верфи, в том числе и драккары.

11) Серега buser изучает внутренности ялика и оценивает качество сборки.

12) Свежепокрашенные борта.

13) Качество сборки вызывает уважение.

14) Ряды заклепок, тщательно подогнанные детали.

15) Красота.

16) Тут же мастер вытачивает под нее весла.

17)

18) Руль.

19)

20) Ял-6, конструктивный чертеж корпуса.

21)

22) Справа с оранжевыми бортами туристский катер проекта «Грумант-30Т». Предназначен для любителей дальних морских путешествий и отдыха на воде.

23)

24) Парусно- моторное судно проекта «Аскольд-65» предназначено для использования в качестве прогулочного на внутренних водоемах.

25) Внешний облик судна представляет собой попытку реконструкции русской речной ладьи XV века. Именно на таком судне тверской купец Афанасий Никитин мог начать свое знаменитое путешествие «за три моря».

Читайте так же:
Как делают бурки в Дагестане (видео)

26)

27) Рядом с аскольдом идет сборка еще одного судна.

28)

29)

30) В офисе «Варяга» нам рассказали о уже реализованных проектах. Многие частные заказчики, которые просят построить реплику какого-нибудь исторического корабля всегда подбирают под него легенду, например для заманивания туристов ))

31) Что еще порадовало в офисе — так это офисная мебель, вся хэндмейд из массива по индивидуальным размерам )

32) На столе проект нового судна.

33) Вдохновение черпают отовсюду.

34)

35) Корабли украшают вот такими досками, на которых резчик наносит целую историю. Вот рыбаки отправляются на рыбалку.

36) Вот гигантская щука, которую они повстречали.

37) Вот они ее поймали, сварили из нее суп, а зубы видимо пошли на украшения. Ниже история разворачивается про ветер на море и змея плывущего по волнам.

38) Дальше что-то не понятное, видимо змей съедает купающуюся девушку и становится русалкой ))

39) Вот такая вот экскурсия получилась.

Спасибо за нее коллективу верфи деревянного судостроения Варяг и лично директору — Мартюкову Павлу Михайловичу.

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите пишите мне — Аслан (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта http://ikaketosdelano.ru

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!
одноклассник.jpg

Верфь деревянного судостроения «Варяг» приступила к постройке исторического судна

Судно предназначено для участия в съемках исторического художественного фильма «Созвездие Марии». Сюжет фильма основан на событиях начала XVIII века — Великой Северной Экспедиции и открытиях, которые совершили русские моряки под командой Василия Прончищева и Семена Челюскина.

Реплика судна будет иметь длину 19,5 метров, ширину 5 метров и в дополнение к веслам и парусам будет оборудована дизельным двигателем.

Читайте также.

  • На Онежском ССЗ спущен на воду рабочий катер проекта ST23WIM-H С «Виктор Воротыло»На Онежском ССЗ спущен на воду рабочий катер проекта ST23WIM-H С «Виктор Воротыло»
  • На Онежском ССЗ начата резка металла для первого судна-краболоваНа Онежском ССЗ начата резка металла для первого судна-краболова
  • Российская атомная подлодка уничтожила корабль-мишень в Тихом океанеРоссийская атомная подлодка уничтожила корабль-мишень в Тихом океане

Вступайте в наши группы и добавляйте нас в друзья 🙂

  • d-tatarinov
  • 10.04.2016 15:59

Красивое должно быть судно.

Надо полагать, постройка ведётся под наблюдением Регистра и марсельная шхуна избежит затруднений с Регистром, бывших у фрегата-копии «Штандарт»

Ну, у «Гото Предисцинации» затруднений не возникло. А их первое судно шхуна «Святой Петр» вполне благополучно дочапала до Антигуа (где сейчас обитает) и снялась во всех частях «Пиратов Карибского моря» Вощем я к тому, что за свою историю они построили дофига чего парусного от дракаров до гафельных и марсельных шхун (он даже линкор построили и все это вполне успешно ходит по морям. Почему именно с этой шхуной2 у них должны проблемы возникнуть?

Да конечно не должны!

О том и речь, чтобы построили не только для киносъёмок, а на долгую морскую жизнь! . Как у баркентин и марсельных шхун послевоенной финской репарационной постройки.

Спасибо за интересный источник, всё пересмотрел про судоверфь. Петрозаводские корабелы — волшебники. С их парусниками не приходилось встречаться, а базовый тральщик 257ДМЭ проекта, на котором пришлось зимовать — просто игрушка, не касаясь боевых качеств, условия для экипажа, светлая деревянная отделка, запах свежего лакированного дерева — не каждая 120-футовая яхта может так впечатлять

П.С. Про «Штандарт» — чисто ассоциативно, даже не знаю, кто его строил, пару лет назад об этом мелькнуло в «Катерах и яхтах».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию