100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Депрессия стирает память человека — разбираем тщательно

Публикации в СМИ

Нейрогенез во взрослом мозге: влияние стресса и депрессии

Головной мозг – основной орган, реагирующий на стресс. Эта реакция является комплексным, очень сложным процессом, в котором происходит как активация, так и подавление различных мозговых структур, связанных с формированием памяти, осуществлением двигательных, эмоциональных и когнитивных функций.

Мозг определяет, какие ситуации и события могут оказаться для человека стрессорными, и его ответ на стресс может быть как адаптивным, так и маладаптивным (адекватным либо неадекватным). Хронический стресс приводит к депрессии, которая в свою очередь вызывает повреждения нейронных сетей. Стресс, производимый окружающей средой (стресс на работе, в семье) и в особенности стрессирующие события в жизни, такие как психологические травмы – наиболее распространенные факторы, вызывающие депрессию. Поскольку разработка новых подходов к созданию антидепрессантов и их применению базируется на более глубоком понимании нейробиологических основ этого процесса, необходимо изучение влияния стресса и депрессии на клеточном уровне.

Депрессия является хроническим, рецидивирующим, имеющим множественную этиологию и опасным для здоровья и жизни состоянием, которая представляет из себя набор психологических, нейроэндокринных, физиологических и поведенческих симптомов. Выраженность этих симптомов определяет степень депрессии, которой в те или иные моменты жизни подвергаются до 20% людей во всем мире. Около 20-50% населения земного шара страдают от депрессии, но часто это состояние неверно диагностируют (Wittchen, 2000).

Депрессивные психические расстройства – наиболее распространенное заболевание в мире, провоцирующее серьезные социоэкономические проблемы (WHO, 2001). По прогнозам, к 2015 году депрессия окажется второй после сердечнососудистых заболеваний причиной недееспособности среди европейцев.

Зоны мозга, наиболее сильно страдающие от депрессии – это зоны, отвечающие за формирование эмоций, за процессы обучения и памяти, а именно префронтальная кора, базальные ядра и гиппокамп. Изменения, происходящие в них, включают уменьшение объема структур, размеров нейронов и их плотности, что связано с нарушениями гемодинамики и метаболизма глюкозы. Также снижается количество клеток глии, которые играют ключевую роль в передаче нервного импульса.

Так называемая «стресс-гипотеза» аффективных психических расстройств подтолкнула разработку моделей депрессии на животных. Эти модели стали незаменимы в доклинических исследованиях по психопатологии, патофизиологии депрессии и специфических реакций на антидепрессанты. Открытие того, что в дефинитивной нервной системе продолжаются процессы нейрогенеза, привлекло в свое время большой интерес научного сообщества, так как до этого нейрональные сети взрослого мозга считались неизменными и неспособными к регенерации. Эта аксиома была в 1928 году высказана известным испанским нейрофизиологом Сантъяго Рамоном и Кайялом (Santiago Ramon y Cajal), который в одной из работ написал про нервную ткань: «здесь все может погибнуть, но ничто не способно восстанавливаться» (Cajal, 1928). Современные исследования опровергли этот взгляд, продемонстрировав формирование новых нейронов (нейрогенез) во взрослом мозге. При этом процессы нейрогенеза могут усиливаться позитивными регуляторами и подавляться негативными, такими как острый и хронический стресс.

В то время как стресс ингибирует нейрогенез в гиппокампе, антидепрессанты имеют противоположный эффект. Более того, пациенты с расстройствами эмоциональной сферы в среднем имеют гиппокамп с меньшими средними размерами, чем у здоровых людей. Когда об этом стало известно, это привело к возникновению «нейрогенной гипотезы» депрессии, которая гласит, что нейрогенез в гиппокампе, а точнее его нарушения, могут оказаться первопричиной развития депрессивных расстройств. Однако, согласно сегодняшнему взгляду на эту проблему, нейрогенез в гиппокампе не играет ключевой роли в патогенезе депрессии, хотя и может быть ответственен за некоторые поведенческие эффекты антидепрессантов (Sahay & Hen, 2007).

Также растет количество данных о том, что, помимо воздействия на нейрогенез, стресс и антидепрессанты оказывают влияние на формирование специфических клеток нервной ткани – глии (глиогенез), необходимых для выживания нейронов. Нервная ткань содержит примерно в 100 раз больше глиальных клеток, чем нейронов. Глия выполняет трофическую функцию и принимает участие в регуляции передачи нервных импульсов через синапсы (контакты между отростками нервных клеток). Глиальные клетки также обладают рецепторами к нейротрансмиттерами и стероидным гормонам и способны к генерации электрических импульсов. По этой причине структурные изменения в глиальных клетках могут быть существенны для обмена информацией между нейронами, а также между нейронами и глией.

Во взрослом мозге терапия различными антидепрессантами может стимулировать не только нейрогенез, но и глиогенез. Более того, исследования на животных показали, что хронический стресс подавляет деление клеток не только в гиппокампе, но также и в префронтальной коре, и что этот эффект может быть отменен антидепрессантами (Czeh et al., 2007). Результаты эти были подтверждены исследованиями пациентов с расстройствами эмоций. С помощью компьютерной томографии было показано, что префронтальная кора, несомненно, вовлечена в патофизиологические процессы. В дальнейшем была проведена оценка состояния тканей умерших пациентов, показавшая, что число глиальных клеток в образцах мозга от пациентов, в анамнезе которых была указана тяжелая депрессия, существенно снижено.

Читайте так же:
9 типов боли, которые связаны с нашими эмоциями — разбираемся во всех нюансах

В последние два десятилетия представления о мозге сильно изменились. Теперь ясно, что нейрональные и глиальные сети не неизменны, и находятся под контролем множества факторов, таких как факторы внешней среды (например, обучение), и внутренние факторы: нейротрофины, глюкокортикоиды, половые гормоны, и проч. Антидепрессанты стимулируют нейро- и глиогенез, поэтому структурные повреждения, вызванные стрессом и депрессией, не являются необратимыми.

Сегодня считается, что нейрогенез во взрослом мозге ограничен несколькими зонами: гиппокампом и областями, прилегающими к латеральным мозговым желудочкам. Однако появляется все больше данных о том, что образование новых нейронов происходит также в неокортексе. Несмотря на небольшое число этих клеток, они имеют важное значение для функционирования неокортекса. Взаимосвязь психических заболеваний и цитогенеза в дефинитивном неокортексе пока не ясна, но уже ведутся ее доклинические исследования. Возможно, на основе этих работ будут созданы более эффективные подходы к лечению депрессии.

Wittchen HU, Hoefler M, Meister W. Depressionen in der Allgemeinpraxis. Die bundesweite Depressionsstudie. Stuttgart: Schattauer, 2000
Moussavi S, Chatterji S, Verdes E, et al. Depression, chronic diseases, and decrements in health: results from the World Health Surveys. Lancet 2007;370:851-858

World Health Organisation (WHO). The World Health Report 2001. Mental Health: New Understanding, New Hope. Download http://www.who.int/whr/2001/en/whr01_en.pdf

Sahay A, Hen R. Adult hippocampal neurogenesis in depression. Nature Neuroscience 2007;10:1110-1115

Ramon y Cajal, SR. Degeneration and regeneration of the nervous system. London, Oxford University Press, 1928

Czeh B, Mueller-Keuker JIH, Rygula R, et al. Chronic social stress inhibits cell proliferation in the adult medial prefrontal cortex: hemispheric asymmetry and reversal by fluoxetine treatment. Neuropsychopharmacology 2007;32:1490-1503

Код вставки на сайт

Нейрогенез во взрослом мозге: влияние стресса и депрессии

Нейрогенез во взрослом мозге: влияние стресса и депрессии

Головной мозг – основной орган, реагирующий на стресс. Эта реакция является комплексным, очень сложным процессом, в котором происходит как активация, так и подавление различных мозговых структур, связанных с формированием памяти, осуществлением двигательных, эмоциональных и когнитивных функций.

Мозг определяет, какие ситуации и события могут оказаться для человека стрессорными, и его ответ на стресс может быть как адаптивным, так и маладаптивным (адекватным либо неадекватным). Хронический стресс приводит к депрессии, которая в свою очередь вызывает повреждения нейронных сетей. Стресс, производимый окружающей средой (стресс на работе, в семье) и в особенности стрессирующие события в жизни, такие как психологические травмы – наиболее распространенные факторы, вызывающие депрессию. Поскольку разработка новых подходов к созданию антидепрессантов и их применению базируется на более глубоком понимании нейробиологических основ этого процесса, необходимо изучение влияния стресса и депрессии на клеточном уровне.

Депрессия является хроническим, рецидивирующим, имеющим множественную этиологию и опасным для здоровья и жизни состоянием, которая представляет из себя набор психологических, нейроэндокринных, физиологических и поведенческих симптомов. Выраженность этих симптомов определяет степень депрессии, которой в те или иные моменты жизни подвергаются до 20% людей во всем мире. Около 20-50% населения земного шара страдают от депрессии, но часто это состояние неверно диагностируют (Wittchen, 2000).

Депрессивные психические расстройства – наиболее распространенное заболевание в мире, провоцирующее серьезные социоэкономические проблемы (WHO, 2001). По прогнозам, к 2015 году депрессия окажется второй после сердечнососудистых заболеваний причиной недееспособности среди европейцев.

Зоны мозга, наиболее сильно страдающие от депрессии – это зоны, отвечающие за формирование эмоций, за процессы обучения и памяти, а именно префронтальная кора, базальные ядра и гиппокамп. Изменения, происходящие в них, включают уменьшение объема структур, размеров нейронов и их плотности, что связано с нарушениями гемодинамики и метаболизма глюкозы. Также снижается количество клеток глии, которые играют ключевую роль в передаче нервного импульса.

Так называемая «стресс-гипотеза» аффективных психических расстройств подтолкнула разработку моделей депрессии на животных. Эти модели стали незаменимы в доклинических исследованиях по психопатологии, патофизиологии депрессии и специфических реакций на антидепрессанты. Открытие того, что в дефинитивной нервной системе продолжаются процессы нейрогенеза, привлекло в свое время большой интерес научного сообщества, так как до этого нейрональные сети взрослого мозга считались неизменными и неспособными к регенерации. Эта аксиома была в 1928 году высказана известным испанским нейрофизиологом Сантъяго Рамоном и Кайялом (Santiago Ramon y Cajal), который в одной из работ написал про нервную ткань: «здесь все может погибнуть, но ничто не способно восстанавливаться» (Cajal, 1928). Современные исследования опровергли этот взгляд, продемонстрировав формирование новых нейронов (нейрогенез) во взрослом мозге. При этом процессы нейрогенеза могут усиливаться позитивными регуляторами и подавляться негативными, такими как острый и хронический стресс.

В то время как стресс ингибирует нейрогенез в гиппокампе, антидепрессанты имеют противоположный эффект. Более того, пациенты с расстройствами эмоциональной сферы в среднем имеют гиппокамп с меньшими средними размерами, чем у здоровых людей. Когда об этом стало известно, это привело к возникновению «нейрогенной гипотезы» депрессии, которая гласит, что нейрогенез в гиппокампе, а точнее его нарушения, могут оказаться первопричиной развития депрессивных расстройств. Однако, согласно сегодняшнему взгляду на эту проблему, нейрогенез в гиппокампе не играет ключевой роли в патогенезе депрессии, хотя и может быть ответственен за некоторые поведенческие эффекты антидепрессантов (Sahay & Hen, 2007).

Читайте так же:
Почему звезды разного цвета? Описание, фото и видео

Также растет количество данных о том, что, помимо воздействия на нейрогенез, стресс и антидепрессанты оказывают влияние на формирование специфических клеток нервной ткани – глии (глиогенез), необходимых для выживания нейронов. Нервная ткань содержит примерно в 100 раз больше глиальных клеток, чем нейронов. Глия выполняет трофическую функцию и принимает участие в регуляции передачи нервных импульсов через синапсы (контакты между отростками нервных клеток). Глиальные клетки также обладают рецепторами к нейротрансмиттерами и стероидным гормонам и способны к генерации электрических импульсов. По этой причине структурные изменения в глиальных клетках могут быть существенны для обмена информацией между нейронами, а также между нейронами и глией.

Во взрослом мозге терапия различными антидепрессантами может стимулировать не только нейрогенез, но и глиогенез. Более того, исследования на животных показали, что хронический стресс подавляет деление клеток не только в гиппокампе, но также и в префронтальной коре, и что этот эффект может быть отменен антидепрессантами (Czeh et al., 2007). Результаты эти были подтверждены исследованиями пациентов с расстройствами эмоций. С помощью компьютерной томографии было показано, что префронтальная кора, несомненно, вовлечена в патофизиологические процессы. В дальнейшем была проведена оценка состояния тканей умерших пациентов, показавшая, что число глиальных клеток в образцах мозга от пациентов, в анамнезе которых была указана тяжелая депрессия, существенно снижено.

В последние два десятилетия представления о мозге сильно изменились. Теперь ясно, что нейрональные и глиальные сети не неизменны, и находятся под контролем множества факторов, таких как факторы внешней среды (например, обучение), и внутренние факторы: нейротрофины, глюкокортикоиды, половые гормоны, и проч. Антидепрессанты стимулируют нейро- и глиогенез, поэтому структурные повреждения, вызванные стрессом и депрессией, не являются необратимыми.

Сегодня считается, что нейрогенез во взрослом мозге ограничен несколькими зонами: гиппокампом и областями, прилегающими к латеральным мозговым желудочкам. Однако появляется все больше данных о том, что образование новых нейронов происходит также в неокортексе. Несмотря на небольшое число этих клеток, они имеют важное значение для функционирования неокортекса. Взаимосвязь психических заболеваний и цитогенеза в дефинитивном неокортексе пока не ясна, но уже ведутся ее доклинические исследования. Возможно, на основе этих работ будут созданы более эффективные подходы к лечению депрессии.

Wittchen HU, Hoefler M, Meister W. Depressionen in der Allgemeinpraxis. Die bundesweite Depressionsstudie. Stuttgart: Schattauer, 2000
Moussavi S, Chatterji S, Verdes E, et al. Depression, chronic diseases, and decrements in health: results from the World Health Surveys. Lancet 2007;370:851-858

World Health Organisation (WHO). The World Health Report 2001. Mental Health: New Understanding, New Hope. Download http://www.who.int/whr/2001/en/whr01_en.pdf

Sahay A, Hen R. Adult hippocampal neurogenesis in depression. Nature Neuroscience 2007;10:1110-1115

Ramon y Cajal, SR. Degeneration and regeneration of the nervous system. London, Oxford University Press, 1928

Czeh B, Mueller-Keuker JIH, Rygula R, et al. Chronic social stress inhibits cell proliferation in the adult medial prefrontal cortex: hemispheric asymmetry and reversal by fluoxetine treatment. Neuropsychopharmacology 2007;32:1490-1503

Помнить всё. Длительная депрессия может привести к потере памяти

Нарушение когнитивных функций, в том числе памяти, – это не только возрастная проблема. Об этом, в частности, мы говорим с заведующим отделением медицинской реабилитации ЦГКБ №6 Валентином Баженовым.

Рада Боженко, «АиФ-Урал»: Валентин Александрович, в вашем отделении работает «Кабинет памяти». Кто становится его пациентом?

Валентин Баженов: Память – это высшая психическая функция, которая локализуется главным образом в височных отделах головного мозга. Как когнитивная функция память не может рассматриваться отдельно от узнавания, программы действий, мышления, счёта, речи, слуха, интеллекта, внимания. Именно поэтому всё это вместе у нас включается в программу диагностики нарушения памяти, и, когда у пациента появляются какие бы то ни было отклонения в этих функциях, мы ставим диагноз «нарушение памяти».

Наши специалисты – нейропсихологи – имеют профильное образование по программе «нейропсихология». Когда человек просто приходит с жалобами «у меня страдает краткосрочная память», «я перестал узнавать предметы» и так далее, они определяют, какое нарушение когнитивной функции имеется, и могут сделать заключение, поставить диагноз. Иными словами, не значит, что в «Кабинет памяти» обращаются исключительно те, кто потерял память.

– Как понять, что пришло время обратиться к специалистам?

– Допустим, человеку в магазине должны были сдать тысячу рублей, а сдали сто, но он этого не понял. Или человек начал теряться в окружающей обстановке, может быть, слышать какие-то глосса, звуки, видеть то, чего нет. Человек может не узнавать предметы, ему, например, говорят: «Возьми телефон», а он спрашивает: «Где он?», хотя телефон лежит перед глазами. Всё это есть проявление нарушений.

Читайте так же:
8 причин любить своих врагов: разъясняем суть

– То есть то, что вызывает дискомфорт и влияет на качество жизни? Ведь эти признаки могут быть в стёртой форме, все мы периодически бываем рассеянны.

– Объясню на примере. Не так давно к нам обратилась пациентка со следующими жалобами: ей было трудно сосредоточиться, были проблемы с краткосрочной памятью, ей было трудно понять, что от неё хотят, когда говорят два человека… И это всё, разумеется, мешало ей в работе, в том числе с клиентами. Мы провели диагностику – расширенное нейропсихологическое обследование – и обнаружили, что истинных нарушений когнитивных функций нет, а всё, что её беспокоило, обусловлено затянувшимся латентным депрессивным состоянием. Дело в том, что в нашем мозге есть такая структура, как лимбическая система, где выделяются медиаторы. И если этих медиаторов, вследствие тяжёлого, длительного, напряжённого психологического состояния, начинает выделяться мало, это сказывается в том числе на концентрации внимания.

– Нарушения когнитивных функций, в том числе памяти, не обязательно связаны с почтенным возрастом?

– Совершенно верно. Факторов риска немало. Это и, как уже говорили, депрессия, и перенесённые инфаркт, инсульт, черепно-мозговые травмы, менингиты, и опухоли головного мозга, и хронические нарушения мозгового нарушения, вызванные сахарным диабетом, гипертонией, и психические заболевания. Заторможенность когнитивных функций может быть вызвана и острым стрессом, поскольку он опять же влияет на лимбическую структуру.

Надо понимать, что есть норма, а есть патология. И нужно разбираться, снижение памяти на бытовом уровне – это норма, потому что я перенёс стресс, стал менее социально и физически активен? Или это всё же начинающаяся патология? Чтобы ответить на эти вопросы, и нужно обратиться к специалистам «Кабинета памяти».

– Нарушения когнитивных функций – обратимый процесс?

– Чаще всего да. Но если это вызвано органической патологией (скажем, инсульт или травма), то мы говорим об обратимости с точки зрения реабилитации – обучения новых клеточек новым функциям. В том же случае, когда нарушения произошли, скажем, вследствие острого стресса, в структуре головного мозга не произошло катастрофических изменений и состояние не переросло в «психиатрию», речь идёт о стопроцентной обратимости. Но это длительный процесс.

Если когнитивные нарушения связаны с возрастными изменениями, этим занимаются гериатры, и речь здесь идёт об адаптации того, что есть, удерживании (в том числе с лекарственной поддержкой) когнитивных функций на том уровне, который есть – чтобы не стало хуже. Случай «возраст плюс патология» – вопрос реабилитации и возможности частично вернуть те функции, которые были утрачены. Словом, важно разграничивать – утрата когнитивных функций произошла вследствие заболевания или вследствие психоэмоционального состояния? А для этого нужно проходить специальное обследование, ведь длительное нахождение в тяжёлом латентном психоэмоциональном состоянии может привести к болезни.

– Исходя из результатов обследования назначается лечение?

– Безусловно, лечение и индивидуальная программа реабилитации. Универсального метода реабилитации нет, нет «волшебной таблетки», всё очень индивидуально.

Формула здоровья:

  • 9 тысяч шагов
  • 8 часов сна
  • 7 стаканов воды
  • 6 минут медитации
  • 5 фруктов/овощей
  • 4 перерыва на отдых
  • 3 приёма пищи
  • 2 часа без гаджетов перед сном
  • 1 занятие спортом

Проверь себя

Оцените ответ: 0 – никогда, 1 – редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто.

  1. Я забываю номера телефонов.
  2. Я забываю, что и куда положил.
  3. Оторвавшись от книги, не могу найти место, которое читал.
  4. Мне нужно составить список дел, чтобы ничего не забыть.
  5. Я забываю о назначенных встречах.
  6. Я забываю, что планировал сделать по дороге домой.
  7. Я забываю имена старых знакомых.
  8. Мне трудно сосредоточиться.
  9. Мне трудно пересказать содержание телепередачи.
  10. Я не узнаю знакомых людей.
  11. Мне трудно вникнуть в смысл того, что говорят окружающие.
  12. Я быстро забываю имена людей, с которыми знакомлюсь.
  13. Я забываю, какой сегодня день недели.
  14. Когда кто-то говорит, я не могу сосредоточиться.
  15. Я перепроверяю, закрыл ли дверь и выключил ли плиту.
  16. Я пишу с ошибками.
  17. Я легко отвлекаюсь.
  18. Перед новым делом меня нужно проинструктировать несколько раз.
  19. Мне трудно сосредоточиться, когда я читаю.
  20. Я тут же забываю, что мне сказали.
  21. Мне трудно принять решение.
  22. Я делаю всё очень медленно.
  23. Моя голова бывает пустой.
  24. Я забываю, какое сегодня число.

Сложите баллы. Если сумма выше 42 – вам стоит обратиться к нейропсихологу.

Депрессия стирает память человека — разбираем тщательно

Нарушения памяти часто бывают при неврозах, тревожном расстройстве, депрессиях. Выражаются в неспособности сосредоточиться при выполнении профессиональных обязанностей, чтении книг, в беседе. Трудности сосредоточения порождают ощущение нарушенной памяти. При вышеуказанных заболеваниях нарушения памяти и внимания – функциональны и проходят при выздоровлении. Они обусловлены тем, что взгляд человека, страдающего депрессией или тревогой, поворачивается «внутрь себя», всё внимание уходит на то, чтоб совладать с болезненными симптомами. Внимания не хватает на внешнее из-за фиксации человека на своем внутреннем состоянии.

Читайте так же:
Сложившиеся стереотипы об ОАЭ: рассматриваем вместе

Память — это особое свойство человеческого организма сохранять информацию о любом объекте, даже после того, как он перестал находиться в прямом контакте с человеком. Если разбить на составляющие, то функция памяти включает три стадии: запоминание, сохранение, воспроизведение и узнавание. Только при успешном взаимодействии и функционировании трех составляющих памяти — человек может вести комфортную и активную жизнь. Но современный ритм жизни и экологическая обстановка, заставляют испытывать людей определенный дискомфорт.

Так, основные психоэмоциональные расстройства, как правило, заключаются в нарушении концентрации внимания, появлении проблем, связанных с обработкой и восприятием внешней информации. У человека появляется навязчивое состояние тревоги, депрессивное настроение, длительное нахождение на данном этапе может повлечь за собой нарушения памяти и внимания. Психотерапевты врачи отмечают, что нарушения памяти весьма многообразны. Несмотря на то, что многие люди ошибочно полагают, что подобные нарушения необратимы и связаны с возрастными изменениями, существует огромное количество причин нарушения памяти и внимания: общая слабость, вызванная переутомлением, перенесенными заболеваниями, поражения печени, недостаток витамина В1, отравление угарным газом, инсульт, черепно-мозговая травма, вертебрально-базилярная недостаточность, (полученная в результате нарушения мозгового кровообращения, для которого характерны приступы головокружения), нарушения координации, мелькание «мушек» перед глазами, забывчивость, дисциркуляторная энцефалопатия (полученная в результате атеросклероза сосудов головного мозга), болезнь Альцгеймера, стрессовые ситуации, опухоли головного мозга, посттравматическая энцефалопатия.

В подобных случаях нарушения памяти могут быть совершенно необратимыми, в других при восстановлении нормальных и естественных условий существования главные способности человеческой памяти восстанавливаются.

Главной причиной возникновения «нарушений памяти» при подавленном состоянии является то, что взгляд человека, страдающего депрессией, направлен «внутрь себя», иными словами все внутренние ресурсы направлены, на борьбу с симптомами. Человек пытаясь бессознательно избавиться от проблемы, жертвует вниманием, направленным на внешнюю окружающую среду. Внимания не хватает на внешнее из-за фиксации человека на своем внутреннем состоянии.

В зависимости от состояния пациента психотерапевт назначает лечение, целью которого является укрепление иммунитета организма, развитие деятельности нервной системы. Программа лечения индивидуальна, от правильности ее составления зависит успех всего лечения. Значительную работу в выявлении причины нарушения памяти у пациентов среднего возраста, от 30 до 45 лет может проводить психотерапевт, который косвенно определит вместе с клиентом, что в прошлой настоящей жизни приводит к таким реакциям психики, как нарушения памяти. Ведь чаще всего, эти нарушения избирательны: например, человек плохо запоминает свои обязанности по работе и плановые дела. Может быть, ему следует сменить работу?

Мозговые нарушения также подлежат лечению и природа заботится о человеке: мозг имеет огромную пластичность в своих функциях. Но встречаются такие состояния, например, нарушение памяти при болезни Альцгеймера, которое без лекарственного лечения прогрессирует и делает человека инвалидом. Назначение медикаментов может продлить период нормальной жизни. Если нарушения памяти и внимания вызваны психологическими причинами, то есть – работой «психических защит», то подойдет психотерапия и психоанализ. При успешном прохождении курса психотерапии человек избавляется от проблем связанных с неспособностью концентрации внимания, например при чтении и спокойно приступить к выполнению своих профессиональных и повседневных обязанностей.

Проблемы с памятью

Забывчивость, нарушения внимания приписывают людям преклонного возраста. Однако проблемы с памятью возникают все чаще и у молодых. Причины этого явления разнообразны – от неправильного образа жизни и переутомления до серьезных нарушений в работе головного мозга и внутренних органов.

Причины ухудшения памяти в молодом возрасте

Нарушение памяти у пожилых людей обычно вызвано возрастными изменениями организма. Атеросклероз, микроинсульты, болезнь Альцгеймера – эти патологии негативно влияют на когнитивные функции.

Причины забывчивости в молодом возрасте иные, их можно разделить на 4 группы.

  1. Поражения головного мозга.
  2. Болезни внутренних органов.
  3. Неблагоприятное воздействие внешних факторов, нарушение режима дня.
  4. Хроническая интоксикация организма.

Нарушения в работе головного мозга – основная причина ухудшения памяти

За работу долговременной памяти отвечает кора головного мозга. Гиппокамп, который расположен в височных долях, запускает процессы перевода кратковременной информации в долговременную память. Существуют и другие центры памяти в мозге. Поэтому любые повреждения этого органа провоцируют развитие забывчивости, невнимательность.

Причины проблем с памятью у молодых людей:

  1. Черепно-мозговые травмы. Область поражения не имеет значения. После любого удара наблюдается кратковременная или длительная потеря памяти, ретроградная или антеградная амнезия.
  2. Инсульт. При нарушении кровообращения нарушаются функции центров памяти.
  3. Злокачественные и доброкачественные новообразования. Опухоли поражают близлежащие ткани, в том числе центры памяти, расположенные в них.
  4. Энцефалит, менингит. Инфекция негативно влияет на работу головного мозга и память.
  5. Постхирургический астенический синдром.
Читайте так же:
Воробьи - Описание, где живут, виды, питание, образ жизни, фото и видео

После любых травм и болезней головного мозга необходимо постоянно наблюдаться у невролога. Это поможет своевременно выявить нарушения памяти и когнитивные расстройства.

Какие болезни внутренних органов негативно влияют на память

Нормальная работа головного мозга во многом зависит от слаженной работы всего организма. Многие дисфункции косвенно могут повлиять на концентрацию внимания, память.

Гормональный фон влияет на процесс запоминания. Тестостерон, вазопрессин, пролактин, эстроген помогают преобразовывать кратковременную память в долгосрочную. Окситоцин ухудшает процесс запоминания.

  1. Гипертония, другие болезни сердечно-сосудистой системы. Провоцируют ухудшение кровоснабжения головного мозга.
  2. Нарушение процессов обмена. При сбое в обмене веществ ткани мозга страдают от дефицита питательных веществ. Ресурсы распределяются по жизненно важным областям, а центр памяти в этом списке не приоритетен.
  3. Ангиопатия – патология развивается на фоне сахарного диабета. Сосудистые стенки утолщаются, мелкие сосуды перекрываются и прекращают работать. Кровообращение нарушается во всех органах, страдает и головной мозг.
  4. Гипотиреоз – недостаток гормона щитовидной железы приводит к развитию йододефицита.
  5. Психические расстройства – шизофрения, эпилепсия, депрессия.
  6. Шейный остеохондроз. Деформированные позвонки пережимают кровеносные сосуды, мозг страдает от дефицита кислорода и питательных веществ.

При болезнях почек ухудшается вербальная память. Когнитивные функции снижаются при увеличении уровня креатинина, снижения скорости клубочковой фильтрации. Исследование проводили на протяжении 5 лет ученые из США.

Неблагоприятное воздействие внешних факторов, образ жизни

Если возникают проблемы с памятью у молодых людей, причины часто связаны с неосознанным нарушением функций головного мозга. Но эти причины, в отличие от болезней, устранить проще. При изменении образа жизни забывчивость постепенно исчезнет.

Причины ухудшения памяти:

  1. Информационные перегрузки. Человеческий мозг зависает, если не в состоянии переработать весь полученный объем информации. Принцип многозадачности уже признан неэффективным, поскольку приводит к ухудшению возможностей памяти, внимательности, нервным расстройствам.
  2. Авитаминоз. Для нормальной работы мозга необходимо постоянно пополнять запасы витаминов группы B. Эти вещества защищают клетки от старения и перегрузок, участвуют в кислородном обмене и синтезе некоторых нейромедиаторов, обеспечивают нормальную работу центральной нервной системы.
  3. Стрессы, нервное и эмоциональное переутомление. При таких состояниях блокируются физиологические процессы, связанные с памятью. При затяжном стрессе информация не запоминается вовсе.
  4. Хроническое недосыпание. Во время сна синтезируются новые клетки. Если человек постоянно не высыпается, мозг не успевает восстанавливаться, нарушается процесс запоминания и воспроизведения информации.
  5. Злоупотребление вредной пищей. В еде с пищевыми красителями содержится алюминий. Вещество накапливается в организме, плохо выводится. Результат – ухудшение памяти, мышления, внимания.
  6. Напитки с кофеином. Постоянная стимуляция мозга приводит к снижению памяти.
  7. Отравление свинцом, ртутью, другими тяжелыми металлами.
  8. Длительный и бесконтрольный прием транквилизаторов, седативных и антигистаминных препаратов, нейролептиков. Негативно на работу мозга влияют холинолитики, антидепрессанты, барбитураты.

Курение разрушает мозг. Заядлые курильщики страдают от проблем с памятью, ухудшается способность к восприятию новой информации, логическое мышление. В равной степени опасно активное и пассивное курение, показатели памяти снижаются на 25-30%.

Ежедневное употребление 36 г чистого спирта приводит к раннему ухудшению памяти. Но и полный отказ от алкоголя негативно влияет на работу мозга. Безопасно употреблять до 4 бокалов красного сухого вина в неделю.

Наркотики – нейротоксичные вещества, нарушают процесс получения, обработки и отправления информации. Даже при однократном употреблении часто возникают необратимые разрушения в серотониновой системе мозга.

Сопутствующие симптомы

Забывчивость, неспособность запоминать и воспроизводить информацию – не единственные признаки плохой памяти.

При каких симптомах нужно обратиться к врачу:

  • не усваивается информация, которая не имеет личного значения;
  • провалы в памяти – забываются большие или малые фрагменты из прошлого;
  • теряется грань между прошлым и настоящим;
  • беспокоят ложные воспоминания, частые приступы дежавю;
  • проблемы с краткосрочной памятью, человек не может вспомнить куда шел, отыскать нужную вещь;
  • сложности с сосредоточением, формулировкой мысли, поскольку не удается вспомнить нужное слово;
  • человек часто повторяется, путает дни недели месяцы;
  • повышенная тревожность из-за того, что невозможно вспомнить, закрыл ли дверь, выключил утюг, воду.

Как решить проблемы с памятью

Если память часто подводит, необходимо посетить невропатолога. После осмотра, сбора анамнеза и первичной диагностики может потребоваться консультация терапевта, нейропсихолога, психотерапевта, онколога.

Нейромониторинг начинается с оценки неврологического статуса. Врач проверяет работу черепно-мозговых нервов, определяет амплитуду движения глазных яблок, симметричность языка и зубного оскала, оценивает мимические и произвольные движения.

Проводят оценку слуха, зрения, обоняния, рефлексов, речи. Для диагностики расстройств памяти используют тесты, которые показывают способность запоминать и воспроизводить новую информацию. Для выявления нарушения когнитивных функций врач назначает общий и биохимический анализ крови, исследование спинномозговой жидкости, ЭЭГ, МРТ и КТ головного мозга. На основании результатов диагностики подбирают методы лечения, лекарственные препараты.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию