100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

FILM CRASH: Как устроен независимый американский кинофестиваль

Более странно, чем в раю: история кинофестиваля Sundance

Более странно, чем в раю: история кинофестиваля Sundance

29 января закончился Sundance 2017 — фестиваль американского независимого кино, где, впрочем, уже давно показывают картины и из других уголков планеты. Мы решили рассказать, как этот смотр вообще возник и какова его в роль, в первую очередь, в американском кинематографе. Спойлер: на нём заявили о себе многие режиссеры, которых мы сегодня знаем.

Классический и самый кассовый вестерн «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» с Полом Ньюманом Пол Ньюмани Робертом Редфордом Роберт Редфорд— один из образчиков Нового Голливуда, ставшего оппозицией заскорузлому студийному кино и глотком свежего воздуха в американском кинематографе 60-80-х. Симптоматично, что фестиваль Sundance, специализирующийся на американском независимом, обязан именем этой картине, а своему рождению — идеям Нового Голливуда.

Прото-Sundance

Полуночный ковбой

В 1968 году Роберт Редфорд, сыгравший Сандэнса Кида, на гонорар от картины купил лыжный курорт на горном хребте Уосатч, штат Юта, и назвал его Сандэнс. Связь с именем своего персонажа он отрицал, утверждая, что ему просто нравится само слово. Ровно через десять лет, в августе 1978-го, и уже в столице Юты Солт-Лейк-Сити (50 километров от Сандэнса) при покровительстве Редфорда и мэра города возник фестиваль Utah/US Film Festival — прообраз будущего Sundance. Основателями смотра выступили двоюродный брат жены Редфорда, уроженец Юты Стерлинг Ван Вагенен, впоследствии занявшийся съёмками документального кино и продюсированием, и еще несколько человек. В первый год Редфорд занял кресло председателя фестиваля.

Новый Голливуд к тому времени подходил к концу: режиссеры, оживившие ландшафт американского кинематографа (Деннис Хоппер Деннис Хоппер, Майк Николс Майк Николс, Роберт Олтман Роберт Олтман, Фрэнсис Форд Коппола Фрэнсис Форд Коппола, Мартин Скорсезе Мартин Скорсезеи многие другие), влились в студийную систему — и независимость беспечных ездоков и бешеных быков закончилась. Как раз те, кто решился подхватить их флаг, и интересовали Utah/US Film Festival, где в конкурс отбирали независимое американское кино, а также привлекали внимание зрителя к региональным кинематографиям (в частности, в самой Юте). В первый год на смотре показали ряд классических и нео-классических лент — от «Трамвая “Желание”» и «Сладкого запаха успеха» до «Полуночного ковбоя» со «Злыми улицами».

Добро пожаловать в Парк-Сити

Более странно, чем в раю

В 1981 году произошло два ключевых события. Utah/US Film Festival переехал из Солт-Лейк-Сити в Парк-Сити — город-горнолыжный курорт, что подтолкнуло организаторов передвинуть фестиваль с сентября на январь. Лыжный сезон должен был поспособствовать интересу к независимому кино. А летом Рэдфорд и Вагенен организовали некоммерческий институт с оригинальным названием Sundance, в рамках которого начинающие кинематографисты могли послушать выступления профи, посоветоваться с работниками индустрии и попитчинговаться. Строго говоря, первые образовательные программы Вагенен начал проводить еще в 1979-м.

В 1984 году фестиваль Sundance принял более-менее сегодняшний вид: институт Sundance начал контролировать Utah/US Film Festival — и его переименовали.
В первый же год в конкурсе обретшего сегодняшнее имя фестиваля Sundance дебютировали братья Итан КоэнКоэны Джоэл Коэнс лентой «Просто кровь», а Джим Джармуш Джим Джармушпредставил «Более странно, чем в раю».

Блеск и нищета Sundance Film Festivale

Беспечный ездок

В Парк-Сити побывало большинство известных американских режиссеров последних тридцати лет. Приезжали сюда и постановщики из других стран. В 90-е фестиваль начали критиковать за то, что он не столько открывает имена, сколько устраивает столпотворение инди-звезд (и не только).
Впрочем, это не первый «кризис» Sundance: еще на заре фестиваля, в 80-е историк кино и автор книги «Беспечные ездоки, бешеные быки» Питер Бискинд писал, что Редфорд сначала спас независимое американское кино, а затем сам же его своими вкусами и похоронил (как сделали идеологи Нового Голливуда). Дескать, довольно быстро актёр перестал разделять методы амбициозных режиссеров, что его сильно расстраивало, поэтому он оперативно сделал Sundance парадом положительно-социального кино, не слишком стремящегося залезать на более радикальные территории. В 2000-е «Сандэнс» начали критиковать за то, что он превращается в кинорынок. В 2010-е само растекающееся понятие «сандэнсовский стиль» начало утомлять некоторых зрителей и критиков. Впрочем, история показывает, что независимый кинематограф поразительно живуч: в XXI веке Sundance продолжает привлекать яркие таланты.

Лица смотра

Пурпурная роза Каира

На первом Sundance Film Festivale в 1985 году собрали не только свежие картины, но и ленты нео-классиков: «Безумие 13» (1963) Фрэнсиса Форда Копполы, «Берта по прозвищу “Товарный вагон”» (1972) Мартина Скорсезе, а также новую ленту Вуди Аллена — «Пурпурную розу Каира» (1985).

Именитые режиссеры не стали редкостью и в последующие годы: хоть Sundance и стремится помогать молодым талантам, место для мастеров всегда найдётся (разумеется, на фестивале проходят и ретроспективы, например, Джона Кассаветиса Джон Кассаветис, Роберта Олтмана Роберт Олтмани Стэнли Кубрика Стэнли Кубрик).

Читайте так же:
Как выдерживают в гроте южноитальянские сыры

Уже в 1986 году Аллен Вуди Алленвернулся в Парк-Сити с «Ханной и её сестрами», а Джон Уотерс Джон Уотерсв 1988-м посетил Юту с анти-мюзиклом «Лак для волос» (по мотивам популярного бродвейского мюзикла). Джармуш, в 1985-м приезжавший с «Более странно, чем в раю», в 1992-м вернулся с «Ночью на Земле», а в 2014-м — с «Выживут только любовники».

Джим Джармуш, Том ДиЧилло, Ноа Баумбах

Ушедший из жизни в прошлом году Том ДиЧилло в лаборатории института Sundance работал над сценарием дебютного «Джонни-замши» (1991), а в 1995-м выиграл приз за лучший сценарий с картиной «Жизнь в забвении».

В 1995-м Тодд Солондз участвовал в конкурсе фестиваля с «Добро пожаловать в кукольный дом» (взял гран-при), а в прошлом году в Парк-Сити состоялась премьера его «Таксы».

Ноа Баумбах Ноа Баумбах, которого легко представить среди птенцов «сандэнсовского» гнезда, против ожиданий впервые попал в конкурс лишь в 2005-м с лентой «Кальмар и кит» (приз за режиссуру и сценарий), а затем приезжал вне конкурса с «Госпожой Америкой».

В 2008-м на фестивале показали «Дневники мертвецов» Джорджа А. Ромеро Джордж Эй Ромеро— режиссера «Ночи живых мертвецов», чья слава и пик карьеры пришлись как раз на времена Нового Голливуда.

Дебютанты

Братья Коэн, Атом Эгоян, Стивен Содерберг

Несмотря на наследование Новому Голливуду, имя фестивалю все-таки сделали дебютанты.

1980-е:

В 80-е в Парк-Сити, в частности, можно было увидеть: «Просто кровь» братьев Коэнов, «Ближайшего родственника» Атома Эгояна (в рамках показа канадских дебютантов новой формации), «Секс, ложь и видео» Стивена Содерберга. Содерберга после этой картины покойный кинокритик Роджер Эберт назвал «лицом поколения Sundance» (если совсем точно — он окрестил его poster boy).

1990-е:

Тарантино и Стив Бушеми

В 91-м Квентин Тарантино Квентин Тарантиноприехал на Sundance со сценарием «Бешеных псов», а потом вернулся и с самим фильмом. Посещение автором «Криминального чтива» лаборатории института «Сандэнс» идёт несколько вразрез с мифом о том, что всему он научился исключительно в видеопрокате, однако не противоречит тому, что его стиль и понимание кино все-таки сформировались не в разговорах с людьми из киноиндустрии.

Уэс Андерсон Уэс Андерсонпоказывал на фестивале сначала короткометражную, а затем и полнометражную версию фильма «Бутылочная ракета». Вообще в это десятилетие дебютировали многие режиссеры, которые сейчас считаются если не живыми классиками, то как минимум большими фигурами.

Квентин Тарантино, Даррен Аронофски, Уит Стиллман

Среди других дебютов 90-х: «Золотая молодежь» Уита Стиллмана (в прошлом году он вновь приезжал на фестиваль с «Любовью и дружбой»), «Роджер и я» документалиста Майкла Мура Майкл Мур, «Невероятная правда» Хэла Хартли, «Отрава» Тодда Хейнса, «Бездельник» Ричарда Линклейтера (в 2013-м он вернется с «Перед полуночью»), «Раскрепощение» Дэвида О. Расселла Дэвид О. Расселл, «Пи» Даррена Аронофски, а также совершившая революцию в хорроре «Ведьма из Блэр».

2000-е

Кристофер Нолан, София Коппола, Шейн Каррут

Избранные дебюты: «Девственницы-самоубийцы» Софии Копполы, «Помни» Кристофера Нолана, «Донни Дарко» Ричарда Келли, «Детонатор» Шейна Каррута (получил Гран-При, а через десять лет удостоился специального приза жюри — за «Примесь»), «Кирпич» Райана Джонсона, «500 дней лета» Марка Уэбба.

2010-е

Шон Дуркин, Бен Зайтлин, Райан Куглер

Среди зрительских хитов десятилетия и «Я, Эрл и умирающая девушка» Альфонсо Гомес-Рехона, работавшего на хоррор-анталогии «Американская история ужасов».

Остальной мир на Сандэнсе

Человек-гризли

Постепенно Sundance расширял территории — в Парк-Сити сначала просто привозили картины из других стран, а с 2005 года добавил целый набор призов для зарубежных картин. Предметом гордости для фестиваля могут служить «Фейерверки» Такеши Китано (Япония), «Деликатесы» Жана Пьера Жене и Марка Каро (Франция), «Хронос» Гильермо Дель Торо (Мексика), «Братья» Сюзанны Бир (Дания), «Человек гризли» Вернера Херцога Вернер Херцог(Германия), «Русалка» Анны Меликян (Россия), «Бронсон» Николаса Виндинга Рёфна, «Вход в пустоту» Гаспара Ноэ (Аргентина).

Независимые кинофестивали: краткая инструкция для молодых режиссеров

Какие кинофестивали бывают? Если спросить любого начинающего режиссера, какие кинофестивали он знает, он ответит — Канны, Берлин, Венеция, Торонто. Кто-нибудь скажет «Москва», но это будет очень странный человек. И это все. Никто не назовет те фестивали, которые по-настоящему важны для короткого метра, потому что фестивали, которые я перечислил (не включая Москву), сделаны совсем не для короткого метра. На подобные крупные фестивали нужно подавать фильмы, у которых не было мировой премьеры, то есть их нигде и никогда не показывали. Логично, что качество таких работ будет очень страдать. Обычно в программе фестиваля 20–30 фильмов, но хороших будет только пять.

Читайте так же:
Почему неделя называется неделей?

К хорошим фестивалям короткого метра относится скандинавский фестиваль в городе Тампере, Финляндия. Это по-настоящему прекрасное место, где ты знакомишься с кучей людей и смотришь очень много хорошего кино. Также есть замечательный фестиваль в Гамбурге, в Швейцарии, в Лиссабоне, Португалии и так далее. То есть таких хороших фестивалей, которые будут направлены именно на тех людей, которые занимаются коротким метром, действительно много, около 40–50 в мире. Есть еще круг небольших, но хороших фестивалей (например, наш фестиваль — Erarta Motion Pictures), которые проходят в маленьком городе и имеют узкую специализацию. Вы можете приехать участвовать, погулять по городу, познакомиться с интересными людьми, выпить с ними и пойти танцевать.

Erarta Motion Pictures

Как найти нужный кинофестиваль? После того как вы зажглись идеей сделать хороший короткометражный фильм и воплотили ее в жизнь, не нужно думать о том, что сейчас придет хороший дяденька с кучей денег и произойдет. Нужно посадить себя на стул (можно на диван) и разослать свой фильм на кинофестивали. Мы живем в современном обществе, и сейчас существуют такие онлайн-платформы, как Reelport, Shortfilmdepot, FilmFreeway, Movibeta и другие, на которых вы можете увидеть объявления о приеме заявок на кинофестиваль, зарегистрироваться и отправить заявку и фильм в режиме онлайн. Когда я начинал заниматься кино, нужно было посылать DVD, некоторые фестивали все еще принимали VHS-кассеты, а некоторые просили присылать кадры из фильма на . Это занимало огромное количество времени.

Итак, вы отправили фильм. Здесь начинается самое ужасное — ожидание. В процентном соотношении: если вы подадите 300 заявок и 50 кинофестивалей скажут вам «да», значит, фильм хороший.

Если вас не взяли : главное — не пишите гневных писем. Очень часто, когда фильмы не берут, это не значит, что ваше кино плохое, чаще всего они просто не подходят по длительности, теме программы или другим причинам, никак не относящимся к вам лично.

Если ваш фильм взяли : во-первых, нужно знать язык, потому что, скорее всего, фестиваль будет не в России. И если вы собираетесь путешествовать с фильмом (а это стоит делать), то вам нужно будет выучить дополнительный язык: французский, немецкий, китайский, какой угодно. Самое страшное — это когда ты приехал в другую страну со своим фильмом и не можешь поговорить с коллегами и зрителями и, самое важное, не можешь обрасти нужными контактами. Также язык очень полезен, если вам нужно сделать титры для своего фильма. Потому что невозможно сделать хорошие субтитры с помощью программы Google Translate, обычно это получается очень смешно.

Во-вторых, вы должны быть готовы максимально оперативно предоставить все нужные материалы. Чтобы ваша работа выглядела качественно, у вас должен быть дублированный фильм на двух языках, субтитры, биография, фото и так далее.

Если у вас много фестивалей, то не обязательно ехать на все. Достаточно выбрать один-два фестиваля в месяц — в зависимости от того, как вы живете и есть ли у вас кошка. Поездка на фестиваль — это вложение, которое нужно сделать хотя бы потому, что ты смотришь фильм со зрителями, ты видишь их реакцию и можешь сделать выводы о качестве своего кино.

На кинофестивалях можно многому научиться . У меня, например, нет специального образования, я преподаватель английского и зарубежной литературы. И очень многому я научился, приезжая на кинофестивали и смотря фильмы. Кинофестиваль — это прекрасное место, чтобы познакомиться с приятными и полезными людьми, которые в дальнейшем станут вашими друзьями. Потому что сюда приезжают и режиссеры, и другие кинофестивали, и все те, кто занимается кино: продюсеры, сценаристы, монтажеры и так далее. Побывав со своим фильмом на паре кинофестивалей, ты начинаешь обрастать контактами. И если потом у тебя появится идея, ты можешь позвонить друзьям из разных стран, и вы воплотите ее в жизнь.

Как независимые кинофестивали собираются бороться с Минкультуры Прокатчики хотят смягчить закон до его вступления в силу, но не верят в диалог с чиновниками

Уничтожение независимых кинофестивалей, к которому приведут принятые Госдумой поправки к закону о господдержке кинематографии, приближается. После одобрения обеими палатами парламента на прошлой неделе (постановление Совета Федерации об одобрении поправок было опубликовано сегодня вечером) его должен подписать президент. Новые правила вступят в силу через три месяца после этого. Пока что кинофестивали в России может проводить буквально кто угодно: организации для этого нужно лишь получить копии фильмов у кинопрокатчиков или, к примеру, культурных центров при зарубежных посольствах, выпустить внутренний документ о проведении фестиваля и сделать публичное объявление. Кроме того, фильмы на кинофестивалях можно показывать без прокатного удостоверения, которое, по мнению независимых кинопрокатчиков, в российских реалиях нередко используется как инструмент цензуры. The Village поговорил с ними о том, как они собираются этой цензуре противостоять.

Читайте так же:
Как устроена канализационная система Нью-Йорка

Как будет устроена жизнь кинофестивалей по новому закону

Владимир Надеин

сооснователь и директор Московского международного фестиваля экспериментального кино

Это первая новость, которую я прочитал в пятницу с утра в свой день рождения. Лучший подарок для директора кинофестиваля. Уверен, что закон доберется и до фестивалей, у которых есть конкурсные программы. Нужно только подождать. Будет написано, какие фильмы должны попадать в конкурс и кто их будет «жюрить». Но, допустим, у нас есть еще время. Независимые фестивали должны объединять усилия, придумать возможные партнерства. Но мероприятий будет меньше.

Самый главный вопрос: как будет сформирован перечень кинофестивалей, который будет утверждаться каждый год? Это значит, что все мы будем подавать заявки и каждый год сидеть и ждать, состоится фестиваль или нет? Как этот список будет формироваться? Будет подаваться программа фестиваля с копиями? Составление программы занимает по полгода, а то и больше. То есть заранее этого ты сделать не сможешь. Фестиваль дело не прибыльное, на него никогда не хватает средств. Поиск финансирования вообще идет постоянно, а если ты спонсорам и партнерам не можешь гарантировать, что твой фестиваль состоится, потому он что попадет в этот «перечень», тебя никто не поддержит. И все, конец игры.

Самый главный вопрос: как будет сформирован перечень кинофестивалей, который будет утверждаться каждый год?

Кирилл Сорокин

основатель и программный директор фестиваля нового документального кино о музыке и современной культуре Beat Film Festival

Спектр проектов, которые затронет этот закон, очень велик. Единственной фигурой, которую это не затронет, является Московский кинофестиваль, от которого, я думаю, это не в последнюю очередь все отстраивалось как от какого-то мерила. Понятно, что ММКФ — такой фестиваль, на который современные зрители ходят в меньшей степени. Это может привести к тому, что жизнь всех людей, которые показывают в стране отличное от студийных блокбастеров кино, станет существенно тяжелее. Зрителю, который привык смотреть фильмы на языке оригинала в кинотеатре и только-только отвык от торрентов и «ВКонтакте», придется туда вернуться. Это не может не сказаться на общем уровне киносмотрения.

Что такое кинофестиваль в 2018 году? Это прежде всего такой мостик между аудиторией и режиссером или кинопродюсером, это связующее звено и в некотором смысле форма независимой дистрибуции. Количество показов фильма на фестивале связано исключительно с его востребованностью. И это не какая-то сугубо российская фишка. В Берлине тоже есть фильмы, которые являются хитами, которые показывают в огромных залах очень много раз, ориентируясь прежде всего на зрительский потенциал и запрос. В законе есть пункт о том, что в рамках кинофестиваля любой фильм может быть показан не более чем два раза. Это абсолютно иррелевантная вводная, в которой нет никакого здравого зерна.

В целом этот закон составлен таким образом, что кинофестиваль — это что-то максимально закостеневшее, формальное и делающееся для кого угодно, но не для зрителя. Один из самых ярких примеров — кинофестиваль в Торонто, который является, по сути, крупнейшим в Северной Америке фестивалем, где начинается судьба картин, которые впоследствии претендуют на «Оскар», и это внеконкурсный фестиваль. Единственное жюри, которое там есть, — это зритель. Поэтому этот закон выглядит очень несовременно.

В законе есть пункт о том, что в рамках кинофестиваля любой фильм может быть показан не более чем два раза. Это абсолютно иррелевантная вводная, в которой нет никакого здравого зерна.

Кинофестивали. Как они устроены.

Кинофестивали. Как они устроены.

Кинофестива́ль — фестиваль произведений киноискусства. Кинофестиваль обычно сопровождается публичным показом многих фильмов и приездом их авторов.

В ходе большинства фестивалей проводится конкурс фильмов, по результатам которого вручаются призы (гран-при, приз зрительских симпатий и прочие). Результаты конкурса обычно оценивает экспертное жюри — реже проводится голосование экспертов.

На фото — жюри Каннского кинофестиваля 2015 года

Со времени появления самого кинематографа вставал вопрос о качественной оценке фильмов и работы отдельных членов съёмочной группы. Один из объективных показателей успеха кинофильма — это кассовый сбор с проката. Когда зрители голосуют покупкой билетов — это безусловная оценка качества фильма. Но считать этот показатель единственно верным было бы ошибкой. Ведь все фильмы изначально находятся в разных условиях: одни широко разрекламированы и анонсированы, для других даже не изготовляется качественных афиш; одни фильмы блещут именами звёзд с афиши — другие делаются начинающими кинематографистами, которым не по карману приглашение звезды. Есть ещё целый ряд психологических факторов, которые влияют на финансовые показатели фильма. Кроме того, условия проката во всех странах разные, поэтому сопоставить сбор фильма в разных странах бывает трудно. Очевидно, что и национальные и культурные особенности могут влиять на популярность фильма. А помимо всего, сбор с проката может оценить лишь успех фильма в целом, но не вклад отдельных членов съёмочной группы.

Читайте так же:
Почему колеса поезда не буксуют на гладких рельсах?

Для решения указанных проблем оценки кино, в мире регулярно проводится множество кинофестивалей, разыгрывается множество кинопремий. Кинофестивали призваны продемонстрировать современные веяния в кинематографе, избрать лучшие фильмы года, оценить работу членов съёмочных групп.

Кинопремии (например, Оскар) в отличие от кинофестивалей, не сопровождаются публичными показами фильмов-номинантов, но их задачи те же. Конечно, никакой кинофестиваль не может претендовать на объективность оценок, оценки фильмов на кинофестивалях сугубо субъективны. Но фестивалей очень много, и у каждого фестиваля со временем складывается своя особая репутация, выделяются направления киноискусства особо поощряемые (или не поощряемые) данным кинофестивалем. Есть также жанровые кинофестивали. Таким образом, у любителя кино, имеющего свои жанровые или стилистические предпочтения, всегда есть возможность найти «свой» кинофестиваль — и по его итогам ориентироваться в фильмах текущего года.

Текст: Википедия

Итак, предлагаю краткую справку известного кинокритика Кирилла Разлогова про международные кинофестивали. По-моему, достаточно простое и понятное для большинства объяснение.

Международные фестивали

Фестивалей, связанных с кино, в настоящее время очень много, например, в одном Париже их около тысячи восьмисот. ММКФ официально входит в группу фестивалей так называемого класса «А» (хотя официально такое обозначение отменено). Сейчас их стало пятнадцать. Они официально утверждаются Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF ).

Печать FIAPF нужна для благонадежности фестиваля, она означает, что фестиваль следует определённым правилам, не показывает фильмы больше количества раз, согласованных с продюсерами, имеет не менее двенадцати фильмов в основном конкурсе, все картины в обязательном порядке показываются на языке страны с английским субтитрами. Вообще, существуют довольно жёсткие условия проведения такого мероприятия. Фестиваль должен быть поддержан национальной продюсерской ассоциацией и на страну такого высокого уровня он может быть только один. И, конечно, фестивали класса «А» — всегда международные.

Три основных фестиваля, которые знают все — это Канны, Берлин и Венеция.

Потом идёт группа из пяти фестивалей: в Москве, в Карловых Варах (Чехия), в Сан-С :)стьяне (Испания), в Локарно (Швейцария) и в Монреале (Канада).

Итак, на сегодняшний день аккредитацию FIAPF имеют 15 международных конкурсных кинофестивалей игровых фильмов: Берлинский кинофестиваль, Каннский кинофестиваль, Шанхайский кинофестиваль, Московский кинофестиваль, Кинофестиваль в Карловых Варах, Кинофестиваль в Локарно, Монреальский кинофестиваль, Венецианский кинофестиваль, Сан-С:)стьянский кинофестиваль, Варшавский кинофестиваль, Кинофестиваль в Токио, Кинофестиваль в Мар-дель-Плата, Каирский кинофестиваль, Индийский международный кинофестиваль, Кинофестиваль PÖFF в Таллинне.

Национальные фестивали — совершенно другая категория, к ним, например, относятся Кинотавр, фестиваль в Выборге, Киношок. У нас их довольно много.

Бывает национальный фестиваль с международной программой, например, «Сандэнс».

Вообще, американские фестивали не нуждаются в чьём бы то ни было утверждении для того, чтобы существовать — настолько все рвутся в Америку, чтобы показать свои картины.

Во многих странах случаются конфликты между новыми и старыми фестивалями. Яркий пример — Италия, там фестиваль в Венеции, существующий с 32-го года конфликтует с недавно возникшим фестивалем в Риме. Аналогичная ситуация сложилась в Китае между фестивалем в Шанхае, официально принадлежащим к группе «А», и недавно созданным фестивалем в Пекине.

Следующая категория — это специализированные фестивали. Например, «Послание к человеку» — фестиваль документального кино. Важный критерий для фестивалей класса «А» — они не должны быть специализированными. Но среди специализированных и национальных есть такие, которые по своему значению находятся на том же уровне. Например, фестиваль в Торонто.

В моей личной иерархии он вообще находится на втором месте после Канн. Он более влиятельный, чем принадлежащий к классу «А» фестиваль в Монреале. В Роттердаме проходит серьёзный фестиваль молодого экспериментального кино. Там — конкурс первых и вторых фильмов, то есть режиссёрских дебютов, и большая внеконкурсная программа.

Влиятельный анимационный фестиваль проходит во французском городе Анси.

А для короткометражных фильмов — во французском городе Клермон-Ферране.

Есть мною очень любимый фестиваль в маленьком городке Теллуриде (Колорадо, США), с изысканно-эстетской программой, включающей и картины, которые потом будут выдвигаться на «Оскар».

Еще фото с фестиваля в Теллуриде

У всех фестивалей есть свои кризисы и периоды подъёма. Но, если массовый кинематограф ориентируется на запросы аудитории, то арт-хаусное кино следует разным модам, которые создаются как раз на фестивалях. Постепенно развилась мода на китайское кино. В 80-х годах на материковом Китае, где раньше раз в пять лет делался один фильм, стало делаться сто пятьдесят четыре фильма в год. Произошел скачок китайского кино, и оно стало очень модным. Потом из Китая и Гонконга внимание притянул Тайвань. Затем произошёл японский экономический бум, и японский кинематограф вновь занял определённое место. После — Корея, благодаря фестивалю в Пусане (Бусане), стала явлением мирового класса.

Читайте так же:
Как делают фитильные зажигалки (видео)

Текст: Кирилл Разлогов

По мнению другого кинокритика — Юрия Гладильщикова, лидеров неофициального рейтинга, принятого деловыми изданиями Запада, ровно пять. Их так и именуют Big Five: Большая пятерка. № 1 — это безусловно Канн. № 2 — тут вечный вопрос: Берлин или Венеция. № 3 — соответственно Венеция или Берлин. № 4 — Торонто. № 5 — «Санденс». За ними следует несколько других крупных мероприятий: в Роттердаме, Локарно, Сан-С:)стьяне, Карловых Варах и т. д., включая наконец-то и Москву. Все эти ведущие киносмотры в прессе принято именовать фестивалями категории «А». Но большинство российских чиновников и журналистов, гордящихся литерой «А», вроде бы накрепко прилепившейся к флагу Московского кинофестиваля, не подозревают, что этот термин — условный. Больше того, расплывчатый.

Как мы видели, ни фестиваль в Роттердаме, один из важнейших в Европе, ни относящийся к Big Five «Санденс» FIAPF не признаны. А другой представитель Big Five — фестиваль в Торонто — упорно не желает заводить конкурсную программу (хотя является рекордсменом по самому важному показателю — числу мировых премьер) (в Торонто выигрывает фильм, получивший приз зрительских симпатий). Что в итоге? А то, что ведущие деловые киноиздания не признают классификацию FIAPF и все равно включают фестивали в Роттердаме, Торонто и «Санденс» в Юте в условную «группу А». А вот Московский кинофестиваль — не всегда. И ясно, почему: он по-прежнему остается для мира фестивалем местечковым — мероприятием местного значения.

На него не приезжают ведущие зарубежные кинокритики: для них на этом фестивале нет ничего нового, свежего — ничего такого, о чем можно писать для своих изданий. На авторитетном сайте www.theauteurs.com, позволяющем легально смотреть онлайн за небольшие деньги лучшие фильмы всех времен (один из учредителей сайта — Мартин Скорсезе), Московский кинофестиваль вообще не упоминается. На букву «М» там значится фестиваль в Мельбурне.

Текст: Юрий Гладильщиков

А теперь немного от себя

Лично для меня участие фильмов в основной конкурсной программе ведущих кинофестивалей мира — это уже показатель качественного кино, и я всегда с удовольствием смотрю их. Очень редко бывает так, что участник одного из ведущих кинофестивалей является продуктом, скажем так, не всегда лучшего качества. Я могу не соглашаться с идеей фильма или художественными приемами, выбранными его авторами, но качество фильма, актерской игры, режиссуры и прочих факторов у конкурсных фильмов, как правило, на высоте. Логика отбора фильмов в конкурсные программы, выбора победителей мне понятна и близка: новизна, актуальность, глубина идеи, оригинальные и интересные художественные приемы, яркая и талантливая актерская игра.

В то время как номинанты и победители Оскара нередко отбираются по каким-то совершенно смутным критериям. Оскар, по большому счету, для меня — это мейнстрим, т.е. то, что уже давным давно признано другими, стало популярным и осталось только вручить им приз. Хотя иногда встречаются исключения, но очень редко. Например, Мартин Скорсезе первый раз получил приз в Каннах еще в 1976 году за «Таксиста». А потом его еще не раз отмечали на фестивалях разного уровня. В то время как Оскар ему наконец-то вручили в 2007 году за «Отступников» — фильм, сюжет которого практически полностью слизан с «Двойной рокировки», прекрасного гонконгского кино 2002 года. Братья Коэны впервые получили приз в Каннах за «Бартона Финка» в 1991 году, первый Оскар за сценарий в 1997 году («Фарго»), а уж Оскар за лучший фильм только в 2008 году за «Старикам здесь не место». И что? До этого ни у Скорсезе, ни у Коэнов не было хороших фильмов? Да были, кончено. И это были замечательные фильмы. Но их обходили на Оскаре не только призами, но и номинациями. То есть я не умаляю заслуг Оскара. Безусловно, это одна из самых престижных кинонаград в мире. Но ориентироваться на то, что раз дали Оскара, значит, это шедевр, на мой взгляд, нельзя. Тут уже как повезет: может победить хорошее кино, а может — посредственное, в отличие от кинофестивалей Big Five.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию