100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

История создания и исчезновения Студебеккера

Studebaker US6: где использовались «грузовики Победы», и почему они были популярны в СССР

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Грузовик, который был популярен в СССР даже больше, чем не Родине. /Фото: modelimex.eu

История этого легендарного грузовика началась практически с началом Второй мировой войны. Когда стало ясно, что необходимо оснащать армии машинами с хорошими техническими характеристиками, руководству Студебекер стало ясно, что для подобных целей потребуется создание специализированного автомобиля повышенной проходимости. В начале 1940 года инженерами был разработан 1,5-тонный Studebaker К15F. Потом его совершенствовали, в частности, за счет увеличения грузоподъемности до двух с половиной тонн — так появилась модель Studebaker K25S.

Studebaker K25S - праотец грузовика Победы. /Фото: kolesa-uploads.ru

Примерно в это же время Америка активно готовилась к вступлению в войну. В 1940 году теперь уже от министерства обороны США был получен масштабный заказ на поставку трехосных полноприводных грузовиков, причем, по данным редакции Novate.ru, первоначально его отдали корпорации GM. Однако они в одиночку осилить подобный объем не смогли. Тогда в минобороны США решили привлечь дополнительных подрядчиков, среди которых и оказалась фирма Студебекер.

Грузовик GMC CCKW-353. /Фото: blogspot.com

Правда, специалисты компании не стали копировать машину основного поставщика, а переработали собственный Studebaker K25S таким образом, чтобы он соответствовал требованиям армейцев. В результате получился необычный, но вполне работоспособный автомобиль, который получил название Studebaker US6. Вот только американское армейское командование так и не поставило его для собственной армии, но очертили его функционал: они посчитали, что грузовик отлично подойдет для использования в странах, где дорожная сеть имеет труднопроходимые районы.

Новый грузовик был хорошим, но американцев не удовлетворил. /Фото: wikiрedia.org

По своей конструкции Studebaker US6 в США представлял собой рядовой грузовик второго эшелона. Впрочем, это не помешало выпускать его в ряде модификаций: первым в серию в середине 1941 года была пущена модель US6-U1. Эта же машина, оснащенная лебедкой называлась уже US6-U2 — кстати, эта модификация была поставлена в американскую армию. Среди других моделей были также бортовой Studebaker US6-U3, U5 — с топливной цистерной, U6 — короткобазный седельный тягач, и другие.

Габариты Studebaker US6. /Фото: pinterest.com

Довольно быстро Studebaker US6 оказались в Советском Союзе — первая поставка была совершена осенью 1941 года. После проведения испытаний на полигоне Главного автомобильного управления РККА отечественные специалисты дали грузовику отличные рекомендации, после чего начались активные поставки Студебекеров в СССР. Прежде всего американцы поставляли модификации U3, U4, U7 и U8. Автомобили везли зачастую двумя путями: через Северный морской путь в Мурманск или Архангельск, а также через Ирак и Иран. Машины обычно переправляли в разобранном виде, а уже после собирали и отправляли в Красную армию.

В СССР Studebaker US6 поставлялись очень активно. /Фото: laguerratotal.com

Американские грузовики использовались РККА в самом разном качестве. Зачастую бортовые машины применялись для стандартной транспортной работы: перевозка грузов и солдат. Кроме того, шасси US6 позволяли монтировать различные надстройки: автоцистерны, автокраны, ремонтные и радиофургоны, и даже реактивные минометы БМ-8 и БМ-13. Они были так популярны, что со временем их стали называть «грузовики Победы».

Читайте так же:
Знаменитая надпись «Hollywood»

БМ-13 на шасси Studebaker US6 на поле боя. /Фото: dishmodels.ru

Всего в период с 1942 по 1945 годы в Советский Союз было поставлено примерно 152 тысячи грузовиков модели Studebaker US6. Однако и после окончания войны о них не забыли: по договору с США большую долю грузовиков вернули на родину, а вот часть их них все-таки остались в СССР. И на отечественных дорогах их эксплуатировали вплоть до семидесятых годов прошлого столетия. К тому же, роме того Studebaker US6, как ни странно, сумели стать источником вдохновения для советские автоконструкторов.

Военные победы «Студебеккера»

«Студебеккер» – символ победы антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне, и это – не преувеличение. Двести тысяч этих машин было поставлено в СССР в соответствии с контрактами ленд-лиза. История использования студебеккеров в военное время – это отдельный разговор. Поэтому мы решили в отдельной статье осветить все моменты, связанные с боевым вкладом компании «Студебеккер» в историю вооружений.

Первая мировая и автомобилестроение

Повышенные грузоподъёмность и проходимость грузового электромобиля «Студебеккер» были востребованы в вооружённых силах США, начиная с 1908 г. Такие авто широко использовались для работы на складах военно-морских портов. Скорость их составляла 13 км/ч, а полезная нагрузка – от 750 кг до 5 т. Но ещё раньше, в 1907 г., для доставки срочных депеш в армейских подразделениях использовались 30-сильные спортивные модели Н. В 1917 г. капитан Артур Кроссмэн на 24-сильном шасси SF изготовлял быстроходные пулеметные тачанки, развивавшие скорость 96 км/ч. В 1918 г. на «Студебеккере» был построен один из первых мире танков.

Когда Первая мировая окончилась, фирма продолжила поставки в американские вооружённые силы своей серийной продукции. Так, крупные госпитали заказывали «Студебеккеру» установленные на удлинённые шасси легковых автомобилей вместительные санитарные кузова «Метрополитен». Такая работа велась с 1928 г. В 1933 г. была создана специальная военная машина пулеметный бронеавтомобиль Т5 для сопровождения кавалерии (на легковом шасси). В 1939 г. для санитарных машин стали использоваться 90-сильные автомобили «Коммандер».

Вклад «Студебеккера» в победу антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне

Когда началась Вторая мировая война, руководство «Студебеккера» взялось за создание полноприводных армейских машин. В феврале 1940 г. появился первый армейский полуторатонный грузовик K15F (4×4), унифицированный с гражданской серией К-25 и оснащённый ведущими мостами «Тимкен».

«Студебеккер» заключил контракт с французским правительством на поставку двух тысяч коммерческих 2,5-тонных машин К-25 с 86-сильным двигателем «Геркулес JXK» и пятиступенчатой коробкой передач, отличавшихся от серийных лишь защитной решеткой радиатора.

Читайте так же:
24 главных загадки в истории России

От военного ведомства США в 1941 г. был получен заказ на 4724 машины 2,5-тонного варианта K-25S (6×6).

На основе модели K-25S «Студебеккером» был создан собственный 2,5-тонный грузовик US6 (6×6) с плоской военизированной облицовкой радиатора, прямоугольными передними крыльями и деревометаллическим кузовом с тентом и откидными скамьями на 16 мест.

Выпуск серии US6 начался в январе 1942 г., и к концу года «Студебеккер» ежемесячно изготовлял по 4 тыс. машин. Эти автомобили шли на поставки по ленд-лизу.

В 1942–44 гг. фирма выпускала пятитонную серию 6×6, включавшую бортовые грузовики US6.U7 и US6.U8 с лебедкой и короткобазный седельный тягач US6.U6. Автомобили серии US6 весили 3670–4850 кг, имели официальную полную массу 8,6 т, дорожный просвет – 250 мм, запас хода – до 400 км, развивали скорость 72 км/ч и в среднем расходовали 38 л топлива на 100 км. Их широко использовали для установки различных кузовов и вооружения.

К малоизвестным военным автомобилям «Студебеккера» относятся опытные низкопрофильные машины, построенные в 1941–43 гг. и унифицированные с семейством US6. Самым оригинальным был полуторатонный вариант LC (4×4), напоминавший скорее прицеп, чем автомобиль. Это была самоходная платформа с вынесенным вперёд центральным постом управления и двумя продольными скамейками во всю длину открытого кузова, под которым продольно справа устанавливался 109-сильный двигатель «Геркулес JXD», а слева – топливный бак, радиатор и инструментальный ящик. Импровизированную кабину водителя создавал тент кузова с целлулоидными стёклами.

Облегчённые низкопрофильные машины LA и LB (6×6) отличались расположением запасных колес и места водителя – рядом с двигателем или в крайнем левом углу кузова. Это позволило увеличить площадь грузовой платформы, уменьшить собственную массу и габаритную высоту до 1,9 м. Трёхтонный вариант LD снабжался пониженной грузовой платформой и односкатными шинами.

Фирма «Студебеккер» изготовляла также двигатели для бомбардировщиков В17 и гусеничные транспортеры «Визл».

Поставки студебеккеров в СССР

Ленд-лиз (англ. lend-lease, от lend – давать взаймы и lease – сдавать в аренду) – система передачи Соединёнными Штатами Америки взаймы или в аренду военной техники и др. материальных средств странам-союзницам в годы Второй мировой войны. В ноябре 1941 г. США распространили действие закона о ленд-лизе на СССР.

Поставлявшийся в соответствии с условиями ленд-лиза «Студебекер US6» был стандартным и абсолютно рядовым американским автомобилем, почти не известным в США и в западноевропейских странах, так и оставшимся во втором эшелоне автотехники периода Второй мировой войны. Он имел классическую компоновку и традиционную конструкцию, его грузоподъёмность на шоссе составляла 5 т, на местности – 2,5 т (в СССР её оценивали в 4 т). Автомобиль оснащался рядным шестицилиндровым бензиновым двигателем «Геркулес JXD» (5243 см 3 , 87 л.с.), сухим однодисковым сцеплением «БраунЛайп», механической пятиступенчатой коробкой передач «Уорнер» и двухступенчатой раздаточной, индивидуальным карданным приводом мостов «Тимкен» с разъёмным картером, задней рессорно-балансирной подвеской, двухместной цельнометаллической кабиной (с 1943 г. – открытой с мягким верхом), шестивольтовым электрооборудованием и шинами размером 7.50-20. В Саут Бенде такие автомобили выпускали до конца 1944 г.

Читайте так же:
Загрязнение воздуха: причины, оценка, влияние на человека, фото и видео

Миномёты в СССР устанавливали на различные платформы, но в апреле 1943 г. был принят унифицированный образец БМ-13 (реактивного миномёта «Катюша») на шасси Studebaker US6.

Всего Штаты поставили в СССР через Иран, Аляску и Мурманск около 200 тыс. «студебеккеров». В каждом авто также имелся набор гаечных ключей и в качестве спецодежды – красивая непромокаемая шоферская куртка из тюленьей кожи. Последнюю, к слову, никогда рядовым водителям не давали – она изымалась интендантами.

В отличие от советских грузовиков, «американец» имел полный привод – на все три оси. Кроме полноприводной модели US6x6 в Красную армию поставлялся US6x4 с колёсной формулой 6×4. Но эксплуатировать «Студебеккеры» было сложно. Из-за постоянной перегрузки ломались диски сцепления, чулки задних мостов. Без груза по шоссе скорость составляла примерно 40 км/ч, с грузом – 30 км/ч. Однако в СССР «студеры» любили – за отличную проходимость и комфортность, а также удобство эксплуатации.

После окончания войны часть машин была отправлена обратно в США в соответствии с договором о ленд-лизе. Оставшиеся машины стояли на вооружении Советской Армии до 1950 г., а также участвовали в восстановлении народного хозяйства СССР.

Те, кто мог садиться за руль «Студебеккера», должны были иметь водительские права. Впрочем, это требование не является исключением и сегодня – неважно, управляете вы грузовиком или легковым автомобилем. Но национальных водительских прав сегодня недостаточно, а международное водительское удостоверение оформляется легко и быстро – на нашем сайте. Обращайтесь, мы поможем вам обзавестись этим документом без лишних хлопот.

ⓘ Энциклопедия | Студебекер, Клемент — Wiki ..

Студебекер, Клемент

Клемент Студебекер – американский производитель фургонов и телег. Вместе со своим братом Генри он стал одним из основателей компании «H & C Studebaker», предшественника автомобильной компании «Studebaker Corporation». Генри и Клемент Студебекеры обосновались в долине Конестога, где строили фургоны под тем же названием. Фургоны «Конестога» были основным видом транспорта с помощью которого американские переселенцы завоевали Дикий Запад. Производство автомобилей началось уже после смерти Клемента Студебекера на заводе в Саут-Бенд, штат Индиана.

1. Биография

Клемент Студебекер родился в Пайнтауне, округ Адамс, штат Пенсильвания, в семье выходцев из Германии. К 14 годам он освоил кузнечное дело в мастерской своего отца. Позже он работал учителем. В 1852 году Клемент и его старший брат Генри Студебекер открыли кузнецу и мастерскую «H & C Studebaker», которая размещалась на углу улиц Мичиган и Джефферсон в центре нынешнего города Саут-Бенд, штат Индиана.

Читайте так же:
Солнечная система – что это такое, состав, планеты по порядку, строение, фото и видео

Клемент Студебекер женился на Чарити Братт 12 октября 1852 года в округе Сент-Джозеф, штат Индиана. У пары было двое детей, Клемс и Эдди, которые оба умерли в младенчестве. Чарити умерла 17 марта 1863 года в Саут-Бенде. Вскоре, в сентябре 1864 года, Клемент женился на Анне Харпер Милберн, проживавшей в Саут-Бенде. В результате этого брака родились трое детей: Джордж Милберн Студебекер 1865 – 1939, Энн Студебекер Карлайл 1868 – 1931 и Клемент Студебекер-младший 1871 – 1932. Джордж и Клемент-младший основали компанию «South Bend Watch». Клемент-старший умер по естественным причинам в своем доме в Саут-Бенд, штат Индиана, в возрасте 70 лет.

В 1858 году доля Генри в предприятии была выкуплена младшим братом Джоном Молером Студебекером:p.26. В то время братья выполняли заказы на повозки для армии США, которые они продолжали выпускать на протяжении всей гражданской войны. Генри Студебекер не хотел работать на войну, так как был убежденным пацифистом, и ушёл из бизнеса:p.26. Клемент и трое других братьев продолжили развивать «Studebaker Brothers Manufacturing Company» и компания стала крупнейшим и единственным производителем фургонов в мире, а с появлением автомобилей она переключилась на производство автомобилей.

Клемент Студебекер скончался 27 ноября 1901 года.

2. Наследие

Через несколько месяцев после смерти Клемента Студебейкера в 1901 году в Саут-Бенде была построена Мемориальная объединенная методистская церковь Святого Павла. Студебекер выделил средства на строительство церкви в память о своем тесте Джордже Милберне. Законченная церковь была посвящена в 1903 году.

В 1911 году Studebaker приобрела компанию Everitt-Metzker-Flanders в Детройте, позже сформировав Studebaker Corporation.:p.70 Сын покойного Климента, Клемент Студебекер-младший, работал в совете директоров компании EMF и некоторое время занимал должность в совете директоров Студебекера.

К 1916 году Клемент Студебекер-младший также стал президентом и председателем энергетической компании North American Light and Power Company. Он также занимал другие руководящие должности, в том числе в качестве президента и председателя компании Illinois Power and Light и ее дочерней компании Illinois Traction Company, а также казначея Чикагской и Саут-Бендской железной дороги.

В 1889 году Клемент Студебекер завершил строительство особняка в Саут-Бенд общей площадью в 2400 кв. м, который он назвал Типпекано Плейс. Особняк был тщательно отреставрирован и превращен в ресторан.

В Европе заметили загадочное исчезновение воробьев

Популяция воробьев резко сократилась на всей территории Европы. Об этом говорят данные совместного исследования ученых из благотворительной британской организации Royal Society for the Protection of Birds (RSPB), международной организации по защите птиц BirdLife International и Чешского общества орнитологии.

Читайте так же:
Древние финикийцы: 10 тайн, над которыми сломали мозги современные учёные

Авторы исследования проанализировали данные о 378 видах птиц, которые обитают в странах Европейского союза и Великобритании. Они заметили, что с 1980 по 2017 год общая численность гнездящихся птиц сократилась на 17-19 процентов, исчезло около 600 миллионов особей. Больше других пострадал домовой воробей. По данным исследования, он потерял половину от своей популяции — 247 миллионов особей. Численность популяции его близкого родственника, евразийского древесного воробья, уменьшилась на 30 миллионов особей. Также в Европе сократилась численность и других видов: желтых трясогузок стало меньше на 97 миллионов, скворцов — на 75 миллионов, жаворонков — на 68 миллионов.

Материалы по теме

Россиянам надоели квартиры в мегаполисах.

По колено в воде.

Исследователи отмечают, что на исчезновение воробьев обоих видов могло повлиять изменение методов ведения сельского хозяйства, в том числе использование в земледелии химикатов, которые убивают насекомых, служащих для птиц одним из основных видов пищи. При этом домовые воробьи исчезли из многих европейских городов по причинам, которые остаются для ученых загадкой. Исследователи предполагают, что к таким последствиям могли привести нехватка продуктов питания, болезни (например, птичья малярия) и загрязнение воздуха.

«Этот отчет показывает, что природа бьет тревогу. Хотя защита птиц, которые уже являются редкими или находящимися под угрозой исчезновения, привела к некоторым успешным результатам, этого, похоже, недостаточно для поддержания популяций других многочисленных видов», — заявила исполняющая обязанности руководителя службы охраны природы BirdLife Europe Анна Станева в беседе с The Guardian. По ее словам, распространенных видов птиц становится все меньше, потому что их среда обитания уничтожается людьми. «Правительства по всей Европе должны юридически закрепить обязательные цели по восстановлению природы. В противном случае последствия будут серьезными, в том числе и для нашего собственного вида», — отметила она.

Изменение климата, вызванное с деятельностью человека, ранее привело к тому, что в США осенью деревья начали желтеть позже или вовсе оставались зелеными. Из-за засушливого лета деревья не успевали сменить цвет и сбросить зеленую листву, нарушая тем самым свой жизненный цикл. Изменение климата также привело к увеличению заболеваемости деревьев из-за вредителей, которые чаще стали проникать внутрь растения. В сентябре 2021 года эксперты предупреждали, что такие проблемы будут усугубляться с каждым годом во всем мире.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию