100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Интересные факты о шаманах

Шаманизм — откуда бешеная популярность шаманских практик?

Автор статьи2019-02-28 Понравилось 10 Просмотров 10917

Шаманизм откуда бешеная

Невероятные приключения на тропе духов: шаманизм вчера, сегодня и завтра.

Шаманизм: дар или проклятие?

Тайные миры шамана: о чем расскажут видения?

Шаманские практики управления измененными состояниями.

Шаманизм — одна из самых ярких и загадочных страниц антропологической науки. Многие изучают шаманские практики и ритуалы, надеясь проникнуть в запретные миры шамана и найти ответы на вопросы, которые не под силу ни одному поисковику. Но духи отвечают не каждому: шаманом надо родиться.

Шаманский ритуальный танец

Уровень интереса к шаманизму в последние годы достиг исторического пика

Невероятные приключения на тропе духов: шаманизм вчера, сегодня и завтра

Шаманизм — древнейшая форма религии, которая, по-видимому, формируется стихийно в силу нашей неистребимой привычки мерить окружающий мир своей мерой. В малолетстве каждый из нас шаманит понемножку: мы открываем для себя шаманизм, когда «оживляем» кукол и плюшевых мишек силой фантазии, здороваемся с любимым деревом в парке и уговариваем дождь поскорее закончиться, а кое-кто заводит невидимых друзей.

Древние шаманы

Шаманизму, по некоторым данным, более 50 тысяч лет

Способности шамана — дар или проклятие?

Изучая физику и химию, дети «расколдовывают» мир и привыкают осмысливать природные явления с позиции науки. А приверженцы шаманизма верят, что природой повелевают добрые и злые духи, с которыми надо как-то договариваться. На помощь приходят шаманы — люди, наделенные особым даром взаимодействовать с тонкими материями.

Шаманы Америки

Американские шаманы отличаются от евразийских коллег

Шаманизм крепко укоренен в традиционных культурах, тесно контактирующих с дикой природой. Сильные современные шаманы чаще всего встречаются среди индейцев Северной и Южной Америки, малых народов Сибири и Алтая, саамов, эскимосов, монголов, бурят, аборигенов Австралии и Океании.

Шаманка России

Шаманка в лесах Сибири

В духовные миры шамана вводит дух-покровитель — тотемное животное, предок или низшее стихийное божество, приметившее будущего кудесника еще в детстве. Ребенка, склонного к шаманизму, могут беспокоить кошмарные сны, в которых его преследует какое-то странное существо. Если юный шаман сумеет подчинить незваного гостя, покоренный дух станет его помощником. Способности к шаманизму также могут передаваться по наследству или вместе с артефактами, в которых заключены духи-помощники умершего шамана.

Шаманские практики

Некоторые ритуалы бывают довольно кровавы

Инициации и первому опыту шаманизма часто предшествует т. н. «шаманская болезнь», которая сопровождается измененными состояниями сознания. Юноша или девушка может сутками блуждать по лесу в состоянии транса или впасть в оцепенение. Современная психиатрия не может излечить от призвания к шаманизму; избавить от болезненных симптомов могут только шаманские практики и принятие дара. Отречься от шаманизма тоже нельзя, иначе духи разгневаются и нашлют беду.

Тайные миры шамана: о чем расскажут видения?

Вопреки распространенному мнению, шаманы редко становятся отшельниками. Шаманизм обязывает обладателя дара помогать каждому, кто нуждается в помощи. Кудесники лечат людей и скот, предсказывают и заклинают погоду, находят пропавшие вещи, приманивают удачу и улаживают споры, а также выступают в роли хранителей традиций и преданий.

Шаманизм и аяуаска

Племена Амазонки используют аяуаску несколько тысячелетий

Современные шаманы также успешно занимаются наукой и искусством: шаманизм служит источником ценных интуитивных озарений. В частности, шаманизм практиковал перуанский художник Пабло Амаринго, запечатлевший на картинах психоделический опыт, полученный во время церемоний аяхуаски.

Шаманизм Пабло Амаринго

Миры художника Пабло Амаринго. Их помог увидеть шаманский ритуал

При всем разнообразии проявлений шаманизм опирается на универсальный архетип Мирового дерева. Предполагается, что любое событие одновременно проигрывается в трех планах бытия, которым соответствуют три части космического дерева:

  • Корни — обитель первозданного хаоса, где обретаются души мертвых и нерожденных существ
  • Ствол — мир людей и животных
  • Ветки — горний мир, где живут боги и добрые духи

Дерево в шаманизме

Дерево — главный символ шаманов всех континентов

Шаманизм исходит из того, что для решения любой проблемы нужно воздействовать на нее с иного пласта реальности. К примеру, основной причиной заболеваний в шаманизме считается утечка жизненной энергии или похищение души. Погружаясь в транс в ходе ритуала камлания, шаман в облике зверя или птицы перемещается вверх и вниз по Мировому древу, чтобы найти потерянную душу и вступить в бой с нечистью.

Шаманские практики

Бубен — непременный атрибут российских шаманов

В качестве ездового животного также может использоваться шаманский бубен или ритуальный плащ. Но если душу съели, помочь методами шаманизма уже не удастся, и больной вскоре умрет. Брать плату за камлание в шаманизме не принято; вознаграждение остается на усмотрение посетителя: «сколько не жалко».

Хотите знать, как происходит общение с духами? Посмотрите ритуал камлания в исполнении потомственной шаманки Айзадахан Зулпу Кызы:

Жители больших городов, утратившие свои корни, особенно уязвимы для нечистой силы. Даже если вы не верите в шаманизм, не стоит сбрасывать со счетов советы шамана Валентина Хагдаева, в миру ученого-буддолога: чаще бывайте на природе, не рвите связи с малой родиной, посещайте могилы предков и оставляйте у надгробий гостинцы для духов.

Читайте так же:
Как становились советскими миллионерами и что грозило теневым финансистам: изучаем обстоятельно

Собрание шаманов

Сибирские шаманы на очередном слете

Шаманские практики управления измененными состояниями

Шаманизм представляет огромный интерес для нейронауки. Способность уходить в глубокий транс и при этом сохранять контроль над собой встречается очень редко. Для достижения нужного состояния применяются специальные шаманские практики, вызывающие частичное торможение лобных долей и блокировку сенсорных анализаторов для обращения внимания внутрь себя:

  • употребление растений и грибов, содержащих психоактивные вещества
  • раскатистые низкочастотные звуки: горловое пение, барабанный бой, игра на хомусе и губной арфе
  • шаманский танец — резкие ритмичные движения, прыжки и выпады
  • концентрация на колебаниях бахромы и подвесок, украшающих головной убор шамана

Миры шаманизма

Психоделический опыт поможет отыскать шамана внутри себя

Шаманизм требует невероятного напряжения физических и психических сил; нередко после сеанса кудесник падает в полном изнеможении. Неподготовленному человеку лучше не браться за шаманские практики из праздного любопытства — это не забава, а тяжелый и опасный духовный труд, к тому же без духа-покровителя вы едва ли отобьетесь от зубастых астральных хищников!


Аватар автора поста IndiaStyle

«Поставил диагноз сигаретой, затем попросил плюнуть в бубен» Неизвестные факты о жизни и нравах северных шаманов

Несмотря на кажущуюся архаичность, влияние шаманов на жизнь северных народов велико до сих пор. И речь тут идет не только о духовном аспекте. На протяжении многих сотен лет именно шаманы — как мужчины, так и женщины — занимаются врачеванием. О том, какие методы они используют и как делят свои обязанности по гендерному признаку, «Лента.ру» поговорила с доцентом кафедры этнокультурологии Института народов Севера Софьей Унру.

«Лента.ру»: Мы с вами говорили о традиционных способах лечения у северных народов. Но ведь помимо этого были и так называемые шаманские методы?

Софья Унру: Да, они были широко распространены.

И там все было не просто

Материалы по теме

«Эти болезни не мог вылечить даже шаман»

Совсем не просто. Для лечения шаманы часто пользовались средствами магического характера: «лечебной одеждой», браслетами, изображениями духов-помощников. Отношение к болезням у эвенков отражает их картину мира — мифологическую по своей сути. С точки зрения этого народа, все вокруг одушевлено — каждая река, сопка, дерево имеют душу, волю и сознание, подобные человеческим. К ним можно обратиться с просьбами, их следует благодарить после удачной охоты или рыбалки и, конечно, относиться с почтением.

Дух-хозяин есть у животных, огня, земли. От всех этих духов человек зависит и пытается договориться с ними о собственном благополучии и удаче.

Что такое с точки зрения шамана болезнь?

Она представляется как дух, враждебный человеку.

Вообще, согласно мифологии народов Севера, Бог задумывал человека бессмертным, но процесс его создания сопровождался противостоянием добра и зла, и в результате человек стал подверженным болезням и смерти. Согласно мифам, создателями зверей и человека были соперничающие братья-демиурги, из которых старший портил сделанное младшим. Это космические хозяева верхнего и нижнего миров. У эвенков младший брат Сэвэки-Экшери, ставший позже духом-хозяином верхнего мира, делал на средней земле людей. Вредоносное влияние злого брата заключалось в том, что после его плевка (дуновения) создаваемые люди становились уязвимыми для болезней.

Подобная система верований подразумевает магические способы излечения?

Эвенки верили, что магической силой обладает первая передняя лапа медведя — мана. Ее сушили и вешали перед дверным проемом. Она считалась хранительницей оленей. Медвежьей лапой, нагретой у костра, массировали затвердевшее вымя важенки (местное название самки северного оленя). Считалось, что если в доме висит мана, в нем не водятся клопы.

При заболевании печени и почек практиковалось обкладывание больного внутренними органами только что убитого оленя, причем почки прикладывали к почкам, печень — к печени. Подобное лечили подобным. По рассказу одного из моих информантов из села Иенгра (Нерюнгринский район, Якутия), шаман лечил сердце больного, водя над ним сердцем оленя; заболевание матки лечил маткой оленя.

Эвенки верили, что подобный орган животного как бы переселялся дух из больного органа человека. Шаман заставлял его выйти из тела больного. Об этом свидетельствуют и многие фольклорные данные об изгнании (или вытягивании) духа болезни шаманом. После обряда изгнания (иногда высасывания) шаман демонстрировал присутствующим дух болезни, воплощенный в насекомом — черве, жуке. Вообще, самые неприятные ассоциации у эвенков связаны с червями. По одному из поверий, сидя за одним столом со стариками, нельзя брать из их рук чашку, ее нужно принять через кого-то. Старики якобы могут забрать годы жизни у более молодых, передают им свои болезни, а в этой чашке могут быть черви. Также нежелательно пропускать стариков вперед себя (по той же причине — могут забрать годы жизни).

Шаманами могли быть только мужчины?

Не только. Однако, по мнению жителей того же села Иенгра, существуют некоторые различия в сферах деятельности шаманов и шаманок. Женщинам приписывают большие способности в решении бытовых, семейных проблем, мужчинам — в лечении. «Женщины, бывает, коварством берут, а мужчины больше лечат, — считает дочь шамана Степана Неустроева Валентина Енохова. — Отец очень редко судьбу поправлял. Судьбу поправляют, знаете кто? Удаганки, шаманки. Они судьбу поправляют, женят. Эти шаманки, как говорят, стервозные. Могут мужчину с женщиной свести. А отец — никогда».

Читайте так же:
10 интересных фактов о переработке отходов (видео)

Что еще входило в сферу деятельности шаманок?

Лечение женских болезней. В Иенгре жила легендарная сильная шаманка Матрена Кульбертинова. Ее племянник, Терентий Семенов, вспоминает, как бабушка Матрена Петровна помогала беременным: «Что-то от оленя брала и этим играла над больной. Больную матку лечила. У оленя брала матку и играла. Натирала горячей маткой женщину».

Шаманки, как и обычные старухи, могли принимать роды. Однако, по рассказам, принимали роды и шаманы, если оказывались поблизости. Как утверждают родственники Матрены Кульбертиновой, она могла лечить только больных из своего рода.

Интересно, что дети шамана Степана Неустроева, напротив, рассказывали, что их отец мог лечить только чужих: «Отец своих не мог лечить, родных. Кровь от крови, плоть от плоти не лечится. А чужих может лечить».

«Я, например, все время болела, — вспоминает Валентина Степановна. — Меня отсюда везли на оленях к другому шаману. Он у меня высосал из груди все сгустки».

Можно предположить, что женское шаманство, оставаясь родовым, несет в себе черты более древнего шаманства, исторически предшествующего шаманству мужскому. Для каждого члена своего рода Матрена Петровна делала колокольчики. Эти сакральные предметы родственники хранят и после ее смерти. При жизни они служили связью между шаманкой и ее родными. Заболев вдали от нее, человеку достаточно было достать колокольчик и попросить у бабушки помощи. Она якобы тут же отзывалась на призыв и на расстоянии лечила больного. Так поступают Кульбертиновы и сейчас, когда шаманки уже нет, и утверждают, что до сих пор находятся в контакте с ней. Этот прием применяла только шаман Матрена Петровна, другие шаманы региона такого не практиковали. Помимо лечения и привлечения удачи Петровна могла предсказывать исход событий, погоду, местонахождение оленей.

Болезни, которые в состоянии вылечить шаманы и шаманки, отличаются?

Матрена Петровна лечила в основном легкие болезни, такие как гипертония, радикулит, головные боли, астма. Но есть упоминания и об излечении болезней сердца (с помощью вырезанного у живого оленя сердца) и печени (посредством амулета из медвежьей лапы). Односельчане оценивают ее как сильную, могущественную шаманку.

Коллеги-мужчины занимались лечением чаще, чем Матрена Петровна, и могли вылечить более тяжелые заболевания. Например, Савелий излечивал туберкулез, рак, псориаз, бесплодие, психические расстройства.

Я лично была свидетельницей того, как шаман вылечил рак груди.

В ходе экспедиции исследовательская группа жила в тайге в стойбище шамана. В глухую тайгу к Савелию из Нерюнгри приехала семья с просьбой излечить женщину, которой врачи поставили неутешительный диагноз. Муж, жена и их дочь приняли участие в камлании, в ходе которой шаман установил диагноз при помощи сигареты, затем попросил больную плюнуть в бубен. После продолжительной игры на бубне Савелий развернул его внутренней стороной к присутствующим, и все увидели там сгустки крови. Таким образом раковая опухоль была удалена из груди женщины. Этот сеанс был проведен в 2005 году. Пациентка шамана жива и здорова до сих пор.

Кстати, обычно шаманы — долгожители. В возрасте 90 лет Матрена Петровна Кульбертинова проводила сеансы камлания продолжительностью пять-шесть дней, практически без сна и пищи. Почтенный возраст и многолетняя практика обеспечили ей очень высокий статус в профессиональной сфере. Матрена прожил до 106 лет и умерла в 1996 году, по мнению родственников — не от старости, а в результате шаманских войн.

Шаманы пользуются большим уважением?

Скажу так: местное население относится к шаманам и шаманкам с опаской. Эвенки единодушны в мнении, что обращение к шаману — крайняя мера, предпринимаемая от безысходности. Клиенты шаманов не оспаривают эффективности камлании, но приводят многочисленные примеры того, что за излечение приходится поплатиться. Существует даже определенный термин — «толкнуть». Речь идет о том, что, спасая одного члена семьи, шаман «выталкивает» из жизни другого. По наблюдениям шаманистов, всякий раз после обращения к шаману в семье обратившегося кто-то погибает. В среде эвенков весьма часты случаи самоубийства, гибели от нападения медведя или обморожения. Эти события местные жители связывают с деятельностью шаманов и шаманок.

Сибирские шаманы: факты, которые способны шокировать

Загадочный человек в причудливой одежде, камлающий с бубном, заклинатель духов и народный целитель – таким мы представляем себе шамана. Многие жители Сибири все еще верят в могущество местных прорицателей и колдунов. И мало кто знает, какие шокирующие факты порой скрыты за магическими ритуалами шаманов.

Читайте так же:
Самые опасные насекомые – список, чем опасны, названия, где водятся, фото и видео

Арктическая истерия – это психопатическое заболевание, которому подвержены жители Сибири и Крайнего Севера в силу ряда объективных факторов, таких как низкие температуры, малочисленность, недостаток витаминов и т.п.

Шведский религиовед Оке Ольмаркс (1911-1984 гг.) полагал, что шаманизм является ярко выраженной формой проявления арктической истерии, когда человек переживает эпилептические припадки. Больной считает свои галлюцинации общением с духами и верит во все сверхъестественное. Единственным отличием обычных психопатов от шамана является то, что он может контролировать припадки, намеренно вызывать их с помощью особых техник.

Смерть за отказ от шаманизма

Если духи предков избрали человека шаманом, то он должен принять свое предназначение или умереть. У народов Сибири считается, что прежде чем получить способности прорицателя и целителя человек переживает так называемую «шаманскую ломку». Это необъяснимая болезнь, исцелиться от которой возможно, только начав общение с духами.

Для многих людей возникающие у них видения становятся настоящим шоком, рушится привычное восприятие мира, жизненные планы проходят переоценку. Если избранный не готов полностью изменить свою судьбу, то он серьезно заболевает. Отказ от шаманизма для такого человека означает скорую смерть.

Брак с божеством или духом

Румынский историк и философ Мирча Элиаде (1907-1986 гг.) в своей книге «Шаманизм: архаические техники экстаза» написал, что шаманы часто заключают ритуальные браки с различными божествами или духами-покровителями. Они уверены, что вступают в сексуальные отношения с обитательницами иных измерений, находясь в состоянии транса.

Бывали случаи, когда такая вот мистическая жена требовала от шамана развестись, если он состоял в браке до получения магических способностей. И смертные мужья не смели противиться воле «небесных» дам.

Шаманизм предполагает не только деловые, но и сексуальные связи с духами. Это краеугольный камень подобных верований.

Семяизвержение во время камлания

Шаманский экстаз равносилен символическому половому акту. Как правило, ритуал камлания с бубном заканчивается семяизвержением. Особое состояние сознания, когда прорицатель «соединяется» с духами, богинями, магическими помощниками, практически неизбежно вызывает эрекцию у мужчины.

Часто мистические переживания шаманов связаны с сексуальными эмоциями. А тесная связь между тем, что происходит в сознании человека, и физиологическими реакциями его тела на воображаемые события, не вызывает сомнений у психиатров.

Духи-помощники шаманов часто предстают в образах разных зверей, птиц, рыб и пресмыкающихся. Подражая движениям и повадкам тотемного животного, во время камлания человек символически перевоплощается в представителя фауны. Он надевает на себя соответствующую шкуру и маску, издает звуки, похожие на рев, рычание, вой или клекот. Перевоплотившись, маг уходит в тайгу, веря в то, что на самом деле стал зверем.

Многие жители Сибири считают, что шаманы являются оборотнями. Причем, не только волками, но и медведями, бобрами, росомахами, змеями, воронами… Согласно преданиям, светлые и темные шаманы порой насмерть сражаются друг с другом, находясь в своих звериных обличиях.

Наркотики для экстаза

Обычно для достижения состояния транса шаману достаточно монотонных ударов в бубен и ритуальной пляски, но чтобы усилить экстаз они применяют дополнительные средства. Как правило, это наркотики. Речь идет о поедании галлюциногенных грибов, вдыхании дыма одурманивающих трав, курении специальных смесей.

Шаманы широко используют наркотическое опьянение для общения с духами и прорицания. Подобные вещества, как они полагают, помогают лучше настроиться на восприятие сверхъестественного мира и его обитателей.

Смена пола и «превращение» в женщину

Среди камчадалов, чукчей, коряков и представителей некоторых народов Сибири встречаются шаманы-трансвеститы. Чаще мужчины «превращаются» в женщин, хотя случается, что шаманки начинают одеваться и вести себя, как представители сильного пола. Такие люди даже могут вступать в браки, которые сейчас называются ЛГБТ-союзами.

Перевоплощение мужчины-шамана в женщину носит не ритуальный, а вполне реальный характер. Ну, разве что без операции по смене пола. И все по велению духов, явившихся во время камлания, разумеется. Причем, некоторым шаманам настолько претит сама мысль о подобном, что они предпочитают покончить с собой.

Пытки огнем и морозом

Молодой человек, получивший дар шамана от предков, походит немало испытаний. И это не только магическая ломка. Приняв свою судьбу, юноша находит учителя – опытного коллегу, который проверяет решимость неофита и делится с ним своими знаниями.

Будущий сибирский шаман переносит настоящие пытки и огнем, и морозом. Его, например, могут завернуть в мокрые простыни и выставить зимней ночью на улицу, где температура воздуха часто опускается ниже -50°С. И стоять он должен до тех пор, пока простыни не высохнут полностью.

Кроме того, шаману нужно приобрести символическую власть над огнем. Для этого он прикасается руками и ногами к раскаленному металлу, пока конечности не теряют чувствительность. Зато потом поражает людей, спокойно взаимодействуя с огнем.

Гадание на шаманских черепах

Шаманов обычно хоронят не на кладбищах, а в лесных чащах, чтобы их никто не беспокоил. Но у каждого сибирского народа есть свои традиции. Например, у юкагиров трупы прорицателей и целителей расчленяли, а кости делили между сородичами, поскольку считалось, что они спасают от злых духов.

Читайте так же:
Самые тяжелые животные – список, описание, вес, где водятся, фото и видео

Особое внимание уделялось черепам шаманов. Их обрамляли деревянной оправой и хранили как семейные реликвии. В Сибири даже гадали с помощью таких ритуальных останков, живые шаманы «спрашивали» у своих покойных коллег советы по разным вопросам.

Шаманизм как образ жизни. Кто в XXI веке общается с духами

Бурятские и якутские шаманы поспорили о методах. Шаман Александр Габышев отправился пешком в Москву изгонять темные силы, но его бурятские коллеги преградили путь, предупредив, что он спровоцирует войну. «360» выяснял, как так получилось, что среди шаманов нет единения.

Шаманизм как образ жизни. Кто в XXI веке общается с духами

Шаманизм — что это

Шаманизм появился в Сибири за много веков до нашей эры и является традиционной формой общения с духами. Сами шаманы подчеркивают, что их дар не относится к религии, это скорее образ жизни.

Шаманизм как образ жизни. Кто в XXI веке общается с духами | Изображение 1

Только в России различают как минимум семь видов шаманизма, и у каждого есть свои особенности. Где-то их делят на черных и белых, в других местах создают целые организации, в третьих — шаманы, наоборот, противоборствуют друг с другом. Причем деление на черных и белых ошибочно связывают с понятиями «добрый» и «злой». На самом деле отличаются их функции. Белый шаман более слабый, он проводит обряды, связанные с праздниками. Ритуалы, освящение, исцеление доступны только черным шаманам.

В тунгусской шаманской космологии есть 12 уровней, в зависимости от которых у шаманов разные способности и функции: защищать человека, семью, род или все население Земли. Верховным считают того, кто достиг 12-го неба. Он посвящен во все тайны Вселенной: может долетать до ее внешних границ и отвечает за все человечество.

https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2019/08/46131_photo_2019-08-31_13-08-26.jpg

Источник фото: Wikimedia

«Классический шаманизм, который был в царские времена, умер при советской власти. По большей части шаманы были уничтожены. В Хакасии к концу XX века не осталось ни одного шамана вообще. Говорить о родовых шаманах [там] не приходится. <…> В 2012 году организация „Атлас“ пробовала сосчитать, сколько шаманов или тех, которые в той или иной степени веруют в шаманские представления. 1,5%, то есть примерно полтора миллиона человек, которые заявили, что они верят в духов, в природу», — рассказал «360» шаман Дмитрий Ильин.

Шаманы выбираются духами. Не может человек сам по себе сказать: «Я шаман» — или научиться шаманизму

Известные шаманы

По словам Ильина, традиционный шаманизм сохранился только в Бурятии и Якутии. И там их очень мало. По оценкам Ильина, если в Якутии есть 10 настоящих шаманов, то это будет уже хорошо. Среди самых известных он перечислил Кулана, Федота Иванова, Анну Софронееву.

Но самым известным шаманом в Якутии, а может быть и в России, считается Савей — он умер в 2013 году. Именно его причисляли к 12-му небу.

«Он (Савей — прим.ред.) был [шаманом] не по роду. Он стал шаманом в 1973 году, еще при советской власти. В те времена называться шаманом было опасно. Может быть, его выбрали духи», — рассказал Ильин.

https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2019/08/46127_photo_2019-08-31_15-47-55.jpg

Шаман Савей. Источник фото: сайт села Иенгра

Шаманизм как образ жизни. Кто в XXI веке общается с духами | Изображение 4

Еще одно различие между бурятскими и якутскими шаманами в том, что первые могли быть только родовыми. Есть одно исключение — у будущего шамана, если он станет общаться с духами не по родству, должна быть лишняя косточка, то есть отметина.

Среди бурятских самый известный шаман — Валентин Хагдаев, у него как раз есть такая отметка — раздвоенный большой палец. Он прославился после того, как своим обрядом помог Диме Билану победить на Евровидении. По слухам, к услугам Хагдаева прибегают некоторые высокопоставленные чиновники.

«Валентин Хагдаев считается сильным бурятским шаманом. На самом деле, местные не считают его шаманом вообще, они его называют шоу-шаман. Это ему кличку такую дали. Он везде ездит с семинарами. Зарабатывает деньги, долгое время ритуалов не проводил. Только три года назад начал проводить ритуалы», — отметил Ильин.

https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2019/08/46128_1280px-Khagdaev1.jpg

Шаман Валентин Хагдаев. Источник фото: Wikipedia

А вот тувинская школа испытала большое влияние американских шаманов. После распада СССР здесь начали возрождать шаманизм, и особенно на местных повлиял Майкл Харнер. Сейчас в Туве есть шаманские организации, клиники и даже целые школы. Появилось понятие верховного шамана — Кара-оол Допчун-оол. Все это несколько противоречит традиционным представлениям, когда ведуны были одиночками.

«Я лично знаю людей, которые абсолютно не шаманы, но им хочется шарлатанить. Шаманов очень мало. Сколько ко мне просятся в ученики… Я знаю, что кто-то умеют обучать. Я не могу. Я могу научить, что, если такая примета по шаманизму, то это к тому-то. А как я могу обучить видеть умерших людей? <…> Каждый может стать астрологом, нумерологом, если он серьезно решил выучить все. Могут научить делать обряд, читать молитвы, а результат?» — сказала в беседе с «360» шаман Елена Батыр.

Читайте так же:
Как в России выращивают медведей

Это передается по крови, не всем даже кровным передается. К кому пришел шаманизм, к тому пришел

Шаманы в современном мире

Но колдунам действительно пришлось адаптироваться под новые реалии. Раньше они жили тем, что за обряд получали еду или даже целую скотину. Теперь многие из них имеют работу.

Киргизские гаишники зарезали барана ради безопасности на дорогах

«Я вообще училась в музыкальной школе по классу фортепиано, обучалась на инженера-механика, но я не окончила, вышла замуж. Получила образование бухгалтер-аудитор. Я умею вязать, я самоучка. И меня даже приняли в один дом моды ювелиром по ручной работе. Дом моды назывался „Пират“ в Сочи, туда несколько месяцев не могли взять дизайнера. Я подумала, что как шаман должна прорваться. Я помолилась, прошла обряд, и они меня взяли», — рассказала Елена Батыр, добавив, что проработала недолго — слишком много людей ждали ее магической помощи.

Но есть и те, кто по-прежнему зарабатывает шаманством. В клиниках висят цены на различные услуги. Кроме того, шаманы ездят по стране и дают концерты или семинары.

https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2019/08/46129_RIAN_943792.LR.ru.jpg

Источник фото: РИА «Новости»

Многие ведуны переезжают в большие города, в том числе в Москву и Санкт-Петербург, как два собеседника «360». Они рассказывают, что даже в условиях города, если духи дают приказ, нужно исполнять.

Шаманизм как образ жизни. Кто в XXI веке общается с духами | Изображение 7

«Нет свободного времени, хоть бы поспать, чтобы пришли силы. Я слышу голос, он мне говорит: „Давай делай подношение“. И все, я тогда бегу к воде или на дерево вешаю веревочку. Если большой обряд, езжу за пределы Москвы», — рассказала Елена Батыр.

Ильин рассказал, что не так давно в Петербурге группу шаманов даже задержали. Они приносили на берегу Финского залива в жертву курицу, и их заметили отдыхающие, которые вызвали стражей порядка.

А что с жертвоприношениями?

Вообще вопрос с жертвоприношениями остается очень болезненным. В феврале на YouTube было опубликовано видео, как шаманы сначала ведут пять верблюдов на убой, а потом в кадре появляется большой костер. Так они хотели сделать Россию «сильной, красивой, мощной и суверенной». Многие тогда говорили о жестокости, но сами участники напоминают — без жертвоприношения не может быть шаманства. А конкретно эти бурятские шаманы сначала убили верблюдов, а потом сожгли их, так что животные не страдали.

«Мне верблюдов жалко. Можно было другими способами сделать. Но дошло их подношение, я сама была удивлена. А что, баранов не режут, а свинину? А тушенка, а стейки? Там тоже умерщвление», — заметила Елена Батыр.

«Говорящие с духами» сожгли пять верблюдов ради укрепления России. «Юмореска» или реальный обряд?

И это далеко не первый случай, когда шаманы попадают в зону внимания самой широкой общественности. С ними даже собирался бороться депутат Виталий Милонов.

«Есть такой шаман ненецкий Николай Талалаев, шаман Коля. Он часто ездит и в России, и по Украине. Он года три назад приезжал в Питер, и его привели в Заксобрание, чтобы он там провел обряд очищения. Провел очищающий обряд, нашел мертвых душ. Милонов потом возмущался и просил пригласить священника, чтобы изгнать шаманский дух из стен Заксобрания», — вспомнил Ильин.

Шаман-воин и будущее России

Сам Ильин не является родовым колдуном — он родился в Петербурге, а духи с ним начали общаться, когда он был в Якутии. Говоря об Александре Габышеве, он напомнил, что тот тоже не так давно стал шаманом.

https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2019/08/46135_photo_2019-08-31_13-03-46.jpg

Источник фото: Wikimedia

«Сам по себе этот Александр, как он себя называет, шаман-воин. Он совсем недавно стал им, и его многие считают самозванцем. По его словам, он сидел три года в тайге и стал шаманом. И духи ему повелели поменять власть в России», — рассказал Ильин.

У нас есть отличия. Например, бурятские и калмыцкие шаманы чем отличаются. Мы же буддисты, и у нас первый признак — нельзя насилие, призывы кого-то свергнуть. Нам такого нельзя

По ее внутреннему убеждению, из-за похода Габышева конфронтация между шаманами и народом будет только нарастать и ничем хорошим не закончится.

«Правильно сказали бурятские шаманы, что из-за него всех ведунов будут воспринимать очень нехорошо. До этой поры, пока он не начал, среднее было влияние, средние отношения. А сейчас пошло обострение. Но это все пройдет, и нас начнут воспринимать адекватно, но это будет со временем. Народ поймет, что не все такие, как он», — заключила Елена Батыр.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию