Как делают баяны
Как производят баяны?
Русская гармошка известна на Руси с начала XIX века, а производство первых инструментов было налажено тульскими умельцами, которые долго трудились над устройством мехов и клавиш — чтобы представить гармони, баяны и аккордеоны в том виде, в котором они известны сейчас. Между тем, строение гармони и ее производство считается достаточно сложным и сейчас, несмотря на шагнувший вперед прогресс. В Туле до сих пор работает старейшая фабрика «Тульская гармонь», где собирают эти самобытные изделия — богато звучащие и необычно украшенные. Конечно, способы работы над производством гармоней были модернизированы, но основные этапы выпуска инструментов остались теми же.
На тульской фабрике можно увидеть и стандартные, массовые экземпляры гармоней, и редкие произведения искусства, являющиеся творением тульских мастеров. Тульские гармони безусловно привлекают внимание музыкантов-гармонистов и неискушенных людей — сложнейшей отделкой, изящными формами, имитацией русских народных узоров. Многим становится любопытно узнать, как производят знаменитые гармони, сколько мастеров задействовано в производстве, пользуется ли спросом такой, казалось бы, старинный инструмент в наше время — в России и за рубежом.
В XIX — начале XX века гармонный промысел был на втором месте в Тульской губернии по объему выпуска. На смену отдельным кустарным мастерским пришло массовое производство, и, вместо того, чтобы перестраивать небольшие ремесленные мастерские, было решено возвести полноценный заводской цех, где сборкой инструментов занимались бы десятки мастеров.
«Тульская гармонь» — с момента основания до наших дней
Удивительно, но гармонная фабрика, которая скоро отпразднует свое столетие, выглядит процветающей, а ее продукция — востребованной среди гармонистов и иностранных гостей города, которые желают увести с собой сувенир в виде настоящей, действующей гармони с богатой декоративной отделкой. Правда, количество баянов и гармоней, которые выпускаются ежемесячно, снизилось с 5000 наименований до 300, но все оборудование налажено функционирует, обеспечивая полный производственный цикл, включая, конечно, и ручную работу мастеров.
Опытные рабочие фабрики знают все про народный инструмент — что готовые изделия не выносят длительного пребывания во влажной среде, что новую модель гармони можно сконструировать в течение месяца и многое другое. Далеко не каждый работник завода умеет играть на гармошке, но в этом и нет необходимости — работу готового изделия проверяют настройщики. На вопрос «Можно ли порвать баян?» ответа не дают, но с порванным пополам баяном сюда никто не обращался, а менее значительные дефекты и поломки инструмента здесь могут устранить.
Гармонная фабрика включает три цеха — столярный, слесарный и сборочный. В столярном цехе, где выпиливают детали корпуса, традиционно работают только мужчины. Основные элементы гармоней обязательно мастерят из дерева — при использовании любых современных материалов теряется знаменитый тембр тульской гармони. Иностранцы, желающие получить самую эксклюзивную и модную вещь, привозят корпуса из Италии, но «начинкой» такого инструмента обязательно должны заняться тульские мастера, которые знают секреты идеального звука гармони. Кожух гармоней и баянов выполняется из целлулоида, который становится мягким и эластичным благодаря отмачиванию в ацетоне — и натягивается по форме на левую и правую части корпусов.
Все стальные и пластмассовые детали для сборки инструментов производятся с помощью ручного труда, исключение составляют декоративные резные решетки, которые выковываются на станке с ЧПУ. Несмотря на разделение труда на конечных этапах по сборке инструментов, на фабрике трудятся и опытные сборщики, способные полностью смонтировать изделие самостоятельно, не прибегая к чьей-то помощи — как во времена существования гармонного промысла в царской Руси.
Сложной и кропотливой работой считается установка и настройка кусковых голосовых планок. Именно эти элементы способствуют извлечению звука в язычковых инструментах — планки приходят в движение при воздействии выдуваемой струи воздуха. Сейчас каждая планка, отвечающая за выдачу звука определенной частоты, проверяется с помощью компьютерной техники, а раньше язычковые инструменты любой сложности настраивали на слух. Правда, звучание готового изделия настройщицы все равно проверяют на слух. А при первоначальной обработке планок нужна точность технических приборов. На выточенную планку подается воздух из специальной трубки, полученный звук фиксирует микрофон и передает на компьютер диапазон частот. При наличии малейших погрешностей язычок подпиливается на ничтожную часть — при этом меняется его вес, а значит и характерное звучание. Если мастер убрал лишнее, язычок подпиливается у основания и работа по его подтачиванию начинается с самого начала.
Каждый полукорпус включает около 2000 деталей, поэтому инструмент собирается вручную, в течение 3-4 недель — зависит от опыта и квалификации мастера. Обычно у готового изделия погрешностей не выявляется, но иногда мастерам приходится по рекомендации настройщика браться за переделку своего детища.
Чем готовый баян или гармонь могут привлечь внешне? Конечно, это декоративная отделка, изображения на корпусе, логотип фабрики и название конкретной модели. Название обязательно наносится кириллицей. Строгих стандартов отделки нет, если, конечно, модель не делается под заказ. Мастера с творческой жилкой заинтересованы в том, чтобы не работать шаблонно, а каждый раз создавать неповторимые рисунки и шрифты надписей. Рисунки могут быть стилизованы — в основном, это цветочная тема — но исполнение даже схожих внешне мотивов различается от изделия к изделию. Но каждая интерпретация выглядит максимально привлекательно — присутствует ощущение, что инструмент украшен с душой и большой любовью. Готовая гармонь выставляется на продажу в чехле.
Если вам нужно заказать баян, перейдите по ссылке
Тульские гармони можно встретить не только в тульских сувенирных лавках и специализированных магазинах, но и в различных музеях в качестве предмета старины и неотъемлемой части эпохи XIX-XX веков. И сувенирные, и рабочие модели имеют достаточно высокую стоимость — из-за сложной сборки и искусной ручной отделки. Но интерес к гармоням не пропадает, любители данного инструмента всегда находятся. В последнее время гармонь и баян популяризируются в качестве концертных инструментов и все чаще используются для выступлений на большой сцене, наряду с традиционными музыкальными приборами.
По вопросу приобретения баяна, гармони, аккордеона, пожалуйста, свяжитесь с нашими менеджерами по телефону: +7 (800) 700-12-71
Как делают баяны Zonta: 2500 деталей, уникальный коллектив и пес-талисман Зонтик
Резонаторы, аккорды, планки, залоги, голоса, механика, дерево, кожа, пластик, металл. Множество станков и приспособлений. Переходя из цеха в цех фирмы «Зонта», поражаешься, во–первых, компактности коллектива, который тут работает, — всего 25 человек и каждый в своем роде уникум, во–вторых, обилию тонкой ручной работы, в–третьих, сложности решаемых задач. Здесь, в Молодечно, в часе езды от Минска, производят баяны и аккордеоны, за которыми специально приезжают не только белорусские, но и зарубежные музыканты. Недавно молодечненские инструменты, в том числе уникальный баян с миди–системой, возможности которого не меньше, чем у цифрового пианино, были продемонстрированы Президенту — и произвели достойное впечатление. Звук, вид, технические решения — все на уровне! Корреспонденты «СБ» решили взглянуть своими глазами на производство и на людей, создающих прекрасные гармоники.
Где–то на задворках сознания живет убеждение, что баян — штука простая, народная, какие с ним могут быть хлопоты? Попадаешь на «Зонту», и тебя ставят перед фактом: один инструмент — это около 15 килограммов веса и 2.500 деталей, большая часть которых изготавливается и доводится вручную. А человеческое ухо в процессе настройки, несмотря на компьютерные программы, по–прежнему ничем не заменить.
Баянами в Молодечно со времен СССР никого не удивишь, однако «Зонта» к канувшей в Лету советской фабрике музыкальных инструментов отношения не имеет:
— Мы — конкуренты, которые выжили, — констатирует директор Ростислав Мойса, пришедший на предприятие в 1994 году, через несколько месяцев после рождения фирмы. — Время было сложное, но именно тогда у одного из белорусских музыкантов появилось желание создать концертный баян — а хороший инструмент в те годы стоил, как автомобиль. Начинать пришлось с нуля, в 1994 году у нас была только одна модель — аналог советского баяна «Юпитер», на котором играли все лучшие баянисты СССР. Впрочем, инженерные решения искали свои: от советского баяна осталась акустика — голоса, резонаторы, мы же модернизировали правую сторону, по–новому разработали левую механику. Через полтора года появилась другая модель, затем еще одна, через 4 года — детский баян. С 2006 года мы реорганизовались и выпускаем под брендом «Зонта» больше 30 моделей баянов, аккордеонов и гармоней. В том числе аккордеон системы Кравцова — своего рода гибрид баяна и аккордеона, — который в России так и не сумели сделать, а мы смогли.
На разработку первого инструмента у коллектива ушло полтора года. Сейчас мастера «Зонты» могут создать под заказ любой инструмент из немаленькой линейки — и это займет максимум три месяца. Иван Демидович — и главный конструктор, и главный инженер, и главный технолог, на предприятии — со дня основания, участвовал в разработке самого первого баяна:
— Случаются и спецзаказы: когда есть база и технологическая оснастка, можно многое придумать, поискать решения.
А однажды — этот случай на предприятии вспоминают до сих пор — из Италии поступил заказ на «баян наоборот»: чтобы левой рукой можно было играть то, что обычно играется правой. Кажется, поменяй местами право и лево, но в реальности воплощение пожеланий заказчика потребовало сложнейших конструктивных решений, ведь каждую деталь требовалось изготовить в зеркальном отображении.
Складывается впечатление, что здесь можно мимоходом собрать космический корабль. При этом масса тонкой работы, которую слесари–сборщики, монтажники и изготовители мехов выполняют вручную — от склеивания меха из тонких полосок ледерина до сборки правой или левой механики. Или вот, например, голоса — металлические язычки разного размера и толщины (а в баяне их может быть порядка 800). Они вырезаются вручную из голосовой стали, а потом мастера при помощи напильника также вручную добиваются, чтобы каждый голос играл нужную ноту. У разных мастеров голоса звучат немного по–разному, с разными тембрами — в этом инструменты похожи на людей, объясняет Михаил Ситько.
— Михаил Александрович — лучший аккордник в Беларуси, да и в России максимум 2 — 3 человека могут с ним сравниться по уровню мастерства, — с гордостью представляет специалиста Ростислав Мойса. — А вот наш настройщик Юрий Рабушко пришел с фабрики, где производились серийные баяны. Но серийный баян от наших отличается, как детский велосипед от тех, на которых в гонках участвуют. Небо и земля! Два голоса в унисон настроить — это одно, а вот когда четыре, да в разных октавах. Юра, когда к нам устроился, сильно переживал, рассказывал: просыпался ночью, слышал, как два комара летают — и пищат не в унисон. Конечно, мы пользуемся компьютерными программами, и труд настройщика они облегчают, но подгонять все приходится вручную.
Что приятно: на предприятии есть и молодые сотрудники, некоторые работают по распределению. Необходимые тонкости мастерства ребята с рабочими специальностями усваивают уже здесь, перенимая от старших товарищей. Евгений Кухтарский представляется токарем.
— Нет–нет–нет! — машет руками директор. — Женя на все руки мастер. Он и токарь, и фрезеровщик, наладчик токарных автоматов, прессового оборудования. Он и головастый, и рукастый, просто молодец. В какой–то момент экономическая ситуация сложилась так, что из производства вымыло интеллектуальную прослойку рабочего класса. Это сложная тема, нам очень нужны умные люди — такие, как Женя.
На «Зонте» все делают сами: корпуса, резонаторы, голоса, чехлы для инструментов. Правда, материалы приходится по большей части закупать за рубежом. Это обусловлено во многом географическими и природными условиями, та же резонансная ель, без которой в производстве не обойтись, в Беларуси просто не растет. Ростислав Мойса:
— Резонансную ель мы закупаем в России. Из клена и бука делаем некоторые запчасти — рамки, корпуса. Мягкой выделки тонкие овечьи кожи покупаются в Германии, ледерин, которым обклеиваются меха, — в Италии, у нас он не производится. Мы не работаем на склад, баяны «Зонта» редко увидишь в магазине. От получения заказа до готового инструмента проходит 3 — 4 месяца в зависимости от сложности задачи.
А задачи могут быть разными, и речь не только о модели. Одному музыканту нужно, чтобы аккордеон или баян звучал камерно, другому — шумно и по–ярмарочному крикливо. Это и личные предпочтения, и национальные особенности: иной менталитет — по–иному звучат и инструменты. Кому–то нравится звук яркий, а кто–то любит погрубее, поглуше. Россияне заказывают инструменты звонкие и громкие: чтобы как в анекдоте про тещу, растянуть мех — и эх, понеслась душа в рай! В Европе предпочитают звук средний, спокойный — тем более, там хорошие залы и хорошая акустика. Заказы на молодечненские инструменты поступают отовсюду, вплоть до Великобритании и скандинавских стран, так что на предприятии успели изучить предпочтения клиентов. А белорусы как географически расположились между Европой и Россией, так и в вопросе звучания баянов придерживаются золотой середины.
— А какие мастера на наших баянах играют! — напоминает директор «Зонты». — И знаменитый белорус Владислав Плиговка — победитель чемпионатов и кубков мира по баяну и аккордеону. Шоумен Виталий Воронко — он предпочитает акустический баян с миди–системой, на котором можно больше 1.200 инструментов изобразить и даже вокал.
А еще есть, например, звездная американская рок–группа Gogol Bordello — их аккордеонист Паша Невмержицкий выходит на сцену с инструментом фирмы «Зонта». Сама видела!
Как делают баяны
голосовая часть баяна Юпитер
Правая механика баяна Юпитер 64/106 в процессе сборки.
Итак, цена того самого баяна, фото которого красуется на моей аватарке — 350 000 рублей. Не ищите инкрустацию сваровски на корпусе, ее тут нет. Это обычный серийный баян. Дело в том, что изготовление баянов — это долгий, трудоемкий, практически не автоматизированный процесс.
Время созидания этого музыкального инструмента больше, чем время вынашивания человеческого детеныша. Долгих одинадцать месяцев проходит с момента начала работы до рождения готового баяна. В этом нелегком процессе участвуют восемь разных мастеров. 80% всего производства осуществляется вручную.
Левая механика готово выборного аккордеона,экспериментальный вариант. Процесс разработки новой модели инструмента. Конструктор — Лавров Виктор Петрович.
Если вы решили заняться изготовлением гармоник, не стоит гуглить техникумы и ВУЗы, выпускающие соответствующих мастеров. Создателей этих музыкальных инструментов придется учить с нуля. Процесс подготовки одного профессионала занимает как минимум 2-3 года.
Для рождения одного баяна потребуется:
- мастер по узловой механике
- меховщик
- мастер по изготовлению корпуса
- мастер по изготовлению резонаторов
- слесарь по изготовлению голосовых планок
- сборщик левой механики
- сборщик правой механики
- настройщик
Нет ни одного человека, который бы совмещал в себе все эти специальности. Очень очень редко попадается мастер, который отлично владеет двумя из этих восьми премудростей, но не более.
Изготовление голосовых клапанов для голосовой части цельнопланочного выборного баяна.
Изготовление голосовых клапанов для голосовой части цельно планочногоготово выборного баяна.
Мастер — Чаусова Надежда Евгеньевна.
Изготовление голосовых клапанов для голосовой части цельно планочногоготово выборного баяна.
Зарплата столичного мастера по изготовлению гармоник составляет примерно 35 000 рублей. Принимая в расчет стоимость аренды помещения, производство лучше организовывать где-нибудь в провинции, а может и за пределами нашей необъятной родины.
Изготовление резонаторов: установка и вклейка перегородок.
Мастер — Кударь Михаил Иванович
Пожалуй самая большая фабрика по изготовлению гармоник находится в Пхеньяне. Там работают 1100 человек, из которых только 80 менеджеров, а остальные — рабочие. Изготавливают там в основном аккордеоны. Эту фабрику и московскую компанию "Юпитер" связывают тесные дружесские и парнтерские отношения.
Рычаги в сборе с клапанами правой механики баяна Юпитер
Оклейка сетки правой механики.
Мастер Рыбин Михаил Николаевич
Оклейка сетки правой механики
Изготовление правой механики баяна Юпитер 4х голосный.
Мастер — Платонов Константин Михайлович.
Вот так происходит производство музыкального инструмента. Инструмент получается весьма и весьма симпатичным.
Последний этап сотворения гармоники — настройка.
Последний этап — настройка
Кстати, аккордеон — это младший брат баяна, а не наоборот, как многие думают.
Аккордеон. Фото сделано Алексеем Бондаренко avbond
Вообще гармоник существует превеликое множество. Для дотошных вот схема классификации гармоник
А вот и сам Алексей в процессе создания своего нового аватара
На фабрике даже надписи на пыли о музыке.
А вообще баян — это отнюдь не что-то неактуальное, как любят говорить на просторах рунета, а популярный, интересный и очень серьезный музыкальный инструмент. Вот.
Как делают гармони и баяны в Туле… (52 фото)
История о том как мы в компании блогеров ходили на интереснейшую экскурсию на Тульскую гармонную фабрику. Сама фабрика находится на окраине города и занимает достаточно большую площадь. Начнем осмотр с фабричного музея в котором собранны множество гармоней которые выпускались ранее и продолжают изготавливаться и по сей день.
К язычковым инструментам относятся гармони, баяны, аккордеоны. Гармонь бывает двурядные, баяны до пяти рядов, а в аккордеоне правая сторона представлена клавишами. В Европе существует понятие кнопочного аккордеона, но отличить его от баяна сможет только специалист по музыкальным инструментам.
В данный момент ценовая дельта на производимую на фабрике продукцию начинается с 5000 т.р. на малюсенькую сувенирную гармонь с вашим логотипом до 420000 за цельнопляночный многотембровый баян.
На шкафу стоят однотембровые гармони для детского инструментального ансамбля. Каждая гармонь настроена на свою тональность и играет свою, специально написанную партию.
Сотрудник отдела развития демонстрирует навыки игры и рассказывает много интересного. Запомнилось, что гармонисты не любят ездить выступать в Китай и прочие страны с влажным климатом, т.к. через несколько дней доска разбухает и инструмент начинает играть по новому и не всегда хорошо. Спасает от этого пятилетняя древесина с хорошей просушкой, но сейчас в России такая древесина на изготовления инструментов не идет.
Каждый инструмент на фабрике расписывается в ручную и имеет свой неповторимый орнамент и рисунок.
Как видно из схемы Тульская гармонь занимает знаковое положение для всех язычковых инструментов, которые изготавливаются по всему миру.
Музейные экспонаты которым более ста лет.
Нас сильно интересовал вопрос: «Сложно ли порвать баян?» — главный инженер сказал, что такое маловероятно и скорее всегда, что бы такое случилось придется поработать в команде. Однако у таких инструментов есть свои слабые места и это меха. Если на меха попадает влага то они размокают и их придется поменять. С такими проблемами достаточно часто обращаются на фабрику. Так же они занимаются реставрацией гармоней.
Витек, идейный вдохновитель нашей экскурсии.
Как всем известно созданием тульской хроматической гармони является Белобородов Н.И.
В музее так же есть и концертино и гармони различных производителей и дат выпуска.
Коротко расскажу и покажу процесс создания учебной гармони и дорогого баяна.
Типовые гармони и ученические баяны изготавливают на потоке специалисты средней категории из клееной фанеры.
Главный технолог производства подробно рассказывает о том какие средства и инструменты применяются в производстве.
изготовление корпуса подарочной гармони
образцы наборных планок
каждый корпус обрабатывают специальным лаком для противостояния влажности и грибка.
так выглядит полуготовый правый полукорпус
склад готовых составляющих
Обработка корпуса чернителем
Корпус покрывается размоченным в растворителе целлулоидом как и много лет назад
специальные прессы, которые вырезают язычки
потом мы посетили высококлассного мастера, который занимается изготовлением корпусов к дорогим концертным баянам. Здесь уже применяется буковая доска и красное дерево.
Все инструменты в арсенале мастера самодельные! Например эти рубанки для сточки округлых углов.
В комнате по сборке язычков можно обнаружить разномастные коробченки в которых ждут своего часа готовые язычки различных тональностей.
При помощи молотка и не хитрого приспособления создаются язычки которые будут установлены в типовые гармони и баяны.
каждый занят своим делом. Кто то вклеивает планки, кто-то точит кнопки.
мастер язычковых инструментов ловкими движениями и при помощи ножных мехов проверяет звучание планки на компьютере (в деке встроен микрофон) и в случае его не соответствия подтачивает язычок до нужной тональности
У каждой настройщицы своя индивидуальная комната. В самом конце комната мастера, который настраиваете концертные баяны. Настраивает на слух при помощи напильника.
Главный конструктор показывает нам заготовку
Заготовка монтируется в корпус. На сборку одного баяна у мастерицы уходит до месяца работы.
Образец для клавиш. Каждая гармонь состоит более чем из 3000 деталей.
Изготовление мехов. Надеваются металлические кромки и отбиваются киянкой
Мастер доводит до ума аккордеон с гнутой декой.
и Витек дает оценку работе фабрики и мы покидаем столь интересное предприятие!
Источник