100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как делают батик в Индонезии

Мастера батика в Индонезии сохраняют традицию и учат туристов своим секретам

Искусству ручной росписи по ткани батик, внесенному в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, жители деревень в Индонезии обучаются с детства. Теперь же это искусство стало доступно местным и иностранным туристам, пишет Айнур Рохмах.

Ранним утром в местечке Гирилойо рядом с Джокьякартой группа женщин рисует узоры на белой ткани в открытой беседке. Рядом с ними стоят ведра с жидким воском, который они растапливают в маленькой печке и используют для рисования замысловатых детализированных орнаментов из цветов и птиц.

Эти женщины делают батик, ткань, которой славится Индонезия, используя технику окрашивания воском, известную как батик тулис.

Батик производится в различных частях Индонезии, везде со своим уникальным мотивом, но ремесленники в Гирилойо относятся к тем немногим, кто производит ткань полностью вручную, используя те же методы и мотивы, что и их предки.

Batik is a cloth with hand-drawn patterns made using hot wax and dye. Photo: Hendra Nurdiyansyah

Батик – это ткань с нарисованными от руки узорами, сделанными с использованием горячего воска и краски / Источник: Хендра Нурдиянсьях

Этот район на Центральной Яве развивается не только как центр по изготовлению батика, но и как центр обучения искусству батика туристов.

Одна из местных мастериц – 51-летняя Имарох – расписывает ткани в технике батик с тех пор, как ей исполнилось 10 лет. Как и она, большинство женщин в ее деревне учатся этой технике в детстве и продолжают заниматься этим и в старости. “Я – представитель третьего поколения моей семьи, которая занимается росписью в технике батик. Моя дочь теперь тоже работает в этой сфере”, – говорит мастерица.

Только один или два человека участвуют в создании батика здесь, и их роли ограничены. “Мужчины обычно занимаются только окраской и маркетингом, – говорит Имарох. -Создание батика требует большого терпения, поэтому, возможно, это больше соответствует женскому характеру”.

Imaroh displays finished batik in Imogiri. Photo: Hendra Nurdiyansyah

Имарох демонстрирует ткань, расписанную в технике батика / Источник: Хендра Нурдиянсьях

Это место, расположенное примерно в 20 километрах от центра Джокьякарты, является крупнейшим центром производства батика ручной работы в регионе Джокьякарта.

Женщины используют чашу с носиком, называемую на местном языке “кантинг”, чтобы наносить на жидкий воск узоры, которые были впервые нарисованы столетия назад дворцовыми художниками.

Индонезийский батик был внесен в список всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО в 2009 году. Изготовление одной ткани в технике батик тулис занимает 12 этапов и для этого необходим труд трех-четырех мастеров. Поскольку процесс является сложным и трудоемким, батик стоит больше, чем другие ткани. Он пользуется большим спросом у коллекционеров.

A wide variety of batik is on sale at the Beringharjo Market in Yogyakarta. Photo: Hendra Nurdiyansyah

Широкий выбор тканей в технике батик на рынке в Джокьякарте / Источник: Хендра Нурдиянсьях

Имарох, которая владеет выставочным залом для батика, говорит, что в 17 веке король Джокьякарты построил комплекс королевских могил в Имоджири, и сотни дворцовых слуг и их семьи переехали туда, чтобы охранять комплекс.

“В то время мужья работали дворцовыми служащими, а жены учились технике батика”, – говорит она. По сей день женщины с удовольствием занимаются изготовлением батика. Я смогла отправить своего ребенка в школу, а затем в университет, благодаря батику”.

Imaroh blows on wax before drawing a design on the cloth. Photo: Hendra Nurdiyansyah

Имарох дует на воск, прежде чем нанести рисунок на ткань / Источник: Хендра Нурдиянсьях

В трех селениях Гирилойо насчитывается около 900 мастеров батика, возраст которых варьируется от 20 до 80 лет. Они составляют почти треть местного населения.

Имарох возглавляет группу из 20 мастеров. Она продает батик, стоимость которого варьируется от 250 000 рупий (18 американских долларов) до 3 миллионов рупий (более 200 долларов) за штуку. Цена разнится в зависимости от мотива и материалов, используемых для изготовления батика, сложности и качества его изготовления. Ткань, расписанная в технике батик, может использоваться для изготовления различных предметов одежды, в том числе юбки и саронги для официальных случаев, таких как свадьбы.

Batik maker Sitinah hard at work in Yogyakarta. Photo: Hendra Nurdiyansyah

Мастерица за своей работой в Джокьякарте / Источник: Хендра Нурдиянсьях

Гирилойо получила статус туристической деревни в 2010 г. Еще одна мастерица группы, 39-летняя Мартини, говорит, что с этого момента женщины принимают активное участие в организациях по развитию туризма.

По словам Мартини, местные и иностранные туристы приезжают в деревню не только за покупками, но и чтобы научиться технике батик. Ежегодно семинары посещают около 2500 человек, в основном студенты из региона.

Читайте так же:
Как убирают виноград на крымских виноградниках

“Это не только способствует оживлению туристической деревни, но и сохранению самого батика”, – говорит она.

Tools used for making batik. Photo: Hendra Nurdiyansyah

Инструменты, используемые для изготовления батика / Источник: Хендра Нурдиянсьях

“Мы хотим иметь воспроизводство мастеров батика. Мы также стараемся поддерживать классические мотивы, которые имеют свои особенности и не встречаются в других областях”, – говорит женщина.

По словам туристки Рарас Фитри, посещение Гирилойо расширило ее знания о традиционном батике. Помимо покупок, она смогла узнать некоторые секреты этого ремесла, а также стала свидетелем нескольких этапов процесса создания батика.

“Это интересно, – говорит она. – Я многому научилась, от истории развития батика до философских смыслов, содержащихся в каждом мотиве батика”.

Imaroh shows off a selection of batik. Photo: Hendra Nurdiyansyah

Имарох демонстрирует ткани, расписанные в технике батика / Источник: Хендра Нурдиянсьях

Как делают батик в Индонезии

Я обожаю эти тряпочки; возможно, эта страсть занимает в моем личном рейтинге привязанностей почетное второе место после соборов. Соло – крупнейший и важнейший индонезийский центр производства и торговли батиком. И хотя приобрести материал и изделия из него можно по всей Яве, конечно, логично и правильно делать это в Соло.

Неудивительно, – или, наоборот, удивительно – что батик до сих пор производится не только и не столько на больших, просторных, современных фабриках (как, например, Batik Keris, чьи красивые аутлеты есть по всей Яве и, конечно, в Соло), а в маленьких кустарных мастерских – иначе назвать то, что мы видели, я, пожалуй, не могу.

Батик – это ручная роспись по ткани, и по сути она остается именно таковой – ручной – и по сей день. Даже то, что называется штамповкой, по сути есть ручная работа. Как так? А вот так!

Небольшая мастерская по производству батика под гордым названием фабрика располагалась всего в нескольких поворотах лабиринта узеньких улочек от нашего геста. Очаровательных улочек.

Выразительная дама, спрятанная за куском материи, наглядно свидетельствовала о наличии фабрики. Случайным образом, глаза на фото не получились. А может, и не случайным: я не знаю, как в царящей в мастерской темноте работницы и работники умудряются окончательно не растерять зрение, снова и снова раскрашивая тряпочки. Хотя кто мне сказал, что они его не теряют?

Перед тем, как обычный отрез материи превратится в батик, он проходит множественную обработку. Его раскрашивают, стирают, сушат, снова стирают и т.д. Вот на держателе вывешено для наглядности несколько отрезов разной стадии обработки: именно так и меняется вид ткани ступень за ступенью.

Сначала на ткань горячим воском наносится рисунок. Отсюда, кстати, и название этого метода: горячий батик. Он используется для хлопчато-бумажных тканей. Для дорогих и полностью ручных вариантов воск наносится, естественно, вручную, а для более дешевых – прессом. Ну, тоже вручную.

Воск, кстати, тоже бывает разный. Вот такой.

Подготовленные для раскрашивания рулоны.

Когда рисунок нанесен, ткань отправляется на раскраску. Вот сидят специально обученные девушки и тетеньки и специальными кисточками, которые называются чан тинг, наносят необходимый рисунок.

Сначала краской одного цвета, потом другого.

Периодически обмакивая свою ручку в подогреваемый на горелке воск.

На этой фабрике краски используют исключительно натуральные. Из разных растений и деревьев. Подозреваю, что отнюдь не из соображений экологичности, а тупо потому что дешевле.

Печь для разогревания чанов с краской.

Ткань с нанесенным рисунком отправляется дальше – сначала на прокраску фона – это происходит в больших ванных. В них же потом и стирают ткань несколько раз – уже в чистой воде, само собой.

Просушка – на втором уровне мастерской, обязательно под алюминиевой крышей и с естественной вентиляцией. Говоря проще – с дырами по всему периметру.

Процесс нанесения воска, росписи, прокраски, промывки и сушки повторяется несколько раз, пока не будет получен желаемый рисунок.

Проверка качества перед следующим этапом.

Стандартный отрез батика – длиной 2 метра и шириной 1,20–1,30. Если делать его полностью вручную, то стоить это счастье в итоге будет от 60 долларов. А если прессом, то всего от 6-8.

Конечно, стоимость батика зависит не только от техники росписи, но и от качества самой ткани. В любом шоу-руме это очень просто увидеть, потрогав образцы по разной цене. Грубоватые, плотные, с простым рисунком – самые дешевые. Легкие, нежные, с изящными линиями рисунка и зачастую обилием мелких прорисованных деталей – самые дорогие.

Читайте так же:
Кутаиси – город в западной части Грузии — рассматриваем основательно

Что удивило лично меня, так это то, что батик – это не только просто отрезы и саронги. Батик – это невообразимое, бесконечное количество платьев, туник, юбок, штанов, мужских рубашек. Необыкновенных по дизайну моделей, необыкновенный по дизайну материала. На фото – мои три саронга и мужская рубанка. Саронги по 13 долларов, рубашка – 27. Все производства фабрики сами видите, какой фабрики.

Возвращаясь к нашей маленькой фабрике, хочу добавить, что при ней имеется не только шоу-рум–магазин (где, на удивление, нельзя фотографировать!), но и мастерские росписи по ткани. Т.е. можно прийти и договориться о персональном уроке создания батика. В итоге должно получиться что-то в этом роде.

Нет, на самом деле, думаю, должно получиться что-то более изящное, ибо эти образцы, все-таки были созданы девочками-дошкольницами)

В общем, в следующий раз, завязывая парео, подумайте о том, сколько терпения и кропотливого труда было потрачено на создание даже такого простого и дешевого кусочка батика. Средняя зарплата рабочего подобной мастерской составляет порядка 90 долларов, причем этот минимум гарантирован даже при отсутствии заказов. При их наличии, соответственно, работники получают дополнительную премию.

Полезное:
— Посещение небольшой мастерской – занятие недолгое; возможно, в общей сложности на час, включая и осмотр магазина. По аутлетам же крупных фабрик (без посещения производства) можно бродить не меньше (особенно, если есть цель что-то приобрести: выбор огромен и чрезвычайно сложен).
— В аутлете фабрики Batik Keris демонстрируется фильм о процессе производства батика – тоже весьма занимательный и наглядный.
— Качественный батик при стирке не линяет.
— Ну и, наконец, самый лучший батик – индонезийский. Даже само слово для обозначения ручной росписи по ткани, «батик», – индонезийского происхождения. Кстати, саронги, которые там очаровали меня на Гаваях, тоже все made in Indonesia…

Процесс изготовления батика на острове Ява в Индонезии

Инструмент для работы горячим воском при изготовлении БАТИКА называется в Индонезии «Чантинг», это маленькая чашечка из меди с впаянным герметично носиком. Носики могут быть разного диаметра — и меньше 0,5 мм, и больше 2 мм. Носиков может быть несколько — 2, 3, 5, 6, то есть можно одним прикосновением оставить на ткани несколько точек, собранных, например, в форме цветочка — 5 лепестков и серединка, и так далее.

Батик, сделанный при помощи чантинга, называется батик тулис (тулис — писать), в отличие от батика чап, сделанного при помощи штампа.

Теперь рассматриваем процесс изготовления батика — от 1 этапа до готового изделия на этапе 6.

Работа начинается с белого полотна (ткань обязательно натуральная — хлопок или шелк).

1. На первом этапе художник закрывает воском (резервирует) белый цвет для своей будущей картины (так как другого цвета пока еще нет). Воск — материал пластичный, не пропустит никакую краску, и то, что под ним спрятано, останется белым.

2. Второй этап — нанесение четырехцветного фона, на этом этапе вступает в работу краска. Краски специальные для батика, для картин — искусственные красители, для одежды в некоторых студиях применяют растительные краски биксан (по названию растения). Краска — порошок, который растворяют в воде в необходимой пропорции. Готовую краску наносят на ткань кистью, размывая нечетко границу. Все окрашивание в батике происходит только холодным способом, иначе растворится воск и парафин и пропадет весь смысл резервирования рисунка. Теперь нанесенную краску обрабатывают раствором кислоты (плещут на картинку из кружки) — это для проявления и закрепления краски на ткани. Далее следует полоскание в чистой воде, затем надо ткань подержать 5-7 мин на солнце, а потом 5-7 мин в тени, в это время краска продолжает проявляться и закрепляться на ткани.

3. На третьем этапе продолжают прорабатывать цвета на картинке. Сейчас художнику необходимо сохранить для картины оранжевый цвет. Он сконцентрирован в центре картины рядом с желтым, добавляют его на недостающие участки, держат на солнце и теперь резервируют оранжевый цвет. На этом же этапе появляется сплошная корочка на всей площади картины — это не воск, а парафин (который, в отличие от воска, хрупкий), он нужен для получения черных трещинок на фоне картины. Пока парафин не ломают, он может служить резервом, как и воск, поэтому сейчас можно погрузить картинку в бордовую краску полностью.

Читайте так же:
Как устроены оптоволоконные сети

4. Что и делают на четвертом этапе. Дав пролежку на солнце и в тени, резервируют бордовый цвет, это видно уже на образце номер пять.

5. Теперь осталось прокрасить только черный цвет, это крайний этап (тот же образец номер пять). Прежде, чем погрузить картинку в черную краску, слегка надламывают парафин (если же нужны трещинки более ощутимые, ткань ломают сильнее). Все места на картине, не закрытые ни воском, ни парафином, окрасятся в черный цвет, и через трещинки в парафине неравномерно проникнет черная краска.

6. Вот и готова картинка, осталось только избавиться от парафина и воска на ткани. Для этого картинку варят в кипящем растворе соли и соды минут 5-7, для больших картин раствор приходится менять несколько раз. Полощут в чистой воде, очередной раз держат на солнце и в тени и получают готовую картинку — образец номер шесть. Изображение двустороннее, такие картины (и любые ткани, сделанные по этой технологии), не боятся солнца и воды, их смело можно стирать в нейтральном моющем растворе и гладить горячим утюгом.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ ТКАНИ В ИНДОНЕЗИИ. ИСКУССТВО БАТИКА

Ручная роспись ткани с древнейших времен была распространена в Китае, Японии, Египте, Индии, Африке, но удивительной самобытности и художественного совершенства она достигла в Юго-Восточной Азии. Именно Индонезию, принято считать родиной батика — техники росписи хлопчатобумажных тканей с использованием резервирующего состава (воска). Некоторые исследователи считают, что возможно, батик в Индонезии появился под влиянием индийских и китайских традиций.

Термин «батик» впервые появился в голландских текстах XVII в., индонезийское название этой техники “ambatik”. В Индонезии слово «батик» является синонимом ткани с рисунком, одновременно означая и сам процесс создания декоративной ткани.

На яванском наречии слово «батик», труднопереводимо, примерно оно означает «рисование горячим воском» [3, с. 99].

Отрывочные и далеко неполные сведения не позволяют достоверно определить время зарождения этого вида искусства. Известно, что с XIII в., резервирование воском практиковалось на о. Ява и Суматра, что своего совершенства батик достиг в XVII в. О древности этого вида искусства свидетельствуют скульптурные портреты в буддийских и индуистских храмах на о. Ява, построенных в кон. I н.э., в одеждах которых прослеживаются узоры батика.

Для традиционной росписи использовались хлопковые ткани ручного производства. Позднее, с развитием торговых отношений с Китаем, появляется батик на шелке, затем, с появлением европейцев, для батика часто стали использовать хлопчатобумажные ткани фабричного производства и даже синтетические.

Трудоемкий и многоэтапный процесс создания традиционного батика, начинался с подготовки ткани под роспись. Этот процесс состоял из нескольких этапов и мог занимать несколько дней: ткань вымачивали, отбеливали и кипятили, затем, закрутив в рулоны, отбивали колотушкой, после, гладили — для придания однородности, гладкости и необходимой плотности. Далее начинался процесс росписи, состоявший из этапов — нанесения горячего воска, крашения и сушки, повторяющихся столько раз, сколько цветов было в изображениях создаваемой ткани. Этот многодневный процесс включал в себя, как правило, до десяти циклов. По количеству цветов на ткани, можно определить, сколько раз ткань погружалась в краситель и сколько раз наносился воск. После крашения, для удаления воска, ткань опускалась в кипяток.

Резервом, при создании батика, служил специально приготовленный состав на основе пчелиного воска, в который входили различные компоненты, например такие как: кокосовое масло, смола, парафин, канифоль и прочие. В зависимости от компонентов, цвет резерва варьировался — от ярко-желтых до коричневых оттенков.

Сначала резерв наносили на ткань бамбуковой палочкой, кистью, а позже, в XVII в., было изобретено специальное приспособление — чантинг — маленький медный сосуд, с удлиненным загнутым носиком и бамбуковой ручкой, для нанесения расплавленного воска. Это приспособление позволило усложнить изобразительные мотивы, наносить на ткань более сложные и тонкие узоры. Существуют чантиги с несколькими носиками, для удобства нанесения параллельных линий и точек. Благодаря этому приспособлению, искусство батика достигло своей виртуозности. XVII в., принято считать эпохой расцвета батика в Индонезии.

Читайте так же:
Как мы сами выдаем себя — 6 неконтролируемых реакций нашего тела

Затем, в середине XIX в., повторяющиеся мотивы стали наносить с помощью специальных медных штампов — чапов (tjap), что значительно ускорило процесс декорирования ткани. Штамп окунали в расплавленный воск и отпечатывали его на ткани, а полученное изображение заливали красителем.

При создании тонкого и более дорогостоящего батика, используется исключительно ручной способ нанесения изображения на ткань, этот вид батика называется — тулис-батик (batik tulis). Батик, созданный при помощи медных штампов более грубый, но менее дорогостоящий, называется — чап-батик (batik tjap). Некоторые мастера, сочетали эти два способа при создании батика.

В традиционном индонезийском батике использовались только минеральные и растительные красители, количество которых было достаточно ограниченным. Тепло-коричневая гамма, представленная вариациями оттенков — от цвета слоновой кости, до насыщенных темно-коричневых, дополнялась и чередовалась с оттенками синего цвета. Синий краситель — индиго, получали из растения индигофера красильная, а оттенки коричневого из коры дерева сога.

Рецепты изготовления красителей и способы создания разнообразных их оттенков, как и рецепты резервирующих составов, хранились мастерами в секрете и передавались из поколения в поколение.

Индонезийский батик отличается многообразием орнамента (до трех тысяч видов и подвидов), в котором важную роль играют стилизованные изображения гаруды, змеи, мирового дерева и т.д.

В отличие от криса, изготовление батика являлось исключительно женским ремеслом. Если первый крис, был по преданию, изготовлен мужским предком яванцев — Панджи и в яванской литературе выступает олицетворением этого героя, то батик тесно связан с предком яванцев по женской линии — Чандрой Кираной и во многих произведениях является ее воплощением. Поэтому Чандра Кирана и дарит Панжи свое батиковое одеяние (кайн) в знак того, что она всецело предается ему [ 12, с. 95].

Изображения, используемые индонезийцами в декорировании ткани, имели сакральное значение и передавались вместе с секретами ремесла из поколения в поколение. Например, цеплок (ceplok) — представляющий собой непрерывное чередование мотивов из розеток, крестов, звезд, формирующих круги или квадраты, кавунг (kawung) — мотив с соприкасающимися овалами, формирующими круговые элементы, этот мотив долгие годы принадлежал королевскому дому Султана Йогакарты, или паранг (parang) — орнаментальный мотив из диагональных полос, часто с зубчатыми границами, который когда-то предназначался лишь для королевских дворов Центральной Явы.


Отдельные виды орнаментальных узоров предназначались только для раджей и султанов. Например, в конце XVIII в., простолюдинам было запрещено использовать некоторые орнаментальные мотивы. Среди запрещенных орнаментов были, например, крис (национальный кинжал), мифическая птица гаруда, паранг, кавунг, фигуры богов, цветок лотоса, дерево жизни, и еще ряд орнаментов. Эти стилизованные орнаментальные мотивы отражали представление индонезийца об окружающем мире, мире духов — его добрых и злых началах, сопровождающих ежедневную жизнь людей. Символическое значение этих изображений не только защищало, но и должно было возвысить их носителей обозначив их классовую принадлежность.

Создание батика для индонезийца не просто древнее ремесло, а своего рода таинство, способное оказывать влияние на жизнь и судьбу человека.

Ни один обряд жизненного цикла яванцев не обходится без криса и батика, которые хранятся в кобонгане — священной центральной части яванского дома.

Крис, завернутый в ткань, воплощает единство космоса во всей его полноте, то по отдельности крис и батик олицетворяют единство отдельно мужского и отдельно женского аспектов мироздания [ 12, с. 96].

Торговые отношения с иностранными купцами и взаимодействие культурных традиций, оказали влияние на развитие искусства батика. Например, под влиянием китайской, европейской культур и ислама, изменились изобразительные мотивы и цветовой колорит тканей.

Влияние Китая четко прослеживается в ярких красках — розовой, желтой, синей, которыми искусно изображены птицы и цветы. Известно, что китайцы жили на о. Ява с XIII в., это были китайские торговцы, обосновавшиеся в Индонезии. В процессе интеграции, они начали создавать батик с характерными для Китая изображениями, которые смешивались с местными мотивами.

В этих тканях преобладают изображения персонажей китайской мифологии: драконов, львов, черепах, павлинов и пр., а так же цветы и птицы, о которых упоминалось ранее. Так называемый мотив — lokcan (Lok Can), с изображением флоры и фауны, сформировался в Индонезии под влиянием китайской культуры.

Читайте так же:
Как устроен трехколесный Harley-Davidson

С распространением ислама в Индонезии XIII-XVI вв., и ослабления традиций индуистской культуры в XVI в., в тканях появляется священный для мусульман зеленый цвет, (а так же черный и бордовый), изображения становятся более стилизованными и условными, по причине запрета исламом на изображения людей и животных, это своеобразная попытка обойти запрет. Образы человека и животного мира, в процессе стилизации, утратили свой первоначальный облик, стали более похожими на символы или абстрактные фигуры. Первоначально, исламские мотивы состояли только из изображения арабской каллиграфии (священных текстов из Корана). Этот вид батика носил церемониальный характер и мог использоваться строго по назначению, например, для покрытия Корана, тела усопшего, в свадебной, и ряде других церемоний. Этот мотив батика называется — besurek (batik besurek). В процессе развития, это мотив стал сочетаться с растительными и геометрическими орнаментами.


Однако запрет на изображения животных и людей (в ислам. искусстве), как показывает история, имел силу только в определенные временные периоды и не во всех странах [8, с. 3].

Голландский колониальный период (Нидерландская Ост-Индская компания), добавил в индонезийский батик цветочные мотивы — buketan — изображение цветочных композиций (букетов) в окружении бабочек и птиц.

С середины XIX в., голландцами были открыты мануфактуры на Яве. (Надо отметить, что эти мануфактуры целиком зависели от ввоза белых тканей и синтетических красителей, вытеснивших прежние — органические).

Батик с изображением цветущих деревьев и декоративными птицами, гусей, цапель, а так же человеческих фигур, производимый европейскими мануфактурами в Индонезии, получил название — belanda batik (Голландский батик).


Наиболее известные центры производства батика в Индонезии — Джокьякарта, Чиребон, Соло, Пекалонган, Тасикмалая. Каждый район Явы известен своим видом батика, отличающимся от других.

Батик из Джокьякарты и Соло коричневых тонов, традиционных классических изобразительных мотивов, в отличие от батика из Пекалонгана, Чиребона и Тасикмалаи, на формирование которого большое влияние оказал Китай, в этих батиках преобладает разнообразие красок и китайские мотивы — драконы, птица феникс и т.п. Балийский батик отличается изображениями масок, персонажей ваянга, птиц и буйволов. Изображения орнаментальных мотивов темных цветов и грубая ткань, отличают батик о. Мадуры.

В Европе батик появился благодаря голландским купцам (Нидерландская Ост-Индская компания), которые ввели моду на расписные ткани.

В 1835 году в голландском городе Лейдене была открыта первая фабрика по производству батика. Чтобы обучать рабочих, голландцы наняли индонезийских мастеров.

Со временем, набивные ткани, производство которых менее трудоемко и более выгодно экономически, вытесняют батик из промышленного производства, он становится ремеслом «одиночек», созданием которого занимаются небольшие мастерские.

Интерес к Востоку в начале XX в., приводит к новому этапу развития батика, во всех его разновидностях, в это время батик появляется в России.

Начав свой путь в качестве материала для одежды, батик настолько развился и усовершенствовался, что превратился в самостоятельный вид прикладного искусства, имеющий богатые традиции и народные корни, вдохновляя современных художников по всему миру и по сей день.

На основе традиционных способов росписи тканей появились новые техники и различные способы их сочетания. Теперь под батиком подразумевают не только технологию многоэтапной окраски хлопчатобумажной ткани с применением расплавленного воска, но и узелковую технику крашения ткани, и многоцветную роспись на шелке и различные способы их сочетания.

Сегодня батик стоит в одном ряду с такими величайшими культурными ценностями Индонезии, как ваянг, гамелан, крис. Многие деятели культуры посвящают свои усилия сохранению и развитию искусства батика внутри страны и за рубежом.

В 2009 году международная организация ЮНЕСКО включила индонезийский батик в список нематериального культурного наследия. С этого времени, 2 октября в Индонезии, принято считать днем батика, неофициального праздника, который отмечается ежегодно, в рамках которого при содействии музея батика в Пекалонгане проводятся мастер-классы по обучению традиционной технике батика учащихся начальных, средних, старших, профессиональных школ, с целью сохранения традиций батика.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию