100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Где проходил Великий Шелковый Путь?

Великий шелковый путь

Восток и Запад в течение нескольких тысяч лет соединял грандиозный торговый маршрут. В прошлые века по нему перемещались торговцы, миссионеры, географы. Сегодня по этим местам имеют возможность пройтись туристы. Великий шелковый путь – это уникальнейшая культурная ценность человечества всего мира. Именно по этой причине сегодня ЮНЕСКО уделяет много внимания тому, чтобы изучить и сохранить то, что оставили древние народы нашему и будущим поколениям.

Шелковый путь – что это такое

Великий шелковый путь

Действительно самый грандиозный за все время существования человечества торговый маршрут, который соединил между собой Восток и Запад, получил название Великий Шелковый путь. Именно благодаря нему образовались многочисленные города, обычаи, исторические памятники и государства.

Протяженность Великого Шелкового пути составляла тысячи километров. Когда-то здесь проходили торговые караваны, которые преодолевали палящие пустыни, горные перевалы и уникальные по своей красоте оазисы. Этот путь видел много событий за время своего существования: разрушительные войны, голод, мор, пожары, расцвет и опустошение городов, которые были вдоль него. На восточные базары стекались торговцы, везя по пыльным дорогам драгоценные камни и шелка, красители и пряности, золото и серебро, а также экзотических животных и птиц.

В истории такое понятие, как «Великий Шелковый путь» появилось в 19 веке. Это название маршрут получил не случайно, ведь шелк – это дна из самых главных ценностей, привозимых в Европу купцами с Востока. В Китае шелк начали производить еще в 3 тысячелетии до н.э., держа технологию производства в строжайшем секрете. Именно торговлю шелком считают причиной того, что Европа и Азия сблизились. Постепенно и другие страны узнавали, как производиться шелк, распространение шелководство осуществлялось именно по древнему маршруту, который проложили купцы Востока и Европы.

Но Великий Шелковый путь – это не только важнейшая торговая артерия древности. Он обеспечил обмен культурными ценностями между разными национальностями. Постепенно распространялись религиозные учения, философские и научные идеи, благодаря монахам, бродячим философам и просто путешественникам.

Где проходил Великий шелковый путь: страны

Это мощнейшая магистраль, которая была схожа на дерево с большим количеством ветвей. И маршрутов действительно было много, чтобы товарооборот мог охватить как можно больше городов.

Известны такие направления:

  • Застава Янгуань – подножие гор Куньлунь – горы Цунлин – Афганистан, Иран – Дамаск, Багдад – Кипр, Мальта, Греция – Южное направление.
  • Застава Юймэньгуань – горы Тянь Шань – горы Цунлин – Центральная Азия – Римская империя – Западное направление.
  • Север Китая – Памир – Нижняя Волга – Черное море – Северное направление.

Протяженность

Великий Шелковый путь – это не единая магистраль, ветви караванных дорог обходили пустыни, проходя через горные перевалы.

Общая протяженность дорог составляла 12 800 км.

Маршрут Шелкового пути на карте

карта

Краткая история Великого Шелкового пути

2 век до н.э. считается тем временем, когда было основано Великий Шелковый путь. В это время посол Китая Чжан Цянь был с дипломатической миссией в странах Центральной Азии. До этого путь в Азию из Европы заканчивался на границе Поднебесной, ввиду того, что древнейшая цивилизация страны скрывалась от всего мира горными хребтами Азии.

На протяжении многих веков изменения касались Великого Шелкового пути. По нему было очень трудно, опасно и длительно путешествовать. Так, чтобы добраться из Пекина к Каспию, караван был в дороге минимум 250 дней, а иногда время в пути растягивалось до года.

Дороги шелкового пути с древности использовались не только торговцами. Вместе с караванами часто шли паломники, ученые, философы, поэты. Именно они познакомили мир с производством шелка, бумаги, пороха, такими религиями, как буддизм, ислам, христианство. Мир смог оценить танцы и музыку, а также художество разных народностей.

Прервано товарооборот было в 11-13 веках. Целых три столетия было затишье, и только пи монголах возобновилась торговля. Однако, нестабильная ситуация в политической сфере Центральной Азии и развитие морских торговых путей привело к тому, что Великий Шелковый путь исчез.

Сегодня этого грандиозного маршрута не существует, но человечеству остались такие напоминания о нем, как узбекские города: Бухара, Хива, Термез, Самарканд, их история и архитектура.

Великий шелковый путь на территории Казахстана

флаг Казахстана

Легендарная магистраль Средневековья — Великий шелковый путь — предмет современных исследований. Это не удивительно, потому что полуторатысячелетняя история этой трассы — мировое культурное и экономическое чудо. Одно из ответвлений знаменитого торгового пути проходило по регионам Казахстана. Перелистаем страницы прошлого, которые поведают о значении дороги для развития казахских земель.

Великий шелковый путь на территории Казахстана: направления, трассы

Важнейшая система торговых коммуникаций, которая до XV века связывала Восточную Азию со Средиземноморьем, называлась Великим шелковым путем. По подсчетам ученых, его протяженность составляла 7 тыс. км.

Какие трассы стали основными в этой системе торговых дорог? Какова карта шелкового пути? Об этом подробнее.

В начале II тыс. до н. э. китайцы взяли под контроль путь из Китая на запад. С этого момента начинается становление и развитие Великого шелкового пути. Он просуществовал 1,5 тыс. лет, был самым длинным, благодаря ему возникали, развивались и исчезали города.

Читайте так же:
Кукольный домик своими руками

Великий шелковый путь на территории Казахстана

Несмотря на то что торговые маршруты менялись, на карте Великого шелкового пути ученые выделяют две главные трассы:

Южную. Она охватывала территории от Китая и до берегов Черного моря. Пролегала по землям Памира и Приаралья. Главные торговые узлы этой трассы — Сирия, Иран, Средняя Азия, юг Казахстана через Таласскую и Чуйскую долины до Иссык-Куля. Выходила она к землям Туркестана.

Северную. Начиналась эта дорога в бассейне Хуанхэ, пересекала Среднюю Азию и выводила торговцев к Ирану и Сирии, к провинциям Индии.

Одна из ветвей Великого шелкового пути (северная) проходила по казахским землям, а точнее — по югу и востоку, охватывала центральные территории и уходила на запад.

Великий шелковый путь на территории Казахстана

Источник фото: altyn-orda.kz

Рассмотрим основные пути и их направления. Узнаем, через какие древние города и поселения, возникшие в то время на территории Казахстана, проходил этот торговый путь:

Дорога с запада на восток — главная магистраль, которая, начиная с ІІ тыс. до н. э., позволила переправлять товары из Шаша в Сайрам и дальше до Ферганской долины. Торговцы проходили такие древние поселения:

  • Сайрам. О некогда большом торговом поселении Великого шелкового пути сегодня напоминает городище, расположенное возле поселка Сайрам на р. Сайрам-Су. Находится в 10 км от Шымкента. Ученые считают, что на этой территории когда-то располагался древний город Исфиджаб, или Белый город, но в Х в. его сравняли с землей воины хорезмшаха Мухаммеда.
  • Тараз. Сегодня это центр Жамбылской области, а во времена Великого шелкового пути это был крупный торговый центр северной магистрали. Буддийский монах и паломник Сюаньцзан в своих записках назвал его городом купцов. Из этого центра торговцы отправлялись на восток.
  • Джамукат. Историю этого древнего поселения, торгового и культурного центра, историки «считывают» на развалинах Костобе, или Двойного бугра.
  • Дех Нуджикес и Адахет — перевалочные пункты для караванов, которые отправлялись в северном направлении.
  • Текабет, Сус и Куль и Шельджи — города, возникшие вокруг серебряных рудников. Через них проходили торговые валки, преодолевая таласский отрезок в его горной части.

Перевалы на Чаткальском хребте открывали торговцам путь из Семиречья в Ферганскую долину.

Великий шелковый путь на территории Казахстана

Источник фото: silkadv.com

Восточная трасса вела из Тараза, проходила через Касрибас и вела купцов к городу Кулан. Расстояние до него от Тараза немного более ста километров (по старинным мерам длины это расстояние соответствовало 14 фарсахам, а 1 фарсах равнялся 6–9 км). Это городище расположено на территории современного Рыскуловского района Казахстана. О нем в своих записях вспоминает китайский ученый Сюаньцзан и арабские путешественники.

Отсюда путь купцов лежал в Чуйскую долину. Их целью было достичь одного их основных перевалочных пунктов шелкового пути — города Навакета (теперь это территория современного Киргизстана).

Юго-восточное направление проходили торговцы, стремившиеся попасть в Илийскую долину. Их путь пролегал через юг Казахстана, его восточные области и выходил к озеру Балхаш.

По этой трассе товары попадали к пункту назначения двумя путями — северным и южным. Они расходились в пункте Тильхоз:

  • южная дорога вела из Кулана. На пути следования купцов располагались древние города Иссык, Лавр, Чилик. Чтобы последовать по этому пути сегодня, то нужно ориентироваться на Коктал и Жаркент.
  • северная трасса проходила по территории Чингильды. Преодолев перевал Алтын-Эмель, торговцы попадали в Икиогуз. Он раскинулся в долине полноводной реки Коксу (запад Джунгарского Алатау). Сейчас ориентир этого поселения — с. Дунгановка.

Великий шелковый путь на территории Казахстана

Каялык. Источник фото: tengrinews.kz

Отсюда караваны следовали в один из прославленных своими базарами город — Каялык. Это был важнейший торгово-ремесленный и культурный центр северного отрезка шелкового пути. Сейчас о нем напоминает городище возле с. Антоновка (Саркандский район).

Путь из Отрару на Иртыш и в Европу.

Товары в Отрару попадали из Исфиджаба. В этом древнем городе процветала торговля, развивалось искусство и науки. Потомкам приходится восстанавливать его историю, поскольку в XVIII веке город сравняли с землей джунгары, а в XIX веке поселение окончательно забросили. Купцов на пути из Отрару интересовал центр этого оазиса — город Кедер.

  • первая пересекала центральную и восточную части современного Казахстана. Она выходила к Иртышу, открывала путь в алтайский край и степи Монголии. Благодаря ей центральные районы могли сбывать скот, шерсть, кожу, металл.

Следуя по ней, купцы миновали две долины — Арыстанды и Чаяна, преодолевали перевалы Каратау, шли через степную зону Центрального Казахстана и выходили к реке Кенгир. На этом пути возникли большие городища, где происходил обмен товарами: Болган-Ана, Домбгаул, Ормамбет и др.;

  • по второй торговцы переправляли товары в Хорезм, доставляли их народам, проживавшим на Поволжье и Кавказе. Сарай-Бату и Каффу — узловые торговые центры средневекового мира, которые располагались на этой трассе.

Таким образом, во ІІ до н. э. благодаря становлению и развитию Великого шелкового пути происходил интенсивный рост крупных торговых центров на территории Казахстана. Множество торговых путей, удобный выход к крупным водным артериям делали этот регион особенно оживленным.

Великий шелковый путь: торговля, товары

Эта важнейшая торговая артерия средневекового мира помогла наладить активный товарообмен между Востоком и Западом. Все начиналось с торговли изысканными китайскими шелками.

Читайте так же:
Насколько баня полезна для здоровья?

Китайские купцы обменивали шелковые ткани на драгоценности, металлы. На них покупали арабских скакунов, экзотические фрукты и овощи, специи и пряности.

Великий шелковый путь на территории Казахстана

Трасса объединила в единую торговую сеть государства, что входили в состав Арабского халифата, Ближнего Востока, Индии, с Византией и Римом. Благодаря ей товарооборот не только вырос, но и стал более разнообразным. Страны продавали и покупали:

  • специи, лекарственные растения и смеси;
  • благовония (мирру, ладан, амбру);
  • красящие вещества;
  • ткани;
  • минералы, в том числе драгоценные камни;
  • меха;
  • оружие;
  • животных (коней, газелей, верблюдов, гепардов, обезьян, носорогов, львов и пр.);
  • слоновьи бивни;
  • продукты питания;
  • экзотические растения.

Расплачивались за товары не только золотыми и серебряными слитками и монетами. Наряду с ними главным средством расчета были шелковые ткани. Шелк дарили сановникам, им уплачивали налоги, подкупали чиновников.

Благодаря находкам археологов, сделанным при раскопках Отрара (монеты, слитки, артефакты), можно утверждать, что торговля на казахских землях времен Великого шелкового пути была оживленной и разнообразной. В серебряном отрарском кладе найдены монеты правителей Восточного Туркестана, европейских держав, Китая.

Великий шелковый путь: историческое значение

Значение Великого шелкового пути было не только в обеспечении торговых и экономических связей. Благодаря ему налаживались культурные, научные и дипломатические связи. Путь, изначально возникший как торговый, очень скоро стал важнейшим фактором технического, научного и духовного прогресса человечества.

Великий шелковый путь на территории Казахстана

Источник фото: epochtimes.com.ua

Разберемся, в чем значение шелкового пути для развития общества:

  • Культурное развитие и обмен.

Великий шелковый путь позволил контактировать представителям разных народов. В процессе общения происходило культурное сближение и налаживание связей между представителями разных племен.

Продавали и покупали изделия серебра и золота, украшения из драгоценных камней, одежду из меха. Они были не только искусно изготовлены, но и обработаны соответственным способом, на них наносился аутентичный рисунок или вышивка, создавались оригинальные композиции, которые демонстрировали вкус, эстетические ценности того или иного народа.

Великий шелковый путь на территории Казахстана

Источник фото: advantour.com

Исследуя городища Талгар и Испиджаб, ученые обнаружили удивительной красоты серебряные кувшины, сделанные византийскими умельцами, фарфоровые изделия, изготовленные в Китае.

В этих торговых центрах нашли остатки храмов и культовых сооружений разного рода. Это говорит о том, что в центры торговли стекались мудрецы, паломники, путешественники, творчески одаренные люди, которые производили не только предметы культа, но и изделия светского характера. Благодаря этому происходил культурный обмен.

Путешественники, которые прошли по шелковому пути оставляли записи, дневники, сочиняли песни и стихи, писали музыку.

  • Развитие международных отношений.

Эта величайшая магистраль способствовала становлению и развитию дипломатии. Народы Востока и Запада вынуждены были контактировать, налаживать торговые и политические взаимоотношения.

Не в последнюю очередь это стало возможным благодаря отрезку шелкового пути, проходящему по территории нынешнего Казахстана. Эта территория фактически стала главными воротами Великого шелкового пути.

  • Социально-экономическое развитие.

Городища, расположенные по пути следования караванов, интенсивно развивались. Проходило становление и быстрое освоение тюркскими народами ремесел. Осваивались разные технологии производства товаров, увеличивался торговый оборот, развивались торговые связи. Кочевники и полукочевые тюркские племена постепенно переходят к оседлости.

Торговые трассы, что проходили по территории Казахстана, способствовали становлению и развитию таких торговых узлов, как Отрар, Сайрам, Тараз и др. Формируется городская культура, налаживаются разносторонние связи с миром, формируются социально-экономические, политические и культурные основы развития народов, населяющих территорию Казахстана.

До XIV века Великий шелковый путь сохранял свою значимость в развитии социально-культурных, политических и экономических связей. Но с развитием морских торговых путей он утратил свои позиции.

Сегодня мировые лидеры возвращаются к идее возобновления этой магистрали в новом технологическом и экономическом воплощении.

  • Саркандский район

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Великий Шёлковый путь

Более двух тысяч лет назад в Евразии появилась дорога, соединявшая абсолютно непохожие друг на друга европейскую и азиатскую цивилизации. Великий Шёлковый путь позволил множеству народов получше узнать своих соседей, наладить торговлю, познакомиться с новейшими религиозными и философскими учениями и завязать дипломатические отношения с самыми далёкими странами.

Происхождение названия

Само понятие «Великий Шёлковый путь» возникло в европейской историографии в XIX веке. Сначала было популярно название «Шёлковый путь». Одним из первых историков, использовавших этот термин применительно к торговому пути, связывавшему Европу и Азию, был немецкий учёный — Фердинанд фон Рихтгофен. Чуть позже дорогу стали называть Великим Шёлковым путём. Такое название не случайно — шёлк был одной из главных драгоценностей, которую восточные купцы перевозили в Европу. Производство шёлка впервые началось в Китае в III тысячелетии до н. э., при этом секрет получения шёлковых нитей держался в глубочайшем секрете. Считается, что именно продажа и покупка шёлка были главным фактором сближения Европы и Азии. С веками тайна шёлка постепенно становилась известна и в других странах. Постепенное распространение шелководства шло именно по древней дороге, проложенной европейскими и восточными купцами.

Однако было бы неверно рассматривать Великий Шёлковый путь, как исключительно торговую артерию древности и Средневековья. Благодаря ему, происходил также культурный обмен между разными нациями. Религиозные учения, философские идеи, научные постепенно распространялись вместе с многочисленными путешественниками, бродячими философами и монахами.

Читайте так же:
Это наслаждение :топ удовольствий души и тела: кратко и понятно

Географическое положение

Карта Великий Шёлковый путь

Карта Великого Шелкового пути

Фактически, Великий Шёлковый путь был целой сетью сходящихся и расходящихся дорог, пролегающих между Европой и Азией. В отдельные периоды времени те или иные участки пути могли находиться в упадке, а остальные, наоборот, процветать. Обычно, описывая этот маршрут, учёные выделяют две основные трассы:

  • южную, шедшую из Китая на Ближний восток и в Индию через Среднюю Азию (современные Таджикистан, Узбекистан, Казахстан, Киргизию и т. д.);
  • северную, которая шла из Китая к Чёрному морю через Памир, мимо Аральского моря. Из Чёрного моря можно было легко попасть в Средиземное и доставить товар в Рим и Грецию.

Максимальная протяжённость пути составляла около 10 тысяч километров. Каждый день торговый караван должен был проходить около 25 километров. В общей сложности, дорога проходила по десяткам разных стран.

За счёт функционирования Великого Шёлкового пути и посреднической торговли произошёл расцвет множества городов: Дербента, Бухары, Самарканда, Ургенча, Херсонеса, Ольвии и т. д.

История Великого Шёлкового пути

С давних времён европейская и восточная цивилизации стремились наладить взаимную связь и выстроить некий конструктивный диалог. В древности это было сделать весьма сложно из-за элементарного отсутствия проторённой дороги, связывавшей две стороны света. Одним из первых европейцев, глубоко внедрившихся на восток, был Александр Македонский. В IV веке до н. э. его войска проложили путь из Южной Европы в страны Средней Азии, по которому позже часто путешествовали жители Греции и Рима.

Встречное движение шло и с восточной стороны. Во II веке до н. э. китайский дипломат и путешественник Чжан Цзянь занимался поиском пути в страны Средней Азии из Китая. Проложенный им путь как бы соединился с дорогой, пройденноё Александром Македонским. В результате возникла огромная единая дорога, проходившая через всю Азию.

В целом, можно сказать, что в конце II века до н. э. множество отдельных сегментов наконец стали единой разветвлённой сетью дорог. Помимо дорог, проложенных Александром Македонским и Чжан Цзянем, в состав Великого Шёлкового пути входили:

  • Великий Лазуритовый путь, по которому лазурит, добываемый на территории современного Таджикистана, перевозили в Индию и Междуречье;
  • Нефритовый путь, соединявший отдалённые регионы Китая;
  • Частично сухопутный и частично морской путь, проходивший через Чёрное и Каспийское моря, и связывавший страны Южной Европы и Индию.

Долгое время Великий Шёлковый путь был одной из самых удобных и безопасных дорог. Крупные и сильные государства, по территории которых он проходил, были заинтересованы в защите правопорядка на своих отрезках дороги. Одними из главных держав, контролировавших движение по Великому Шёлковому пути были Парфянская и Кушанская империи. Вместе эти державы занимали области современных Ирака, Ирана, Пакистана, Афганистана, Северной Индии и Таджикистана. Однако в III веке н. э. обе эти империи пали и огромные территории, на которых правили парфянские и кушанские цари, оказались разбитыми на множество мелких царств и княжеств. Правители этих новых небольших государств не обладали достаточной силой и авторитетом, чтобы навести порядок на Великом Шёлковом пути. В итоге, на мирных жителей, обитавших вокруг редких оазисов, и путешествующих купцов стали постоянно нападать кочевники — кидани, аланы и гунны. Вторжение этих племён в Среднюю Азию было одним из важных событий такого процесса как Великое переселение народов. С каждым годом число воинственных кочевников увеличивалось. Очевидно, в этот период наблюдался сильный спад торговли на всём протяжении Великого Шёлкового пути.

Обстановка несколько стабилизировалась после возникновения в V веке в Средней Азии мощного Эфталитского государства, правители которого взяли под свой контроль большой отрезок Великого Шёлкового пути. В этот период началось возрождение многих торгово-ремесленных центров и торговли. Несмотря на то, что через какое-то время эфталиты были разбиты Тюркским каганатом, оживлённая торговля продолжалась, хотя уже и под контролем другого народа.

Но вскоре стабильность на протяжении всего Великого Шёлкового пути снова оказалась под угрозой из-за столкновения интересов Византии и Сасанидского Ирана, стремившихся установить своё влияние в Средней Азии. Противостояние двух держав вылилось в целую череду византийско-иранских войн, шедших в период с 420 по 628 год. В ходе этих конфликтов ни одна из сторон так и не смогла взять верх. Из-за того, что обе империи были предельно истощены, они не смогли справиться с новой могущественной силой, появившейся в этом регионе, — Арабским халифатом. Арабы быстро установили свой контроль над Великим Шёлковым путём и к VIII веку вытеснили отсюда все прочие державы, претендовавшие на введение своих порядков в регионе.

В целом, арабское влияние благотворно сказалось на функционировании Великого Шёлкового пути. Была налажена регулярная торговля между Индией, славянскими народами, Европой, Китаем и Византией. Во все уголки Европы и Азии стали проникать мусульманские купцы со своими товарами. Активная деятельность арабов способствовала росту Хорезма как одного из экономических и культурных центров евразийского континента в VIII-XII веках.

Однако в XIII веке и арабы потеряли контроль над главной торговой артерией материка. В результате монгольских завоеваний почти весь Великий Шёлковый путь оказался под контролем Чингисхана. Несмотря на то, что чингисиды не сумели сохранить единую монгольскую империю, и после смерти Чингисхана она распалась на несколько отдельных кочевых государств, монгольское владычество на всём протяжении Великого Шёлкового пути продолжалось почти полтора века. Поскольку монгольские правители очень внимательно относились к торговым отношениям, купцы всех национальностей и вероисповеданий могли путешествовать без опаски.

Читайте так же:
Какова смертельная доза никотина: рассматриваем со всех сторон

Но и монголы, в конце концов, столкнулись с сильным и могущественным противником. Во второй половине XIV века удар по монгольским государствам нанёс Тамерлан. Он практически уничтожил города и торговые центры на северном отрезке Великого Шёлкового пути. Однако южная дорога продолжала бесперебойно функционировать. Поскольку потомки Тамерлана не сумели сохранить его империю, южный путь постепенно стал бесконтрольным и также стал приходить в упадок. Возможно, со временем караванная торговля, связывавшая Китай и Европу, возродилась бы снова, но к XV-XVI векам на Средиземном море возникли полноценные европейские торговые флотилии. Транспортировка товаров по морю оказалась менее затратной, более быстрой, безопасной и удобной. Поэтому Великий Шёлковый путь стал стремительно терять своё былое экономическое значение. Уже к середине XVI века функционировать продолжали только отдельные отрезки пути.

Особенности путешествия по Великому Шёлковому пути

Люди, решавшиеся отправиться по Великому Шёлковому пути, как правило, обладали особым складом характера. Особенности местного климата и природы требовали от путешественника немалых выносливости и смелости. Большая часть пути пролегала по бескрайним азиатским пустыням. Привычные для европейцев и китайцев лошади не были приспособлены для долгих переходов по пескам и сильно страдали от жажды. Поэтому неизменными спутниками странников были двугорбые верблюды, которые легко переносили жару и недостаток влаги. К тому же местные верблюды обладали удивительным чутьём и могли без труда разыскивать небольшие подземные источники воды.

Часто над пустынями поднимались песчаные бури, грозящие гибелью всему живому. Сильный ветер часто изменял положение барханов и полностью заносил большие участки дороги. В этих случаях главным ориентиром для странников были кости животных и людей, разбросанные на всём протяжении Великого Шёлкового пути. Эти несчастные погибали от болезней, истощения, жажды и голода, а затем служили «указателями» тысячам других смельчаков.

Однако путешественники должны были опасаться не только природных явлений, но и местных жителей. Несмотря на то, что пустыни многим кажутся практически непригодными для жизни, раньше здесь обитали представители многих кочевых народов. Выросшие в столь суровых условиях, эти люди выживали, главным образом, за счёт войны, работорговли и разбоя. Поэтому отправляться по Великому Шёлковому пути с богатыми товарами, но без сильной охраны, было настоящим самоубийством.

Несмотря на то, что движение по Великому Шёлковому пути сопровождалось множеством опасностей, ежегодно по нему проходили тысячи торговцев и авантюристов. Благодаря этой артерии:

uCrazy.ru

Регионы современной России, где проходили маршруты Великого шелкового пути

Легендарная торговая магистраль, перекресток цивилизаций, связующая нить между Западом и Востоком — Великий шелковый путь. Его история началась больше 2000 лет назад, а маршрут никогда не был одним и тем же. Рождались и умирали государства, менялась власть, вспыхивали конфликты, и купцам приходилось искать новые безопасные дороги.

Регионы современной России, где проходили маршруты Великого шелкового пути

Так, в VIII–X веках из-за политической нестабильности на юге караваны с товарами пошли по северному побережью Каспийского моря — через города Причерноморья, Северный Кавказ, низовья Дона и Волги. Это сыграло большую роль в формировании древнерусского государства — развитие торговли способствовало росту крупных городов. Рассказываем о регионах современной России, по территории которых проходили маршруты Великого шелкового пути.

Регионы современной России, где проходили маршруты Великого шелкового пути

Древний торговый город Херсонес шумел на берегу Черного моря сотни лет назад. Украшения и оружие, мед и оливковое масло, кожи и меха — все это покупали и продавали на местных рынках. Сегодня древнегреческий полис — это музей под открытым небом на окраине Севастополя. Руины античного города свидетельствуют о том, что Херсонес был крупным политическим и экономическом центром Северного Причерноморья. Здесь сохранилась центральная площадь, заложенная еще в V веке до н. э., и единственный в России и СНГ античный амфитеатр, вмещавший 3000 зрителей.

Прочувствовать дух тех эпох, когда здесь проходил Великий шелковый путь, совсем не трудно: можно побродить вдоль мощных оборонительных стен и башен, прикоснуться к колоннам старинной базилики, увидеть огромные античные амфоры.

По преданию, в Херсонесе произошло и одно из важнейших событий русской истории — крещение князя Владимира. В память об этом в конце XIX века здесь воздвигли Владимирский собор, который действует по сей день.

Регионы современной России, где проходили маршруты Великого шелкового пути

Еще одним крупным торговым центром Великого шелкового пути был античный город Танаис в устье Дона. Увидеть его руины можно у хутора Недвиговка, в крупнейшем археологическом музее-заповеднике России.

История Танаиса начинается еще до возникновения Шелкового пути — поселение основали в III веке до н. э. для расширения торговли с местными племенами. Центральная часть города была обнесена крепостной стеной с оборонительными башнями, к ней примыкали жилые постройки, которые сохранились лучше всего. В музеях Танаиса хранится то, чем торговал древний город: посуда и оружие, орудия труда и украшения, одежда древних греков и римлян, скифов и сарматов. Окончательно погрузиться в прошлое можно на античной детской площадке — здесь предлагают поучаствовать в играх, придуманных тысячи лет назад.

Читайте так же:
История мадам Тюссо и всемирно известного музея — изучаем главное

Регионы современной России, где проходили маршруты Великого шелкового пути

Один из важнейших пунктов Великого шелкового пути — Дербент, самый древний и самый южный город России. Он занимал стратегическое положение на трассе, связывающей Восточную Европу и Переднюю Азию, в узком проходе между Каспийским морем и Кавказскими горами. Проход перекрывает двойная Дербентская стена с башнями и воротами — все это сохранилось до наших дней. Чтобы проехать через эту местность, купцам приходилось платить пошлину, поэтому поселение и назвали Дербент — «узкие, закрытые врата».

Уже 1500 лет над городом возвышается крепость Нарын-кала, на территории которой можно увидеть термы, осадные резервуары для воды и церковь, высеченную в скале. Сердце старого Дербента — древнейшая в России Джума-мечеть, построенная в VIII веке и действующая до сих пор. А в старинной армянской церкви сегодня работает Музей ковра, где хранятся не только знаменитые дагестанские ковры, но и образцы других древних ремесел: серебряная посуда и украшения, оружие и миниатюрные глиняные игрушки.

Регионы современной России, где проходили маршруты Великого шелкового пути

Из Дербента по берегу Каспийского моря караваны с товарами попадали на территорию, которую сейчас занимает Астраханская область. Здесь до сих пор находят артефакты времен Великого шелкового пути — например, монеты разных стран на горе Большое Богдо. Необычная возвышенность с таинственными пещерами, доминирующая над степью, и сейчас остается местом паломничества монголов и калмыков. Неподалеку раскинулось соленое озеро Баскунчак. Местную соль отправляли по Шелковому пути с VIII века, а баскунчакские лечебные глины не уступают грязям Мертвого моря.

Регионы современной России, где проходили маршруты Великого шелкового пути

Торговые пути проходили и через первую столицу Золотой Орды — Сарай-Бату. Древнее городище называют Приволжскими Помпеями: раскопки показали, что на берегу Ахтубы был огромный город с сетью оросительных каналов, дворцами и мечетями, водопроводом и центральным отоплением. В 5 км от раскопок снимался фильм «Орда», для которого воссоздали строения Сарай-Бату: дома, дворцы и караван-сараи. Съемки закончились, а декорации остались — здесь проводят экскурсии, рассказывают об истории Золотой Орды.

Но Великий шелковый путь — это не только торговля. По его дорогам вместе с купцами и их товарами распространялись всевозможные знания, в том числе кулинарные рецепты. В 2017 году в Астрахани состоялся международный фестиваль «Гастрономические традиции Великого шелкового пути». Здесь готовили блюда стран, которые соединяла торговая трасса, — казахский бешбармак, армянскую толму, греческое рагу. Русская кухня была представлена импровизацией на тему салата оливье.

Регионы современной России, где проходили маршруты Великого шелкового пути

Один из коридоров Великого шелкового пути проходил по землям Волжской Булгарии. В IX веке это государство было важным экономическим центром со своим торговым и военным флотом — булгары проводили суда с товарами иноземных купцов вверх и вниз по Волге. В XIV столетии столица Волжской Булгарии стала одним из крупнейших городов Европы.

Сейчас на месте древнего Булгара стоит город Болгар, где сохранились памятники времен расцвета исчезнувшего государства: соборная мечеть, мавзолеи, минареты, руины бань, гончарных мастерских и ханского дворца. На территории городища действует несколько интересных музеев. В одном из них расскажут все о булгарской культуре. Здесь выставлены монеты, которыми расплачивались на Шелковом пути, оружие и ремесленные изделия. В интерактивном Музее хлеба все нужно делать своими руками: собирать колосья, молоть из них муку, месить тесто, печь хлеб. Музей письменности посвящен графике, которой пользовались тюркские народы, — от рун до кириллицы.

Регионы современной России, где проходили маршруты Великого шелкового пути

Миновав Поволжье, северные ответвления Великого шелкового пути через Южный Казахстан выходили на Алтай. В Бийском краеведческом музее хранятся находки, связанные с прохождением торговых путей по территории Алтайского края. Это янтарные украшения, монета Боспорского царства и барельеф с изображением Геракла. Местные кочевники торговали и с Китаем — об этом свидетельствуют шелковые ткани, найденные в пазырыкских курганах. На Алтае немало других археологических памятников: Царский курган, Денисова пещера и Карама — миллион лет назад здесь была стоянка древнего человека.

Регионы современной России, где проходили маршруты Великого шелкового пути

А в Бийске возрождают кулинарные традиции — с 2014 года здесь проводят соревнования по спортивному пельменингу на Кубок Великого шелкового пути. Организаторы турнира считают, что пельмени — единственное блюдо, которое объединяло народы, жившие вдоль торговых дорог. Участники соревнуются в лепке и поедании пельменей на скорость, оценивается и мастерство — в одной из номинаций победителем становится автор самого маленького шедевра из теста и мяса.

Переоценить значение древней торговой магистрали сложно — по ней распространялись идеи и знания, технологии и изобретения, культурные традиции и религиозные учения. Вот почему Великий шелковый путь был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а идея глобальной транспортной системы живет до сих пор. Концепция «Новый шелковый путь» предполагает создание сети автомобильных и железных дорог между Европой и Азией. Часть проекта уже реализована — запущены первые поезда из Китая в страны Западной Европы. Новый шелковый путь проходит через Россию.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию