100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Есть ли на свете города со знаками препинания в названии?

Ошибки как традиция

 Фото: Денис Тарасов для ОКФото: Денис Тарасов для ОК Почему грамматические и синтаксические ошибки на памятниках в культурной столице — обычное дело?

На въезде в Петербург с юга, через Пулковский проспект, гостей и жителей города приветствует знак «Санкт-Петербург», на всякий случай напоминающий, что «ЛЕНИНГРАД — ГОРОД ГЕРОЙ». Восторг сменяется недоумением: а столица точно культурная? Чуть дальше — монумент героическим защитникам Ленинграда с надписью «ПОДВИГУ ТВОЕМУ ЛЕНИНГРАД». Где же потерянные орфографические и пунктуационные знаки? OK-inform разбирался: ошибки — это безграмотность скульпторов или альтернативные правила русского языка для монументального искусства?

Светлана Друговейко-Должанская, преподаватель кафедры русского языка филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, научный руководитель интернет-портала «Культура письменной речи», подтверждает:

— Действительно, надписи на этих памятниках выполнены с ошибками. В первом случае — «Город герой Ленинград» — не хватает дефиса. Город-герой — сложное имя существительное, части которого пишутся через дефис (первая часть слова — это определяемое, вторая часть слова — однословное приложение). Во втором случае — «Подвигу твоему Ленинград» — упущена запятая перед обращением «Ленинград».

Светлана Викторовна отрицает наличие альтернативных правил русского языка для памятников и предполагает, что ошибки — технического характера.

Однако Борис Илларионов, первый заместитель председателя Комитета по культуре Санкт-Петербурга, утверждает, что технические ошибки ни при чем.

— По традиции при проектировании и изготовлении памятников, памятных знаков и мемориальных досок архитекторы не отображают в тексте знаков препинания, — ответил он на запрос OK-inform по данной теме. — Появление этой традиции неслучайно. Каждый памятник или мемориальная доска имеет свое художественное решение. Дополнительные акценты в виде знаков препинания (тире, запятых) будут нарушать целостность восприятия памятного знака. Паузы, предусмотренные в русском языке, передаются посредством переноса слов на другую строчку и изменения шрифта.

На традиции настаивает и Владимир Попов, почетный президент Союза архитекторов Санкт-Петербурга. В пример он приводит надписи А. В. Луначарского на Марсовом поле:

ВЛАСТИ И ЗНАНЬЯ

ВЫ ВОЙНУ ПОВЕЛИ

И С ЧЕСТИЮ ПАЛИ

ЗА ТО ЧТОБ БОГАТСТВО

ВЛАСТЬ И ПОЗНАНЬЕ

— Конечно, нет специального свода правил — манера написания со строчной буквы в начале строки, а также заглавными буквами, без дефисов, тире и запятых объясняется исторической традицией, — резюмирует Владимир Васильевич. — Посмотрите на античные памятники: надписи на них тоже сделаны с грамматическими ошибками. Так что мы не игнорируем правила, а руководствуемся историей искусства.

Архитекторы играют с правилами русского языка, а обычные граждане, между тем, не всегда понимают, что это — во имя эстетики. Мы опросили 75 человек, замечают ли они ошибки на памятниках и как к этому относятся. Ответы распределились следующим образом:

  • Ошибки замечаю и считаю, что это ужасно, – 56%.
  • Ошибки замечаю – но ничего страшного не вижу – 34%.
  • Ошибок не замечаю, ибо сам безграмотен – 10%.

В ходе опроса респонденты часто сетовали на общий уровень грамотности, упоминая возмутившую жителей города ошибку на экране во время праздника «Алые паруса».

Дарья Осинская, специалист по связям с общественностью ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, тоже обращает внимание на повсеместное неуважение к русскому языку, однако считает, что отсутствие знаков препинания на памятниках и памятных досках — надуманная проблема.

— Возможно, мнение представителя Комитета по культуре верное, раз такая практика — не ставить запятые и тире — сложилась давно, — говорит она. — При этом речь не идет о безграмотности. Для того чтобы поднять проблему игнорирования норм русского языка, стоит просто оглянуться вокруг. Например, на одном из продуктовых магазинов на Невском проспекте, лице культурной столицы, на витрине есть надпись «Консервация». Консервация — это что такое в данном случае, применительно к магазину? Согласно словарям, консервация — это комплекс мер, обеспечивающий сохранность внешнего облика произведения искусства. Только если расценивать редиски и сосиски как арт-объекты, можно оставить эту «консервацию» на окне магазина. И таких примеров — тысячи. Пальма первенства — у рекламы: у печатной плохо со знаками препинания, а у аудиовизуальной — со склонением названий и копированием совсем не русских конструкций типа «мои волосы», «мои ногти». И это в рекламе, над которой работают креативные группы, казалось бы, грамотных людей! Там, где реклама — дело рук одного креативщика из ближнего зарубежья, всё гораздо хуже, зайдите на рынок — вы увидите и «клубник», и «фасол», и «памидор». Вот это безграмотность, о которой стоит бить тревогу.

Читайте так же:
Как собирают пыльцу

Зачем нужны знаки препинания и когда их использовать

Знак вопроса на шарах

В устной речи легко понять настроение собеседника и уловить интонации. В письменной речи смысл в предложении помогают оформить и выразить знаки препинания. Что собой представляют эти символы, какое значение они имеют в русской речи и зачем нужны знаки препинания? Ответы на эти вопросы ищите в статье.

Что такое знаки препинания?

Наверное, хоть раз в жизни каждый из нас задавался вопросом, для чего нужны знаки препинания? А теперь вдумайтесь: даже это предложение вы прочитали про себя с вопросительной интонацией, потому что увидели соответствующий символ — знак препинания.

Знаки препинания — это специальные условные графические символы, которые используют в письменности с давних времен. Автору они помогают на бумаге не просто изложить мысль, а донести ее смысл до читателя. А тому, в свою очередь, правильно воспринять и проинтерпретировать то, что же сказал автор, восстановить то, каким настроением наполнено предложение.

Рассмотрим детальнее, какие бывают знаки препинания. Эксперты условно разделяют их на несколько групп:

Знаки завершения

Именно они отделяют одну мысль автора текста от другой. Какие знаки препинания завершают предложения? Это может быть точка, многоточие, знак вопроса или восклицательный знак. Все зависит от конкретной эквивалентной знаку эмоции.

Разделительные знаки препинания

Второй распространенный тип графических элементов, которые помогают отделить один смысловой отрезок от другого, акцентировать на нем внимание читателя. К разделительным знакам относят двоеточие или тире, запятую или точку с запятой. Разделительные знаки исключительно одиночные.

Зачем нужны знаки препинания

Зачем нужны знаки препинания в русском языке: Nur.kz

Выделительные знаки

Обычно выделительные знаки парные, потому что их задача — выделить смысловой отрезок внутри предложения. Чаще всего с этой целью используют такие пунктуационные знаки: скобки, кавычки, два тире или две запятые.

Чаще всего человек интуитивно понимает, где нужно ставить точку или запятую. Но также существует четкий алгоритм и свод правил, который объясняет, для чего нужна пунктуация и как правильно расставлять знаки.

Следуйте таким рекомендациям:

  • внимательно проанализируйте предложение, которое услышали;
  • выделите в нем грамматическую основу — подлежащее и сказуемое;
  • по количеству пар грамматических основ поймете, с каким предложением имеете дело — простым или сложным;
  • в простом предложении отделяем знаками препинания конец мысли и однородные члены, если они есть. Обратите внимание на то, связаны ли однородные члены соединительными союзами;
  • в сложных предложениях знаками препинания отделяем границы частей перед союзом.

Однако эти принципы носят общий характер. Из правил бывают исключения, поэтому алгоритм может несколько отличаться в каждом конкретном случае. В расстановке знаков препинания есть нюансы, о которых детально написано в справочниках по пунктуации и школьных учебниках по языку.

Знаки препинания созданы не для того, чтобы нас запутать и усложнить жизнь, а для того, чтобы правильно донести смысл предложения читателю.

Зачем нужны знаки препинания?

Зачем нужны знаки препинания? Ответ на этот вопрос очевиден: чтобы грамотно оформить мысль письменно, выразить эмоциональный контекст фразы или текста. В устной речи свое настроение мы можем передать множеством способов. В этом людям помогает:

  • тембр голоса;
  • интонация и громкость, с которой произносим фразы;
  • длинные и короткие паузы;
  • экспрессия: эмоции удивления, злости, любопытства;
  • жестикуляция;
  • мимика.
Читайте так же:
Консерванты в хлебе опасны для здоровья человека

Мужчина работает за компьютером

Как расставлять знаки препинания в русском языке: Pxhere

В письменной речи эти средства недоступны, поэтому их функцию берут на себя знаки препинания. Эксперты называют такие функциональные цели пунктуации в тексте:

  • логическая цель: знаки препинания помогают читателю адекватно воспринимать смысл написанного, мысль автора;
  • синтаксическая цель: пунктуация позволяет сделать паузу, акцентировать на чем-то или уточнить что-то, реализовать экспрессивное содержание предложения;
  • интонационная цель: передает сильные чувства или оформляет вопрос.

Зачем нужна пунктуация? Чтобы «полотно» текста не выглядело как словесный сумбур. Предложения имели логическое начало и конец, эмоции были выражены максимально четко, и читатель получал наслаждение от текста, с которым знакомится.

Зачем нужны запятые? Запятая — самый часто применяемый знак препинания в русском языке. Ее встретите в каждом втором предложении, и это связано с наибольшей востребованностью этого графического символа:

  • запятая разделяет сложные предложения;
  • если в части сложного предложения есть подчиненные отрывки, то также целесообразно поставить запятую;
  • запятыми выделяются вводные слова, обороты и обращения;
  • при перечислении предметов или объектов, а также при множественном описании их качеств и свойств, действий и состояний не сможете обойтись без запятой.

Умение правильно расставлять знаки препинания необходимо не только в школе, но и во взрослой жизни. Умный, образованный, грамотный человек всегда произведет должное впечатление в обществе и сможет добиться значительных карьерных высот. Грамотное письмо — один из показателей культурного уровня человека.

Канакина. 4 класс. Учебник №1. Наши проекты. Похвальное слово знакам препинания с. 35

Наши проекты. Похвальное слово знакам препинания

  • В русском языке 10 знаков препинания:

точка [ . ] вопросительный знак [ ? ]
запятая [ , ] восклицательный знак [ ! ]
точка с запятой [ ; ] тире [ — ]
многоточие […] скобки [ ( ) ]
двоеточие [ : ] кавычки [ « » ]

Древнейшим знаком препинания является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Затем появилась запятая. Слово точка вошло в название таких знаков препинания, как точка с запятой ( ; ), двоеточие ( : ), многоточие ( … ).

1. Вспомните употребление знаков препинания:

а) какие знаки препинания ставятся в конце предложений?

Точка ставится в конце повествовательных и побудительных невосклицательных предложениях.

Вопросительный знак ставится в конце вопросительного предложения.

Восклицательный знак ставится в конце восклицательного предложения.

б) какой знак препинания «живёт» внутри предложения?

в) какой знак и когда ставится перед предложением?

Тире ставится перед каждой репликой в диалоге.

2. Что могут рассказать о себе знаки препинания? Составьте такой рассказ от имени какого-либо знака препинания.

— Здравствуйте! Я Вопросительный знак! Больше всего на свете я люблю спрашивать: Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? Как? С утра до ночи я задаюсь вопросами: «Зачем падает снег?», «Почему люди не летают?», «Откуда известно, что Солнце —это ближайшая звезда?»

3. Проведите исследование. Найдите в учебнике по литературному чтению любое стихотворение, прочитайте его.

  • Какие знаки препинания употреблены в стихотворении?
  • Каких знаков больше?
  • Какие знаки вам неизвестны?

А. А. Фет
Весенний дождь

Ещё светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым мёдом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.

Выскажите мнение, какую «работу» выполняют знаки препинания в этом стихотворении.

Прочитайте выразительно стихотворение. Помогли ли вам выразительно прочитать стихотворение знаки препинания?

Читайте так же:
Установлен источник электромагнитных аномалий, возникающих перед землетрясением

В стихотворении употреблены знаки препинания — точка и запятая. Больше всего в тексте запятых. В тексте нет незнакомых знаков препинания. Знаки препинания помогают читать стихотворение более выразительно.

Составьте сообщение на одну из тем:

  • «Похвальное слово знакам препинания»,
  • «Зачем нужны знаки препинания»,
  • «Почему надо почтительно относиться к знакам препинания».
  • Представьте своё сообщение в классе.

Наш проект
«Похвальное слово знакам препинания»

О пользе знаков препинания можно говорить долго. Если мы потеряем запятую, то будем говорить только простыми предложениями. В большом, сложном предложении мы запутаемся. А за несложными фразами стоят несложные мысли. Если не будет восклицательного знака, наша речь потеряет эмоциональность. Мы не сможем выразить возмущение или радость. Если будет отсутствовать вопросительный знак, мы не сможем задать вопрос. Двоеточие в предложении что-то объясняет. Как же без него? Нет, что ни говорите, а знаки препинания очень важны.

Раньше всех была введена точка, примерно в XV веке, поэтому она важничает больше всех и считает себя самой необходимой. Ведь до этого времени текст писался без промежутков между словами. Представляете, как трудно сегодня читать древнерусские тексты! Уже к первой половине XVI века использовалась запятая, вопросительный знак. А вот восклицательный знак сначала назывался «удивительным». Он и сегодня всему удивляется. «Прибежал Чудак — Восклицательный знак. Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: — Ура! Долой! Караул! Разбой!» К концу XVIII века стали известны тире, кавычки и многоточие. Тире первым стал применять писатель и историк Н.М. Карамзин. А языковед А.Барсов, ученик М.B. Ломоносова, называл этот знак «молчанкой».

Известный писатель Виктор Гюго был человеком очень серьёзным, но иногда любил пошутить. В день выхода своей книги он захотел узнать, как идёт её распродажа. Он послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: «?». Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. На пустом листе бумаги он написал: «!».

Все знаки препинания, даже не в тексте, а в одиночку, несут на себе огромную смысловую нагрузку. Вот как определил смысл каждого знака препинания в своём весёлом стихотворении «Точка, точка, запятая…» А. Шибаев:

Точки, палочки, крючки…
Неприметные значки,
А во время чтения
Требуют прочтения.

Восклицательный знак
Бурным чувствам
Нет конца:
Пылкий нрав
У молодца!

Вопросительный знак
Вечно думая
Над смыслом,
Изогнулся
Коромыслом.

Многоточие
Стоят три кумушки
Рядком.
Ведут беседу,
Но — тайком,
Какими-то
Далёкими
Туманными
Намёками…

Двоеточие
Двоеточие
Глазастое
Ходит,
Знаниями
Хвастая:
Так и хочется ему
Разъяснить нам,
Что к чему…

Тире
Ляжет палочкой
На строчку: —
Проходите
По мосточку.

Кавычки
Всегда подслушать
Норовят
То, что другие
Говорят…

Скобки
Словам раскрывают объятья: —
Ждём в гости вас,
Милые братья!

Запятая
Выйдет на дорожку —
Всем подставит ножку!

Точка
Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть.

Поиск ответа

Добрый день, уважаемые сотрудники Грамоты.ру! Не нашла ответ на свой вопрос в справочнике, прошу помощи у вас. В заголовках, состоящих из одного предложения, точка в конце, как правило, не ставится. А если заголовок состоит из нескольких предложений? Или же такой заголовок будет рассматриваться как абзац и тогда соответственно точка в конце последнего предложения обязательна? Речь идет о веб сайте компании, где перед каждым детальным описанием есть некая вводная часть (заголовок), чаще всего из одного предложения, но иногда из двух и, к тому же распространённых. Эта вводная часть выделена крупным шрифтом. И второй вопрос. Там же на сайте в таком сочетании нужна ли точка после «с нами»? «Нужна помощь? Связаться с нами». Это кнопка для перехода на форму обратной связи. Заранее благодарю за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

В заголовке из двух самостоятельных, синтаксически не связанных предложений между ними ставят точку, а в конце, по общему правилу, точку опускают. Подобный заголовок рекомендуется разбить на строки так, чтобы точка попадала внутрь строки, а не заканчивала ее.

После подписей на кнопках точку не ставят, как и после заголовков .

Вопрос № 305643

Здравствуйте, «Грамота»! Как, с вашей точки зрения, логичнее писать заголовки вроде «Свобода vs К/карьера», «Трудовое право vs П/произвол» — с заглавной или строчной второе слово или словосочетание? Отсутствие грамматической связи наводит на мысль о каком-то графическом выделении второй части. Однако при включении в предложение в качестве обособленной части строчные уже почему-то не так режут глаз: Менеджеры vs техподдержка: кто победит? НО: В баттле_менеджеры vs техподдержка_победивших не будет. А вот здесь как быть? Кавычки нужны?

Ответ справочной службы русского языка

Второй компонент заголовков рекомендуем писать со строчной: Свобода vs карьера, Трудовое право vs произвол. Прописная буква употребляется для выделения имен собственных или для обозначения начала преложения после знака препинания конца предложения.

Если сочетание менеджеры vs техподдержка – это название, то правильно: В батле «Менеджеры vs техподдержка» победивших не будет.

Вопрос № 303103

В учебнике по русскому языку 2 класс указано, что название текста пишется с большой буквы посередине и точка в конце не ставится. Учитель поставила в конце точку красной ручкой и поставила за это минус. Кто прав — учебник или учитель?

Ответ справочной службы русского языка

После заголовков точки не ставятся.

Вопрос № 302272

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как с точки зрения пунктуации, использовать знаки препинания в заголовках библиотечных выставок? Если в плане название выставки выглядит следующим образом: К Дню воинской славы России (8 сентября – День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И.Кутузова с французской армией (1812 год)): «Не даром помнит вся Россия про день Бородина!» или К Всемирному дню туризма (27 сентября): «Вокруг света», то какие знаки препинания должны стоять в заголовке выставки с соответствующим названием? Где можно прочитать соответствующие правила? Прошу прислать ответ на электронную почту. Благодарю за уделенное мне время.

Ответ справочной службы русского языка

Отдельные правила пунктуации для таких случаев не предусмотрены. Действуют общие принципы оформления заголовков .

Вопрос № 301102

Добрый день! нашла у вас статью — о том, что точка посел Заголовка не ставится: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/28_563 А про подзаголовки не нашла информацию. Ставится ли точка после подзаголовка?

Ответ справочной службы русского языка

После под заголовков точки также не ставятся.

Вопрос № 299861

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, требуется ли в тексте различных свидетельств, грамот или дипломов расстановка знаков препинания?

Ответ справочной службы русского языка

Все знаки препинания ставятся в соответствии с правилами правописания, в том числе в дипломах, грамотах, сертификатах. Знаки конца предложения, а также знаки после заголовков в них не ставятся.

Вопрос № 298333

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, верно ли, что ставить точки после «Классная работа», «Домашняя работа», «Упражнение 245» и даты, например, «Восьмое октября» — не нужно (аналогично: после заголовков ). На какой источник можно официально сослаться, чтобы подтвердить эту мысль? С глубокой благодарностью, Алексей

Ответ справочной службы русского языка

Записи в тетради Восьмое октября, Классная работа, Домашняя работа, Упражнение № 1 являются заголовками. Точки после заголовков не ставятся. Правило можно прочитать в любом издании свода «Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник» под ред. В. В. Лопатина (примечание к параграфу 2 раздела «Пунктуация»).

Однако в школе существует давняя методическая традиция: для формирования привычки завершать предложение точкой ставить ее и после всех заголовков . Весьма вероятно, что эта традиция связана со старой пунктуационной нормой, в соответствии с которой еще в начале ХХ века даже на обложках книг после заголовков точка ставилась. Учителя часто считают отсутствие точки ошибкой.

Вопрос № 295905

Есть ли правила, которые регулируют постановку знаков препинания в конце под заголовков на сайте? Точка никогда не ставится, а как на счет вопросительного, восклицательного знака и двоеточия?

Ответ справочной службы русского языка

Подзаголовки на сайтах подчиняются общим правилами пунктуации в заголовках. В заголовках из знаков конца предложения употребляются вопросительный, восклицательный знаки и многоточие. Точка в конце заголовка, состоящего из одного предложения, не ставится.

Вопрос № 295706

Здравствуйте, скажите, где в заголовке «Микрозаем или кредитная карта: что выбрать?» пунктуационная ошибка? Тысячи заголовков построены по такому типу, редактор говорит, что здесь пунктуационная ошибка. Пожалуйста, поясните, буду очень благодарна!

Ответ справочной службы русского языка

Согласно «Полному академическому справочнику» под ред. В. В. Лопатина, после именительного темы, сопровождаемого вопросительным предложением, ставится точка: Научный потенциал. Как им распорядиться? (газ.) Гастроли в Москве. Что они значат? (газ.). Допустимо используемое в практике печати и написание со знаком двоеточие: Студенческий быт: каким ему быть?

Таким образом, ошибки нет.

Вопрос № 291409

Здравствуйте! Ответ на свой вопрос я нашла, но мои коллеги утверждают, что возможно и такое написание: «Лауреат Премии Кандинского Таус Махачева: То, что я делаю – жизнестроительная практика, а не искусство». Действительно ли можно писать реплики после двоеточия без кавычек и с большой буквы? Спасибо. С уважением, Марина.

Ответ справочной службы русского языка

При оформлении заголовков такая практика существует.

Вопрос № 290307

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, нужно ли ставить точки в заголовках? А также после записи числа и название работы «Классная работа» в тетрадях школьников? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Точки после заголовков не ставятся. Однако в школе существует давняя методическая традиция: для формирования привычки завершать предложение точкой ставить ее и после числа, и после слов Классная работа. Весьма вероятно, что ‘эта традиция связана со старой пунктуационной нормой, в соответствии с которой еще в начале ХХ века даже на обложках книг после заголовков точка ставилась.

Вопрос № 287883

Ставятся ли точки в школьных работах после даты (например, 15 апреля), а также после слов «Классная работа», «Домашняя работа»?

Ответ справочной службы русского языка

В школьных тетрадях принято ставить точки после заголовков и дат.

Вопрос № 284510

Добрый день! Надо ли ставить точки в тетрадях в заголовках на уроке русского языка: «Классная работа»,»Первое сентября» и т.д.

Ответ справочной службы русского языка

В конце заголовков точки не ставятся. Но в школе после слов Классная работа, Диктант и т. п. точку требуют ставить. Это методическое решение. Оно обусловлено необходимостью приучить ребенка заканчивать предложение знаком препинания.

Вопрос № 280395
Читайте так же:
Установлен источник электромагнитных аномалий, возникающих перед землетрясением

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 273511

Ответ справочной службы русского языка

Разрядка как нешрифтовой прием выделения существует, но уместна она далеко не всегда. Вот что написано о разрядке в «Справочнике издателя и автора» А. Э. Мильчина, Л. К. Чельцовой: «Прием подходит для скрытых в тексте заголовков , логических усилений, мнемонически-справочных и структурных выделений отдельных слов и словосочетаний, когда нужно разнообразить приемы, по-разному оформляя различные виды выделений. Многие художники-оформители считают, что разрядка снижает качество набора полосы, ухудшает общее впечатление от нее, и предпочитают ей шрифтовые приемы выделения. При большом числе выделений разрядкой многословных сочетаний она снижает не только удобочитаемость текста, но и емкость печ. листа». Видимо, в силу этих причин разрядку используют всё реже.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию