100kitov.ru

Интересные факты — события, биографии людей, психология
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Астрономы обнаружили, что у орбиты Юпитера «остановились» кометы, движущиеся к Солнцу

10 гипотетических планет, которые могли быть в Солнечной системе

Планета Нептун раньше была гипотетической планетой — ее существование было предсказано, но ее никто не видел. На самом деле, в разное время ученые предлагали и другие гипотетические планеты. Некоторые из них были исключены, а другие, возможно, существовали в прошлом на самом деле. Возможно, они существуют и сейчас.

Планета X

После того как в 1846 году был найден Нептун, многие астрономы решили проверить, достаточно ли его гравитации, чтобы объяснить наблюдаемое движение Урана. Но ее было недостаточно. Что ж, была еще одна невидимая планета? Девятую планету предложило очень много астрономов. Самым настойчивым искателем этой самой девятой планеты был американский астроном Персиваль Лоуэлл, который назвал ее «планетой X».

Лоуэлл построил обсерваторию с целью найти планету X, но так и не нашел. Четырнадцать лет спустя после смерти Лоуэлла астроном в его обсерватории обнаружил Плутон, но и его не хватило, чтобы объяснить движение Урана, поэтому люди продолжали искать планету X. Не остановились они и после того, как зонд «Вояджер-2» прошел мимо Нептуна в 1989 году. Тогда астрономы узнали, что неправильно измеряют массу Нептуна. И обновленная формула расчета массы Нептуна объяснила движение Урана.

Планета между Марсом и Юпитером

Марс и Юпитер

Астрономы начали задаваться вопросом, а не пропала ли планета между 12 и 48, где-то на 24 — то есть между Марсом и Юпитером. Как писал немецкий астроном Иоганн Элерт Боде, «за Марсом есть пустое пространство на 4 + 24 = 28 отрезках, на которых пока не было видно планету. Поверит ли кто-нибудь в то, что создатель вселенной оставил это пространство пустым? Конечно, нет». Когда в 1781 году был открыт Уран, размер его орбиты соответствовал вышеописанному образцу. Он вписывался в закон природы, названный законом Болде или законом Тициуса-Боде, но пропасть между Марсом и Юпитером оставалась.

Венгерский астроном Барон Франц фон Зак тоже был убежден в том, что закон Боде работает и что между Марсом и Юпитером должна быть планета. Несколько лет он искал ее и не нашел. В 1800 году он организовал несколько астрономов, которые должны были вести систематический поиск. Одним из тех астрономов был итальянский католический священник Джузеппе Пиацци, который и засек объект с нужной орбитой в 1801 году.

Объект, который был назван Церерой, был слишком мал для планеты. Церера считалась астероидом долгое время, хотя и была самым крупным из них в главном поясе астероидов. Около полувека ее считали планетой. Сегодня ее классифицируют как карликовую планету вроде Плутона. Кстати, закон Боде все же отбросили, когда обнаружилось, что орбита Нептуна не соответствует образцу.

Столкновение с Землей

Стоит отметить, что происхождение и формирование Луны до сих пор является предметом активного научного исследования. В то время как модель Теи, известная как гипотеза гигантского столкновения, лидирует, она далеко не единственная. Возможно, Луна была захвачена гравитационным притяжением Земли. Возможно, Земля и Луна сформировались в одно время, как пара. Может быть что-нибудь еще. Стоит также отметить, что юная Земля пострадала от многих крупных тел, и Тея — всего лишь одно из таких тел, которые могли привести к формированию Луны.

Вулкан

И начались наблюдения и поиски Вулкана. Некоторые солнечные пятна были приняты за новую планету, другие наблюдения более известных астрономов казались более правдоподобными. Когда в 1877 году ле Верьер умер, он верил, что существование Вулкана было или будет подтверждено. Но в 1915 году появилась общая теория относительности Эйнштейна, которая точно предсказала движения Меркурия. Планета Вулкан больше не была нужна, но люди продолжали ее поиски. Конечно, внутри орбиты Меркурия нет ничего размером с планету, но там могли быть астероидоподобные объекты, так называемые «вулканоиды».

Фаэтон

Пояс астероидов

Планета, которая якобы распалась и образовала главный пояс астероидов, стала известна как Фаэтон в честь персонажа греческой мифологии. В гипотезе Фаэтона были и проблемы. К примеру, сумма масс всех астероидов главного пояса намного меньше массы планеты. Кроме того, астероиды очень отличаются друг от друга, так как они могли произойти от одного предка? Сегодня большинство планетарных ученых полагает, что астероиды образовались вследствие постепенного слипания меньших фрагментов.

Планета V

Судя по всему, за это время на Луну упало много астероидов или комет, особенно во время так называемой «поздней тяжелой бомбардировки». Она была «поздней», потому что произошла позже остальных бомбардировок. Крупные столкновения происходили во все времена юной Солнечной системы, но эти времена давно ушли. Отсюда вопрос: что случилось такого, что временно увеличило количество падающих на Луну астероидов?

Читайте так же:
Как производят полимеры?

Около 10 лет назад Джон Чемберс и Джек Дж. Лиссо предположили, что причиной может быть давно потерянная планета, так называемая планета V. Ученые предположили, что орбита планеты V пролегала между орбитами Марса и главным поясом астероидов до тех пор, пока гравитация внутренних планет не подвела планету V слишком близко к поясу астероидов и те попросту ее не атаковали. Планета, в свою очередь, отправила их на Луну. Сама же отправилась на Солнце и упала на него. Гипотеза встретила волну критики — не все согласились с тем, что большая поздняя бомбардировка была, а если и была — есть и другие объяснения без необходимости существования планеты V.

Пятый газовый гигант

Газовый гигант

Все случилось очень быстро, в рамках солнечной системы. Почти круговые орбиты Юпитера и Сатурна напряглись, а у Сатурна, Урана и Нептуна было несколько «близких встреч». Облако мелких объектов задрожало и началась поздняя тяжелая бомбардировка. Как только она успокоилась, орбиты Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна стали почти такими, как сейчас.

Модель Ниццы также предсказала другие особенности текущей солнечой системы вроде троянских астероидов Юпитера, но объяснила далеко не все. Ей нужно было усовершенствование. Было предложено добавить пятый газовый гигант. Моделирование показало, что событие, вызвавшее позднюю тяжелую бомбардировку, также вытолкнуло газовый гигант из Солнечной системы. И такое моделирование приводит к нынешнему виду Солнечной системы, так что идея далеко не глупа.

Причина возникновения пояса Койпера

Пояс Койпера

С тех пор астрономы определили более 1000 других объектов, и этот список постоянно растет. Почти все из них находятся в пределах 48 астрономических единиц (а. е. — это дистанция от Солнца до Земли), что удивило астрономов, которые ожидали найти больше объектов за пределами этого круга. Дело в том, что гравитация Нептуна должна была вычистить ряд таких объектов, которые раньше были ближе, но дальние объекты должны были оставаться вне зависимости от Нептуна с ранних дней Солнечной системы.

Неожиданная россыпь объектов в пределах 48 а. е. стала известна как «пояс Койпера», и никто не знает, почему так случилось. Разные группы ученых предполагали, что пояс Койпера был порожден невидимой планетой. Патрик Лыкавка и Тадаши Мукаи пересмотрели все эти теории и вывели свою собственную. Их планета могла породить пояс Койпера и многие другие наблюдаемые особенности пояса Койпера. К сожалению, она должна быть в пределах 100 а. е., а это очень далеко, так что найдем мы ее нескоро, если она вообще существует.

Причина орбит типа Седны

Как Седна попала на такую орбиту? Она никогда не подходит достаточно к Солнцу, чтобы быть затронутой любой из восьми планет. Браун и его коллеги писали, что орбита Седны «может быть результатом смущения еще не обнаруженной планетой, возмущением аномально тесной встречи со звездой или формированием Солнечной системы в кластере звезд». Ко всеобщему удивлению, в марте 2014 года астрономы обнаружили второй объект на подобной орбите, ныне известный как 2012 VP113. Эта находка возродила сплетни о возможности существования невидимой планеты.

В теории длиннопериодичные кометы должны приходить в равных количествах со всех сторон. В действительности же, кометы приходят с одной стороны чаще, чем с других. Почему? В 1999 году Джон Матезе, Патрик Уитмен и Даниэль Уитмайр предположили, что причиной может быть большой далекий объект под названием Тихе. Масса Тихе, по оценке ученых, должна составлять три массы Юпитера. Расстояние до Солнца — около 25 000 а. е.

Тем не менее космический телескоп WISE недавно осмотрел все небо и предоставил Матезе неутешительные результаты. 7 марта 2014 года NASA сообщило, что WISE «не обнаружил ни одного объекта больше Юпитера в пределах 26 000 а. е.». Судя по всему, планета Тихе не существует.

Разработка урока по географии на тему «Малые тела Солнечной системы»

Мы продолжим сегодня путешествие по Солнечной системе. А начать наш урок я хочу с воспоминаний очевидца одного необычного явления.

Утром 30.06.1908 г жители области Подкаменная Тунгуска около получаса наблюдали ярко светящийся объект формы трубы, падающий сверху. По словам очевидцев, свет был так силён, что невозможно было смотреть невооружённым глазом. В 7.17. по местному времени прогремел оглушительный взрыв. Звук взрыва был слышен в радиусе 800 км. Поезда транссибирской магистрали остановились.

Появились тёмные облака. В тайге начался тёмный, жирный дождь. Взрыв был настолько сильным, что сейсмические лаборатории по всему миру зарегистрировали сильные землетрясения-, при том, что чувствительность старой техники нельзя сравнить с сегодняшним оборудованием.

О каком небесном теле говорится в рассказе?

Какие ещё небесные тела, кроме планет, вы знаете в Солнечной системе?

Читайте так же:
Как делают дубовые бочки для коньяка

-Что нужно изучить на уроке? Сформулируйте тему урока (слайд 1)

Запишем тему нашего урока «Малые тела Солнечной системы»

— какие цели мы поставим?

Цели урока:
1. Изучить строение астероидов, комет, метеоритов и метеоров;
2. Выяснить, чем они отличаются от других небесных тел

3. Какую роль они играют для Земли?

Обсуждение ответов учеников.

Ребята, как вы думаете, а зачем нам надо знать малые небесные тела?

Может это вам как-то пригодиться в жизни?

Долгое время метеориты были единственными образцами внеземного вещества. Исследуя их, учёные узнают, из чего образовались крупные тела Солнечной системы, в т.ч. и наша планета Земля, угроза для Земли.

Сегодня мы с Вами совершим виртуальную космическую экскурсию и поближе познакомимся с названными небесными телами.

После экскурсии нам предстоит делать записи в бортовом журнале космического корабля (рабочий лист к уроку).

Для того чтобы узнать о строении этих небесных тел и их отличиях друг от друга, вам предстоит работа в командах. Работать вы будете по плану, который на слайде. Для того чтобы найти ответ на каждый пункт плана, вы можете использовать материал учебника.

План изучения объекта: 5 мин.
1. Определение
2. Форма, размеры
3. Строение
4. Расположение в Солнечной системе
5. Вывод

2. Астероиды (слайд 2)

1 января 1801 года итальянский астроном Джузеппе Пиацци в свой телескоп обнаружил новое небесное тело, которое выглядело как планета, оно не испускало свет, но было намного меньшего размера, чем известные планеты. Оно и подобные ему тела были названы астероиды. Астероиды – это не звезды. Как и планеты, они не испускают собственного света и обращаются вокруг Солнца. Поэтому их называют малыми планетами. (Слайд 3)

Что такое астероиды? (слайд 4, 5)

На сегодня открыты и зафиксированы уже несколько сотен тысяч астероидов. Ещё тысячи открываются каждый год. Несомненно, существуют ещё сотни тысяч подобных объектов, которые слишком малы, чтобы быть различимыми с Земли. Существует 26 известных астероидов с диаметром более 200 км. (Слайд 6 — 11)

Исторически сложилось, что все астероиды носят женские имена, и им присваивается номер, который обозначает местоположение в солнечной системе. Один из крупнейших астероидов солнечной системы носит название Церера – открыт он в 1915году, он имеет почти сферическую форму, как и планеты и всего в раз 5 меньше Луны

И большинство из них находятся между орбитами Юпитера и Марса. Это скопление называют – поясом астероидов (слайд 12-15)

Происхождение астероидов ещё не выяснено. Предполагают, что это остатки вещества, из которого когда-то образовались планеты Солнечной системы. (слайд 16). Светятся ли астероиды?

Какие опасности можно ожидать?

Если вы любите смотреть фантастические фильмы, возможно, вам знаком сценарий столкновение нашей планеты с астероидом. Да это возможно (видеосюжет)

31 марта 2011 года, мимо Земли, на расстоянии всего 6500 километров над землёй пролетел другой астероид. Объект, под номером 2004 FU162, который достигал 5-10 метров в поперечнике, сгорел бы, взорвавшись как огненный шар, если бы он врезался в атмосферу Земли.

Проблема в том, что астрономы не его обнаружили только после прохождения этого астероида мимо Земли. Учёные ошиблись в расчётах орбиты астероида на целых 20 градусов из-за воздействия гравитации Земли.

Предыдущий рекорд, сближения астероида с Землёй, был отмечен 18 марта 2011 года. Объект под номером 2004 FH, пролетел мимо Земли на расстоянии примерно 40 тысяч километров. Это был астероид большего размера (около 30 метров в диаметре). Астероид такого размера при вхождении в атмосферу способен произвести взрыв, эквивалентный взрыву одной мегатонны тротила.

Подведём итог: Что мы узнали об астероидах.

Неправильной формы Астероиды Не испускают света

Обращаются вокруг Солнца Малые планеты

3. Кометы (слайд 17)

На ночном небе, среди привычных фигур созвездий вдруг появляется яркая новая звезда, окружённая туманной оболочкой и украшенная длинным серебристым хвостом. От ночи к ночи она медленно движется, меняет свой внешний вид. Просияв несколько недель или дней, слабеет и пропадает среди звёзд или исчезает в лучах Солнца. Это конечно не звезда, а яркая … комета. Люди замечали их с незапамятных времён — летописи, исторические хроники, устные сказания донесли до нас сведения об их появлении на небе в самых разных сторонах света. Яркие кометы — это редкое событие — они появляются три-четыре раза в столетие. Издавна кометы пугали людей. Их считали предвестниками различных бед, таких как эпидемии, голод, войны. Сейчас мы знаем, что кометы – это часть Солнечной системы (слайд 18-21)

Эти небесные тела получили своё название от греческого слова «кометес», что означает «волосатая». (слайд 22)

Читайте так же:
Дела, которые можно выполнить за 5 минут: советы эксперта

Комета Галлея — самая старая периодическая комета. Она наблюдалась 31 раз, причём первый раз — в 446 до н. э. Комета Галлея обращается вокруг Солнца с периодом около 76 лет. приближается к Солнцу за один виток она обтаивает на 200 метров. В следующий раз она появится над Землёй в 2061 г.

Крупнейшие кометы конца 20 — начала 21 века — Хейла Боппа, Ричарда Уэста. (слайд 23-30)

Какое роскошное диво!

Почти занимая полсвета,

Загадочна, очень красива

Парит над Землёю комета.

И хочется думать:

Явилось к нам светлое чудо?

И хочется плакать, когда

Оно улетит без следа.

А хвост её — пыль и вода!

Неважно, к нам Чудо идёт,

А Чудо прекрасно всегда! Римма Алдонина

Что вы узнали из этого стихотворения о строении кометы (слайд 31)

Главная часть кометы – ядро. Состоит из льда, замёрзших газов и твёрдых частиц разных веществ. (слайд 32-33)

По мере приближения к Солнцу, ядро нагревается и его вещества начинаются испаряться. Вокруг ядра образуется оболочка, появляется длинный хвост (видео).

Он может вытягиваться на миллионы километров и всегда направлен в сторону Солнца. Со временем под действием солнечного тепла многие кометы полностью разрушаются.

Посмотрите в учебник и зарисуйте строение кометы.

Опасности? (орбиты комет слайд 36)

Бывают случаи, когда кометы сталкиваются с планетами. (Видео исчезновения динозавров). Слайды 37-38.

Выполните задание на сравнение комет и астероидов (слайд 39).

4. Метеоры. (Слайд 41)

Вы когда-нибудь видели падающие звезды? Как Вы думаете, после такого падения, становится ли звёзд на небе меньше? (слайд 42-45)

Но это никакие не звезды, а пылинки и мелкие обломки ядер комет, которые попадают в атмосферу нашей планеты, и сгорающие от трения об воздух. А раз в 33 года Земля сталкивается с метеорным потоком Леониды.

Что такое метеоры? (слайд 46)

Можно ли наблюдать их на Луне? Почему? (ответы в рабочем листе).

5. Метеориты (видео Челябинский метеорит). (Слайд 47)

Совсем иное дело метеориты — это крупные обломки, которые полностью не сгорают в атмосфере нашей планеты и падают на её поверхность. (слайд 48). Они имеют разный состав: каменные, железные, железокаменные (слайд 49-50). Всего в год на Землю падает около 2000 разных метеоритов. (слайд 51-53). С одинаковой вероятностью метеорит может упасть в любой точке планеты. Крупные метеориты крайне редко падают на нашу планету. Например, Тунгусский метеорит (бассейн р. Подкаменная Тунгуска, 30 июня 1908 г.). Кратер или астроблема в штате Аризона имеет диаметр более 1 км. А самый большой кратер находится на севере Сибири и имеет диаметр более 100 км.

Итак, мы с Вами совершили космическую экскурсию, в ходе которой познакомились с мелкими телами небесными телами Солнечной системы. И теперь, как настоящим космонавтам, нам необходимо сделать записи в нашем бортовом журнале.

6. Подведение итогов.

Подчеркните фразы, характеризующие вашу работу на уроке по трём направлениям

Узнал больше, чем знал

Не понял материал

За работу на уроке я поставлю себе______

Содержимое разработки

Рабочий лист к уроку ученика(цы) 5 ____ класса________________________________

Тема урока: _______________________________________________________________

1. Что означает слово «Астероиды». Дайте определение.

Астероиды — означает…____________________________________________________________

Астероиды — это…_____________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________

2. Покажите правильность расположения пояса астероидов, используя текст учебника §12

Меркурий Венера Земля Марс Юпитер Сатурн Уран

3. Заполните таблицу, используя текст учебника, стр. 61-62. Напишите, чем отличаются астероиды и кометы. Ответы запишите в таблицу.

Основные черты

Основные черты

4. Дорисуйте схему, подпишите состав частей кометы.

5. Метеоры – это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Можно ли наблюдать метеоры на Луне? Почему? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Метеориты- это_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Можно ли наблюдать метеориты на Луне? Почему? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Дополнительные вопросы (повышенный уровень сложности)

1) Где находятся орбиты большинства астероидов? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2). Как отличить при наблюдении комету без хвоста от обычной туманности? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3). Почему на астероидах отсутствует атмосфера? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4). Привести примеры 3-х астероидов_______________________________________________________________________________

5). Привести примеры 3-х комет___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6). От каких причин зависит длина «хвоста» кометы? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Подчеркните фразы, характеризующие вашу работу на уроке по трём направлениям

Игра – викторина на День космонавтики для учащихся 3-4 класса. Конспект

(Космос, солнце, планета, земля, ракета, скафандр, орбита, луна)
-Продолжаем путешествие.
Остановка №3. Сатурн.
Это второй по величине газовый гигант, названный в честь античного бога. Он состоит из водорода и гелия, но на его поверхности были обнаружены следы метана, аммиака и воды. Самая главная особенность Сатурна — это наличие ярких колец. Четыре кольца Сатурна — это самое удивительное явление в Солнечной системе. Необычно то, что внутренние кольца движутся быстрее, чем наружные.
— Ребята, наше следующие задание отгадать загадки.
Задание №6. Загадки.
Задача команды как можно больше отгадать загадок.
Учитель читает загадки, дети отгадывают.

Загадки:

Читайте так же:
Куртка с ассиметричной застежкой

1.В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его — полоска света,
А зовут объект… (Комета)
2.Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит. (Космонавт)
3.Синие полотнище
Золотыми гвоздями приколочено. (Звезды на небе)
4.Самый первый в космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень,
Наш космонавт … (Гагарин)
5.Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется… (Земля)
6.Шел я мимо, Видел чудо —
Висит в небе Круглое блюдо. (Луна)
7.Выше леса, выше гор расстилается ковер.
Он раскинут над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий, то он ярко—голубой. (Небо)
8.Состоит из точек свет,
Полна горница планет. (Космос)
-Летим дальше!
Остановка №4. Уран.
Седьмая от Солнца планета — Уран. Она самая холодная из всех — температура опускается до -224 °С. Уран относят к отдельной категории ледяных гигантов. Удивительная особенность данного небесного тела в том, что вращается оно, лежа на боку. Как и у всех планет-гигантов, у Урана есть кольца и много спутников. Целых 13 колец вращается вокруг него, но они не такие яркие, как у Сатурна, планета удерживает 27 спутников.
— Смотрите все буквы перепутаны. Вероятно, инопланетяне не знают русского языка. Вам надо поставить согласные и гласные буквы так. Чтобы получились слова.
Задание №7. Перевёртыши.
Задача команды составить слова.
Командам раздаются карточки со словами.

Слова перевёртыши:
СОСОМК — космос
АНАФКСДР — скафандр
ИДОНАМУГ — гуманоид
АТИОРБ — орбита
ОНАВТКОСМ — космонавт
ЦЕОЛСН — солнце
-Молодцы, навели порядок в буквах. Летим дальше.
Остановка №5. Нептун.
Нептун окружён яркими голубыми облаками. Отличается буйством сильнейших ураганов, скорость которых часто достигает за час величины в пару тысяч километров. Все ветры обдувают планету вдоль экватора, навстречу ее движению.
— На этой планете мы будем разгадывать кроссворд. Ребята здесь вам надо будет немножко подумать, но кто был внимательным быстро с этим справится.
И только после этого мы сможем полететь на Землю, домой.
Задание №8. Кроссворд.
Задача команды разгадать кроссворд.
Учитель раздаёт кроссворды, дети разгадывают.

Вопросы (по горизонтали):
Ключевое слово – ВСЕЛЕННАЯ.
1.Представляет собой каменную или металлическую глыбу, движущуюся вокруг Солнца? (Астероид)
2.Самая большая планета Солнечной системы? (Юпитер)
3.Спутник Земли? (Луна)
4.Единственная планета Солнечной системы, которая вращается против часовой стрелки? (Венера)
5.Бывает искусственный и естественный? (Спутник)
6.Самая холодная планета? (Уран)
7.Небесное тело небольших (по космическим меркам) размеров, состоящая изо льда, пыли и вкраплений металла? (Комета)
8.Планета, на которой мы живём? (Земля)

-Молодцы ребята. Справились с заданием.
Остановка №6. Земля.
Единственное место в Солнечной системе, да и во всей известной астрономам Вселенной, где существует жизнь, — это планета Земля.
Задание №9. Допиши слово.
Задача команды разгадать слова.
Учитель раздаёт карточки, дети разгадывают слова.

Что наблюдать на небе в августе: метеорный поток Персеиды, пять ярких планет и две кометы для телескопа

Визитная карточка августа — метеорный поток Персеиды. Давайте разберемся, когда и как можно насчитать больше всего «падающих звезд» и как за ночь поймать в окуляр телескопа не только все яркие планеты Солнечной системы — от Меркурия до Сатурна — но и пару-тройку комет.

Яркий метеор потока Персеиды

Когда речь заходит о падающих звездах, прежде всего вспоминают об августе и метеорном потоке Персеиды. С 17 июля по 24 августа Земля пролетает 100 миллионов километров по орбите (это две трети расстояния до Солнца), и всё это время двигается через поток частиц, оставленных кометой Свифта-Таттла.

В этом году пик интенсивности метеорного потока придется на ночь с 11 на 12 августа. Зенитное часовое число метеоров (ZHR), по прогнозам Международной метеорной организации, может достичь 100 метеоров вместо среднего значения 50-70. Плюс этого года — в том, что ночь максимальной интенсивности придется на время, близкое к последней четверти Луны. Поэтому лучшее время для наблюдения метеоров — первая половина ночи, пока Луны нет на небе. Чем дальше вам при этом удастся уехать от городской засветки, тем лучше. Оптические приборы для наблюдений не требуются: ведь поле зрения даже бинокля, не говоря уже о телескопе, ничтожно мало по сравнению с областью неба, на которую стоит обратить внимание.

Мельчайшие пылинки, сталкиваясь с Землей, оставляют неизгладимое впечатление у наблюдателей на поверхности планеты. Метеоры Персеид, летя со скоростью примерно 60 километров в секунду, сталкиваются с верхней частью атмосферы на высотах около 80 километров. При наблюдении в период максимума потока нам будет казаться, что следы метеоров исходят из области красивейшего созвездия северного полушария неба — созвездия Персея. Вы найдете его на северо-востоке, ориентируясь на известное созвездие Кассиопея.

Читайте так же:
Работает ли гипноз?

Наблюдаем яркие планеты

Фото Сатурна через телескоп

Christopher Go / Sky & Telescope

Пять планет Солнечной системы — Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн — известны с глубокой древности, их легко найти на небе невооруженным глазом. В августе можно увидеть их все.

Наиболее сложен для наблюдения Меркурий — большую часть времени он настолько близок к Солнцу, что буквально тонет в его сиянии, но в начале августа, на рассвете, в созвездии Близнецов на светлом небе можно увидеть его красную искорку. Затем Меркурий пройдет между Солнцем и Землей (правда, не совсем на одной линии — на диске Солнца мы его не увидим), чтобы 1 октября засиять на вечернем небе на наибольшем угловом расстоянии от Солнца.

А вот для Венеры, самой яркой планеты Солнечной системы, наибольшее угловое расстояние от Солнца наступит уже в этом месяце. Утром 13 августа ее можно будет наблюдать дольше всего и практически на темном небе. В телескоп будет видна фаза планеты.

Марс в августе активно готовится к противостоянию — его блеск, уже в июле бросавшийся нам в глаза, возрастет за месяц практически в два раза. Красную планету можно наблюдать на фоне звезд созвездия Рыб, в середине ночи она поднимается над восточным горизонтом. Невооруженным глазом Марс выглядит как яркая красновато-оранжевая звезда, а в телескоп уверенно различим его диск.

Сатурн и Юпитер в августе. Юго-восточный горизонт через час после заката

Планеты-гиганты Юпитер и Сатурн после противостояния в июле практически остановились в своем движении в созвездии Стрельца. Для нас, наблюдателей из Северного полушария Земли, такое положение наиболее интересных планет гигантов — невысоко над горизонтом, в созвездии, где расположена сейчас точка зимнего солнцестояния — неудобно, но мы можем радоваться, что они ее миновали, и с каждым годом условия наблюдения явлений в системе спутников Юпитера и колец Сатурна будут только улучшаться. Газовые гиганты наблюдаются в августе рядом друг с другом. Юпитер невооруженным глазом отличить от Сатурна легко — он значительно более ярок.

Цель для телескопа — кометы

Фото кометы NEOWISE через телескоп

В. Шевцов, Ю. Шевцова / Иркутское региональное астрономическое общество

Героиня прошлого месяца, комета C/2020 F3 NEOWISE, благополучно пережила сближение с Солнцем, прошла на расстоянии 103 миллионов километров от Земли и сейчас продолжает от нас отдаляться. Невооруженным глазом ее уже не увидеть, но комета по-прежнему прекрасная цель для визуальных наблюдений в телескоп и астрофотографии. Она перемещается по созвездиям Волосы Вероники, Волопаса и Девы, а это значит, что искать на небе ее нужно невысоко над горизонтом на западе. Кстати, в том же направлении можно найти еще пару относительно ярких — для телескопа, конечно — хвостатых странниц: C/2019 U6 Lemmon и С/2017 T2 PANSTARRS. Лучшее время для охоты за кометами и вообще любыми туманными объектами — середина августа: Луна убывает (последняя четверть 12 августа), поднимается над горизонтом поздно, а значит, не засвечивает небо в начале ночи. Самые темные ночи, конечно, ждут нас в новолуние — оно в этом месяце 19 числа.

Путь кометы С/2020 F3 NEOWISE

Федор Шаров / blog.astronomypage.ru

Комета C/2019 U6 Lemmon открыта 31 октября 2019 года автоматическим обзором Mount Lemmon Survey в обсерватории Маунт-Леммон в Аризоне. Ее орбитальный период составляет около 5200 лет. Комета прошла перигелий 18 июня 2020 года и в максимуме своей яркости была примерно шестой звездной величины. Сейчас ее блеск составляет примерно 9-9,5 звездной величины.

Путь кометы C/2019 U6 Lemmon

Федор Шаров / blog.astronomypage.ru

Комета С/2017 T2 PANSTARRS открыта 2 декабря 2017 года системой автоматических телескопов PANSTARRS на Гавайских островах. Перигелий она прошла 4 мая 2020 года, находясь на безопасном расстоянии от Солнца — примерно на таком же, как Марс. Путь кометы к Солнцу из облака Оорта занял несколько миллионов лет. Сейчас блеск С/2017 T2 PANSTARRS составляет около 10 звездной величины — хорошая цель для телескопа с апертурой от 200 мм.

Комета C/2017 T2 PANSTARRS 22 мая 2020 года, справа от пары галактик М81 и М82

Смотрите на небо вместе с N + 1! Мы желаем вам ясной погоды и успешных наблюдений.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию