100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Эскалаторы — раскладываем по пунктам

Эскалаторы — раскладываем по пунктам

ГОСТ 33966.1-2016
(EN 115-1:2008+А1:2010)

ЭСКАЛАТОРЫ И ПАССАЖИРСКИЕ КОНВЕЙЕРЫ

Требования безопасности к устройству и установке

Escalators and moving walks. Safety requirements for construction and installation

Дата введения 2018-01-01

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Ассоциацией "Российское лифтовое объединение" (Ассоциация "РЛО"), Закрытым акционерным обществом "Эскомстроймонтаж-сервис" (ЗАО "Эс-сервис") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 сентября 2016 г. N 91-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 марта 2017 г. N 157-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33966.1-2016 (EN 115-1:2008+А1:2010) введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2018 г.

5 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к европейскому стандарту EN 115-1:2008+А1:2010* "Безопасность эскалаторов и пассажирских конвейеров. Часть 1. Устройство и установка" ("Safety of escalators and moving walks — Part 1: Construction and installation", MOD) путем изменения его структуры для приведения в соответствие с правилами, установленными в ГОСТ 1.5 (подразделы 4.2 и 4.3).

________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.

Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой указанного европейского стандарта приведено в дополнительном приложении ДБ.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного европейского стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6).

Дополнительные положения и требования, а также сноски, включенные в текст стандарта для учета потребностей национальной экономики указанных выше государств и/или особенностей межгосударственной стандартизации, выделены курсивом*.

* В оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов приводятся обычным шрифтом; обозначения и номера стандартов и нормативных документов в разделах 2 "Нормативные ссылки", 7 "Информация по эксплуатации" и в сносках выделены курсивом. — Примечание изготовителя базы данных.

Сведения о соответствии ссылочных межгосударственных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном европейском стандарте, приведены в дополнительном приложении ДА.

6 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования".

7 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

8 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2019 г.

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

Введение

Настоящий стандарт по определению ГОСТ ISO 12100 — стандарт типа С.

Цель настоящего стандарта — установить требования по обеспечению безопасности людей и объектов при монтаже, оценке соответствия, эксплуатации, техническом обслуживании, ремонте и модернизации эскалаторов и пассажирских конвейеров.

В настоящем стандарте приведены меры, направленные на устранение или уменьшение до приемлемого уровня рисков, связанных с опасностями, перечисленными в разделе 5.

Настоящий стандарт не препятствует разработке новых конструкций эскалаторов и пассажирских конвейеров при условии соответствия их конструкции установленному настоящим стандартом уровню безопасности. Для оценки безопасности решений, ситуаций или событий, касающихся эскалаторов и пассажирских конвейеров, которые не охвачены настоящим стандартом (например, принципиально новых технических решений), следует применять процедуру анализа и снижения риска по [7]*.

* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 53387-2009 "Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры. Методология анализа и снижения риска".

Особые требования к эскалаторам и пассажирским конвейерам, обусловленные их загруженностью в условиях эксплуатации, учтены в настоящем стандарте введением понятия "режим работы" эскалатора или пассажирского конвейера (нормальный и тяжелый) (см. 5.2.5).

Особые требования сформулированы на основании требований стандарта ЕН 115-1:2010, предъявляемых к эскалаторам и пассажирским конвейерам для общественного транспорта, и требований к тоннельным и поэтажным эскалаторам, установленным в нормативных документах государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта**.

** В Российской Федерации действуют ПБ 10-77-94 "Правила устройства и безопасной эксплуатации эскалаторов".

Содержание настоящего стандарта имеет в своей основе предположение о том, что лица, использующие эскалаторы и пассажирские конвейеры, способны это делать без посторонней помощи. Для обеспечения безопасности лица с ограничениями физических возможностей, при которых самостоятельное использование эскалаторов и пассажирских конвейеров затруднительно, должны использовать помощь сопровождающих, а лица в инвалидных колясках — помощь специально проинструктированного персонала. Если для транспортирования лиц с ограниченными физическими возможностями предусмотрены другие подъемники, например лифты, то путь доступа к ним должен быть четко обозначен с помощью указателей.

Читайте так же:
Самые большие и самые маленькие жуки в мире: список, названия, размер, фото и видео

Транспортирование на эскалаторах и пассажирских конвейерах громоздких предметов, представляющих опасность для пассажиров, должно быть запрещено. Исключение составляют багажные и покупательские тележки специальной конструкции в торговых центрах (см. приложение В, пункт В.3).

При заключении каждого контракта между заказчиком и поставщиком/организацией, осуществляющей установку, согласовывается следующее:

1) назначение и режим работы эскалатора или пассажирского конвейера;

2) условия окружающей среды;

3) технические особенности здания, сооружения;

4) другие аспекты, связанные с местом установки.

Если эскалаторы или пассажирские конвейеры предназначены для эксплуатации в особых условиях, таких как непосредственное атмосферное воздействие или взрывоопасная среда, или в исключительных случаях они должны служить в качестве аварийных выходов либо использоваться для транспортирования грузов, следует использовать соответствующие критерии проектирования, комплектующие, материалы и инструкции по применению, которые отвечают этим конкретным особым условиям.

Применение положений настоящего стандарта на добровольной основе может быть использовано при подтверждении и оценке соответствия эскалаторов и пассажирских конвейеров требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования".

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие требования безопасности к конструкции и установке вновь изготавливаемых эскалаторов и пассажирских конвейеров (пластинчатых или ленточных).

1.2 Настоящий стандарт распространяется на все существенные опасности, опасные ситуации и события, имеющие отношение к эскалаторам и пассажирским конвейерам, когда их используют по назначению и в условиях неправильного использования, которые изготовитель может обоснованно спрогнозировать (см. раздел 4).

1.3 Настоящий стандарт не рассматривает опасности, возникающие вследствие сейсмической активности.

1.4 Рекомендуется использовать настоящий стандарт при модернизации эскалаторов и пассажирских конвейеров, изготовленных до даты его введения.

1.5 Настоящий стандарт может быть использован на добровольной основе для обеспечения соблюдения требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования".

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 2.601-2013 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ 14254-96 (МЭК 529-89) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)

ГОСТ 23752-79 Платы печатные. Общие технические условия

ГОСТ 26246.10-89 (МЭК 249-2-11-87) Материал электроизоляционный фольгированный тонкий общего назначения для многослойных печатных плат на основе стеклоткани, пропитанной эпоксидным связующим. Технические условия

ГОСТ 26246.14-91 (МЭК 249-3-1-81) Материалы электроизоляционные фольгированные для печатных плат. Склеивающая прокладка, используемая при изготовлении многослойных печатных плат. Технические условия

ГОСТ 28203-89 (МЭК 68-2-6-82) Основные методы испытаний на воздействие внешних факторов. Часть 2. Испытания. Испытание Fс и руководство. Вибрация (синусоидальная)

ГОСТ 28209-89 (МЭК 68-2-14-84) Основные методы испытаний на воздействие внешних факторов. Часть 2. Испытания. Испытание N. Смена температуры

ГОСТ 28213-89 (МЭК 68-2-27-87) Основные методы испытаний на воздействие внешних факторов. Часть 2. Испытания. Испытание Ea и руководство. Одиночный удар

ГОСТ 28215-89 (МЭК 68-2-29-87) Основные методы испытаний на воздействие внешних факторов. Часть 2. Испытания. Испытание Eb и руководство. Многократные удары

ГОСТ 29283-92 (МЭК 747-5-84) Полупроводниковые приборы. Дискретные приборы и интегральные схемы. Часть 5. Оптоэлектронные приборы

ГОСТ 30030-93 (МЭК 742-83) Трансформаторы разделительные и безопасные разделительные трансформаторы. Технические требования

ГОСТ 32142-2013 (EN 12016:2004) Совместимость технических средств электромагнитная. Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры. Помехоустойчивость

ГОСТ 32143-2013 (EN 12015:2004) Совместимость технических средств электромагнитная. Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры. Помехоэмиссия

ГОСТ ISO 3864-1-2013 Графические символы. Сигнальные цвета и знаки безопасности. Часть 1. Принципы проектирования знаков и сигнальной разметки

ГОСТ ISO 12100-2013 Безопасность машин. Основные принципы конструирования. Оценки и снижения

ГОСТ ISO 13857-2012 Безопасность машин. Безопасные расстояния для предохранения верхних и нижних конечностей от попадания в опасную зону

ГОСТ IEC 60227-3-2011 Кабели с поливинилхлоридной изоляцией на номинальное напряжение до 450/750 В включительно. Кабели без оболочки для стационарной прокладки

ГОСТ IEC 60227-4-2011 Кабели с поливинилхлоридной изоляцией на номинальное напряжение до 450/750 В включительно. Кабели в оболочке для стационарной прокладки

ГОСТ IEC 60227-5-2011 Кабели с поливинилхлоридной изоляцией на номинальное напряжение до 450/750 В включительно. Часть 5. Гибкие кабели (шнуры)

ГОСТ IEC 60227-6-2011 Кабели с поливинилхлоридной изоляцией на номинальное напряжение до 450/750 В включительно. Лифтовые кабели и кабели для гибких соединений

ГОСТ IEC 60947-5-1-2014 Аппаратура распределения и управления низковольтная. Часть 5-1. Аппараты и коммутационные элементы цепей управления. Электромеханические устройства цепей управления

Что такое эскалатор? Горизонтальный эскалатор

Лестница эскалатор — абсолютно привычное явление в жизни любого современного человека. Движущаяся лестница в большом универмаге, развлекательном центре, кинотеатре или метро уже никого не удивляет. И очень сложно себе представить, что ещё всего сто с небольшим лет назад люди даже понятия не имели о том, что такое лифты и эскалаторы.

Читайте так же:
12 интересных фактов из истории Древнего Египта: расписываем по порядку

Эскалатор

Из истории

Эскалатор это подъемно-транспортный механизм, представляющий собой движущуюся лестницу, наклоненную в среднем под углом 30-35 градусов. На эскалаторе люди перемещаются с одного этажа на другой. Это может быть лестница в метро или другом учреждении общественного характера. Эскалатор обычно работает от электродвигателя.

В марте 1859 года американский изобретатель Натан Эймс оформил патент на первый эскалатор. Дословно это звучало, как «лестница, движущаяся по кругу». Однако патент так никем и не был использован.

Из истории

В 1892 году американцем Джессом Рено был оформлен еще один патент. И именно по его проекту в парке Кони-Айленд города Нью-Йорка в 1894 году была сконструирована первая в мире движущаяся лестница. На эскалаторе в этом парке катались туристы. Это был своего рода необычный аттракцион.

Первая движущаяся лестница в метро появилась в лондонском метрополитене на станции «Эрлс Корт» в 1911 году.

Первый эскалаторПервый экземпляр

В России первым учреждением общественного характера, где можно было спуститься и подняться на эскалаторе, стал Центральный Детский мир (Москва).

Самая длинная в мире движущаяся лестница в метро находится в Петербургском метрополитене на станции «Адмиралтейской». Глубина спуска здесь составляет 86 м. А высота подъема самого протяженного движущегося полотна — 68,7 м.

Траволатор

Виды эскалаторов

Все эскалаторы можно разделить на 2 типа: поэтажные и тоннельные. Первые обычно устанавливаются в различных многоэтажных зданиях. Второй тип популярен в случае с длинными наклонными тоннелями. Это могут быть, например, расположенные на большой глубине станции метро. Такие конструкции должны быть особенно прочными и снабженными надежными тормозами.

Если высота подъема составляет до 6 м, то угол наклона на эскалаторе берется равным 30 или 35 градусам. Если подъём осуществляется на высоту более 6 м, то единственный возможный вариант — 30 градусов.

Технические характеристики

Теоретически одна нитка эскалатора способна пропускать в час около 10 тыс. человек. Однако в реальности это число обычно не превышает 6 тыс. человек при подъеме и 7 тыс. человек при спуске.

Кроме того, важно знать, что поручни на эскалаторе обычно движутся с большей скоростью, чем полотно. Это связано с тем, что они приводятся в движение большим колесом, которое находится под ступеньками эскалатора. В результате длительной эксплуатации трение этого механизма о поручни из резины приводит к тому, что диаметр колеса становится меньше, в связи с чем поручни начинают двигаться с большей скоростью. Безопасная разница скоростей определена на нормативном уровне в рамках 2%.

Как называется эскалатор без ступенек?

Достаточно часто в сети можно встретить вопрос, как называется движущаяся лестница без ступеней? Такое бесступенчатое полотно называется траволатором. Надо сказать, что самой первой движущейся лестницей был именно эскалатор без ступенек. Такого рода конструкции часто монтируются без уклона. Горизонтальной эскалатор можно встретить, например, в аэропортах, где людям необходимо перемещаться с багажом на большие расстояния.

Траволатор

Техническое обслуживание эскалаторов

Сейчас существует множество организаций, осуществляющих обслуживание эскалаторов. Они также смогут профессионально выполнить монтаж эскалатора.

Эскалаторы — какие они бывают, как выбрать

В жизнь современных городских жителей плотно вошел эскалатор — наклонный конвейер, сделанный в виде лестницы, ступени которого непрерывно движутся для перемещения людей. Ступени расположены на двух цепях под углом 30 и двигаются непрерывно. Вместе со ступенями движутся и поручни эскалатора,образуя вверху и внизу горизонтальные площадки для схода людей. Эскалаторы имеют множество преимуществ, так как они обладают высокой пропускной способностью, действуют непрерывно и в случае поломки используются как обычная лестница.

В зависимости от назначения и места использования эскалаторы можно разделить на два класса — поэтажные и тоннельные. На неглубоких станциях метро, в офисах и торгово-развлекательных центрах используются поэтажные эскалаторы. Тоннельные эскалаторы устанавливают на станциях метро глубокого заложения. Требования к безопасности механизмов, надежности тормозов и конструкции у тоннельных эскалаторов выше, чем у поэтажных. Между лентами тоннельных эскалаторов устанавливаются широкие балюстрады.В некоторых городах со сложным рельефом эскалаторы используются в качестве альтернативы фуникулерам.

Угол наклона эскалатора к горизонту в 30 градусов продиктован соображениями безопасности, так как при 45 и 60 градусах наклона высота и глубина ступени не являются безопасными для пассажиров. В случае с 30 градусным углом наклона высота ступени составляет 200 мм, площадка 400 мм.У поэтажных эскалаторов ширина ступени составляет 0,6 м, у тоннельных 1 м. В зависимости от величины помещения либо от глубины заложения станции используется разная длина эскалаторов по вертикали. До 65 м высоты подъема устанавливается один эскалатор, при большей высоте устанавливаются два эскалатора последовательно.

Скорость движения эскалатора зависит от нескольких факторов. В зависимости от условий безопасности входа и выхода пассажиров и максимальной производительности перевозки пассажиров скорость движения ступеней составляет 0,72, 0,94 и 1 м/с. Ускорение движения эскалатора при пуске и торможении также рассчитано для безопасности пассажиров. В начальный момент движения ускорение не должно превышать 0,6 м/с, в процессе пуска — 0,75 м/с. Скорость торможения при спуске не более 0,6 м/с и не более 1 м/с при подъёме. При аварийном торможении скорость замедления не должна превышать 2 м/с.

Читайте так же:
Нептун – описание, строение, характеристики планеты, интересные факты, фото и видео

Производительность эскалатора не зависит от высоты его подъема, а обусловлена скоростью движения и заполняемостью ступеней пассажирами. При максимальной скорости движения эскалатора в 0,9 м/с, шаге ступени в 4 м и 2 пассажирах на одной ступени, а также учитывая неравномерность заполнения ступеней, эскалатор может перевозить 8100 пассажиров в час. При проектировании исходят из условий максимального потока пассажиров за 15 мин в час пик. На привокзальных станциях метро и на пересадках на линиях метро устанавливают четырёхленточные эскалаторы, в остальных случаях должно быть не меньше трёх лент.

Первый эскалатор был разработан в США в 1900 году. Эскалатор закрепляется в тоннеле станции под наклоном, основные узлы эскалатора размещаются на железнобетонном фундаменте.

Электродвигатель, редукторы с дополнительными передачами (зубчатыми или цепными) и соединительные муфты составляют привод эскалатора, который оборудован входными площадками с гребёнками для безопасности. В роли поручня используют прорезиненную хлопчатобумажную ленту, края которой загнуты.

Полотно эскалатора составляют ступени со стальным каркасом, два основных и два вспомогательных бесшумных катка (выполненных из стали или пластмассы), две тяговых цепи. При обрыве тяговых цепей, что является маловероятным, упоры на тяговых цепях полотна предотвращаю падение полотна эскалатора.

Во время ремонтно-наладочных работ эскалатора используется вспомогательный двигатель малой мощности 1,1-,2 кВт, в основной работе используется главный двигатель мощностью 70-200 кВт либо 14-55 кВт.

Современные тоннельные эскалаторы производятся с высотой подъема от 10 до 65 м, шириной ступеней от 900 до 1000 мм и скоростью от 0,75 до 1 м/с. Поэтажные эскалаторы имеют высоту подъема от 5 до 7 м, ширину ступеней от 500 до 750 мм и скоростью от 0,4 до 0,5 м/с.

Конструкция эскалатора

Ферма эскалатора закреплена в наклонном тоннеле станции на железобетонном фундаменте. Эта сварная металлоконструкция состоит из уголков, швеллеров, полос металлического проката и литья, и изготовленных в виде отдельных секций и состыкованных друг с другом болтовыми соединениями или сваркой. На ферме или непосредственно на железобетонном фундаменте размещены основные узлы эскалатора. Полотно с двумя бесконечными тяговыми цепями огибает наверху тяговые, а внизу — натяжные звездочки и катится по направляющим путям металлоконструкции. Привод тяговых звездочек состоит из электродвигателя, редукторов с дополнительными зубчатыми или цепными передачами и соединительных муфт. Для безопасности и удобства использования эскалатора. оборудован входными площадками с гребенками, опущенными в продольные пазы настилов ступеней, и движущимися с обеих сторон балюстрады поручнями на высоте 0,9—1м. от ступеней. В качестве поручня используется прорезиненная хлопчатобумажная лента с загнутыми краями. Поручни движутся по направляющим пластинам и отклоняющим блокам. Верхние приводные блоки получают вращение через систему цепных передач от вала тяговых звездочек. Натяжные блоки поручней находятся на наклонной части внутри балюстрады. Перед входными площадками с помощью направляющих путей полотно приобретает горизонтальное положение на длине 0,8—1,2м., а на наклонной части образует лестницу с углом наклона 30° (для зарубежных эскалаторах до 35°), используемую пассажирами для самостоятельного передвижения при остановкеэскалатора. Полотно эскалатора состоит из ступеней, имеющих стальной каркас, двух основных и двух вспомогательных пластмассовых или стальных обрезиненных (бесшумных) катков, насаженных на оси, и двух тяговых цепей. Пластмассовые реечные настилы расположены горизонтально для всех участков рабочей (наружной) ветви трассы. Пластинчатые втулочно-роликовые тяговые цепи полотна имеют упоры на наружных пластинах. Эти упоры совместно с ограничивающими шинами трассы исключают складывание и падение полотна при маловероятном обрыве тяговых цепей. Унифицированные отечественные эскалаторы имеют: для зданий — высоту подъема H = 5—7м., ширину ступеней В = 500—750мм. и скорость υ = 0 4—0,5м/сек; для метро — Н = 10—65м., В = 900—1000м. и υ = 0,75—1м/сек. Привод эскалатора оборудован рабочими и аварийными тормозами.Эскалатор снабжён системой защитных электромеханических устройств, а также средствами автоматического включения и выключения (для зданий). Расчетная производительность эскалаторадля широких ступеней составляет при υ = 0,5м/сек — 8000, а при υ = 0,9м/сек — 11000 пассажиров в 1ч. Мощность двигателя определяется по сумме сопротивлений от движущихся полотна и поручней по методам, принятым соответственно для пластинчатых и ленточных конвейеров.

Электропривод эскалаторов, как правило, имеет один главный двигатель и один вспомогательный электродвигатель малой мощности, используемый для перемещения ленты с малой скоростью во время ремонтно-наладочных работ. Для станций глубокого заложения в качестве главных применяются промышленные асинхнронные электродвигатели с фазной обмоткой мощностью 70-200 кВт, для станций мелкого заложения и переходов — двигатели с короткозамкнутой обмоткой мощностью 14-55 кВт. Мощность двигателей вспомогательного привода составляет 1,1-6,2 кВт. Для большинства типов эскалаторов скорость движения от вспомогательного привода составляет 0,04 м/с. Мощность, требуемая для подъема одного пассажира на 1 м, составляет, как правило, 250-350 Вт, а расход энергии — 0,1-0,15 Вт·ч.

Читайте так же:
Интересные факты о древних греках, которые вас обескуражат — расписываем по порядку

Эскалатор на станции

Подсчёты на основе натурного обследования показывают, что на ряде станций при коэффициенте заполнения ступеней полотна 0,7-0,8 (что не всегда возможно) один эскалатор может перевезти до 10-12 тыс. чел. в час.

При проектировании в выборе числа эскалаторных лент более правильно исходить из условий максимального 15-минутного потока пассажиров в час "пик".

Как правило, на станциях число эскалаторных лент должно быть не менее трёх на каждом вестибюле. На привокзальных станциях, где поступление пассажиров имеет резко неравномерный характер (например на прибытии поездов), наклонный ход сооружают на четыре эскалаторные ленты. Четырёх ленточные эскалаторные наклоны, как правило, делают также на пересадках с одной линии на другую, где в часы "пик" всегда бывают большие пассажиропотоки.

Как всякая искусственная система метро по сути — огромный механизм. „Инструкция пользования“, которая обычно прилагается к механизмам, есть и у метрополитена, и каждый пассажир может прочитать её в каждом вагоне. Чтобы чтение не было слишком скучным, я предлагаю напомнить вам, что экстремальная ситуация начинается с любым механизмом, когда им пользуются не по инструкции.

Опаснее всего нарушать её на эскалаторе. Если вы не держитесь за поручень, то при экстренной остановке машины (а на вокзальных, например, станциях чуть ли не каждые полчаса мы что-то роняем и рассыпаем) инерция движения бросит вас вперед. Чемодан, который вы не придерживали или поставили на поручень, понесётся вниз, сбивая других пассажиров и светильники. Вдвое-втрое большая скорость спуска будет у того, кто бежал по эскалатору. Нетрудно также догадаться, что человек, сидящий на ступенях, имеет все шансы не только застрять полами одежды в ступеньках или гребёнке, но и нырнуть головой вниз.

Чаще всего дежурные вынуждены пользоваться ручкой тормоза, когда кто-то из пассажиров рассыпет багаж, замешкается при сходе с эскалатора, если не приподнимет колесную сумку и она попадет резиновым ободом под гребёнку или своей тонкой опорой застрянет в зазоре между ступеньками.

Кстати, если вы что-то уронили, лучше не пытаться лавировать среди чужих ног — хорошего всё равно ничего не выйдет. Дежурный обязан остановить машину, и вы спокойно соберёте свои вещи. А если помощь опаздывает, в экстремальной ситуации можно повернуть ручку аварийного тормоза на балюстраде эскалатора.

Отдельно приходится говорить о детской безопасности. „Лестница-чудесница“ — это многотонный механизм, и именно с ним наедине оставляет своего ребёнка мама, пока разговаривает с подругой. ребёнок трогает поручень снизу и попадает под него пальцем, резиновая обувь из-за того же любопытства затягивается между ступенями и фартуком балюстрады, и если при сходе с эскалатора ребёнка не держать за руку, он может потерять равновесие и попасть пальцами под гребёнку. Нередки случаи, кстати, когда под гребёнку попадают и несчастные собачьи лапы…

Самая трагическая катастрофа московского метро тоже связана с эскалатором. На станции „Авиамоторная“ 17 февраля 1982 года сорвался поручень, эскалатор начал разгоняться, а оба тормоза — рабочий и аварийный — не сработали.

Потом долго ещё ходили слухи, что люди, пытаясь выскочить с несущейся вниз лестницы, проламывали балюстраду из пластика и падали в шестерни машин. К счастью, эскалатор так устроен, что этого не может случиться. Пластик действительно ломался (его толщина — 3 миллиметра), но опасность была не там, а внизу, на выходной площадке. Образовалась давка, в которой за сто десять секунд 30 человек получили травмы и 8 погибли.

Опыт катастрофы показывает, что, пожалуй, единственным решением на разогнавшемся эскалаторе было именно перескочить через балюстраду на соседнюю лестницу. Кстати, хочу заметить ещё одно: без крайней нужды не стоит идти по неработающему эскалатору, даже если он не закрыт. По идее конструкторов машина может служить и обычной лестницей. Но известно уже немало случаев, когда под тяжестью шагающих пассажиров эскалатор начинал двигаться, а потом — неуправляемо разгоняться.

Проверяем усвоение первого вопроса: Метод: Опрос. Задаю вопрос. Что такое метрополитен? Ответ: Метрополите́н (фр. métropolitain, сокр. от chemin de fer métropolitain — «столичная железная дорога»), метро́ (métro) — скоростная городская внеуличная железная дорога с курсирующими по ней маршрутными поездами для перевозки пассажиров. Движение поездов в метро регулярное, согласно графику движения. Отличается высокой участковой скоростью (45 км/ч и выше) и провозной способностью (от 60 тыс. пассажиров в час в одном направлении и выше). Линии метрополитена могут прокладываться под землёй (в тоннелях), по поверхности и наэстакадах (смотри статью Эстакадный транспорт). Что такое эскалатор? Ответ: ЭСКАЛАТОР, движущаяся лестница с электрическим приводом, состоящая из ступенек, прикрепленных к кольцевой цепи, закрепленной на ведущем барабане и удерживаемых в нужном положении двумя направляющими. Эскалатор обычно имеет наклон 30° и высоту до 18 м. Когда ступеньки приближаются к площадке высадки, они выравниваются и проходят через защитное приспособление, напоминающее гребенку. Эскалаторы служат для перевозки пешеходов на станциях метрополитена, а также с этажа на этаж в больших магазинах, общественных зданиях, на вокзалах и в аэропортах.

Читайте так же:
История театра «Глобус»

Приступаем к изучению второго учебног вопроса: Возможные опасности при ожидании поезда на платформе, в вагоне поезда. Меры предотвращения этих опасностей.

Экстремальная ситуация на платформе бывает реже. И тем не менее начальник одной из московских станций сказал, что никогда даже близко не подходит к краю платформы: по роду работы ему слишком часто приходилось видёть, чем это заканчивается. Кто-то на бегу может вас толкнуть, вы сами можете поскользнуться, сумасшедший, решив расстаться с жизнью, пожелает захватить кого-то с собой, подъезжающий поезд может задеть зеркалом… Даже при посадке есть риск оказаться на рельсах: толпа толкает человека в проём между вагонами.

В 1994 году под колесами московского метро погибли 165 человек (более 50 из них — покончили с собой), в 1993 году погибших было 179 (42 самоубийства).

По наблюдениям работников метро умелый московский пассажир никогда не станет ждать поезда там, где вышел на платформу,— он пройдет к более пустым вагонам. Такой пассажир не отпустит руку ребёнка и, уж если что-то уронит на путь, не станет отчаянно прыгать вниз, зная, что у дежурного по станции есть специальные клещи.

Что делать, если вы всё же оказались на пути?

Прежде всего не пробовать подтянуться за край платформы: именно под ней идёт 800-вольтный контактный рельс, и, хотя он укрыт кожухом, испытывать его изоляцию я бы не советовал. Если поезд ещё не въезжает на станцию, надо бежать к „голове“ платформы (там, где зеленый свет и часы) — вы успеете, потому что машинист и так начнёт притормаживать. Если поезд уже показался, остаётся лечь между рельсами — глубина лотка рассчитана на то, чтобы ходовая часть вагонов не коснулась лежащего человека.

Когда на ваших глазах кто-то упал между вагонами стоящего поезда, вы успеете подать знак машинисту — перед отправлением он смотрит в зеркало заднего вида. Круговые движения рукой означают „стоп“. Немедленно нужно вызвать любого работника метрополитена, и он примет нужные меры, в том числе и передаст команду отключить ток.

Если по какой-то причине вы оказались в туннеле, от проходящего поезда можно укрыться в специальных нишах — помните о них. Помните, что токопроводящий рельс находится слева от двух других (по ходу движения). Станции как правило расположены достаточно близко друг от друга, и вы доберётесь до ближайшей за 15—20 минут. Это следует иметь ввиду

Если, выйдя из вагона, вы вдруг поняли, что в отъезжающем поезде остался ваш чемодан (а то и ребёнок), у вас ещё есть время быстро исправить положение. Посмотрите, в каком по счёту вагоне (от начала или хвоста) это случилось, и запомните маршрутный номер уходящего поезда — он на лобовом стекле последнего вагона. Дежурный по станции сообщит о происшествии диспетчеру, а тот — машинисту и дежурному следующей станции.

К начальнику станции надо обращаться и если вы уронили что-то во время движения в туннель. Ночью, после того, как отключат ток, вашу вещь пойдут искать.

И кстати, если вы заметили бесхозный чемодан, коробку, сумку — не торопитесь проверять, что там такое, обратитесь к работнику метрополитена. На случай, если в коробке что-то, так сказать, тикает, каждая станция оборудована специальной комнатой, где подозрительная находка дождется сапёров…

Если при аварии или технических неполадках на линии ваш поезд стоит в туннеле, прежде всего сохраняйте спокойствие и выполняйте все распоряжения работников метрополитена. К сожалению, бывали случаи, когда пассажиры отказывались выходить из поезда на пути и идти до станции пешком (опасаясь поражения током!). Если вагон стоит долго и пассажиры начинают задыхаться, падать в обморок, видимо не стоит жалеть окон — разбейте их (например, огнетушителем).

Правила пользования метрополитеном лишь одной строчкой напоминают пассажирам о вежливости и общественном порядке. Однако, как каждая искусственная система, наше метро рассчитано, в общем-то, на нормальные границы поведения. Это значит, брошенная на платформе банановая кожура — потенциальная трагедия, пьяный на эскалаторе — угроза сразу для нескольких пассажиров. А стоит не придержать за собой входную дверь вестибюля, как следующий за вами человек имеет все шансы получить типичную городскую травму — прямой удар в лоб.

Поневоле приходишь к выводу, что этикет — это первое средство защиты друг от друга жильцов тесного-тесного дома, каким давно уже стала наша планета.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию