100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Древние египтяне и письменность

10 любопытных фактов о письменности Древнего Египта

Тысячи лет египетские иероглифы оставались тайной для всего мира. Это сложное письмо озадачивало не только лингвистов, но и знатоков шифров. И до сих пор многие сведения об иероглифах неизвестны широкой публике. Рассказываем о десяти самых интересных фактах!

Египетские иероглифы

Египетские иероглифы

1. Иероглифическое письмо появилось в Египте примерно в 3200 г. до н.э. Но само слово «иероглиф» имеет в основе два греческих слова — «священный» и «резьба». Это говорит о том, что греки считали египетскую письменность магическими символами.

2. Древний Египет — не единственная древняя цивилизация, использовавшая иероглифическую систему. Знаковая письменность была распространена в долине Инда и у древних майя.

Ведические иероглифы из долин Инда

Ведические иероглифы из долин Инда

3. Египетская письменность не переводится буквально. Многие лингвисты до сих пор полагают, что иероглифическое письмо — не просто передача мыслей в знаках, а трансляция таинственных магических фактов.

4. Сами египтяне не могли расшифровать древние записи своих предков уже во времена Александра Македонского — то есть, в IV в. до н.э.

5. Древние египтяне писали не в одном направлении, как мы с вами. Они могли располагать иероглифы слева направо, справа налево, сверху вниз или снизу вверх. В этом ещё одна сложность расшифровки.

6. В системе иероглифов нет гласных, знаков препинания и пробелов между словами.

Пример древнеегипетского текста

Пример древнеегипетского текста

7. Научиться писать и читать иероглифы было невероятно сложно даже во времена фараонов. Будущие писцы обучались искусству письма и чтения с раннего возраста до 18-20 лет. Поэтому грамотных людей было очень мало, и они получали высокое положение при фараонах.

8. Чувства и мысли трудно выражать картинками, поэтому древние египтяне использовали два других вида письменности — иератическую скоропись для хозяйственных текстов и демотический алфавит для написания писем и официальных сообщений.

Так выглядел иератический шрифт

Так выглядел иератический шрифт

Образец демотического письма

Образец демотического письма

9. Искусство иероглифического письма исчезло за тысячу лет до нашей эры. Его заменила коптская письменность, а после исламского завоевания — арабский алфавит.

10. Первые попытки прочитать египетские иероглифы сделали арабы задолго до Шампольона. Ещё в IX-X вв. египтянин Аль-Нун и иракец Ибн Вахшия частично преуспели в расшифровке древнего письма. Ибн Вахшия выяснил, что иероглифы — это фонемные символы и определил значение многих из них.

Но слава первооткрывателя досталась французу Жану Франсуа Шампольону, сумевшему разобрать надпись на Розеттском камне. Это был указ, выгравированный в 196 году до н.э.

Его издали жрецы в память о Птолемее Пятом. Шампольону помогло то, что текст был выполнен на трёх языках — иероглифическом, коптском и греческом. Сопоставляя знаки, Шампольон сумел найти ключ в расшифровке таинственных иероглифов.

А вы умеете расшифровывать таинственные коды и знаки? 🙂

Письменность в Древнем Египте. Виды и материалы письма. Папирус

Одним из важных достижений египетской цивилизации было наличие и развитие письменности в Древнем Египте. Именно благодаря ей сегодня мы в деталях можем восстановить историю Египта. Сохранилось огромное количество текстов, характер и начертание которых весьма разнообразны: это и папирусы, и надписи на стенах гробниц, а также высеченные на камне. Их содержание тоже весьма различно: это литературные произведения, всевозможные молитвы и заклинания, обыкновенные хозяйственные записи, в которых перечисляются налоги, имеются указания относительно ведения хозяйства. Первая письменность появилась в Египте на рубеже 3-4 тыс. до н. э., но с ходом времени претерпела значительные изменения.

Содержание

Многие называют египетский язык древнеегипетским, что не совсем верно, поскольку это язык мертвый, ныне не существующий, у него нет современного варианта. Мертвым он стал еще в начале нашей эры, когда на смену ему пришел коптский язык, представляющий последнюю стадию египетского языка. Именно поэтому под египетским мы понимаем язык, на котором разговаривало население Египта до III в. Он относится к группе семитохамитских языков. Египетский язык обслуживала самая древняя система письма, существовавшая в трех различных вариантах: иероглифическом, иератическом и демотическом.

Демотическое письмо эпохи Птолемеев. Папирус Эберса. Около XVI в. до н. э.

Демотическое письмо эпохи Птолемеев. Папирус Эберса. Около XVI в. до н. э.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Происхождение терминов «семитский» и «хамитский» восходит к XVIII в. Они взяты из Библии, где упоминаются потомки сыновей Ноя — Сима (Сема), Хама и Иафета, которые считались родоначальниками всех народов. После перечисления потомков Сима в Писании сказано: «Это сыновья Симовы по племенам их, по языкам их, в землях их, по народам их».

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Главный прорыв в расшифровке иероглифического письма, в составлении его правил сделал Жан-Франсуа Шампольон-младший (1790-1832) — талантливый ученый-полиглот, который еще в детстве решил восстановить всю хронологию исторических событий «от Адама до Шампольона».

Виды письма

Иероглифическая письменность возникла около 3400 г. до н. э. и представляла собой рисуночное письмо, дополненное фонетическими знаками. Иероглифический текст обычно писали справа налево, иногда наоборот — в виде горизонтальной строки, но существует и начертание в виде столбцов. Текст наносили без пробелов и знаков препинания. Строчку следовало начинать читать с той стороны, в какую смотрит изображение человека, животного либо птицы. Все иероглифы делились на фонограммы и идеограммы.

Читайте так же:
Синицы и люди

Фрагмент стелы с надписью египетскими иероглифами, посвященной Рамзесу II

Фрагмент стелы с надписью египетскими иероглифами, посвященной Рамзесу II. Около 1279-1213 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)

Фонограммы представляли собой иероглифы, которые обозначали звуки. Один иероглиф мог определять от одного до трех согласных звуков.

Идеограммы обозначали понятия. Среди идеограмм были логограммы и детерминативы.

Логограммы в виде рисунка указывали конкретные понятия, а детерминативы сами по себе ничего не обозначали, но уточняли значение слова, начертанного звуками.

Все слова при написании состояли из согласных, гласные опускались.

Общее число иероглифов в эпоху царств составляло около 800, а в период греко-римского правления превышало 6000. Иероглифы использовались в основном для надписей в гробницах и храмах, к IV в. их смысл был утрачен.

Долгие годы египетский язык оставался немым, но в 1799 г. произошло событие, которое имело решающее значение для расшифровки. Обнаружили базальтовую плиту, покрытую тремя письменами различного вида. Верхняя часть была заполнена иероглифами, потом демотическим текстом, а в конце — греческим. Плита получила название Розеттский камень. Именно эта находка сделала возможным расшифровать и понять то, что было написано на многочисленных памятниках периода Древнего Египта.

Иератическое письмо возникло одновременно с иероглифическим как вариант скорописания. При нанесении знаков кисточкой на папирус или кожу начертания иероглифов скруглялись, упрощались, что позволяло быстро записывать необходимые сведения. Начертание шло строго справа налево. В конце Древнего царства образовалось два вида иератического письма.

Книжная иератика использовалась для написания религиозных и литературных текстов, а курсивная помогала осуществлять переписку и ведение документов.

В VII в. до н. э. на смену иератическому письму пришло демотическое, иератическое употребляли исключительно для составления религиозных текстов. Именно поэтому греки называли его «священное письмо».

Стела с иератической надписью, в которой описывается дарение надела земли храму

Стела с иератической надписью, в которой описывается дарение надела земли храму. 712-698 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)

Демотическое письмо стало применяться для записи текстов на поздних стадиях египетского языка. По сравнению с иератическим оно имело меньшее количество символов, было ориентировано на запись слов алфавитными знаками, в нем прослеживались попытки передачи гласных на письме.

Брачный контракт, написанный демотическим письмом

Брачный контракт, написанный демотическим письмом. 380-343 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Для лучшего понимания Жан-Франсуа Шампольон-младший стал записывать демотическим алфавитом собственные дневники, которые после его смерти один французский академик выдал за древние рукописи II в.

Жан-Франсуа Шампольон-младший

Бог письменности

Изобретателем и покровителем письменности в Древнем Египте считался бог Тот.

Существовала даже молитва писцов, в которой они обращались за помощью к этому божеству: «Приди ко мне, Тот, ибис прекрасный, бог, любящий Гермополь, писец писем эннеады богов, великий в [городе] Уну. Приди ко мне и дай мне советы, сделай [так], чтобы искусен был я в должности твоей. Прекраснее должность твоя, чем любая [другая] должность, [ибо] возвеличивает [человека] она: найденный искусным в ней становится вельможей».

Египетские иероглифы

Материалы для письма

Для письма в Древнем Египте использовали различные материалы: камень, дерево и, конечно, папирус. Лучше всего сохранились тексты на камне, поскольку он менее подвержен разрушению. Записи делались с помощью долота. Чуть позже появился обычай предварительно покрывать каменные стены грунтовкой, на которую впоследствии наносили тексты и красочные рисунки.

Надписи и рисунки храма Хатхор. Дендер, Египет

Надписи и рисунки храма Хатхор. Дендер, Египет

Наиболее известным материалом для письма был папирус, который изготавливался путем прессования стеблей одноименного растения. Папирус не просто добывали, его специально выращивали на плантациях, причем условия сдачи таких плантаций были довольно суровыми. Кроме высокой арендной платы, арендатор не мог свободно распоряжаться выращенным папирусом, а также пасти скот в его зарослях. Он должен был чистить каналы и поддерживать слой земли на берегах. Записи на папирусе делали тростниковой ручкой, которую обмакивали в угольный пигмент для черного цвета и в охру — для красного.

Палетка и кисти принцессы Менетатей

Палетка и кисти принцессы Менетатей. Около 1353-1336 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)

КРАСНАЯ СТРОКА

Интересно, что понятие «красная строка» существовало и в Древнем Египте: первые несколько слов писались красным цветом.

Однако папирус считался очень дорогим материалом, поэтому довольно часто текст смывали или соскребали и наносили записи повторно. Такие свитки назывались палимпсестами. Для ежедневных бытовых записей, а также для обучения в школе использовались обычные глиняные черепки — остраконы.

Читайте так же:
Как образуются горы? Виды гор, описание, фото и видео

Письменность у древних египтян

Письменность Древнего Египта

Как уже говорилось, наши далекие предки пользовались когда-то картинным письмом — пиктографией. Но затем они изобрели иероглифы — особые рисунки, имевшие значение только письменных знаков. Иероглифическое письмо было большим шагом вперед по сравнению с пиктографией. В древнем Египте было широко распространено красивое монументальное письмо на стенах храмов. Эти стены были сплошь покрыты всевозможными фигурами людей, животных, растений и разных предметов домашнего обихода. Монументальное письмо предназначалось и для украшения стен, колонн, обелисков. Поэтому все составляющие его изображения выполнялись особенно тщательно искусными мастерами, скульпторами или резчиками по камню.

Сами египтяне умели читать, такие надписи, но путешественники-чужеземцы только удивлялись им и смотрели на составлявшие их иероглифы, как на знаки, в которых скрывалась какая-то особенная мудрость. Когда древнеегипетский язык был уже забыт и люди потеряли ключ к этому письму, в течение долгих веков оно оставалось полной и, казалось, навсегда погребенной тайной.

Письменность Древнего Египта

Снова прочли египетское письмо только в 19-м веке. Удалось это сделать талантливому французскому ученому Шампольону. Он разобрал иероглифические тексты после того, как возле города Розетты в Египте случайно была выкопана плита из темного камня — знаменитый Розеттский камень — с высеченной на нем надписью на древнеегипетском и древнегреческом языках. При помощи этого греческого перевода Шамполион добрался, наконец, и до смысла египетских знаков. Он начал их разбор с чтения царских имен, которые встречались в этой надписи и были хорошо известны грекам и греческим историкам. Имена эти — Птоломей, Клеопатра, Александр — относились к последней эпохе древнеегипетского царства. В эту позднюю эпоху — III и II столетиях до н. э. — египетское иероглифическое письмо уже настолько развилось, что египтяне создали, наряду с обычными иероглифами, также и алфавитные знаки для отдельных букв.

Розеттский камень

Именно этими знаками они и пользовались, когда хотели написать собственное имя. Однако простые алфавитные знаки, выражавшие звуки речи, лишь изредка попадались в древнем египетском письме. Гораздо больше в нем было остатков картинного пиктографического письма. Иногда какое-нибудь слово писалось частью древним способом — картиной, а частью звуковыми знаками, изображавшими то целые слоги, то буквы. При этом по внешнему виду звуковые знаки ничем не отличались от изобразительных — всё писалось подряд. Даже порядок знаков в строке, которая шла или справа налево, или слева направо, или сверху вниз, не выдерживался строго: старались писать, располагая знаки как-нибудь покрасивее, так, чтобы не оставалось пустых мест, и чтобы вся площадь стены была покрыта изящной резьбой и живописью иероглифов. Все это делало письмо древних египтян крайне сложным и запутанным. Вот почему так долго не удавалось его прочесть.

Розеттский камень

Вот как на Розеттском камне было написано царское имя Птоломей:

Овальная рамка служила указанием, что внутри нее написано собственное имя, состоящее из отдельных букв. Что же нарисовано внутри? Квадратик, который должен был изображать дверь; под ним полукруг, изображающий каравай, хлеба; веревка, на которой завязан узел; лев, нарисованный вполне реалистично; какой предмет нарисован под фигурой льва, ученые до сих пор не могут догадаться; дальше изображены два стебля тростника, а последний рисунок тоже остается для нас неясным.

Эти знаки имели для египтян того времени буквенное значение, и все имя читалось так: П — Т — О — Л — М —И — С. Букву И здесь надо понимать как Й; таким образом читаем: Птолмйс. Мы видим, что здесь выражен только один гласный звук О, все остальные звуки — согласные. Звук И тоже является согласным, так как сам по себе он не может образовать отдельного слога. В конце слова — звук С; это, по-видимому, греческое окончание, и имя звучало как «Птолмайс». Египетский царь, который носил это имя, жил во втором веке до н. э., а надпись на Розеттском камне была высечена в 196 году до н. э. (то есть 2209 лет назад).

Почему египтяне изображениям разных предметов придавали значения букв, обозначавших отдельные звуки? Они прибегали к небольшой уловке: рисовали, тот предмет, название которого в их языке начиналось с данного звука. Мы потом еще увидим, как с помощью этого остроумного приема люди выработали со временем настоящий, полный буквенный алфавит.

Читайте так же:
Почему дети плохо себя ведут?

СКОРОПИСЬ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН

Кроме монументального письма на архитектурных памятниках у древних египтян довольно рано возникла также своего рода скоропись. И если трудно читать красивые настенные иероглифы, то еще во много раз труднее было разбирать эту скоропись. В монументальном настенном письме мы видим фигуры животных, людей, различных предметов — все это изображено вполне ясно, почти про любую фигуру можно сказать, что это такое. А в скорописи, которая писалась тростниковым пером с помощью краски на папирусе (тонких пластинах из стеблей особого растения, заменявших тогда бумагу), отдельные знаки превращались в такие же малопонятные закорючки, какие многие из нас привыкают писать вместо букв нашего алфавита.

В этих закорючках невозможно узнать ни фигур людей, ни изображений птиц, животных или растений. Тем не менее, такое сложное и запутанное письмо пользовалось тогда широким распространением; профессиональные писцы умели составлять и читать скорописные иероглифические документы и тексты. Разумеется, искусство писца было тогда очень трудным делом, и кто готовился к этой профессии, несомненно должен был долгие годы учиться, запоминая все знаки и их сочетания. (Можно сказать, что древнеегипетские писцы были как компютерные программисты в наше время).

В древнюю эпоху, задолго до появления алфавитных знаков, египтяне выражали различные понятия почти исключительно символическими рисунками. Вот один такой рисунок:

египетский иероглиф

На нем изображено что-то очень странное и смешное: сосуд, похоже что глиняный, с ногами. Так египтяне выразили понятие «нести»; человеческие ноги «несут» то, что положено в сосуд. Надо отдать справедливость, что выражено это понятие здесь довольно остроумно и легко для понимания. А вот во что превратилась эта картинка в египетской скорописи:

египетский иероглиф

Здесь мы видим два непонятных изображения, и если бы мы не знали, что они должны обозначать «сосуд с ногами», мы никак не могли бы об этом догадаться. Между тем в скорописи на папирусе именно так изображали понятие «нести». Первое из приведенных изображений еще не достигло, предельного сокращения, а последнее, относящееся к более поздней эпохе, сохранило в себе только какой-то слабый намек на первоначальный рисунок. Достаточно сказать, что вместо двух «ног» писец, здесь ставил только одну точку.

Культура и письменность Древнего Египта

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Культура и письменность Древнего Египта»

Вопросы занятия

· Школы в Древнем Египте

· Наука в Древнем Египте

· Египетские храмы и пирамиды

· «Повесть о Синухете»

Давным-давно уже нет языка, который звучал на берегах Древнего Нила. Жители современного Египта говорят на арабском. Зато с древнейших времен до нас дошли многочисленные памятники культуры Древнего Египта – статуи, обелиски, руины храмов, гробницы.

Их стены расписаны сценами из жизни египтян и загадочными знаками, изображавшими людей, животных, растения, здания, странных фантастических существ: полулюдей-полузверей.

Это иероглифы – «священные письмена».

Язык, на котором говорили и писали древние египтяне, впоследствии был забыт. Никто не мог прочитать египетских записей. И лишь в начале XIX века, недалеко от города Розетта (современный Рашид), обнаружили камень, на котором была высечена надпись на египетском и греческом языках. Разгадал значение иероглифов великий французский ученый Жан-Франсуа Шампольон. Благодаря этому открытию ученые смогли прочитать договоры и списки фараонов, хозяйственные документы и произведения художественной литературы, узнать о математике, астрономии, медицине.

Не только на стенах писали древние египтяне. Писали они и на специальном материале – папирусе. Производство папируса требовало больших усилий и времени. Для этого выбирали растение, папирус, с длинным стволом, очищали от твердой оболочки и разрезали сердцевину на полоски. Полоски клали на стол, смоченный водой, сверху поперек клали еще один слой тростника. Уложенные слои покрывали тканью и осторожно расплющивали волокна, отбивая деревянным молотком. Так получали папирус – материал для письма. Листы папируса склеивали между собой в длинные полосы и сворачивали в трубки – свитки.

Изобретение письменности было важнейшим культурным достижением этой удивительной страны.

Египетскому государству (впрочем, как и любому другому) необходимы были грамотные чиновники и образованные люди. Для этого в Египте были устроены школы. В них учились, как правило, мальчики. Но школу могли посещать и девочки. Дети обучались письму, чтению и счету. Писать учились на черепках разбитой посуды и только затем на старом папирусе, предварительно смыв ранее написанные знаки (иероглифы). Новый папирус давали только тем ученикам, кто успешно учился. В школе дети читали поучительные тексты, стихи, сказки.

Читайте так же:
О пользе медитации — разбираемся в общих чертах

Обучение было очень тяжелым. От учеников требовалось запомнить сотни и даже тысячи знаков. Нерадивых детей наказывали плетью. В поучении школьникам мы читаем: «Пиши рукой своей, читай ртом своим, советуйся с теми, кто знает больше тебя… иначе будут бить тебя. Уши мальчика на спине его, он слушает, когда бьют его».

Знания древних египтян об окружающем мире развивались на основе их практической деятельности и связаны были, в первую очередь, с земледелием. К началу разлива Нила крестьяне должны были подготовить каналы и дамбы. Поэтому очень важно было предсказать время начала разлива. Наблюдая за звездами, египтяне заметили, что перед разливом на небе появляется звезда Сириус. Ее появление считалось началом нового года.

Египтянами был создан календарь. Египетский календарь состоял из трехсот шестидесяти пяти дней. Из такого же количества дней состоит и наш современный календарь.

Таким образом, земледелие дало толчок для развития астрономии – науки, которая изучает звезды, планеты и другие небесные светила.

Ночью по звездам египтяне ориентировались на местности и определяли время. Они даже составили карту звездного неба.

Наблюдая за звездами, египтяне использовали часы: сначала солнечные, а потом водяные. В солнечных часах время определялось по движению тени. В водяных часах счет времени шел по-иному. Считалось, сколько воды вылилось из сосуда с маленькими отверстиями, столько и времени «утекло».

Благодаря трудовой деятельности возникла математика. Представьте себе! Ремесленник должен был знать, сколько частей олова с медью надо взять, чтобы выплавить бронзу. Земледелец должен был подсчитать сколько зерна он собрал, сколько нужно сохранить для нового посева, сколько можно израсходовать на еду. Царский писарь подсчитывал, каких размеров крестьянское поле и сколько урожая с него можно получить. При постройке дамб, пирамид, храмов и зданий необходимо было высчитать число работников и количество нужного материала.

Счет египтяне вели десятками. Для обозначения единиц, десятков, сотен и так далее, они использовали особые знаки. Черточка обозначала единицу, дужка – десяток, вьющаяся веревка – сотню, цветок лотоса – тысячу. Для обозначения миллиона египтяне рисовали человечка с поднятыми руками от удивления перед таким большим числом.

Больших успехов древние египтяне достигли в области медицины. Бальзамируя умерших людей, они хорошо изучили внутренние органы и строение человеческого тела. Правда, причиной болезни считали злых духов. Поэтому больных лечили не только лекарствами, но и молитвами, и заклинаниями.

Во время раскопок в Египте ученые-археологи нашли много медицинских инструментов. Были обнаружены также папирусы с описанием болезней и рецептами. По всей вероятности, это были первые книги по медицине.

Многие рецепты покажутся нам, современным людям, наивными. Например, в качестве лекарства рекомендуется употреблять толченое копыто осла. Однако, египтяне хорошо изучили целебные свойства многих трав. Они знали о законе кровообращения и о значении сердца в жизни человека. Египетские глазные врачи ценились не только в своей стране, но и далеко за ее пределами.

Геродот так писал о египетских врачах. «Каждый врач лечит только одну болезнь. Одни лечат глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые внутренние болезни. Египетские врачи правильно поняли важную роль сердца. Они имели знания о ходе сердца, из которого идут сосуды к любой части тела. Лечение начинали с опроса больного, потом осматривали его, измеряли пульс. Врач обязан был искренне сказать больному следующее: «Это болезнь, которую я буду лечить» или «Это болезнь, с которой я буду бороться», или «Эту болезнь нельзя вылечить».

Искусство древнего Египта тесно переплелось с религиозными представлениями жителей этой страны. Подготавливая себя к вечной жизни в стране мертвых, фараоны и вельможи строили пирамиды, храмы и гробницы.

Египетские пирамиды – величайшие архитектурные памятники Древнего Египта. Они представляют собой огромные каменные сооружения пирамидальной формы, использовавшиеся в качестве гробниц для фараонов.

Архитектура – это искусство строить и украшать здания. Архитектор – специалист по строительству зданий.

Пирамида Хеопса – одна из семи чудес света. Это самая высокая пирамида, построенная в Египте около 2600 года до нашей эры. Ее высота – почти сто пятьдесят метров, что равно высоте пятидесятиэтажного дома. Чтобы обойти пирамиду кругом нужно прошагать около одного километра.

Фараон Хеопс отдал приказ о строительстве пирамиды сразу после смерти своего отца. Он хотел, чтобы его пирамида превосходила по размерам и по роскоши все предыдущие. Для подготовки и строительства основания под пирамиду понадобилось четыре тысячи человек – художников, архитекторов, каменотесов, и около десяти лет напряженной работы.

Читайте так же:
Интересные факты о странах мира — познаем вопрос

Еще около двадцати лет понадобилось для строительства самой пирамиды. Над сооружением пирамиды Хеопса трудилось более ста тысяч человек.

Геродот так рассказывал о строительстве пирамиды: «Камень, добытый в каменоломнях на восточном берегу Нила, люди обязаны были тащить к реке. Там его грузили на корабли и перевозили на противоположный берег Нила. Оттуда камни перемещали уже к месту строительства. Постоянно работало сто тысяч человек. Каждые три месяца их заменяли новыми».

Всего для сооружения пирамиды Хеопса понадобилось около двух миллионов трехсот тысяч каменных глыб весом две с половиной тонны каждая. Камни были настолько гладко обтесаны, что после укладки в шов между ними нельзя было просунуть даже иголку.

Жилища богов – храмы тоже строили из камня, поэтому они сохранились на протяжении тысячелетий и дошли до наших дней, к сожалению, в виде развалин.

Особенно грандиозные храмы были построены в Фивах (сейчас это город Луксор). Храмы внушали веру в могущество богов и фараонов.

Один из таких храмов посвящен богу Амону Ра. По обе стороны дороги, ведущей к храму, стояли ряды каменных сфинксов. За ними высилась передняя стена с двумя башнями – пилонами, украшенными рельефами.

Рельеф – это выпуклое либо врезанное изображение, выполненное на камне, глине, металле, дереве с помощью лепки, резьбы, чеканки.

Перед пилонами величественно возвышаются огромные фигуры фараона, высеченные из гранита. Две пятнадцатиметровые статуи изображали сидящего на троне фараона, и четыре статуи изображали его стоящим. До наших дней сохранились только сидящие скульптуры и одна стоящая.

Сохранились и обелиски из красного гранита. Один из них стоит у входа в храм, а другой – в Париже на площади Согласия. Этот монумент, высотой двадцать три метра, являлся символом солнца. Его навершие покрывалось сплавом золота и серебра. На все четыре стороны обелиска нанесены иероглифы, прославляющие бога Ра и фараона.

Узкий вход между башнями вел во двор храма, окруженного каменными колоннами. Всего в храме было около ста пятидесяти колонн высотой с семи-восьмиэтажный дом. Каждая колонна украшалась рельефами, повествующими о жизни фараона.

В храмах стояло огромное количество статуй богов и фараонов. Создавая каменные статуи, скульптор должен был придерживаться особых правил – канонов. Фараоны изображались в величественной позе, их взгляд устремлен вперед. Мастер подчеркивал физическую силу и красоту фараона (хотя это и не всегда соответствовало действительности). Фигуры богов и фараонов неизменно изображались выше простых людей.

Были свои правила и при изображении фигуры человека в росписях и рельефах. Верхняя часть человека – его плечи и руки – выглядят так, как будто мы смотрим на него спереди, а ноги выглядят так, будто смотрим на него сбоку. Голова тоже повернута боком.

Более свободно чувствовали себя художники при изображении живой природы: пейзажи, животные, птицы показаны изумительно точно и ярко.

От древних египтян дошли до нас произведения художественной литературы. В основном это сказки и былины, которые передавались из уст в уста и позже были обработаны и записаны.

Особенно популярной была «Повесть о Синухете». Синухет был знатным человеком, знакомым с самим фараоном. Но однажды, когда Синухет был в военном походе, он узнал, что в Египте стал править новый фараон, его враг. Синухет бежал в восточную страну. Там он был принят племенами кочевников-животноводов, заслужил их уважение и даже женился на дочери вождя. Синухет жил в полном достатке, стал правителем одного из племен, но все равно скучал по родине. Он не хотел умирать на чужбине. К своему счастью Синухет получил радостное письмо из Египта. Там воцарился новый фараон, который помнил Синухета, и предложил ему вернуться на родину.

Из произведений художественной литературы стоит также отметить «Сказку о потерпевшем кораблекрушение», «Сказку об обреченном царевиче», «Спор разочарованного со своей душой» и другие.

Сохранились песни, которые распевали крестьяне, рыбаки и ремесленники.

Не забыли поэты и писатели о себе. В одном древнеегипетском стихотворении «Прославление писателей и поэтов» есть такие строки:

«Они не строили себе пирамид из меди

И надгробий из бронзы.

Не оставили после себя наследников,

Детей, сохранивших их имена,

Но они оставили свое наследство в письменах,

И поучениях, созданных ими.»

Таким образом, древние египтяне накопили обширные знания в медицине, математике, астрономии, создали иероглифическое письмо и научились изготавливать папирус. Культурное наследие Древнего Египта и в наше время представляет большую историческую ценность.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию