100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как делают самолеты. Часть 1

Как делают самолеты. Часть 1

При словах «отечественное производство » у меня в голове всплывает картина полуразрушенного цеха с протекающей крышей и ржавыми лестницами, криво уходящими под потолок. Какого же было мое удивление, когда я оказался в Комсомольске-на-Амуре в цеху, где производят самолеты Сухой Суперджет 100 — абсолютно чистый цех, который надраивают 4 раза в день полотером, предупреждающие таблички у каждого люка, аккуратно одетый персонал…

На заводе работает около 12 тысяч человек, и производство разделено на 2 площадки. На первой из алюминиевых заготовок изготавливают фюзеляж, а на второй к нему прикрепляют крылья, устанавливают в самолет всю авионику и двигатели. Сегодня я покажу вам, как кусок алюминия превращается в самолет…

Снимать здесь запрещено, но для нас сделали исключение:

3.

Современные самолеты создаются «в цифре». Из Москвы в Комсомольск-на-Амуре по сети передают электронные модели деталей и агрегатов самолетов. Инженеры завода пишут программы для станков с ЧПУ и адаптируют чертежи к производству. То есть, они получают из Москвы электронные модели, а дальше самостоятельно разрабатывают оснастку, инструмент и технологические процессы для изготовления этих деталей.

Кстати, самолет Сухой Суперджет стал первым российским самолетом, полностью созданным на основе цифровых технологий, что позволило сократить время процесса подготовки его производства на 2 года:

4.

Начинается все с цеха механической обработки, куда подвозят увесистые алюминиевые заготовки и превращают их в детали будущего самолета:

5.

В цехе стоят огромные полностью закрытые станки с ЧПУ:

6.

Всего таких станков для производства Суперджета было закуплено более 30 штук:

7.

Вся стружка из станков автоматически попадает по стружкопроводу в контейнеры и уходит на переработку:

8.

Заготовка зажимается на поворотном столе и обрабатывается по программе без участия человека:

9.

Оператор станка стоит снаружи и наблюдает за процессом по монитору. Отсюда же происходит и все управление:

10.

Вручную лишь устанавливают заготовки:

11.

Однажды у Микеланджело спросили, как он создаёт свои скульптуры. Он ответил: «Очень просто, я беру камень и отсекаю все лишнее». Подобно великому итальянскому творцу, станки Сухого отсекают острыми фрезами весь лишний метал:

12.

Станки могут фрезеровать очень сложные по форме и большие по размеру детали, благодаря программам, написанным инженерами КнААПО:

13.

Все, что выглядит как штамповка, на самом деле было «выстругано» из большого куска алюминия на фрезеровочных станках:

14.

В фюзеляже самолета более 40 тысяч заклепок и еще 15 тысяч в крыле. Сверление отверстий и установка заклёпок в панелях крыла и фюзеляжа производится на клёпальном автомате лазером:

15.

Лазером же вырезают мелкие детали:

16.

В самолете практически нет прямых деталей. Для придания нужной кривизны используют набор форм для обтяжки на специальном прессе:

17.

18.

Деталь устанавливают в пресс, прижимают ремнями и по программе прикладывают усилия, необходимые для её формообразования:

19.

20.

21.

Обшивки крыла доводят до нужной формы на отдельном прессе в ручном режиме:

22.

23.

Изготовленные обшивки крыла контролируются на специальном стенде с набором шаблонов. Отклонение 14-метровых обшивок крыла должно быть не более +/- 1 мм:

Читайте так же:
Как делают разводные ключи (видео)

24.

Если отклонение больше, то деталь доводят дробью в специальной установке:

25.

После того, как детали приобрели нужную форму, их покрывают грунтом для защиты от коррозии:

26.

27.

Для каждой панели фюзеляжа существует своя оснастка, называемая «палетой»:

28.

Закрепленные в палетах панели попадают на станки автоматической клепки. В каждом самолете примерно 55 000 заклепок:

29.

Весь процесс полностью автоматизирован и управляется парой человек:

30.

Разметка установки технологического крепежа производится вручную:

31.

Автомат пока не может полностью заменить человека, и некоторые места для клепки приходится размечать рабочим:

32.

После стыковки фюзеляж устанавливается в эстакаду внестапельных работ, где производится его окончательная сборка:

33.

По номеру видно, что идет сборка 20-го самолета:

34.

Отверстия болтовых соединений обрабатывают специальным образом, чтобы не было люфта:

35.

Чем плотнее стык, тем больше ресурс у детали:

36.

Стапель сборки лонжерона крыла:

37.

38.

Наушники – обязательный элемент для техники безопасности труда при ручной клепке:

39.

Шпангоут, который завершает пассажирский салон и отделяет его от хвостовой части, где расположена вспомогательная силовая установка (ВСУ):

40.

Центроплан — центральная часть крыла самолёта. К нему присоединяют крылья, а внутри него расположен бензобак:

41.

Цех, в котором собирают крылья:

42.

В стапеле производится установка лонжеронов и нервюр крыла:

43.

Номер 95021 обозначает, что это отъемная часть крыла для самолета с порядковым номером №021. Всего Сухой произвел уже 11 самолетов:

44.

На нижней поверхности крыла оставляют люки для доступа внутрь крыла и его обслуживания в процессе эксплуатации самолёта:

45.

Все они закрываются подобными съемными крышками:

46.

Внутренние полости крыла, также как и центроплан, используют в качестве топливного бака:

47.

В этом цехе собирают отсеки фюзеляжа, которые затем стыкуют между собой:

48.

Состыкованные панели фюзеляжа перед передачей в цех изготовления отсеков фюзеляжа:

49.

В каждом цехе на стене висит подробная информация о том, что в нем собирают:

50.

Здесь же собирают будущий пол самолета с рельсами для кресел:

51.

И устанавливают его в фюзеляж:

52.

После установки его накрывают технологическим полом:

53.

Под ним расположен багажный отсек:

54.

Секции фюзеляжа стыкуются автоматически на стенде:

55.

Таких стендов пока нет ни на одном другом российском заводе, включая военные:

56.

В следующем посте читайте рассказ о втором цехе Сухого, где самолеты окончательно собирают и отправляют в небо.

57.

Как делают самолеты: репортаж с завода Airbus. Часть 1. Фото. Видео.

Завод Airbus в Гамбурге (Финкенвердер) — лишь одно из предприятий концерна, который, если кто не в курсе, образован в начале 1970-х годов сразу несколькими европейскими авиастроительными предприятиями. Разные заводы в Великобритании, Германии и Франции выпускают разные части для разных самолетов, все эти части в процессе производства перевозятся туда-сюда, и даже сами летают с одного завода на другой…

Впрочем, обо всем по порядку.

DCIM100GOPRO

В этом цеху гамбургского завода происходит окончательная сборка хвостовых частей фюзеляжа для семейства A320. В основном здесь A320 и A321: тенденции таковы, что авиакомпании перевозят все больше и больше пассажиров, поэтому маленькие A319 востребованы все меньше, а A318 и вовсе выпускаются теперь только в качестве бизнес-джетов.

Читайте так же:
Как делают динамики или акустические системы

DCIM100GOPRO

На фото не видно, но это на самом деле целый конвейер, который двигается со скоростью 1 метр в час. В процессе каждая часть фюзеляжа «обрастает» внутренностями — проводкой, гидравличекими магистралями, воздуховодами, антеннами, системами пожаротушения… Также здесь устанавливается пол. Возле каждой секции установлена табличка с серийным номером и названием авиакомпании-заказчика: каждый из них заказывает самолет в индивидуальной комплектации, поэтому внутреннее оборудование свое, каждая машина уникальна.

DCIM100GOPRO

DCIM100GOPRO

А вот цех финальной сборки A320. Именно сюда привозят из соседнего цеха хвостовую часть фюзеляжа, где она первым делом соединяется с носовой, которая прилетает сюда с завода в Тулузе.

DCIM100GOPRO

После этого происходит монтаж стоек шасси, и дальше самолет может уже катиться самостоятельно. Теперь к нему крепят две части крыла, киль, хвостовой стабилизатор и пилоны двигателей.

DCIM100GOPRO

DCIM100GOPRO

DCIM100GOPRO

Аэродинамические поверхности привозят из Великобритании уже покрашенными в ливрею заказчика: красить их по отдельности гораздо быстрее и дешевле, чем красить весь самолет.

DCIM100GOPRO

Так он и выходит из цеха: фюзеляж зеленый (в грунте), остальное раскрашено. И без двигателей — их привозят от поставщиков и устанавливают в соседнем здании, тип двигателя тоже выбирает заказчик.

DCIM100GOPRO

А здесь происходит сборка некоторых секций A330 и A350. Отличить их очень просто: A350 изнутри черный, потому что сделан из композитных материалов, а A330 зеленый, в грунте.

DCIM100GOPRO

В этом цеху собирают передние и хвостовые части фюзеляжа двухэтажного A380. Желтые детали на фото — это бухты кабелей, которые затем разматываются и прокладываются при финальной сборке в Тулузе. Секции грузят на корабль, и хвостовые едут сразу в Тулузу, а передние — на другой завод во Франции в Сен-Назер. Напомним, Тулуза — не порт, поэтому сначала секции плывут по морю, затем перегружаются на речные баржи, способные пройти под низкими мостами, а уже потом едут на фурах по дорогам. А хвостовой стабилизатор делают на заводе в Штаде (это недалеко от Гамбурга), он приплывает в Гамбург на корабле и улетает в Тулузу внутри «Белуги» — специального транспортного самолета Airbus, предназначенного для перевозки крупногабаритных грузов.

DCIM100GOPRO

Отсюда же по морю отправляются по частям самолеты семейства A320 в Китай и США — там также расположены цеха финальной сборки для местных заказчиков.

DCIM100GOPRO

Смысл в их наличии, скорее, политический: американцам важно клеймо «Made in USA», китайцам — «Made in China», причем в Китае это едва ли не требование регулятора. Открытие сборочного цеха позволило Airbus увеличить свою рыночную долю в Китае с 20 до 50%.

DCIM100GOPRO

Интересный факт: ВПП заводского аэродрома Финкенвердер упирается прямо в Эльбу, поэтому когда по реке проходит грузовой корабль, самолетам приходится уходить на второй круг. У диспетчера Финкенвердера дополнительно установлен судовой радар.

После финальной сборки в Тулузе A380 прилетает снова в Финкенвердер. Самолет еще не готов: его представит покрасить и собрать салон, который, кстати, весит 60 тонн. В ангаре, где происходит сборка салонов, фотографировать нельзя, но, если вкратце, самолеты там стоят на домкратах, чтобы избежать неравномерной нагрузки на стойки шасси в ходе поэтапной сборки салона, а рабочие ходят, как будто вечером собрались на Sensation: все в белом. Это нужно, чтобы вовремя заметить любую грязь — заказчик затем будет скрупулезно проверять каждую деталь.

Читайте так же:
Как делают автодома (видео)

DCIM100GOPRO

Для цехов A380 пришлось вдвое увеличить территорию завода, засыпав одну из стариц реки. Серой линией обозначена граница первоначальной территории.

В самом конце самолеты проходят ряд тестов (например, прерванный взлет, а также, конечно, испытательный полет) и передаются заказчику.

Продолжение следует… Чтобы не пропустить его, подпишитесь на рассылку новостей.

Sergey Dolya Сергей Доля

При словах «отечественное производство » у меня в голове всплывает картина полуразрушенного цеха с протекающей крышей и ржавыми лестницами, криво уходящими под потолок. Какого же было мое удивление, когда я оказался в Комсомольске-на-Амуре в цеху, где производят самолеты Сухой Суперджет100 — абсолютно чистый цех, который надраивают 4 раза в день полотером, предупреждающие таблички у каждого люка, аккуратно одетый персонал…

На заводе работает около 12 тысяч человек, и производство разделено на 2 площадки. На первой из алюминиевых заготовок изготавливают фюзеляж, а на второй к нему прикрепляют крылья, устанавливают в самолет всю авионику и двигатели. Сегодня я покажу вам, как кусок алюминия превращается в самолет…

В самом начале хочу выразить огромную благодарность PR службам Сухого и ОАК за возможность попасть на это производство. Снимать здесь запрещено, но для нас сделали исключение:

Современные самолеты создаются «в цифре». Из Москвы в Комсомольск-на-Амуре по сети передают электронные модели деталей и агрегатов самолетов. Инженеры завода пишут программы для станков с ЧПУ и адаптируют чертежи к производству. То есть, они получают из Москвы электронные модели, а дальше самостоятельно разрабатывают оснастку, инструмент и технологические процессы для изготовления этих деталей.

Кстати, самолет Сухой Суперджет стал первым российским самолетом, полностью созданным на основе цифровых технологий, что позволило сократить время процесса подготовки его производства на 2 года:

Начинается все с цеха механической обработки, куда подвозят увесистые алюминиевые заготовки и превращают их в детали будущего самолета:

В цехе стоят огромные полностью закрытые станки с ЧПУ:

Всего таких станков для производства Суперджета было закуплено более 30 штук:

Вся стружка из станков автоматически попадает по стружкопроводу в контейнеры и уходит на переработку:

Заготовка зажимается на поворотном столе и обрабатывается по программе без участия человека:

Оператор станка стоит снаружи и наблюдает за процессом по монитору. Отсюда же происходит и все управление:

Вручную лишь устанавливают заготовки:

Однажды у Микеланджело спросили, как он создаёт свои скульптуры. Он ответил: «Очень просто, я беру камень и отсекаю все лишнее». Подобно великому итальянскому творцу, станки Сухого отсекают острыми фрезами весь лишний метал:

Станки могут фрезеровать очень сложные по форме и большие по размеру детали, благодаря программам, написанным инженерами КнААПО:

Все, что выглядит как штамповка, на самом деле было «выстругано» из большого куска алюминия на фрезеровочных станках:

Читайте так же:
Как делают шарнирно-сочленённые самосвалы

В фюзеляже самолета более 40 тысяч заклепок и еще 15 тысяч в крыле. Сверление отверстий и установка заклёпок в панелях крыла и фюзеляжа производится на клёпальном автомате лазером:

Лазером же вырезают мелкие детали:

В самолете практически нет прямых деталей. Для придания нужной кривизны используют набор форм для обтяжки на специальном прессе:

Деталь устанавливают в пресс, прижимают ремнями и по программе прикладывают усилия, необходимые для её формообразования:

Обшивки крыла доводят до нужной формы на отдельном прессе в ручном режиме:

Изготовленные обшивки крыла контролируются на специальном стенде с набором шаблонов. Отклонение 14-метровых обшивок крыла должно быть не более +/- 1 мм:

Если отклонение больше, то деталь доводят дробью в специальной установке:

После того, как детали приобрели нужную форму, их покрывают грунтом для защиты от коррозии:

Для каждой панели фюзеляжа существует своя оснастка, называемая «палетой»:

Закрепленные в палетах панели попадают на станки автоматической клепки. В каждом самолете примерно 55 000 заклепок:

Весь процесс полностью автоматизирован и управляется парой человек:

Разметка установки технологического крепежа производится вручную:

Автомат пока не может полностью заменить человека, и некоторые места для клепки приходится размечать рабочим:

После стыковки фюзеляж устанавливается в эстакаду внестапельных работ, где производится его окончательная сборка:

По номеру видно, что идет сборка 20-го самолета:

Отверстия болтовых соединений обрабатывают специальным образом, чтобы не было люфта:

Чем плотнее стык, тем больше ресурс у детали:

Стапель сборки лонжерона крыла:

Наушники – обязательный элемент для техники безопасности труда при ручной клепке:

Шпангоут, который завершает пассажирский салон и отделяет его от хвостовой части, где расположена вспомогательная силовая установка (ВСУ):

Центроплан — центральная часть крыла самолёта. К нему присоединяют крылья, а внутри него расположен бензобак:

Цех, в котором собирают крылья:

В стапеле производится установка лонжеронов и нервюр крыла:

Номер 95021 обозначает, что это отъемная часть крыла для самолета с порядковым номером №021. Всего Сухой произвел уже 11 самолетов:

На нижней поверхности крыла оставляют люки для доступа внутрь крыла и его обслуживания в процессе эксплуатации самолёта:

Все они закрываются подобными съемными крышками:

Внутренние полости крыла, также как и центроплан, используют в качестве топливного бака:

В этом цехе собирают отсеки фюзеляжа, которые затем стыкуют между собой:

Состыкованные панели фюзеляжа перед передачей в цех изготовления отсеков фюзеляжа:

В каждом цехе на стене висит подробная информация о том, что в нем собирают:

Здесь же собирают будущий пол самолета с рельсами для кресел:

И устанавливают его в фюзеляж:

После установки его накрывают технологическим полом:

Под ним расположен багажный отсек:

Секции фюзеляжа стыкуются автоматически на стенде:

Таких стендов пока нет ни на одном другом российском заводе, включая военные:

В следующем посте читайте рассказ о втором цехе Сухого, где самолеты окончательно собирают и отправляют в небо. Кроме неба будут девушки и, естественно, самолеты. Stay Tuned!

Как сделать бумажный самолетик. 12 лучших схем оригами, в том числе бумажный самолетик, который долго летает.

Многие из нас (да почти все!) складывали в детстве бумажные самолетики. Но до сих пор не все мамы и папы знают, что занимались при этом аэрогами, одной из ветвей оригами. По-японски, кстати, это будет и вовсе не аэрогами, а ками хикоки — ками=бумага, хикоки=самолёт. Так что мы представляем вам сегодня 12 самых популярных моделей ками хикоки — бумажных самолетиков, которые готовы храбро рассекать просторы воздушного океана и, несомненно, порадуют ваших детей!

Читайте так же:
Как во Вьетнаме производят жемчуг

Планер №1

(Кликните на схему для увеличения)

Планер №2

(Кликните на схему для увеличения)

Использовать бумагу для создания игрушек, как полагают учёные, начали 2000 лет назад в Китае, где придумали воздушных змеев. Современный бумажный самолетик, по одной из наиболее популярных версий, был изобретен (да, да, именно так!) в 1930 году Джеком Нортропом — сооснователем компании Lockheed Corporation. Нортроп использовал бумажные самолётики для тестирования новых идей при конструкции реальных самолётов.

"Шелк" (Silke)

(Кликните на схему для увеличения)

"Селезень" (Canard)

(Кликните на схему для увеличения)

"Дельта"

(Кликните на схему для увеличения)

В 1989 году некто Энди Чиплинг основал Ассоциацию бумажного авиастроения, а в 2006 году был проведён первый чемпионат по запуску бумажных самолётов. Соревнования проводятся в трёх дисциплинах: самая длинная дистанция, самое долгое планирование и аэробатика — выполнение фигур высшего пилотажа бумажными моделями.

"Челнок" (Shattle)

(Кликните на схему для увеличения)

Впрочем, существуют и коммерческие соревнования. Пожалуй, самое известное из них — «Red Bull Paper Wings». Последний мировой чемпионат проводился в Австрии, конструкторы состязались в трёх категориях: «высший пилотаж», «дальность полёта» и «длительность полёта».

"Гомес" (Gomez)

(Кликните на схему для увеличения)

Многочисленные попытки увеличить время пребывания бумажного самолётика в воздухе время от времени приводят к взятию очередных барьеров в этом виде спорта. Кен Блэкберн удерживал мировой рекорд на протяжении 13 лет (1983-1996) и вновь получил его 8 октября 1998 года, бросив бумажный самолёт в помещении так, что он продержался в воздухе 27,6 секунды. Этот результат подтверждён представителями Книги рекордов Гиннесса и репортёрами CNN. Бумажный самолётик, использованный Блэкберном, можно отнести к категории планёров.

"Блокированный" (Locked)

(Кликните на схему для увеличения)

Хотя считается, что лёгкие бумажные самолётики летают дальше тяжёлых, это утверждение оспаривается Блэкберном. Самолётик Блэкберна, побивший мировой рекорд в 1983 году, был разработан в предположении, что наилучшие самолёты обладают короткими крыльями и «тяжелы» в момент фазы запуска, когда человек подбрасывает их в воздух. Хотя более длинные крылья и меньший вес помогли бы, как кажется, самолётику достичь большего времени полёта, но такой бумажный самолёт невозможно выбросить высоко. Согласно Блэкберну, «для достижения максимальной высоты и хорошего перехода к планирующему полёту бросок должен осуществляться с отклонением от вертикали не более 10 градусов».

"Ястребиный глаз" (Hawkeye)

(Кликните на схему для увеличения)

"Триплан"

(Кликните на схему для увеличения)

"Игла" (Needle)

(Кликните на схему для увеличения)

"Маленький Ник" (Little Nicky )

(Кликните на схему для увеличения)

Интересно? Оставь ссылку в социальных сетях!

Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest

о детях от 4 до 7 лет, о детях от 7 до 10 лет, Поделки из бумаги

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию