100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Безголовые портреты: модный тренд Викторианской эпохи

Безголовые портреты — модный тренд Викторианской эпохи

Отчего то статья о футбольной фотосессии журнала Playboy вызвала некое количество (немалое) критики.Не понравились фотки.

Ну, тогда эти может интереснее окажутся.

Викторианская эпоха, продолжавшаяся с 1837 по 1901 год, навсегда войдет в историю Великобритании благодаря небывалому подъему общественной жизни, культуры и науки. В этот период величайшие художники, музыканты, ученые и общественные деятели представляли почтенной публике свои творения. Одним из таких изобретений, которое перевернуло многие сферы общественной жизни, стал фотоаппарат.

Появились новая отрасль — компании, которые занимались изготовлением фотографий для граждан Империи. В середине 19 века съемка у фотографа стоила немалых денег, поэтому каждый человек готовился к фотографированию заранее, надевая свой самый лучший наряд и воспринимая происходящее как праздник. С серьезными лицами, аккуратными прическами — именно такими мы часто видим людей 19 века на фотографиях.

Но очень часто вся эта серьезность — лишь маска. В те времена умели шутить не хуже нашего, при этом юмор находил свое воплощение даже в самых новых технологиях. Так, некто придумал накладывать друг на друга два слоя изображений, получая при этом новую фотографию. Особо популярными стали потреты, где люди позируют без головы на плечах, а сама голова находится где-нибудь в другом месте. Данный вид фотографии получил название Headless portrait, что можно перевести как «Безголовый портрет«.

Можно сказать, что эти фотографии являются одним из первых примеров массового использования, своего рода, «фотошопа». Конечно, у людей, не знакомых с новинкой, такие фотографии в те времена могли вызвать настоящие шок.

Лучше не удивляйтесь подобным забавам англичан — они хотя бы безобидные. А вот другой тип фотографии — посмертные фото — действительно вызывает дрожь. На них вся семья фотографируется на память со своим усопшим родственником.

РадиоЗомбилэнд™

  • История
  • Западные цивилизации
  • 18+
  • 58

Вроде смешная проблема: поссорились далеко не великие державы, и в результате скандала, больше напоминающего разборки детишек в песочнице, постепенно нарисовался столь же смешной кризис.

Если посмотреть на карту мира, то даже невооруженным глазом видно, что кратчайшая дорога из Москвы в Китай должна лежать через Казахстан. Если запустить навигатор по маршруту «Москва-Сиа.

На Украине из-за нехватки угля отключились уже 90% мощностей государственных теплоэлектростанций. В Киеве осознали, что если ничего не сделать, то украинцы останутся без света.А, возмож.

Безголовые портреты — модный тренд XIX века, который появился задолго до фотошопа

304

Не все относились к безголовым снимкам положительно. Некоторые считали их чем-то «чёрным» и потусторонним. Возможно, именно по этой причине самые смелые портреты обросли пугающими легендами.

Ужасный фотомонтаж

Фотография семьи Баркли

Фотография семьи Баркли

Пожалуй, самая скандальная работа в этом стиле — «Фотография семьи Баркли». На снимке мальчик и девочка стоят с обезглавленным телом матери. У дочери миссис Баркли в руках топор. Согласно легенде, дети таким жестоким образом подготовились к Хеллоуину в 1890 году.

Фото оказалось подделкой. Причём вовсе не из XIX века. Снимок изготовили в 2006 году. Автор взял реально существующее фото и изменил его. Но вот, что интересно: в доме Баркли в конце XIX века действительно произошла трагедия. Хозяйку семейства нашли мёртвой. Дети исчезли. Поэтому снимок сначала и приняли за подлинник.

Голова святого Иоанна Крестителя

Викторианский безголовый портрет

Не все безголовые снимки были столь ужасными. В конце XIX века фотографии с головами, отделёнными от тела, были крайне популярны. Художники как могли завлекали публику.

Безголовые фотографии: леди и джентльмены на снимках будут держать в руках собственные головы!

Первую безголовую фотографию сделал Оскар Рейландер. Снимок задумывался как провокационное произведение искусства. Художник хотел изобразить голову Иоанна Крестителя на блюде отдельно от тела. Он даже нашёл модель. Однако уговаривать незнакомого мужчину, который так подошёл по типажу, пришлось несколько лет.

Жертвы портретов викторианской эпохи

В 1881 году журнал Scientific American опубликовал странную и, вместе с тем, неприятную фотографию. На снимке стоял мул, но без головы. Сначала изображение восприняли как подделку в стиле безголовых портретов. Однако фото было подлинным.

За несколько лет до этого Чарльз Беннет открыл фирму, продающую фотооборудование. Молодой человек поставил себе цель: во что бы то ни стало уменьшить выдержку фотокамер. Такой прорыв открывал простор для спецэффектов. Другому мастеру — Ричарду Мэддоксу пришла в голову мысль заменить коллоидную смесь желатином. Беннет усовершенствовал состав. И подтвердил прорыв жутким опытом.

Читайте так же:
Змеи – виды, список, названия, особенности, описание, фото и видео

Беннет прикрепил связку динамита к голове мула. Фотоаппарат зафиксировал рядом на штативе. В момент, когда раздался взрыв, устройство щёлкнуло. На снимке животное изображено без головы, но ещё стоящим на ногах. Это доказывало эффективность состава Беннета. Молодой фотограф запатентовал технологию, и она широко использовалась для создания жутких, но модных безголовых снимков.

Фотография военных с с головами в руках

Последний писк моды

Безголовый портрет 19 века

Иоанн Креститель Райленда вдохновил других фотографов. Секрет портретов разгадали быстро. Для получения экстравагантного снимка комбинировалось несколько негативов. Фотохудожники часами просиживали в лабораториях, совмещая ленты. Однако усилия окупались. Портреты пользовались огромным спросом и стоили дорого.

Особенный интерес у публики вызывали несколько сюжетов. Среди них — фото «жертвы» с орудием убийства в руках. Часто люди несли головы на блюде или держали за волосы. Ради наживы будущие фотохудожники бросали престижные профессии. Помимо безголовых портретов, прибыль в викторианскую эпоху приносили спиритические снимки. Клиенты отдавали бешеные деньги за снимки, «ловившие» изображения духов.

В Америке традиционные английский «безголовые портреты» перестали быть статичными. Люди изображались в движении. На фотографиях разыгрывались настоящие сценки. Главные герои — люди без головы.

Безголовые портреты — модный тренд XIX века, который появился задолго до фотошопа

Не все относились к безголовым снимкам положительно. Некоторые считали их чем-то «чёрным» и потусторонним. Возможно, именно по этой причине самые смелые портреты обросли пугающими легендами.

Ужасный фотомонтаж

Фотография семьи Баркли

Фотография семьи Баркли

Пожалуй, самая скандальная работа в этом стиле — «Фотография семьи Баркли». На снимке мальчик и девочка стоят с обезглавленным телом матери. У дочери миссис Баркли в руках топор. Согласно легенде, дети таким жестоким образом подготовились к Хеллоуину в 1890 году.

Фото оказалось подделкой. Причём вовсе не из XIX века. Снимок изготовили в 2006 году. Автор взял реально существующее фото и изменил его. Но вот, что интересно: в доме Баркли в конце XIX века действительно произошла трагедия. Хозяйку семейства нашли мёртвой. Дети исчезли. Поэтому снимок сначала и приняли за подлинник.

Голова святого Иоанна Крестителя

Викторианский безголовый портрет

Не все безголовые снимки были столь ужасными. В конце XIX века фотографии с головами, отделёнными от тела, были крайне популярны. Художники как могли завлекали публику. Иногда давили на любопытство, иногда пугали клиентов. Типичное объявление фотографа запоминалось с первого взгляда:

Безголовые фотографии: леди и джентльмены на снимках будут держать в руках собственные головы!

Первую безголовую фотографию сделал Оскар Рейландер. Снимок задумывался как провокационное произведение искусства. Художник хотел изобразить голову Иоанна Крестителя на блюде отдельно от тела. Он даже нашёл модель. Однако уговаривать незнакомого мужчину, который так подошёл по типажу, пришлось несколько лет.

Жертвы портретов викторианской эпохи

В 1881 году журнал Scientific American опубликовал странную и, вместе с тем, неприятную фотографию. На снимке стоял мул, но без головы. Сначала изображение восприняли как подделку в стиле безголовых портретов. Однако фото было подлинным.

За несколько лет до этого Чарльз Беннет открыл фирму, продающую фотооборудование. Молодой человек поставил себе цель: во что бы то ни стало уменьшить выдержку фотокамер. Такой прорыв открывал простор для спецэффектов. Другому мастеру — Ричарду Мэддоксу пришла в голову мысль заменить коллоидную смесь желатином. Беннет усовершенствовал состав. И подтвердил прорыв жутким опытом.

Беннет прикрепил связку динамита к голове мула. Фотоаппарат зафиксировал рядом на штативе. В момент, когда раздался взрыв, устройство щёлкнуло. На снимке животное изображено без головы, но ещё стоящим на ногах. Это доказывало эффективность состава Беннета. Молодой фотограф запатентовал технологию, и она широко использовалась для создания жутких, но модных безголовых снимков.

Фотография военных с с головами в руках

Последний писк моды

Безголовый портрет 19 века

Иоанн Креститель Райленда вдохновил других фотографов. Секрет портретов разгадали быстро. Для получения экстравагантного снимка комбинировалось несколько негативов. Фотохудожники часами просиживали в лабораториях, совмещая ленты. Однако усилия окупались. Портреты пользовались огромным спросом и стоили дорого.

Особенный интерес у публики вызывали несколько сюжетов. Среди них — фото «жертвы» с орудием убийства в руках. Часто люди несли головы на блюде или держали за волосы. Ради наживы будущие фотохудожники бросали престижные профессии. Помимо безголовых портретов, прибыль в викторианскую эпоху приносили спиритические снимки. Клиенты отдавали бешеные деньги за снимки, «ловившие» изображения духов.

Читайте так же:
Утконос – где живет, образ жизни, питание, фото и видео

В Америке традиционные английский «безголовые портреты» перестали быть статичными. Люди изображались в движении. На фотографиях разыгрывались настоящие сценки. Главные герои — люди без головы.

Безголовые портреты: модный тренд Викторианской эпохи

В конце XIX века люди без фотошопа создавали жуткие фотографии. Писк моды — безголовые портреты и спиритические снимки. Стоили подобные работы дорого. Однако даже высокая цена людей не останавливала.

Не все относились к безголовым снимкам положительно. Некоторые считали их чем-то «чёрным» и потусторонним. Возможно, именно по этой причине самые смелые портреты обросли пугающими легендами.

Ужасный фотомонтаж

Фотография семьи Баркли

Фотография семьи Баркли

Пожалуй, самая скандальная работа в этом стиле — «Фотография семьи Баркли». На снимке мальчик и девочка стоят с обезглавленным телом матери. У дочери миссис Баркли в руках топор. Согласно легенде, дети таким жестоким образом подготовились к Хеллоуину в 1890 году.

Фото оказалось подделкой. Причём вовсе не из XIX века. Снимок изготовили в 2006 году. Автор взял реально существующее фото и изменил его. Но вот, что интересно: в доме Баркли в конце XIX века действительно произошла трагедия. Хозяйку семейства нашли мёртвой. Дети исчезли. Поэтому снимок сначала и приняли за подлинник.

Возникновение и развитие жанра

В середине XIX века британский фотограф шведского происхождения Оскар Густав Рейландер придумал новый тренд — фотографии, на которых голова человека отделена от его тела. Достигался эффект комбинированием негативов, путём долгой, утомительной работы в лаборатории. Этот вид монтажной фотографии стоил дорого и был весьма популярен во второй половине XIX века в Великобритании.

Одним из подобных успешных снимков Рейландера была «Голова Святого Иоанна Крестителя на блюде» — отпечаток, сделанный с двух негативов. Фотография датируется широким промежутком времени между 1855 и 1860 годами (предположительно — около 1858 года), один из её вариантов в настоящее время находится в собрании George Eastman House (англ.). Другой известный фотограф Генри Пич Робинсон так описывал настойчивость Рейландера в поиске натурщика для Иоанна Крестителя:

«Рейландер увидел эту голову на плечах некоего джентльмена в городе….Любопытно, что он в этот момент увидел не столько современного джентльмена, как всегда, а именно картину, которую предполагала подобная голова. Прошло несколько месяцев, прежде чем художник осмелился попросить модель одолжить ему свою голову… и несколько лет, прежде чем он добился согласия»

— Собрание Дома Джорджа Истмена. История фотографии с 1839 года до наших дней

Эта фотография была задумана Рейландером как часть композиции, которую он так и не завершил. В феврале 1869 года королева Великобритании Виктория купила 22 фотографии Рейландера, в том числе и эту.

Многие фотографы по примеру Рейландера создавали подобные образы мужчин и женщин с отрубленными головами, которые надеты на штырь в их руках, они несут их перед собой на блюде, или держат за волосы в собственной руке. Часто в другой руке у жертвы — орудие её убийства. Спрос на подобные фотографии был настолько высок, что многие викторианские фотографы открыто рекламировали именно этот вариант фотосъёмки и взимали за него солидные деньги.

Самая ранняя сохранившаяся и сознательно созданная в рамках жанра «безголовая фотография» была сделана в 1875 году Уильямом Генри Уилером (англ. William Henry Wheeler), который владел фотосалоном на High Street (Брайтон, графство Суссекс).

Наиболее известным и плодовитым представителем этого жанра стал британский фотограф Сэмюэл Кей Балбирни (англ. Samuel Kay Balbirnie). года он разместил в газете «Brighton Daily News» объявление:

«Фотографии духов: леди и джентльмены на фотографиях будут летать в воздухе в компании столов, стульев и музыкальных инструментов! Безголовые фотографии: леди и джентльмены на снимках будут держать в руках собственные головы! Фотографии карликов и гигантов: это действительно смешно!»

— Meghan MacRae. An Executioner’s Photo Album Victorian Headless Portraits

Балбирни в своих фотографиях использовал метод Рейландера, основанный на совмещении нескольких негативов. Сэмюэл Кей Балбирни родился в Лондоне в 1855 году, он — второй ребёнок Сэмюэла Балбирни Старшего и Марии Энн Стаббс. В 1865 году, когда ребёнку было всего пять лет, его мать умерла. Отец снова женился в 1873 году, к этому времени он был человеком уважаемым и состоятельным. В момент открытия фотостудии Сэмюэл Кей Балбирни был молодым человеком 23 лет. Хотя он обучался медицине, но решил испытать себя в сфере фотоискусства; средства на собственную мастерскую он получил у отца. Он приобрёл выставленную на продажу фотостудию Роберта Пратчетта на 33 Western Road в Брайтоне, которая прежде делала портреты в популярном тогда жанре визитная карточка (фр. carte-de-visite). Студия Балбирни, специализировавшаяся исключительно на спецэффектах, не имела коммерческого успеха. Через два года она закрылась, а сам фотограф стал армейским врачом. «Безголовые портреты», тем не менее, стали популярным жанром фотосъёмки и оставались в моде до 1910-х годов.

Читайте так же:
Почему консервы портятся?

Чарльз Беннетт (?, 1840—1927), фотография из «Scientific American» 1881 года

Существует снимок безголового животного, неоднократно привлекавший внимание специалистов по истории фотографии. Сделал его британский фотограф Чарльз Харпер Беннетт (фр.) года. Беннетт был сыном суррейского шляпника, в 1870-х он открыл бизнес по продаже фотооборудования. В 1878 году, пытаясь найти способ сократить выдержку, он понял, что коллодионный процесс ускорить никак не получится и нужен кардинально новый состав эмульсии для мгновенного закрепления изображения. К тому времени другой фотограф, английский врач Ричард Меддокс (англ.), уже достиг успехов в этой области, заменив коллодий желатином. Беннетт взялся усовершенствовать метод Меддокса. Он сумел сократить выдержку с нескольких секунд до 1/25 секунды. Беннетт решил продемонстрировать технологию и нуждался в эффектном способе демонстрации. Он привязал к шее мула динамит, установил фотоаппарат на штатив, а затем взорвал голову животного. Снимок он успел сделать в тот момент, когда голова уже разлеталась на куски, но тело мула ещё стояло, не успев упасть. Это продемонстрировало скорость фотосъёмки. Описание эксперимента и результаты работы Беннетта были опубликованы в журнале «Scientific American». Технология была успешно внедрена, а Беннетт получил патент. Пресса обрушила на него критику за жестокое обращение с животным. Так как отец Беннета был шляпником, газеты обыгрывали фразу «безумен, как шляпник» из «Алисы в Стране чудес». По другой версии, эксперимент проводился по инициативе генерала армии США Генри Л. Эбботта (англ.) и ещё нескольких военных с базы Willet’s Point (англ.) (Нью-Йорк), а фотограф прямого отношения к нему не имел.

Популярность безголовых портретов в конце XIX века вышла за пределы Великобритании, однако там подобные портреты утратили свой статичный портретный характер и превратились в жанровые сценки. До нашего времени дошли подобные фотографии, созданные американцем Уильямом Робертом Боулзом (англ. William Robert Bowles). На одной из них, выполненной около 1900 года, в представленной впервые широкой публике на выставке в музее Метрополитен в 2013 году, в коллекции которого она и хранилась длительное время, слуга-афроамериканец подаёт на завтрак своим хозяевам отрезанную голову. На другой, созданной во французской фотостудии «Saint Thomas D’Aquin», натурщик жонглирует отрубленными головами.

Уильям Генри Уилер. Безголовый портрет, около 1875

Неизвестный фотограф, 1890 годы, Великобритания. Безголовый портрет мальчика

Чарльз Уильям Аллен (1818—1889), Кентербери. Безголовый портрет, 1880-е

Неизвестный фотограф, Великобритания. Безголовая женщина, 1900

Неизвестный фотограф (Франция). Бородатый мужчина держит в руке свою отрубленную голову, 1899

Уильям Роберт Боулз (1861–1918). Слуга сервирует голову на тарелке, около 1900

Голова святого Иоанна Крестителя

Викторианский безголовый портрет

Не все безголовые снимки были столь ужасными. В конце XIX века фотографии с головами, отделёнными от тела, были крайне популярны. Художники как могли завлекали публику. Иногда давили на любопытство, иногда пугали клиентов. Типичное объявление фотографа запоминалось с первого взгляда:

Безголовые фотографии: леди и джентльмены на снимках будут держать в руках собственные головы!

Первую безголовую фотографию сделал Оскар Рейландер. Снимок задумывался как провокационное произведение искусства. Художник хотел изобразить голову Иоанна Крестителя на блюде отдельно от тела. Он даже нашёл модель. Однако уговаривать незнакомого мужчину, который так подошёл по типажу, пришлось несколько лет.

Жертвы портретов викторианской эпохи

В 1881 году журнал Scientific American опубликовал странную и, вместе с тем, неприятную фотографию. На снимке стоял мул, но без головы. Сначала изображение восприняли как подделку в стиле безголовых портретов. Однако фото было подлинным.

За несколько лет до этого Чарльз Беннет открыл фирму, продающую фотооборудование. Молодой человек поставил себе цель: во что бы то ни стало уменьшить выдержку фотокамер. Такой прорыв открывал простор для спецэффектов. Другому мастеру — Ричарду Мэддоксу пришла в голову мысль заменить коллоидную смесь желатином. Беннет усовершенствовал состав. И подтвердил прорыв жутким опытом.

Читайте так же:
Самые странные животные в мире – список, названия, описание, фото и видео

Беннет прикрепил связку динамита к голове мула. Фотоаппарат зафиксировал рядом на штативе. В момент, когда раздался взрыв, устройство щёлкнуло. На снимке животное изображено без головы, но ещё стоящим на ногах. Это доказывало эффективность состава Беннета. Молодой фотограф запатентовал технологию, и она широко использовалась для создания жутких, но модных безголовых снимков.

Фотография военных с с головами в руках

Портрет Финеаса Гейджа

Жуткие фотографии Викторианской эпохи 18

Финеас Гейдж был американским железнодорожным рабочим, специалистом-взрывником. года 25-летний Гейдж готовил подрыв скалы близ Кавендиша при прокладке участка железной дороги между городами Ратмонд и Берлингтон в штате Вермонт. Ему нужно было просверлить в нужной точке скалы отверстие, заложить туда взрывчатое вещество и фитиль, утрамбовать всё это трамбовочным штырём и законопатить отверстие песком, выпустив наружу участок фитиля.

В момент, когда Гейдж занёс штырь над отверстием, куда уже была заложена взрывчатка, его отвлёк кто-то из рабочих. Гейдж обернулся и машинально опустил штырь. От соударения порох загорелся и взорвался. Штырь вошёл в скулу Гейджа под левым глазом, пробил череп и вышел из верхней части головы. Чтобы вы понимали: это штука была 3,2 см в диаметре, больше метра длиной и весила 6 кг. Пройдя сквозь череп, штырь улетел, разбрызгивая кровь и мозги, на 25 метров вверх и упал неподалёку.

Но Гейдж почему-то выжил. Сперва он упал и задёргался в конвульсиях, затем успокоился, пришёл в себя и с помощью коллег дошёл до гостиницы, где жили рабочие, — в 1,2 км от места происшествия. Когда туда через полчаса приехал хирург Эдвард Уильямс, перебинтованный на скорую руку Гейдж сидел на крыльце в кресле-качалке.

Уже через 2 месяца Гейдж вернулся к активной жизни, внешне потеряв лишь левый глаз. Но его личность изменилась кардинальным образом — друзья и родственники утверждали, что «это больше не наш Финеас». В результате травмы он потерял 4% коры и 11% белого вещества, а также связи между различными участками головного мозга. В течение 12 лет Финеаса Гейджа исследовали лучшие специалисты. На основе этого случая был выявлен ряд закономерностей, за что отвечает тот или иной участок мозга. Было сделано два снимка Гейджа. На обоих он сидит, элегантно одетый, и держит в руках тот самый трамбовочный штырь, который прошил его голову.

Финеас Гейдж умер в 1860 году от эпилептического припадка, спровоцированного старой травмой. Его череп хранится в Анатомическом музее Уоррена в Гарварде.

Это выражение как нельзя более подходит к большинству старинных фотоснимков, на которых происходит что-то странное. На самом деле там нет ничего необычного — мы просто не привыкли к той реальности, потому что живём в другой. Столь же странными и чудовищными нам порой кажутся снимки, скажем, животного мира, когда самка богомола поедает самца после спаривания или происходит ещё какая-нибудь мерзость. Каждая викторианская фотография, как и любая современная, имеет подтекст, историю, объяснение, без которых непонятно, что на ней происходит. И, когда их узнаёшь, внезапно становится совсем не страшно. Или, наоборот, ещё более не по себе. Это уж решать вам.

Совсем голову потеряли

Создателем «безголового» жанра считается британский фотограф шведского происхождения Оскар Густав Рейландер — один из «отцов-основателей» художественной фотографии, пионер фотомонтажа и человек с незаурядной биографией. До сорока лет он специализировался на живописи и литографии, а в 1853 году, заинтересовавшись фотографией, просто приехал на поезде в Лондон из Вулвергемптона, заявился к известному фотографу Николасу Хеннеману и потребовал обучить его основам фотографии — только побыстрее, в течение дня, чтобы Рейландер успел на обратный вечерний поезд («Я сэкономил бы себе год или больше, если бы счел нужным изучить основы фотографии хотя бы за месяц», — писал он позже). Впоследствии Рейландер даже снимал иллюстрации для книги Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» (причем для пяти из них сам позировал).

Именно Рейландер придумал объединять в одно фото несколько негативов. Поначалу это было вынужденной мерой. Техника тех времен плохо справлялась с групповыми портретами: стоило одной из моделей пошевелиться — и кадр был испорчен. Самый знаменитый фотомонтаж Рейландера, «Два пути жизни» (1857), составлен из 32 негативов. Для этой фотокартины-аллегории, над которой он работал полтора месяца, позировали двадцать моделей (Рейландер нанял странствующую труппу актеров, изображавших «живые картины», а ключевую роль исполнил сам). Современники набросились на автора с нападками — в первую очередь из-за того, что некоторые герои снимка были полностью или частично оголены. Обнаженная натура, дозволенная в живописи, в фотографии тогда воспринималась едва ли не как порнография: так, кураторы одной из выставок попросту скрыли левую, «неприличную» половину фотографии занавесом. Впрочем, когда сама королева Виктория купила копию «Двух путей жизни», критикам пришлось замолкнуть.

Читайте так же:
С какой скоростью движется Земля вокруг своей оси и Солнца?

Годом позже Рейландер создал первое фото в еще не существующем жанре — «Голову святого Иоанна Крестителя на блюде». Историю возникновения снимка в красках описывает коллега Рейландера Генри Пич Робинсон: «Он увидел эту голову на плечах некоего джентльмена в городе… Любопытно, что он в этот момент увидел не столько современного джентльмена, сколько картину, которую предполагала подобная голова. Прошло несколько месяцев, прежде чем художник осмелился попросить модель одолжить ему свою голову… и несколько лет, прежде чем он добился согласия». Кстати, королева Виктория впоследствии купила и этот снимок.

На этом Рейландер закончил эксперименты с фотомонтажом. «Я устал от комбинированных фоторабот: это не приносит ни прибыли, ни славы, лишь пустые споры и обвинения. Пускай на следующей выставке будут только увитые плющом руины, пейзажи и портреты, и на этом все», — раздраженно писал он в 1859 году. Но другие фотографы уже подхватили его идею.

Технику они позаимствовали у Рейландера — комбинировали негативы. «Безголовые» фото требовали долгой кропотливой работы в лаборатории (нужно было вырезать и соединять кусочки негативов так, чтобы монтаж был незаметен), поэтому обходились клиентам гораздо дороже, чем обычные портреты. Но заказчиков это не останавливало, и спрос на такие снимки был огромен. Фотограф Сэмюэл Кей Балбирни, в 1878 году открывший студию, которая специализировалась исключительно на фотомонтаже, так рекламировал свои услуги в газетах: «Фотографии духов: леди и джентльмены на фотографиях будут летать в воздухе в компании столов, стульев и музыкальных инструментов! Безголовые фотографии: леди и джентльмены на снимках будут держать в руках собственную голову!»

На снимках Балбирни и его коллег леди и джентльмены (а иногда и их дети) держали собственную голову в руках или за волосы, несли перед собой на блюде, надевали на пику. Иногда в другой руке «жертвы» оказывалось орудие ее «убийства». Существовали милейшие семейные портреты, где муж, сидя в кресле, держит на коленях голову супруги, а сама она, безголовая, стоит рядом. Или групповые фото, где целая дюжина британских офицеров выстроилась в шеренгу, держа голову под мышкой.

«Безголовые фотографии: леди и джентльмены на снимках будут держать в руках собственную голову!»

Со временем мода на «безголовые» изображения вышла за пределы Великобритании, а сюжеты стали разнообразнее. Вместо простых портретов с головой в руках фотографы снимали целые постановочные сцены: например, на фото американца Уильяма Роберта Боулза темнокожий слуга подает двум джентльменам отрезанную голову на завтрак. На другом снимке, сделанном во Франции, мужчина жонглирует отрубленными головами.

Искусствоведы расходятся во мнениях о причине популярности настолько странного жанра, да еще и в настолько чопорные времена. Большинство исследователей считает, что это просто проявление специфического викторианского юмора (жизнь была довольно скучной, надо было как-то развлекаться). Кое-кто утверждает, что такие фото — аналог современных ужастиков: снимки были призваны пощекотать нервы. Но самой правдоподобной выглядит теория, согласно которой «безголовые» фотографии — своего рода вызов «культу смерти» Викторианской эпохи.

Литература, искусство, мода — культом траура было пронизано все, и фотография не стала исключением.

Интерес к теме смерти и скорби в те времена стал напоминать одержимость. Люди бесконечно ходили в трауре по умершим членам семьи (пример подавала сама королева Виктория, до конца своих дней носившая траур по мужу, которого пережила на сорок лет). Процветали десятки магазинов траурной одежды и аксессуаров. Существовала целая индустрия траурных украшений (черных, со скорбными надписями или изображениями). Литература, искусство, мода — культом траура было пронизано все, и фотография не стала исключением.

Но пока искусство и литература романтизировали смерть и относились к ней со священным трепетом, «безголовые» снимки стали попыткой над ней посмеяться — и тем самым, возможно, преодолеть страх перед ней.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию