100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что будет тяжело объяснить нашим детям?

Что будет тяжело объяснить нашим детям?

Все ошибаются при воспитании детей. Мы, даже став взрослыми, не идеальны и не всегда можем понять, как наши действия выглядят со стороны и скажутся в будущем на младшем поколении. Но некоторые методы воспитания больше вредят, чем приносят пользу.

Жвачки покупались не ради белоснежной улыбки

Практически все жевательные резинки бонусом имели вкладыши или наклейки. Мы собирали их в коллекции, наклеивали везде (от шкафа до специальных альбомов), менялись и даже устраивали некоторое подобие казино. Всякие подушечки и пластинки (Wrigley’s, Stimorol) считались шиком. Кстати, некоторые вкладыши жвачки Turbo (самые редкие) продавали за реальные деньги. Иногда стоимость доходила до недельных средств на школьные обеды.

Книга — не авторитет

В возрасте 3−5 лет у детей развивается речь, эмоциональная сфера, формируется образ себя. Они начинают активно интересоваться всем вокруг. Но сегодня малыши могут познавать мир с помощью компьютера и телевизора, тогда как в наше с вами детство источником знаний были книги. Причём они являлись для нас настоящим сокровищем, ценились, их было сложно найти. Век высоких технологий и его плоды — это прекрасно, но не стоит забывать, что гаджеты — это материальные ценности, а книги — духовные. Важно объяснить ребёнку, что знание — сила. И это единственное богатство, которое у вас никто не сможет украсть, в отличие от телефона и прочего.

Музыка и фильмы занимали много места… физически

Кассеты и диски порой занимали целые шкафы. И это только у молодого поколения. Наши папы и дедушки могли хранить целые комнаты виниловых пластинок и пленок. Все, что сегодня поместится на одну SD-карту, имело собственный угол в доме. С одной стороны, это удобно. Однако потерялось удовольствие перебрать руками коробки, рассматривать обложки. Даже обменяться кассетами – был целый ритуал. А сейчас все это – просто файл, нули и единицы.

Информационный шум

Современные дети живут в информационно-перегруженной среде. В такой ситуации их мозг очень быстро устаёт и не готов принимать новые знания, книги тоже некуда «впихнуть»: в голове, где-то между рекламой сока и новыми мультиками, лежит таблица умножения и другие важные данные. Чтобы быть готовым впитывать что-то новое, нужно освободить для этого место, отдохнуть: съездить к бабушке в деревню, на природу, побыть без телевизора и гаджетов. Ребёнок может потянуться к книге в том случае, если он «голоден» от недостатка интересной информации. Тогда ему ничего больше не остаётся, кроме как начать читать и наполниться новыми знаниями и эмоциями.

Игра, которая оккупировала все мобильные

«Змейка» присутствовала на всех мобильниках. Почему-то именно ее вшивали практически все производители. Устраивались целые чемпионаты в классах на переменах и уроках. Споры о том, чья игра круче, часто приводили к дракам. При этом примитивная игра поглощала внимание полностью. Змейка была «залипательней», чем «Волк и яйца», прыжки радужной пружинки по лестнице и тамагочи вместе взятые.

Дискета на 3,5 дюйма

Их все еще можно найти, хотя активно используются «флешки». Дискета на 1,44 Мб была практически единственным способом переноса информации между компьютерами. Пишущие дисководы были диковинкой, а сами диски стоили приличных денег. Бывало, что на дискетах переносились целые игры, которые разбивались на отдельные файлы и архивировали по нескольку раз. Вы спросите об интернете… Он был, но звук dial-up модема полностью раскрывает скорость передачи данных. К тому же можно было получить нагоняй от родителей за занятый телефон. Да и карточки оплаты были не такими уж дешевыми.

Нет времени

Мы живём в режиме «белка в колесе»: жизнь настолько стремительна, что остановиться в её потоке просто невозможно. В этот бешеный ритм хорошо внедряются гаджеты: они быстрые, легкие, помогают экономить время. С ними ты в тренде, ты свой.

Книги — это другая вселенная, отрыв от общества. Они тормозят бег времени и говорят: «Вообще-то нужно найти время, остановиться и почитать».

5. Гиперкомпенсация

9 ошибок родителей, которые могут серьезно испортить будущее их детям

Наши старые обиды на отца и мать могут привести к полному неприятию их методов воспитания. Даже когда взрослые объективно поступали правильно. В результате при взаимодействии уже со своими детьми мы можем выйти из-под контроля, стремясь сделать все по-другому.

Например, если наши родители были властными, то мы можем дать своим детям слишком много свободы и убрать любые ограничения. И такая реакция также скажется на малыше не лучшим образом: он почувствует себя брошенным и никому не нужным.

Лень напрягаться

Чтение — мыслительный процесс, а мы живём в век быстро потребляемой информации, где за нас уже всё разжевали, осталось проглотить, где больше «деланья», а не «думанья». Чтобы читать книгу, нужно совершить волевое усилие, начать анализировать, вдумываться, а это зачастую трудно, да и времени нет.

6. Вседозволенность или суперопека

9 ошибок родителей, которые могут серьезно испортить будущее их детям

Часто родители думают, что их дочери и сыновья особенные и уникальные, и стараются во всем им угодить. Но для остального мира они всего лишь дети. И если они привыкнут к вседозволенности, то станут эгоистами, с которыми сложно даже просто общаться.

Бесконтрольных детей будет ждать множество разочарований за пределами дома, и они не будут знать, как с ними справиться. В то же время гиперопека сделает ребенка настолько пугливым, что он будет бояться брать на себя любую ответственности или даже немного выходить из зоны комфорта — вроде знакомства с новыми людьми или начала нового дела.

Боимся встречи с собой

С другой стороны, чтение — это пусть навстречу себе. Это тоже тяжело, потому что многие из нас обладают слабым эмоциональным интеллектом, не умеют понимать, различать и обрабатывать свои эмоции.

Читайте так же:
Чем отличается завод от фабрики?

7. Разрушение доверия

9 ошибок родителей, которые могут серьезно испортить будущее их детям

При воспитании необходимо устанавливать определенные правила поведения, но ребенок также должен понимать, что всегда может доверять своим близким. Однако доверие малышей (тем более подростков) очень легко потерять, если родители перестают контролировать эмоции и пугают, заставляют бояться себя. Это может привести к разрыву эмоциональных связей с семьей и потере чувства защищенности.

Дети лучше развиваются и становятся здоровыми личностями, когда их семья — опора, островок безопасности, с которого они могут смело отправляться исследовать мир.

Это скучно

Ещё одно препятствие в том, что сам процесс у большинства людей ассоциируется со скукой.

8. Агрессивное поведение

9 ошибок родителей, которые могут серьезно испортить будущее их детям

Дети учатся справляться с проблемами на примере родителей, когда те преодолевают жизненные трудности. Иногда эти трудности вызывают сами малыши. И грубое обращение взрослых с ними, частое проявление негативных эмоций в раннем возрасте приводят к сложностям с управлением гневом. Здесь особенно сильно влияние матери, конфликтующей с ребенком, но поведение отца также играет свою роль.

4 совета, как полюбить книги

Заставить ребёнка любить книги — невозможно, этому можно только научить, и лучше на собственном примере. Пойдите с малышом в книжный магазин, выберите ту книгу, которая интересна вам обоим. Помогите ему насладиться выбором литературы. Книга должна стать таким объектом, которым захочется обладать: схватить и убежать из магазина. Она притягательна, потому что не только красивая, но и обладает важной эстетической информацией: по-особому пахнет, сделана из натуральных материалов, приятна на ощупь. Расскажите это ребёнку и прочувствуйте.

Придя домой, устройтесь поудобнее и начните читать эмоционально, с выражением, а ещё лучше — по ролям. Только так вы сможете «заразить» своего ребёнка. Старайтесь находить хотя бы по 5 минут ежедневно, чтобы погружаться в этот особый мир, пытайтесь найти в это волшебное время что-то полезное для себя, нечто совершенно чистое и откровенное.

Читать должно быть комфортно. Создайте ребёнку приятную атмосферу, ориентируясь на его предпочтения. Гораздо уютнее погрузиться в любимую книгу в удобном кресле, чем за школьным столом, который напоминает об учёбе. Ребёнку необходимо научиться понимать себя: что, где, когда и как я хочу читать, как будет выглядеть мой «идеальный остров» для чтения? Если вы берётесь делать так, как вы этого хотите, то создаёте искусственные условия, в которых ему скорее всего будет некомфортно.

Помните, что детство — не мучение. Наша задача — научить детей читать до школы, привить эту любовь, но не мучить их потом: «Садись и читай! А вот Павлик…». Нужно найти золотую середину, чтобы не убить любовь к чтению на корню.

9. Бегство от проблем

9 ошибок родителей, которые могут серьезно испортить будущее их детям

Один из способов «закрыть» проблему — просто уйти и не вспоминать о ней. Но это не значит, что все решится само собой, как думают многие взрослые. После сильной ссоры между родителем и ребенком нужно постараться все исправить — восстановить доверие.

Для этого нужно успокоиться и поговорить на равных, уважая своего малыша. Сначала выслушать, что он почувствовал, и попытаться увидеть проблему и себя с его точки зрения. Затем взрослый должен рассказать о своих переживаниях, объяснить причину своего взрыва и извиниться. Так он покажет ребенку, что не стал новым врагом и ему снова можно доверять.

Вы узнали о воспитании что-нибудь новое? Совершали ли подобные ошибки и как их исправляли? Расскажите нам в комментариях.

Всё дело в нас самих

С преградами разобрались, но как же всё-таки заставить ребёнка читать? Заставить — никак, только научить любить. И это очень важно понимать. Вектор развития детей задают родители, в нашем случае они делятся на два типа: одни любят читать, другие — нет. С первыми всё понятно, у их детей есть положительный пример, скорее всего и проблем с чтением не будет.

Поговорим о вторых. Скажите, ваш ребёнок любит читать? Если нет, то ответьте честно, хотя бы самому себе: а вы любите? Если ответ снова «нет», подумайте: может ли человек, который сам что-то не любит, научить этому ребёнка?

Верится с трудом, но даже если так, это будет не от сердца: принуждение, манипуляции, а ведь где насилие и страх, там нет обучения и любви. В такой ситуации всем будет плохо.

Привить любовь к чтению могут только те родители, которые сами искренне любят это занятие.

Роль родителей

И вот теперь наш вопрос меняется местами: как родителю полюбить процесс чтения, чтобы потом учить этому ребёнка?

Поймите: малыш дает вам уникальный шанс стать лучше, заново прожить своё детство, встретив своего внутреннего ребёнка. Пойдите с ним в книжный магазин, выберите интересную вам обоим книгу, а дома, устроившись поудобнее, начните читать эмоционально и с выражением. Старайтесь погружаться в этот особый мир ежедневно, пытаясь извлечь из ситуации что-то полезное, нечто чистое и откровенное.

Да, это тяжело, наши дети многое берут у нас, но взамен отдают ещё больше, не упустите эти дары!

7 советов, которые помогут легко запомнить самые сложные стихотворения

9 советов, которые с помощью стихов сделают из вашего ребёнка гения

5 главных вопросов о книгах, ответы на которые должен знать каждый родитель

«Я больше с ними не могу….» или родительское выгорание

«Я какое-то чудовище, наверное, но я не могу больше. Садик на карантине, сын дома со мной целыми днями. Прошло две недели, а я на стенку уже хочу лезть, я не могу больше слушать бесконечно все эти «маааам, маааааам…», постоянно кормить, помогать, подавать, играть…

Читайте так же:
Чем обряд отличается от ритуала?

И он постоянно говорит, говорит, говорит, и ему бесконечно что-то надо… Наверное, нельзя так говорить, это ужасно, но я не могу так больше!»

Я не знаю, сколько раз я слышала что-то подобное от подруг, знакомых, клиенток и клиентов… Сколько раз я говорила что-то подобное сама. Очень много, не сосчитать.

Родительское выгорание коварно тем, что его переживает почти каждый родитель, но о нем очень стыдно говорить. Каждая женщина, которая в полном отчаянии говорит «я не могу больше…», испытывает огромное чувство вины.

Потому что понятно, как можно устать от работы, но от собственного ребенка устать как бы нельзя! Это же самый любимый человечек, смысл жизни!

Что такое эмоциональное выгорание?

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – это постепенное истощение, потеря энергии, которая случается с нами из-за психологических, эмоциональных причин (в отличие от физического истощения, которое случается от голода, например).

Начало эмоционального выгорания заметно по общему снижению сил, все становится сложнее делать, настроение похуже, часто раздражаетесь… Весь организм нацелен на выживание, все силы уходят, чтобы справиться с ситуацией.

Depositphotos_38446051_m-2015.jpg

И вроде бы, вы справляетесь, но если случается какая-то непредвиденная неприятность, вы реагируете на нее очень сильно. Заболел ребенок, обычные сопли, а вы сидите и плачете: «Ну что ж такое, ещё и это!».

На первой стадии отдых еще хорошо помогает, но если отдыха долго нет, наступает вторая стадия: истощение.

На этой стадии ресурсов уже нет: часть дел вы уже не можете делать, другую часть делаете хуже. Нет сил на полноценную еду, прогулки, отдых, занятия с детьми – поэтому пельмени, мультики и социальные сети.

Не потому, что вы плохой родитель, а просто истощение не позволяет что-то делать, как раньше. Перепады настроения, вы то плачете, то кричите на детей, потом чувство вины…

И если вдруг что-то случается «сверх» нормы, можно впасть в полное отчаяние. На этой стадии нужна уже поддержка: психолог, медикаменты, группы поддержки, привлекать росдтвенников…

Третья стадия – это полная деформация родителя. Другие люди (и свои дети прежде всего) вызывают ненависть, «они все надо мной издеваются!». Это очень опасное состояние, и очень важно помочь себе до того, как оно наступило.

Выгорание – это защитная реакция организма на хронический стресс. В стрессе мы хуже спим, недоедаем или переедаем, тело переживает гормональные бури – это подтачивает наш организм. Сил становится все меньше, и меньше, и если стресс не заканчивается, наступает выгорание – полное истощение.

Разве можно выгореть с собственным ребенком?

Конечно. Ведь именно за собственного ребенка мы сильнее всего волнуемся, это постоянный поток эмоций! А кроме того, с ребенком мы постоянно находимся в позиции «сильного»: мы должны его кормить, поить, обеспечивать, укладывать спать, утешать, успокаивать, делать с ним уроки… Мы постоянно тратим, тратим, тратим эмоциональные и физические силы на другого человека. И часто не успеваем их восстанавливать.

А если детей двое? Или трое? А если вы воспитываете детей одна или один?

А если у вас нет помощников, или вы должны в одиночку обеспечивать детей? Нагрузка возрастает многократно. А сил больше не становится.

Как проявляется выгорание?

Есть три основных группы симптомов.

1. Эмоциональное истощение
Кажется, что нет сил. Вы очень быстро устаете, общее эмоциональный фон сниженный, настроение может сказать туда-сюда по самому пустяковому поводу. Пропадают прошлые интересы, хочется доползти до дивана и там остаться, окружающие все чаще раздражают, и жизнь в целом кажется серой и безрадостной.

2. Отстраненность (деперсонализация)
Это защитная реакция на перегрузки: чтобы не страдать так сильно, мы внутренне отстраняемся от того, что раньше так сильно волновало. Наступает безразличие, чувство отстраненности, мы выполняем свои обязанности формально, без «огонька». Начинаем гораздо меньше сопереживать своим близким: если раньше дочка заплакала, мы грустили вместе с ней, то теперь ее слезы только бесят.

При сильном выгорании наступают негативизм и циничное отношение. Мы можем думать «это она мне назло!», или «он притворяется», или «да плевать, не могу больше».
Наверняка вы сталкивались когда-то с людьми, цинизму которых поражались: как так можно обращаться с детьми?! Очень часто это не намеренная жестокость, а крайняя степень выгорания.

3. Снижение достижений
Если у вас профессиональное выгорание, вы начинаете работать хуже. Если у вас родительское выгорание, то ваш «уровень родительства» тоже падает.

Мы начинаем оценивать себя плохо – кто не думал когда-нибудь «Я ужасная мать. ». Начинаем сопротивляться своим обязанностям, мечтаем «все бросить и уехать», у нас на самом деле падает продуктивность. Начинаем все делать кое-как.
Если раньше вы с радостью делали ребенку в садик поделки формата А2, то теперь на это уже нет сил. И в лучшем случае вы говорите ребенку: «слепи сам ежика, зубочистки в шкафу», в худшем же рыдаете в подушку от бессилия, а потом неделю изводите себя чувством вины.

Можно ли выгореть за один день?

Нет, выгорание происходит постепенно. Начинается всё с обычных жизненных трудностей: ну, чувствую себя не очень, ну, не хочу с ребенок делать домашку – а кто хочет? Ну, вставать по утрам тяжело, настроение туда-сюда скачет… Ну и что? Другим еще хуже! Вон наши бабушки в проруби стирали, и ничего, а ты чего разнылась?

Читайте так же:
Чем университет отличается от института и академии?

Depositphotos_117515582_m-2015.jpg

Так мы не замечаем, что понемногу истощаемся. Очень тяжело мамам в декрете: кажется, что не от чего выгорать, дома же сидишь! И мы забываем, что мама в декрете находится в постоянном контакте с ребенком, в постоянном психологическом напряжении, и выгорает быстрее остальных.

Поэтому так важно знать, как проявляется СЭВ, замечать его на ранних этапах, когда простой отдых еще помогает.

Про СЭВ уже столько написано, зачем писать отдельно про родителей?

Родительское выгорание самое «замалчиваемое». Почти каждый родитель когда-то переживал это, но говорить про это другим стыдно.

Как сказать, что я не могу больше видеть своих собственных детей? Как сказать, что от их криков голова раскалывается и хочется бежать из дома? А если уже нет сил даже готовить им нормально – как про это рассказать, это же ужасно стыдно! Что я за мать такая?

Часто помогают простые слова «это нормально». Нормально уставать, выгорать, ненавидеть всех и вся – это не вы мымра, просто вы очень-очень устали. Вам надо лежать и мультики, а ругать вас не надо.

И я вам точно говорю как мама, и как психолог: то, что переживаете вы, прямо сейчас переживают еще сотни тысяч родителей. Вы не один такой ужасный человек.

Ищите единомышленников, ищите поддержку и сочувствие, а не критику и «волшебный пендель».
В следующей статье я напишу про то, что делать, если вы обнаружили, что выгорели. А пока что будет достаточно, если вы перечитаете симптомы СЭВ выше и скажете себе:

Я хорошая мать. И я очень сильно устала.

Если вы выгоревший отец, то скажите себе то же самое: отцы тоже устают и выгорают.

Нельзя говорить ребенку, что в школе будет тяжело

Первые недели в школе становятся серьезным испытанием для детей всех возрастов: резкое усиление умственной нагрузки, а также адаптация к напряженному ритму и большому коллективу после долгого перерыва сопряжены со стрессом. Наилучшим способом преодоления трудностей в этот период станет сплочение семьи и доброжелательная эмоциональная поддержка со стороны родителей – напоминают эксперты образовательной онлайн-платформы Znanija.com и дают рекомендации, как действовать взрослым, чтобы вместе с детьми легче пережить непростой период.

Одно из важных условий для успешного начала учебы – спокойная, дружеская атмосфера в семье и поддержание позитивного настроя. Как правило, детям не очень хочется переключаться с отдыха на учебный лад, и это естественно – за это не надо упрекать. В такой ситуации родители могут поделиться собственным опытом, сказав, что и взрослым сложно начинать работать после отпуска. Однако делать это необходимо, также как и школьникам – учиться, чтобы в будущем стать независимыми людьми и заниматься интересным делом. Негативных комментариев о школе стоит избегать и не нагнетать обстановку напоминанием о том, что «скоро придется тяжело». Лучше акцентировать внимание на том, что будет в школе хорошего, интересного, а также добавить, что близкие всегда рядом, если у ребенка возникнут трудности и потребуется поддержка.

Адаптация к школе и поддержка родителейPhoto by Carl Jorgensen on Unsplash

Заранее вместе со школьником сформируйте режим дня, обсудите последовательность ежедневных действий и мягко направляйте его, если что-то не получается. Помогайте составить письменный план на день, и пусть ребенок вычеркивает пункты по мере их выполнения. Регулярно поддерживайте с ним обратную связь и спрашивайте, как идут дела. Если отвлекся или что-то забыл, спокойно напоминайте и как можно чаще хвалите за успехи.

Не требуйте отличной успеваемости, особенно в начале года – на этом этапе гораздо важнее, чтобы ребенок спокойно адаптировался к школе. К тому же чрезмерное внимание к оценкам может привести его к мысли, что главное – получать пятерки, а не знания. Поэтому прежде всего интересуйтесь, чему же школьник научился за день, и только после этого переходите к обсуждению отметок. Они, конечно, важны как показатель уровня знаний в школе, они приучают к организованности и ответственности, но главное – что нового узнал ученик, какой полезный получил опыт.

Важно научить школьника не бояться ошибок. Объясняйте, что все люди ошибаются, и неудачи столь же важны, как и успехи. Ошибки даже полезны, так как показывают, на что обратиться внимание для улучшения результатов и помогают стать сильней. Поэтому не ругайте школьников за ошибки, а спокойно обсуждайте, в чем причина и как исправить недочет. Помогайте детям исправлять ошибки дружелюбно, без ссор и повышения голоса, так как конфликты только вызывают страх и отбивают желание учиться. Лучше шутите, чтобы разрядить обстановку, но без иронии, которая может обидеть.

Чтобы поддержать детей, как можно чаще проявляйте свою любовь – подчеркивайте, что вы их любите не за успехи и послушание, а просто так, без всяких причин. Ежедневно интересуйтесь, что радует и беспокоит школьника. Слушайте внимательно, не перебивайте, избегайте критики и оценочных суждений – они разрушают доверие. Лучше спросите, что чувствует ребенок, покажите, что понимаете и уважаете его чувства. Советами делитесь, только если он сам об этом просит, причем деликатно, в виде предложения поступить тем или иным образом. Но окончательное решение о том, как действовать, должен принимать сам школьник – только так он сможет научиться самостоятельности.

Своим отношением к школьной жизни, а также реакцией на происходящие события родители оказывают существенное влияние на этот процесс. Поэтому позитивный настрой и правильная эмоциональная поддержка в школе имеют определяющее значение для счастливого будущего наших детей.

Для снятия напряжения и пополнения запасов жизненной энергии в учебный период необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе, занятия спортом, полноценный сон, здоровое регулярное питание. И обязательно – приятные семейные развлечения, такие как просмотр фильмов, чтение вслух, совместные игры, танцы, обеды и ужины, а также разговоры по душам, которые сближают и способствуют личностному развитию детей и взрослых.

Читайте так же:
Чем отличается нутрия от ондатры?

ИнструкцияБояться — это нормально: Как рассказать ребёнку
о его тяжёлой болезни

Бояться — это нормально: Как рассказать ребёнку о его тяжёлой болезни — Инструкция на Wonderzine

По статистике Всемирной организации здравоохранения, онкологические заболевания — основная причина детской смертности в мире. К сожалению, дети не застрахованы и от других, самых разных болезней: врождённых и приобретённых, неизлечимых и поддающихся медикаментозному контролю. И любой подобный диагноз бывает трудно принять.

Мы уже рассказывали, как поддержать близкого во время тяжёлой болезни — а теперь рассмотрим ситуацию, в которую попадают родители несовершеннолетних пациентов, и задачи, с которыми им приходится столкнуться. Во-первых, нужно рассказать ребёнку, что он серьёзно болен и, возможно, его не вылечат, а во-вторых, оказать ему необходимую поддержку. О том, как сделать всё это, нам рассказали специалисты: хирург-онколог НМИЦ онкологии им. Н. Н. Петрова Максим Котов, онкопсихолог и директор службы бесплатной помощи онкобольным «Ясное утро» Ольга Гольдман, медицинский психолог и председатель Некоммерческого благотворительного фонда Светлана Изамбаева и ведущий психолог благотворительного фонда «Дети ждут» Татьяна Дорофеева.

Текст: Ирина Кузьмичёва

Сначала победите собственный страх

В этой ситуации эмоциональная помощь нужна не только ребёнку, но и родителям. «Как только о диагнозе стало известно, у родственников может начаться фаза эмоционального отчуждения — механизм психологической защиты от страшных потрясений», — рассказывает Ольга Гольдман. Не вините себя за внезапное «равнодушие» — это естественная реакция психики. Постарайтесь привлечь к заботе о ребёнке близких людей и не забудьте о себе. Прежде чем говорить с ребёнком, Светлана Изамбаева рекомендует пообщаться с психологом самим, чтобы проработать чувства вины и страха и пройти все стадии адаптации к ситуации: отрицание, гнев, торг, депрессию и, наконец, принятие.

Не скрывайте правду

Одни родители пытаются скрыть правду от ребёнка, потому что боятся, что тот окажется в изоляции в школе или детском саду. Другие боятся нанести маленькому пациенту психологическую травму. Для третьих огласить диагноз означает признаться в собственном бессилии перед болезнью. Но дети, которым не рассказывают, что происходит на самом деле, часто испытывают тревогу и могут вообразить худшее.

Если недавно ребёнок потерял кого-то из близких из-за аналогичного заболевания, бессмысленно его убеждать, что рак лечится очень просто. «Можно сказать, что его организм молодой и сильный, что каждый год учёные изобретают новые эффективные препараты, что врачи и семья делают всё возможное, чтобы он скорее поправился», — подсказывает Гольдман. Правдивая и своевременная информация поможет ребёнку меньше бояться. Как бы ни было трудно, старайтесь говорить спокойно: дети остро чувствуют состояние родителей. Если вы знакомы с родителями других детей-пациентов, узнайте, как они провели этот разговор.

Сообщите ребёнку о болезни сами

Когда родители узнают о диагнозе ребёнка, перед ними встаёт вопрос, кто и как расскажет ему обо всём. В соответствии с действующим законодательством РФ, такие новости детям до пятнадцати лет имеют право сообщить только в присутствии их родителей или законных представителей. Пациенты старше этого возраста могут общаться с лечащим врачом без посредников.

Оптимальным вариантом Максим Котов считает разговор врача одновременно с родителями и ребёнком, при условии, что между всеми участниками полное доверие. Открытое обсуждение поможет выработать общее отношение к проблеме и продумать дальнейшие действия. «В любом случае поддержка близких необходима. Нужно, чтобы рядом с ребёнком всегда был человек, с которым он может обсудить свои чувства и задать волнующие вопросы», — добавляет Дорофеева.

Чётко назовите диагноз

Возможно, ребёнок уже слышал о болезни, но от недостатка достоверной информации может предположить худшее. Название — это только слово, в нём самом по себе нет ничего страшного, поэтому не бойтесь прямо называть болезнь — будь то рак, ВИЧ-инфекция или что-то ещё. В процессе лечения будет участвовать множество специалистов, и не все они будут избегать точного диагноза при ребёнке — лучше подготовить его заранее, объяснив медицинские термины. Маленьким детям будет понятнее, если показать, где именно болезнь находится в теле, а не использовать абстрактные описания.

Ещё одна сложность в том, что точно спрогнозировать исход лечения не могут порой даже врачи. Поэтому оптимально говорить о текущем состоянии, чтобы у ребёнка была объективная информация на момент разговора, а не обещать скорейшего выздоровления или преждевременно готовиться к худшему сценарию.

Учитывайте возраст ребёнка

Ольга Гольдман считает, что детям разного возраста информация нужна в разном объёме. Ребёнку не обязательно рассказывать абсолютно всё за один раз: ему может быть трудно осмыслить много новых нюансов, поэтому лучше распределить подробности на несколько разговоров.

Котов предлагает заранее обозначить объём информации, которым вы поделитесь с ребёнком. Спросите, готов ли он сейчас слушать о своём диагнозе и что он хочет знать. С учётом возраста ребёнка поговорите о процессе лечения, побочных эффектах, расскажите, как новые обстоятельства могут повлиять на его распорядок дня, самочувствие, внешний вид. Обладая достаточным объёмом знаний, дети легче соглашаются принимать лекарства и проходить не всегда приятные процедуры.

Малышам до трёх лет важно, чтобы родители просто были рядом, успокаивали и отвлекали во время медицинских процедур и после них. Детям постарше нужно объяснить, что лечение бывает не очень приятным, а бояться обследований, уколов, оперативного вмешательства совершенно нормально. Школьникам лучше рассказывать о заболевании и лечении подробнее — тем более маловероятно скрыть правду от подростка, который активно пользуется интернетом. Лучше, чтобы источником информации были изучившие вопрос родители и компетентные врачи.

Читайте так же:
Чем отличается тактика от стратегии?

Говорите на доступном языке

Максим Котов советует говорить максимально просто, короткими фразами, каждое предложение должно содержать не более одной мысли. Важны паузы, которые помогут ребёнку обдумать услышанное и задать вопросы. Расскажите, что врачи будут делать, чтобы защитить ребёнка и бороться с его заболеванием.

Универсальных фраз для экстренных ситуаций, к сожалению, нет. Тем не менее, по словам Гольдман, лучше сказать «Я с тобой», чем «Держись»; «Бояться — это нормально» вместо «Будь храбрым» и «Я очень хочу тебе помочь» вместо «Всё будет хорошо». Важна и контактная поддержка: крепко держите за руку, нежно обнимайте — это даёт чувство защищённости и снижает тревогу, грусть и злость.

Используйте рисунки, игры, сказки

Подумайте, в какой форме легче воспринимать информацию именно вашему ребёнку. Одним детям, чтобы получить необходимые ответы и почувствовать себя лучше, достаточно разговора с внимательным и заботливым взрослым. Другие легче воспринимают информацию через рисунок, музыку или игру — часто во время игры дети предлагают свои способы решения и помощи себе. Если ребёнок боится не самого диагноза, а конкретных процедур, отработайте потенциально стрессовые ситуации на куклах. Играйте вместе столько раз, сколько ребёнку будет необходимо для понимания ситуации. Вспомните, как ваш ребёнок обычно справляется с трудностями, и прибегните к испытанным способам.

Отвечайте на вопросы

Будьте открыты к общению с ребёнком. Скажите, что он может задавать вам любые вопросы: они помогут понять, что у него на уме. «Неожиданные вопросы — это способ детей переживать страх и тревожность. Дети задают вопросы, когда мама или папа уходят в себя. Ребёнок так возвращает их к жизни и к себе», — объясняет Татьяна Дорофеева. Любое совместное действие сделает ситуацию чуть более переносимой — поэтому будьте готовы многое прояснять и старайтесь отвечать понятными ребёнку формулировками. Если не знаете ответ на вопрос, не паникуйте, не уходите от разговора и не врите. Достаточно ответить: «Ты задал очень интересный вопрос. Я не знаю точного ответа, но мы вместе можем найти его у специалиста».

Не вините в болезни себя и ребёнка

Если не говорить о болезни, дети могут придумать собственные объяснения заболеванию — и это может быть страшнее действительности. Дети склонны обвинять себя во многих проблемах, поэтому важно дать понять, что в болезни никто не виноват. Объясните ребёнку, что причина происходящего не в его поведении, мыслях, школьных оценках. Если вы предоставите ребёнку правдивую и полную (по мере возможности) информацию, шанс, что он будет рассматривать болезнь как наказание за плохое поведение, будет меньше. Также важно не винить себя и не причитать, что вы не уберегли ребёнка, — особенно в его присутствии. Самобичевание и поиск виноватых лечению не помогут — зато точно помешают создать спокойную атмосферу дома.

Разрешите ребёнку бояться и злиться

Ольга Гольдман говорит, что все по-разному реагируют на болезнь: можно испытывать злость, страх, огорчение, вину. Естественно, долгое пребывание в больнице и многочисленные медицинские процедуры пугают ребёнка. Дайте ему или ей знать, что любые эмоции важны и что их можно выражать открыто. Объясните, что бояться или злиться — это нормально: настроение может меняться и нет «правильных» или «неправильных» чувств. Если чувствуете, что ребёнок не готов говорить с вами, не настаивайте. Объясните, что все волнующие моменты можно обсудить позже, что вы всегда открыты к разговору и готовы выслушать.

При этом важно внимательно следить за эмоциональным состоянием ребёнка. Во время борьбы с болезнью нормально быть не в духе, но если апатия, тревожность, нарушения сна или плаксивость становятся постоянными спутниками ребёнка, это может быть симптомом депрессии. В этом случае обратитесь за профессиональной помощью — для начала к психологу.

Говорите о смерти

До определённого возраста дети понимают концепцию смерти иначе, чем взрослые. В возрасте от четырёх до семи лет они считают смерть маловероятной и не осознают её как что-то, что может случиться с ними. К тому же в этом возрасте часто отсутствует представление о понятии «навсегда». Часто даже прямой вопрос ребёнка «Я умираю?» может не означать, что он понимает происходящее.

В школьном возрасте ребёнок начинает понимать необратимость собственной смерти. Сумеет ли он справиться со своими переживаниями, зависит как от его эмоциональной зрелости, так и от реакции и поведения значимых взрослых. Постарайтесь отвечать спокойно, мягко и честно: «Это серьёзное заболевание. Сейчас врачи проводят лечение, которое помогло другим детям. Мы сделаем всё возможное, чтобы помочь тебе выздороветь». Если болезнь не поддаётся лечению, будьте честны. Рассказать ребёнку, что лечение не работает, невероятно трудно, но только правдивый разговор поможет принять ситуацию.

Позаботьтесь о себе

В заботе о тяжелобольном ребёнке кажется правильным сосредоточиться исключительно на нём, а свои потребности поставить на паузу. Но родителям и другим родственникам пациента тоже тяжело, нужны силы, чтобы справляться с несколькими задачами. Чтобы избежать эмоционального выгорания, отвлечься и снизить стресс, старайтесь позаботиться о себе: питаться сбалансированно, находить время для полноценного сна, чаще бывать на свежем воздухе, добавить активности (подойдёт любой спорт или просто долгие прогулки). И не стесняйтесь просить о помощи родственников, друзей, волонтёров, психологов и других специалистов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию