100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Еврейские обряды и традиции: читаем по пунктам

Еврейские обряды и традиции: читаем по пунктам

Брит-мила (в переводе «знак союза») — обрезание крайней плоти мужского полового члена. Должно совершаться моэлем (специалистом по религиозному обрезанию) на 8-й день жизни младенца. Если обрезание не было совершено на 8-й день из-за медицинских и других причин, то процедуру проводят в любое другое время, стараясь не откладывать. Сказано в Торе: «Вот Мой завет, который вам соблюдать между Мною и между вами, и между потомством твоим после тебя: чтобы обрезан был у вас всякий мужского пола. И обрезайте вашу крайнюю плоть, и будет это знаком завета между Мною и между вами. И восьмидневным обрезан должен быть у вас всякий мужского пола в поколениях ваших, рожденный в доме <_>, и будет завет Мой на вашем теле заветом вечным» (Берейшит, 17:10-14).

Каждый еврей, который не является ни коэном, ни леви, обязан выкупить своего сына, если тот первый ребенок у матери, отец которой тоже не является ни коэном, ни леви.

Обряд этот называется пидьон а-бен – «выкуп сына». В Торе сказано: «Ибо все первенцы у сынов Израиля – мои… В тот день, когда Я поразил всех первенцев в земле Египетской, Я посвятил их Себе» (Бемидбар, 8:17). Предполагалось, что первенцы составят сословие священников. Но из-за греха, который совершили сыны Израиля, сотворив себе золотого тельца, Всевышний избрал брата Моисея, Аарона, и его потомков «…отдели левитов от сынов Израиля, чтобы они были моими… вместо всех первенцев из сынов Израиля…» (Бемидбар, 8:14, 16).

Освобождение первенцев от пожизненной службы Б-гу осуществлялось посредством выкупа, который передают коэнам. Сумма выкупа 5 слаим – это ок. 100 г. серебра. Если у отца ребенка нет серебряных монет или каких-либо предметов такого веса, выкуп можно совершать деньгами.

Выкуп первенца принято совершать на 31-й день со дня рождения ребенка во время специально устраиваемой праздничной трапезы. Отец, держа на руках нарядно одетого ребенка (в некоторых общинах принято надевать на него различные украшения), говорит специально приглашенному коэну, что у него есть сын – первенец у своей матери.

Если первенец появился на свет в результате кесарева сечения, выкуп первенца не делают. Обязанность выкупить ребенка возлагается на отца. Если отец не сделал этого вовремя, он должен совершить выкуп первенца до совершеннолетия сына. После этого сын сам должен выкупить себя.

В иудаизме принято не стричь мальчика до трех лет. Лишь в третий день его рождения его первый раз стригут, оставляя локоны на висках – пейсы. На идише эта церемония называется опшернеш («стрижка»). Ее устраивают дома или в синагоге.

В честь этого события принято собирать родственников и друзей, каждому из которых оказывают честь срезать ножницами немного волос с головы ребенка. Право срезать первый локон представляется наиболее почетному гостю. После окончания церемонии стрижки устраивается торжественная праздничная трапеза. Перед началом церемонии ребенку в первый раз надевают малый талит (специальная традиционная одежда мужчин). Если день рождения мальчика совпадает с субботой, праздником или периодом траура, опшернеш переносят на более поздний срок.

Бар- бат-мицва (в переводе сын/дочь заповеди) — совершеннолетие по еврейской традиции. С этого момента еврей и еврейка обязаны соблюдать все заповеди и начинают нести нравственную ответственность за свои поступки. Мальчики становятся совершеннолетними в 13 лет, а девочки в 12. Принято широко отмечать день рождения в год бар- и бат-мицвы, так как ребенок вместе с обязанностями приобретает и заслуги за свои добрые дела. Мальчика в день бар-мицвы впервые вызывают к чтению Торы в синагоге, присутствующие кидают в него конфеты. Также в этот день юноша впервые надевает тфилин, становясь полноправным членом общины, его учитывают в миньяне (собрание минимум десяти мужчин, при которых молитва приобретает общественный статус).

Хупа (свадебный балдохин) под которым совершают церемонию бракосочетания.
Брак в иудаизме – Б-жественная заповедь, почетный долг и величайшее благо. Человек, создающий семью, активно участвует в неостанавливающемся процессе творения, происходящем в мире. Душевные силы этого человека являются источником, изливающим любовь и милосердие. За некоторое время до свадьбы устраивают помолвку, скромное семейное торжество, на которое приглашают ближайших родственников и друзей со стороны жениха и невесты. Во время помолвки совершается киньян – в знак того, что жених и невеста приняли решение создать семью. Киньян совершают следующим образом: жених берет какую-нибудь вещь (как правило, платок или гартл) и слегка приподнимает ее. Затем эту вещь передают невесте, и она тоже приподнимает ее. Существует обычай разбивать во время помолвки тарелку, которую матери жениха и невесты бросают на пол.

Во многих общинах принято проводить обряд бракосочетания не в помещении, а под открытым небом – чтобы исполнить благословение: «И умножу потомство твое, как звезды на небе» (Берешит, 26:4)

Жениха и невесту (поочередно) подводят под хупу две супружеские пары, как правило, их родители. Жениха, взявши под руки, ведут отцы жениха и невесты, невесту – матери. Сначала под хупу подводят жениха, затем невесту.

Раввин, проводящий церемонию бракосочетания, произносит благословение над бокалом вина, затем благословение «Освящающий народ Свой, Израиль, хупой и кидушин» и дает жениху и невесте отпить вино из бокала. Затем жених, произнося «Вот, ты посвящаешься мне в жены этим кольцом по закону Моше и Израиля», надевает обручальное кольцо на указательный палец правой руки невесты. После того, как жених надел кольцо на палец невесты, раввин зачитывает ктубу. Затем раввин вновь произносит благословение над вином, налитым в стеклянный бокал. После этого наиболее почетные гости произносят «шева брахот» (семь свадебных благословений).

Читайте так же:
Собор безумного испанца

После окончания чтения «шева брахот» жених и невеста вновь отпивают вино из этого бокала. Затем кто-либо из присутствующих допивает остатки вина и передает жениху пустой стакан. Жених ставит стакан на землю и правой ногой разбивает его. Этим актом завершается церемония бракосочетания и начинается веселье, включающее в себя свадебную праздничную трапезу, сопровождаемую музыкой и танцами.

На протяжении семи дней после свадьбы устраиваются праздничные трапезы в честь жениха и невесты, на которых произносят шева брахот.

Вера в бессмертие души – неотъемлемое и фундаментальное убеждение иудаизма. Для умершего смерть – это завершение его миссии в этом мире. После смерти душа покидает тело.

Еврейская традиция предписывает уважение к смерти и покойному и требует исполнения его последней воли, если она не противоречит еврейской традиции. Умирающий не должен оставаться в одиночестве, а присутствие при последнем вздохе – важная заповедь.

Умершего кладут на пол ногами к дверям и покрывают простыней; у его изголовья ставят свечи. Все зеркала в доме завешивают или поворачивают к стене. Воду, находившуюся вблизи покойного, выливают. Усопшего нельзя оставлять одного вплоть до самых похорон как в будние дни, так и в Субботу. Возле усопшего вплоть до похорон читают Псалмы Давида.

При похоронах основное внимание уделяется соблюдению правил ритуальной чистоты. Кроме того, в ритуале похорон ярко выражено стремление отдельного человека не потерять связь со своими предками и со своей общиной и после смерти – быть похороненными на земле отцов и, по возможности, рядом с ними.
Еврейский обычай требует быстрого погребения усопшего, рассматривая это как выражения уважения к покойному (согласно Талмуду, лишь после погребения душа усопшего может лицезреть Б-га).

С талмудических времен вошло в обычай многих общин хоронить мужчину в талите, которым он пользовался при жизни. В постталмудическую эпоху возник обычай заворачивать умершего в особую ткань – тахрихим. В тех странах, где это не регламентируется законом, евреи не пользуются гробами. Еврейский Закон однозначен и бескомпромиссен в своем требовании, чтобы усопший был захоронен «внутри земли». Иудаизм категорически запрещает кремировать тело.
При похоронах и церемонии прощания все тело и лицо усопшего должны быть постоянно закрыты. Человек должен запомниться близким живым.

Тело усопшего подлежит ритуальному омовению, совершаемому членами Хевра кадиша (погребальное общество). Быть членом Хевра кадиша, совершать омовение тела и провожать покойного в последний путь – почетная обязанность. Для этого обряда при большинстве традиционных еврейских кладбищ существует специальное помещение. В зависимости от пола покойного, омовение совершают мужчины или женщины.

После прощания с телом родственники читают 91-й псалом и произносят кадиш (специальная молитва, прославляющая Всевышнего) в присутсвии десяти взрослых мужчин. Затем один из членов Хевра кадиша надрывает лацкан верхней одежды близких родственников покойного. Обряд называется криа. Затем родственники покойного проходят между присутствующими, которые стоят в два ряда и произносят: «Всевышний утешит Вас вместе со всеми, кто скорбит о Сионе и Иерусалиме». Покидая могилу, у многих принято класть на нее камешек. При выходе с кладбища омывают руки, не вытирая их.

Согласно еврейской традиции выделяют четыре периода траура: первый день, семь дней, тридцать дней и год. Продолжительность траура определяется степенью родства скорбящего по усопшему. Годовщину смерти (йорцайт) отмечают по еврейскому календарю. Принято в этот день читать Кадиш и давать цдаку – пожертвование.

  • Отчетность

© 2004-2021 Централизованная религиозная организация ортодоксального иудаизма «Федерация еврейских общин России»
ОГРН 1027739517112

Традиции евреев

Еврейский народ один из самых древних, его история насчитывает более трех тысячелетий. Как нацию, евреев отличают преданность традициям, прагматичность и высокий интеллект (согласно многочисленным исследованиям ученых, средний показатель IQ евреев – 108-115, тогда как в Европе и Азии он составляет около 80). Рассеянные по всему миру в результате вынужденной многовековой ассимиляции, иудеи, несмотря на религиозное и культурное влияние стран, где они проживали, смогли сохранить свою национальную сущность.

Традиции евреев

Религиозные традиции

Практически все национальные обычаи и традиции у евреев так или иначе связаны с религией, которая регламентирует все сферы их жизни. Даже календарей у этого народа два: в повседневной жизни используется общепринятый юлианский, а религиозное летоисчисление ведется от даты сотворения мира (то есть в настоящий момент идет уже 5778 год). В календаре евреев отмечены праздничные и траурные даты, которые связаны со знаменательными событиями в жизни народа, описанными в священных книгах.

Самым значительным из праздников считается Новый год (Рош-А-Шона). Его отмечают в новолуние месяца тишрей (по юлианскому календарю это сентябрь-октябрь месяц). Середина осени считается временем, подходящим для осмысления уходящего года, оценки совершенных дел и раскаяния в неблаговидных поступках. На стол подают символические блюда:

  • рыбьи головы как пожелание руководствоваться в своих действиях умом, а не эмоциями;
  • овощи и фрукты, чтобы следующий год был щедрым;
  • яблоки с медом, чтобы год был сладким;
  • гранат, зерна которого символизируют многочисленные добрые события в жизни.

Рош-А-Шона

Кроме Рош-А-Шона, к традиционным еврейским праздникам относятся:

  1. Пейсах ― семидневный праздник в честь Исхода израильтян из Египта.
  2. Иом-Кипур ― день поста, покаяния и молитв об отпущении грехов.
  3. Суккот ― семидневный праздник, напоминание о сорокалетних скитаниях народа в пустыне. Для Суккота сооружается специальный шалаш, и все трапезы совершаются вне дома.
  4. Пурим ― праздник в память о спасении иудеев в V столетии до Р.Х от истребления.
  5. Рош Ходеш ― отмечается в первый день лунного месяца.
  6. Ташлих ― религиозный очистительный обряд, который проводится в первый день Рош а-Шана. Еврейские семьи приходят на берега водоемов и совершают молитву о прощении грехов. Затем выворачивают карманы, отряхивают полы одежды, символически сбрасывая с себя прошлые грехи, и бросают в воду крошки хлеба для рыб.
Читайте так же:
Почему мышцы без нагрузки уменьшаются в объеме?

Ташлих

Еврейские праздники обычно начинаются вечером, когда, согласно Торе, зарождается новый день. Галаха (еврейский закон) во время праздника запрещает выполнять любую работу, исключение составляет приготовление пищи. Праздничный день должен проводиться исключительно в отдыхе и молитвах, которые рекомендуется читать в общине, насчитывающей не меньше 10 взрослых мужчин. Считается, что молитва ― это коллективное служение Всевышнему.

Отличительной особенностью еврейских религиозных праздников является их массовость, Перед Всевышним все равны, поэтому в праздничном действе принимают участие и взрослые, и дети. Проведение праздничной трапезы начинается с обязательных ритуалов благословения на вино и хлеб, омовения рук, и только после этого иудеи садятся за стол.

Семейные традиции

Еврейские семьи известны своей прочностью и взаимной заботой. Семейная жизнь строго регламентируется Торой и библейскими канонами. Семьи создаются рано, юноши часто женятся в возрасте 20 лет, девушкам разрешено вступать в брак с 15 лет. Брак с человеком другой национальности не признается законным, даже если он скреплен официальным гражданским актом.

Свадьба

Свадьба («кидушин») согласно национальным традициям евреев, проводится осенью. Для новобрачных сооружается отдельный навес (хула), символизирующий их будущий общий дом. Жених и невеста становятся под балдахин, жених одевает своей суженой кольцо и произносит: «Этим кольцом согласно вере и закону Израиля ты посвящаешься мне». После этого начинается свадебный пир, который длится 7 дней. Застолье сопровождается игрой еврейского оркестра ― скрипки, цимбал, лютни и бубен.

Еврейская свадьба

По обычаю, после свадьбы родители на два года предлагают новобрачным кров и стол. Для молодых это и материальная поддержка, и нечто вроде «семейной интернатуры»: они учатся у родителей взаимному уважению и заботе друг о друге.

Семейная жизнь

Важную часть религиозного кодекса евреев составляют семейные традиции. Семья является основой еврейской общины и считается нерушимой, за каждым из ее членов признаются определенные права и обязанности.

Моральное поведение супругов должно быть безупречным. Так, Тора запрещает мужчине даже прикасаться к чужой жене, сестре, дочери или матери. Если замужняя женщина опорочила себя слишком вольным поведением, муж может потребовать официального развода. И повторно выйти замуж разведенная женщина имеет право за любого мужчину, кроме того, с кем совершила супружескую измену.

Тора требует от супругов сохранения душевной чистоты и цельности чувств. Чтобы сексуальные отношения супругов много лет не теряли новизны, и между ними надолго сохранялось состояние «медового месяца», мужу и жене запрещено спать в одной постели: в еврейской спальне должно стоять две кровати.

Рождение детей

Значимым событием в еврейской семье является появление ребенка. Национальность детей определяется не по отцу, как у других народов, а по матери. То есть если мать еврейка, ребенок ― еврей, независимо от того, какой национальности его отец. Если же отец ребенка еврей, а мать ― не еврейка, их ребенок евреем не считается. Ребенок, рожденный вне брака, незамужней женщиной, не считается незаконнорожденным, и в правах не ущемляется. Еще одна отличительная особенность еврейской семьи ― отцы заботятся о детях так же самоотверженно, как и матери.

Брит

С рождением ребенка у иудеев связан особый обряд, означающий принятие мальчика в религиозную общину ― обрезание (циркумизация, брит). Это хирургическая мини-операция по удалению крайней плоти, которая проводится мальчикам на восьмой день после рождения, хотя такой обряд может совершаться над мужчинами любого возраста. Обрезание выполняет мохел (моэль) ― человек, для которого совершение обрезания является единственной работой. Такой обычай есть и у некоторых других народов, но только евреи придают ему особое значение, считая обрезание выполнением одной из Господних заповедей.

Проводы в последний путь

Похороны у евреев раньше были довольно сложной и долгой процедурой, в настоящее время проводы в последний путь значительно упрощены. Усопшего хоронят в простом светлом одеянии, считается, что дорогие одежды нарушают принцип всеобщего равенства перед Господом. Над покойником дома и в церкви читаются молитвы, после чего тело предают земле. Кремацию Тора запрещает, но сегодня традиции евреев, проживающих в России и других европейских странах, допускают кремирование, если на то была прижизненная воля покойного. Цветы на могилу приносить не принято, вместо них на надгробие кладут камешки.

Еврейские похороны

Траур по покойнику включает три периода. Первый (шива) продолжается неделю. В это время скорбящие не должны заниматься никакой работой. Второй (шлошим) длится 30 дней, в этот период сохраняются только основные, внешние элементы траура. Третий период, который соблюдается только в случае смерти родителей или ребенка, длится год.

Необычные еврейские обычаи

У евреев есть интересные и необычные традиции и обычаи, которые у других народов не встречаются.

Шаббат

В переводе с иврита – «шаббат» означает «отдых, воздержание от работы». Считается, что Бог сотворил мир за 6 дней, начав с воскресенья, а на седьмой день, в субботу, отдыхал. Поэтому и людям в субботу запрещен любой физический или умственный труд. В некоторых современных еврейских многоэтажках даже есть специальные лифты, которые автоматически останавливаются на каждом этаже, чтобы человек при пользовании такой техникой не совершал никаких действий. Нарушить Шаббат разрешается только ради спасения человеческой жизни.

Кашрут

Это свод правил, который касается пищевых ограничений, и содержит перечень продуктов питания, разрешенных и запрещенных к употреблению.

Читайте так же:
Сработает ли огнестрельное оружие на Луне?

Кашрут

  1. Кошерным (разрешенным для употребления) считается мясо только тех животных, которые имеют раздвоенные копыта и относятся к жвачным. Причем должны иметь место оба признака (у свиньи копыта раздвоенные, но она к жвачным животным не относится, поэтому свинину евреям есть запрещено).
  2. Из птиц можно есть только выращенных в домашних условиях.
  3. Разрешены виды рыбы, имеющие чешую и плавники.
  4. Вино разрешено употреблять только изготовленное верующим евреем-виноделом.
  5. Нельзя смешивать молоко и мясо ― ни в процессе приготовления блюд, ни в трапезе. Перерыв между попаданием мясной и молочной пищи в желудок должен составлять не меньше 6 часов.

Цдака

Одной из основных заповедей иудаизма является оказание помощи нуждающимся («Цдака»). По традиции, у евреев принято в праздники подавать милостыню ― деньги или продукты. При этом делать это нужно, закрыв лицо маской: считается, что анонимность благодеяния убережет подающего от гордыни и подчеркнет, что подаяние, как и любая помощь ― не услуга, а восстановление справедливости.

Камни вместо цветов

На еврейских кладбищах не увидишь цветов, принесенных на похоронах или при посещении могил. Вместо цветов на надгробных камнях лежат камешки. В иудаизме считается, что камень символизирует вечность, и, помещая его на могильной плите усопшего, ты оставляешь рядом с ним частицу своей души.

Камни на еврейской могиле

Традиционные еврейские блюда

Еврейская кухня ― одна из строго регламентированных религиозными обычаями. Из-за необходимости придерживаться обусловленных требованиями Торы традиций даже краткий список продуктов, запрещенных евреям, довольно широк. Тем не менее, в еврейском меню преобладают блюда, которые отличаются прекрасным вкусом и высокой биологической ценностью, в их состав входят легко усваиваемые и полезные для организма вещества.

Еврейская Культура и Традиции

История еврейского народа длится уже четыре тысячелетия. Половину этого времени он провел вне исторической родины, в рассеянии по всему свету. Евреи обрели собственное государство лишь в XX веке. Это не помешало сплоченному этносу адаптироваться к разным условиям жизни и сохранить традиции, обычаи, религию.

Все важнейшие жизненные вехи сопровождаются у них особыми обрядами, которые складывались тысячелетиями. Чтобы лучше узнать евреев, стоит познакомиться с некоторыми тонкостями их быта, одежды, кухни, свадебного обряда и знаменательных событий — праздников.

Особенности быта

В жизни традиционных евреев семья, община необычайно важны. Дома отмечают праздники, Шаббат, дети получают свое первое образование. Здесь их учат, что повседневные ритуалы являются способом служения Богу.

Иудеи молятся обычно трижды в день, не считая молитв перед едой и после нее. Мужчины — в синагоге, в общине, женщины — дома. В праздники в синагогу приходят, по возможности, все.

Жилища евреи предпочитают просторные. Их семьи нередко многодетные, к тому же гостеприимные — родственники любят гостить друг у друга. А к косяку входной двери еврейской семьи крепится мезу́за — маленький свиток из пергамента в футляре, на котором написаны два фрагмента Торы. Они следуют этой старой традиции, руководствуясь библейской цитатой: «Да будут слова эти, которые я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем… И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих».

Обязательным для еврейских мужчин является акт обрезания. Он символизирует союз с Богом, новый этап жизни. Для этого ритуала мальчика приносят на восьмой день жизни, а после совершения отмечают как праздник.

Традиционная одежда

Евреи всегда старались одеваться согласно обычаям местности, в которой жили. Поэтому отличить их от других народов можно не всегда. И все-таки есть одежда и детали, которые присущи только им.

Например, талит —светлое покрывало с кисточками, их носят мужчины для молитвы. Или тфилин — кожаные коробочки с отрывками из Торы. Мужчины носят их на руке и голове по будним дням. А на голове благочестивых иудеев можно заметить кипу (или ермолку) — легкий головной убор маленького размера. Символизирует благоговение и смирение перед Богом.

Покрывало с кисточками на фото и есть Талит

Женщины с древних времен носили головные уборы, накидки, и их виды зависели от среды, в которой они жили. Сейчас ношение женских головных уборов является обязательным или в синагоге, или в среде глубоко религиозных евреек.

Тонкости кухни

Пища, которую евреям есть разрешено, называется кошерной («подходящий, верный»). Кошерными считаются все растения, но не все животные. Они не только должны быть строго установленных видов, но и забиты безболезненно. Также не употребляют в пищу кровь.

К кошерным животным относятся лишь жвачные с раздвоенными копытами — козы, овцы, коровы, олени, лоси. Из птиц евреи едят уток, кур, индеек. Рыба считается кошерной только с плавниками и чешуей. Есть вместе молочную и мясную пищу тоже не кошерно. Даже посуда для молочного и мясного хранится в разных местах.

Евреи не добавляют много пряностей в пищу — в приоритете сохранение естественного вкуса блюд. Часто используется топленый куриный или утиный жир. Его можно встретить в заправке холодных закусок, в пассеровке лука, кореньев, моркови, непосредственно в фарше.

Свадебные хлопоты

Для свадьбы выбирают любой день, кроме праздника или Шаббата. Также церемонии не проводятся в дни еврейских постов и траурные периоды.

В последнюю субботу перед бракосочетанием жених отправляется в синагогу для чтения Торы. Невеста за несколько дней до события в сопровождении матери или другой женщины идет в микву. Миква – специальный бассейн для ритуального очищения, омовения.

Свадебная пара на фоне хупы

Обручение у евреев проходит под хупой – торжественным балдахином на 4-х шестах. Совершает обряд раввин. Во время дальнейшей свадебной церемонии читается договор об обязательствах, которые берет на себя муж. Далее читают 7 свадебных благословений, и жених разбивает бокал. Эта традиция напоминает, что о разрушении Иерусалимского храма и изгнании евреев нужно помнить даже в самые радостные мгновения жизни.

Читайте так же:
Как лечат лошадей в Турции

Затем жених и невеста ненадолго уединяются в отдельной комнате. Там они трапезничают и сами решают, когда выйти к гостям. И, конечно, еврейской свадьбе не обойтись без застолья.

Интересный факт! Если невеста еврейка, то ее будущий ребенок будет считаться евреем вне зависимости от национальности жениха.

Праздники и важные дни

Еврейские торжества имеют характерные, довольно интересные черты: в эти дни прекращают работу; отмечают их весело (кроме Йом-Кипура); в праздничные церемонии вовлекаются все члены общины; новый день по традиции зарождается с заходом солнца, а значит, все праздники евреев начинаются с вечера.

Шаббат (Суббота)

Праздник, напоминающий о сотворении мира и возникновении израильского народа. День покоя, запрета всякой работы и приподнятого настроения. Стол накрывается особым образом – в серебряном бокале стоит вино, горят свечи, лежат две халы (хлеб), накрытые праздничной салфеткой. Ставится фаршированная, заливная рыба, чолнт, блюда из мяса, лакомства. Вечером наступает прощание с Субботой, зажигают красивую плетеную свечу и произносят благословение.

Песах (Пасха)

Великий для верующих евреев семидневный праздник. Вспоминается освобождение их предков из рабства и переселение в Землю обетованную. Во время дней Песаха не вкушают квасной хлеб, злаковые, заменяя бездрожжевыми хлебцами — мацой.

Помимо прочих блюд, на стол подаются такие горькие травы как петрушка, хрен, сельдерей, укроп. Это напоминание о горечи жизни у египтян. Блюдо из вина, тертых яблок, измельченных орехов (харосет) призваны напоминать о глине — из нее евреями делались кирпичи для египетских жилищ.

Шавуот

Отмечают спустя 50 дней после еврейской Пасхи. Шавуот установлен в честь важного события – дарования Моисею десяти заповедей Богом. Синагоги часто украшены зелеными ветвями и цветами. Праздничный стол изобилует молочными продуктами, творожными ватрушками, блюдами из меда. От мясного в этот день воздерживаются.

Суккот (Праздник кущей)

Так же, как Песах, отмечается 7 дней. По еврейскому обычаю во время праздника люди селятся в специальных шатрах (кущах) во дворе. Эта традиция призвана напоминать о странствиях евреев по пустыне Синая, а также об их жизни в кущах во время сбора урожая. Есть у этого праздника и другой смысл — напоминание человеку о бедности, даже если он богат. В канун торжества Суккот организовываются базары, где можно приобрести лулавы (листья пальмы) для шатров и проведения ритуалов.

Ханука

Восьмидневный праздник. Евреи верят, что в ветхозаветные времена Иехуда Маккавей с воинами очистил от греков-захватчиков Иерусалимский храм, но неоскверненного масла для семисвечника не было. После тщательных поисков масло нашлось, но его едва хватило бы на день. Маккавеи все равно решились возжечь менору для освящения Храма. И произошло чудо — масла хватило на целых 8 дней. Сегодня в первый день праздника принято зажигать одну свечу, и каждый последующий прибавляют еще огонек.

Пурим

Самое веселое торжество. В этот день вспоминают библейское спасение предков от полного истребления царедворцем Аманом. Евреи выходят на улицы с яствами на тарелках, подносах. Среди них пироги, печенья, бутылки вина. Эта традиция призвана укреплять дружбу, братские отношения между евреями. Угощают не только знакомых, но и всех нуждающихся. А чтобы бедняки не знали, кто им подает и не смущались, евреи наряжаются в маскарадные костюмы с масками. Так выполняется цдака — заповедь о благотворительности.

Йом-Кипур

Является днем искупления, очищения. И мужчины, и женщины облачаются в белые одежды, символизирующие смирение и чистоту. Мужчины также надевают серебряный пояс с молитвой, а накануне Йом-Кипура они окунаются в микву. Евреи проводят этот знаменательный день в посте и молитве — главной задачей является раскаяние в грехах. Работать, как в и Шаббат, в этот день строго запрещено. Большинство машин остаются на парковках.

Рош-А-Шана (Новый год)

Всегда празднуют осенью. Это одновременно и праздник, и день суда. Еврейская традиция гласит, что именно в Рош-А-Шана определяется судьба следующего года. В синагогах в этот день трубят в рог (шофар), что символизирует и призыв к покаянию в судный день, и знак власти Бога над творениями в грядущем году.

Интересный факт! У евреев есть еще одна памятная дата — день Катастрофы. В 10 утра весь Израиль оглашает звук сирены, все останавливаются в молчании на 2 минуты, кто бы чем ни был занят. Выходят из автобусов и машин. Это минуты памяти о погибших, замученных во время Холокоста, войн и терактов.

Еврейские традиции и обычаи: описание, названия, нравы

Каждый народ имеет свои обычаи, которые существовали еще в глубокой древности. Евреи не являются исключением. Еврейские традиции и обычаи — это первый шаг на пути понимания и приобщения к этой интересной культуре. Израиль сегодня стал центром самобытности не только коренных, но и многих других народов. Именно по этой причине некоторые моменты в устоях страны напоминают обычаи других стран.

Еврейские празднества

Праздничная суббота

В первую очередь стоит обратить внимание на самый известный праздник народа — Субботу. В этот день, исходя из верований, нельзя ни единой душе работать. Обычаи и традиции еврейского народа — это, прежде всего, Шаббат, когда необходимо отдохнуть, поговорить с ближними и друзьями. Принято, что в качестве света используют исключительно свечи, которые зажигают в пятницу вечером именно женщины. Перед началом трапезы в этот день читаются молитвы.

Читайте так же:
3 сигнала, которые говорят о том, что с вашим обменом веществ не все в порядке — освещаем в общих чертах

Также важно, чтобы на столе было блюдо — чолнт, которое готовят из бобов, фасоли и мяса еще за день до субботы. Также на пиршество попадают рыбные блюда, которые обычно фаршируют.

Новый год

Новогодние еврейские традиции и обычаи в культуре имеют особое место. Период, когда начинается праздник, приходится на сентябрь и октябрь. В это время люди раскаиваются в своих грехах, возлагают добрые надежды на будущее. Также народ осмысливает связь с Богом и вообще окружающим миром в целом.

Блюда на столе — это символы наступающего года, точнее, каким он должен быть. Например, подают сладкие яблоки в меду, надеясь, что грядущее время будет щедро и благосклонно. Гранат означает количество всех добрых событий в будущем.

Йом-Кипур

Одним из самых святых торжеств является Йом-Кипур. Те, кто верит, как правило, 25 часов держат пост, не носят одежды и обуви из кожи. Также они не моются. В этот период они молятся в синагоге, искупляя свои грехи. Знаком того, что такой день окончен, становится звук шофара — инструмента из бараньего рога.

Ханука

Ханука у евреев

Еврейские традиции и обычаи не могут быть правильными без Хануки. Период выпадает на ноябрь и декабрь. Принцип праздника — это зажигание специального светильника, который ставят на подоконник. Каждый новый день на нем появляется еще один огонек. Таких по окончании должно быть восемь. Для детей в эти дни делают каникулы во всех заведениях.

Пурим

Пурим - одна из главных традиций

Пурим считается одним из самых веселых праздников. Среди всех еврейских традиций и обычаев можно выделить именно его. Он начинается в конце февраля, и в эти дни все не перестают веселиться, танцевать. Семейный стол содержит различные вкусности — вина, торты, гоменташен (пирожки с изюмом и маком).

Песах (Пасха)

Пасха — праздник, к которому готовятся все евреи. Он приходится на март, апрель. Принято в течение семи дней торжества есть специальные пресные лепешки (маца). Также семьи из дома выносят разнообразные вкусности на основе квашеного теста.

Свадебный обряд

Свадебные обряды

Традиции и обычаи еврейской свадьбы уходят глубоко в историю. Изначально было принято, что свадьба происходит лишь благодаря свахе, которая и соединяла женихов с невестами. Сегодня же не очень часто встретишь такое, подобным способом пользуются лишь ультраортодоксальные евреи.

Парой могут стать разные люди, которые могут встретиться по любым правилам. Основной принцип — это то, что жених просит руку невесты непосредственно у ее отца. Первый должен предоставить соразмерный с его амбициями выкуп.

Сначала, до свадьбы, должна произойти помолвка, на которой принято разбивать тарелку. У нас, вероятно, такая традиция сохранилась как действие, совершаемое на счастье молодым. У евреев это символизирует разрушенный храм Иерусалима. Основная задача — это дать понять молодым, что прошлые горечи народа важно и нужно помнить. По окончании бракосочетания обычай повторяется.

Отмечать такое важное событие молодые могут, когда угодно, но не в субботу и в даты главных праздников народа. Подобные условия сегодня уже почти не соблюдают. Это может не понравиться ультраортодоксальным общинам, но для молодых это не имеет значения. Празднование начинается за неделю до даты, причем весь период жених и невеста наслаждаются временем и веселятся.

События для жениха и невесты

Подписание соглашения во время свадьбы

Жених становится участником вечеринки, которая начинается с того, что он молится в синагоге. После этого он отправляется к своим друзья и родным, говоря о том, что предстоит. В ответ все его усыпают сладостями, предлагая выпить лучшие вина. Мужчина отдыхает в компании своих самых близких людей.

У невесты же совершенно другие хлопоты. Обряд ее заключается в том, что девушку приводят в бассейн, где она должна духовно очиститься от всей грязи. Ввиду этого очищения невеста может вступать в брачную жизнь с чистой душой и телом. Важно, что на теле девушки не должно быть никаких украшений, ногти на руках и ногах должны быть чисты. Она, полностью обнаженная, заходит постепенно в воду, одновременно читая молитву. Обряд без лишних глаз в лице уже опытных старших женщин не будет полноценным, так как именно они следят за всем процессом, дают указания к исполнению.

За некоторый период до наступления торжества бракосочетающиеся не должны видеть друг друга. Зачастую это правило не имеет значения для молодого поколения.

Бракосочетание проходит следующим образом:

  • Жених и невеста приступают к союзу под хупой — это древний обычай, который очень важен для каждого еврея.
  • Далее молодожены подписывают специальный документ — кетубу, где указаны все нормативы будущей жизни вместе. Также муж соглашается в случае необходимости давать развод жене, если она того пожелает.
  • В случае некрепкого союза мужчина не может игнорировать это предписание.
  • Мужчина также может и не подписать этот документ, но тогда его жена в последующем времени не сможет выйти замуж повторно.

На самом деле, евреи очень ценят узы семьи, поэтому разводы бывают очень редко.

Похороны

Еврейские обычаи и традиции в похоронах тоже выражают себя ярко. Они применяются уже длительное время, являются одними из очень сложных. Из места, где жил покойный, люди выносят мебель, а родственники рвут одежду на себе. Соседи должны избавиться от всей воды, которая есть у них дома. Сейчас же все очень упростилось, над умершим вычитывают молитвы, а на лацкане создают небольшой надрез. На могилу евреи не носят цветов, они оставляют на ней небольшой камушек.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию