100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем отличается нация от национальности?

Этнос, народ, нация, национальность. Разница понятий и опасность их смешения

Огромное разнообразие этнического состава населения делает нашу страну уникальной. В России, по данным Росстата, проживают представители более 180 этнических групп. Как правило, каждая группа обладает собственным языком, сохраняет определенные традиции, несет в себе самобытную мифологию, миропонимание, систему ценностей… В этом многообразии, безусловно, заключается богатство России. Каждый язык, каждый миф, каждая традиция делает нашу общую российскую культуру шире и многограннее.

В то же время очевидно, что полиэтничность, при осуществлении неосторожной политики, может стать ахиллесовой пятой Российского государства. Такие пользующиеся влиянием в США геополитики, как Г. Киссинджер и З. Бжезинский, неоднократно озвучивали в своих работах идею о разделении «Хартленда» (сначала СССР, а затем и России) на несколько подконтрольных национальных государств. Реализовать данный сценарий наши геополитические противники могли бы разжигая межэтнические противоречия в России, внедряя подконтрольных людей в российское внутриполитическое поле, используя новейшие социальные технологии, масс-медиа. Поэтому в сфере регулирования российских межэтнических отношений необходим взвешенный, тщательно продуманный подход, проработанная стратегия. Задача такой стратегии – сделать наше общество устойчивым, исключить возможность его раскола по причине межэтнической розни.

Невозможно обсуждать различные варианты стратегии национальной политики и предлагать что-то новое, не определившись с базовыми этносоциологическими понятиями. Эксперты в области социологии, в том числе А.Г.Дугин, отмечают, что в понимании этносоциологических терминов даже в научной среде существует определенная путаница. Цель данного доклада – попытаться четко разграничить такие фундаментальные понятия для социологии, как этнос, народ, нация и национальность, а затем вкратце озвучить тот курс в регулировании межэтнических отношений, который предлагают представители консервативного евразийского движения.

Первое важное понятие, которое я хотел бы рассмотреть в рамках доклада, это понятие этноса. Сергей Широкогоров и Макс Вебер определяли этнос, как группу людей, говорящих на одном языке, имеющих общее происхождение и традиции.

Язык является чрезвычайно важным фактором в жизни этноса. Как говорил немецкий философ Мартин Хайдеггер, язык – это дом бытия. Именно язык объединяет местность, на которой проживает этнос. Например, русскими могут считаться все думающие и говорящие по-русски, в каком бы государстве они ни проживали.

В большинстве случаев, в истоках происхождения этноса лежит вера в общего предка. Поскольку наличие общего предка очень сложно доказать или, наоборот, опровергнуть, то в этнос исторически мог вступить любой человек, который верил в миф о своем общем происхождение с членами этноса.

Также, можно отметить, что этнос является неделимой, базовой социологической единицей. Любая попытка вторгаться в культуру этноса, расчленить его, нарушить естественный ход его существования, уничтожает этнос. В этносе нет строгой стратификации, для него характерны отношения, подобные семейным, то есть авторитетом, как правило, пользуются старшие члены сообщества. Этнос – статическая, консервативная единица, способная в течение длительного времени существовать практически в неизменном состоянии, сохранять язык и культуру.

Народ также является базовым этносоциологическим понятием. В ходе исторического процесса этносы вступают во взаимодействие между собой, утрачивают статическое состояние, и постепенно вместе формируют народы. Возможен и другой вариант, когда уже сформировавшийся активный народ, поглощает, в том числе и военным путем, проживающие поблизости этносы.

Народ можно определить, как объединение этносов, которое вступает в историю, становится игроком на политической арене. Притом социум приобретает высокую степень дифференциации. Образовав единый народ, этнические группы могут создать государство, религию и цивилизацию.

Наглядным примером возникновения народа из этноса на пути к нации можно считать еврейский народ: «Евреи существовали как этнос, вступили в историю в состоянии рассеяния, которое длилось более двух тысяч лет, и при этом они сохранились, став народом, а затем, создали своё национальное государство-нацию Израиль». Так же, понятие народ присуще русским, которые сложились из множества этносов.

Народ – уникальное и глубокое русское понятие, не имеющее аналогов в других языках. На английский «народ» можно перевести, как «people», на испанский – как «el pueblo» т.е. люди, в немецком языке «народ» — «das Volk», по произношению, близкое к русскому слову «полк». Так или иначе, ни в одном другом языке не встречается настолько же ёмкое понятие, как русское «народ», которое могло бы обозначить огромную массу этнически разнородного населения, соединенного общими целями, общей историей.

Читайте так же:
Чем отличается государство от страны?

Нация – общественная единица, которая выражает политическое единство именно индивидов, проживающих в одном государстве. Латинское слово «natio» обозначает массу людей, имеющую общее территориальное происхождение. При образовании нации, стираются культурные различия между этносами и народами, образовавшими государство. Нация – ничто иное, как «плавильный котел», который уничтожает традиционные формы идентичности (этническую, культурную, даже религиозную) и создает искусственное образование в рамках государства. При создании нации, как правило, полностью ликвидируется языковое различие между этническими группами, и язык одного наиболее многочисленного этноса навязывается в государстве, как единственно возможный для использования.

В Государстве-Нации, по-французски «Etat-Nation», по определению может быть только одна нация. Нация определяется прежде всего по формальному признаку – гражданство. Национальная принадлежность и гражданство – тождественные, синонимичные понятия. Нациями можно считать, например, население Франции и США. В данных государствах целенаправленно в течение веков проводится политика стирания этнических различий. Строго охраняется только идентичность гражданина, как индивида, другие формы идентичности приносятся в жертву политическим интересам правящих кругов.

Национальность – термин, введенный австрийским марксистом О. Бауэром, который понимал под данным словом народ, переходящий в состояние нации. В нашей стране, под национальностью в советскую эпоху подразумевалась этничность, что не соответствует принятому в мировой научной среде определению данного термина. Назвать этнос, входящий в государство, национальностью – все равно, что призвать к сепаратизму. Согласно конституции, мы – многонациональный народ России. Если народ многонациональный – значит обреченный к распаду на несколько государств-наций, в то же время, если полиэтнический – значит единый в рамках государства, но состоящий из различных по происхождению и культуре групп населения.

Будущее России: единый народ или нация? Почему нация, с точки зрения представителей евразийского движения, не является оптимальным вариантом для России? Как уже упоминалось, образование нации – это ничто иное, как обезличивание народа, ликвидация всех форм идентичности, кроме индивидуальной. Когда уничтожается культурный код этноса, пропадает система смыслов и ценностей, которая помогала членам сообщества существовать и «бороться за место под Солнцем». Если убрать этнические различия между гражданами государства и навязать всем общий либеральный «суррогат культуры», то исторически сложившиеся традиционные смыслы исчезнут. Народ, насильно превращенный в нацию, может лишиться стимулов к развитию и к защите своей территории. Результатом может стать полное угасание такой нации и исчезновение с исторической арены.

Иным вариантом развития российского общества может стать постепенное образование единого, но полиэтнического, народа. Который смог бы при своем разнообразии объединиться на основании общего исторического пути, общих ценностей и общей народной идеи. Многие социологи, понимают под «империей» сочетание стратегического единства с полиэтничностью. Возможно, наиболее оптимальный или даже единственно возможный вариант существования российского общества – это как раз империя. Исторический опыт построения этнически разношерстных империй Россия имеет. Причем этот опыт можно считать удачным при всех военных, экономических и культурных достижениях единого российского народа, начиная от полиэтнического Русского царства, заканчивая коммунистической империей СССР.

Определение: Нация и Национальность

Прежде всего, отметим, что НАЦИЯ и НАЦИОНАЛЬНОСТЬ — это два совершенно разных понятия. Основой объединения людей по НАЦИОНАЛЬНОСТИ является этническое родство и духовная сущность, то есть его вера. Славянские племена, населявшие Европу от берегов Средиземного моря до берегов Балтики, еще в первые века нашей эры имели общих для всех славян богов и говорили на языке понятном всем славянам. Толпы кочевников, хлынувших на территории славян, расчленили единый организм оседлой славянской цивилизации, затруднили, а порой полностью прекратили межславянские контакты. Роль общеславянских богов стала умаляться и на первый план вышли племенные боги, что было совершенно естественно, поскольку каждое племя выживало самостоятельно. В пятом веке на территории Руси возник союз племен, так называемое государство антов, возникшее с целью защиты от набегов кочевников. Одним из памятников этого объединения являются так называемые “змиевы валы” на территории современной Украины. Но этот союз оказался непрочным. Племенные боги лишенные строгой иерархии постоянно враждовали между собой, что привело к распаду союза. В результате наши предки попадают в зависимость от Хазарского каганата и платят ему дань до побед князя Святослава. Беда, постигшая славян, очень образно выражена в былине о Святогоре и Илье Муромце. Языческий богатырь Святогор попытался испытать свою силу и лег во гроб. Но крышка гроба приросла и даже два богатыря не смогли ее приподнять. Так языческая вера славян в лице Святогора прекратила выполнять свои охранные и защитные функции своего народа, а православный богатырь Илья Муромец отправился служить православному князю Владимиру “Красное солнышко”. Попытка князя Владимира создать единое славянское государство путем новой иерархии племенных богов не увенчалась успехом. Славянские боги не нашли “общего языка”. Вера славян перестала выполнять охранные функции, как в духовном плане (сохранения языка, традиции и знаний), так и в материальном (единство и независимость народа). Внутренние и внешние причины (наличие на юге от Руси мощного Православного государства и агрессивная политика католического Рима), существование в Киеве большой православной общины заставили князя Владимира принять Христианство. С этого времени начала формироваться русская НАЦИОНАЛЬНОСТЬ или РУССКИЙ НАРОД из всех народов и племен, попадавших под влияние Киевской Руси, а затем и Московии.

Читайте так же:
Чем море отличается от залива?

“Мы говорим о “народе” или “нации”. Но, очевидно, не географические границы, не территория — признак, отличающий данный “народ” от других народов.

“Ни территория, ни государственная принадлежность, ни кровь и антропологический тип, ни быт, ни даже язык сами по себе не являются признаками, отличающими представителя одной нации от представителя другой. Однако национальность в каком-либо из этих и других, не перечисленных нами признаков, оказывается иногда в одном, чаще во многих. И сказывается она не в чистом факте подданства, происхождения или быта, а в особом качестве этого факта. Очевидно, конституирующий национальность принцип мы и должны искать в особом трудно определяемом качественном отличии ее, которое может индивидуализироваться в разных проявлениях”. Так писал Л.П.Карсавин в своей работе “Философия истории” при определении “коллективной исторической индивидуальности” такой как “национальность”. Действительно, давайте посмотрим на человека немецкого, татарского или иного происхождения, который крещен в Русской Православной церкви, соблюдает все ее предписания и свято чтит “ВСЕХ СВЯТЫХ В РОССИИ ПРОСИЯВШИХ”. Кем он является на самом деле, если для него святы Борис и Глеб, митрополит Илларион, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иоан Крондштатский, Серафим Саровский и многие другие молитвенники и заступники перед Господом. Что в этом человеке немецкого, если он чтит победу Александра Невского, а не псов-рыцарей, что в нем татарского, если для него святым является Дмитрий Донской — разве что обличие. Но внешняя оболочка это далеко не сам человек и не может свидетельствовать о его помыслах, поступках и поведении в обществе.

Таким образом, можно сделать окончательный вывод:

”НАЦИОНАЛЬНОСТЬ — историческая духовная общность людей, связанных между собой единством Веры, духовной и материальной культуры”.

Питирим Сорокин, создатель науки — “Социология”, выдворенный большевиками за границу, отвечал на поставленный выше вопрос следующим образом:

“Не вдаваясь в детальный анализ, можно заключить, что нация является многосвязной (многофункциональной), солидарной, организованной, полузакрытой социокультурной группой, по крайней мере, отчасти осознающей факт своего существования и единства. Эта группа состоит из индивидов, которые: 1) являются гражданами одного государства (обратите внимание на то, что и П.Сорокин соотносит принадлежность к той или иной нации с обязательным гражданством в рамках национального государства — А.Ч.); 2) имеют общий или похожий язык и общую совокупность культурных ценностей, происходящих из общей прошлой истории этих индивидов и их предшественников; 3) занимают общую территорию, на которой живут они и жили их предки.

. Граждане государства объединяются в одно государство-систему в соответствии с интересами, ценностями, правами и обязанностями или в соответствии с государственными связями, определяемыми их общей принадлежностью к одному государству.

. Нация является многосвязным социальным организмом, объединенным и сцементированным государством, этническими и территориальными связями”.

Читайте так же:
Чем отличается тактика от стратегии?

Таким образом, можно сделать следующий вывод:

“НАЦИЯ — исторический союз НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ, совместное существование которых порождает ИДЕЮ единой государственности для защиты своих интересов, а также выдвигает конкретных представителей для реализации этой идеи. Нация всегда обустраивается в рамках собственного государства”.
Другие подходы к определению НАЦИЯ

Некоторые ученые предлагают отказаться от понятия нации. Но определение нации нужно, без него такие важнейшие производственные понятия, как “национальная культура”, “национальная самосознание”, “национальная жизнь” просто повисают в воздухе. Идут поиски нового определения нации. Так, В.М. Межуев считает, что “нация есть форма национального объединения и национальной жизни людей в условиях “гражданского общества”, основанной на личной — экономической, правовой и духовной — самостоятельности индивидов.

Это определение нации, новое по форме и содержанию, вызывает возражение не только потому, что “нация” определяется через “национальное” Главное в том, что определение нации в лучшем случае может быть отнесено лишь к западному типу развития, но никак не к Востоку. Оно не может быть отнесено и к России, ибо у нас никогда не было гражданского общества — ни в дореволюционный, ни в советские периоды. А нация была и есть.

Не может удовлетворить нас и старое определение нации как такой исторической общности людей, для которой характерны общность языка, территории, экономической жизни, психического склада, проявляющегося в национальном своеобразии ее культуры.

Давайте разберемся с каждым из этих признаком.

Общность языка. Казалось бы, что может быть более естественным и необоримым признаком нации? Но ведь давно известно, что в Швейцарии четыре языка, четыре этнических общности — германо-швейцарцы (65% всего населения), франко-швейцары (18,4%), итало-швейцарцы (9,8%), реторманцы (0,8%) — но есть единая швейцарская нация.

Возьмем пример из нашего бытия. 30% казахов не знают казахского языка, пользуются русским языком. Так что эти 30% казахов не относятся к казахской нации?

Общность территории. Этот признак нации тоже казался незыблемым, однозначным. Однако далеко не всегда он приближает нас к определению нации. Скажем, русские в национальных республиках СССР, конечно, относились к русской нации. Тогда можно было говорить об общности большой территории — СССР. А как быть теперь, когда бывшие советские республики стали независимыми, суверенными государствами и на многих новых границ России с обеих сторон сооружаются пограничные столбы? Как быть с теми русскими, которые остаются в этих государствах? Что они перестали относится к русской нации на том основании, что они потеряли общность территории с русским населением России?

Общность экономической жизни. Этот признак сыграл, как нам представляется, свою историческую роль. Нации сложились на основе становления индустриального, капиталистического общества. В Европейском Экономическом Сообществе при полном сохранении наций устанавливается западноевропейская общность экономической жизни, границы становятся действительно прозрачными, вводится единая валюта.

Все это позволяет сделать вывод, что прежнее “четырехпризнаковое” определение нации не отвечает реалиям совершенной жизни.

В основу выработки нового определения нации следует, на взгляд В.Д. Зотова, положить такую фундаментальную ценность, как общность духовной жизни. Что касается общности психического склада, т.е. того, что отличает область чувств, привычек, традиций, обыденного сознания данной нации от другой, то она является производной от общности духовной культуры, а не наоборот. Другим важным компонентом национальной общности людей является их самосознание, которое тоже относится к сфере духовной культуры.

При этом следует иметь в виду, что национальное самосознание — это не часть национальной духовной культуры наряду с другими частями, а ее стержень. Именно в самосознании нация определяет свои общие, коренные интересы, цели и идеалы, свое лицо в многонациональном мире, свое отношение к другим нациям и государствам.

Другими словами, нация есть не только объективная, но и субъективная данность, представители которой говорят в отношении себя “это-мы”, а в отношении других “это-они”.

Нация — это союз людей во имя своего будущего, будущего своего общества и своего государства.

Чем отличается нация от национальности?

Чем отличается нация от национальности?

Чем отличается

Нация и национальность – понятия, которые можно очень легко перепутать. Они похожи не только по названию, а и по определению. В то же время эти термины нельзя назвать взаимозаменяемыми, поскольку между ними есть существенные отличия.

Читайте так же:
Чем опасны кошачьи царапины

Что такое нация?

Нация – это общность людей, которая выражается в государственности. Она может состоять из различных народностей и этносов. К примеру, в российской нации есть около 200 народов, у каждого своя культура и язык. Выделяют механизмы, которые формируют нации.

Первым таким механизмом считают государствообразующий этнос, к которому присоединяются другие народы, схожие с ним по языку, культуре, или же вообще единокровные. Именно при помощи такого механизма и образовалась российская нация. Также в качестве примера можно взять Германию. Еще в середине XIX века на территории этого государства проживало несколько народностей, которые говорили на одном языке. Они начали объединяться, в результате чего возникла Германская Империя с одной нацией – немцами.

Этнически однородные нации крайне редки и встречаются в основном в отдалённых уголках мира (например Исландии)

Этнически однородные нации крайне редки и встречаются в основном в отдалённых уголках мира (например Исландии)

Общность может создаваться на основе идеологии. Таким примером является США – американская нация. Она была создана на принципах демократии, убеждений, свободы слова и республиканизма.

Возможно формирование нации и в обратном порядке. К примеру, вместо того, чтобы объединяться вокруг какой-либо группы, народ может отделяться и становиться независимыми. Таким примером являются страны бывшего Советского Союза. Существуют и так называемые моноэтнические нации – один народ. К таким странам можно отнести Польшу, Албанию, Японию, КНДР и Южную Корею.

Что такое национальность?

Национальность отображает принадлежность человека к национальной стране или нации. В основном под понятием национальности понимают правовые отношения между государством и отдельными лицами, а также их принадлежность к гражданству определенной страны. Национальность дает человеку государственную защиту и права. Если говорить о странах бывшего СССР, то здесь национальность может обозначать принадлежность к определенным этническим народам.

Национальный состав России (данные 2010 г.)

Национальный состав России (данные 2010 г.)

Национальность обозначает культурно-этническую группу, которая может иметь общую родословную, культуру, язык, историю, этническую идентичность и прочее. В этом случае ни политические границы, ни паспорт какой-либо страны не имеют значения. Такие группы могут даже не иметь своих независимых государств. К примеру, шотландцы, курды, сикхи, боснийцы, англичане, валлийцы, палестинцы, мори, зулусы и др.

Чем отличается нация от национальности?

Национальность отличается от нации тем, что в русском языке второй вариант означает общность людей на политической основе, а вот первый – принадлежность к этносу. В России обычно граждане определяют идентичность исходя из обоих вариантов.

Определения нации и национальности

Определения нации и национальности

Если в РФ с определением нации все ясно (российская), то с национальностью несколько сложнее. К примеру, если гражданин является представителем малых народов, то он может идентифицировать себя с градообразующим народом. Но существует и возможность того, что человеку комфортней относить себя к представителям малых этнических групп.

Если говорить об этих понятиях в английском и некоторых других европейских языках, то они обозначают практически одно и то же. Когда речь идет о моноэтнических странах, то в русской трактовке «национальность» и «нация» почти не употребляются, так как на определенной территории живет одна этническая группа – нет никаких разделений.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Что такое национальность и чем она отличается от этноса или нации?

Иллюстрация Дины Ли специально для Informburo.kz

Иллюстрация Дины Ли специально для Informburo.kz

Разбираем, что такое национальное государство, национальность и этнос, и как генетики определяют происхождение человека

Национальность для современного человека всё ещё остаётся одним из ключевых понятий для идентификации себя как личности. Но далеко не все задумываются о том, что это за понятие и как оно возникло. Является ли этот признак чем-то врождённым и безусловным, или же это социальный конструкт или культурологическое понятие? И чем национальность отличается от нации или этноса?

№ 1 Что такое этнос?

Наиболее чёткая формулировка звучит так: этнос – это группа людей, объединённых общими признаками: культурой (в том числе языком), историей и географией.

При этом в научном мире нет единой позиции о природе этноса. Есть множество теорий, которые порой противоречат друг другу.

Читайте так же:
Чем отличается нутрия от ондатры?

Одни учёные считают, что этнос – это некая данность, связанная с биологическими особенностями. Другие, что этнос – социальное явление. Есть также теория, по которой этнос – это конструкт, созданный культурными, интеллектуальными и политическими элитами.

№ 2 Что такое нация?

Согласно европейской научной традиции, в отличие от этноса, нация – это чисто политический конструкт.

Понятие зародилось в начале XVI века в Западной Европе и связано с появившимся позже термином “национальное государство”. До этого времени на западноевропейской территории проживало большое число народностей, которые с зарождением капитализма стали объединяться в государства и образовывать нацию.

Идея национального государства, то есть государства, в основе которого лежит нация и её историческая территория, стала повсеместной из-за глобальной вестернизации к началу ХХ века .

№ 3 Что такое национальность?

Если в постсоветском пространстве зачастую считают, что национальность и этнос – это одно и то же, то на Западе национальность (nationality) означает гражданство.

Но и тут существуют разночтения: в США, например, под национальностью подразумевают и этнос.

Во Франции nationalité – это и гражданство, и национальность одновременно. Мигрант во Франции может получить национальность этой страны, став её гражданином.

№ 4 Что такое «сталинская теория нации»?

В постсоветском пространстве важную роль в формировании понятий «национальность» и «нация» сыграл марксизм, в том числе, «сталинская теория нации».

В сталинском научном труде «Марксизм и национальный вопрос» определение нации было такое: «Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры».

Про национальность Сталин писал так: «Национальная общность немыслима без общего языка, в то время как для государства общий язык необязателен».

То есть признаком национальности определён язык, и национальности противопоставлена государственность, то есть гражданство.

№ 5 Почему сталинскую теорию оспаривают?

Сталинская теория нации впоследствии подвергалась критике ряда учёных. К примеру, профессор истории Василий Филиппов в своём очерке «Советская теория этноса» пишет, что с научной точки зрения сталинская теория несостоятельна.

Учёный считает, что Сталин сделал слишком большой упор на труды немецкого марксисткого теоретика Карла Каутского, который, по его мнению, исказил понятие нации, спутав его с этносом.

№ 6 Что за тесты ДНК на определение национальности?

ДНК-тесты на определение национальности довольно популярны. Различные лаборатории предлагают провести такой тест за сумму от 150 долларов. Более корректное их название – генеалогические ДНК-тесты. Обычно обещают, что вы сможете определить своё генеалогическое древо на три-четыре поколения назад.

Как правило, такой анализ проводится по слюне, волосам, ногтям, ушной сере или иным образцам.

№ 7 Почему по ДНК-тесту нельзя судить о национальности?

Генеалогический ДНК-тест позволяет узнать многое о происхождении человека, но не определяют его принадлежность к современному этносу или национальности.

ДНК-тесты позволяют определить лишь генетические варианты человека, которые были унаследованы им от существовавших некогда протопопуляций.

К примеру, считать по результатам ДНК-теста, что человек на 35% англичанин, неверно. Результат означает, что у человека 35% от генетических вариантов некой протопопуляции, генетические варианты которой в большей степени сохранены у современных англичан.

Но эту протопопуляцию нельзя отождествлять с англичанами: это всего лишь одна из нескольких биологических цепочек происхождения англичан.

№ 8 Почему людям важна их национальная идентичность?

Людям свойственно объединяться в так называемые ин-группы: в социологии это группы, с которыми человек может себя идентифицировать. Несколько столетий национальная принадлежность помогала людям создавать общества.

Некоторые учёные считают, что при отсутствии национальной идентичности наступает кризис политических институтов.

Когда слабеет национальная идентичность, укрепляются другие: клановые, семейные, религиозные и так далее. Как следствие, увеличивается коррупция, местные элиты стремятся к автономности.

Поэтому социологи считают, что отсутствие национальной идентичности приводит к ослаблению государственности.

Благодарим за помощь в сборе материала для статьи заведующего лабораторией генетики человека Национального центра биотехнологии, кандидата биологических наук Максата Жабагина.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию